Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Тамбовской областной Думы
от 26 марта 1999 г. N 291
Отчет
о работе контрольно-счетной комиссии
Тамбовской областной Думы в 1998 году
В соответствии с задачами, определенными Законом Тамбовской области N 21-З от 23.06.95 г. "О Контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы", и на основании постановления областной Думы N 720 от 27.05.97 года в целях усиления контроля за целевым и рациональным использованием средств областного бюджета и внебюджетных фондов в 1998 году штатная численность Контрольно-счетной комиссии увеличена на 2 единицы инспекторов.
Председатель Контрольно-счетной комиссии и три инспектора в соответствии с установленными критериями приема на работу имеют высшее и один - незаконченное высшее образование по специальностям: экономика, финансы, бухгалтерский учет, а также большой практический опыт работы в органах финансового контроля и управления государственной собственностью. Все работники Контрольно-счетной комиссии прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности и подтвердили свои знания на проведение бюджетно-финансового контроля и экспертно-аналитических заключений по представляемым законопроектам.
Организация контрольной и экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной комиссии областной Думы в 1998 году осуществлялась в соответствии с Законом Тамбовской области "О Контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы" и на основании Регламента Контрольно-счетной комиссии, утвержденного постановлением областной Думы N 107 от 15.05.98 г.
Мероприятия по контролю за исполнением областного бюджета проводились, как и предусмотрено, планом работы Контрольно-счетной комиссии на 1998 год, утвержденным постановлением Тамбовской областной Думы N 49 от 12.02.98 г.
В течение года этот план корректировался в соответствии с задачами законотворческой, контрольной и экспертно-аналитической деятельности постоянных комитетов областной Думы, депутатского корпуса, администрации области и органов местного самоуправления.
За год ее работниками проведено 26 контрольных мероприятий по использованию средств областного бюджета различными подразделениями администрации области, в ходе которых проверено еще 36 подведомственных им организаций, учреждений и предприятий. Проверено 18 писем и заявлений избирателей, обратившихся в областную Думу и Контрольно-счетную комиссию. Подготовлено 18 заключений по вносимым на рассмотрение областной Думы законопроектам и постановлениям и по 8 законопроектам федеральных законов.
В целях усиления контроля за формированием доходной части бюджета совместно с постоянными комитетами областной Думы разработано, внесено и принято Думой шесть законов. Такие, как "О регулировании отношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований в Тамбовской области", "О Тамбовском областном фонде обязательного медицинского страхования", "О бюджете территориального дорожного фонда Тамбовской области на 1998 год", "О внесении изменений в Закон Тамбовской области от 16.12.97 N 146-З "О порядке расчетов с консолидированным бюджетом Тамбовской области предприятий, организаций, в состав которых входят структурные подразделения", "О поставках продукции для государственных нужд Тамбовской области".
В части контроля за формированием доходной базы областного бюджета за счет налоговых поступлений в течение года Контрольно-счетная комиссия осуществляла оперативный контроль за налоговыми поступлениями, в том числе за поступлением налогов по видам с анализом причин, вызвавших отклонения от утвержденных показателей.
Характер проводимых контрольных мероприятий определялся необходимостью большего охвата проблем от реализации и постановки на учет налогоплательщиков до обеспечения поступлений в областной бюджет региональных налогов.
При этом проверками были охвачены: Государственная налоговая инспекция по Тамбовской области, налоговые инспекции Ленинского и Советского районов г. Тамбова, Бондарского и Сосновского районов, финансовое управление администрации области. Установлено, что в целом организация и осуществление налогового процесса производится в соответствии с действующим законодательством. Налажена система постоянного отслеживания и контроля за поступлением налогов и других платежей как в федеральный, так и областной бюджеты.
Вместе с тем собираемость налогов нельзя считать удовлетворительной. Несмотря на то, что к уровню 1997 года поступление налогов несколько возросло, в целом за год налоговые доходы не выполнены.
Рост налоговых поступлений произошел не за счет улучшения собираемости налогов, а за счет повышения нормативных отчислений.
Контрольно-счетная комиссия обратила внимание госналогинспекции на недостаточный контроль за налогообложением предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг и торговли, где значительная часть учтенных ими плательщиков укрывают от учета получаемые доходы и не платят налогов. В связи с этим было предложено администрации области в порядке законодательной инициативы войти в областную Думу с проектом Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". В целях пополнения доходной части областного бюджета рекомендовано администрации области подготовить и войти в областную Думу с законопроектом "О налоге с продаж".
В поле зрения деятельности Контрольно-счетной комиссии в 1998 году были вопросы, связанные с контролем за поступлением и целевым использованием трансфертов, а также средств, поступивших по взаимным расчетам из федерального бюджета.
В соответствии с Примерной программой законотворческой деятельности Тамбовской областной Думы на период первой пленарной сессии Контрольно-счетная комиссия совместно с комитетом по бюджету, налогам и финансам трижды готовила и вносила на рассмотрение областной Думы вопросы "О ходе исполнения Закона Тамбовской области "Об областном бюджете на 1998 год" соответственно за первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев 1998 года.
Под постоянным контролем Контрольно-счетной комиссии находилась такая важная статья расходов областного бюджета, как выделение средств из фонда финансовой поддержки районов и городов области, который формировался за счет 32,01 процента, поступивших трансфертов из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и общего размера налоговых доходов, поступающих в областной бюджет, за исключением земельного, транспортного и специального налогов, а также целевого сбора на поддержку сельских товаропроизводителей.
Следует отметить, что, несмотря на допущенное перефинансирование городов и районов области, эффективность финансовой помощи остается невысокой, так как более чем на семьдесят процентов выделенных средств произведены взаимозачеты и налоговые освобождения. Тамбовский, Знаменский, Петровский, Пичаевский, Гавриловский и Бондарский районы получили из областного бюджета больше запланированного, хотя и не выполнили заданий по сбору собственных налогов. В то же время в целом по области задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы возросла и на 1 октября 1998 года составила более 60 миллионов рублей.
Контрольно-счетная комиссия рекомендовала администрации области принять меры по погашению задолженности городов и районов перед областным бюджетом. Финансовому управлению администрации области предложено производить финансирование из фонда финансовой поддержки строго в соответствии со статьей 29 Закона области "Об областном бюджете на 1998 год" и заключенными соглашениями между администрацией области и администрациями городов и районов об оздоровлении местных финансов и условиях оказания финансовой помощи за счет средств областного бюджета.
Особое внимание Контрольно-счетная комиссия уделяла вопросам внутреннего государственного долга области. В этом году произведена выверка долговых обязательств областного бюджета, которые приближаются к одному миллиарду рублей. На обслуживание и погашение долга области уже в 1998 году направлена сумма примерно равная задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы.
В связи с тем, что государственный долг области будет еще больше оказывать влияние на бюджет области, Контрольно-счетная комиссия подготовила законопроект "О государственном внутреннем долге Тамбовской области". Выполнение его позволит поставить под контроль Думы как заимствование, так и покрытие затрат на обслуживание государственного долга области.
В ходе проверки использования финансовых средств внебюджетного фонда при администрации области установлено, что в соответствии с положением они должны использоваться на поддержку социальной инфраструктуры, смягчения инфляционных процессов и других целей, связанных с жизнеобеспечением населения области. При этом выделенные средства на возвратной основе, как правило, в фонд не возвращаются. Из полученных 1784,3 тысячи рублей на возвратной основе предприятия и организации возместили всего 565,7 тысячи рублей.
С 1995 года не возвратило 324,3 тыс. рублей акционерное общество "Тамола", с июня 1995 года - 230 тысяч рублей АО "Бондариремтехпредприятие", с февраля 1996 года - 300 тысяч рублей Котовская макаронная фабрика, с октября 1996 года - финансовое управление администрации области - 250 тысяч рублей и другие.
Контрольно-счетная комиссия предложила администрации области принять меры по погашению просроченных ссуд, выданных предприятиям и организациям, установить контроль за эффективным расходованием средств внебюджетного фонда. В ходе проверки возмещено 567 тысяч рублей.
Большое внимание в деятельности Контрольно-счетной комиссии уделялось контролю за использованием бюджетных средств, выделяемых на питание учащихся общеобразовательных школ. Необходимость этого вызвана тем, что за последнее десятилетие численность учащихся, получающих горячее питание, сократилась с 99,8 процента до 68,8 процента.
В Никифоровском районе горячим питанием охвачено 10,2 процента учащихся школ, в Жердевском - 18,8, Староюрьевском - 26,8, Токаревском, Мичуринском, Рассказовском районах от 42 до 47,5 процента.
В Мордовском районе для питания школьников организована бесперебойная поставка сельхозпродуктов по доступным ценам в порядке зачета задолженности хозяйств перед районным бюджетом.
В то же время в Моршанске бюджетных средств хватило на питание школьников лишь на четыре месяца. Такое случилось потому, что администрация города при наличии задолженности перед городским бюджетом у перерабатывающих предприятий выделяло на приобретение продуктов питания живые деньги и, как свидетельствует заключение СЭС, калорийность блюд была ниже установленного минимума.
Контрольно-счетная комиссия предложила администрации области, администрациям и представительным органам городов и районов рассмотреть вопрос организации питания школьников и устранить имеющиеся в этом деле недостатки и нарушения.
При проверке использования бюджетных средств, выделенных областной продовольственной корпорации для формирования областного продовольственного фонда, установлено, что в ее взаимоотношениях с хлебоприемными предприятиями при хранении зерна не был четко прописан механизм взаиморасчетов.
Установленная комитетами по экономике, ценам и управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области, продовольственной корпорацией и акционерным обществом "Тамбовхлебопродукт" цена в 120 рублей за хранение тонны зерна в год взята не из средневзвешенной цены, получаемой на основании обобщенного свода по хлебоприемным предприятиям, а по максимально возможным издержкам заготовительной деятельности предприятий. Причем эта цена взималась как за хранение тонны зерна в течение года, так и за несколько дней.
В результате продовольственная корпорация в 1997 году переплатила хлебоприемным предприятиям за хранение зерна областного продовольственного фонда 1621,6 тыс. рублей и в январе-феврале 1998 года - 150,4 тыс. рублей.
В соответствии с предложением Контрольно-счетной комиссии администрация области в 1998 году пересмотрела расценки издержек заготовительной деятельности хлебоприемных, зерноперерабатывающих предприятий и маслобойных заводов. Стоимость хранения тонны зерна и подсолнечника областного продовольственного фонда снижена до 60 рублей. Упорядочен порядок расчетов за хранение продовольствия. В результате затраты на хранение областного продовольственного фонда в 1998 году к 1997 году сократились в два раза. А экономия за год по этой статьей составила около 13 миллионов рублей, которые использованы на закупку продовольствия.
При проверке целевого использования средств фонда финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в управлении сельского хозяйства и продовольствия администрации области в 1997 году выявлено, что за счет ошибочного отнесения части хозяйств к группе с завышенной продуктивностью и соответственно завышением в выплате дотаций за реализованную продукцию, переплата за год составила 261,6 млн. неденоминированных рублей. По предложению Контрольно-счетной комиссии незаконно переплаченные суммы возмещены.
В ходе проверки целевого использования кредитных ресурсов банка "Менатеп", выделенных администрации области под гарантию Министерства финансов российской Федерации в 1995 году для реализации федеральной программы по строительству жилья для военнослужащих и лиц, уволенных в запас или отставку, установлено, что бывшая администрация области значительную часть средств использовала не по назначению.
На приобретение жилья для военнослужащих использовано лишь 24,1 процента полученных средств или три миллиарда 24 миллиона неденоминированных рублей. Большая часть из оставшихся 9 миллиардов 502 миллионов рублей, 5 миллиардов 187 миллионов, или 41 процент полученной ссуды, использованы на финансирование областных программ "Антиспид", "Развитие образования" и другие цели, не предусмотренные лимитом Минфина.
Четыре миллиарда триста пятнадцать миллионов рублей - 34,4 процента ссуды израсходована на беспроцентное кредитование негосударственных строительных организаций, с которыми договоры на ввод жилья заключены, деньги оплачены, а жилье не построено.
Контрольно-счетная комиссия потребовала от администрации области усилить контроль за использованием кредитных ресурсов, провести инвентаризацию и степень готовности оплаченного в строительных организациях недостроенного жилья оформить исковые заявления к подрядчикам, не выполнившим договорные обязательства по вводу жилья для военнослужащих и лиц, уволенных в запас или отставку.
В ходе проверки деятельности Тамбовского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации выявлено, что из-за безответственности руководства отделения фонда в обанкротившемся "Тамбовсоцбанке" в 1995 году пропало четыре миллиона четырнадцать тысяч семьсот шесть рублей. До сих пор 3248,6 тыс. рублей не восстановлены. Выявлены нарушения нормативных документов в порядке приобретения, распределения и выдачи путевок на санаторно-курортное лечение работников. Вскрыты факты нецелевого расходования средств социального страхования и другие нарушения.
По результатам проверки председателем Фонда социального страхования РФ управляющему региональным отделением Куликову Н.И. объявлен выговор и снижен до 40 процентов размер надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда. Приняты меры по устранению выявленных недостатков.
В ходе проведения ревизий и тематических проверок работники Контрольно-счетной комиссии стремятся не только вскрыть нарушения и нецелевое использование бюджетных средств, но и возместить их бюджету. В целом за год сумма возмещенных бюджетных средств составила около миллиона рублей.
Как недостаток в деятельности Контрольно-счетной комиссии следует отметить недостаточную гласность проводимых проверок, слабую связь со средствами массовой информации.
В плане работы на 1999 год этому вопросу, а также мероприятиям по предупреждению нецелевого использования бюджетных средств уделяется первостепенное значение.
Осуществляя контрольную и экспертно-аналитическую работу, Контрольно-счетная комиссия заботится об обеспечении доходной базы областного бюджета, изучает и анализирует основные показатели развития экономики области, меры по преодолению кризисных явлений, фактические поступления налоговых и других платежей, заложенных в закон об областном бюджете. Особое внимание уделяется проверке и контролю за целевым и эффективным использованием расходных статей областного бюджета, как этого требует Закон "О Контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы".
Председатель Контрольно-счетной комиссии |
А.И.Лапкин |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тамбовской областной Думы от 26 марта 1999 г. N 291 "Об отчете контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.