Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Тамбовской областной Думы
от 19 сентября 1997 г. N 793
Отчет о работе постоянной комиссии законодательных
предположений и контроля за период с 1994 по июль 1997 года
27 марта 1994 года была избрана Тамбовская областная Дума первого созыва. На втором заседании Думы 3 мая 1994 года утверждена постоянная комиссия законодательных предположений и контроля и избран ее председатель - Конобеев Леонид Николаевич. С 31 января 1997 года, в связи с избранием Леонида Николаевича заместителем председателя областной Думы, комиссию возглавляет Мишин Алексей Федорович.
В настоящее время в комиссии законодательных предположений и контроля работают 8 депутатов: Семченко Василий Фомич - заместитель председателя комиссии, Макаров Юрий Викторович - секретарь комиссии, Морозов Николай Алексеевич, Сквознова Людмила Степановна, Косых Михаил Михайлович, Сапелкин Петр Павлович, Чернопятов Владимир Яковлевич. Всего за истекший период было проведено 46 заседаний комиссии.
Нормативно-правовую основу деятельности комиссии составляют Устав (Основной закон) Тамбовской области, Регламент Тамбовской областной Думы, Положение о постоянных комиссиях Тамбовской областной Думы.
В соответствие со статьей 59 Устава Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы, для содействия проведению в жизнь ее решений и законодательства Российской Федерации, осуществления в пределах компетенции областной Думы контроля деятельности Администрации области, а также контроля за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению федерального законодательства, законов и постановлений, принятых областной Думой.
В соответствии со статьей 18 Регламента Тамбовской областной Думы и статьей 19 Положения о постоянных комиссиях Тамбовской областной Думы, постоянная комиссия законодательных предположений и контроля Думы:
участвует в подготовке и рассмотрении Думой проектов законов и постановлений в области государственного устройства, соблюдения прав и свобод личности и других вопросов;
проводит предварительное рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) области;
дает экспертную оценку на законопроекты, внесенные в Думу субъектами права законодательной инициативы;
организует и проводит депутатские слушания по вопросам соблюдения областного законодательства;
готовит и предварительно рассматривает законопроекты по вопросам своего ведения;
осуществляет контроль за реализацией законодательства по вопросам своего ведения;
выполняет иные полномочия в соответствии с законодательством и Регламентом Тамбовской областной Думы.
Таким образом, постоянная комиссия законодательных предположений и контроля является одним из ключевых структурных подразделений Тамбовской областной Думы.
В своей работе комиссия тесно взаимодействует с экспертно-правовым отделом Тамбовской областной Думы. Обеспечение работы постоянной комиссии законодательных предположений и контроля; оказание комиссии необходимой помощи в подготовке заседаний, в реализации принятых решений, заключений и рекомендаций; участие в разработке законопроектов; участие в подготовке проектов планов законотворческой деятельности; осуществление юридической экспертизы законопроектов, проектов постановлений областной Думы, распоряжений председателя областной Думы; оказание правовой, методической и консультативной помощи постоянным комиссиям областной Думы по вопросам организации контроля - все это - приоритетные направления деятельности экспертно-правового отдела.
За весь период деятельности Тамбовской областной Думы, ею было принято 126 Законов Тамбовской области. Из них 28 было подготовлено комиссией законодательных предположений и контроля совместно с экспертно-правовым отделом. Это составляет 22,2% от общего числа принятых законов. Все остальные законы прошли правовую экспертизу.
Разработанные комиссией законы внесли весомый вклад в формирование законодательной базы области. В 1994 году самым важным делом была работа над Уставом области. В мае была образована рабочая группа по разработке Устава. Комиссия законодательных предположений и контроля трижды - в августе, октябре и ноябре рассматривала проект Устава области, вносила в него изменения и дополнения, рекомендовала принять.
В Основном Законе, принятом областной Думой 30 ноября 1994 года, было установлено государственное устройство области, были зафиксированы гарантии прав и свобод человека и гражданина, организация законодательной, исполнительной и судебной власти в области, предусмотрено непосредственное осуществление населением государственной власти в области. Было уделено большое внимание обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности, экономической и финансовой основе деятельности органов государственной власти области, организации местного самоуправления. Значение Устава Тамбовской области обусловлено тем, что он является основным правовым актом области в системе нормативного правового регулирования общественных отношений на территории области и обладает прямым действием.
Принятие Устава заложило фундамент для всей нормативно-правовой базы области и сделало возможным разработку множества законов, нормы которых развивали и детализировали положения Устава.
Были подготовлены следующие законы: "О порядке опубликования и вступления в силу законов области, правовых актов нормативного характера, постановлений областной Думы", регламентирующий заключительную стадию областного законотворческого процесса; "Об административной ответственности за нарушения законов области и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления области", устанавливающий административную ответственность за нарушения законов области и иных нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в случаях не урегулированных федеральными законами и Кодексом РФ об административных правонарушениях; Закон Тамбовской области "О повышении минимального размера оплаты труда, тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, должностных окладов в органах государственной власти и работников отдельных организаций бюджетной сферы" повысил с 1 августа 1995 года минимальный размер оплаты труда и с 1 сентября тарифные ставки Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджета области.
Одним из приоритетных направлений деятельности комиссии законодательных предположений и контроля является расширение правового поля деятельности органов местного самоуправления. Базовым здесь является закон "О местном самоуправлении в Тамбовской области", рассмотренный комиссией в мае - июне 1995 года. В данном Законе в соответствии с Конституцией РФ, Уставом области определены роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, его правовые, экономические и финансовые основы, государственные гарантии осуществления, установлены принципы организации местного самоуправления в Тамбовской области.
Принятие Закона "О местном самоуправлении в Тамбовской области" послужило основой для обеспечения конституционных прав и свобод, в частности прав граждан на местное самоуправление, как неотъемлемый институт правового государства. Он утвердил самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, создал правовую базу для судебной защиты местного самоуправления от незаконных действий органов государственной власти и должностных лиц.
Для того, чтобы обеспечить введение в действие в полном объеме норм Закона Тамбовской области "О местном самоуправлении в Тамбовской области", комиссией совместно с экспертно-правовым отделом были разработаны законы: "О выборах в органы местного самоуправления Тамбовской области", детально регламентирующий все стадии избирательного процесса (данный Закон был успешно применен на выборах в органы местного самоуправления 17 декабря 1995 года и 22 декабря 1996 года); "О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления", установивший наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу, процедуру регистрации уставов и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; "О наделении районных Советов народных депутатов полномочиями по регистрации уставов сельсоветов (поссоветов)", предусматривающий передачу полномочия органа государственной власти субъекта РФ по регистрации уставов сельсоветов (поссоветов) районным Советам народных депутатов; "О собраниях (сходах) граждан по месту жительства в Тамбовской области", нормативно регулирующий одну из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования - собрание (сход) граждан по месту их жительства для решения вопросов местного значения; "О муниципальной службе в Тамбовской области", устанавливающий особенности организации муниципальной службы и определяющий правовое положение муниципальных служащих в Тамбовской области; Закон "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями", который определяет порядок наделения органов местного самоуправления Тамбовской области отдельными государственными полномочиями, а также условия и порядок контроля за реализацией органами местного самоуправления переданных государственных полномочий. Также комиссией законодательных предположений и контроля и экспертно-правовым отделом был разработан принятый Думой Закон "О территориальном общественном самоуправлении в Тамбовской области". Результатом деятельности комиссии и отдела в сфере организации местного самоуправления стало создание и законодательное оформление местной власти в Тамбовской области.
Важным направлением деятельности комиссии законодательных предположений и контроля является законодательное оформление института государственной службы. В январе-феврале 1996 года комиссия рассмотрела "Закон о государственной службе Тамбовской области", который устанавливает особенности организации государственной службы и определяет правовое положение государственных служащих Тамбовской области. Порядок присвоения квалификационных разрядов государственным служащим, для которых они не установлены, а также сохранения квалификационных разрядов определены Законом "О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов государственным служащим государственной службы Тамбовской области". Был также разработан Реестр государственных должностей государственной службы.
Комиссия законодательных предположений и контроля в законотворческом процессе взаимодействовала с администрацией области. С одной стороны, она давала заключения на законопроекты, представленные главой администрации области; с другой стороны, комиссия согласовывала разработанные ею проекты законов Тамбовской области с администрацией Тамбовской области. Плодом совместной работы комиссии и администрации области стало принятие и таких законов как Закон "Об Архивном Фонде Тамбовской области и архивах", Закон Тамбовской области "Об ответственности за нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" и другие.
В соответствии со статьей 72 пунктом "л" Конституции РФ и статьей 54 пунктом "м" Устава Тамбовской области областная Дума согласовывает кадры судебных и правоохранительных органов области. Предварительное рассмотрение этих вопросов поручено постоянной комиссии законодательных предположений и контроля, которая рассмотрела и рекомендовала назначить судьями 13 кандидатов на эти должности.
На комиссии были рассмотрены и поддержаны 31 инициатива представительных органов субъектов РФ. В том числе, проект федерального закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам"; проект федерального закона "О внесении изменений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", который устранял ряд ограничений на право граждан на социальное обеспечение; проект федерального закона "О повышении минимального размера оплаты труда"; проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год", который предусматривал увеличение расходов на профессионально-техническое образование, проект федерального закона "О гарантиях деятельности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ"; проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный Кодекс РСФСР", который предусматривал введение в УК новой статьи - "Причинение имущественного ущерба физическим и юридическим лицам финансовыми и инвестиционными кампаниями"; проект федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании"; разработанные Государственной Думой проекты федеральных конституционных законов "О поправках к статьям 83 и 103 Конституции РФ", "О поправках к статьям 101, 102 и 103 Конституции РФ", "О поправках к статьям 103 и 117 Конституции РФ", целью которых было создать действенный конституционно-правовой механизм парламентского контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Были поддержаны обращение к Президенту "О вооруженном конфликте в Чеченской республике"; обращение к Федеральному Собранию об ускорении принятия федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления"; обращение к Правительству против повышения тарифов на электроэнергию; обращение к Президенту против развала Черноморского флота; обращение к Государственной Думе Федерального Собрания РФ "О необходимости ускорить принятие нормативно-правовых актов по вопросам сохранения особо ценных и ценных объектов истории и культуры советского периода; обращение к Федеральному Собранию и Правительству о необходимости сохранить все налоговые льготы для инвалидов, общественных организаций инвалидов и предприятий, с численностью работающих инвалидов более 50%. Было поддержано постановление Совета Федерации от 5 марта 1997 года "О направлении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ поправки в проект Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", целью которого является восстановление усеченной вертикали государственной власти.
Комиссия законодательных предположений и контроля не только одобряла инициативу исходящую из других органов, но и сама выступала с законодательной инициативой и обращениями. Так, был подготовлен проект федерального конституционного закона "Об изменении редакции статьи 43 Конституции РФ", в котором устанавливались приоритетность и государственная защита сферы образования, гражданам гарантировалось равное право на образование. Был разработан проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", в котором предусматривалось выплачивать пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возрасти полутора лет женщинам, уволенным в связи с сокращением численности и штата, в связи с реорганизацией предприятий, женщинам, окончившим учебные заведения, нетрудоустроенным и зарегистрированным в центре занятости населения, беременность которых наступила в течении 12 месяцев после регистрации в центре занятости.
Комиссия законодательных предположений и контроля рекомендовала областной Думе рассмотреть и поддержать обращение к Президенту РФ, Правительству РФ, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ по поводу финансирования профессиональных учебных заведений области; обращение к Президенту РФ о назначении выборов главы Администрации области 17 декабря 1997 года; постановление, которое выражает поддержку Договору о Союзе России и Белоруссии и его Уставу.
За 1994-1997 годы в экспертно-правовой отдел поступило для дачи заключений 907 проектов федеральных законов, из них 396 были рассмотрены отделом совместно с постоянной комиссией и по ним даны соответствующие предложения и замечания в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В том числе была дана экспертная оценка проектам Уголовного Кодекса РФ, 1 и 2 части Гражданского Кодекса РФ, Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального Кодекса РФ, Семейного Кодекса РФ.
Экспертно-правовым отделом была проведена экспертиза всех уставов районов и городов области. Комиссия законодательных предположений и контроля рассмотрела их на своих заседаниях и рекомендовала областной Думе зарегистрировать указанные уставы. Была проведена экспертиза уставов сельсоветов, поссоветов.
В экспертно-правовом отделе осуществляется регистрация всех поступающих нормативно-правовых актов и иных документов правового характера, а также их постановка на контроль.
Таким образом, деятельность комиссии законодательных предположений и контроля и деятельность, обеспечивающего ее работу, экспертно-правового отдела, разнообразна и исключительно важна, чему способствует высокий уровень качества работы комиссии и отдела. Причем, следует отметить, что их численный состав меньше, чем в других законодательных органах власти субъектов РФ. Например, в Законодательном Собрании Нижегородской области в государственно-правовом управлении работает 21 юрист, в его составе сформировано 6 отделов; Правовая служба Секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан включает 3 отдела; в государственно-правовом отделе Свердловской областной Думы работает 8 юристов, а в экспертно-правовом отделе Тамбовской областной Думы работает 5 юристов. Тем не менее, это не мешает комиссии законодательных предположений и контроля и экспертно-правовому отделу успешно выполнять поставленные перед ними задачи. Комиссия законодательных предположений и контроля предлагает признать ее работу за отчетный период с 1994 по июль 1997 года удовлетворительной.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тамбовской областной Думы от 19 сентября 1997 г. N 793 "Об утверждении отчета о работе постоянной комиссии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.