Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Механизмы реализации базового сценария до 2025 года
В условиях, когда органы местного самоуправления напрямую могут воздействовать только на часть вопросов городского развития, важнейшим фактором успешной реализации Стратегии является партнерское взаимодействие местной, окружной власти, корпоративного и малого бизнеса, некоммерческих организаций, структур гражданского общества города. Интеграция усилий и ресурсов власти и местного бизнеса должна происходить на различных уровнях, направлениях, во многих структурах муниципальной власти и ноябрьского бизнеса. Это обеспечит необходимую оперативность реакции власти на постоянно меняющиеся потребности жителей города, гибкость и адаптивность муниципальной политики, повысит эффективность использования муниципального имущества города.
Бесконфликтное взаимодействие власти и бизнеса Ноябрьска позволит, там где это социально приемлемо и экономически оправданно, более активно включать и поддерживать силы саморегулирования местного рынка жилья, труда, потребительских товаров и других локальных рынков. Муниципально-частные партнерства позволят финансировать создание новой инфраструктуры более экономным образом, делегировать часть функций по предоставлению транспортных, бытовых, личных услуг рыночному сектору.
Значительный резерв заключен в межмуниципальном сотрудничестве Ноябрьска с другими городскими округами и муниципальными районами юга Ямала, которое позволит осуществить интеграцию бюджетных, материальных, природных, человеческих ресурсов для более эффективного их использования, экономно доставлять социальные услуги в объединенной зоне нескольких муниципальных образований.
Системным механизмом, который обеспечит оптимизацию участия местной власти в реализации приоритетов Стратегии, будет являться муниципальная программа "Повышение эффективности деятельности Администрации города Ноябрьска", нацеленная на повышение эффективности работы кадровых служб Администрации города и ее структурных подразделений; повышение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления; развитие современных информационно-телекоммуникационных технологий в Администрации города в интересах повышения оперативности взаимодействия власти Ноябрьска с местными жителями и местным бизнесом. От цели простой информатизации муниципального управления постепенно будет происходить переход к решению системной задачи формирования интегральной электронной среды, "электронного Ноябрьска" (на единой картографической основе), что позволит выйти на новый уровень управления городом (эффективное использование ресурсов, управление экономическими механизмами, демократичное взаимодействие с населением, бизнесом и др.).
Повышению эффективности муниципального управления городом будут способствовать также мероприятия муниципальной программы "Развитие информационного общества", нацеленные на обеспечение информационной открытости органов местного самоуправления, улучшение качества предоставляемых муниципальных услуг и раскрытие потенциала социально значимых некоммерческих организаций города.
Важнейшим инструментом реализации Стратегии станут муниципальные программы города Ноябрьска, которые детализируют стратегические приоритеты развития города в разрезе конкретных направлений экономической деятельности и социальной сферы.
Статья 14. Организационные, правовые и финансовые механизмы реализации
Система мер муниципального управления по реализации целей и задач Стратегии включает организационные, правовые и финансовые механизмы. В организационном плане реализация Стратегии предусматривает создание нескольких новых структур, призванных консолидировать усилия власти, бизнеса, общественности на приоритетных направления развития Ноябрьска. Главная их особенность будет состоять в том, что они будут сформированы не в результате тиражирования инициатив округа, но исходя из внутренней и специфичной потребности самого города. Это создание сетевого научно-исследовательского университета на базе филиалов ноябрьских вузов со специализацией на технологиях нефтегазодобычи, а также учебных центров подготовки специалистов по работе с контрольно-измерительными приборами и автоматикой, автоматическими системами управления технологическим процессом в сфере нефтегазодобычи; это создание фонда ведомственного жилья для формирования привлекательных условий для привлечения молодых талантливых специалистов; это формирование под эгидой городской администрации нескольких коммуникационных площадок (постоянные и временные экспертные советы и т.д.) для обсуждения актуальных проблем развития города. Ряд из них, показавших свою эффективность в принятии решений, путем выделения грантов или кредитов имеет смысл превратить в консалтинговые группы.
Значительные законотворческие усилия (правовые механизмы) будут направлены на создание благоприятных условий для развития в Ноябрьске новых видов экономической деятельности - обрабатывающей промышленности, наукоемких деловых услуг, въездного туризма и др. Муниципальная поддержка новых бизнесов будет предоставляться на проекто-ориентированных принципах - использование бюджетных средств будет рассматриваться как инвестиционный проект, осуществляемый бюджетом с целью пополнения в дальнейшем его доходной части. Это потребует создания пакета новых муниципальных нормативных правовых актов. В этом же направлении предусматривается разработка и подписание соглашений о сотрудничестве между местной и окружной властью, о межмуниципальном сотрудничестве, о муниципально-частном партнерстве, о взаимодействии местной власти с некоммерческими организациями и общественными объединениями.
Другой пакет норм будет нацелен на кадровое укрепление экономики города, формирование условий для привлечения и закрепления здесь молодых квалифицированных кадров специалистов, для возвращения перспективной молодежи, получившей высшее образование, в Ноябрьск. Этому будет способствовать формирование здесь фонда ведомственного жилья, меры материального и нематериального стимулирования.
Отдельный блок местного законодательства будет направлен на раскрепощение инициативы жителей города в индивидуальном жилищном строительстве и укрепление доверия между всеми субъектами местного рынка жилья.
В городском инвестиционном законодательстве целесообразно четко определить права и обязанности всех участников инвестиционной деятельности - как инвесторов, так и органов местного самоуправления. Налоговые льготы должны быть четкими по срокам и зависеть от срока окупаемости инвестиционного проекта.
Приоритетное направление законотворческой деятельности, по которому предстоит активная работа для реализации положений Стратегии, - это городская земельная политика, нормативное правовое обеспечение пространственного переустройства города под новые задачи его развития.
Приоритетное направление развития финансовой системы города в прогнозный период - это диверсификация структур, присутствующих на местном рынке, и увеличение доли не-бюджетной составляющей в совокупных финансовых активах. Появятся новые институты страхования, венчурных финансов, адресно сориентированные на потребности конкретных пользователей. Большие перспективы имеют банковские и бюджетные программы микрокредитования бизнеса.
Развитие финансовой системы будет ориентировано на совершенствование структуры расходов бюджета, повышение эффективности расходования бюджетных средств и ликвидацию неэффективных затрат. Одним из основных способов повышения эффективности бюджетных расходов станет применение программно-целевого метода планирования и проектного менеджмента, которые позволят решать задачи стратегического развития города на условиях софинансирования с другими уровнями бюджетной системы РФ и с внебюджетной сферой.
Для обеспечения необходимого объема финансовых ресурсов для реализации задач Стратегии будут использованы следующие финансовые рычаги: повышение эффективности использования муниципального имущества и оптимальное использование земельного ресурса города; расширение сети организаций, участвующих в оказании поддержки развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, а также в реализации проектов льготного кредитования инвесторов, осуществляющих инвестиции в инфраструктуру города; развитие системы муниципальных гарантий по кредитам коммерческих банков организациям, осуществляющим капитальные вложения в реализацию стратегических проектов развития города; развитие системы ипотечного жилищного кредитования, предоставления образовательных кредитов жителям города; создание условий для развития сети инвестиционных фондов и инвестиционных компаний, в т.ч. таких как фонды прямых инвестиций в малые компании, фонд целевого капитала некоммерческих организаций, венчурные фонды и т.д.
Одним из важных факторов, обеспечивающих раскрытие потенциала финансовых механизмов Стратегии, будут муниципальная программа "Управление муниципальными финансами муниципального образования город Ноябрьск", нацеленная повысить качество управления муниципальными финансами города, и муниципальная программа "Совершенствование управления муниципальной собственностью и улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск", призванная обеспечить рациональное и эффективное использование имущества города, совершенствование системы управления и распоряжения земельными ресурсами.
В качестве важного рычага динамичного развития города выдвигается кардинальное ускорение инновационной политики, которая становится значимым фактором структурных изменений в городской экономике. Экономика города должна быть ориентирована на инновации, на инновационное развитие должны быть нацелены взаимоотношения между властью, бизнесом и местным сообществом. Общими усилиями муниципальных органов власти, предпринимательской среды, некоммерческих структур и структур гражданского общества сформируется инновационная система города. Для обеспечения высоких темпов развития инновационной системы города необходима структурная перестройка экономики Ноябрьска, опережающее развитие отраслей, которые являются основными проводниками инноваций, где внедрение достижений науки характеризуется максимальной социально-экономической эффективностью. Основными направлениями инновационной деятельности в прогнозный период станут: разработка новых технологий добычи нефти и газа, адаптированных к возрасту (более 30 лет хозяйственного освоения) основных месторождений углеводородов в окрестностях Ноябрьска; развитие городской жилищно-коммунальной системы с внедрением во всех сферах деятельности сберегающих режимов теплоэнергопотребления; создание и развитие инновационной инфраструктуры.
Статья 15. Система показателей мониторинга реализации Стратегии
Для мониторинга реализации Стратегии будет применена следующая система показателей, характеризующих эффективность реализации каждого из стратегических приоритетов документа.
Показатели эффективности реализации стратегического приоритета "Создание инфраструктуры для устойчивого экономического развития и расширения числа рабочих мест":
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.
Уровень официальной безработицы от экономически активного населения, %.
Доля работающих на малых и средних предприятиях в общей численности занятого населения, %.
Доля молодежи, временно трудоустроенной, %.
Показатели эффективности реализации стратегического приоритета "Развитие институтов накопления и передачи знания как движущей силы инновационного развития":
Поддержка молодежных творческих проектов и объединений, ед.
Формирование системы закрепления молодых специалистов из числа выпускников учебных заведений города по наиболее востребованным специальностям на местном рынке труда (да - нет)
Рост числа субъектов инновационной деятельности, % к 2012 г.
Доля детей и молодежи, ставших победителями в мероприятиях различного уровня, от общего количества воспитанников, вовлеченных в систематическую деятельность учреждений сферы молодежной политики, %.
Показатели эффективности реализации стратегического приоритета "Создание наиболее комфортной в ЯНАО и безопасной городской среды":
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя (на конец года), кв. м.
Удельный вес ветхого жилья, %.
Оборот розничной торговли, % к 2012 г. (в сопоставимых ценах)
Число зарегистрированных преступлений, ед.
Доля детей и молодых граждан, вовлеченных в систематическую деятельность учреждений сферы молодежной политики, %.
Доля детей и молодых граждан - участников мероприятий по основным направлениям молодежной политики, %.
Доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 22 лет, охваченных отдыхом и оздоровлением, %.
Показатели эффективности реализации стратегического приоритета "Обеспечение эффективной системы управления развитием муниципального образования":
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, % опрошенных.
Доля средств местного бюджета, распределенная программно-целевым методом, %.
Ориентировочные значения показателей в расчетный период приведены в табл. 24.
Таблица 24
Система показателей мониторинга реализации Стратегии
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателя по годам: |
|||
2012 г. |
2017 г. |
2020 г. |
2025 г. |
||
Показатели эффективности реализации стратегического приоритета "Создание инфраструктуры для устойчивого экономического развития и расширения числа рабочих мест" | |||||
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
59,6 |
59,4 |
60,8 |
63,0 |
Уровень официальной безработицы от экономически активного населения |
% |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
Доля работающих на малых и средних предприятиях в общей численности занятого населения |
% |
12,3 |
15,0 |
19,0 |
25,0 |
Доля молодежи, временно трудоустроенной |
% |
5,0 |
5,2 |
5,4 |
5,6 |
Показатели эффективности реализации стратегического приоритета "Развитие институтов накопления и передачи знания как движущей силы инновационного развития" | |||||
Поддержка молодежных творческих проектов и объединений |
Ед. |
0 |
5 |
10 |
18 |
Формирование системы закрепления молодых специалистов из числа выпускников учебных заведений города по наиболее востребованным специальностям на местном рынке труда |
- нет + да |
- |
+ |
+ |
+ |
Рост числа субъектов инновационной деятельности, % к 2012 г. |
% |
100 |
200 |
500 |
700 |
Доля детей и молодежи, ставших победителями в мероприятиях различного уровня, от общего количества воспитанников, вовлеченных в систематическую деятельность учреждений сферы молодежной политики |
% |
24,0 |
24,5 |
25,0 |
25,5 |
Показатели эффективности реализации стратегического приоритета "Создание наиболее комфортной в ЯНАО и безопасной городской среды" | |||||
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя (на конец года) |
кв. м |
18,3 |
19,5 |
21,3 |
25,0 |
Удельный вес общей площади жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах |
% |
14,9 |
10,0 |
5,0 |
0 |
Оборот розничной торговли, % к 2012 г. (в сопост. ценах) |
% |
100 |
108 |
117 |
138 |
Число зарегистрированных преступлений |
ед. на 100 тыс. чел. |
1610 |
1150 |
850 |
400 |
Доля детей и молодых граждан, вовлеченных в систематическую деятельность учреждений сферы молодежной политики |
% |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
Доля детей и молодых граждан - участников мероприятий по основным направлениям молодежной политики |
% |
51,8 |
52,5 |
53,0 |
53,5 |
Доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 22 лет, охваченных отдыхом и оздоровлением |
% |
21,8 |
22,5 |
23,0 |
23,5 |
Показатели эффективности реализации стратегического приоритета "Обеспечение эффективной системы управления развитием муниципального образования" | |||||
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления |
% от опрошенных |
51 (2011 г.) |
65 |
70 |
75 |
Доля средств местного бюджета, распределенная программно-целевым методом |
% |
63 |
90 |
92 |
95 |
Предлагаемая система показателей является примерной и будет уточняться в процессе реализации стратегии развития города и реализации комплексного плана. Важным ее элементом является контроль за реализацией выбранных стратегических проектов городского развития.
Данные значения показателей будут ежегодно подвергаться проблемно-ориентированной корректировке в соответствие с разработанной методикой (Приложение 2).
Статья 16. Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации Стратегии
Оценка эффективности работы органов местного самоуправления по реализации Стратегии проводится на основе системы мониторинга по показателям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "И" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Учитывая вышеуказанные нормативные акты, разработана система показателей, которая должна быть взята в качестве исходных, для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Ноябрьск на начальном этапе реализации Стратегии.
Производственная система города, инфраструктура и ЖКХ
Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен капитальный ремонт; текущий ремонт.
Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета.
Малое предпринимательство
Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения.
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций
Жилищное строительство
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введенная в действие за год, в том числе за счет средств населения. Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения - всего, в том числе введенных в действие за год.
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, - всего, в том числе земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до получения разрешения на строительство.
Образование
Удовлетворенность населения качеством получаемых образовательных услуг по их видам (дошкольное, общеобразовательное, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование)
Увеличение доли экономии расходов на энергетические ресурсы на образовательный комплекс в целом
Увеличение доли расходов на иные субсидии, связанные с результативностью деятельности образовательного учреждения, в общем объеме расходов местного бюджета на образование (в том числе на инновационные виды деятельности)
Рост объема реализуемых в образовательном комплексе города государственных и муниципальных услуг (при снижении нормативно-расчетных затрат на имущественный комплекс)
Снижение доли затрат на прочий персонал в стоимости услуги и/или в нормативных расчетах затрат на 1 кв. м. учебной площади
Увеличение доли инвестиционных расходов (капитальных затрат) в образовательный комплекс
Количество обучающихся, принявших участие в региональных, российских, международных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах
Повышение доли открывших собственное дело среди прошедших подготовку по образовательной программе "Основы предпринимательства"
Количество участников профориентационных мероприятий
Здравоохранение и охрана здоровья
Проведение координационных советов по вопросам здорового образа жизни не реже 1 раза в месяц
Увеличение (или сохранение на достигнутом уровне) финансирования из городского бюджета на цели создания условий для развития здравоохранения, в том числе по вопросам улучшения материально-технической базы здравоохранения и привлечения медицинских кадров в город
Культура
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности:
- клубами и учреждениями клубного типа;
- библиотеками.
Социальная защита
Количество немуниципальных некоммерческих организаций, участвующих в предоставлении услуг в сфере социальной защиты
Наличие совместных с градообразующими предприятиями программ в сфере социальной защиты населения (в том числе включение мероприятий в сфере социальной защиты в программы корпоративной социальной ответственности
Наличие функционирующего фонда местного сообщества (фонд некоммерческой организации)(61).
Молодежная политика
Доля детей и молодых граждан, вовлеченных в систематическую деятельность учреждений сферы молодежной политики;
Доля детей и молодежи, ставших победителями в мероприятиях различного уровня, от общего количества воспитанников, вовлеченных в систематическую деятельность учреждений сферы молодежной политики;
Доля детей и молодых граждан - участников мероприятий по основным направлениям молодежной политики;
Доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 22 лет, охваченных отдыхом и оздоровлением;
Доля молодежи, временно трудоустроенной.
Управление муниципальными финансами
Минимально допустимый рейтинг города среди всех муниципальных районов и городских округов автономного округа по результатам оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа (предлагается - не ниже 3 места);
Удельный вес расходов бюджета, формируемых в рамках муниципальных программ в общем объеме расходов бюджета (за исключением субвенций);
Отклонение исполнения бюджета города по доходам без учета безвозмездных поступлений и возврата остатков целевых средств в бюджет автономного округа к первоначально утвержденному уровню;
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности к расходам бюджета города;
Отклонение объема расходов бюджета в IV квартале от среднего объема расходов за 1 - 3 кварталы, без учета расходов, произведенных за счет целевых средств, поступивших из бюджета автономного округа;
Отношение объема долговых обязательств муниципальных унитарных предприятий города к объему доходов бюджета города;
Число случаев несвоевременного предоставления бюджетной отчетности.
Муниципальное управление в целом
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.