Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния системы образования муниципального образования город Ноябрьск
Одними из стратегических целей социально-экономического развития города Ноябрьска являются повышение уровня и качества жизни населения и обеспечение потребности населения в образовании. При этом система образования рассматривается как ресурс развития территории, следовательно, миссия системы образования заключается в формировании современной системы качественного образования с учетом перспектив развития экономики города.
Руководствуясь вышеуказанными стратегическими целями муниципального образования город Ноябрьск, реализуя государственную, региональную и муниципальную политику в области образования детей, направленную на качественное исполнение установленных действующим законодательством функций, деятельность образовательных учреждений направлена на достижение следующих целей:
- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения;
- совершенствование финансово-экономических механизмов модернизации системы образования;
- повышение механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;
- развитие инновационного характера образования;
- обеспечение организационно-правовых механизмов управления образованием и усиление государственной и общественной поддержки системы образования.
Развитие системы образования города Ноябрьска в последние годы определяется государственной стратегией, закрепленной в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", приоритетном национальном проекте "Образование".
В 2011 - 2012 годы деятельность системы образования осуществлялась в соответствии с проектом модернизации общего образования города, основной целью которого является создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общественности города Ноябрьска в качественном образовании.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" в Ямало-Ненецком автономном округе разработан комплекс мер по реализации проекта "Модернизация системы общего образования" (далее - Комплекс мер). Целью Комплекса мер по модернизации общего образования является создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, формирование сквозных компетенций конкурентоспособности молодых людей для кадрового обеспечения инновационной экономики автономного округа, города. Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования позволяет решать ряд актуальных проблем современного образования, среди которых модернизация общеобразовательных учреждений, в том числе через формирование информационной образовательной среды в каждой школе в соответствии с новыми образовательными стандартами, обеспечение высокоскоростным Интернетом, улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, пополнение фондов школьных библиотек, развитие системы морального и материального стимулирования педагогов. Таким образом, в первые годы реализации данного проекта общеобразовательные учреждения города получили существенную помощь для дальнейшего развития.
Сеть образовательных учреждений города включает в себя 30 детских садов, 14 общеобразовательных школ, 1 специальное коррекционное учреждение 2, 8 видов, 1 вечернюю (сменную) школу, 1 детский дом "Семья", 2 учреждения дополнительного образования, 1 негосударственное общеобразовательное учреждение "Ноябрьская Православная Гимназия".
Организационно-правовые формы учреждений: автономные (11), казенные (2), бюджетные (36) учреждения.
Департамент образования организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования для 81% населения города Ноябрьска; обеспечивает предоставление общедоступного и бесплатного общего образования всем жителям города, нуждающимся в данных услугах. Доля получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях дополнительного образования детей, подведомственных департаменту, и в образовательных учреждениях составляет 85,2% от общего числа обучающихся.
В последние годы в городе ведется работа по повышению доступности дошкольного образования. Разработана "дорожная карта" по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения от 3 до 7 лет. Для решения проблемы дефицита мест для детей дошкольного возраста в 2012 году открыты три дополнительные группы в детских садах МАДОУ "Колобок", МБДОУ "Колокольчик", МАДОУ "Синеглазка". Стабильным остается охват дошкольным образованием, который составляет 81% (в среднем по России охват услугами дошкольного образования детей от 1 года до 7 лет составляет 62,1%, в УрФО первое место занимает Челябинская область - 81,6%, в ЯНАО - 64,7%). Дошкольное образование получают 97% ноябрьских дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет (в ЯНАО - 88%). Однако актуальной остается проблема предоставления альтернативных форм устройства детей дошкольного возраста, таких как группы семейного типа, а также открытие частных и корпоративных детских садов.
Образовательные учреждения города Ноябрьска отличаются достаточным разнообразием видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых методик обучения и воспитания. Во всех общеобразовательных учреждениях города реализуется федеральный государственный стандарт начального общего образования. В 2012 году на базе 14 общеобразовательных учреждений началась реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5 классах в статусе пилотных площадок.
За последние годы создана развитая инфраструктура, которая в состоянии предложить высококачественные возможности образования (базового, профильного и углубленного).
Вариативный характер образования на третьей ступени общего образования обеспечивается выбором обучающимися учебных предметов на базовом или профильном уровне и элективными учебными предметами. На начало 2012/2013 учебного года скомплектовано 39 профильных классов и 10 профильных групп в 12 общеобразовательных учреждениях по 14 направлениям.
В 8 общеобразовательных учреждениях обеспечивается дополнительная (углубленная) подготовка по общеобразовательным предметам: английский язык (39 классов, 992 обучающихся), физика (6 классов, 158 обучающихся), химия (2 класса, 55 обучающихся), математика (1 класс, 28 обучающихся), предметы эстетического цикла (5 классов, 128 обучающихся).
Два общеобразовательных учреждения МБОУ СОШ N 9, МБОУ "Гимназия N 1" реализуют поточно-групповую организацию образовательного процесса на 3 ступени обучения по индивидуальным учебным планам.
Параллельно с работой по обновлению содержания образования проводится и работа по совершенствованию системы оценки качества образования. Общеобразовательные учреждения города принимают участие в оценочных процедурах, направленных на выявление уровня сформированности у обучающихся следующих компетентностей: готовность первоклассников к обучению в школе, читательская, математическая и естественно научная грамотность в начальной и основной школах, умение решать проблемы в старшей школе.
Важной составляющей развития городской системы образования является работа по выявлению, развитию и поддержке талантливых и одаренных детей. С этой целью регулярно проводятся мероприятия, направленные на выявление талантливых и одаренных детей. Отмечается увеличение числа детей-участников конкурсов, фестивалей, соревнований. По количеству победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников Ноябрьск в течение нескольких последних лет занимает первую рейтинговую позицию среди других муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа.
По результатам участия в олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях в 2012 году 6 обучающихся из числа обучающихся общеобразовательных учреждений города и воспитанников МБОУ ДОД "ЦДТ" удостоены премий Президента Российской Федерации и Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в размере от 20 до 60 тысяч рублей.
С целью получения единой системно выстроенной комплексной базы количественных и качественных данных об одаренных детях, получающих образование в образовательных учреждениях города Ноябрьска, в 2012 году началось формирование электронного банка данных "Одаренные дети муниципальных образовательных учреждений города Ноябрьска", в который включаются дети с 5-летнего возраста, показывающие высокие результаты по интеллектуальному, творческому, спортивному или социально значимому направлениям.
Систематическая и целенаправленная работа по обеспечению доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов позволяет предоставлять образовательные услуги в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города детям с различными заболеваниями. В 2012 году 788 детей, в том числе 64 ребенка-инвалида, получали дошкольное образование в 51 группе для детей с нарушением речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата. 387 обучающихся, в том числе 102 ребенка-инвалида, обучались в 37 специальных (коррекционных) классах для детей с задержкой психического развития, нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом. Индивидуальное обучение 75 детей-инвалидов на дому осуществлялось образовательными учреждениями, в состав контингента которых они входят, на основании медицинского заключения и заявления родителей.
На базе МАОУ СОШ N 2 УИИЯ создан центр дистанционного образования, в котором работает класс дистанционного обучения на 10 рабочих мест для педагогов. Рабочие места для детей-инвалидов оборудованы по месту их проживания специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением.
Продолжил свою реализацию муниципальный проект "Доступность образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья "Мир один для всех", в рамках которого осуществляется расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, создание и нормативное закрепление системы "инклюзивного" обучения.
В целях создания универсальной безбарьерной среды проводятся работы по адаптации для нужд маломобильных групп населения пандусов входных групп: установлены поручни, приобретены лестничные подъемники, оборудованы санитарные комнаты для детей-инвалидов в МАОУ СОШ N 2 УИИЯ и МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский.
Реализация муниципальной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования города Ноябрьска на 2011 - 2015 годы" и проекта модернизации системы общего образования позволила существенно укрепить материально-техническую базу общеобразовательных учреждений города. В дошкольных образовательных учреждениях осуществлено оснащение групп ростовой мебелью, оборудованы спортивные и игровые площадки, установлены новые теневые навесы, приобретены специализированное оборудование и оргтехника, развивающие компьютерные программы. В рамках реализации проекта модернизации системы общего образования укреплена учебно-материальная база общеобразовательных учреждений, обновлены лабораторное оборудование, программно-методическое обеспечение школ, закуплено компьютерное оборудование для учащихся вторых классов для организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся, приобретены специализированные мобильные компьютерные классы, оборудованы автоматизированные рабочие места для учителей.
Новые задачи, стоящие перед образованием, принципиально меняют требования к педагогическим и руководящим кадрам. В соответствии с планом профессионального совершенствования педагогов города проводятся семинары-практикумы, консультации, семинары, лекции с участием ведущих ученых в сфере образования, организуются курсы повышения квалификации педагогических и руководящих работников по актуальным проблемам современного образования, в том числе для обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, вебинарах, интернет-семинарах, организуются конкурсы педагогического мастерства, организована деятельность инновационных площадок, ежегодно проводятся практико-ориентированные методические мероприятия.
Важным направлением по развитию кадрового потенциала образовательных учреждений города является привлечение в отрасль молодых педагогов, одной из действенных форм закрепления которых является обеспечение целевой финансовой поддержки в виде единовременных пособий и ежемесячных выплат. Поддержка профессионального и социального становления молодых педагогов организована через действующие "Школу молодого педагога" и Совет молодых педагогов. Молодые педагоги принимают участие в коммуникативных тренингах, практических занятиях по разработке рабочих программ, конструированию современного урока, мастер-классах, открытых уроках с участием ведущих учителей города, округа и России. Традиционным стало проведение Форума молодых педагогов.
Положительный вклад в развитие педагогического потенциала отрасли привносят инновационные формы методической помощи: такие как творческие и проблемные группы, сетевые педагогические сообщества.
В целях развития кадрового потенциала приняты меры по повышению заработной платы всех работников образования, усилению роли стимулирующего фонда в повышении качества образования школьников.
Доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы по экономике региона обеспечено за счёт финансирования школ на основе нормативов расходов на 1 ученика, повышения базового оклада, эффективного распределения стимулирующего фонда заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных учреждений округа.
В системе образования города Ноябрьска сохранены и получили дальнейшее развитие все направления и формы воспитательной работы, среди которых формирование ценностей здорового образа жизни и профилактика зависимого поведения, вовлечение детей группы риска в объединения дополнительного образования, в том числе через различные варианты организации их летней занятости подростков.
Контроль соблюдения законодательства в области воспитания несовершеннолетних, организация межведомственного взаимодействия с субъектами системы профилактики, анализ и коррекция организации работы по вопросам формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, профилактике употребления психоактивных веществ и насилия в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми, продолжают оставаться основными направлениями работы в сфере профилактики.
В решении задачи обеспечения современного качества содержания образования, дополнительное образование играет роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. 84% детей заняты в кружках и секциях различной направленности, 14% занимаются в спортивных кружках и секциях. Активно работают военно-патриотические клубы, школьные музеи, волонтерские отряды, обеспечиваются условия для развития научно-технической направленности, появились новые объединения "Робототехника" (МБУ СОШ N 5, МБОУ СОШ N 7, МБОУ "СОШ N 10 с УИФиТД", МБО СОШ N 12, МБОУ "Гимназия N 1"), "Легоконструирование" (МБОУ СОШ N 5, МБОУ "СОШ N 10 с УИФиТД").
Таким образом, к положительным факторам, влияющим на развитие системы образования города Ноябрьска, относятся:
- наличие вариативной сети образовательных учреждений позволяющей обеспечить конституционные права граждан на получение дошкольного и общего образования;
- система развития педагогического потенциала, ориентированная на применение современных инновационных форм методического совершенствования;
- развитая система дополнительного образования детей, совмещающая работу учреждений дополнительного образования и объединений дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений;
- сложившаяся система городских мероприятий физкультурно-спортивной, гражданско-патриотической направленности;
- продуктивные механизмы участия общественных структур в управлении отраслью образования.
Вместе с тем, имеются проблемы, решение которых обеспечит рост качества образования в ближайшей перспективе в соответствии с запросами граждан и приоритетами государственной политики в области образования.
В числе основных:
- снижение количества выпускников 9-х классов, получивших аттестаты особого образца;
- увеличение количества выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании;
- требует дальнейшего развития материально-техническая база дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей;
- невысокий удельный вес педагогов до 30 лет, нехватка учителей-предметников в общеобразовательных учреждениях города (учителей математики, иностранного языка и др.);
- введение в учебный план третьего часа физической культуры требует развития инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом;
- требует совершенствования система работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, в том числе развитие каникулярных интенсивных школ, привлечение представителей высших учебных заведений для работы с талантливыми школьниками;
Решение выше обозначенных проблем наиболее эффективно программно-целевым методом, обеспечивающим скоординированность, единство подходов по их решению. В соответствии с приоритетами муниципальной политики в области образования, выделяется два ключевых направления развития муниципальной системы образования: развитие современного воспитания и обучения, то есть обеспечение гарантий общедоступного дошкольного, общего и дополнительного образования, соответствующего актуальным и перспективным запросам общества и личности, а также развитие инфраструктуры и модернизация материально-технической базы общеобразовательных учреждений, то есть создание современных условий обучения и воспитания в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ) и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).
Применение программно-целевого метода позволит наряду с обеспечением функционирования муниципальной системы образования сконцентрировать средства на развитие системы, обеспечить формирование новых качественных связей для достижения системных эффектов и результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.