Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния системы образования муниципального образования город Ноябрьск
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в интересах личности, общества и государства, а, следовательно, каждый из субъектов правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие образовательной системы. В связи с этим создание и развитие, поддержка государственно-общественного управления в муниципальной системе образования - важная и вполне закономерная управленческая задача.
Для муниципальной системы образования немаловажно формирование позитивного отношения общественности к проблемам образования, возможность открытого обсуждения того, что происходит в образовательной системе города. Создание управляющих советов во всех образовательных учреждениях города Ноябрьска положило начало нового направления деятельности образовательных учреждений и департамента образования. Участие в работе Управляющих Советов специалистов департамента образования предоставляет возможность реально видеть и влиять на состояние дел в учреждении и принимаемые решения.
На уровне города создан и успешно функционирует Муниципальный Совет по развитию системы образования города, который объединяет председателей управляющих советов образовательных учреждений, представителей Учредителя и Городской Думы. Согласно регламенту ежеквартально проводятся заседания Совета, на базе одного из учреждений города. В течение года проведены четыре заседания муниципального общественного совета, на которых рассмотрены актуальные вопросы о роли управляющих советов в реализации основных направлений проекта "Наша новая школа", профилактике безнадзорности несовершеннолетних, благоустройстве территорий образовательных учреждений, о приоритетах образовательной политики системы образования города Ноябрьска на 2012 - 2013 учебный год, информатизации школы, об участии управляющих советов в мероприятиях, посвящённых 30-летию системы образования. Также обсуждались проект регионального закона "Об образовании в ЯНАО", модели оценки качества образования, роль управляющих советов в организации родителей на участие в мероприятиях, посвящённых Году охраны окружающей среды и Году народосбережения. Принятые муниципальным советом решения рассмотрены на заседаниях управляющих советов образовательных учреждений, разработаны мероприятия по их реализации. В деятельности управляющих советов образовательных учреждений прослеживается его возрастающая роль как управленческого органа. Это выражается в участии совета в решении комплекса задач образовательного учреждения, в том числе реализации основных направлений образовательной инициативы "Наша новая школа", а именно: утверждение основной образовательной программы основного общего образования школы, согласование и утверждение локальных актов, в том числе Положения о фонде надбавок и доплат работникам, Положения о комиссии по распределению фонда надбавок и доплат работникам, разработка и утверждение планов финансово-хозяйственной деятельности, выдвижение на участие в конкурсном отборе лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, реализация курса ОРКСЭ, использования нетбуков учащимися 2 классов, а также организация благотворительных проектов, творческих и спортивных конкурсов, привлечение внебюджетных средств. Советы принимают решения о режиме занятий и продолжительности учебной недели, введении или отмене школьной формы, контролируют качество питания. Растет число примеров согласования профилей обучения, поддержки талантливых детей. В практике - обмен опытом деятельности Управляющих Советов, что даёт им возможность ознакомиться с апробированными и эффективными формами работы коллег.
Члены управляющих советов - активные участники всех нововведений в системе образования города:
- в качестве независимых экспертов при проведении конкурсных процедур, аккредитации образовательных учреждений;
- в качестве общественных наблюдателей - при итоговой аттестации обучающихся;
- в качестве членов комиссии - при распределении стимулирующих надбавок руководителей образовательных учреждений;
- при профессиональном широком обсуждении достижений запланированных результатов на разных уровнях управления, отраженных в публичных докладах;
- при формировании программ и проектов и др.
Совместное участие общественности, власти, обучающихся и педагогов в управлении образовательным процессом обеспечивает условия формирования нового общественного договора между обществом, властью и школой, между родителя, учителями и учениками.
Анализ практики деятельности действующих органов: на уровне города - муниципальный общественный совет, на уровне образовательных учреждений - управляющие советы - свидетельствует, что государственно-общественное управление занимает определённые позиции в решении задач системы образования, что соответствует основным целям национальной инициативы "Наша новая школа".
Тенденции развития современной школы предполагают перевод образовательного процесса на технологический уровень. Такой уровень является условием гарантированного получения качественного образовательного результата. Качество образования зависит от степени профессионализма педагогов, поэтому развитие кадрового потенциала определено в качестве ведущего направления деятельности.
Развитию кадрового потенциала способствует прохождение педагогическими работниками курсов повышения квалификации. Курсовая подготовка осуществляется согласно приоритетным направлениям развития системы образования города на основе планового и предаттестационного повышения квалификации. В 2012/2013 учебном году прошли курсовую подготовку 2185 руководящих и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в 107 мероприятиях различных форм проведения (курсы, семинары, конференции, стажировки, консультации).
В связи с необходимостью в подготовке педагогических и руководящих работников к введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) большая часть курсовых мероприятий была направлена на решение данной задачи. Курсовую подготовку в полном объеме в соответствии с требованиями ФГОС прошли 881 человек, 533 педагога (61%) из 881 имели возможность подготовиться к преподаванию в соответствии с требованиями ФГОС. К концу 2013 - 2013 учебного года общее количество педагогических и руководящих работников, прошедших повышение квалификации по ФГОС составляет 96,8%. Педагогические и руководящие работники целенаправленно овладевают навыками работы на компьютерах в соответствие с требованиями ФГОС, удостоверения пользователей ПК - на конец 2012 - 2013 учебного года имеют 86,8%.
Прошли курсовую подготовку по обновлению содержания образования в условиях ФГОС 193 педагогических работника дошкольных образовательных учреждений.
Очевидна необходимость более гибкого дифференцированного подхода к повышению квалификации различных целевых групп работников образования, каждая из которых имеет разные образовательно-профессиональные потребности. Обладая различными знаниями, умениями и опытом работы, работники образования нуждаются в личностно-ориентированном подходе к повышению квалификации. К настоящему моменту в системе образования города Ноябрьска наметилась тенденция к переходу на многоуровневую и вариативную систему повышения квалификации педагогов. В течение 2012 - 2013 учебного года 165 человек в целях формирования профессиональных компетенций самостоятельно выбрали нужную тематику и прошли курсовую подготовку как в очной, так и дистанционной форме по темам: "Активизация познавательной деятельности школьников во внеурочное время", "Преподавание отдельных предметов в школе. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам", "Компетентностный подход в обучении на уроках истории, обществознания и права", "Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде", "Технология и методика логопедического обследования детей", "Стратегия речевого поведения в англоязычной среде" и др.
Межкурсовая подготовка реализуется через практико-ориентированные семинары, организационно-деятельностные игры, тематические, индивидуальные, групповые консультации, лекции, изучение и обмен опытом работы. За учебный год организовано и проведено 27 обучающих мероприятий для различных категорий слушателей. Кроме того, среди педагогов востребованы вебинары и консультации в режиме ВКС. Учителя-предметники имели возможность встретиться с представителями издательств "Просвещение" и "Мнемозина", а с авторами учебников и учебных пособий - в режиме ВКС.
Дальнейшая деятельность департамента образования Администрации города Ноябрьска будет направлена на реализацию мероприятий по совершенствованию и развитию системы государственного общественного управления во всех образовательных учреждениях, подведомственных департаменту образования, а также на создание условий для развития педагогического потенциала работников всех образовательных учреждений муниципальной системы образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.