Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Подпрограмма действий
при возникновении критической ситуации на рынке
труда Тамбовской области на 1996 - 1997 годы
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 7 августа 1996 г. N 493)
27 февраля 1997 г.
Настоящая Подпрограмма подготовлена в соответствии с Программой содействия занятости населения Тамбовской области на 1996 год, п. 9, утвержденной постановлением администрации области от 03.04.96. N 211.
1. Обоснование
Анализ выполненных мероприятий областной Программы содействия занятости населения показывает, что в минувшем году удалось несколько смягчить негативные последствия растущей безработицы, предотвратить массовый выброс людей по целому ряду предприятий и отраслей области.
Вместе с тем в городах: Рассказово, Уварово, Котовске, в районах Первомайский, Тамбовский, Кирсановский сложилась критическая ситуация на рынке труда.
Перечисленные города и районы занимают 14 процентов площади области, в них проживает 23,5 процента населения области, из них 46 процентов - жители городов, т.е. в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда преобладает городское население. Все эти территории густо заселены, за исключением Кирсановского района, где плотность населения вдвое меньше среднеобластной.
Анализ демографических показателей в территориях с напряженной ситуацией указывает на возможное дальнейшее ухудшение положения на рынке труда, т.к. высокая доля трудоспособного населения, претендующего на рабочие места, будет увеличиваться за счет притока в данную группу граждан, впервые вступающих в процесс производства.
Особенно тревожная перспектива просматривается в Знаменском, Уметском, Инжавинском, Жердевском районах, в которых удельный вес трудоспособных граждан значительно выше среднего по области.
Напряженная ситуация в кризисных территориях во многом объясняется структурой экономики, увеличивающимся количеством убыточных предприятий. Их доля в 1995 году составляла 51,9 процента. Если в 1994 году наличие убыточных предприятий не оказывало существенного влияния на занятость населения, то в 1995 году, в связи с их увеличением, этот фактор стал существенно влиять на нее.
Особенно неблагоприятная ситуация сложилась на агропромышленных предприятиях, где 79 процентов предприятий являются убыточными.
Безработица среди сельского населения растет более быстрыми темпами. Около 28 процентов безработных проживают в сельской местности.
Критическая ситуация усугубляется и отсутствием достаточного спроса на рабочую силу со стороны предприятий.
Меры, предпринимаемые службой занятости (выделение финансовых средств на создание и сохранение рабочих мест, опережающее обучение и переподготовка сотрудников, находящихся под риском увольнения и т.д.) обеспечили определенное сдерживание массовых высвобождений и предотвратили возможный социальный взрыв.
Уровень высвобождения в кризисных регионах близок к среднему по области. Но сдерживание высвобождения не решает проблемы занятости: на предприятиях неуклонно растет скрытая безработица. (В 1 квартале около 50 тыс. человек работали неполный рабочий день, находились в административных отпусках).
Несмотря на принимаемые меры, в последнее время резко усилилась дифференциация городов и районов области по состоянию рынка труда, продолжает увеличиваться коэффициент напряженности. В 1 квартале 1996 года на одно вакантное рабочее место претендовало 34 безработных.
2. Цели и задачи
Основной целью Подпрограммы является разработка мер по предотвращению напряженной ситуации на рынке труда и поддержка граждан в сфере занятости при возникновении критической ситуации.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
определение критериев для отнесения регионов к критическим;
организация действий для избежания и смягчения массового высвобождения работающих;
организация широкомасштабных общественных работ и временной занятости;
профессиональное обучение и переобучение;
поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности;
материальная поддержка безработных в период временной вынужденной незанятости;
приоритетность мер поддержки занятости некоторых профессиональных групп;
особые меры содействия занятости молодежи и женщин.
3. Общая характеристика критического состояния
Критическая ситуация на рынке труда связана прежде всего с общим экономическим спадом, сокращением объемов производства, инвестиций и т.д. Но сам по себе уровень безработицы и его динамика не могут свидетельствовать о степени напряженности на рынке труда. В одном районе, городе ситуация может стать критической при уровне безработицы, равном среднему или ниже его, в другом - при более высоком уровне она не будет критической.
В настоящее время критерием напряженности ситуации можно считать наличие средств в фонде занятости на выплату пособий и реализацию целевых программ содействия занятости, тем более, что все города и районы области, за исключением гг. Мичуринска, Моршанска, Мичуринского района, имеют задолженность по выплате до 3 месяцев.
Пороговые значения для отнесения той или иной территории к критической, рекомендованные Правительственной комиссией по предотвращению критических ситуаций на рынке труда, признаны следующие: наличие застойной и хронической безработицы, наличие среди безработных молодежи, женщин, инвалидов, официальный уровень безработицы, удельный вес предполагаемых к высвобождению работников, напряженность на рынке труда.
С учетом особенностей области предлагаются иные пороговые значения, представленные в приложении 2 к настоящему постановлению.
Система критериев отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда используется для анализа и предварительной оценки степени остроты складывающейся ситуации, обоснования необходимых действий, программы (плана) их реализации и расчета требуемых ресурсов для смягчения и снятия социальной напряженности.
Такая оценка осуществляется по укрупненным разделам: общеэкономические показатели, показатели занятости, представленные к настоящему постановлению.
4. Краткосрочные меры по снятию социальной
напряженности на рынке труда
Действия главы администрации города (района)
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 февраля 1997 г. N 92 пункт 4.1 настоящей подпрограммы изложен в новой редакции
4.1. Главы администраций городов и районов, мэр г. Тамбова и работодатели по предложению профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов проводят взаимные консультации по проблемам занятости высвобождаемых работников.
По итогам консультаций разрабатывается программа мероприятий, направленных на содействие занятости и предоставление социальных гарантий работникам в условиях массового высвобождением, и определяются источники ее финансирования.
Сроки осуществления мероприятий не могут превышать 1 месяц.
4.2. Исключен
См. текст пункта 4.2.
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 февраля 1997 г. N 92 пункты 4.3. - 4.12. настоящей подпрограммы считаются соответственно пунктами 4.2. - 4.11.
4.2. Анализ возможных альтернатив высвобождению, производство новых видов продукции, повышение эффективности работы предприятий без сокращения числа занятых, развитие маркетинга; поиск путей сокращения фонда заработной платы предприятия без принудительных увольнений работников; максимально возможное увеличение периода времени до фактического увольнения работников; конкретный отбор работников, подлежащих увольнению.
4.3. Организация широкомасштабных общественных работ и временного трудоустройства.
К основным видам общественных работ и субсидируемых рабочих мест могут относиться:
ремонт дорог, улиц, тротуаров;
регулярная работа по поддержанию в нормальном состоянии парков и скверов;
чистка, ремонт и уборка общественного транспорта;
ремонт сельских дорог;
предоставление безработным возможностей работы в качестве помощников, в детских садах, домах престарелых, иных учреждениях, испытывающих потребность в работниках.
Для организации общественных работ необходимо:
определить резервные финансовые и материальные ресурсы, необходимые для быстрого развертывания программ, включая использование ресурсов военных подразделений и государственных резервов.
4.4. В случае, если принимаемые меры не снижают напряженность на рынке труда, глава администрации подает ходатайство главе администрации области о признании ситуации на рынке труда города (района) критической.
Действия областного координационного комитета
по содействию занятости и предотвращению
критических ситуаций на рынке труда
4.5. Комитет рассматривает ходатайство главы администрации города (района), выдает экспертное заключение о состоянии рынка труда, выносит решение по данному вопросу и направляет его на рассмотрение главы администрации области.
Действия службы занятости в случае
возникновения критической ситуации
4.6. После признания ситуации на рынке труда города (района) критической, директором центра занятости издается приказ о действиях службы занятости в этот период.
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 февраля 1997 г. N 92 пункт 4.7 настоящей подпрограммы изложен в новой редакции
4.7. Доводится до сведения всех безработных граждан постановление главы администрации области о признании ситуации критической на рынке труда и особом порядке работы службы занятости на период действия критической ситуации, предусматривающей:
переход, при необходимости, на многосменный режим работы;
введение упрощенного порядка выплаты пособий по безработице (один раз в месяц).
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 февраля 1997 г. N 92 в название настоящего подраздела внесены изменения
Действия комитетов, управлений администрации
области и федеральных органов, работающих на
территории области а также работодателей и профсоюзов
4.8. На миграционную службу области возлагается контроль за привлечением и использованием в территориях с критической ситуацией на рынке труда иностранной рабочей силы.
4.9. Комитеты по экономике, по труду, финансовое управление администрации области, Государственная налоговая инспекция по Тамбовской области представляют предложения по стимулированию создания и сохранения рабочих мест в территориях с критической ситуацией.
4.10. В территориях с критической ситуацией управлением образования администрации области рассматривается вопрос о введении:
продленного обучения в старших классах средней школы, на старших курсах профессиональных учебных заведений;
приостановки конкурсного набора в старшие классы средней школы;
дополнительных краткосрочных курсов для безработных в действующих учебных заведениях с их финансированием из местного (областного) бюджета;
вводится обязательный порядок предоставления сведений о вакантных ученических местах в службу занятости населения для всех профессиональных учебных заведений, включая учебные центры предприятий.
4.11. Решение об отмене критической ситуации на рынке труда города (района) принимается постановлением администрации области по ходатайству главы администрации города (района) и заключению областного комитета по содействию занятости населения и предотвращению критических ситуации на рынке труда, если тенденция к снижению уровня безработицы и стабилизации обстановки на рынке труда прослеживается на данной территории в течение 3 месяцев.
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 февраля 1997 г. N 92 настоящий подраздел дополнен пунктами 4.12, 4.13 следующего содержания
4.12. В разделе коллективного договора предприятия предусматриваются и осуществляются работодателем мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости этих работников.
В этот раздел могут включаться:
мероприятия, направленные на сокращение рабочего времени без сокращения численности работников;
льготы и компенсации высвобожденным работникам (сверх установленных законодательством), предоставляемые работодателем;
порядок организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников;
другие меры, способствующие социальной защищенности работников, увольняемых при массовом высвобождении.
При кратковременном снижении объемов производства целесообразно предусматривать следующие мероприятия, позволяющие избежать сокращение численности работников:
временное приостановление найма новых работников на вакантные рабочие места;
перевод работников предприятий на режим неполного рабочего времени;
предоставление отпуска без сохранения заработной платы, другие мероприятия.
4.13. В случае, если при заключении коллективных договоров не были предусмотрены мероприятия, направленные на содействие занятости высвобождаемых работников, на предприятиях могут создаваться по взаимному согласию сторон в установленном порядке комиссии из представителей администрации и профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов для проведения переговоров по изменению и дополнению коллективного договора.
Комиссии в процессе переговоров разрабатывают альтернативные варианты дальнейшей деятельности предприятий или программу мероприятий, проводимую работодателями до начала сокращения работников в целях уменьшения размеров этого процесса.
Достигнутые сторонами договоренности по реализации мероприятий оформляются в качестве приложения к коллективному договору.
Финансирование мероприятий по содействию занятости и предоставлению социальных гарантий работникам в условиях массовых высвобождений, осуществляемых на предприятиях, определяются решениями сторон в процессе проведения переговоров в рамках их полномочий.
5. Источники финансирования регионов,
находящихся в критической ситуации
5.1. В связи с обострением ситуации на рынке труда финансирование специальных чрезвычайных программ производится из фонда занятости с привлечением средств областного бюджета.
5.2. Рекомендуется всем органам, финансирующим программы социальной защиты, внебюджетным фондам в первоочередном порядке производить перечисление средств в регионы с критической ситуацией.
5.3. Дополнительно рассматривается вопрос целевого финансирования специальных мероприятий в территориях с критической ситуацией из местных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.