Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Тамбовской областной Думы
от 24 мая 2000 г. N 636
Концепция
государственной региональной системы управления
в области обращения с отходами производства и
потребления на территории Тамбовской области
Состояние проблемы
В Тамбовской области ежегодно образуется около 1,5 млн. кубометров бытовых отходов, более 2 миллионов тонн промышленных отходов. Миллионы тонн промышленных отходов накоплены в местах размещения: в шламонакопителях, отвалах, иловых картах, на свалках. Ни одного полигона для безопасного захоронения токсичных промышленных отходов в области нет, часть токсичных отходов вывозится на городские свалки вместе с твердыми бытовыми отходами. С каждым годом растет количество мест размещения отходов и площади занимаемых ими земель. По данным инвентаризации мест размещения отходов, проведенной в 1999 году, количество мест размещения отходов увеличилось за 5 лет на 30%, площадь занимаемых ими земель достигает 1000 га.
Проблема ликвидации накопленных и уменьшения количества образующихся отходов производства и потребления является приоритетной экологической проблемой Тамбовской области. В районах размещения отходов происходит загрязнение всех компонентов природной среды: загрязняются и захламляются земли, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, в особой мере это относится к токсичным промышленным отходам. Многие токсичные вещества в составе отходов: тяжелые металлы, диоксины, полихлорированные бифенилы обладают коммулятивным действием, поэтому вредное воздействие размещаемых отходов на окружающую среду и как следствие на здоровье населения с каждым годом усиливается.
В настоящее время многими промышленными предприятиями области не организуется должный учет образующихся промышленных отходов, не определяется химический состав и класс опасности, слабо разрабатываются и внедряются мероприятия по сокращению образования отходов производства, а также их утилизации. Процент использования отходов в области не превышает 10%. Из проведенного анализа видно, что наибольшее количество токсичных отходов образуется в промышленно развитых городах области: Тамбове, Котовске, Мичуринске, Уварово, Моршанске.
Наибольшее количество токсичных отходов образуется и накоплено на следующих промышленных предприятиях области: ОАО "Пигмент", Котовский лакокрасочный завод, Уваровский химический завод, Мичуринский завод поршневых колец, Котовский завод пластмасс, Тамбовская и Котовская ТЭЦ, локомотивное депо ст. Кочетовка, Мичуринский локомотиворемонтный завод, локомотивное депо ст. Тамбов.
Выводы о состоянии деятельности в области обращения с промышленными отходами:
1. На промышленных предприятиях области имеются токсичные промышленные отходы 1-3 классов опасности, не подлежащие использованию, объемом до 1500 тонн/год. Они размещаются на площадках предприятий или сжигаются открытым способом, загрязняя окружающую среду. С ростом объема производства количество таких отходов может достигнуть 3000 тысяч тонн в год. Способ обезвреживания таких отходов - захоронение на полигоне токсичных промышленных отходов. В 1993 году Проектным институтом экологически чистых технологий ОАО "Экохимпроект" по заданию администрации Тамбовской области и Государственного комитета по охране природы выполнено технико-экономическое обоснование строительства полигона по захоронению токсичных промышленных отходов Тамбовской области. Предварительно выбрана площадка под строительство. Строительство полигона намечено Программой охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Тамбовской области на период до 2005 года (одобрена решением Тамбовского облисполкома N 22 от 24.01.90 г.)
2. Токсичные промышленные отходы, образующиеся в небольшом количестве экономически и экологически целесообразно отправлять на переработку по системе межрегиональной кооперации на специализированные предприятия - отработанные ртутные лампы, гальванический шлам.
3. Серьезную экологическую опасность представляют отходы нефтепродуктов. В области нет предприятий, имеющих лицензии на их сбор и переработку. Необходимо внедрять технологии регенерации и утилизации отходов нефтепродуктов в строительные изделия и другую товарную продукцию.
4. Неотложного решения требует проблема утилизации малотоксичных многотоннажных промышленных отходов:
- осадков очистных сооружений городов и районов области;
- шламов химводоочистки Тамбовской и Котовской ТЭЦ;
- отходов производства Уваровского химического завода;
- фосфогипса, пиритного огарка, содержащего до 25% оксида железа, отработанного катализатора, содержащего пятиокись ванадия;
- отработанных шин;
- шлаков, горелой земли;
- навоза.
В настоящее время помимо решения проблемы утилизации и обезвреживания накопленных и образующихся отходов требует решения проблема реабилитации окружающей природной среды, загрязненной за долгие годы размещения в ней отходов производства. Прежде всего, это касается полигона подземного захоронения отходов на ОАО "Пигмент", защитные экраны шламонакопителей которого не обеспечивают безопасное захоронение токсичных отходов, происходит фильтрация и загрязнение низлежащих подземных вод.
По данным исследований, проведенных АО "Тамбовгеология" в 1998 году более 70% грунтовых вод на территории области загрязнены нитритами и нитратами в концентрациях от 1 до 5 ПДК. Это следствие многолетнего неорганизованного размещения неочищенных хозбытовых стоков, навоза, использования минеральных удобрений.
По данным аналитического контроля, проведенного специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа в 1999 году, земли в зоне влияния многих автозаправочных станций и нефтебаз области загрязнены нефтепродуктами от 2 до 70 ПДК из-за отсутствия систем сбора и очистки, загрязненных отходами ливневых и талых вод.
Все образующиеся твердые бытовые отходы (ТБО) в области размещены на 216 городских и поселковых свалках ТБО, 111 из которых несанкционированные. Помимо отчуждения больших количеств пахотных земель свалки являются источниками загрязнения окружающей среды весьма токсичными элементами.
С 1975 года проектной конторой "Коммунпроект" (г. Тамбов) ведется проектирование городских и поселковых полигонов по захоронению нетоксичных бытовых отходов. Но до настоящего времени ни одного такого полигона в области не построено.
По своему составу ТБО неоднородны и содержат макулатуру, пищевые отходы (по 20-40% от массы), черные и цветные металлы (2-5% и выше), пластмассы (1-5% и выше), стекло (4-6%), текстиль (4-6%) и др. Большая часть отходов является ценным вторичным сырьем, может и должна быть повторно использована.
Выводы о состоянии деятельности по обращению с твердыми бытовыми отходами:
1. Рост затрат на захоронение ТБО и их доставку к местам захоронения, наличие постоянной экологической опасности, связанной с захоронением больших объемов отходов, а также сложность выделения и обустройства новых мест размещения отходов стимулирует во всех странах переход к промышленной переработке ТБО. Промышленная переработка ТБО обеспечивает экономию земельных ресурсов, извлечение и использование ряда компонентов ТБО (прежде всего металлов, по содержанию которых ТБО сопоставимы с природными ресурсами) в качестве вторичного сырья, производство из отходов новой продукции (тепловой и электрической энергии, материалов строительного назначения), решает экологические проблемы, позволяет сократить расходы на удаление отходов. Такое предприятие целесообразно организовать для переработки ТБО города Тамбова.
2. Предлагается один из самых эффективных и экологически безопасных вариантов управления в области обращения с отходами, который направлен на извлечение из потока бытовых отходов ценного вторичного сырья - наличие и сочетание двух проектов (программ):
1). Комплексную переработку ТБО, начиная от сортировки и заканчивая безопасным захоронением не утилизируемой части;
2). Раздельный сбор коммерческих отходов в местах их образования (преимущественно на промышленных предприятиях, государственных и муниципальных организациях) и последующий их рециклинг.
Сложившуюся в настоящее время практику государственного и регионального управления обращения с отходами следует охарактеризовать как несовершенную. Должна быть создана взаимосвязанная структура управления, охватывающая областной, городской и районные уровни. Как показала проведенная в 1999 году инвентаризация мест размещения отходов, органы местного самоуправления в ряде городов и районов области не уделяют должного внимания организации деятельности в области обращения с отходами. А ведь именно за ними в соответствии с действующим законодательством остаются управленческие решения в области обращения с отходами. Это касается не только санитарной очистки городских территорий от бытовых отходов, но и создания специализированных предприятий по переработке, либо обезвреживанию отходов.
Следует отметить, что начинает действовать система инструментов управления федерального уровня в виде государственной экологической экспертизы, лицензирования деятельности в области обращения с отходами, установления лимитов и взимания платы за размещение отходов. В результате начали создаваться условия для более объективного экологического контроля за образованием, накоплением и размещением отходов. Эту систему следует максимально развивать и совершенствовать. С этой целью необходимо организовать государственную систему управления в области обращения с отходами производства и потребления на территории Тамбовской области.
В области существует необходимость принять единый концептуальный документ в области обращения с отходами, который должен определить основные принципы и приоритетные направления в решении задач безопасного обращения с отходами, заложить правовую основу для создания единой, взаимосвязанной государственной системы управления в области обращения с отходами, а также определить первоочередные мероприятия по охране окружающей природной среды от загрязнения отходами производства и потребления.
Настоящая Концепция в сегодняшних условиях не является прямым директивным планом, и не рассчитана на то, что все мероприятия будут четко увязаны с объемами финансирования из различных источников. Каждое мероприятие должно для внедрения пройти следующий путь:
- согласование целесообразности его внедрения со всеми заинтересованными участниками процесса внедрения;
- составление детальных планов с точным определением форм и сроков финансирования (при этом заранее предполагается, что почти все инвестиционные мероприятия будут финансироваться из различных источников "в складчину").
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ определяет порядок организации государственной системы управления в области обращения с отходами производства и потребления (в дальнейшем - отходами) на территории Тамбовской области в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Законом Тамбовской области "Об охране окружающей природной среды Тамбовской области".
1.2. Действие настоящего документа распространяется на все субъекты, чья хозяйственная деятельность связана с обращением с отходами на территории области, а также на все объекты обращения с отходами.
1.3. Задачей государственной региональной системы управления в области обращения с отходами является осуществление единой на территории области системы природоохранных, нормативных правовых, методических, экономических и организационно-административных мероприятий в целях управления процессами обращения с отходами.
1.4. Государственная региональная система управления в области обращения с отходами реализуется Государственным комитетом по охране окружающей среды Тамбовской области - территориальным органом Госкомэкологии России.
2. Приоритетные направления в решении задач по обращению
с отходами
На территории области принимаются следующие приоритетные направления в решении задач безопасного обращения с отходами:
- предотвращение образования (минимизация) отходов, внедрение малоотходных технологий;
- максимально возможное снижение содержания опасных веществ в отходах и ущерба, причиняемого ими;
- полное запрещение размещения на городских и сельских свалках, предназначенных для размещения нетоксичных бытовых отходов токсичных промышленных отходов 1-3 классов опасности;
- полное запрещение сжигания отходов без организации системы очистки отходящих газов, соответствующей экологическим требованиям;
- максимально возможная утилизация, вторичное использование, рециклинг и компостирование ценных компонентов отходов;
- экологически чистая переработка материалов перерабатываемых отходов;
- экологически безопасное захоронение оставшейся части отходов.
3. Состав государственной региональной системы управления в
области обращения с отходами
Государственная региональная система управления в области обращения с отходами включает следующие составные части:
3.1. Мониторинг обращения с отходами;
3.2. Государственный контроль и регулирование хозяйственной деятельности по обращению с отходами;
3.3. Экономическое регулирование обращения с отходами;
3.4. Административное регулирование обращения с отходами;
3.5. Нормативно-правовое и методическое обеспечение обращения с отходами;
3.6. Информационно-аналитическую систему поддержки государственной региональной системы управления в области обращения с отходами.
3.1. Мониторинг обращения с отходами на территории области
3.1.1. Задачей мониторинга обращения с отходами на территории области является получение компетентными органами: Тамбовской областной Думой, администрацией области, Государственным комитетом по охране окружающей среды области достоверной информации:
- о состоянии обращения с отходами;
- о состоянии мест размещения и захоронения отходов;
- о воздействии мест размещения и захоронения отходов на окружающую среду.
3.1.2. При проведении мониторинга обращения с отходами используются:
а). Государственная статистическая отчетность по обращению с отходами:
- "Отчет об образовании и удалении токсичных отходов" - годовая форма государственной статистической отчетности по охране окружающей среды N 2-ТП (токсичные отходы), утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 21.10.98 N 101. Перечень предприятий, обязанных представлять отчет по форме 2-ТП (токсичные отходы) определяется Государственным комитетом по охране окружающей среды области по согласованию с территориальным органом Госкомстата;
- "Годовой отчет о работе территориального органа Госкомэкологии Российской Федерации" (таблицы 2.22, 2.23).
б). Материалы инвентаризации мест размещения отходов на территории области;
в). Результаты производственного мониторинга, который обязаны осуществлять предприятия всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. К сфере производственного мониторинга относятся:
- определение состава класса опасности образующихся отходов, их регистрация в федеральном каталоге;
- обеспечение своевременной разработки (пересмотра) нормативов образования и размещения отходов;
- контроль, в том числе аналитический за соблюдением нормативов образования и размещения отходов, за состоянием природных сред в районе объектов размещения отходов;
- ведение отчетности.
Должностные лица, обеспечивающие проведение производственного мониторинга определяются приказом руководителя предприятия. К осуществлению производственного мониторинга могут привлекаться сторонние организации, имеющие лицензию на проведение соответствующих работ.
г) Результаты государственного экологического мониторинга, полученные в рамках территориальной системы экологического мониторинга (ТСЭМ) от ее участников - специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды в пределах их компетенции.
3.2. Государственный контроль и регулирование хозяйственной
деятельности по обращению с отходами
3.2.1. Задачей государственной системы контроля и регулирования хозяйственной деятельности по обращению с отходами является нормативное правовое, методическое и организационно-административное регулирование всех этапов обращения с отходами на территории области.
3.2.2. Функции государственного контроля и регулирования хозяйственной деятельности по обращению с отходами выполняют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции: Государственный комитет по охране окружающей среды Тамбовской области, Государственный центр санитарно-эпидемиологического надзора в Тамбовской области, Управление Верхне-Донского округа Госгортехнадзора России, Тамбовская Таможня.
3.2.3. В состав системы государственной системы контроля и регулирования хозяйственной деятельности по обращению с отходами входят:
- выдача разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с обращением с отходами;
- контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с отходами на основании соответствующих лицензий;
- установление лимитов и выдача разрешений на размещение, прием, передачу и использование отходов;
- установление норм накопления отходов на территории предприятия;
- контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;
- экологическая оценка производственных процессов предприятий, приводящих к образованию отходов. Нормирование образования отходов;
- контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
- выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по их устранению;
- привлечение в установленном порядке виновных к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства Российской Федерации, Тамбовской области в области обращения с отходами.
3.2.4. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
3.3. Экономическое регулирование обращения с отходами
3.3.1. Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:
- уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот;
- платность размещения отходов;
- экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
3.3.2. Задачей системы экономического регулирование обращения с отходами является экономическое регулирование всех этапов обращения с отходами, а также создание благоприятных условий для экологического предпринимательства.
3.3.3 В ее состав входят:
- общий экономический механизм природопользования (в части размещения отходов), порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, связанной с обращением с отходами;
- система экономического стимулирования экологически безопасного обращения с отходами, использования, утилизации и переработки отходов субъектами хозяйственной деятельности. Создание на территории области государственных, частных и смешанных предприятий по централизованной переработке отходов в товарную продукцию, пользующуюся платежеспособным спросом;
- система налоговых льгот, стимулирующих экологическое предпринимательство;
- система налоговых льгот для предприятий и организаций, стимулирующих их природоохранную деятельность;
- система мероприятий по привлечению инвестиций на осуществление природоохранной деятельности в области управления отходами и снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду.
3.4. Административное регулирование обращения с отходами
Административный механизм управления в области обращения с отходами дополняет системы контроля и регулирования текущей хозяйственной деятельности и экономического регулирования и определяется решениями Тамбовской областной Думы, администрации области, органов местного самоуправления городов и районов области в соответствии с конкретными требованиями и условиями региона.
Составными частями административного механизма регулирования обращения с отходами являются ограничение и закрытие производств, не соответствующих экологическим и иным требованиям, строительство полигонов, мусороперерабатывающих предприятий, благоустройство действующих свалок, утверждение нормативно-правовых, методических и экономических механизмов управления отходами.
3.5. Нормативное правовое и методическое обеспечение обращения
с отходами
Все этапы мониторинга обращения с отходами, контроля и регулирования хозяйственной деятельности, экономического и административного регулирования обращения с отходами, рассмотренные в пп. 3.2., 3.4., 3.5. настоящего документа регламентируются отдельными нормативными правовыми и методическими документами, составляющими единую систему нормативной правовой и методической документации по управлению в области обращения с отходами на территории области.
Общие требования, задачи и структура названной системы определяются правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления на территории области, утверждаемыми администрацией области по представлению Государственного комитета по охране окружающей среды области.
В составе системы нормативной правовой и нормативно-методической документации в области разрабатываются следующие документы:
- Порядок организации работ по лицензированию деятельности по обращению с опасными отходами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.05.99 N 556 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами";
- Порядок организации работ по паспортизации отходов на территории Тамбовской области, в соответствии с порядком, утверждаемым постановлением Правительства РФ;
- Порядок организации работ по определению класса опасности отходов, в соответствии с Порядком, утверждаемым Госкомэкологией Российской Федерации;
- Порядок проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на объектах размещения отходов;
- Правила подземного захоронения жидких промышленных отходов на территории Тамбовской области в соответствии с Правилами, утверждаемыми Госкомэкологией Российской Федерации;
- Порядок действия в аварийных и чрезвычайных ситуациях, связанных с обращением с отходами.
Особое внимание следует уделить разработке системы налоговых льгот деятельности по обращению с отходами.
3.6. Информационно-аналитическая система поддержки системы
управления отходами
Информационно-аналитическая система поддержки государственной системы управления в области обращения с отходами включает создание и ведение банков данных (в электронном виде).
Система информационной поддержки не должна включать:
- информацию, достоверность которой нуждается в проверке;
- информацию, содержащую какие-либо сведения, которые могут представить коммерческую тайну или использованы во вред заявителю, представившему информацию.
Система включает следующие блоки:
3.6.1. База данных по технологиям и необходимому оборудованию по переработке отходов. В блок включается информация, полученная непосредственно от законных владельцев технологий;
3.6.2. База данных по действующим производственным мощностям по переработке отходов;
3.6.3. База данных о нереализованных потребностях производителей отходов в их переработке.
Информационно-аналитическая система поддержки государственной системы управления в области обращения с отходами создается Государственным комитетом по охране окружающей среды области в составе регионального информационно-аналитического центра территориальной системы экологического мониторинга.
4. Функции государственного комитета по охране окружающей
среды области по реализации системы управления в области
обращения с отходами
4.1. Задачей Государственного комитета по охране окружающей среды Тамбовской области является осуществление всего комплекса мер по реализации государственной региональной системы управления отходами.
4.2. Финансирование выполнения работ по реализации государственной системы управления отходами осуществляется из федерального бюджета и областного экологического фонда в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Государственный комитет по охране окружающей среды Тамбовской области:
- готовит с привлечением заинтересованных организаций, нормативно-правовую и методическую документацию по обращению с отходами на территории области;
- осуществляет государственный экологический контроль и регулирование текущей хозяйственной деятельности, связанной с обращением с отходами;
- осуществляет лицензирование деятельности в области обращения с отходами;
- устанавливает лимиты и выдает разрешения на размещение, прием, передачу и использование отходов;
- устанавливает нормы накопления отходов на территории предприятия;
- проводит государственную экологическую экспертизу намечаемой и иной хозяйственной деятельности, связанной с обращением с отходами;
- осуществляет сбор, анализ и обобщение государственной статистической отчетности в области обращения с отходами;
- ведет Государственный реестр мест захоронения отходов на территории области;
- организует проведение экологического мониторинга воздействия объектов размещения и захоронения отходов на окружающую среду;
- ведет работу по информационно-аналитической поддержке государственной региональной системы управления отходами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.