Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск
Управление по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска и подведомственные муниципальные бюджетные учреждения определяют миссию молодежной политики в формировании и культивировании имиджа успешного молодого человека.
Определены пять слагаемых успеха:
- образование: оно не обязательно должно быть высшим, но непременно востребованным экономикой города и высокого качества, необходимо помочь подрастающему поколению сделать правильный выбор будущей профессии;
- здоровье: это настоящий капитал каждого человека, который необходимо сохранять с помощью спорта и здорового образа жизни;
- экономическая независимость: стремление к карьерному росту, при котором образование позволит в последствии иметь хорошую работу, быть конкурентоспособным, а значит быть экономически независимым;
- защищенность (безопасность): в самом широком смысле - от духовной безопасности до экологии;
- ответственность за свои мысли и поступки, свою семью, свой город и, наконец, свою страну.
Миссия неразрывно связана с целью молодежной политики в муниципальном образовании созданием возможностей для гармоничного развития и воспитания детей, для конкурентоспособного и социально успешного становления молодых людей в муниципальном образовании город Ноябрьск.
Главные принципы работы муниципальных бюджетных учреждений сферы молодежной политики муниципального образования город Ноябрьск:
- принцип востребованности выполняемых муниципальных работ;
- принцип территориальности расположения учреждений по работе с молодежью;
- принцип сочетания государственных общественных интересов и прав личности ребенка, молодого человека;
- принцип сотрудничества, привлечения молодежи к непосредственному участию в реализации молодежной политики;
- принцип участия и дифференцированного подхода ко всем субъектам профилактики (несовершеннолетним, молодежи, молодым семьям, родителем с несовершеннолетними детьми);
- принцип ориентации на межведомственное взаимодействие в вопросах организации процесса развития, воспитания и становления детей и молодежи.
На сегодняшний день сфера муниципальной молодежной политики имеет сформированную структуру, включающую 5 подведомственных муниципальных бюджетных учреждений. Кроме того, в структуре подведомственного муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр по работе с детьми и молодежью "Перспектива" функционируют 7 подростковых клубов по месту жительства. Все учреждения располагаются по территориальному принципу, т.е. имеют шаговую доступность, что позволяет организовать содержательный досуг для детей и молодежи всех микрорайонов города. В муниципальных бюджетных учреждениях структуры управления по делам семьи и молодежи Администрации города Ноябрьска осуществляют деятельность 267 специалистов, участвующих в выполнении муниципальных заданий и непосредственно работающих с молодежью.
Сфера молодежной политики охватывает динамичный по численности и приоритетный на перспективу контингент населения муниципального образования: детей до 14 лет, молодежь от 14 до 30 лет, молодые семьи до 35 лет, семьи с несовершеннолетними детьми.
В среднем, в учреждениях сферы муниципальной молодежной политики на постоянной основе осуществляют свой досуг и разностороннее развитие 4 500 воспитанников в 150 кружках, секциях и общественных объединениях. Доказательством заинтересованности, следования социально активной жизненной позиции и здоровому образу жизни детей и молодежи является значительный рост количества мероприятий и численности их участников. Так, в 2015 году УДСМ и подведомственные муниципальные бюджетные учреждения организовали и провели 4 992 мероприятий, из них 279 городских. При этом общий охват участий детей и молодежи, молодых семей, семей с несовершеннолетними детьми составил 192 883 человека. Таким образом, основываясь на численности целевой аудитории (по данным переписи 2010 года, численность населения города от 05 до 35 лет составляет 42 142 человека) можно сделать вывод, что дети, молодежь, молодые семьи, семьи с несовершеннолетними детьми вовлекаются в деятельность муниципальных бюджетных учреждений сферы молодежной политики города в среднем 4 - 5 раз в среднегодовом исчислении.
Реализация приоритетных направлений муниципальной молодежной политики отражает следующие результаты:
- вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность на базе муниципального бюджетного учреждения "Центр психологической поддержки семьи и молодежи "Доверие" работает координационный штаб городского волонтерского движения, объединяющий 18 добровольческих объединений и насчитывает 375 добровольцев; средний возраст ноябрьских волонтеров составляет 16 - 18 лет, это учащиеся 9 - 11 классов общеобразовательных школ, студенты СУЗов и филиалов ВУЗов, представители общественности; в течение 2015 года добровольцами городского волонтерского движения "Территория добра" были организованы и проведены 98 мероприятий, охват населения города в рамках добровольческих проектов составил 13 547 человек;
- вовлечение молодежи в занятие творческой деятельностью: практика показывает, что привлекательными формами для молодежи остаются музыка, танцы, игры, поэтому ежегодно в учреждениях реализуются интересные для юных жителей города творческие проекты и проводятся мероприятия, так, актуальными среди молодежи являются игры КВН, городские фестивали и конкурсы "Студенческая весна", "Мисс Весна", городские праздники, посвященные Дню защиты детей и Дню молодежи; ежегодно работает более 60 объединений социально-досугового и творческого направлений, в которых занимаются около 50% от общей численности воспитанников всех учреждений; проводится в среднем 600 мероприятий по вовлечению молодежи в занятие творчеством и содержательный досуг, охватывающих порядка 24 000 человек;
- вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество: в муниципальной молодежной политике данное направление реализуется путем соблюдения комплекса мер, во-первых, это развитие деятельности объединений научно-технической направленности, в учреждениях УДСМ работают 11 тематических объединений ("Радиоспорт", "Автомоделирование", "Легоконструирование", "Робототехника", "Авиамоделирование" и др.), в которых занимаются более 260 человек; во-вторых, это проведение мероприятий научно-технической и интеллектуальной направленности, которые проводят муниципальное бюджетное учреждение "Центр творчества и межкультурных коммуникаций "Ровесник", т.к. является региональной площадкой в рамках Всероссийской программы "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России", муниципальное бюджетное учреждение "Спортивно-технический клуб" и само управление, так, ежегодными стали следующие мероприятия: интеллектуальные игры, городские товарищеские матчи "Первые шаги в робототехнику", интенсивная школа по робототехнике "РобоМир", региональные отборочные соревнования "РобоФест-Ямал", Неделя науки и инноваций в сфере молодежной политики, городской молодежный инновационный конвент и др, объединяющие большое число молодежи;
- вовлечение молодежи в ЗОЖ и занятия спортом, популяризация культуры безопасности в молодежной среде: данное направление включено в систему позитивной профилактики подведомственных учреждений, которая выстраивается на основе 51 программы и 16 проектов по физкультурно-оздоровительному направлению, и 10 управленческих проектов, предполагающих проведение мероприятий по специфической и неспецифической профилактике различных видов зависимостей в подростково-молодежной среде; по итогам 2015 года были организованы и проведены 435 мероприятий с охватом участников численностью 25 479 человек по физкультурно-оздоровительному направлению; с целью профилактики социальных девиаций, наркомании и употребления психоактивных вещества были проведены 402 мероприятия с охватом 13 351 человек; на постоянной основе в 53 объединениях, целью которых является вовлечение молодежи в ЗОЖ, занимаются около 2 000 человек;
- социализация молодежи, нуждающейся в особой заботе государства: основную функцию в реализации данного направления выполняют два подведомственных учреждения - МБУ "Центр психологической поддержки семьи и молодежи "Доверие" и МБУ "Комплексный центр по работе с детьми и молодежью "Перспектива"; отделом реализации профилактических программ МБУ "ЦППСиМ "Доверие" успешно реализуются 5 профилактических программ в образовательных организациях города, которые дают возможность углубленно рассмотреть вопросы, связанные с профилактикой потребления ПАВ, специалисты учреждения информируют молодёжь о наркоситуации, повышают уровень социальной и персональной компетентности в вопросах профилактики употребления психоактивных веществ.
Особое внимание в работе учреждений уделяется воспитанникам с ОВЗ, численность которых в текущем году составляет 82 человека, а также категории несовершеннолетних, состоящих на учете в КДНиЗП и проживающим в семьях социально опасного положения. По итогам 2015 года учреждения структуры УДСМ посещали на постоянной основе 85 несовершеннолетних учетной категории, а также 48 детей и подростков из семей СОП. В течение года для несовершеннолетних данной категории организуется временное трудоустройство, а также, помимо обеспечения трудовой занятости, с ними проводится досуговая и профилактическая работа.
Важную роль в работе с несовершеннолетними "группы риска" и семьями, находящимися в социально опасном положении, выполняет территориальная социально-педагогическая служба муниципального бюджетного учреждения "Комплексный центр по работе с детьми и молодежью "Перспектива". За каждым территориальным участком города закреплены специалисты по социальной работе с молодежью, деятельность которых включает 2 основных раздела: "Профилактическая работа с семьями "группы риска", находящимися под динамическим наблюдением", "Индивидуальная профилактическая работа с семьями, состоящими на профилактическом учете в КДНиЗП". В учреждении ведется городской банк данных, по сведениям которого среднегодовая численность состоящих семей и несовершеннолетних на учете включает 180 человек, под динамическим наблюдением находятся 2 500 семей и 60 семей - под интенсивной динамикой. Работа с "тяжелыми" семьями требует огромных человеческих и профессиональных усилий специалистов, т.к. постоянный патронаж и индивидуальная работа - это главный профилактический ресурс. В среднем в течение календарного года специалисты осуществляют 6 000 патронажей;
- патриотическое воспитание молодежи: организация работы в области патриотического воспитания подрастающего поколения в учреждениях по работе с молодежью представляет собой комплекс направлений деятельности: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое воспитание, развитие музейной и поисково-исследовательской деятельности, в том числе для обеспечения согласованной работы в области патриотического воспитания граждан осуществляются социальное партнерство и сотрудничество с общественными и религиозными организациями, работает городской координационный совет по патриотическому воспитанию граждан и укреплению единства нации; в учреждениях по работе с молодежью действуют 19 объединений патриотической направленности, которые посещает более 450 детей и молодежи, по итогам 2015 года было проведено порядка 447 мероприятий с охватом участников 34 988 человек; ежегодно с целью поощрения молодых граждан города за успехи в добровольной подготовке к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, за успехи в деятельности клубов, центров, общественных организаций военно-патриотической направленности вручается нагрудный знак "К защите Родины - готов!";
- содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи: управлением сформирована система содействия трудовой занятости молодежи города, включающая следующие компоненты: организацию профориентационной работы, организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, организацию общественных работ для безработных и ищущих работу граждан, организацию деятельности Ноябрьского студенческого трудового отряда и организацию работы по подготовке вожатых; ведущую деятельность в содействии профориентации и карьерным устремлениям молодежи осуществляет муниципальное бюджетное учреждение "Центр активного отдыха и содействия занятости детей и молодежи", на базе которого работает Школа профориентации, количество профориентационных программ составляет 9 единиц, участниками которых являются 577 человек, в системную профориентационную деятельность вовлечены учащиеся 9 общеобразовательных организаций и 5 дошкольных образовательных организаций, в 2015 году было проведено 203 внутренних мероприятий профориентационной направленности с общим охватом 9 808 человек и 10 городских мероприятий с охватом 2 192 человека;
- формирование у молодежи семейных ценностей: в структуре УДСМ действуют 9 семейных клубов, объединяющих 83 семьи, 177 человек, посещающих клуб на постоянной основе; в рамках оказания помощи молодым родителям, оказания психологической помощи в МБУ "ЦППСиМ "Доверие" реализуются 3 программы, работают "Телефон Доверия" и "Детский телефон доверия"; всего за 2015 год в учреждениях по работе с молодежью были проведены 267 мероприятий по направлению деятельности "работа с молодой семьей", общий охват которых составил 3 396 человек (896 участий семей).
Воспитанники и специалисты учреждений активно участвуют в конкурсных мероприятиях различного уровня - от городского до международного. Так, количество призовых мест, занятых воспитанниками муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных УДСМ, составило 1153, в аналогичный период 2014 года - 832 призовых места. К значимым достижениям можно отнести гран-при делегации молодежи Ноябрьска в окружном фестивале "Ямальская студенческая весна", вошедшей в состав ямальской делегации, принявшей участие в XXIII Всероссийском фестивале "Российская студенческая весна" во Владивостоке, участие ноябрьской молодежи во всероссийских молодежных форумах "УТРО", "Территория смыслов на Клязьме", "Таврида", в рамках которых получены гранты на реализацию молодежных проектов, а также получение грантов в размере 1 100 000 рублей на реализацию бизнес-проектов молодыми предпринимателями города Ноябрьска по итогам окружного конкурса "Свое дело".
Государственная молодежная политика - это часть социальной политики государства, одно из важнейших ее стратегических направлений. Поддержка инициатив и интересов молодежи, развитие их способностей и формирование правовой, социально-экономической, организационной и культурной среды необходимы для ее самореализации и гражданского становления.
С этой целью разрабатываются и реализуются разнообразные инновационные проекты и программы, организуются и поддерживаются конкурсы грантовой поддержки, молодежные форумы, конференции, выездные мероприятия и открытые встречи с целью обсуждения и решения разнообразных вопросов, волнующих молодежь, осуществляется работа по налаживанию социального партнерства с целью взаимодействия с общественными организациями, волонтерскими, молодежными объединениями.
Подпрограмма также нацелена на поддержку и продвижение имиджевых технологий как инструмента эффективной реализации молодежной политики на территории муниципального образования город Ноябрьск. Осуществляемая специалистами сферы молодежной политики города Ноябрьска деятельность призвана создать условия для самореализации детей и молодежи, развития их потенциальных способностей, духовно-нравственной культуры, формирования навыков социальной ответственности и активной жизненной позиции как основы успешности молодого поколения.
Поддержание и развитие имиджевых технологий позволят аккумулировать и продвигать позитивные идеи молодого поколения города, сделать молодежь полноправной активной частью городского сообщества.
Приведенные выше количественные и качественные показатели демонстрируют комплексный системный подход управления и подведомственных муниципальных бюджетных учреждений в реализации основных направлений государственной молодежной политики и высокий уровень отклика и вовлеченности детей и молодежи города, молодых семей, семей с несовершеннолетними детьми в работу секций, кружков, общественных объединений, активного участия в разнообразных проектах и программ, в мероприятия различного уровня. При этом, несмотря на значительные успехи и достаточную результативность работы, управление и подведомственные муниципальные бюджетные учреждения определяют ряд проблем, требующих комплексного и системного решения, а именно:
- отток молодежи из города в возрасте от 18 лет с целью получения профессионального образования, уменьшение числа студенческой молодежи в связи с упразднением филиалов высших учебных заведений, "миграция" молодежи в другие регионы после получения профессионального образования;
- затруднение молодежи в выборе профессии, предпочтения профессиональных приоритетов, слабая информированность и непонимание основ организации предпринимательской деятельности, престижа рабочих профессий;
- несформированность сознания у молодежи приверженности российской идентичности, наличие проблемы национальной разобщенности, которая может привести к проявлениям национализма и экстремизма;
- недостаточное понимание основ здоровьесбережения, культуры здорового образа жизни, устойчиво сформированного неприятия пагубных привычек (наркотиков, алкоголя, курения);
- несформированность проектного мышления, коммерциализации идей, слабость развития коммуникативных навыков, способности генерировать идеи и умения их практического воплощения;
- недостаточное представление о традиционных семейных ценностях, приоритетах семейного благополучия. Помимо обозначенных выше проблем, стоит отметить недостаток условий, затрудняющих реализацию приоритетных направлений государственной молодежной политики в муниципальном образовании, а именно:
- недостаточное количество приспособленных помещений и площадок для занятий экстремальными молодежными видами спорта и неформальным молодежным творчеством, а также спортивно-техническими видами;
- недостаточное финансирование на реализацию социально значимых инициатив молодежи в формате грантовой поддержки;
- недостаточное финансирование на поддержку конкурентной привлекательности объектов муниципальной молодежной сферы: по данным статистики, из общего количества зданий учреждений по работе с молодежью муниципального образования город Ноябрьск 35,5% зданий имеют более 50% износа.
Управление и подведомственные муниципальные бюджетные учреждения определяют приоритеты, требующие практического воплощения, комплексного и системного подхода в решении обозначенных выше проблем, а именно:
- создание развивающего воспитательного пространства для детей, молодежи, молодых семей, семей с несовершеннолетними детьми посредством реализации комплекса мер государственной молодежной политики на основе качественного выполнения муниципальных работ;
- поддержка позитивных молодежных инициатив, общественных молодежных движений, молодежного самоуправления как мощного мотиватора сопричастности и активного участия молодых граждан в жизни государства, округа, муниципального образования;
- создание сервисной инфраструктуры для молодежи, призванной обеспечить молодым людям достаточные стартовые и сопровождающие доступы к ресурсам социально значимой и досуговой занятости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.