Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Тамбовской областной Думы
от 16 июня 1998 г. N 127
Областная целевая программа
"Охрана здоровья населения Тамбовской области на 1998-2000 гг."
Обоснование
В 1997 году в области работало 9 целевых программ по организации медицинского обслуживания населения области. Программы были профинансированы на 42,7%.
Проведение организационных мероприятий, даже частичное финансирование целевых программ позволило удержать в удовлетворительном состоянии материально-техническую базу лечебных учреждений и служб, оказывающих помощь при социально значимых болезнях, в чрезвычайных ситуациях и ситуациях, требующих скорой и неотложной помощи, позволило обеспечить жизненно необходимыми лекарственными средствами больных с социально-значимыми заболеваниями и население имеющее льготы на медикаменты, уменьшить угрозу эпидемических вспышек.
В тоже время сохраняется кризисное состояние в здравоохранении.
1. Развитие и совершенствование службы медицины катастроф в области приобретает все большее значение из-за наличия в области значительного количества химических, взрыво-пожароопасных и других объектов, при авариях на которых санитарные потери населения могут принять массовый характер, а также ввиду всеобщей тенденции ежегодного роста количества различных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Количество населения области, проживающего в зонах возможного химического заражения (общая площадь 10618 квадратных километров), составляет 835 тыс. человек, ориентировочные санитарные потери при крупной химической аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ могут составить от 40 до 160 тыс. человек.
Наряду с химическими особую опасность представляют 32 взрыво-пожароопасных, 101 пожароопасный объект, 3 газопровода, 2 нефтепровода и 2 продуктопровода на территории области.
Образование взрывоопасного газовоздушного облака может привести к санитарным потерям среди населения в количестве до 5 тыс. человек.
Существование в области природных очагов инфекции (туляремии), стационарно неблагополучных пунктов по сибирской язве, вспышки заболеваний населения кишечными инфекциями, возможность заноса в населенные пункты области таких карантинных инфекций как чума и холера создают постоянную угрозу возникновения эпидемий, вероятность которых намного возрастет в зоне стихийных бедствий (наводнение, ураган, смерч) и антропогенных катастроф.
2. В Тамбовской области наблюдается неуклонный рост заболеваемости психическими заболеваниями: 267,2 на 100 тыс. населения в 1996 году и 277,8 на 100 тыс. населения в 1997 году. Значительно возросла заболеваемость среди подростков. За последние 10 лет число инвалидов вследствие психических расстройств в области возросло на 13%, при этом 9% составляют инвалиды 1 и 2 группы. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию. В 2 раза уменьшилось количество работающих инвалидов.
Состояние материально-технической базы психиатрической службы далеко не соответствует предъявляемым к ней требованиям и принципам организации психиатрической помощи, предусмотренным Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
3. Сахарный диабет - одно из наиболее распространенных заболеваний, частота его среди населения области составляет 1,2%. За последние 10 лет число больных возросло вдвое, как и число больных скрытым сахарным диабетом. Всемирная организация здравоохранения определила сахарный диабет с 1992 года как эпидемию неинфекционного заболевания.
Сахарный диабет, как причина смерти, занимает третье место после сердечно-сосудистой и онкологической патологии. Среди больных сахарным диабетом смертность от поражения коронарных, мозговых сосудов наступает в 2-3 раза чаще, чем среди населения в целом, слепота в 10 раз чаще, поражение почек в 12-15 раз чаще, гангрена и ампутация конечностей в 20 раз возникает чаще, чем среди населения в целом. Больные сахарным диабетом требуют в 2 раза более частой и продолжительной госпитализации, что приводит к огромным прямым и косвенным материальным расходам.
Выполнение мероприятий даст положительные результаты:
сохранение жизни больных и уменьшение тяжести заболевания,
обеспечение нормального качества жизни больных в обществе,
уменьшение частоты и тяжести диабетических осложнений, снижение числа и сроков госпитализации.
4. Несмотря на проводимую работу по борьбе с туберкулезом, эпидобстановка по туберкулезу в области остается сложной. Продолжается рост заболеваемости населения туберкулезом, если в 1995 году заболеваемость составляла 57,4 на 100 тыс. населения, то в 1997 году 64,2 на 100 тыс. населения. Выросла заболеваемость в 12 районах области, болеют дети и подростки. Наибольшее число заболевших зарегистрировано среди работающего населения, выросла заболеваемость среди женщин детородного возраста. Высокой остается смертность от туберкулеза - 16,4 на 100 тыс. населения.
Сохраняется высокий уровень заболеваемость туберкулезом среди спецконтингента учреждений управления исполнения наказаний. Не снижается численность больных активными формами туберкулеза в 13 районах области.
В районах области не проводится достаточное финансирование мероприятий программы борьбы с туберкулезом. Повсеместно органы местного самоуправления неудовлетворительно решают вопрос о предоставлении изолированной жилой площади больным туберкулезом.
5. Учитывая, что льготное обеспечение лекарственными средствами населения не улучшается, сохраняется необходимость в проведении мероприятий по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами".
6. В рамках Федеральной программы по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) и в целях реализации статьи 15 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)", сформированы мероприятия по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Тамбовской области.
На территории области первый ВИЧ-больной зарегистрирован в 1987 году. К 1998 году выявлено 6 ВИЧ инфицированных, все они состоят на учете.
7. Выполнение предыдущей программы "Вакцинопрофилактика" позволило значительно снизить заболеваемость управляемыми инфекциями, особенно дифтерией на 80%, коклюшем на 57%. Однако, эпидемиологическая обстановка в отношении инфекционных заболеваний, управляемых средствами вакцинопрофилактики, остается сложной. Продолжается рост эпидкаротита - на 51%, грипп на 300%, вирусного гепатита В на 25%, регистрируются спорадические случаи кори.
Условия для должной транспортировки и хранения вакцин в области созданы лишь частично. Медленно внедряются современные технологии эпидемиологического надзора управляемыми инфекционными заболеваниями, за учетом и планированием имуннопрофилактики.
Раздел Программы разработан с учетом накопленного опыта, рекомендации всемирной организации здравоохранения и в соответствии с Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
8. Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к радиоактивному загрязнению части территории Сосновского и Петровского районов Тамбовской области.
9. В настоящее время продолжает иметь место неблагополучная тенденция в состоянии здоровья детей и беременных женщин, проживающих в зонах с льготным социально-экономическим статусом.
В структуре детской заболеваемости существенно вырос удельный вес болезней эндокринной системы, в первую очередь заболеваний щитовидной железы.
Неудовлетворительное финансирование капитального строительства привело к вынужденной остановке работ на строительстве объектов здравоохранения Сосновского и Петровского районов.
В Тамбовской области остается высоким уровень абортов, осложнений и материнской смертности после них. Охват гормональной контрацепцией в области низкий. Недостаточно используются средства массовой информации в разрешении данной проблемы.
Все это свидетельствует о необходимости укрепления службы планирования семьи, интеграции усилий медицинских, социальных работников, органов народного образования, средств массовой информации.
10. Большой проблемой в области является рост злокачественных новообразований с 332 до 333,8 на 100 тыс. населения.
В структуре заболеваемости ведущее место занимают опухоли легкого, желудка. Слабая материально-техническая база областного онкологического диспансера не позволяет применять новейшие технологии в обследовании больных.
Учитывая высокую социальную значимость проблемы злокачественных новообразований разработаны мероприятия по предупреждению онкологических заболеваний.
11. Для улучшения оказания медицинской помощи населению области в амбулаторно-поликлиническом звене, необходимо укрепление материально-технической базы областного диагностического центра.
Цели и задачи
Целью мероприятий являются:
предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности, развитие и совершенствование деятельности сил и средств областной службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно-эпидемической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях;
создание условий для реализации Закона РФ "О психической помощи гарантиях прав граждан при ее оказании и обеспечение гарантированного государством современного уровня и качества психиатрической помощи";
улучшение организации лечебной помощи больных сахарным диабетом, повышение ее эффективности, предупреждение осложнений;
снижение уровня заболеваемости сахарным диабетом 1 и 2 типа и раннее его выявление;
сокращение потерь по временной нетрудоспособности по сахарному диабету;
снижение инвалидизации больных сахарным диабетом вследствие его поздних осложнений;
снижение смертности больных сахарным диабетом вследствие сосудистых осложнений;
обеспечение качества организации противотуберкулезной помощи населению в новых экономических условиях;
проведение иммунизации населения в возрасте до 30 лет, в первую очередь детей;
внедрение новых методов диагностики и лечения больных в областном противотуберкулезном диспансере;
лечение контролируемым методом, укороченными курсами с расширением набора антибактериальных препаратов;
предупреждение распространения СПИДа половым путем;
предупреждение распространения СПИДа через кровь в лечебных учреждениях при проведении медицинских манипуляций;
обеспечение своевременного выявления, диагностики, лечения и диспансеризации на современном уровне;
организация широкой и повсеместной информации населения в печати, по каналам телевидения и радиовещания по предупреждению заболевания СПИДом;
улучшение качества подготовки и информационного обеспечения медицинских кадров по вопросам профилактики СПИДа;
совершенствование системы эпидемиологического надзора за больными СПИДом и лицами из групп высокого риска заражения этой инфекцией;
ликвидация и снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами вакцинопрофилактики, в том числе:
ликвидация полиомиелита к 2000 году;
снижение заболеваемости коклюшем до 5 случаев на 100 тыс. населения;
снижение заболеваемости корью до 3 случаев на 100 тыс. населения;
внедрение эффективной подготовки подростков и молодежи к семейной жизни;
консультирование по вопросам планирования семьи, профилактики заболеваний, передающихся половым путем;
совершенствование подготовки кадров медицинских, педагогических и социальных работников высшего и среднего звена дня работы в учреждениях службы планирования семьи;
улучшение диагностики онкологических заболеваний, полный охват выявленных больных диспансерным наблюдением;
обеспечение населения доступной диагностической помощью, особенно на достигнутом этапе;
Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение развития и совершенствования областной службы медицины катастроф;
экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях;
санитарно-эпидимиологическое обеспечение населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
научное, кадровое и материально-техническое обеспечение областной службы медицины катастроф;
повышение эффективности и доступности психиатрической помощи;
совершенствование форм специализированной психиатрической помощи, в том числе детям, подросткам;
привлечение психологов, социальных работников и юристов для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;
полноценное лекарственное обеспечение лиц, страдающих психическими расстройствами;
обеспечение больных сахарным диабетом высококачественными сахароснижающими препаратами и диетическими продуктами;
организация диабетического центра;
обеспечение противотуберкулезных учреждений противотуберкулезными препаратами, антибиотиками широкого спектра действия в достаточном объеме для полноценного лечения больных туберкулезом и сопутствующих туберкулезу заболеваний;
создание условий для обеспечения населения Тамбовской области при амбулаторном лечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в соответствии с льготами, установленными законодательством Российской Федерации;
приобретение передвижных флюорографов, рентгеновских аппаратов с высокими разрешающими возможностями;
усиление материально-технической базы лабораторий лечебно-профилактических учреждений и лабораторий центров госсанэпидемнадзора. Организация при территориальных медицинских учреждениях централизованных стерилизационных отделений;
организация на базе областной инфекционной больницы центра по профилактике и борьбе со СПИДом, предоставления помещения для размещения центра;
обеспечение достаточной материальной базы для проведения прививок;
совершенствование эпидемиологического надзора за инфекциями, управляемыми вакцинацией;
создание постоянной информационно-пропагандистской системы по вопросам эффективности вакцинации профилактики инфекционных заболеваний;
достижение высокого уровня охвата детей и взрослых профилактическими прививками;
совершенствование системы оказания медицинской помощи детям, беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
обеспечение детей, проживающих на радиактивно-загрязненных# территориях, продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами;
улучшение состояния здоровья детей-инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также бытовых условий содержания;
совершенствование системы оказания социально-психологической и педагогической помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
обеспечение ввода в действие строящихся объектов здравоохранения;
обеспечение онкологических больных противоопухолевыми препаратами, антибиотиками широкого спектра действия и другими средствами;
укрепление материально-технической базы - продолжение строительства областного онкологического диспансера;
оснащение диагностического центра областной больницы современным медицинским оборудованием;
широкое применение современных средств и методов диагностики.
Ожидаемый результат:
повышение защиты прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи;
обеспечение адекватного лечения и реабилитации больных;
укрепление материально-технической базы.
Реализация программы потребует финансовых затрат из федерального, областного, местных бюджетов и средств ФОМСа.
Общая сумма затрат составит 230760,0 тыс. рублей
в том числе : 1998 год - 30976,0 тыс. рублей
1999 год - 103692,0 тыс. рублей
2000 год - 96092,0 тыс. рублей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тамбовской областной Думы от 16 июня 1998 г. N 127 "Об областной целевой программе "Охрана здоровья населения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.