Постановление Администрации Тамбовской области
от 10 декабря 2001 г. N 1100
"Об утверждении примерного положения о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Тамбовской области"
Постановлением администрации Тамбовской области от 31 января 2011 г. N 63 настоящее постановление признано утратившим силу
См. также Закон Тамбовской области от 28 июня 2002 г. N 31-З "О порядке формирования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тамбовской области"
Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в редакции Федерального закона от 13.01.2001 N 1-ФЗ) и в целях обеспечения координации действий и межведомственного решения проблем безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов на территории Тамбовской области постановляю:
1. Утвердить примерное Положение о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Тамбовской области согласно приложению.
2. Рекомендовать главам администраций городов и районов области, мэру г. Тамбова А.Ю. Ильину:
утвердить Положения о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях городов и районов, мэрии г. Тамбова;
принять конкретные меры по созданию действенной муниципальной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, дальнейшему укреплению роли и значения муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как головного координирующего органа в профилактической системе;
с целью укрепления роли и значения муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как координирующего органа в профилактической системе, ввести в штатное расписание должность освобожденного ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, установив данную должность на уровне ведущей муниципальной должности;
принять меры по созданию необходимых условий для плодотворной деятельности комиссий, укрепив их дополнительно квалифицированными кадрами, с учетом увеличения объема работы по реализации правозащитных функций комиссий, числа подконтрольных организаций, численности несовершеннолетнего населения, проживающего на территории муниципального образования.
3. Информацию о принятых мерах представить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации области к 15 января 2002 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области, председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации области В.А. Титаренко.
Глава администрации |
О.И.Бетин |
Приложение
Примерное положение
о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Тамбовской области
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 10 декабря 2001 г. N 1100)
Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Тамбовской области устанавливает правовые нормы образования и деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тамбовской области.
Раздел 1. Общие положения
1.1. Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Муниципальные комиссии, по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссии) являются координирующими органами муниципальной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Тамбовской области.
1.2. Правовое регулирование деятельности Комиссий
Правовое регулирование деятельности Комиссий осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Тамбовской области, а также настоящим Положением.
1.3. Принципы деятельности Комиссий
Деятельность Комиссий основывается на принципах:
законности;
демократизма;
гуманного обращения с несовершеннолетними;
поддержки семьи и взаимодействия с ней;
индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
взаимодействия с родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов;
гласности своей деятельности.
1.4. Система Комиссий
1.4.1. Систему Комиссий Тамбовской области на муниципальном уровне составляют Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые при администрациях городов и районов области, мэрии г. Тамбова.
1.4.2. Комиссии могут быть образованы на общественных началах в администрациях сельских, поселковых муниципальных образований как общественные объединения, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
1.5. Порядок образования Комиссии
1.5.1. Комиссия образуется по решению выборного должностного лица местного самоуправления и является постоянно действующим органом при администрации города и района.
1.5.2. Возглавляет Комиссию председатель - заместитель выборного должностного лица местного самоуправления, курирующий социальные вопросы. В ее состав на постоянной штатной основе в установленном порядке входят: заместитель председателя Комиссии, ответственный секретарь, специалист по защите прав ребенка, инспектор по работе с неблагополучными семьями.
В состав Комиссии по согласованию входят представители органов и учреждений муниципальной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
На принципах добровольности и равноправия в состав Комиссии могут входить представители иных муниципальных органов и учреждений, организаций независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, а также зарегистрированных общественных организаций (объединений), занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
1.5.3. Численный и персональный состав Комиссии определяется выборным должностным лицом местного самоуправления с учетом численности несовершеннолетнего населения в возрасте до 18 лет, проживающего на территории муниципального образования, числа подконтрольных органов и учреждений.
1.5.4. Заместитель председателя, ответственный секретарь, специалист по защите прав ребенка, инспектор по работе с неблагополучными семьями Комиссии замещают муниципальные должности муниципальной службы области.
1.5.5. Муниципальные должности, замещаемые работниками Комиссии, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1.5.6. С учетом правового статуса Комиссии и межведомственного характера ее деятельности должности, замещаемые ее работниками, не подлежат включению в штатное расписание муниципальных должностей других структурных подразделений органов местного самоуправления.
1.5.7. Не допускается передача функциональных обязанностей Комиссии подразделениям органов местного самоуправления, включение Комиссии в их структуру, а также использование штатных работников Комиссии не по их назначению.
1.6. Основные задачи Комиссий
1.6.1. Комиссии выполняют следующие задачи:
1.6.1.1. обеспечивают осуществление мер, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Тамбовской области по координации деятельности органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
1.6.1.2. содействуют несовершеннолетним в реализации и защите их прав и законных интересов;
1.6.1.3. выявляют и анализируют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определяют меры по устранению указанных причин и условий;
1.6.1.4. регулярно информируют образовавшие их органы о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;
1.6.1.5. организуют в пределах своей компетенции контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях муниципальной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, а также за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях;
1.6.1.6. организуют работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению родителей или иных законных представителей, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними;
1.6.1.7. рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
1.6.1.8. обращаются в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
1.6.1.9. вносят предложения в органы опеки и попечительства о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
1.6.1.10. принимают меры по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
1.6.1.11. обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, оказывают им организационно-методическую помощь;
1.6.1.12. взаимодействуют с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.
Раздел 2. Компетенция комиссий
2.1. Полномочия Комиссий
2.1.1. Комиссии имеют следующие полномочия:
2.1.1.1. принимают участие в разработке муниципальных целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, контролируют реализацию этих программ;
2.1.1.2. принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
2.1.1.3. регулярно информируют в установленной форме органы местного самоуправления о состоянии работы по защите прав и охраняемых законом интересов, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования;
2.1.1.4. осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений муниципальной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
2.1.1.5. рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность за соответствующее правонарушение;
2.1.1.6. рассматривают в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
2.1.1.7. рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, уклоняющихся от учебы до достижения пятнадцатилетнего возраста после применения мер дисциплинарного воздействия со стороны образовательного учреждения;
2.1.1.8. рассматривают в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших иные антиобщественные поступки: занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, потреблением наркотических, психотропных или одурманивающих веществ;
2.1.1.9. принимают решения:
о направлении информации в соответствующие органы и учреждения муниципальной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними:
привлекавшимися к административной ответственности;
вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений;
освобожденными из воспитательных колоний;
нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений муниципальной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
о направлении материалов в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;
о направлении несовершеннолетних в возрасте от восьми до восемнадцати лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет;
об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, уволенных по инициативе администрации;
2.1.1.10. осуществляют контроль:
за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в детских домах, других интернатных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также в муниципальных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
за организацией творческого досуга несовершеннолетних по месту жительства, за состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях, спортивных организациях, в учреждениях начального профессионального образования;
за соблюдением законодательства при исключении учащихся из образовательных учреждений;
за соблюдением законодательства при трудоустройстве и увольнении несовершеннолетних;
за состоянием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, но при этом не допускается вмешательство комиссии в оперативно-служебную деятельность подразделений;
2.1.1.11. вносят рекомендации в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
2.1.1.12. участвуют в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссий и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.1.1.13. рассматривают представления органа управления образовательного учреждения:
об исключении из образовательного учреждения несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования; о переводе несовершеннолетнего в вечернюю школу, центр образования молодежи, профессиональное училище, на семейную форму обучения, экстернат;
об оставлении образовательного учреждения несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет до получения им основного общего образования, с согласия родителей или иных законных представителей;
2.1.1.14. дают согласие на расторжение трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя, а также рассматривают информацию работодателя о расторжении трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по его инициативе, в случае необходимости принимают меры по трудоустройству этого несовершеннолетнего либо поступлению его в образовательное учреждение;
2.1.1.15. применяют меры воздействия к несовершеннолетним и их родителям или иным законным представителям в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также законодательством Тамбовской области;
2.1.1.16. принимают меры по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействию в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляют иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Тамбовской области;
2.1.1.17. ходатайствуют перед судом:
об освобождении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, от наказания, о назначении ему более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, или условном осуждении, а также о применении других мер, смягчающих наказание и предусмотренных законодательством Российской Федерации;
о переводе несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления;
о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воздействия;
о продлении срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении в случае необходимости завершения их обучения:
2.1.1.18. участвуют в рассмотрении судом представления учреждения или органа, исполняющего наказание, об условно-досрочном освобождении осужденного несовершеннолетнего от отбывания наказания либо о замене ему не отбытой части наказания более мягким видом наказания;
2.1.1.19. ходатайствуют о помиловании несовершеннолетнего осужденного;
2.1.1.20. обеспечивают участие в судопроизводстве при рассмотрении дел, касающихся несовершеннолетних, в том числе в проведении обследования условий жизни и воспитания в семье, детских дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях образования, интернатных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где трудятся несовершеннолетние; обеспечивают участие в качестве одной из сторон в судебном процессе;
2.1.1.21. ходатайствуют перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему мер поощрения, предусмотренных уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации;
2.1.1.22. получают безвозмездную, необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;
2.1.1.23. приглашают на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;
2.1.1.24. в установленном законом порядке организуют контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семье, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
2.1.1.25. вносят в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
2.1.1.26. вносят в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановления Комиссии или непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлении Комиссии;
2.1.1.27. обращаются в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
2.1.1.28. в пределах своей компетенции могут давать официальные разъяснения и вести переписку, иметь бланки со своим наименованием и другим необходимым составом реквизитов, печать, штампы.
2.1.2. Комиссии подотчетны выборным должностным лицам местного самоуправления, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации области.
2.1.3. Члены Комиссий имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать учреждения государственной и муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно-исполнительной системы для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних.
2.1.4. По вопросам, не урегулированным настоящим Положением, деятельность Комиссий регламентируется федеральными нормативными правовыми актами.
2.2. Материалы (дела), рассматриваемые Комиссиями в отношении несовершеннолетних
Комиссии рассматривают материалы (дела) в отношении несовершеннолетних:
2.2.1. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого согласно закону наступает уголовная ответственность;
2.2.2. освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
2.2.3. не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
2.2.4. осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
2.2.5. совершивших в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административные правонарушения, в пределах компетенции, определенной статьями 14, 195, 201 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
2.2.6. допустивших антиобщественные проявления (уклонение от выполнения обязанностей, возложенных судом, немедицинское употребление наркотических средств и психоактивных веществ, употребление алкоголя, бродяжничество);
2.2.7. уклоняющихся от учебы.
2.3. Материалы (дела), рассматриваемые Комиссиями в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних
Комиссии рассматривают материалы (дела) в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних:
2.3.1. злостно не исполняющих обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетнего;
2.3.2. за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения;
2.3.3. за совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет нарушений правил дорожного движения;
2.3.4. за появление несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие им спиртных напитков;
2.3.5. за другие правонарушения, совершенные несовершеннолетним.
2.4. Меры воздействия, применяемые Комиссиями к несовершеннолетним
2.4.1. Рассмотрев материалы о правонарушении несовершеннолетнего, Комиссии с учетом особенностей его возраста, социального положения и поведения, а также мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка может применить к нему следующие меры воздействия:
2.4.1.1. вынести предупреждение;
2.4.1.2. объявить выговор или строгий выговор;
2.4.1.3. обязать принести извинения потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;
2.4.1.4. возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок (доход), обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если сумма ущерба не превышает одну вторую минимального размера месячной оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда, при наличии у него соответствующих трудовых навыков;
2.4.1.5. передать несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей в целях обеспечения его надлежащего поведения;
2.4.1.6. обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными видами доходов;
2.4.1.7. направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа, при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в нем, с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также самого несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет;
2.4.1.8. направить несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в нем, с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
2.4.1.9. в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, наложить административное взыскание.
2.4.2. В случае совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого согласно закону наступает уголовная ответственность, или в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям, Комиссия ходатайствует перед судом о направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
2.4.3. В случае необходимости Комиссия может предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный специалистами: наркологом, психиатром, психологом.
2.4.4. Постановление Комиссии об объявлении предупреждения, выговора, строгого выговора действует в течение одного года со дня вынесения и может быть досрочно отменено соответствующей комиссией.
Мера воздействия считается снятой, если несовершеннолетний в течение этого срока не совершил нового правонарушения, при примерном поведении несовершеннолетнего.
2.4.5. Постановление Комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или иных законных представителей действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей Комиссией по ходатайству родителей или иных законных представителей, если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.
2.4.6. В случае, когда избранная мера воздействия оказалась недейственной при повторном совершении противоправных или антиобщественных действий, Комиссия вправе применить к несовершеннолетнему более строгую меру наказания.
2.5. Меры воздействия, применяемые Комиссиями к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних
2.5.1. К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, злостно не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, Комиссии могут применять следующие меры воздействия:
2.5.1.1. вынести предупреждение;
2.5.1.2. возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), материальный ущерб, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
2.5.1.3. обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
2.5.1.4. обратиться в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав либо об отмене усыновления;
2.5.1.5. обратиться в суд с ходатайством о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.
2.5.2. Постановление Комиссии о вынесении предупреждения родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего действует в течение одного года со дня вынесения и может быть досрочно отменено соответствующей Комиссией.
2.6. Меры, принимаемые Комиссиями по устройству несовершеннолетних
2.6.1. Комиссии совместно с другими органами и учреждениями системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений выявляют несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения, неработающих, ведут их персональный учет, принимают решения об устройстве этих несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.
Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2.6.2. Решения Комиссий, основанные, в случае необходимости, на заключениях и рекомендациях психолого-медикопедагогических консультаций, с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего, направляются в органы и учреждения:
2.6.2.1. управления (отделы) образования для устройства в общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
2.6.2.2. социальной защиты населения для устройства в специализированные социально-реабилитационные учреждения, социальные приюты;
2.6.2.3. здравоохранения для обследования, наблюдения или лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
2.6.2.4. занятости населения для оказания помощи в трудоустройстве, получении специальности;
2.6.2.5. опеки и попечительства;
2.6.2.6. внутренних дел.
2.6.3. Направление несовершеннолетнего в государственные или муниципальные детские учреждения органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения при наличии у него родителей или иных законных представителей может производиться в установленном законодательством порядке без согласия указанных лиц в случаях признания детей оставшимися без попечения родителей, их длительного отсутствия, болезни, признания недееспособным или ограниченно дееспособным, уклонения от воспитания и содержания несовершеннолетнего.
2.6.4. Комиссии по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, воспитательных колоний для несовершеннолетних за месяц до выпуска несовершеннолетних из перечисленных учреждений или освобождения из воспитательных колоний направляют информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту постоянного жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей для решения вопроса об устройстве несовершеннолетних.
При решении указанного вопроса Комиссии по месту нахождения учреждений, вышеперечисленных в настоящем пункте, должны иметь соответствующее решение Комиссии по месту постоянного жительства несовершеннолетних либо по месту пребывания их родителей или иных законных представителей.
2.6.5. В случаях, когда возвращение несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, освобождение из воспитательной колонии, возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно, в связи с отсутствием родителей или иных законных представителей, лишением родителей родительских прав, а также в силу иных причин, способных отрицательно повлиять на поведение несовершеннолетнего Комиссия по месту нахождения указанных учреждений на основании письменного заявления несовершеннолетнего и мотивированного заключения администрации соответствующего учреждения в течение десяти дней со дня подачи заявления принимает меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов, а также по созданию для него жилищно-бытовых условий.
В необходимых случаях Комиссия обращается в соответствующий орган опеки и попечительства для установления над несовершеннолетним опеки или попечительства.
Раздел 3. Порядок рассмотрения материалов комиссией
3.1. Рассмотрение материалов (дел) Комиссиями
Комиссии рассматривают материалы (дела):
3.1.1. по заявлению несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей;
3.1.2. по собственной инициативе;
3.1.3. по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, общественных объединений;
3.1.4. по ходатайству работодателей;
3.1.5. по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
3.1.6. переданные в порядке, предусмотренном ст.ст. 14, 195, 201 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
3.1.7. по сообщению граждан.
3.2. Рассмотрение Комиссиями дел об административных правонарушениях
3.2.1. Комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними и их родителями или иными законными представителями, отнесенные к их компетенции законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.2.2. В случае освобождения несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей от административной ответственности при малозначительности совершенного ими административного правонарушения, Комиссии могут принять решение о применении к указанным лицам мер воздействия, предусмотренных соответственно пунктами 2.4. и 2.5. настоящего Положения.
3.2.3. В случае, если в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей Комиссия обнаружит в действиях (бездействии) признаки административного правонарушения, рассмотрение которого не отнесено к компетенции Комиссии, или признаки состава преступления, данная Комиссия прекращает дело и направляет соответствующие материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы для решения вопроса о привлечении к установленной законодательством ответственности.
3.3. Подготовка заседания Комиссии
3.3.1. Материалы (дела), поступившие в Комиссию, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.
В процессе предварительного изучения поступивших дел и материалов определяется:
относится ли рассмотрение данных материалов к ее компетенции;
круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии;
необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, а также истребования дополнительных материалов;
целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел).
Предварительное изучение материалов производится в срок не более 10 дней с момента их поступления, указанный срок не относится к делам об административных правонарушениях, рассматриваемых в пределах установленных законом сроков.
3.3.2. По результатам предварительного изучения материалов (дел) председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии может принять следующие решения:
3.3.2.1. назначить материалы дела к рассмотрению и известить о дате и месте заседания Комиссии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора;
3.3.2.2. направить поступившие материалы по подведомственности, если их рассмотрение не отнесено к компетенции Комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы органом:
3.3.2.3. провести проверку сведений, содержащихся в материалах, или поручить ее проведение соответствующим специалистам;
3.3.2.4. рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании комиссии;
3.3.2.5. принять предусмотренные законом меры воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения материалов (дел);
3.3.2.6. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего;
3.3.2.7. принять меры по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание Комиссии, предусмотренные пунктом 3.5. настоящего Положения.
3.3.3. Подготовленные к рассмотрению материалы (дела) в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнего, его родителям или иным законным представителям, адвокату.
3.3.4. Несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат имеют право ознакомиться с материалами, подготовленными Комиссией к рассмотрению, до начала ее заседания.
Право указанных в настоящем пункте лиц на ознакомление с материалами разъясняется им в повестке о вызове на заседание Комиссии.
3.3.5. О слушании дела о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения уведомляется прокурор.
3.3.6. Полученные Комиссией материалы (дела) должны быть рассмотрены в срок не более 15 дней со дня их поступления в Комиссию.
3.4. Порядок проведения заседания Комиссии
3.4.1. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, и являются, как правило, открытыми.
В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях Комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов, может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.
3.4.2. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Комиссии.
Председательствует на заседании Комиссии ее председатель либо по его поручению заместитель председателя или член комиссии.
3.4.3. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, Комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей.
3.4.4. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей Комиссия может рассмотреть в их отсутствие при условии что указанные лица были соответствующим образом извещены и ходатайство об отложении рассмотрения этих материалов в Комиссию не поступало.
3.4.5. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе Комиссии с момента подготовки материалов к заседанию Комиссии.
При необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший.
3.4.6. В начале заседания Комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.
Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в Комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, или их законными представителями. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол заседания Комиссии.
3.4.7. При рассмотрении материалов (дел), предусмотренных пунктом 2.3. настоящего Положения, Комиссия всесторонне, полно и объективно рассматривает сведения, подтверждающие или опровергающие совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, способствовавшие совершению общественно опасного деяния, наличие взрослых подстрекателей, других соучастников, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия и его социальной реабилитации.
3.4.8. В случае необходимости уточнения состояния здоровья несовершеннолетнего Комиссия с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или психолого-медико-педагогическую консультацию.
3.4.9. При опросе несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению Комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, должен участвовать педагог.
3.4.10. На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, Комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания Комиссии.
3.5. Обеспечение явки лиц, участвующих в заседании Комиссии
3.5.1. При наличии оснований полагать, что несовершеннолетний будет уклоняться от явки на заседание Комиссии, он по письменному распоряжению председателя Комиссии или его заместителя может быть передан под надзор родителей или иных законных представителей с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения. Родители или иные законные представители несовершеннолетнего либо руководители соответствующего детского учреждения дают письменные обязательства Комиссии обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание Комиссии.
3.5.2. Неявка без уважительных причин на заседание Комиссии свидетелей, представителей органов и учреждений, в которых воспитывается или обучается несовершеннолетний, работодателей, других лиц, чье участие в заседании Комиссии признано обязательным, влечет за собой наложение административного взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.6. Акты, принимаемые муниципальной Комиссией
3.6.1. Комиссии в целях реализации своих полномочий принимают постановления и вносят представления.
3.6.2. Постановления принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных представителей и других лиц, представлений органов управления образования, образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
3.6.3. Представления вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также устранения нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.
3.7. Постановления Комиссии
3.7.1. По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, а также представлений органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики из безнадзорности и правонарушений, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно правовой формы и формы собственности, информации работодателей Комиссия принимает постановление, в котором содержится одно из следующих решений:
3.7.1.2. прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях);
3.7.1.3. отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку, с учетом сроков, установленных ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
3.7.1.4. направить материалы в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы.
3.7.2. Постановление принимается простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов, голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.
Постановление Комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.
В постановлении о применении меры воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или охраняемых законом интересов несовершеннолетнего указываются:
дата и место заседания Комиссии;
наименование и персональный состав Комиссии;
сведения о приглашенных на заседание;
сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело (ф.и.о., число, месяц, год и место рождения, место его жительства, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов (паспортные данные или данные свидетельства о рождении, сведения о получении пособия или пенсии, место работы или учебы);
обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
доказательства, на основании которых принято решение;
нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за правонарушение либо гарантирующий права несовершеннолетнего;
решение, принятое Комиссией;
предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания;
сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления.
Постановление подписывается председательствующим на заседании комиссии и ответственным секретарем, оглашается на заседании Комиссии вслед за его принятием, вступает в силу со дня его принятия.
3.7.3. Постановление Комиссии направляется для исполнения в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Копия постановления Комиссии или выписки из него не позднее трех дней со дня его принятия вручаются или высылаются лицу, в отношении которого данное постановление принято, а также потерпевшему по его просьбе.
Должностные лица, указанные в настоящем пункте, органов и организаций, а также граждане в течение десяти дней со дня получения постановления обязаны сообщить соответствующей Комиссии о мерах, принятых по его исполнению.
Неисполнение постановлений Комиссии влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
3.8. Представление Комиссии
3.8.1. В целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, совершению ими правонарушений и антиобщественных действий, а также в целях устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, выявленных при рассмотрении материалов на заседании Комиссии, она вносит в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности соответствующее представление.
3.8.2. Должностные лица органов и организаций, указанных в подпункте 3.8.1. настоящего пункта, в течение месяца со дня получения представления Комиссии обязаны рассмотреть его и сообщить соответствующей Комиссии о мерах, принятых по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.
Непринятие указанных мер влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
3.9. Протокол заседания Комиссии
3.9.1. На заседании Комиссии ответственный секретарь Комиссии ведет протокол, в котором должны быть указаны:
дата и место заседания Комиссии;
наименование Комиссии;
персональный состав Комиссии;
сведения о приглашенных на заседание;
содержание рассматриваемых материалов;
фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы, число, месяц, год и место рождения, место его жительства, место работы или учебы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;
сведения о явке лиц, участвующих в заседании, разъяснения им их прав и обязанностей;
объяснения участвующих в заседании лиц;
документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении материалов;
содержание заявленных на заседании ходатайств, результаты их рассмотрения;
сведения об оглашении на заседании Комиссии принятого постановления или представления;
сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления или представления.
3.9.2. Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим на заседании Комиссии и ответственным секретарем.
3.10. Обжалование постановления и представления Комиссии
3.10.1. Постановление или представление, принятое Комиссией по рассмотренным материалам, может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, его законными представителями, адвокатом, а также потерпевшим в орган, которым образована данная Комиссия, прокуратуру или суд.
3.10.2. Постановление Комиссии может быть обжаловано в образовавший ее орган в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего постановления или выписки из него либо представления.
Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение соответствующего постановления и представления.
3.10.3. Сроки и порядок обжалования постановления или представления Комиссии в прокуратуру или суд устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление или представление Комиссии может быть опротестовано прокурором в порядке, установленном Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Раздел 4. Заключительные положения
4.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение Комиссий
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
4.2. Изучение, устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, нарушениям их прав и законных интересов
4.2.1. В целях изучения, устранения причин и условий, порождающих безнадзорность, беспризорность и правонарушения несовершеннолетних, а также нарушения их прав и законных интересов, Комиссия организует:
получение необходимых сведений о состоянии безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних, пьянстве, наркомании, токсикомании, гибели и травматизме детей, нарушениях прав несовершеннолетних;
учет и анализ материалов (дел), рассмотренных на заседаниях Комиссий;
ежеквартально обобщает полученные данные и результаты анализа;
вносит предложения в соответствующие органы и учреждения по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав в пределах городов, районов области.
4.2.2. В случае непринятия мер к устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, нарушениям их прав и законных интересов, Комиссия вправе входить с ходатайством в государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации о привлечении к ответственности должностных лиц.
4.3. Контроль и надзор за деятельностью Комиссии
4.3.1. Контроль за деятельностью Комиссии осуществляется соответствующими органами местного самоуправления в пределах их компетенции, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации области и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тамбовской области, соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
4.3.2. Надзор за соблюдением законности в деятельности Комиссии осуществляется органами прокуратуры в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тамбовской области от 10 декабря 2001 г. N 1100 "Об утверждении примерного положения о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Тамбовской области"
Текст постановления размещен на сайте администрации Тамбовской области в Intеrnеt (http://www.tambov.gov.ru)
Постановлением администрации Тамбовской области от 31 января 2011 г. N 63 настоящее постановление признано утратившим силу