Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально- экономического развития муниципального образования город Ноябрьск
Подпрограмма "Комплексные меры по противодействию экстремизму и терроризму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2014 - 2017 годы" разработана в рамках реализации полномочий Администрации города Ноябрьска участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории города Ноябрьска в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указами Президента РФ от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", "Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, Уставом муниципального образования город Ноябрьск, а также на основании постановления Главы города от 11.04.2008 N П-516 "О создании Комиссии муниципального образования город Ноябрьск по противодействию экстремистской деятельности".
Реализация органами местного самоуправления мер по профилактике экстремизма нацелена, в том числе, на проведение мероприятий по укреплению единства российской нации, формированию общегражданской идентичности россиян, обеспечению динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму.
Миграционные процессы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в целом и в городе Ноябрьске в частности, сложившаяся оперативная обстановка и ситуация в сфере межнациональных отношений в центральной части России, на приграничной к Ямалу территории Ханты-Мансийского автономного округа и в Ямало-Ненецком автономном округе, межконфессиональное пространство города, обязывают органы местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, правоохранительными органами, институтами гражданского общества принимать максимально возможные меры по недопущению обострения этноконфессиональных отношений, принятию неотложных мер по снижению их деструктивного влияния на государственную и общественную безопасность.
Многонациональность является исторической чертой города Ноябрьска. Несмотря на то, что основную часть населения составляют русские, в городе мирно уживаются представители многих других народов: украинцы, белорусы, татары, башкиры, а также уроженцы республик Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии.
Активизация миграционных процессов на протяжении последних лет характеризуется притоком населения из ближнего зарубежья и Северо-Кавказского региона, обусловленных использованием работодателями вахтового метода работы с привлечением жителей других регионов России и иностранных граждан. Так, согласно статистическим данным, основанным на итогах переписи населения 2010 года, национальный состав населения города представлен следующим образом: русские - 72 514 чел. (65,6%), украинцы - 13 589 чел. (12,3%), татары - 7 416 чел. (6,7%), азербайджанцы - 3 202 чел. (2,9%), башкиры - 2 497 чел. (2,3%), белорусы - 1 686 чел. (1,5%), молдаване - 1 216 чел. (1,1%), лезгины - 706 чел. (0,6%), чуваши - 652 чел. (0,6%), узбеки - 510 чел. (0,5%), таджики - 450 чел. (0,4%), кумыки - 415 чел. (0,4%), чеченцы - 442 чел. (0,4%), марийцы - 396 чел. (0,4%), немцы - 369 чел. (0,3%), армяне - 326 чел. (0,3%), мордвины - 256 чел. (0,2%), казахи - 247 чел. (0,2%), болгары - 153 чел. (0,1%), удмурты - 135 чел. (0,1%), ханты - 49 чел. (0,05%), коми - 29 чел. (0,03%), ненцы - 22 чел. (0,02%), селькупы - 16 чел. (0,02%), манси - 12 чел. (0,01%), прочие национальности - 3 315 чел. (3%).
Так, анализ статистических данных показывает, что число выходцев из Северо-Кавказского региона, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск, в 2010 году выросло по сравнению с 2002 годом в 1, 3 раза, а по сравнению с 1989 годом - в 2,7 раза; число выходцев из стран Средне-Азиатского региона возросло по сравнению с 2002 годом - в 1,6 раза, а с 1989 годом - в 2,3 раза.
Сравнительно развитая и дееспособная экономика города, многонациональность и наличие значительных по численности диаспор с широкими родственными связями становятся причиной изменения этнического состава населения, прежде всего за счет миграции.
Ежегодно основную долю миграционного потока на территорию муниципального образования город Ноябрьск составляют мигранты из Азербайджана, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Беларуси, Кыргызстана.
Остается актуальным вопрос низкого контроля притока жителей Средне-Азиатского и Северо-Кавказского регионов, ввиду того, что город Ноябрьск (за исключением микрорайона Вынгапуровский) в отличие от соседних муниципалитетов округа не включен в перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 1992 года N 470.
Регион характеризуется наличием широко разветвленной сети предприятий топливно-энергетического комплекса, экономической привлекательностью проживания для эмигрантов и лиц, прибывающих из иных регионов России. Приток из мусульманских регионов, так называемая "трудовая миграция", продолжает стимулироваться стабильным функционированием нефтегазового комплекса и достаточно высоким уровнем жизни. Фактически происходит перемещение в регион трудовых ресурсов, приток жизненно активной массы людей из трудоизбыточных и экономически неблагоприятных регионов России и стран СНГ. К примеру, в 2012 году на миграционный учет поставлено всего 14980 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 71,3% выше аналогичного показателя прошлого года (АППГ - 10 763). Из числа иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в 2012 году, 12938 человек (86,4%) составляют иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы.
Подавляющее количество иностранных граждан прибывает на территорию региона прежде всего из экономически неблагополучных стран СНГ: Украина - 2552 (20%), Таджикистан - 2850 (22%), Узбекистан - 3408 (26%).
В 2012 году прибыли в город Ноябрьск с целью осуществления трудовой деятельности - 6664 иностранных гражданина дальнего и ближнего зарубежья (что составляет 44% от общего числа), с частной целью - 3307 (22% общего числа). Иностранные граждане, задействованы в таких отраслях экономики, как строительство, торговля и нефтедобывающая промышленность.
Основную массу въехавших на территорию муниципального образования город Ноябрьск по-прежнему будут составлять граждане государств-участников СНГ.
Учитывая, что Ямало-Ненецкий автономный округ продолжает оставаться достаточно стабильным в экономическом плане регионом, можно предположить, что в миграционных процессах по-прежнему будет численное превышение въехавших на территорию округа иностранных граждан над выехавшими, в том числе в г. Ноябрьск.
Основной целью въезда будет оставаться "работа", которая предположительно к концу 2013 года составит около 60% от количества поставленных всего на миграционный учет. Процент пребывающих на территории города с целью работы составляет 28,6%, с частной целью - 27,5% от общего количества. Следует учитывать, что у иностранных граждан, въезжающих в г. Ноябрьск с "частным визитом", латентной целью будет оставаться поиск работы.
Анализ состояния криминальной обстановки на территории муниципального образования город Ноябрьск за период 2007 - 2012 годов по линии миграции населения свидетельствует о постепенном увеличении количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства и их удельного веса в общем массиве совершенных преступлений.
С одной стороны, активная миграция порождает проникновение криминалитета, лиц, занимающихся наркоторговлей, экстремистов и вербовщиков. С другой стороны, межэтнические отношения в полиэтническом социуме при наличии таких условий как низкий уровень этнокультурной компетентности населения, наличие стереотипов, недостаточное или неадекватное представление о культуре, менталитете, нормах поведения народов Российской Федерации и мира будут характеризоваться ростом националистических настроений в обществе на фоне сложных миграционных процессов.
В муниципальном образовании город Ноябрьск население консолидировано в национальные сообщества (национально-культурные автономии и диаспоры) украинцев, татар, башкир, азербайджанцев, таджиков, киргизов, узбеков, белорусов, коренных малочисленных народов Севера, выходцев из Дагестана.
На сегодняшний день налажены междиаспорные связи между национально-культурными автономиями. Азербайджанская диаспора, имея давние корни, плотно вписана в социальную и хозяйственную структуру муниципального образования город Ноябрьск.
Вышеназванные особенности способствуют формированию как положительных межэтнических связей, так и определяют условия для проявления экстремистских настроений у жителей города Ноябрьска.
Межконфессиональное пространство города характеризуется с одной стороны присутствием на одной территории крупнейших мусульманских общин, структурно принадлежащих к разным духовным управлениям мусульман, и с другой стороны - наличием православных и иных религиозных организаций, проповедующих христианство, что может стать почвой для межконфессиональных конфликтов. Кроме того, отмечается рост численности неофитов (новообращённых в религию), по оценкам экспертов - наиболее подверженных деструктивному влиянию идеологов радикального ислама, и тенденция принятия религии ислама представителями славянских национальностей.
Распространение печатной, аудио- и видеопродукции, разжигающей социальную, национальную и религиозную вражду позволяет увеличивать число сторонников экстремизма, при этом манипулируя неведением потребителей данной продукции о ее запрещенности.
В ходе деятельности Комиссии муниципального образования город Ноябрьск выявлены факты:
- отсутствия модераторства как со стороны городских провайдеров внутри локальных сетей, так и администраторов социальных сетей "Интернет" в целом на предмет выявления экстремистских проявлений, распространения экстремистских материалов, как следствие - активное объединение в группы и сообщества (в том числе закрытые) пользователей социальных сетей "Интернет", которые позиционируют себя и объединяются на основе общности идей радикальных течений националистического толка, и неограниченные возможности для распространения экстремистских идей. Применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий является основной чертой современного экстремизма в молодёжной среде;
- хранения и распространения членами местных религиозных организаций религиозной литературы, внесенной в федеральный список экстремистских материалов, по которым были возбуждены дела об административном правонарушении, в адрес руководителей религиозной организации прокуратурой города Ноябрьска было внесено представление об устранении нарушений закона;
- распространения листовок, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности в отношении выходцев из Северного Кавказа и Закавказья.
В последние годы экстремистские идеи активно функционируют в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах печатных и электронных средств массовой информации, не срабатывает в сети "Интернет". "Интернет" используется экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы, стремясь извлекать максимальную выгоду из процесса глобализации, ставя себе на службу новейшие информационные технологии. Сторонники экстремистских действий используют достижения новейших технологий в целях пропаганды собственной идеологии и ведения информационных войн, разжигания межнациональной и межконфессиональной розни.
Источником экстремизма среди молодежи является смена ценностей общества, отсутствие объединяющей молодёжь идеологии, социальные проблемы, усиленные кризисом, снижение общего культурного уровня молодёжи и рациональных основ её мировоззрения.
Снятие в Российской Федерации ряда ограничений на объединения граждан привело к очень быстрому возникновению неформальных движений, в которые были вовлечены миллионы молодых россиян. Факт существования неформалов прослеживается в городе Ноябрьске, где уживаются представители различных молодёжных течений. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Возникновение неформальных молодёжных движений и объединений, их быстрый рост, указывают на существование проблем, противоречий; значительный недостаток в удовлетворении интересов и запросов людей, и эти новые образования нацелены на его компенсацию.
Противоправное поведение молодёжи и подростков во многих случаях является следствием проникновения в их среду криминальной субкультуры.
Молодежный экстремизм в современных условиях характеризуют также возрастающая организованность, сплочённость группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур; активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности; усиление мер конспирации; распространение экстремизма на национальной почве в молодёжной среде; активизация противоправной деятельности группировок, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления и дерзкие, демонстративные административные правонарушения; переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.
Наличие описанных причин и условий представляет собой почву для возникновения и распространения экстремистских проявлений.
Общая ситуация в сфере национальных отношений в муниципальных образовательных учреждениях на сегодняшний день характеризуется как относительно неконфликтная.
Цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты; носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности.
Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования - наше несомненное достижение. Но вариативность опирается на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования системы просвещения состоит в том, чтобы дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь идет о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история - естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.
В системе образования значительное место отводится ознакомлению обучающихся с историей и значением государственных символов России и популяризацией. Во всех общеобразовательных учреждениях департамента образования Администрации города Ноябрьска разработаны планы мероприятий по предотвращению проявлений экстремизма в молодёжной среде, формированию у обучающихся толерантного сознания.
Во всех общеобразовательных учреждениях обеспечена охрана и усилен пропускной режим. На территорию учреждения запрещен доступ лиц без документа, удостоверяющего личность, ведется учет входящих с указанием причин прихода.
Очень важен надзор над учащимися вне классной комнаты. Для этого во всех МОУ СОИ установлены системы видеонаблюдения как снаружи, так и внутри здания; кнопка экстренного круглосуточного вызова пост-маршрута автомобилей быстрого реагирования; территории освещены, осуществляется профессиональная физическая охрана, организовано дежурство педагогов и администрации на переменах, созданы и содержатся в надлежащем порядке запасные выходы и проводятся тренировки экстренного реагирования.
На данный момент во всех 49 учреждениях установлена система, позволяющая передавать без использования проводной связи сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации на центральный пульт пожарной охраны.
Вместе с тем в 70% образовательных учреждениях система видеонаблюдения установлена более 6 лет назад, вследствие чего имеющееся оборудование от срока эксплуатации и под воздействием внешних климатических условий изношено, не обеспечивает бесперебойную работу и морально устарело. В связи с этим необходимо выделение средств для поддержания достигнутого показателя оснащенности образовательных учреждений системами видеонаблюдения на уровне 100%.
В апреле 2012 года МБУ ЦИСИ "Спектр" совместно с управлением по информационной политике Администрации города Ноябрьска в рамках реализации программы проведено социологическое исследование "Межнациональные отношения в городе Ноябрьске", в рамках которого осуществлен репрезентативный выборочный опрос жителей города Ноябрьска, включая микрорайон "Вынгапуровский", методом стандартизированного интервью. В опросе приняли участие 380 человек в возрасте от 18 лет и старше. Из них - 50% респондентов мужского пола и 50% - женского пола.
Город Ноябрьск является многонациональным, и в данном исследовании приняли участие представители 25-ти этнических групп, основной процент из которых составляют: русские (63,2%), украинцы (13,2%), татары (7,9%), народы Кавказа (4,6%, в т.ч. азербайджанцы 2,1%).
Целью социологического исследования была оценка ситуации в сфере межнациональных отношений в муниципальном образовании город Ноябрьск с точки зрения его жителей.
Учитывая результаты социологических опросов населения в 2008 и 2011 годах, отразивших негативную обстановку, сложившуюся на тот период времени, проходивших в обстановке обостренных межнациональных отношений, обусловленных криминальными событиями, в 2012 году жители города стали меньше обращать внимание на этническую принадлежность друг друга и несколько чаще, чем ранее, стали заводить дружеские/приятельские отношения с представителями других национальностей. Уровень толерантности жителей города к представителям различных национальностей стал выше, чем в предыдущем замере и составляет 53,4%. В целом, горожане не испытывают личной неприязни к представителям других национальностей. Однако в городской среде по-прежнему присутствует негативное отношение к лицам кавказской национальности.
Также нельзя исключать и возможность массовых выступлений протеста на национальной почве, которые готовы поддержать 20% горожан.
Кроме того, в декабре 2012 года проведено социологическое исследование "Межнациональные отношения в г. Ноябрьск с точки зрения подростков и молодежи". В опросе приняли участие учащиеся и классные руководители 6 - 11 классов школ города Ноябрьска. Классные руководители выступили в качестве экспертов.
Межнациональные отношения рассматривались с двух позиций: в городской среде и в школьной среде.
Результаты опроса показали, что во избежание конфликтов на национальной почве, как в городской, так и в школьной среде необходимо продолжить профилактическую работу среди школьников (при этом особое внимание уделить группе учащихся 8 - 11 классов). В работу по укреплению толерантности, проводимую в школе, важно вовлекать представителей общественных и религиозных организаций, правоохранительные органы и социальные службы. Специалистам в области профилактики помимо работы с детьми стоит уделить серьезное внимание общению родителями, поскольку именно в семье закладываются основы толерантного отношения.
Также для того, чтобы не допустить возникновения серьезного конфликта в школах или городской среде, следует иметь в виду, что пока все инциденты и происшествия у подростков и молодежи случаются, в большинстве случаев, на личностном уровне и зачастую обусловлены особенностями возрастного развития (в частности, подростковым периодом). Поэтому, для того, чтобы данные происшествия не переросли в серьезный конфликт, необходимо пресекать, строго наказывать и предавать огласке любые проявления агрессии и факты хулиганства. При этом акцентировать внимание на национальности участников инцидентов не стоит.
Перечисленные причины и условия возможности проявления экстремистских проявлений требуют дальнейшего повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с приоритетами, целями, принципами и задачами, определенными в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 (в части вопросов, касающихся обеспечения гражданского мира и национального согласия, формирования гармоничных межнациональных отношений), федеральных законах и иных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы государственной национальной политики, социальной политики, этнокультурного развития народов России.
Наиболее результативно реализовать полномочия по осуществлению мер по профилактике экстремизма и терроризма, устранению причин и условий, способствующих их проявлению, возможно в рамках разработанной подпрограммы. Подпрограмма является механизмом координации реализации государственной национальной политики, региональной стратегии этнокультурного развития, поддержки диалога между органами власти и общественными, национальными и религиозными объединениями и представляет комплекс мер, направленных на упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, успешную социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов на территории муниципального образования город Ноябрьск.
Основу координации работы по профилактике экстремистской деятельности составят регулярно проводимые социологические исследования межэтнических отношений с целью определения уровня толерантности жителей к представителям различных национальностей, ее динамики, выявления зон возможного конфликта. Полученные результаты социологического исследования способствуют выработке эффективных мер и принятию решений местными органами власти в сфере межнациональной политики и дальнейшему прогнозированию в урегулировании ситуации межнациональных отношений жителей города Ноябрьска. Проведенные социологические исследования выявили необходимость проведения в дальнейшем трех социологических исследований: в школьной среде, в молодежной среде и во взрослой среде. Такое разделение обосновано, прежде всего, особенностями проблем в каждой из групп и необходимостью отслеживать эффективность реализации подпрограммы в ее целевых аудиториях.
Результаты измерений "уровня толерантности" могут быть несопоставимы с общероссийскими показателями ввиду отсутствия единой системы расчета данного индикатора.
Важнейшим условием успешного выполнения подпрограммы является углубление межведомственного сотрудничества при проведении антиэкстремистских мероприятий через взаимодействие органов местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений молодежной политики, культуры и спорта, некоммерческого сектора города, а также правоохранительных органов при реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности управления процессами этноконфессиональных отношений и повышение уровня антитеррористической защищенности жителей муниципального образования город Ноябрьск.
Учитывая особую роль средств массовой информации, ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в распространении информации и степени влияния на общественные настроения, подпрограммой предусмотрены мероприятия, с одной стороны направленные на недопущение в информационных ресурсах пропаганды экстремистской идеологии, с другой стороны - на создание эффективной системы информационной контрпропаганды, охватывающей этноконфессиональное и правовое просвещение горожан, способствующей формированию у горожан основ общероссийской идентичности, чувства патриотизма и гражданственности, распространению установок на взаимоуважение и взаимопонимание между представителями различных национальностей и конфессий, укрепление позитивного имиджа Ноябрьска как территории дружбы народов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.