Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
семейной политики в Тамбовской области
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 28 ноября 2001 г. N 1082)
Концепция семейной политики в Тамбовской области (далее именуется концепция) определяет общую стратегию и приоритетные направления региональной политики в отношении семьи.
Исходя из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, руководствуясь пониманием важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, достижении общественной стабильности и прогресса, признавая необходимость учета коренных интересов семьи и детей и принятия мер их социальной поддержки, учитывая общественную потребность в определении целей, первоочередных задач в области социальной политики в отношении семьи, разработана концепция семейной политики в Тамбовской области.
Семейная политика является составной частью социальной политики Тамбовской области и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи.
По данным статистики на 1 января 2001 года население области составляет 1256,6 тыс. человек. Основная часть населения проживает в семьях. Из 373 тыс. семей, проживающих в области, 6,8 тыс. многодетные, 5,0 тыс. - с детьми-инвалидами, 20,1 тыс. неполных семей, 2,3 тыс. семей воспитывают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 3,6 тыс. семей родители имеют группу инвалидности. В области проживают около 4-х тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев. Каждая вторая семья, проживающая в области, нуждается в социальной помощи и поддержке.
За период с 1996 по 2001 годы областной Думой, администрацией области принято более 35 нормативных актов, направленных на социальную помощь и поддержку семьи и детей.
Развивается сеть учреждений социалиального обслуживания семьи и детей. Улучшается качество обслуживания, расширяется спектр предоставляемых социальных услуг.
Для решения социальных программ привлекаются внебюджетные средства и инвестиции.
Но, несмотря на предпринимаемые меры, социально-демографическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно сложной.
Настоящая концепция определяет принципы, цели, основные подходы к реализации целей и задач семейной политики, определяет первоочередные меры.
I. Основные принципы семейной политики в Тамбовской области
1. Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Семейная политика не должна регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.
2. Равенство семей и всех ее членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности и религиозных убеждений. Поддержка должна быть направлена на оказание помощи семьям в осуществлении ими своих функций, а не на подмену семей в выполнении таких функций.
3. Единство семейной политики на уровне области и органов местного самоуправления. Обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнение и развитие на уровне области и органов местного самоуправления.
4. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка.
5. Равноправие отношений между мужчиной и женщиной в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей и возможностей в выборе форм занятости и общественной деятельности.
6. Социальное партнерство в разделении ответственности за семью, сотрудничество с общественными организациями, религиозными конфессиями, благотворительными организациями и предпринимателями, выражающими интересы различных социальных групп.
7. Дифференцированность подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.
8. Преемственность и стабильность мер региональной семейной политики. Дальнейшее совершенствование форм социальной защиты и поддержки семьи.
II. Основные цели семейной политики в Тамбовской области
1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, рекреативной функций.
2. Охрана материнства и детства.
3. Создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами членов семьи.
4. Улучшение социально-экономического положения семей.
5. Улучшение социально-демографической обстановки в области.
III. Приоритетные направления и основные подходы к реализации целей и задач семейной политики в Тамбовской области
Деятельность органов государственной власти области в реализации семейной политики основывается на Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Основных направлениях государственной семейной политики в Российской Федерации и иных нормативных актах.
Для реализации целей и задач, предусмотренных в концепции, необходимо:
1. Улучшение материального положения семей, профилактика бедности и поддержка малоимущих семей:
а) разработка и реализация программ усиления правовой защиты и экономической поддержки становления индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства: выделение производственных помещений и земли, развитие льготного кредитования семейных предприятий, профессиональное обучение;
б) обеспечение своевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий по безработице, ежемесячных детских пособий и других социальных выплат;
в) обеспечение государственных гарантий занятости на рынке труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной защите: совершенствование механизма стимулирования, поддержки существующих и создания для них новых рабочих мест, предоставление налоговых или иных льгот предприятиям, использующим их труд; организация дополнительных рабочих мест в сфере социальных услуг и обслуживания населения;
г) дальнейшее развитие системы банковского и потребительского кредитования семей за счет снижения ставки налогообложения банковской прибыли, возмещения банками прибыли за счет средств местных бюджетов и привлеченных средств;
д) принятие необходимых мер по предоставлению дополнительной материальной помощи особонуждающимся: в первую очередь семьям с одним кормильцем, с детьми-инвалидами, семьям, принявшим ребенка под опеку и на попечительство;
е) принятие мер по увеличению размеров материальной помощи малообеспеченным семьям с детьми;
ж) обеспечение профилактики бедности за счет перераспределения финансовых ресурсов области в пользу наиболее нуждающихся семей с детьми;
з) увеличение размера финансовых средств в бюджетах всех уровней на финансирование социальных выплат, региональных программ социальной поддержки семьи и детей, охраны здоровья, развитие образования, культуры, физической культуры и отдыха детей;
и) создание условий для поддержки молодой семьи;
к) создание правовых механизмов повышения эффективности использования средств и контроля со стороны семей, общественных организаций, средств массовой информации за целевым использованием средств, выделяемых на поддержку семьи.
2. Обеспечение охраны здоровья матери и ребенка:
а) сохранение и улучшение качества бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин;
б) создание условий для реализации женщинами репродуктивных прав, безопасного материнства. Развитие системы охраны репродуктивного здоровья женщин, первичного медико-санитарного обслуживания с учетом особенностей состояния здоровья женщин разных возрастов. Расширение специализированной медицинской помощи женщинам и девочкам;
в) дальнейшее совершенствование медико-генетической помощи населению; внедрение современных перинатальных технологий для ранней диагностики заболевания плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
г) обеспечение необходимого минимального уровня потребления продуктов питания для детей, беременных женщин и кормящих матерей;
д) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;
е) распространение современных знаний о культуре репродуктивного поведения.
3. Обеспечение сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей:
а) усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи в сфере труда независимо от формы собственности;
б) сохранение сети дошкольных учреждений, активное применение правовых и экономических мер против закрытия и перепрофилирования детских дошкольных учреждений; открытие специализированных групп для детей с ограниченными возможностями;
в) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений и подростковых клубов;
г) сохранение числа загородных оздоровительных учреждений для детей школьного возраста;
д) обеспечение бесплатной профессиональной переподготовки, повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
е) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
ж) содействие в трудоустроистве родителей из малообеспеченных семей и неполных семей с одним кормильцем, инвалидов, в том числе на основе квотирования рабочих мест.
4. Усиление помощи семье в воспитании детей:
а) комплектование массовых библиотек литературой по воспитанию детей, по проблемам семейных отношений;
б) распространение специальной литературы среди молодежи, молодых родителей;
в) запрет на изготовление, распространение и рекламирование в региональных средствах массовой информации изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
г) возрождение культурного наследия русской семьи;
д) поддержка программ нравственного, этического и экологического просвещения населения;
е) проведение акций, массовых мероприятий, направленных на оказание помощи семье в воспитании детей;
ж) обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
з) создание условий для преемственности поколений.
5. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних:
а) создание в области "института" усыновления;
б) расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
в) внедрение информационно-образовательных программ, направленных на информирование подростков о вреде алкоголя и наркотических средств;
г) обеспечение защиты интересов несовершеннолетних в сфере труда, занятости, оплаты труда, а также гарантий безопасности и охраны труда, включая безопасные условия труда и рациональные режимы труда и отдыха.
6. Решение проблем ликвидации насилия в семье:
а) обеспечение юридической защиты детей от насилия в семье и обществе, включая сексуальное насилие, от принуждения к попрошайничеству, противоправным действиям, алкоголизму, наркомании;
б) принятие мер по ликвидации насилия в отношении женщин;
в) обеспечение социальной реабилитации пострадавших от насилия.
7. Развитие системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи:
а) создание новых учреждений социального обслуживания семьи и детей: кризисных центров для женщин, центров психологопедагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи по телефону и др;
б) укрепление материальной базы имеющихся учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра и повышение качества оказываемых социальных услуг;
в) обеспечение поддержки общественных организаций, оказывающих юридическую, психологическую, консультационную помощь семьям и подросткам, оказавшимся в кризисных ситуациях и пострадавшим от насилия в семье.
IV. Первоочередные меры по реализации семейной политики в Тамбовской области
1. Провести экспертизу нормативных актов, принятых областной Думой, администрацией области в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
2. Разработать проект закона области "О семейной политике".
3. Разработать мероприятия по долгосрочному кредитованию молодежи в целях приобретения жилья и обзаведения домашним хозяйством.
4. Создать надежный механизм финансирования семейной политики, активно привлекать внебюджетные средства.
5. Обеспечить своевременную и полную реализацию региональных социальных целевых программ, планов действий, касающихся семьи, материнства и детства.
6. Разработать специальные программы правового просвещения семьи.
7. Расширить сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей и перечень оказываемых бесплатных услуг.
8. Осуществлять постоянный мониторинг положения многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, семей с особыми проблемами.
9. Обеспечить поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи.
10. Сотрудничать со средствами массовой информации в целях широкого и объективного освещения проблем семьи.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тамбовской области от 28 ноября 2001 г. N 1082 "О концепции семейной политики в Тамбовской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.