Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Областная целевая программа
"Охрана труда в 1998 году"
(утв. постановлением Тамбовской областной Думы
от 15 мая 1998 года N 106)
1. Паспорт программы
Областная целевая программа "Охрана труда в 1998 году" (далее - Программа) разработана во исполнение и в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.02.97 N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов", от 10.11.97 N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы", Законом Тамбовской области от 27.12.95 N 43-З "Об областных целевых программах".
Программа ориентирована на реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории области, позволит обеспечить развитие государственной системы управления охраной труда и координацию в 1998 году деятельности органов исполнительной государственной власти, местного самоуправления, надзорных и контрольных органов и работодателей по реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и Закона Тамбовской области от 28.02.97 N 96-З "Об охране труда в Тамбовской области".
Государственным заказчиком Программы определен комитет по труду администрации Тамбовской области. Исполнителями Программы определены органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления, территориальные структурные подразделения федеральных надзорных органов, работодатели, профсоюзные организации, научные учреждения, учебные заведения.
Цель Программы - реализация мер по улучшению условий и охраны труда работающих.
Ожидаемый социально-экономический эффект - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков; сокращение непроизводительных потерь и расходов, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве.
2. Состояние условий и охраны труда, уровень
производственного травматизма в области
Согласно государственной статистической отчетности на начало 1997 года 44,2 тыс. человек работали в неблагоприятных условия труда, из них 17,6 тыс. человек, трудились в условиях, при которых опасные и вредные производственные факторы превышали установленные санитарно-гигиенические нормы и другие нормы безопасности труда или были заняты тяжелым физическим трудом.
Удельный вес работников, занятых в таких условиях труда, за последние 2 года возрос в промышленности и на транспорте, соответственно, на 0,6 и 0,9 процента, в строительстве снизился на 0,4 процента.
По-прежнему велика доля женщин, занятых в неблагоприятных условиях труда. На них приходится 24,8 процента против 24,3 процента в 1995 году. Из 60,4 тыс. женщин, работающих в основных отраслях экономики, - 4,3 тыс. заняты на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, 0,7 тыс. заняты тяжелым физическим трудом, 0,3 тыс. работают на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности труда. Анализ условий труда женщин за последние годы (1991-1996 гг.) показывает, что их занятость тяжелым физическим трудом не уменьшается (удельный вес даже возрос на 0,1%). Эти факты говорят о том, что женщины в процессе труда испытывают физические перегрузки, которые приводят к патологическим изменениям в организме, постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.93 N 105, установившее новые предельные нормы перемещения тяжести вручную для женщин, не выполняется практически повсеместно.
На предприятиях, в организациях и учреждениях области от несчастных случаев пострадало 1963 человека, в том числе - 337 (19,2%) женщин и 4 (0,2%) подростка в возрасте до 18 лет (по оперативным данным в 1997 году на производстве пострадало 1080 человек). Из пострадавших 36 человек погибли и 119 стали инвалидами (в 1997 году 43 и 41 соответственно).
Больше всего пострадало работников сельского хозяйства - 1213 человек (коэффициент частоты - 11,6 на 1000 работающих), из них 21 человек погиб.
Каждый пятый пострадавший и каждый четвертый погибший - житель областного центра. В областном центре на производстве пострадало 407 работников (20,7% от всех пострадавших), из них 97 (25%) - женщины, 9 (25,0%) - со смертельным исходом.
Уровень травматизма составил 6,4 человека на 1000 работающих, что на 1,6% выше, чем в 1995 году, а со смертельным исходом - 0,118 (на 11,3% меньше, чем в 1995 году).
Коэффициент частоты производственного травматизма по области на 16,4% превышает среднероссийский показатель, а со смертельным исходом - ниже среднероссийского аналогичного показателя в 2,2 раза.
Анализ последних пяти лет показывает, что число работников, подлежащих медицинским осмотрам, уменьшилось на 19,0% по сравнению с 1991 годом, например, охват медицинскими осмотрами работников сельского хозяйства, работающих во вредных условиях труда, составил в 1996 году лишь 86,7%. И как следствие этого - выявление профессиональных заболеваний лишь при обращении за медицинской помощью.
Из года в год остается на высоком уровне в области инвалидность вследствие производственных травм. Наиболее высокий выход на инвалидность по трудовому увечью в сельском хозяйстве - 58 случаев (48,7%), 14 случаев - работники крупных заводов г. Тамбова и области, 7 случаев - работники предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, 5 случаев - строители.
В целом по области материальные затраты на охрану труда и улучшение условий труда в расчете на одного работающего составили 128,1 тыс. рублей (против 70,4 тыс. руб. в 1995 году), но это в 5,4 раза меньше, чем составили последствия от несчастных случаев на одного пострадавшего.
Прослеживается четкая связь между вложением средств на создание безопасных условий труда и количеством несчастных случаев. Так, в электроэнергетике было затрачено средств на улучшение условий труда на одного работающего в 2,5 раза больше среднеобластного уровня, в результате - низший уровень травматизма.
За последние годы значительно сократились инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства, замедлилось обновление основных фондов, мало внимания уделяется вопросам научно-технического прогресса, внедрению так называемых "чистых технологий", значительная доля функционирующего оборудования сильно изношена. В целом по основным фондам экономики области степень износа составляет почти 40% , а машин и оборудования - более 60%.
Помимо производственных факторов, оказывающих непосредственное воздействие на человека в процессе труда, имеют место и другие (в основном техногенного характера), косвенно воздействующие на работоспособность и жизнедеятельность человека, а порой и на саму жизнь. К этой категории факторов относятся пожары и чрезвычайные ситуации на объектах экономики, дорожно-транспортные происшествия с водителями при исполнении ими служебных (трудовых) обязанностей, экологическая обстановка, общая заболеваемость населения.
Безопасность работающих контролируется подразделениями и службами надзора федеральных, региональных и местных органов. В ходе инспектирования вскрываются факты нарушений требований законодательства в части безопасности труда как работодателями, так и работниками. Например, только Государственной инспекцией труда по Тамбовской области в 1997 году более 200 работников отстранены от работы в связи с незнанием норм охраны труда, запрещена эксплуатация 817 единиц оборудования, приостановлена в установленном порядке работа 18 подразделений, восстановлены законные права 106 работников по возмещению вреда, причиненного их здоровью при исполнении служебных обязанностей на сумму возмещения 241,2 млн. рублей (до деноминации).
На предприятиях, в организациях и учреждениях области не все еще сделано для сокращения производственного травматизма, хотя наметилась тенденция к его сокращению.
Работа в условиях экономических реформ требует программных подходов к охране труда, выработки надежной системы правовых, финансовых и организационных гарантий работникам, которая бы максимально обеспечивала их право на нормальный безопасный труд.
3. Основные мероприятия
областной целевой программы "Охрана труда в 1998 году"
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| | Финансовые затраты (тыс.руб.)| | | |
| |------------------------------| | | |
| | |в т.ч. по источникам | | | |
N | Наименование мероприятий | | финансирования | Сроки | Исполнители | Примечания |
n\n| |Всего |----------------------|проведения | | |
| | |областной | средства |мероприятий| | |
| | |бюджет |предприятий| | | |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
1. Совершенствование правовой базы в сфере охраны труда |
|
1.1 Разработка проектов правовых |
актов области: |
|
о страховых тарифах на После Администрация |
обязательное социальное принятия области |
страхование от несчастных Федерально- |
случаев на производстве и го закона |
профессиональных заболеваний; |
об отнесении страхователя к После Администрация |
классу профессионального принятия области |
риска; Федерально- |
- - - го закона |
|
о порядке внебюджетного II кв. Администрация |
финансирования областных области |
мероприятий по улучшению |
условий и охраны труда; - - - |
о порядке проведения II кв. Администрация |
госэкспертизы по оценке области |
соответствия лицензионной |
деятельности организаций |
(физических лиц) условиям |
безопасности труда; - - - |
о порядке проведения I кв. Администрация |
госэкспертизы проектов области |
строительства на соответствие |
требованиям безопасных |
условий труда; - - - |
разработка проекта IV кв. Администрация |
программы по улучшению области |
условий и охраны труда на |
территории области на 1999 |
год - - - |
|
2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
|
2.1 Разработка технической Весь НИХИ г. Тамбов Финансирова- |
документации и изготовление период ние за счет |
опытных образцов целевой фе- |
(изолирующего респиратора с деральной |
улучшенными эксплуатационными программы |
характеристиками, датчиков и (пост.Пр.РФ |
приборов контроля вредных от 10.11.97 |
веществ и опасных факторов N 1409) |
производственной сферы) 1250,0 - - |
|
3. Организационно-техническое обеспечение охраны труда |
|
3.1 Проведение аттестации рабочих 3432,8 - 3432,8 Весь Предприятия, |
мест по условиям труда период организации, |
учреждения; |
исполнительные органы |
местного |
самоуправления; |
администрация области; |
центры государственного |
санитарно-эпидемиологи- |
ческого надзора |
|
3.2 Проведение сертификации 135,0 - 135,0 Весь Областной центр |
производственных объектов на период стандартизации, |
соответствие требованиям метрологии и |
безопасности сертификации; центры |
государственного |
санитарно-эпидемиологи- |
ческого надзора; |
предприятия, |
организации, учреждения |
|
3.3 Декларирование безопасности 42,0 - 42,0 Весь Предприятия, |
производственных объектов период организации, учреждения |
|
3.4 Предоставление работникам 4990,7 - 4990,7 Весь Предприятия, |
сокращенного рабочего дня, период организации, учреждения |
повышенных тарифных ставок, |
за тяжелые работы и работы с |
вредными и опасными условиями |
труда в соответствии с |
законодательством |
|
3.5 Приведение в соответствие с 3,5 - 3,5 Весь Администрация области; |
нормативными актами период исполнительные органы |
Российской Федерации местного |
"Перечней производств, работ, самоуправления; |
профессий, должностей и отделение Пенсионного |
показателей, которые дают Фонда Российской |
право на пенсию по возрасту Федерации по Тамбовской |
на льготных условиях" области |
предприятий, организаций, |
учреждений |
|
3.6 Разработка и реализация - - - Весь Управление по делам |
мероприятий по предупреждению период гражданской обороны и |
чрезвычайных ситуаций чрезвычайным ситуациям; |
техногенного характера и государственный комитет |
аварий на потенциально по охране окружающей |
опасных производствах среды по Тамбовской |
области |
|
3.7 Ликвидация последствий * * - Весь Управление по делам *Целевое |
чрезвычайных ситуаций период гражданской обороны и финанси- |
техногенного характера чрезвычайным ситуациям; рование |
исполнительные органы за счет |
местного средств |
самоуправления; област- |
предприятия, ного |
учреждения, организации бюджета |
|
3.8 Восстановление и создание 66178,6 - 66178,6 Весь Предприятия, |
служб охраны труда и техники период организации, учреждения |
безопасности на предприятиях, |
в организациях и учреждениях |
области |
|
3.9 Обеспечение работодателями Весь Предприятия, Согласно |
безопасных условий труда, период организации, учреждения нормативам |
спецобувью, спецодежды и и правилам |
другими средствами |
индивидуальной защиты 138125,0 - 138125,0 |
|
3.10 Формирование и размещение - - - Весь Администрация области; |
заказа на спецодежду, период исполнительные органы |
спецобувь и другие средства местного самоуправления |
индивидуальной защиты |
|
3.11 Обеспечение организационных Весь Администрация области; |
мероприятий по реализации период учреждения, |
Программы (оргтехника, предприятия, |
нормативная и методическая организации |
литература, типографские и |
множительные работы и услуги |
и т.п.) 533,5 8,5 525,0 |
|
4. Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия |
|
4.1 Проведение периодических Весь Администрация области; |
медицинских осмотров со 100% период предприятия, |
охватом работников, занятых в организации, учреждения |
неблагоприятных условиях |
труда, с целью профилактики и |
выявления профессиональной |
заболеваемости и патологии 186,2 - 186,2 |
|
4.2 Обеспечение работников, Весь Предприятия, |
занятых на тяжелых работах и период организации, учреждения |
работах с вредными условиями |
труда, бесплатным получением |
витаминных препаратов, |
лечебно-профилактическим |
питанием, молоком или другими |
равноценными пищевыми |
продуктами 13339,9 - 13339,9 |
|
4.3 Предоставление работникам Весь Предприятия, |
дополнительных дней отпуска период организации, учреждения |
за тяжелые работы и работы с |
вредными и опасными условиями |
труда в соответствии с |
законодательством 2884,1 - 2884,1 |
|
4.4 Обеспечение работников Весь Региональное отделение *Целевое |
санаторно-курортным лечением период Фонда социального финанси- |
и проведение других страхования по рование |
реабилитационных мероприятий, Тамбовской области, за счет |
связанных с условиями труда 592,2 - - предприятия, средств |
организации, учреждения Фонда |
социаль- |
ного ст- |
рахования |
|
5. Информационно-методическое обеспечение охраны труда |
|
5.1 Подготовка методики II кв. Администрация |
организации и управления области |
охраной труда на территории |
города, района - - - |
|
5.2 Подготовка доклада о 0,5 0,5 - III кв. Администрация |
состоянии и мерах по области |
улучшению условий и охраны |
труда в Тамбовской области в |
1997 году |
|
5.3 Изучение и обобщение опыта 4,5 4,5 - II-III кв. Администрация |
организации государственного области |
управления охраной труда на |
территории Центрально- |
Черноземного региона в рамках |
Ассоциации "Черноземье" |
|
5.4 Проведение областной IV кв. Администрация |
конференции по проблемам области |
охраны и безопасности труда 0,5 0,5 - |
|
6. Организация государственного и общественного контроля в сфере охраны труда |
|
6.1 Осуществление Весь Государственная |
государственного надзора и период инспекция труда по |
контроля за выполнением Тамбовской области; |
работодателями администрация области |
законодательных и нормативных |
правовых актов по вопросам |
организации труда и его - - - |
охране |
|
6.2 Обеспечение в заключаемых Весь Совет Федерации |
коллективных договорах и период профсоюзов области; |
соглашениях обязательного администрация области; |
раздела по улучшению условий исполнительные органы |
труда, его охране и местного |
безопасности с указанием самоуправления; |
материальных затрат на эти предприятия, |
цели - - - организации, учреждения |
|
6.3 Формирование совместных Весь Совет Федерации |
комитетов (комиссий) и период профсоюзов области; |
института уполномоченных предприятия, |
(доверенных) лиц по охране организации,учреждения |
труда на предприятиях, в |
организациях и учреждениях - - - |
|
6.4 Осуществление Весь Центры государственного |
государственного контроля за период санитарноэпидемиологич- |
соблюдением сроков и полнотой еского надзора |
прохождения работниками |
предусмотренных |
законодательством |
предварительных (при |
поступлении на работу) и |
периодических (в течение |
трудовой деятельности) - - - |
медицинских осмотров |
|
6.5 Проведение госэкспертизы Весь Администрация |
соблюдения требований период области |
безопасности труда: |
|
в проектах строительства; 1,0 - 1,0 |
|
у организаций (физических |
лиц) при осуществлении ими |
лицензируемых видов |
деятельности 6,3 - 6,3 |
|
6.6 Обеспечение включения Весь Исполнительные органы |
трудовых прав работников в период местного |
учредительные документы самоуправления, |
предприятий, организаций и предприятия, |
учреждений при их организации, учреждения |
государственной регистрации - - - |
|
6.7 Осуществление контроля за Весь Администрация |
ходом обучения вопросам период области |
охраны труда в базовых |
учебных заведениях области - - - |
|
7. Обучение кадров и персонала |
|
7.1 Совершенствование системы Весь Администрация |
обучения и проверки знаний по период области |
охране труда - - - |
|
7.2 Подготовка инженеров по Весь Тамбовский институт |
охране труда для предприятий период переподготовки кадров |
агропромышленного комплекса - - - агробизнеса, |
администрация области |
|
7.3 Обучение организации охраны Весь Администрация области; |
труда руководителей и главных период базовые учебные центры; |
специалистов предприятий, исполнительные органы |
организаций в учебных центрах 135,0 - 135,0 местного |
самоуправления; |
учреждения, |
предприятия, |
организации |
|
7.4 Обучение работников вопросам Весь Предприятия, |
охраны и безопасности труда период организации, учреждения |
на предприятиях, в |
организациях и учреждениях - - - |
|
7.5 Аттестация (обучение и Весь Областная |
проверка знаний) по охране период межведомственная |
труда руководителей и главных комиссия по охране |
специалистов предприятий труда |
государственной формы |
собственности 1,0 1,0 - |
|
7.6 Проведение семинаров- Ежеквар- Администрация области; |
совещаний по проблемам охраны тально исполнительные органы |
труда 1,5 1,5 - местного самоуправления |
|
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Итого: 230001,6 16,5 229985,1
в том числе - 1250,0 - федеральный бюджет,
592,2 - Фонд социального страхования
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тамбовской областной Думы от 15 мая 1998 г. N 106 "Об областной целевой программе "Охрана труда в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.