Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о мониторинге этноконфессиональных и межнациональных отношений и оперативном реагировании на проявления межнациональной напряжённости на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа
от 13 апреля 2015 г. N 318-П)
I. Общие положения
1.1. В настоящем Положении используются следующие понятия:
а) межнациональная напряженность - особое психическое состояние этнической общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие;
б) межнациональный конфликт - столкновение интересов двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией действий;
в) конфликтная ситуация в сфере межнациональных отношений (далее - конфликтная ситуация) - наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан либо представляющих их интересы некоммерческих организаций, искаженной и непроверенной информации, неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменений, проецируемых на этническую или религиозную почву;
г) этническая общность - общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры;
д) диаспоры - группы лиц, относящих себя к определенной этнической общности и находящихся вне исторической территории расселения;
е) национальные общественные объединения - общественные объединения, созданные в соответствии с федеральным законодательством, в том числе федеральными законами от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и зарегистрированные в установленном порядке в качестве юридических лиц, а также общественные объединения, действующие без регистрации в качестве юридического лица и осуществляющие свою деятельность по защите интересов и прав своих членов в национальной, культурной и социальной сферах, а также иную деятельность, имеющую национально-культурную направленность.
Исполнительный орган государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственный за организацию и проведение мониторинга этноконфессиональных и межнациональных отношений и оперативного реагирования на проявления межнациональной напряженности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - уполномоченный орган, автономный округ), устанавливается постановлением Правительства автономного округа.
1.2. К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны исполнительных органов государственной власти автономного округа, относятся:
а) публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или их группами и представителями исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;
б) конфликтные ситуации между одной или несколькими этническими общностями либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения;
в) общественные акции протеста на национальной или религиозной почве;
г) открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.
II. Мониторинг
2.1. Мониторинг этноконфессиональных и межнациональных отношений (далее - мониторинг) охватывает этнические группы и население, исторически проживающие на соответствующей территории, а также общественные объединения и религиозные организации, созданные представителями определенной этнической или религиозной общности в целях реализации своих духовных, социальных и этнокультурных интересов.
2.2. Результаты мониторинга формируются на основе полной, своевременной и достоверной информации об этнических, демографических, миграционных и экономических процессах, влияющих на межнациональные отношения в автономном округе, а также анализа, подготовки прогноза их развития и выработке рекомендаций по предотвращению возможной межнациональной напряженности.
2.3. С целью выявления конфликтных ситуаций уполномоченным органом осуществляется постоянный мониторинг состояния конфликтности в этноконфессиональных и межнациональных отношениях, задачами которого являются:
а) получение, обработка и анализ данных о состоянии этноконфессиональных и межнациональных отношений, а также информации о деятельности этнокультурных и казачьих общественных объединений, религиозных организаций, диаспор, малочисленных народов и этнических групп и т.д.;
б) своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений, предупреждение или ликвидация столкновений социальных, политических, экономических, культурных интересов двух и более этнических общностей, принимающих форму межнационального конфликта на территории автономного округа.
2.4. Объектом мониторинга является влияющая на состояние этноконфессиональных и межнациональных отношений деятельность:
а) органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;
б) образовательных организаций;
в) средств массовой информации;
г) коммерческих организаций;
д) некоммерческих организаций, представляющих интересы этнических общностей;
е) казачьих обществ и общественных объединений казаков;
ж) религиозных организаций и религиозных объединений;
з) групп лиц, представляющих интересы диаспор;
и) отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных отношений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2.5. Информационной основой мониторинга являются:
- систематизированные данные об этнических, демографических, миграционных и экономических процессах, общественно-политической ситуации в разрезе муниципальных образований в автономном округе;
- данные территориальных органов федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, органов государственной статистики, сведения государственных учреждений, а также организаций иных организационно-правовых форм;
- сведения, поступающие по системе "Телефон доверия", о конфликтных ситуациях в сфере этноконфессиональных и межнациональных отношений в автономном округе;
- информация, полученная в результате социологических исследований (в том числе массовых опросов, экспертных опросов, проведения фокус-групп, анализа печатной и электронной периодики, публикаций в электронных средствах массовой информации) по проблемам межнациональных отношений;
- информация, поступившая от религиозных организаций и национальных общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории автономного округа;
- информация, полученная с использованием информационно-аналитической системы "Медиалогия", а также данные мониторинга о состоянии этноконфессиональных и межнациональных отношений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (сайты, блогосфера, социальные сети и т.д.).
2.6. Предметом мониторинга являются формирующиеся межнациональные конфликтные ситуации, а также процессы, воздействующие на состояние этноконфессиональных и межнациональных отношений:
- экономические (уровень и сферы занятости населения, уровень благосостояния, распределение собственности);
- политические (представительство различных этнических общностей в законодательных и исполнительных органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, формы реализации политических прав);
- социальные (доступ к услугам, предоставляемым социальной инфраструктурой);
- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
- иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние этноконфессиональных и межнациональных отношений.
III. Осуществление мониторинга
3.1. Мониторинг проводится в рамках взаимодействия территориальных органов федеральных органов государственной власти в автономном округе, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, религиозных организаций и национальных общественных объединений, действующих на территории автономного округа, на основе показателей, установленных в приложении к настоящему Положению.
3.2. В рамках мониторинга осуществляется:
а) рассмотрение и анализ устных и письменных обращений граждан и должностных лиц, в том числе получение информации по системе "Телефон доверия" о конфликтных ситуациях в сфере этноконфессиональных и межнациональных отношений в автономном округе, результатов приема граждан по вопросам, касающимся этноконфессиональных и межнациональных отношений;
б) получение информации в устной и (или) письменной форме от религиозных организаций и национальных общественных объединений по вопросам состояния этноконфессиональных и межнациональных отношений в ходе встреч, рабочих совещаний, "круглых столов", конференций;
в) участие сотрудников уполномоченного органа и последующий анализ этноконфессиональной ситуации при проведении религиозными организациями и национальными общественными объединениями массовых мероприятий;
г) получение информации в устной и (или) письменной форме, посредством электронной связи от территориальных органов федеральных органов государственной власти в автономном округе, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе;
д) получение информации на основе мониторинга средств массовой информации, сайтов, блогосферы, социальных сетей и т.д., в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
е) проведение социологических исследований с целью выявления оценки населением межнациональных отношений в автономном округе.
IV. Функции уполномоченного органа
4.1. В случае поступления информации о наличии межнациональной напряженности или возникновении конфликтной ситуации, полученной в результате мониторинга, уполномоченный орган:
а) взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, на территории которых возможна конфликтная ситуация, лидерами национальных общественных объединений, в том числе казачьих, религиозных организаций, диаспорами с целью выяснения ситуации;
б) информирует члена Правительства автономного округа, координирующего деятельность уполномоченного органа, или (при необходимости) Губернатора автономного округа о наличии межнациональной напряженности, возникновении конфликтной ситуации и действиях, предпринимаемых для их предотвращения;
в) разрабатывает план первоочередных мер по предупреждению возможной конфликтной ситуации и направляет на место конфликтной ситуации для ее изучения своего представителя по согласованию с Губернатором автономного округа или членом Правительства автономного округа, координирующим и контролирующим деятельность уполномоченного органа;
г) в течение 5 рабочих дней вносит предложение члену Правительства автономного округа, координирующему деятельность уполномоченного органа, о необходимости формирования рабочей группы для комплексного рассмотрения на месте обстановки, способной привести к межнациональной напряженности и конфликтной ситуации. Решение о создании рабочей группы оформляется постановлением Правительства автономного округа, которым также утверждается состав, порядок и срок осуществления деятельности рабочей группы;
д) обеспечивает взаимодействие со средствами массовой информации, в том числе посредством проведения пресс - конференций, распространения пресс - релизов и других методов, включая работу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
е) организует проведение мониторинга освещения данной ситуации в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и разъяснительной работы, направленной на предотвращение публикации материалов, способных привести к развитию межнациональной напряженности и конфликтной ситуации;
ж) обеспечивает (в случае необходимости) взаимодействие с правоохранительными органами, иными территориальными органами федеральных органов государственной власти в автономном округе и способствует их привлечению к анализу и урегулированию ситуации;
з) организует встречи с руководителями национальных общественных объединений, лидерами религиозных организаций, пользующимися авторитетом деятелями науки и культуры, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений по вопросам формирующейся межнациональной напряженности и конфликтной ситуации.
V. Оперативное реагирование
5.1. В целях обеспечения оперативного реагирования на выявленные факты межнациональной напряженности и конфликтной ситуации:
а) исполнительные органы государственной власти автономного округа обеспечивают информирование уполномоченного органа о фактах проявления межнациональной напряженности и конфликтной ситуации незамедлительно с момента их выявления;
б) уполномоченный орган осуществляет информирование о фактах проявления межнациональной напряженности незамедлительно с момента их выявления:
- Губернатора автономного округа, члена Правительства автономного округа, координирующего деятельность уполномоченного органа;
- уполномоченных представителей традиционных религиозных конфессий, лидеров национальных общественных объединений, диаспор для принятия мер по устранению причин и обстоятельств, способствующих проявлениям межнациональной напряженности.
5.2. В целях своевременного и достоверного информационного освещения межнациональной напряженности и конфликтной ситуации исполнительные органы государственной власти автономного округа совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе:
а) оперативно доводят до населения через средства массовой информации сведения о развитии ситуации и деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе по ликвидации межнациональной напряженности и конфликтной ситуации;
б) организовывают брифинги, пресс-конференции, радио- и телеинтервью руководителей исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе в средствах массовой информации.
5.3. В целях ликвидации последствий межнациональной напряженности и конфликтных ситуаций деятельность рабочей группы, сформированной в соответствии с подпунктом "г" пункта 4.1 настоящего Положения, может быть продолжена.
По итогам деятельности рабочей группы вырабатываются предложения по профилактике и предотвращению возникновения аналогичной межнациональной напряженности и конфликтной ситуации, которые вместе с результатами ликвидации последствий межнациональной напряженности и конфликтной ситуации направляются в территориальные органы федеральных органов государственной власти в автономном округе, исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.