Постановление Мэра города Тамбова от 11 февраля 1998 г. N 276
"О правилах розничной торговли в городе Тамбове"
Постановлением администрации города Тамбова от 28 июля 2010 г. N 6756 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях защиты прав и интересов покупателей, повышения уровня торгового обслуживания населения и улучшения организации торговых процессов и деятельности предприятий торговли всех форм собственности на территории города Тамбова, постановляю:
1. Утвердить Правила розничной торговли, далее Правила (Приложение) и ввести их в действие с момента публикации в средствах массовой информации города.
2. Обязать районные Администрации (Немцов, Бобров, Полухтин), руководителей торговых предприятий руководствоваться указанными Правилами.
3. Отделу по взаимодействию со средствами массовой информации (Чепурнова) обеспечить публикацию настоящих Правил в газете "Город на Цне" в изложении.
4. Считать утратившим силу постановление мэра г. Тамбова от 14 сентября 1994 г. N 1876 "О правилах работы торговых предприятий на территории города Тамбова"
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-мэра Колодина В.А.
И.о. мэра г. Тамбова |
А.Ю.Ильин |
Правила
розничной торговли в г. Тамбове
(утв. постановлением мэра г. Тамбова от 11 февраля 1998 г. N 276)
1. Общие положения
1. Настоящие правила определяют порядок розничной торговли в городе и распространяются на все хозяйствующие субъекты (торговые предприятия, предприниматели), осуществляющие торговую деятельность независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы, в соответствии с действующим законодательством, постановлениями мэра, городской Думы.
2. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, при наличии условий для их реализации; обеспечения высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на совершение покупки, оказания дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Гражданским Кодексом.
3. Предприятие должно иметь:
- временный патент на право торговли;
- вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного названия на русском языке.
При входе в магазин помещается табличка или делается трафаретная надпись с информацией о режиме работы, юридический адрес его собственника.
4. Товарный профиль (тип) и специализация предприятия торговли определяется его Уставом и согласовывается с органами местной Администрации.
5. Предприятие должно отвечать архитектурным нормам и требованиям рекламно-художественного оформления, освещения витрин (особенно в ночное время).
6. Помещения торговых предприятий, прилегающая к ним территория (не менее 5 м), находящиеся в их ведении киоски, палатки и другая мелкорозничная сеть, витрины, оборудование и торговый инвентарь должны отвечать правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего профиля (типа), за что руководитель несет ответственность.
7. Режим работы государственным (муниципальным) предприятиям торговли устанавливается по решению органов местной Администрации. Режим работы предприятий, основанных на иных формах собственности, и предпринимателей определяется собственником с последующей информацией органов местного самоуправления.
8. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
9. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с ликвидацией, руководитель заблаговременно уведомляет об этом городскую администрацию. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
10. Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны предъявляться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы не реже 1 раза в год.
Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
Документы находятся у Администрации и предъявляются по первому требованию лицам, уполномоченным для проверки.
11. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя. Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
12. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.
13. Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.
14. Не подлежат приемке товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, службы, не соответствующие требованиям стандартов по качеству.
15. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должны отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
16. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда чистая и отутюженная, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды, другие изделия из металла собраны, очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, продовольственные товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).
3. Продажа товаров
17. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, согласованный с органом городской Администрации и центром Госсанэпиднадзора, действующие правила работы предприятия, санитарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.
18. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
Ярлыки цен и вся информация для покупателей о товарах должна быть на русском языке. Продажа импортных товаров без перевода на русский язык запрещена.
19. Продажа товаров в предприятиях торговли производится всем гражданам на общих основаниях.
Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.
20. На все реализуемые товары предприятие торговли должно иметь сертификаты, выданные или признанные уполномоченным на то органом, нормативно-техническую документацию, удостоверяющую качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источников их поступления.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Гражданским Кодексом РФ предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа товаров с истекшим сроком годности или службы, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.
21. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.
22. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, бумажных пакетах, стоимость которых с покупателя не взимается. По желанию покупателя товар может быть отпущен в целлофановой или полиэтиленовой упаковке, стоимость которой оплачивается им дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в чистую посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
Магазины, реализующие живую рыбу, должны быть оснащены аквариумом.
23. В торговых залах магазинов, павильонов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы, контрольные мерные кружки, овоскоп; в предприятиях, торгующих тканями и другими метражными товарами - контрольные метры.
24. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами в установленном порядке.
25. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля) осуществляется с соблюдением также и этих правил.
26. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар.
Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.
27. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе требовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
28. В предприятиях стационарной торговли (магазины, павильоны, киоски) обязаны выдавать покупателю вместе с покупкой кассовый чек, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием или предпринимателем.
При продаже технически сложных товаров и других непродовольственных товаров, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в 2-х экземплярах, один из которых передается покупателю. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
В случае приобретения товара ненадлежащего качества, покупатель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжение договора купли-продажи, при этом потребитель обязан возвратить товар с недостатком.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы или им производится возврат уплаченной суммы.
29. Неоплаченный товар может храниться на контроле в течение одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до двух часов.
Покупателем должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3-х суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
4. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах, секциях) самообслуживания
30. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.п.
На упаковке указывается наименование и сорт товара, вес нетто, цена, дата фасовки.
31. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего ассортимента товаров и удобства покупателей для ознакомления и выбора их.
32. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора товаров.
33. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не допускается двойной контроль по правильности оплаты. При желании покупатель может оставить свои вещи при входе в торговый зал, а магазин обязан обеспечить их сохранность.
5. Расчеты с покупателями
34. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
35. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
- кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
- печатает чек на контрольно-кассовой машине;
- объявляет покупателю общую стоимость покупок;
- называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
36. Запрещается закрытие касс в рабочее время для подсчета выручки при наличии очередей.
37. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
38. Расчет за все товары, приобретаемые в предприятиях самообслуживания, проводится только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного-двух предметов.
39. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир обязан сообщить об этом Администрации предприятия.
Возврат денег из кассы покупателям производится в установленном порядке.
6. Требования, предъявляемые к продавцам
40. В торговом зале продавцы должны находиться в единой форменной одежде, соответствующей рабочей обстановке и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям.
41. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже, своевременно пополнять запасы товаров. При продаже товара по образцу, продавец обязан продать товар соответствующий образцу.
42. При осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и корректно относиться к ним.
Запрещается обуславливать продажу одних товаров приобретением других.
43. Взвешивание и отмеривание товара должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.
44. Продавец обязан давать информацию о товарах и основных потребительских свойствах, о гарантийных сроках, сроках службы и сроках годности.
45. Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием пищи, курения, для этого выделяется отдельное помещение или обособленное место.
46. Продавец обязан знать:
- режим работы магазина;
- правила торговли;
- правила хранения товаров;
- режим хранения и сроки реализации товаров;
- правила ценообразования;
- правила техники безопасности и противопожарные мероприятия; уметь пользоваться весоизмерительными приборами.
7. Информация для покупателей
47. В предприятиях торговли необходимо иметь следующую информацию для покупателей:
- указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
- фамилия и инициалы работников торгового зала - на их рабочих местах или нагрудных знаках;
- перечень и стоимость оказываемых покупателю услуг;
- выписка из правил розничной торговли отдельными видами товаров;
- телефоны организаций, осуществляющих контроль за работой предприятия.
48. В предприятии должны быть все нормативные документы, регламентирующие правила торговли и качество товаров, в соответствии со специализацией.
8. Санитарные требования к содержанию предприятия и его работников
49. Санитарное состояние предприятия (магазины, палатки, киоски) должно соответствовать требованиям, установленным органами Госсанэпиднадзора, а в продовольственных предприятиях также и специальными санитарными правилами для таких предприятий.
50. Работники в продовольственных предприятиях проходят медицинское освидетельствование в соответствии с установленными правилами.
9. Контроль за работой предприятия
51. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством и в пределах своей компетенции, а также общественными организациями потребителей на основании ст. 43 - 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
52. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще оформленных (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организаций) документов с указанием срока полномочий на право проверки предприятия.
53. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении Администрации.
Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
54. В предприятиях ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
55. За невыполнение и нарушение настоящих правил работники предприятия несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
56. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.
Руководитель аппарата
мэрии г. Тамбова |
М.Ю.Косенков |
Председатель комитета по экономике
мэрии г. Тамбова |
В.И.Козлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра города Тамбова от 11 февраля 1998 г. N 276 "О правилах розничной торговли в городе Тамбове"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением администрации города Тамбова от 28 июля 2010 г. N 6756 настоящее постановление признано утратившим силу