Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Тамбовской областной Думы
от 25 июля 1997 г. N 776
Региональная целевая программа
стабилизации и развития агропромышленного производства
в Тамбовской области на 1997-2000 годы
Паспорт
региональной целевой программы стабилизации и развития
агропромышленного производства в Тамбовской области на
1997 - 2000 годы
Наименование программы - региональная целевая программа стабилизации и
развития агропромышленного производства в
Тамбовской области на 1997- 2000 годы (далее
- Программа)
Дата принятия решения - постановление администрации Тамбовской
о разработке Программы, области N 152 от 28.03.97 "Об организации
наименование и номер работы по выполнению постановления областной
соответствующего Думы от 26.02.97 N 662 "О программе мер по
постановления преодолению кризисных явлений в экономике
Тамбовской области на 1997 год".
Исполнители - администрация области, комитет по земельным
ресурсам и землеустройству области.
Разработчики - управление сельского хозяйства и
продовольствия администрации области, комитет
по экономике администрации области,
финансовое управление администрации области,
областная ассоциация фермерских хозяйств
"Тамбов-АККОР".
Сроки реализации - 1997-2000 годы
Основные программные - осуществление организационно-правовых и
мероприятия финансово-экономических мероприятий,
обеспечивающих вывод агропромышленного
производства из кризиса, стабилизацию и
устойчивое его развитие. Формирование
эффективного многоукладного аграрного сектора
экономики. Развитие производственной и
социальной инфраструктуры АПК, улучшение
социального положения сельских жителей.
Контроль за реализацией - управление сельского хозяйства и
Программы продовольствия администрации области,
финансовое управление администрации области,
комитет по экономике администрации области,
органы местного и фермерского самоуправления.
Важнейшие целевые - увеличить к 2000 году по сравнению с 1996
показатели годом производство зерна на 570 тыс. тонн,
сахарной свеклы - на 525 тыс. тонн,
подсолнечника - на 77 тыс. тонн, скота и
птицы (ж. в.) - на 3 тыс. тонн, яйца - на 47
млн. штук, довести выработку в пищевой и
перерабатывающей промышленности: сахара - до
120 тыс. тонн, мяса - до 15 тыс. тонн, масла
животного - до 3 тыс. тонн, сыров - до 3
тыс. тонн, масла растительного - до 28
тыс. тонн, цельномолочной продукции - до 20
тыс. тонн, рыбы - до 1,4 тыс. тонн.
Ожидаемые конечные - остановить спад производства продукции
результаты Программы сельского хозяйства и обеспечить с 1998 года
ее среднегодовой прирост на 2-4 процента.
Увеличить долю фермерского сектора в общем
объеме валовой продукции сельского хозяйства
до 2,2 процента.
Региональная целевая программа
стабилизации и развития агропромышленного производства
в Тамбовской области на 1997 - 2000 годы
Введение
Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование отраслевой и региональной структуры аграрного сектора для обеспечения потребностей населения области в продовольствии и сельскохозяйственном сырье на основе интенсификации производства, использования достижений научно-технического прогресса, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, кооперации, эффективной предпринимательской деятельности в рыночных условиях.
1. Цели, задачи и этапы реализации Программы
Целью Программы является вывод аграрной экономики области из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, социальное обновление села.
Для этого, с учетом общегосударственных мер по финансовой стабилизации, подавлению инфляции, повышению инвестиционной активности и сокращению бюджетного дефицита, необходимо:
продолжить осуществление земельной и аграрной реформы в целях реализации конституционных прав граждан на землю и формирования эффективных хозяйственных структур;
обеспечить сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и сфере переработки и в первую очередь плодородия земель, племенного животноводства и семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала;
активизировать структурную перестройку аграрной экономики за счет постепенного увеличения инвестиций в высоко-технологичные и конкурентоспособные производства;
существенно улучшить экономические условия для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе, функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств;
сформировать эффективный механизм государственной поддержки товаропроизводителей агропромышленного комплекса, личных подсобных хозяйств граждан;
обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни крестьян.
В 1997 году создаются необходимые экономические и организационные условия для восстановления производственного потенциала, развития аграрной реформы, создания системы государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства, улучшения финансового состояния товаропроизводителей, агропромышленного комплекса с тем, чтобы на этой основе преодолеть кризис агропромышленного производства.
Продолжается реформирование предприятий, совершенствуются земельные отношения. Разрабатываются и уточняются нормативные документы по вопросам аграрной и земельной реформ, обеспечивается выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей.
В 1998-2000 годах возобновляется рост производства на основе восстановления производственного потенциала, активизации инвестиционной деятельности, завершения земельных преобразований, сохранения и усиления по мере финансовой стабилизации государственной поддержки агропромышленного производства, применения эффективных ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства, хранения и переработки сырья и продукции.
2. Первоочередные антикризисные меры
В целях оздоровления экономики агропромышленного производства в 1997 году и создания необходимых условий для его реформирования в последующие годы предусматривается:
обеспечить закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд в установленных объемах;
провести авансовую оплату продукции растениеводства, поставляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями в областной продовольственный фонд, в размере 50 процентов стоимости объема поставок по договорам контрактации, используя для этого средства областного бюджета, поставки материально-технических ресурсов на условиях товарного кредита;
производить оплату 70 процентов стоимости минеральных удобрений и химических средств защиты растений после уборки урожая с зачетом этой суммы в авансовые выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставку ими продукции в федеральный и региональный фонды;
использовать практику обеспечения товаропроизводителей сельскохозяйственной техникой и оборудованием, племенным скотом и птицей на условиях лизинга;
в 1997 году намечено выделить агропромышленному комплексу области из федерального бюджета 142,8 млрд. рублей и областного - 182,7 млрд. рублей (приложение 1);
обеспечить эффективное использование 30 млрд. рублей средств, выделенных из областного бюджета в 1997 году в фонд финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
3. Стабилизация и развитие агропромышленного производства
Улучшение снабжения населения области продовольствием предусматривается обеспечить на основе комплексного решения проблем производства, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в рыночных условиях.
3.1 Сельское хозяйство
Стабилизация и возобновление экономического роста сельского хозяйства в период до 2000 года осуществляется на основе перехода к интенсивным, ресурсосберегающим технологиям и рациональным формам организации производства.
Земледелие и растениеводство
В целях обеспечения спроса населения области на продовольственные товары предусмотрено к 2000 году производить во всех категориях хозяйств зерна - 1850 тыс. тонн, сахарной свеклы - 1295 тыс. тонн, подсолнечника - 165 тыс. тонн, картофеля - 610 тыс. тонн, овощей - 170 тыс. тонн, скота и птицы - 128 тыс. тонн в живой массе, молока - 372 тыс. тонн, яйца - 350 млн. штук (приложение 3).
Производство основных видов продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2000 году характеризуется показателями приложения 4.
Для этих целей к 2000 году потребуется минеральных удобрений 348 тыс. тонн действующего вещества, пестицидов - 0,5 тыс. тонн, известьсодержащих материалов - 1200 тыс. тонн, тракторов - 19 тыс. штук, зерноуборочных комбайнов - 6 тыс. штук, свеклоуборочных комбайнов - 1,5 тыс. штук (приложение 5).
Рост производства зерна предусматривает увеличение площадей выращивания твердых и сильных пшениц, гороха, проса и гречихи.
Предусматривается осуществление мер по созданию интенсивного производства сахарной свеклы, подсолнечника, овощей, картофеля, плодов и ягод.
Развитие кормопроизводства сосредоточивается на:
рациональном использовании природных кормовых угодий;
совершенствовании структуры посевов полевых кормовых культур и увеличении их продуктивности;
сокращении потерь выращенного урожая за счет внедрения прогрессивных технологий заготовки кормов;
обеспечении опережающего роста производства зернобобовых и масличных культур;
повышении питательной ценности грубых и сочных кормов;
внедрении системы товарного семеноводства трав, в первую очередь бобовых культур.
Для решения задач кормопроизводства предусматривается расширение посевов многолетних трав до 185 тыс. гектаров, однолетних злакобобовых травосмесей до 80 тыс. гектаров, увеличение посевов бобовых трав и их смесей с 60 до 70 процентов общей площади посевов многолетних трав, доведение посевов скороспелых гибридов кукурузы на початки и зерно до 50 тыс. гектаров, увеличение производства высокобелкового сырья (жмыха, шротов, животных кормов и др.), а также высокобелковых кормовых добавок.
Животноводство
Развитие животноводства предусматривается обеспечить на базе:
применения перспективных, энергосберегающих технологий содержания животных и птицы;
увеличения производства полноценных кормов, комбикормов и премиксов;
создания комплексов технических средств для высокомеханизированных и автоматизированных ферм с ресурсосберегающими безотходными технологиями;
совершенствование племенной работы на базе специализированных хозяйств;
улучшения работы промышленных комплексов по производству мяса, молока, птицефабрик;
роста производства животноводческой продукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах.
Развитие молочного скотоводства будет осуществляться на основе увеличения поголовья высокопродуктивных молочных пород и осуществления комплекса мер по повышению продуктивности коров.
Предусматривается сохранить производственные мощности свиноводческих комплексов, довести в среднем по области производство свинины на начальную голову до 42 кг мяса в живой массе.
В птицеводстве более полно будут использоваться имеющиеся мощности птицефабрик, осваиваться прогрессивные технологии выращивания птицы, обеспечиваться более глубокая переработка продукции.
Развитие овцеводства предусматривается восстановить, прежде всего, в хозяйствах с достаточным количеством естественных кормовых угодий.
Дальнейшее развитие получит хозяйственное коневодство.
Предусмотрено обеспечить ветеринарными услугами хозяйства всех форм собственности.
3.2 Пищевая и перерабатывающая промышленность
К 2000 году необходимо преодолеть спад и довести производство: мяса до 15 тыс. тонн, масла животного - до 3 тыс. тонн, сыров - до 3 тыс. тонн, сахара-песка из сахарной свеклы - до 120 тыс. тонн, масла растительного - до 28 тыс. тонн, кондитерских изделий - до 8 тыс. тонн (приложение 6).
Намечено осуществить меры по техническому перевооружению предприятий, которые создадут условия для увеличения объемов производства, расширения ассортимента и повышения качества продукции, увеличения выпуска продовольственных товаров в мелкой расфасовке, улучшения использования сельскохозяйственного сырья за счет более глубокой и полной его переработки.
Наряду с крупными предприятиями будут использоваться и мобильные производства малой мощности.
В связи с резким увеличением количества земельных участков у населения, предстоит развить заготовительную сеть по закупкам продовольственной продукции и сырья в индивидуальном секторе, в том числе с участием потребительской кооперации.
Дальнейшее развитие получит производство детского питания: мясных и плодоовощных консервов, жидких и пастообразных молочных продуктов.
В мукомольно-крупяной промышленности предусматривается внедрение новых технологий, позволяющих повысить эффективность использования зерна, увеличить выход муки, расширить ресурсный потенциал мукомольного производства за счет использования мягких пшениц для производства макаронной муки, а также увеличения объема переработки ржи. Намечается увеличить выпуск продукции из высококачественной муки с витаминами и другими добавками, специализированных изделий для детей и людей пожилого возраста, расширить ассортимент продукции из ржаной муки.
3.3 Рыбное хозяйство
Функционирование рыбного хозяйства области будет осуществляться в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации Программой развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба".
В 1997-2000 годах в отрасли намечается эффективнее использовать сырьевые ресурсы, улучшить воспроизводство и охрану рыбных запасов.
Реализация намечаемых мер при необходимой государственной поддержке рыбного хозяйства позволит уже в 2000 году довести производство товарной рыбы до 1430 тонн.
4. Развитие аграрной реформы
Аграрная реформа направлена на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм собственности на землю и другие средства производства, создание конкурсной среды в агропромышленном комплексе, развитие аграрного рынка.
Наиболее важными направлениями аграрной реформы будут:
совершенствование экономических и земельных отношений;
формирование многоукладной экономики отраслей агропромышленного комплекса, в том числе развития крестьянских (фермерских) хозяйств (приложение 7);
кооперация и агропромышленная интеграция;
демонополизация перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий;
создание рыночной инфраструктуры;
решение проблем социального развития села.
4.1 Земельная реформа
Совершенствование отношений собственности и формирование новой хозяйственной структуры аграрной экономики станет важным фактором стабилизации и роста агропромышленного производства, а также повышения его эффективности.
В 1997 году запланировано завершить выдачу земельным собственникам, в том числе и собственникам земельных долей в сельскохозяйственных организациях, свидетельств на право собственности и заключение договоров пользователей земельных участков со всеми собственниками земельных долей, а также реализация всех предусмотренных прав собственников земельных долей.
Будет сформирована поэтапная система государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, совершенствоваться и развиваться система земельного кадастра.
Дальнейшие земельные преобразования будут направлены на:
создание механизма рыночного оборота земли;
расширение аренды земли и совершенствование механизма ее правового регулирования;
совершенствование землеустройства с учетом форм собственности, требований рациональной организации территории и компактного землепользования;
обеспечение условий для поддержания и восстановления плодородия почвы, создание механизма экономического стимулирования рационального использования земель в коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйствах;
сохранение государственного управления в части обеспечения целевого использования земли и предотвращения необоснованного аккумулирования земельных участков и долей в собственности физических и юридических лиц.
Продолжится формирование многоукладной структуры аграрного сектора.
Приоритетным направлением аграрной политики будет поддержка личных подсобных, садоводческих и огородных хозяйств.
Структуризация сельскохозяйственного производства создаст необходимость ускорения кооперирования частных товаропроизводителей в сфере производства, переработки и сбыта продукции, агросервиса, взаимного кредитования в соответствии с федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".
Проблема особой важности в реформировании агропромышленного комплекса - преодоление локального монополизма перерабатывающих и обслуживающих этот комплекс предприятий.
Необходимо продолжить работу по передаче сельскохозяйственным товаропроизводителям акций приватизируемых перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий, а также вторичной эмиссии акций ранее приватизированных предприятий с размещением контрольного пакета акций среди сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одним из направлений смягчения местного монополизма перерабатывающих, обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса является продажа контрольных пакетов акций этих предприятий сельскохозяйственным товаропроизводителям на льготных условиях.
С целью консолидации акций, размещенных среди сельскохозяйственных товаропроизводителей одной сырьевой зоны, сельскохозяйственные товаропроизводители при содействии администраций районов и области могут создавать союзы и ассоциации, выступающие держателями консолидированного пакета акций и осуществляющие полномочия акционеров - сельскохозяйственных товаропроизводителей в органах управления перерабатывающего предприятия.
4.2 Формирование рынка сельскохозяйственной
продукции и продовольствия
В комплексе мер по реализации реформы важное значение принадлежит созданию рыночной системы сбыта и реализации продукции, производимой агропромышленным комплексом. Функционирование этой системы основывается на свободном движении тракторов, конкуренции и механизме ценообразования с учетом спроса и предложения.
В целях развития и государственного регулирования продовольственного рынка в интересах товаропроизводителей области, удовлетворения спроса населения на продовольствие и промышленности на сельскохозяйственное сырье, действует областная продовольственная корпорация при управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации области. Корпорация обеспечивает эффективное и возвратное использование средств, привлекаемых для государственного регулирования продовольственного рынка и осуществления других операций с продовольствием.
4.3 Меры государственной поддержки
Экономическая и финансовая стабилизация в агропромышленном комплексе неразрывно связана с оздоровлением всей экономики области. В переходный период будут поддерживаться доходы товаропроизводителей агропромышленного комплекса путем содействия установлению паритетных экономических отношений с другими секторами материального производства, применения гарантированных минимальных закупочных цен на зерно, маслосемена, сахарную свеклу, картофель, скот, птицу, молоко и некоторые другие продукты, поставляемые для государственных нужд, а также путем использования механизма авансирования, лизинга.
Средства областного бюджета, выделяемые на поддержку агропромышленного комплекса, будут использоваться по следующим направлениям:
финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почвы, ветеринарному обслуживанию, научных исследований, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространения вредителей растений и охрану окружающей среды;
дотирование продукции элитного семеноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства, рыбоводства;
компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение средств защиты растений и комбикормов - животноводческими комплексами и птицефабриками, энергоносителей - специализированным тепличным хозяйством;
финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории;
оказание помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам (приложение 2);
поддержание уровня гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и сырье;
проведение весенних полевых работ и уборки урожая;
финансирование подготовки кадров и другие цели.
При этом должен быть обеспечен переход от уравнительного распределения ресурсов к адресному, преимущественно на конкурсной основе, при условии обязательного обоснования их потребности и эффективности использования. Преимущество будет отдаваться тем сельскохозяйственным товаропроизводителям, независимо от формы собственности, которые обеспечивают устойчивую работу, эффективное использование выделенных средств и улучшение финансового состояния.
Будут приняты меры по своевременному и полному выделению средств бюджетов различного уровня на оказание финансовой поддержки организациям агропромышленного комплекса в соответствии с бюджетными назначениями.
Необходимо широко распространять положительный опыт хозяйств, добивающихся высоких экономических результатов в условиях переходного периода. Предприятия, осуществляющие меры такого характера, будут пользоваться приоритетной финансовой поддержкой как из федерального, так и регионального бюджетов.
Принципиальное значение имеет создание механизма кредитования сельского хозяйства, учитывающего сезонность производства продукции и обеспечивающего доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
4.4 Формирование рынка материально-технических ресурсов
для агропромышленного комплекса области
В комплексе мер по улучшению обеспечения агропромышленного комплекса промышленной продукцией важное значение будет иметь создание системы рынков материально-технических ресурсов, разнообразных видов работ и услуг в области снабжения, ремонта и технического обслуживания, энергетики, транспорта и связи. Создание этой системы предполагает эффективное использование уже имеющейся инфраструктуры агросервиса и организацию машинно-технологических станций.
Намечено расширять прямые связи с заводами-изготовителями.
4.5 Система управления
Государственное управление агропромышленным комплексом области осуществляется управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области. Его функциональные обязанности, структура, численный состав определяется администрацией области.
При организации сельского самоуправления в максимальной степени учитываются местные особенности и традиции.
5. Инвестиционная политика
Инвестиционная политика в период реализации Программы основывается на:
концентрации государственных и местных ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства, поддержке наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий;
усилении социальной ориентации государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях;
осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды.
В сельском хозяйстве инвестиции будут направляться, прежде всего, под целевые программы, предусматривающие повышение плодородия земель, их мелиорацию, производство и хранение сельскохозяйственной продукции, поддержку племенных и семеноводческих хозяйств, развитие социальной инфраструктуры села и другие.
Инвестирование социального переустройства села в первую очередь будет направлено на обеспечение сельских населенных пунктов водой, электроэнергией, газом, телефонной связью.
Основными направлениями инвестиционной политики в пищевой и перерабатывающей промышленности должны стать техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий в масложировой, сахарной, мясо-молочной, мукомольно-крупяной и некоторых других отраслях.
Строительство ограниченного количества новых предприятий малой мощности будет осуществляться для внедрения современных технологий переработки сырья, организации выпуска новых видов продукции.
6. Научно-техническая политика
Интенсификация и повышение эффективности агропромышленного производства будут достигнуты на основе развития рыночных отношений и за счет достижений научно-технического прогресса.
Недостаток инвестиций и других финансовых ресурсов обусловливает приоритетное использование тех достижений науки и техники, которые обеспечивают снижение затрат материальных, энергетических и других видов ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание и производство новых видов сырья, компонентов и готовых изделий, повышение производительности труда. Приоритетными направлениями во внедрении достижений научно-технического прогресса будут:
совершенствование хозяйственного механизма, развитие земельных отношений;
формирование многоукладной экономики и рыночной инфраструктуры;
развитие кооперации и интеграции;
создание систем управления и информатизации АПК;
подготовка и реализация комплексных мероприятий по воспроизводству плодородия почв;
повышение культуры земледелия на основе комплексного применения достижений научно-технического прогресса;
применение современных технологий при возделывании с/х культур (минимальная обработка почвы, совмещение технологических операций за один проход посевных и уборочных агрегатов, применение высокоурожайных сортов семян, эффективных удобрений и гербицидов);
создание и освоение систем промышленного семеноводства основных сельскохозяйственных культур;
использование высокопродуктивных животных;
создание и использование современных видов тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продукции, повышение ее конкурентоспособности;
разработка и внедрение энергосберегающих экологически безопасных технологий холодильной обработки, транспортировки и хранения пищевых продуктов, в том числе на основе высокоазотных газов из природных запасов, позволяющих снизить потребление энергии на 30-50 процентов, а потери сельскохозяйственного сырья в 2-5 раз.
В целях повышения эффективности научного обеспечения развития предусматривается:
сохранение, дальнейшее развитие и укрепление научно-технического потенциала АПК, повышение эффективности в работе;
формирование рыночных отношений в научно-технической сфере при разработке и реализации достижений науки и техники;
предоставление на конкурсной основе государственной поддержки наиболее перспективных исследований;
совершенствование системы подготовки и переподготовки научных кадров.
7. Развитие предприятий АПК районов
Развитие предприятий агропромышленного производства районов будет основываться на:
усилении экономической самостоятельности районов, перенесении решения продовольственной проблемы на районный уровень, развитии самоуправления;
создании эффективных систем производства, сбыта, снабжения и обслуживания, развитии кооперации и агропромышленной интеграции;
сохранении специализации и размещении товарного сельскохозяйственного производства в районах.
Предусматривается разработка научно обоснованной системы ведения агропромышленного производства на рассматриваемый срок с учетом местных природных и экономических условий.
8. Внешнеэкономическая политика
Внешнеэкономическая деятельность агропромышленного комплекса области будет строиться в соответствии с государственной политикой Российской Федерации, основной задачей которой является упорядочение и постепенное сокращение импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, развитие их экспорта.
В этих целях на региональном уровне будут осуществляться следующие меры:
содействие созданию совместных предприятий, развитие торгово-экономических связей на основе формирования общего аграрного рынка государств-участников СНГ;
особое внимание будет уделено усилению контроля за качеством и безопасностью импортного продовольствия, его обязательной санитарной и ветеринарной сертификации, охране территории области от ввоза продукции, вызывающей заболевание растений, животных и человека.
Важное значение будет иметь упорядочение и контроль закупок по импорту пестицидов, ветеринарных препаратов для предотвращения поступления на рынок малоэффективных, а также экологически опасных форм.
9. Социальное развитие села
Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий.
Решение этих проблем осуществляется на основе реализации федеральных и региональных целевых программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания в сельской местности.
Намечено завершить передачу объектов социальной сферы на баланс органов местного самоуправления.
Будет осуществляться возможная поддержка развития системы обеспечения сельского населения товарами и услугами организаций потребительской кооперации, пайщиками которых являются сельскохозяйственные производители и пенсионеры, проживающие в сельской местности, восстановление имущественных прав граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 годах. Развитие потребительской кооперации в ближайшие годы будет осуществляться по направлениям ее деятельности: закупки излишков продукции у населения, организация ее переработки, торговля продовольственными и промышленными товарами на селе, предоставление бытовых услуг сельским жителям.
10. Охрана окружающей среды
В области охраны окружающей среды предусматривается:
применять технологии возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивающие предотвращение переуплотнения, деградации и эрозии почв, экологическую сбалансированность и безопасность применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
разработать систему защиты объектов животноводства на случай чрезвычайных эпизоотических ситуаций, а также природных бедствий;
осуществить меры по оздоровлению скота и птицы, сокращению заболеваний туберкулезом, лейкозом, бешенством, чумой и другими болезнями;
обеспечить животноводческие комплексы и помещения надежными очистными сооружениями и средствами утилизации отходов, исключающими возможность загрязнения окружающей среды и, особенно, водных ресурсов.
11. Кадровая политика
Кадровая политика направляется на:
формирование единого образовательного процесса в агропромышленном комплексе;
организацию массовой подготовки и переподготовки руководителей предприятий, подразделений, специалистов, предпринимателей и фермеров;
совершенствование системы подготовки и переподготовки работников важнейших сельских профессий и фермерских кадров (приложение 8).
12. Социально-экономические результаты реализации Программы
Реализация Программы стабилизации и развития агропромышленного производства области позволит обеспечить существенный прирост производства продукции и улучшить экономическое положение товаропроизводителей агропромышленного производства.
Среднегодовой темп прироста валовой продукции сельского хозяйства в период после преодоления ее спада составит примерно 2-4%, производительности труда - 3-5 процентов. Доля фермерского сектора в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства возрастет до 2,2 процентов.
В сельскохозяйственных предприятиях различных организационно-правовых форм следует ожидать существенного усиления развития внутрихозяйственных отношений на рыночных принципах.
Социально-экономические результаты реализации Программы будут проявляться в повышении доходов работников сельского хозяйства, развитии и устойчивом функционировании социальной инфраструктуры села.
Возобновление экономического роста в агропромышленном производстве будет содействовать развитию других отраслей народного хозяйства, повышению инвестиционной активности и занятости населения, увеличению накоплений предприятий и расширению налоговой базы для федерального бюджета и бюджета области.
Решение поставленных в Программе задач станет важным фактором оживления экономики области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.