Главе администрации
Тамбовской области
Рябову А.И.
Генеральному директору
ОАО "Тамбовагропромкомплект"
Жалнину А.К.
393000 г.Тамбов
ул. Мичуринская, 89 б
Комиссия Тамбовского территориального управления ГАК России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель - руководитель управления Агжитов А.А., члены - зам. руководителя управления Бояршинова И.А., и.о. начальника отдела конкуренции Колодина Н.Н., рассмотрев дело N 25 от 17.09.98г. о нарушении администрацией Тамбовской области абз. абз. 3, 4 п.1 ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
В Тамбовское территориальное управление ГАК России обратилось ОАО "Тамбовагропромкомплект" с заявлением на действия администрации Тамбовской области, принявшей постановление от 09.09.98 N 535 "О государственном регулировании цен на социально значимые товары народного потребления на территории Тамбовской области". Названным постановлением для предприятий-производителей установлены запрет на вывоз продовольственных товаров за пределы области, декларирование свободных отпускных цен с учетом предельного уровня рентабельности, а для субъектов ценообразования предельные размеры торговых надбавок на социально значимые товары народного потребления (в процентах к свободным отпускным ценам) независимо от количества посредников. Запрет на вывоз продовольственных товаров может причинить ОАО "Тамбовагропромкомплект" в ближайшее время существенные материальные убытки в связи с невозможностью выполнить обязательства по договорам, включая бартерные сделки. ОАО "Тамбовагропромкомплект" уже получило товары и продукцию из-за пределов Тамбовской области, но не может поставить своим партнерам в соответствии с заключенными договорами продовольственные товары по причине запрета на их вывоз.
Представитель администрации Тамбовской области Герасименко Л.И., действующий на основании доверенности, пояснил, что администрация Тамбовской области приняла постановление от 09.09.98 N 535 в условиях чрезвычайного положения в бюджетно-финансовой сфере и обвальном повышении цен на потребительские товары. регулирование цен на социально значимые товары народного потребления на территории Тамбовской области, введенное данным постановлением в целях смягчения социальной напряженности и в соответствии со ст.4 Закона области от 27.05.97 N 109-3 "О государственном регулировании цен и тарифов в Тамбовской области", является вынужденной мерой и носит временный характер до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации. Декларирование свободных отпускных цен и запрет предприятиям-изготовителям всех форм собственности на вывоз за пределы области продовольственных товаров, предусмотренных Приложением 2 постановления, также является временной мерой, до нормализации цен. Вывоз продуктов усугубит положение населения области, так как возможна нехватка продуктов.
Комиссия не считает приведенные доводы представителя администрации области обоснованными в силу следующих причин.
Принятые постановлением областной администрации от 09.09.98 N 535 "О государственном регулировании цен на социально значимые товары народного потребления на территории Тамбовской области" формы регулирования цен приняты в противоречие действующему законодательству РФ, из чего проистекают нарушения антимонопольного законодательства.
Одно нарушение антимонопольного законодательства заключается в незаконном ограничении перемещения товаров.
В статье 8 Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции свобода экономической деятельности. В соответствии со ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров могут вводиться в соответствии с федеральным законом в случаях необходимости. Вопросы установления правовых основ единого рынка находятся в ведении РФ, в соответствии со ст.71 Конституции РФ.
В п.3 ст.1 ГК РФ записано: "Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей". В настоящее время в РФ отсутствуют федеральные законы, ограничивающие перемещение товаров и услуг на территории России, поэтому действия администрации Тамбовской области по запрету вывоза продовольственных товаров являются неправомерными.
Комиссия считает, что п.5 постановления от 09.09.98 N 535, запрещающий вывоз продовольственных товаров, является нарушением абз.4 п.1 ст.7 Закона о конкуренции, выражающемся в установлении запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (Тамбовская область) в другой.
Другое нарушение антимонопольного законодательства, по мнению Комиссии, заключается в установлении необоснованных препятствий деятельности хозяйствующих субъектов.
П.1 постановления администрации области утверждает, что установленные предельные размеры торговых надбавок будут действовать до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации. Однако такие акты уже приняты и действуют, причем вышеназванное постановление нарушает их.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тамбовского территориального управления МАП РФ от 21 сентября 1998 г. N 25
Текст решения официально опубликован не был