В соответствии с федеральными законами от 09 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", с целью определения порядка взаимодействия при обнаружении неконтролируемых источников ионизирующего излучения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о взаимодействии при обнаружении неконтролируемых источников ионизирующего излучения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе:
- заключить с организациями, имеющими склады радиоактивных веществ, предварительные договоры (соглашения) о временном размещении радиоактивных источников в случае их обнаружения в бесхозяйном состоянии;
- в двухмесячный срок с момента вступления в силу настоящего постановления направить в департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа (Булаев И.В.) информацию о заключенных договорах (соглашениях).
3. Рекомендовать руководителям организаций, имеющих склады радиоактивных веществ, оказывать содействие главам (главам местных администраций) муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе и исполнительным органам государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в размещении и временном хранении до захоронения неконтролируемых радиоактивных источников.
4. Департаменту гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа (Булаев И.В.) оказывать методическую помощь органам местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе в организации ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением неконтролируемых радиоактивных источников.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Булаева А.И.
Губернатор Ямало-Ненецкого |
Д.Н. Кобылкин |
Положение
о взаимодействии при обнаружении неконтролируемых источников
ионизирующего излучения на территории Ямало-Ненецкого
автономного округа
(утв. постановлением Правительства Ямало-Ненецкого
автономного округа от 25 июля 2011 г. N 471-П)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии при обнаружении неконтролируемых источников ионизирующего излучения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Положение, автономный округ) устанавливает порядок взаимодействия территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу (далее - Роспотребнадзор) в муниципальных образованиях в автономном округе, территориальных отделов и управлений внутренних дел в муниципальных образованиях в автономном округе (далее - ОВД), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по автономному округу (далее - Главное управление МЧС России по автономному округу), исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе и организаций при обнаружении неконтролируемых (бесхозяйных) источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ) на территории автономного округа.
1.2. Положение разработано с целью обеспечения радиационной безопасности населения автономного округа и направлено на решение следующих задач:
а) своевременное информирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе и организаций об обнаружении неконтролируемых (бесхозяйных) ИИИ;
б) определение уровня опасности неконтролируемых (бесхозяйных) ИИИ;
в) исключение доступа к неконтролируемым (бесхозяйным) ИИИ;
г) локализация и ликвидация чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
д) транспортировка обнаруженных бесхозяйных ИИИ для передачи на долговременное хранение (захоронение) специализированным организациям в области радиационной безопасности;
е) расследование обстоятельств обнаружения неконтролируемых (бесхозяйных) ИИИ и установление его владельца.
1.3. Перечень понятий, терминов и сокращений, используемых в настоящем Положении:
- радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
- ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;
- источник ионизирующего излучения (ИИИ) - радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;
- неконтролируемый (бесхозяйный) источник ионизирующего излучения - источник ионизирующего излучения, неучтенный, подлежащий учету в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов автономного округа, в том числе радиоактивно загрязненный металлолом, бесхозяйные приборы и изделия, содержащие радиоактивные вещества;
- РИАЦ - региональный информационно аналитический центр сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, действующий в департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа.
II. Взаимодействие Роспотребнадзора, ОВД, Главного управления МЧС России
по автономному округу при обнаружении неконтролируемых ИИИ
При обнаружении неконтролируемых (бесхозяйных) ИИИ для локализации и ликвидации ЧС привлекаются следующие организации и учреждения:
а) органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления в автономном округе (далее - ОУ ГОЧС), которые:
- осуществляют общее руководство мероприятиями по локализации и ликвидации ЧС;
- взаимодействуют с организациями, осуществляющими временное хранение, обнаруженных бесхозяйных ИИИ;
- взаимодействуют со специализированными организациями, осуществляющими транспортировку и захоронение обнаруженных бесхозяйных ИИИ;
- информируют население через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственной территории;
б) Роспотребнадзор, который:
- устанавливает источник образования вредных факторов ионизирующего излучения на человека;
- контролирует дозы облучения населения и персонала организаций от ИИИ;
- определяет и в дальнейшем корректирует зону безопасного пребывания населения (персонала) и техники;
в) ОВД, которые:
- осуществляют меры по охране общественного порядка в районе обнаружения бесхозяйного ИИИ в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и на основании данных Роспотребнадзора проводят мероприятия по временному ограничению пребывания населения и транспорта в местах обнаружения бесхозяйных ИИИ;
- принимают неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйных ИИИ до вывоза на склад радиоактивных веществ для осуществления временного хранения;
г) Главное управление МЧС России по автономному округу, которое:
- координирует деятельность ОУ ГОЧС при осуществлении организационных мероприятий по локализации и ликвидации ЧС, связанных с обнаружением бесхозяйных ИИИ.
III. Мероприятия, выполняемые при обнаружении неконтролируемого
источника ионизирующего излучения
3.1. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территории автономного округа от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Администрации автономного округа от 17 сентября 2009 года N 503-А "Об утверждении порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций".
3.2. Обо всех случаях обнаружения, утери или хищения ИИИ необходимо незамедлительно сообщать в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования (далее - ЕДДС), которая осуществляет постоянный контроль за оперативной обстановкой на территории муниципального образования в автономном округе, своевременно реагирует на ее изменение.
3.3. При обнаружении неконтролируемых (бесхозяйных) ИИИ на территории организации руководство организации обеспечивает сохранность ИИИ и исключает доступ к нему посторонних лиц до прибытия подразделений ОВД.
3.4. В случае обнаружения неконтролируемых (бесхозяйных) ИИИ физическим лицом вне территории организации (юридического лица) обязанности по охране опасной зоны с обнаруженным неконтролируемыми (бесхозяйными) ИИИ и обеспечению их сохранности возлагаются на ОВД.
3.5. Специалисты организаций и учреждений, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, выезжают на место обнаружения неконтролируемых (бесхозяйных) ИИИ для изучения ситуации, проведения необходимого обследования с целью определения вида ИИИ, степени и характера радиоактивного загрязнения, а также для организации работ по локализации радиоактивного загрязнения. Руководство проведением данных работ осуществляется представителем ОУ ГОЧС.
В случае необходимости обследование места возникновения ЧС могут проводить специалисты организаций, работающих с ИИИ, которые имеют соответствующую лицензию.
3.6. Результаты обследования фиксируются в акте обследования по факту обнаружения неконтролируемого ИИИ, составленном в соответствии с приложением к настоящему Положению.
3.7. Акт обследования направляется в комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности соответствующего муниципального образования в автономном округе. На основании представленных материалов председатель комиссии принимает решение о ликвидации ЧС, связанной с обнаружением неконтролируемого (бесхозяйного) ИИИ, принятии мер для обеспечения радиационной безопасности.
3.8. Для ликвидации ЧС в задачи комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования в автономном округе входит:
а) рассмотрение документов, представленных ОУ ГОЧС (акт обследования и др.) руководством организации, на территории которой произошла ЧС (документация по обеспечению радиационной безопасности, объяснительные и др.), документов о возможном владельце ИИИ;
б) принятие решения о временном размещении обнаруженного ИИИ на одном из складов радиоактивных веществ эксплуатирующих организаций по согласованию с руководителями соответствующей организаций;
в) принятие решения о характере и объеме работ по ликвидации ЧС;
г) принятие решения в пределах своей компетенции по вопросам, касающимся оказания консультативной и лечебной медицинской помощи людям, вовлеченным в ЧС;
д) подготовка предложений о направлении материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
е) подготовка предложений о финансировании работ по ликвидации ЧС за счет соответствующих резервных фондов;
ж) обращение в ОВД для согласования маршрута перевозки опасного груза (ИИИ) от места обнаружения до пункта временного хранения обнаруженных радиоактивных источников.
3.9. Финансирование работ по ликвидации ЧС осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3.10. При недостаточности собственных сил и средств комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования в автономном округе обращается за помощью в комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в автономном округе в порядке, установленном нормативными правовыми актами автономного округа.
3.11. Для организации выявления причин сложившейся либо ухудшающейся обстановки, выработки предложений по локализации комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности в автономном округе формируются оперативные группы.
3.12. Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в автономном округе координирует деятельность органов и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС автономного округа (далее - ТП РСЧС).
3.13. В случае необходимости комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в автономном округе привлекает в установленном порядке силы и средства, входящие в ТП РСЧС, к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.14. Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в автономном округе обеспечивает согласованность действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе при решении вопросов локализации и ликвидации ЧС.
3.15. ЧС считается ликвидированной с момента передачи ИИИ специализированной организации, имеющей лицензию на транспортировку и захоронение радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
3.16. Вся информация о ликвидации ЧС, а также о движении обнаруженных ИИИ учитывается в базе данных РИАЦ.
Приложение
к Положению о взаимодействии
при обнаружении неконтролируемых
источников ионизирующего
излучения на территории
Ямало-Ненецкого автономного округа
АКТ
обследования по факту обнаружения неконтролируемого
источника ионизирующего излучения
Наименование объекта, его адрес, Ф.И.О. руководителя:_______________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Цель обследования: _________________________________________________
Место обследования: ________________________________________________
Дата обследования: _________________________________________________
Обследование проведено на основании: _______________________________
_________________________________________________________________________
В работе по обследованию объекта приняли участие: __________________
_________________________________________________________________________
(наименование организации, должности, Ф.И.О. лица, участвовавшего
в проведении обследования)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
В ходе обследования установлено:____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
В целях обеспечения радиационной безопасности предлагается: ________
_________________________________________________________________________
(указать мероприятия, срок их исполнения)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответственность за выполнение мероприятий возлагается: _____________
_________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О лица, на которое возлагается ответственность)
_________________________________________________________________________
Обследование провели:
__________________________ ____________ _________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
__________________________ ____________ _________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
__________________________ ____________ _________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
__________________________ ____________ _________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июля 2011 г. N 471-П "Об утверждении Положения о взаимодействии при обнаружении неконтролируемых источников ионизирующего излучения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 28 июля 2011 г., спецвыпуск N 42
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 августа 2022 г. N 761-П
Изменения вступают в силу с 4 августа 2022 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2019 г. N 1407-П
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2019 г. N 1407-П
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2018 г. N 188-П
Изменения вступают в силу с 1 марта 2018 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 марта 2016 г. N 195-П