В целях корректировки подходов к развитию здравоохранения, конкретизации приоритетов отрасли, совершенствования управления здравоохранением и создания максимально благоприятных условий для деятельности системы здравоохранения в целом, постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития здравоохранения и охраны здоровья населения Тамбовской области на 2002 - 2005 гг. согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Л.А. Романину.
И.о. главы администрации
Тамбовской области |
В.И.Андреев |
Концепция
развития здравоохранения и охраны здоровья
населения Тамбовской области на 2002 - 2005 гг.
(далее - Концепция)
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 8 июля 2002 г. N 515)
Введение
I. Основная цель, приоритеты, принципы, задачи и направления
реализации концепции
II. Развитие системы управления здравоохранением
III. Совершенствование организации медицинской помощи
IV. Совершенствование системы финансирования здравоохранения
V. Принципы развития здравоохранения области
VI. Совершенствование медицинского образования и кадровой
политики
VII. Совершенствование лекарственного обеспечения населения
VIII. Развитие материально-технической базы здравоохранения
области
IХ. Расширение социальной базы здравоохранения
Х. Служба охраны материнства и детства
ХI. Реабилитационная помощь
ХII. Совершенствование службы медицины катастроф
Введение
Система здравоохранения Тамбовской области в сложных социально-экономических условиях минувшего десятилетия в целом выполнила возложенные на нее задачи и, сохранив государственный характер, объем и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечила тем самым реализацию конституционного права граждан России на охрану здоровья.
Обстановка в здравоохранении в настоящее время характеризуется наличием комплекса трудноразрешимых проблем. Уровень смертности населения, несмотря на некоторую стабилизацию, продолжает оставаться довольно высоким. В связи с низкой рождаемостью и высокой смертностью велика естественная убыль населения области.
Продолжает оставаться напряженной обстановка с заболеваемостью населения вирусными гепатитами В и С.
Особую тревогу вызывает непрекращающийся рост заболеваемости туберкулезом, болезнями, передающимися половым путем, СПИДом. Значительно распространилась наркомания.
Главными причинами смертности населения продолжают оставаться заболевания сердечно-сосудистой системы, новообразования, травмы, несчастные случаи и отравления. Растет смертность среди трудоспособного населения.
Подобное положение дел настоятельно требует корректировки подходов к развитию здравоохранения, конкретизации целей и приоритетов в отрасли. Все действия должны быть подчинены созданию максимально благоприятных условий для деятельности системы здравоохранения в целом и совершенствованию управления здравоохранением.
Необходимо направить основные усилия на предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия, т.е. мероприятия, направленные на активизацию идеала здоровья как важнейшей составляющей качества жизни и общественного престижа нации.
Настоящая Концепция развития здравоохранения и охраны здоровья населения Тамбовской области на 2002-2005 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 1202-р, в котором представлена и одобрена Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года.
Сохранение принципа вертикальности в управлении с одновременным приданием большей самостоятельности корпоративным объединениям медицинских, социальных, санаторно-курортных учреждений, страховых организаций является современным направлением развития здравоохранения.
1. Основная цель, приоритеты, принципы, задачи
и направления реализации концепции
Главной стратегической целью Концепции является обеспечение доступности медицинской помощи для населения, эффективного функционирования единой системы здравоохранения как неотъемлемой части государственной системы жизнеобеспечения - важнейшего фактора национальной безопасности.
Основными приоритетами Концепции являются:
охрана здоровья женщин и детей, медико-социальная защита семьи;
развитие комплекса социального, психолого-педагогического, медицинского обслуживания семьи и детей как системы сохранения духовных, психических, физиологических и социальных возможностей человека;
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
охрана здоровья работающих, предупреждение инвалидности и смертности в трудоспособном возрасте;
развитие медицинской помощи пожилым людям;
борьба с инфекционными заболеваниями;
борьба с социально значимыми болезнями - туберкулезом, СПИДом, заболеваниями, передаваемыми половым путем, наркозависимостью, алкоголизмом;
развитие здравоохранения в сельской местности;
профилактика и лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, травматизма, сахарного диабета;
развитие амбулаторно-поликлинической службы, создание механизма внедрения врачей общей (семейной) практики в амбулаторно-поликлиническое звено;
развитие стационарзамещающих технологий (дневные стационары, стационары на дому и т.д.);
развитие медицинской науки, внедрение передовых медицинских технологий в повседневную практику;
Основными принципами Концепции являются:
всеобщность, социальная справедливость и обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов;
организация системы управления здравоохранением области на принципах самостоятельного принятия конкретных решений органами управления здравоохранением с учетом местных условий, постоянное совершенствование системы управления здравоохранением на основании целостного подхода;
профилактическая направленность;
экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;
единство медицинской науки и практики;
активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.
Основными задачами Концепции являются:
реализация на территории области единого подхода к техническому обеспечению учреждений здравоохранения;
формирование и развитие конкурентной среды на рынках медицинских и фармацевтических услуг;
развитие профилактических мер и методов ранней диагностики заболеваний;
развитие системы обязательного и добровольного медицинского страхования, совершенствование информационного взаимодействия между субъектами медицинского страхования;
внедрение интенсивных технологий лечения и реабилитации в целях сокращения сроков восстановления утраченного здоровья и снижения инвалидизации населения;
создание на всех уровнях управления новых функциональных направлений, ведающих медицинской профилактикой, стратегическим планированием и прогнозированием, отраслевой стандартизацией, инновациями;
разработка и внедрение целевых программ с привлечением средств бюджетов всех уровней и обязательного медико-социального страхования;
рациональное использование лечебной базы, внедрение новых организационных форм деятельности лечебных учреждений, реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений;
развитие медико-социальной помощи семье;
внедрение медико-экономических, фармацевтических стандартов;
развитие частной медицинской деятельности;
развитие информатизации отрасли, внедрение в практическую деятельность технологий телемедицины;
создание единой межведомственной системы профилактики наркомании;
формирование единой системы здравоохранения без ведомственных разграничений.
Основными направлениями реализации Концепции являются:
обеспечение целостного (холистического) подхода к управлению здравоохранением в области, сочетающего преимущества "вертикального" и "горизонтального" механизмов принятия решений, проведение единой государственной политики и повышение ответственности всех органов власти за реализацию принятых решений;
обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения;
обеспечение комплексного медико-социального решения вопросов семейной политики;
развитие негосударственного сектора в здравоохранении;
совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
интеграция восстановительной и санаторно-курортной медицины, обеспечение их преемственности с другими службами здравоохранения;
разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;
проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимальный медицинский, социальный и экономический эффект на единицу затрат;
повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки и переподготовки;
повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы, разработка порядка оплаты труда медицинских работников, обеспечивающего зависимость его размеров от количественных и качественных характеристик деятельности;
привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;
сотрудничество с городами и районами области на основании соглашения о взаимодействии между управлением здравоохранения области, Тамбовским областным фондом медицинского страхования и администрацией территории;
совершенствование государственного регулирования в области обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;
повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.
Комплексное выполнение поставленных задач по приоритетным направлениям является основным условием развития здравоохранения Тамбовской области.
II. Развитие системы управления здравоохранением
Для реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью. Для этого необходимо:
обеспечить на территории области единый подход к техническому обеспечению учреждений здравоохранения;
проводить организацию и совершенствование системы управления здравоохранением на основе целостного (холистического) подхода к планированию, нормированию, стандартизации, аккредитации, сертификации с учетом общих правил функционирования системы, создавая тем самым основу для самостоятельного принятия решений органами управления здравоохранением с учетом местных условий;
определить приоритетные направления развития здравоохранения области;
разрабатывать и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию отраслевой законодательной и нормативной базы;
ежегодно разрабатывать областную территориальную программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
обеспечивать на территории тесное взаимодействие органов местного самоуправления со службами санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды по вопросам экологии и охраны здоровья населения;
осуществлять координацию деятельности организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на основе трехстороннего соглашения о взаимодействии между управлением здравоохранения области, Тамбовским областным фондом обязательного медицинского страхования и администрацией территорий;
совершенствовать взаимодействие с органами социальной защиты населения, образования, ветеринарии.
III. Совершенствование организации
медицинской помощи
Настоящей Концепцией предусмотрено:
оказывать населению Тамбовской области, за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования, медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения населения Тамбовской области бесплатной медицинской помощью ( далее - Программа госгарантий), обеспечивать комплексное решение медико-социальных проблем семьи;
формировать на основании Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Тамбовской области бесплатной медицинской помощью территориальные нормативы и объемы медицинской помощи с учетом медико-организационных, демографических, климато-географических и экономических условий обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи для населения и особенностей их реализации на территории Тамбовской области;
осуществить дальнейшее приоритетное развитие амбулаторно-поликлинического звена, перераспределив стационарные объемы медицинской помощи с сокращением круглосуточных коек на амбулаторно-поликлинический уровень, за счет увеличения числа и мощности сети дневных стационаров, организации стационаров на дому;
развивать сеть специализированных центров (подразделений) амбулаторной хирургии, хирургии одного дня;
развивать сеть межрайонных отделений;
продолжить совершенствование участковой службы путем перехода к оказанию первичной медицинской помощи врачами общей практики;
организовать и провести диспансеризацию детского населения в 2002 году;
развивать неотложную медицинскую помощь;
развивать здравоохранение в сельской местности, сосредоточив внимание на следующих направлениях:
усиление роли врача общей практики;
сосредоточение стационарной помощи в районных больницах;
дальнейшее развитие межрайонных специализированных отделений;
активная поддержка деятельности фельдшерско-акушерских пунктов;
обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения, четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений;
предоставить медицинским организациям и лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, возможность на конкурсной основе участвовать в реализации целевых программ здравоохранения, муниципальных заказов в соответствии с существующим законодательством.
IV. Совершенствование системы
финансирования здравоохранения
Совершенствование системы финансирования здравоохранения должно обеспечить повышение качества медицинской помощи населению. Для этого необходимо:
в полном объеме выполнить Программу госгарантий как основу стратегии развития системы здравоохранения, добиваясь оптимальной сбалансированности государственных гарантий с финансовыми возможностями бюджетов всех уровней и средств системы обязательного медицинского страхования области;
осуществить комплекс мер по формированию единого правового пространства системы здравоохранения, направленных на регулирование новых общественных отношений, в том числе и отношений собственности, гражданской и экономической ответственности работодателей и отдельных лиц за поддержание и укрепление здоровья, гарантий и прав пациентов, определение роли, места и задач профессиональных медицинских объединений, социальной защиты работников отрасли;
совершенствовать подушевой принцип финансового обеспечения территориальных систем здравоохранения в целях создания оптимальной структуры здравоохранения городов и районов области;
обеспечить сохранение объемов финансирования медицинских учреждений при рациональном сокращении имеющихся мощностей на основании использования современных технологий;
обеспечить переход от оплаты фактических объемов медицинской помощи к оплате планируемых объемов медицинской помощи, определяемых на основе государственного заказа медицинским организациям;
осуществить переход на принцип конкурсного размещения заказа в медицинских организациях в зависимости от их способности обеспечить наибольшие объемы медицинской помощи на единицу затрат, а также от качественных параметров деятельности;
продолжить работу по программно-целевому финансированию актуальных направлений медико-социальной помощи для внедрения новых дорогостоящих методов лечения и решения важных социальных межведомственных проблем ( профилактика СПИДа, наркомании);
совершенствовать систему предоставления платной медицинской помощи населению;
способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг;
совершенствовать конкурсную систему закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
предусмотреть объединение средств, предназначенных на социальное и обязательное медицинское страхование, для обеспечения более эффективного их использования в рамках единой системы обязательного медико-социального страхования.
V. Принципы развития здравоохранения области
Основными принципами развития здравоохранения области в 2002-2005 годах будут:
формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения Тамбовской области;
внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека;
разработка и внедрение программ комплексного социального, медико-психолого-педагогического сопровождения семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;
развитие системы раннего вмешательства по своевременному предупреждению, выявлению и реабилитации психического недоразвития детей;
разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением;
возрастание роли программно-целевого планирования по заказу практического здравоохранения области.
VI. Совершенствование медицинского образования
и кадровой политики
Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения, для чего необходимо:
разработать программу подготовки медицинских работников по традиционным специальностям с пересмотром структуры подготовки специалистов;
сформировать резерв специалистов на замещение руководящих должностей;
усовершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, фельдшер общей практики, медицинская сестра общей практики, клинический фармаколог, медицинский психолог, медицинская сестра с высшим образованием, специалист по социальной работе, экономист здравоохранения, менеджер здравоохранения;
реорганизовать систему количественного планирования, обучения и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение "врач-медицинский работник среднего звена" в сторону увеличения числа последних;
оптимизировать систему аттестации медицинских кадров области;
продолжить на территории Тамбовской области практику формирования органами управления здравоохранением целевых заказов на подготовку специалистов с заключением соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.
В целях привлечения медицинских работников к деятельности, направленной на развитие здравоохранения, необходимо:
совершенствовать систему оплаты труда работников здравоохранения с учетом вредных условий труда, сложности, объемов и качества лечебно-профилактической работы;
регулярно пересматривать размеры тарифов на медицинские услуги на основе тарифных соглашений с профессиональными медицинскими объединениями.
В области обеспечения охраны труда медицинских работников необходимо:
разработать нормативные документы по безопасности труда в учреждениях здравоохранения и учреждениях службы охраны семьи;
организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей органов управления и учреждений здравоохранения;
проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.
VII. Совершенствование лекарственного обеспечения
населения
Реализацию государственной политики обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг, для чего необходимо:
разработать и внедрить системы учета и контроля средств, направляемых на льготное лекарственное обеспечение.
На этапе амбулаторного лечения:
обеспечить предоставление на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения, внедрив системы персонифицированного учета и контроля за расходованием средств;
формировать в рамках программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи потребности в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения для льготного обеспечения граждан;
формировать в рамках государственных гарантий перечни и объемы лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний;
На этапе стационарного лечения:
обеспечить бесплатное снабжение лекарственными препаратами в соответствии с видами, объемами и условиями оказания медицинской помощи, предусмотренными в программе государственных гарантий;
В области оптовых закупок и розничной продажи лекарственных средств:
осуществлять закупки и продажи на конкурсной основе и обеспечивать гласность в выборе оптовых поставщиков лекарственных средств;
обеспечивать безопасность, эффективность и качество лекарственных средств;
обеспечивать наличие широкого ассортимента лекарственных средств в розничной продаже, в стационарной сети в соответствии с Программой госгарантий;
организовать и постоянно проводить мониторинг цен на лекарственные средства.
VIII. Развитие материально-технической базы
здравоохранения области
В целях дальнейшего развития материально-технической базы здравоохранения области необходимо продолжить:
реконструкцию имеющейся лечебной базы, оснащение учреждений здравоохранения медицинской техникой с учетом новых технологий, для чего необходимо разработать и реализовать целевую программу по строительству, реконструкции, ремонту и оснащению лечебных учреждений области;
компьютеризацию системы здравоохранения области;
дальнейшее развитие единого информационного пространства здравоохранения путем интеграции информационных систем всех субъектов здравоохранения, обязательного медицинского страхования и социальной защиты населения в единую информационно-аналитическую систему;
совершенствование структуры и периодичности сбора медико-статистической информации;
использование при формировании отчетных статистических форм персонифицированных баз данных и телекоммуникационных систем;
создание "опорных зон" и "опорных объектов" информатизации в регионах для отработки решений по созданию и использованию информационных технологий и баз данных;
создание единой системы учета населения с использованием персонального идентификационного номера в целях повышения достоверности медико-статистической и экономической информации, определения объемов финансирования здравоохранения.
IХ. Расширение социальной базы здравоохранения
В целях расширения социальной базы здравоохранения необходимо:
к работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи привлекать непрофессиональные общественные организации и профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально незащищенными слоями населения;
активизировать реабилитационную работу с группами пациентов;
развить принцип взаимопомощи, навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.
Работа, связанная с расширением социальной базы здравоохранения, должна осуществляться по следующим направлениям:
привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;
создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни, усиление контроля за рекламой услуг медицинского характера;
содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;
работа среди населения по планированию семьи в целях формирования осознанного отношения к семье, материнству и отцовству.
Х. Служба охраны материнства и детства
В рамках целенаправленной деятельности по охране здоровья материнства и детства необходимо разработать программу "Здоровый ребенок"с подпрограммой "Питание беременных женщин и детей раннего возраста".
Продолжить работу по:
улучшению медико-социальной, психологической помощи детям с проблемами в развитии, детям с ограниченными возможностями, включая раннее выявление проблем в развитии, своевременную коррекцию, реабилитацию;
созданию и внедрению программ обучения родителей основам реабилитации детей с физическими и психическими недостатками;
обеспечению приоритетного права проживания и развития ребенка в условиях семьи;
развитию социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи;
развитию сети учреждений медико-психологической диагностики и коррекции развития детей, социально-медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями, созданию социальных учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с грудными детьми;
совершенствованию системы комплексного медико-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по развитию системы охраны репродуктивного здоровья семьи, безопасного материнства;
созданию новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков; формированию здорового образа жизни;
совершенствованию системы круглогодичного оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями;
созданию системы единого комплекса профилактики, диагностики социальных девиаций и реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении.
ХI. Реабилитационная помощь
В целях совершенствования реабилитационной помощи населению области необходимо:
продолжить развитие системы поэтапной реабилитации больных после инфаркта миокарда, аорто-коронарного шунтирования, острого нарушения мозгового кровообращения, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки и других заболеваний, для чего использовать коечную мощность санаторных учреждений;
обеспечить санаторный этап реабилитации больных туберкулезом, освобожденных из мест лишения свободы;
создать единую систему экспертной оценки качества санаторно-курортных учреждений;
обеспечить санаторно-курортным и реабилитационным лечением детей подросткового возраста в местных санаториях;
организовать реабилитацию больных неврологического, нейрохирургического и травматологического профилей на базе созданного реабилитационного центра.
ХII. Совершенствование службы медицины катастроф
В целях повышения готовности в здравоохранении области к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций необходимо:
совершенствование организационной структуры, системы управления, укрепление материально-технической базы Тамбовской областной службы медицины катастроф (далее служба):
улучшение лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях на основе внедрения диагностических и лечебных стандартов и технологий оказания медицинской помощи;
создание современной системы спасения и оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
совершенствование профессиональной подготовки кадров медицины катастроф, в том числе, создание учебно-тренировочного центра для обучения личного состава медицинских формирований;
создание резервов медицинского имущества на случай чрезвычайных ситуаций и совершенствование оснащения службы;
создание системы медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и лаборатории психофизиологического отбора при областном центре медицины катастроф;
создание системы медицинской и психологической подготовки спасателей и других категорий населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тамбовской области от 8 июля 2002 г. N 515 "Об утверждении Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Тамбовской области на 2002 - 2005 гг."
Текст постановления официально опубликован не был