Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Тамбовской областной Думы
от 23 апреля 1999 г. N 305
Областная целевая программа
"Охрана труда в 1999-2000 годах"
1. Паспорт программы
2. Состояние условий и охраны труда, уровень
производственного травматизма в области
3. Мероприятия по улучшению условий и охраны
труда работающих в 1999-2000 годах
4. Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия
5. Информационно-методическое обеспечение охраны труда
6. Организация государственного и общественного
контроля в сфере охраны труда
7. Обучение кадров и персонала
1. Паспорт программы
Областная целевая программа "Охрана труда в 1999-2000 годах" (далее - Программа) разработана во исполнение и в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.02.97 N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов", от 10.11.97 N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы", Законами Тамбовской области от 28.02.97 N 96-З "Об охране труда в Тамбовской области" и от 27.12.95 N 43-З "Об областных целевых программах".
Программа ориентирована на реализацию государственной политики в сфере охраны труда на территории области, позволит обеспечить развитие государственной системы управления охраной труда и координацию в 1999-2000 годах деятельности органов исполнительной государственной власти, местного самоуправления, надзорных и контрольных органов и работодателей по реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и Закона Тамбовской области от 28.02.97 N 96-З "Об охране труда в Тамбовской области".
Государственным заказчиком Программы определен комитет по труду администрации Тамбовской области. Исполнителями Программы определены органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления, территориальные структурные подразделения федеральных надзорных органов, работодатели, профсоюзные организации, научные учреждения, учебные заведения.
Цель Программы - реализация мер по улучшению условий и охраны труда работающих.
Ожидаемый социально-экономический эффект - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков; сокращение непроизводительных потерь и расходов, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве; упорядочение и обоснованность предоставления работникам льгот и компенсаций по условиям труда.
2. Состояние условий и охраны труда, уровень
производственного травматизма в области
Согласно государственной статистической отчетности на начало 1998 года 38,1 тыс. человек работали в неблагоприятных условия труда, из них 14,9 тыс. человек трудились в условиях, при которых опасные и вредные производственные факторы превышали установленные санитарно-гигиенические нормы и другие нормы безопасности труда или были заняты тяжелым физическим трудом.
Удельный вес работников, занятых в таких условиях труда, возрос в промышленности и на транспорте, соответственно, на 0,6 и 0,4 процента, в строительстве снизился 1,4 процента.
По-прежнему велика доля женщин, занятых в неблагоприятных условиях труда, несмотря на уменьшение в 1997 году их удельного веса на 1,3 процентных пункта. Из 54,0 тыс. женщин, работающих в основных отраслях экономики - 3,7 тыс. заняты на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, 0,5 тыс. заняты тяжелым физическим трудом, 0,2 тыс. работают на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности труда. Анализ условий труда женщин за последние годы (1991-1997 гг.) показывает, что их занятость тяжелым физическим трудом не уменьшается (удельный вес 0,4%, что на уровне 1996 г.). Эти факты говорят о том, что женщины в процессе труда испытывают физические перегрузки, которые приводят к патологическим изменениям в организме, постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.93 N 105, установившее новые предельные нормы перемещения тяжести вручную для женщин, не выполняется практически повсеместно.
В организациях области от несчастных случаев пострадало 1421 человека, в том числе - 344 (23,5%) женщины и 1 (0,1%) подросток в возрасте до 18 лет.
Больше всего пострадало работников сельского хозяйства - 812 человек (коэффициент частоты - 8,2 на 1000 работающих), из них 18 человек погибли.
Каждый пятый пострадавший и каждый четвертый погибший - житель областного центра. В областном центре на производстве пострадало 344 работника (24,2% от всех пострадавших), из них (24,2%) - женщины, 1 (0,1%) - подросток до 18 лет.
Уровень травматизма составил 4,9 человека на 1000 работающих, что на 13,0% ниже, чем в 1996 году, а со смертельным исходом - 0,129 (на 10,9% выше, чем в 1996 году).
Коэффициент частоты производственного травматизма по области на 18,0% ниже среднероссийского показателя (Центрально-Черноземного района), а со смертельным исходом - ниже среднероссийского аналогичного показателя в 1,1 раза.
Анализ последних шести лет показывает, что на 19,0% снизился охват работников медицинскими осмотрами, например, охват медицинскими осмотрами работников сельского хозяйства, занятых во вредных условиях труда, составил в 1997 году лишь 88,4%. И как следствие этого - выявление профессиональных заболеваний лишь при обращении за медицинской помощью.
Из года в год остается на высоком уровне в области инвалидность вследствие производственных травм. Наиболее высокий выход на инвалидность по трудовому увечью в сельском хозяйстве - 46 случаев (45,0%), 57 случаев (55%) - работники крупных заводов г. Тамбова и области.
В целом по области материальные затраты на улучшение условий и охрану труда в расчете на одного работающего составили 167,4 тыс. неденоминированных рублей (против 128,1 тыс. руб. в 1996 году), но это в 5,9 раза меньше, чем затраты, вызванные последствиями от несчастных случаев, в расчете на одного пострадавшего.
Прослеживается четкая связь между вложением средств на создание безопасных условий труда и количеством несчастных случаев. Так, в электроэнергетике было затрачено средств на улучшение условий труда на одного работающего в 2,0 раза больше среднеобластного уровня, в результате - низкий уровень травматизма.
За последние годы значительно сократились инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства, замедлилось обновление основных фондов, мало внимания уделяется вопросам научно-технического прогресса, внедрению так называемых "чистых технологий", значительная доля функционирующего оборудования сильно изношена. В целом по основным фондам экономики области степень износа составляет почти 40%, а машин и оборудования - более 60%.
Большое значение имеет аттестация рабочих мест по условиям труда. Важность и необходимость этой работы обусловлена тремя составляющими:
во-первых, комплексный анализ состояния условий труда работника на конкретном рабочем месте и оптимизация его труда;
во-вторых, установление обоснованности предоставляемых работнику льгот и компенсаций по условиям труда;
в-третьих, дифференциация размеров страховых взносов по социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Помимо производственных факторов, оказывающих непосредственное воздействие на человека в процессе труда, имеют место и другие (в основном техногенного характера), косвенно воздействующие на работоспособность и жизнедеятельность человека, а порой и на саму жизнь. К этой категории факторов относятся пожары и чрезвычайные ситуации на объектах экономики, дорожно-транспортные происшествия с водителями при исполнении ими служебных (трудовых) обязанностей, экологическая обстановка, общая заболеваемость населения.
Безопасность работающих контролируется подразделениями и службами надзора федеральных, региональных и местных органов. В ходе инспектирования вскрываются факты нарушения требований законодательства в части безопасности труда как работодателями, так и работниками. Например, только Государственной инспекцией труда по Тамбовской области в 1998 году выявлено 13425 нарушений правовых актов по охране труда, 388 работников отстранены от работы в связи с незнанием норм охраны труда, запрещена эксплуатация 758 единиц оборудования, приостановлена в установленном порядке работа 28 подразделений.
На предприятиях, в организациях и учреждениях области не все еще сделано для сокращения производственного травматизма, хотя наметилась тенденция к его сокращению.
Работа в условиях экономических реформ требует программных подходов к охране труда, выработки надежной системы правовых, финансовых и организационных гарантий работникам, которая бы максимально обеспечивала их право на нормальный безопасный труд.
3. Мероприятия
по улучшению условий и охраны труда работающих
в 1999-2000 годах
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
N | Наименование мероприятий | Финансовые затраты (тыс. рублей) | | |
п/п | |-------------------------------------------------------| Сроки | Исполнители |
| | Всего | в т.ч. по источникам финансирования:| исполнения | |
| | |-------------------------------------| | |
| | | областной | средства | | |
| | | бюджет | организаций | | |
| | | | | | |
| |-----------------+-----------------+-------------------| | |
| | 1999 г.| 2000 г.| 1999 г.| 2000 г.| 1999 г. | 2000 г. | | |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
1. Правовое обеспечение в сфере охраны труда |
|
1.1 Подготовка проекта постановления III кв. 1999 г. Администрация |
областной Думы о финансировании в области |
2000 году областной целевой |
программы "Охрана труда" |
|
1.2 Разработка проектов нормативных |
актов администрации области: |
|
об установлении дифференцированных 1999-2000 гг. Администрация |
размеров страховых тарифов по после принятия области |
обязательному социальному федерального |
страхованию от несчастных случаев закона |
на производстве и профессиональных |
заболеваний; |
|
о порядке внебюджетного I кв. 1999 г. Администрация |
финансирования мероприятий по области |
улучшению условий и охраны труда на |
территории области; |
|
2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
* |
2.1 Разработка технической документации 1250,0 - - - - - IV кв. 1999 г. ТамбовНИХИ |
и изготовление опытных образцов |
(изолирующего респиратора с |
улучшенными эксплуатационными |
характеристиками, датчиков и |
приборов контроля вредных веществ |
и опасных факторов производственной |
сферы) |
|
2.2 Проведение социологического опроса - - - - - - II кв. 1999 г. Администрация |
работающих в различных отраслях области |
экономики области по аспектам охраны |
труда |
|
3. Организационно-техническое обеспечение охраны труда |
|
3.1 Проведение аттестации рабочих мест 9000,0 9900,0 - - 9000,0 9900,0 1999-2000 гг. Организации; |
по условиям труда исполнительные |
органы местного |
самоуправления; |
администрация |
области; центры |
государственного |
санитарно- |
эпидемиологического |
надзора |
|
3.2 Проведение соответствующих 4864,0 5350,4 - - 4846,0 5350,4 1999-2000 гг. Организации |
мероприятий по улучшению условий |
и охраны труда работающих на |
основе итогов аттестации рабочих |
мест по условиям труда |
|
3.3 Проведение областного дня знаний - - - - - - IV кв. 1999 г. Организации; |
охраны труда исполнительные |
органы местного |
самоуправления; |
администрация |
области; |
|
3.4 Проведение мониторинга условий и - - - - - - 1999-2000 гг. Администрация |
охраны труда в основных отраслях области |
экономики области |
|
3.5 Проведение областного смотра- - - - - - - I кв. 2000 г. Администрация |
конкурса по безопасности труда области; |
исполнительные |
органы местного |
самоуправления; |
организации |
|
3.6 Разработка и реализация - - - - - - 1999-2000 гг. Управление по делам |
мероприятий по предупреждению гражданской обороны |
чрезвычайных ситуаций и чрезвычайным |
техногенного характера и аварий ситуациям; |
на потенциально опасных государственный |
производствах комитет по охране |
окружающей среды по |
Тамбовской области |
|
3.7 Ликвидация последствий **) **) - - - - 1999-2000 гг. Управление по делам |
чрезвычайных ситуаций гражданской обороны |
техногенного характера и чрезвычайным |
ситуациям; |
исполнительные |
органы местного |
самоуправления; |
организации |
|
3.8 Создание служб охраны труда, 116054,4 127659,8 - - 116054,4 127659,8 1999-2000 гг. Организации |
введение штатных специалистов по |
охране труда в организациях |
|
3.9 Обеспечение работников средствами 71225,0 78347,5 - - 71225,0 78347,5 1999-2000 гг. Организации |
индивидуальной защиты |
|
3.10 Формирование и размещение заказа - - - - - - 1999-2000 гг. Администрация области; |
на средства индивидуальной защиты исполнительные органы |
местного |
самоуправления |
|
3.11 Обеспечение организационных 503,5 551,4 - - 503,5 551,4 1999-2000 гг. Администрация области; |
мероприятий по реализации данной организации |
Программы (оргтехника, |
нормативная и методическая |
литература, типографские и |
множительные работы и услуги и |
т.п.) |
|
3.12 Формирование совместных комитетов - - - - - - 1999-2000 гг. Первичные профсоюзные |
(комиссий) и института организации; трудовые |
уполномоченных (доверенных) лиц коллективы организаций |
по охране, труда в организациях |
|
4. Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия |
|
4.1 Проведение периодических 444,0 488,4 - - 444,0 488,4 1999-2000 гг. Организации |
медицинских осмотров всех |
работников, занятых в |
неблагоприятных условиях труда, с |
целью профилактики и выявления |
профессиональной заболеваемости и |
патологии |
|
4.2 Предоставление работникам, 1999-2000 гг. Организации |
занятым на тяжелых работах и |
работах с вредными условиями |
труда: |
|
бесплатных витаминных препаратов, 9370,3 10307,3 - - 9370,3 10307,3 |
лечебно-профилактического |
питания, молока или других |
равноценных пищевых продуктов; |
|
сокращенного рабочего дня; 1693,3 1862,6 - - 1693,3 1862,6 |
|
повышенных тарифных ставок; 20000,0 22000,0 - - 20000,0 22000,0 |
|
дополнительных дней отпуска 4067,9 4474,7 - - 4067,9 4474,7 |
*** *** |
4.3 Обеспечение работников 1249,5 1374,5 - - - - 1999-2000 гг. Региональное отделение |
санаторно-курортным лечением и Фонда социального |
проведение других страхования по |
реабилитационных мероприятий, Тамбовской области; |
связанных с условиями труда организации |
|
5. Информационно-методическое обеспечение охраны труда |
|
5.1 Информирование населения области - - - - - - 1999-2000 гг. Администрация области; |
о состоянии условий и охраны исполнительные органы |
труда местного |
самоуправления |
|
5.2 Изучение и обобщение опыта - - - - - - II-III кв. Администрация области |
организации государственного 1999 г. |
управления охраной труда на |
территории Центрально- |
Черноземного региона в рамках |
Ассоциации "Черноземье" |
|
5.3 Проведение областной конференции - - - - - - III кв. Администрация области |
по проблемам охраны и 1999 г. |
безопасности труда |
|
5.4 Оказание методической и - - - - - - 1999-2000 гг. Администрация области; |
практической помощи организациям исполнительные органы |
по проведению аттестации рабочих местного |
мест по условиям труда и самоуправления |
сертификации производственных |
объектов на соответствие |
требованиям безопасности |
|
6. Организация государственного и общественного контроля в сфере охраны труда |
|
6.1 Осуществление государственного - - - - - - 1999-2000 гг. Государственная |
надзора и контроля за выполнением инспекция труда по |
работодателями нормативных актов Тамбовской области; |
по вопросам условий и охраны центры государственного |
труда санитарно- |
эпидемиологического |
надзора; |
государственный |
комитет по охране |
окружающей среды по |
Тамбовской области; |
центр стандартизации, |
метрологии и |
сертификации; |
территориальное |
управление "Тамбов- |
энергонадзор"; |
администрация области |
|
6.2 Обеспечение в заключаемых - - - - - - 1999-2000 гг. Первичные профсоюзные |
коллективных договорах и организации; трудовые |
соглашениях обязательного раздела коллективы |
по улучшению условий и охраны организаций; |
труда с указанием материальных исполнительные органы |
затрат на эти цели местного |
самоуправления |
|
6.3 Осуществление государственного - - - - - - 1999-2000 гг. Центры |
контроля за соблюдением сроков и государственного |
полнотой прохождения работниками санитарно- |
предусмотренных законодательством эпидемиологического |
предварительных (при поступлении надзора |
на работу) и периодических (в |
течение трудовой деятельности) |
медицинских осмотров |
|
6.4 Проведение государственной 3,1 3,4 - - 3,1 3,4 1999-2000 гг. Администрация |
экспертизы лицензируемых видов области |
деятельности юридических и |
физических лиц по соблюдению |
требований безопасности труда |
|
6.5 Осуществление государственного - - - - - - 1999-2000 гг. Администрация области |
контроля за качеством проведения |
аттестации рабочих мест по |
условиям труда |
|
6.6 Осуществление контроля за - - - - - - 1999-2000 гг. Исполнительные органы |
соблюдением трудового местного |
законодательства в учредительных самоуправления |
документах организаций при их |
государственной регистрации |
|
|
6.7 Осуществление контроля за ходом - - - - - - 1999-2000 гг. Администрация области |
обучения вопросам охраны труда в |
базовых учебных центрах области |
|
7. Обучение кадров и персонала |
|
7.1 Подготовка инженеров по охране 38,0 41,8 - - 38,0 41,8 1999-2000 гг. Тамбовский институт |
труда для предприятий переподготовки кадров |
агропромышленного комплекса агробизнеса; |
администрация области |
|
7.2 Обучение вопросам организации 1999-2000 гг. Администрация области; |
охраны труда: базовые учебные |
центры; Исполнительные |
руководителей и главных 188,8 207,7 - - 188,8 207,7 органы местного |
специалистов организации в самоуправления; |
учебных центрах; организации |
|
муниципальных служащих, ведущих |
вопросы охраны труда; |
|
работников организаций |
|
7.3 Проведение семинаров- - - - - - - Ежеквартально Администрация области; |
совещаний по вопросам охраны исполнительные органы |
труда с муниципальными служащими местного |
(специалистами по труду самоуправления |
исполнительных органов местного |
самоуправления) |
|
Итого: 239951,8 262569,5 - - 237452,3 261195,0 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
*) Финансирование за счет целевой федеральной программы
(постановление
Правительства Российской Федерации от 10.11.97 N 1409 "О
Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на
1998-2000 годы")
**) Целевое финансирование за счет средств областного бюджета
(резерв
финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидаций последствий
чрезвычайных ситуаций)
***) Целевое финансирование за счет средств Фонда социального
страхования
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тамбовской областной Думы от 23 апреля 1999 г. N 305 "Об областной целевой программе "Охрана труда... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.