Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 9. Сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума
1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается областной избирательной комиссией, действительно в течение двух месяцев. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
2. В поддержку инициативы проведения референдума области инициативной группе необходимо собрать подписи не менее двух процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года. Количество представленных подписей может превышать необходимое их количество, но не более чем на 15 процентов.
3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.
4. Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории области по месту работы, службы, учебы, жительства, а также в местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа участников референдума.
5. Право сбора подписей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации.
6. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону и заверяются сборщиком подписей и членом инициативной группы по проведению референдума. Участник референдума ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта (или заменяющего его документа) и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом. Данные об участнике референдума (кроме подписи и даты ее внесения) могут с его согласия вноситься в подписной лист сборщиком подписей.
7. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в областную избирательную комиссию.
8. Областная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований действующего законодательства при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей и принимает по результатам проверки постановление. В случае обнаружения нарушения указанных требований областная избирательная комиссия выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.
9. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку референдума. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании областной избирательной комиссии. При проведении проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать представители инициативной группы по проведению референдума. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать представителям присутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки на подписных листах.
10. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами референдума до предоставления подписей в областную избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
11. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица, учитывается только одна такая подпись.
12. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос участников референдума, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в избирательную комиссию.
13. Опрос проводится не менее чем двумя членами соответствующей избирательной комиссии. Опрашивается непосредственно тот участник референдума, чья подпись проверяется.
14. Недостоверными признаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом и подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
б) подписи участников референдума без указания какого-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений;
в) подписи, собранные до регистрации инициативной группы и представлении ей необходимых документов;
г) подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный участник референдума не расписывался в соответствующем подписном листе; подлог подписи устанавливается по письменному заявлению участника референдума, направленному в областную избирательную комиссию;
д) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от одного лица другим лицом;
е) подписи участников референдума, в которых данные об избирателях вписаны не от руки или карандашом;
ж) подписи участников референдума с исправлениями в дате внесения подписи участником референдума и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно участником референдума или лицом, удостоверяющим подписные листы;
з) все подписи в подписном листе, который не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы избирателей, либо если эта подпись недостоверна.
15. Оговоренные при составлении подписного листа исправления не могут быть основанием для признания подписи недостоверной.
16. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 15 процентов от числа проверенных подписей, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и референдум не проводится.
17. Референдум также не проводится в случае, если число представленных подписей участников референдума за вычетом числа подписей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для назначения референдума.
18. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям действующего законодательства областная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в областную Думу. Копия постановления областной избирательной комиссии направляется также инициативной группе.
19. В соответствии с федеральным законодательством в случае возникновения спора о компетенции в связи с назначением референдума области данный спор разрешается в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае подготовка референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.