Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тамбовской городской Думы
от 26 сентября 2001 г. N 72
Методико-педагогическая Программа
"Здоровье школьника на период 2002 - 2004 годы"
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
Экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, к санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины и свертывание исследований по управлению здоровьем привели к катастрофическому снижению доли здоровых детей. Их число по последним данным колеблется от 4% до 10%.
Общая заболеваемость школьников г.Тамбова за 3 года увеличилась в 1,3 раза (с 934,5% до 1233%). Увеличилась заболеваемость инфекциями в 1,7 раза (с 22 до 36,6%) - новообразованиями в 9 раз (с 0,2 до 1,8%), эндокринной системы и расстройствами питания в 3,6 раза (с 9 до 32,8%), в 2.2 раза психическими расстройствами (с 9,2 до 20,3%), болезнями уха в 2,2 раза (до 17,3%), органов дыхания в 1,3 раза (с 590 до 784,9%), в 3,6 раза костно-мышечной системы.
Учитывая большой рост заболеваемости школьников новообразованиями, эндокринными заболеваниями, костно-мышечными, психическими и ЛОР-заболеваниями, профилактика по данным нозологиям должна быть приоритетной в каждой школе и детской поликлинике.
За 3 года увеличилась длительность болезни в днях на одного ребенка с 6,4 до 7,1 дня. Увеличилось число детей с хроническими заболеваниями с 26,8 до 30,7%.
50% школьников нуждаются в оздоровительных мероприятиях. Влияние школы на ухудшение здоровья детей очевидно. За время учебы в школе в 3,8 раза ухудшается зрение (с 4,2 до 16%), 6 из 5250 страдают нарушением речи, но нарушениями дикции и логоневрозами страдают гораздо больше, в 2,8 раза увеличивается заболеваемость сколиозом, со сколиозом выпускаются 12,4% (650 чел.), а до школы сколиоз выявляется у 4,4% детей, нарушения осанки увеличиваются с 20,7 до 27%. Уменьшается процент здоровых детей с 14 до 10,3%. Увеличивается 3 группа здоровья с 11,3 до 19,4%.
В 1999 г. решением городской Думы от 12.11.99 г. N 785 была утверждена "Медико-педагогическая программа сохранения и укрепления здоровья школьников города Тамбова на период 1999 - 2000 гг." В декабре 2000 г. подведены итоги ее выполнения. Несмотря на короткий срок работы в рамках программы удалось достичь интеграции и заинтересованности в сохранении здоровья детей всеми службами города. Были созданы в школах и детских садах- школах неформальные объединения "школы здоровья", включающие применение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, формирование потребности ребенка в здоровом образе жизни, привлечение к работе родителей, учителей и детей. В каждой школе созданы совместные медико-педагогические программы.
В рамках реализации программы в сентябре 1999 г. был открыт реабилитационный центр в 11 школе, около 300 тыс. руб. выделено из средств здравоохранения на приобретение оборудования и содержание 6,75 дополнительных мед.штатов, 2,5 ставки мед. работников выделила школа. В ноябре 2000 г. в школе N 11 проведен медико-педагогический семинар по освещению опыта работы "школы здоровья" и валеологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.
В июне 1999 г. открыт детский санаторий "Исток". Около 3 млн. руб. было освоено из средств здравоохранения на реконструкцию, оборудование и содержание дополнительного штата медицинских и педагогических работников. В санатории работает 50 коек для детей дошкольного и 25 коек для детей школьного возраста. Оздоравливаются дети с ЛОР, ортопедической, бронхо-легочной, гастроэнтерологической патологией.
В 36 школе в январе 2000 г. проведен семинар для учителей физкультуры врачами врачебно-физкультурного диспансера по работе специальных медицинских групп.
Во всех "школах здоровья" внедрены и используются физкультминутки на уроках.
В школе N 8 совместно с дет. поликлиникой больницы им. Архиепископа Луки была организована работа класса для детей с ослабленным зрением.
Организована реабилитация детей в учебных заведениях, поликлиника им. Коваля выделила физиооборудование и штаты для того, чтобы дети школ района имели возможность 2 раза в год провести реабилитационные мероприятия в школах. После профосмотров по графику дети также оздоравливаются в отделении восстановительного лечения.
Приказом МЗ РФ в 2000 г. утверждена новая форма медицинской карты для образовательных учреждений (форма 026у-2000), однако из-за отсутствия средств централизовано приобрести ее невозможно.
В 2000 г. в детских поликлиниках больницы им.Архиепископа Луки и детской больницы организованы отделения профилактики.
В стоматологической помощи нуждается около 73% школьников. Стоматологи отмечают снижение обращаемости школьников за стоматологической помощью. Имеют место отказы родителей от санации детей в школах. Только 16 школ города имеют стационарные стоматологические кабинеты. В рамках реализации программы смонтировано стоматологическое оборудование в 9 школе. В школах NN 3, 6 ,8, 18, 22, 23, 29, 33, 34 есть технические возможности организовать стоматологические кабинеты. Отмечается низкая обеспеченность мебелью для начальных классов.
Организована работа постоянно действующих клубов для родителей в образовательных учреждениях.
Городской центр планирования семьи работает в школах, принимает участие в проведении родительских собраний и в родительских ассамблеях в школах. Проведено анкетирование школьников по вопросам здорового образа жизни, с обсуждением результатов на семинаре руководителей школ. Разработана программа" Основы ЗОЖ и планирование семьи". Ведется систематическая работа с подростками группы риска по половому воспитанию в школах, ПТУ, техникумах, университетах, подростковых клубах.
Проведены спецкурсы для педагогов биологии, ОБЖ, физкультуры, социальных педагогов, психологов.
Городским центром медицинской профилактики проводятся медикопедагогические семинары и конференций по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, пропаганде ЗОЖ. Проведена работа с волонтерами по программе "Равный обучает равного" - 38 чел. будут работать в молодежной среде. Сотрудники центра проводят занятия с учащимися школ, техникумов, ТГУ по вопросам ЗОЖ. В летний период проводятся лекции и беседы во всех пригородных лагерях. ЦМП контролирует и координирует работу отделений профилактики. На этом фоне в последние десятилетия шло непрерывное неадекватное реформирование системы образования, появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, выросла заболеваемость, увеличилось число социально дезадаптированных детей. Самое катастрофическое положение со здоровьем наблюдается у подростков. От 20% до 50% из них имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, количество годных к службе в армии не превышает 50%, - 70%, каждый пятый имеет проблемы в репродуктивной сфере.
В настоящее время очевидно, что для эффективности профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей требуется создание единой межведомственной программы с практическими мероприятиями по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Стратегия Программы
Ориентация на здоровый образ жизни, формирование у учащихся здоровьенаправленного и нового экологического мышления, гуманистических, нравственных, национальных ценностей, подготовка здоровой социально адаптированной личности.
Формирование и укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности. Совершенствование оздоровительной службы в школе.
Повышение ответственности педагогических и медицинских работников за сохранность жизни детей.
Цель Программы
Научить школьников ответственно относится к своему здоровью, помочь избавится от вредных привычек, научить распределять физические нагрузки, правилам личной гигиены, организации правильного питания, научить правильному представлению о нравственных, психологических, сексуальных отношениях между людьми, научить умению владеть собой, приемам самозащиты и самоконтроля в экстремальных и криминогенных ситуациях.
Путем координации усилий управленческих структур различных ведомств, целенаправленного использования бюджетных и внебюджетных источников обеспечить на период до 2004 года новый уровень решения проблем:
Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья у всех участников образовательного процесса.
Обеспечение охраны жизни и здоровья детей и работников образовательных учреждений, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.
Задачи Программы
Создание здоровьесберегающей среды в классе, школе, коллективе, обучение детей на фоне положительных эмоций, предупреждения чрезмерного умственного напряжения и предотвращения всевозможных психотравмирующих ситуаций.
Воспитание гармонично развитой личности, умеющей использовать свои потенциальные возможности.
Развитие у учащихся способностей к адаптации и деятельности в социальной среде.
Повышение естественной сопротивляемости школьников и стрессоустойчивости их психики.
Формирование мышления учителей, учащихся и родителей, направленного на здоровый образ жизни.
Создание базы данных и практических навыков, позволяющих идти по пути создания совершенного здоровья и развития гармоничной личности.
Развитие практических навыков, позволяющих совершенствоваться и расти в сложных условиях.
Актуальность Программы
* Здоровье, здоровый образ жизни должен стать непосредственным содержанием образа " Я". Готовность творить собственное здоровье должна пронизывать всю жизнь ребенка и школы.
* Программа содержит научно-обоснованные мероприятия по укреплению здоровья школьников в городе
* Материалы программы практических действий ориентированы на каждого учащегося.
- выходит за рамки информации о здоровье;
- учит применять знания на практике;
- использует эффективные методы обучения:
- обучает учащихся навыкам межличностных и внутриличностных отношений, таких, как настойчивость, постановка цели, принятие решений, изменение поведения.
* Предусматривает ежегодный медицинский контроль, мероприятия по самоконтролю.
* Программа затрагивает широкий спектр проблем школьников от питания до физических и психических нагрузок, упражнений и оказания первой медицинской помощи;
- отвечает требованиям учебно-воспитательного процесса, задачам социализации личности школьника;
- объединяет в себе широкий спектр междисциплинарных и внеклассных занятий, в которых принимают участие учащиеся, родители, городские службы города, общественность, персонал медиков, школьной столовой и учителя.
Принцип Программы
Цели, задачи, содержание, формы и педагогические средства определяются в зависимости от особенностей возраста, уровня развития, состояния здоровья, мотивации, интереса, с учетом возможностей школы, города, режима, культуры, национальных традиций, нравственных традиций, в согласии с процессом обучения и воспитания.
Ожидаемые результаты от Программы
- Формирование здоровья школьников в рамках образовательных учреждений
- Создание общественного движения "школы здоровья"
- Формирование стойкой мотивации здорового образа жизни у школьников
- Улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в детских образовательных учреждениях
- Внедрение эффективной системы подготовки и усовершенствования знаний детей, педагогов, родителей
- Повышение качества здоровья дошкольников и школьников
- Профилактика инвалидности детей в образовательных учреждениях
- Снижение заболеваемости детей
- Укрепление материально-технической базы детских образовательных учреждений и МЛПУ
- Разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения учителей, детей, родителей по вопросам здорового образа жизни безопасного поведения, "школ здоровья"
Компоненты Программы
1. Учебная программа.
2. Методическая работа.
3. Научно-исследовательская программа.
4. Оздоровительные мероприятия.
5. Медицинский контроль.
6. Внешкольные мероприятия.
7. Оценка программы.
N п/п | Мероприятия | Срок исполнения | Исполнитель | Источник финанс. | Объем финансирования в тыс.руб. (цены 2001 г.) |
||||
2002 г. | 2003 г | 2004 г. | |||||||
1. Организационные мероприятия | |||||||||
1.1. | Продолжить работу в системе "школы здоровья" в детских садах-школах: "Звоночек", N 43, прогимназия "Радуга", N 63, N 66, "Росиночка", "Белочка", "Эврика" и школах N 11, N 13, N 16, N 36, 22. |
2001- 2004гг. | Упр. обр. | Без доп. затрат | |||||
1.2. | Утвердить образовательные учреждения для работы в системе "школы здоровья": детские сады - школы : "Хрустальный башмачок", "Сказка", N 25, N 57, N 44 N 46, N 5, N 70, школы N N 3, 9, 19, 20, 33, 35 Провести анализ заболеваемости детей за 5 лет в "школах здоровья". |
до 01.01. 2002 г. |
Упр. обр. ДШО |
Без доп. затрат | |||||
1.3. | Обеспечить финансирование "школ здоровья": - мед. оборудование и медикаменты - спортивный инвентарь - школьная мебель - ремонт |
2002-2004гг | Упр.обр. | Бюджет уп.обр. с.240120 с.110350 с.240330 с.111030 |
281,0 36,0 627,2 116,0 |
281,0 36,0 627,2 116,0 |
281,0 36,0 627,2 116,0 |
||
1.4. | Разработать единую форму паспорта "школы здоровья" с учетом физического и психического развития детей, заболеваемости детей, родителей, учителей, санитарно-гигиенических условий, штатного расписания педагогических кадров. |
до 01.06. 2001 г. |
Упр. обр. Упр. здрав. |
Без доп. затрат | |||||
1.5. | Внедрить новую форму 026-у -2000г по пр. МЗ РФ от 3.07.2000 N 241 " Об утверждении " Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений" во всех муниципальных образовательных учреждениях. |
постоянно | Упр. обр. Упр. здрав. |
Бюджет Упр.здрав.. и Упр. обр с.111350 |
20,0 (10 р. х 2000 экз) |
20,0 | 20,0 | ||
1.6. | Обеспечить стоматологическую санацию детей в образовательных учреждениях и на базе стоматологических поликлиник, по согласованным графикам. |
2001-2004гг. | адм. школ Упр. здрав. |
Без доп. затрат | |||||
1.7. | Оснастить передвижные санационные бригады и стоматологические кабинеты "школ здоровья" современным стоматологическим оборудованием. |
2002- 2004 гг. |
Упр. здрав.. Упр. обр. |
Бюджет Упр.здрав.. с.210120 Упр.обр. с.240100 |
217.0 (13 маш х 50.0 т.р.) 150,0 |
217.0 150,0 |
217.0 150,0 |
||
1.8. | Провести семинар для учителей физкультуры на базе центра медицинской профилактики с обеспечением участников семинара методической литературой. |
февр. 2003г. |
Упр. обр. Упр. здрав.. |
Бюджет Упр.здрав.. с.110350 |
1,0 | ||||
1.9. | Продолжить работу постоянно действующих клубов для родителей в образовательных учреждениях ( детских садах, школах). |
2001- 2004гг. |
Упр. обр. | Без доп. затрат | |||||
2. Медицинский блок | |||||||||
2.1. | Проводить углубленный медосмотр школьников согласно пр. МЗ РФ и Мин.образования РФ от 30.06.92г. N 186 / 272 по согласованным графикам. Организовать профосмотры школьников на базе районных детских поликлиник. |
Сентябрь декабрь ежегодно |
ДШО адм. школ |
Без доп. затрат | |||||
2.2. | Проводить анализ результатов углубленных медосмотров детей в образовательных учреждениях. Доводить результаты медосмотров до педагогического коллектива и до родителей. Организовать оздоровление детей с выявленной патологией в стационарах, амбулаторно, в санатории Исток , лагерях по плану оздоровительных мероприятий по каждой поликлинике и школе. |
2001- 2004 гг. |
ДШО адм. школ |
Без доп. затрат | |||||
2.3. | Проводить анализ эффективности оздоровления школьников 2 раза в год |
2001-2004гг | Упр. здрав. | Без доп. затрат | |||||
2.4. | Обеспечить выполнение санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях ( детские сады и школы) при организации трудового воспитания, питания, учебного процесса |
постоянно | адм. школ ДШО |
Бюджет Упр. обр. ст. пр. расх. |
|||||
2.5. | Обеспечить контроль за качеством и сбалансированностью питания в образовательных учреждениях, использованием йодированной соли и витамина "С". |
постоянно | адм. школ ДШО |
Бюджет Упр. обр. ст. 110330 |
|||||
2.6. | Организовать реабилитацию детей с неврозами на базе детских поликлиник и санатории "Исток" с участием медицинских психологов. |
постоянно | санаторий психол п-к |
Без доп. затрат | |||||
2.7. | Обеспечить надзор за эффективностью проводимых мероприятий по соблюдению СанПиН в школах и детских садах. |
постоянно | ГЦ ГСЭН | Без доп. затрат | |||||
3. Педагогический блок | |||||||||
3.1. | Организовать семинары с педагогами по вопросам возрастной физиологии, гигиены школьника, особенностей психологии детей с хроническими заболеваниями в соответствии с утвержденным графиком. |
ежегодно | Упр. обр. ЦМП ЦПС |
Бюджет Упр.здрав. с.110350 |
1,0 (памятки) |
1,0 | 1,0 | ||
3.2. | Обучить педагогов использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе (Базарного и др.). |
2001- 2004 гг. |
Упр. обр Упр.здрав. ЦМП |
Без доп. затрат | |||||
3.3. | Использовать материалы по формированию ЗОЖ в соответствии с программами учебных предметов. Психологической службе школы проводить тестирование детей по вопросам ЗОЖ, психологического здоровья с рекомендациями. Обобщать и анализировать результаты работы по внедрению материала по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ. |
постоянно | ЦМП Упр. здрав. адм. школ |
Без доп. затрат | |||||
3.4. | Обеспечить организацию горячего питания среди школьников, не входящих в число льготных категорий. Довести охват горячим питанием в начальных классах до 70% . |
постоянно | Упр. обр. адм. школ |
За счет средств родителей |
|||||
3.5. | Выделить средства для искусственной "С "-витаминизации третьих блюд во всех детских образовательных учреждениях. ( 0,05гр х 0,9 руб. х 7669чел. х 160 дней) |
ежегодно | "Школьник" Упр. обр. |
Бюджет Упр.обр. с.110330 |
55,0 |
55,0 |
55,0 |
||
3.6. | Организовать работу волонтеров из ТГУ им. Державина в школах с детьми спецмедгрупп (с нарушением осанки, зрения, с заболеваниями верхних дыхательных путей) |
2001-2004гг |
<< Назад |
||
Содержание Решение Тамбовской городской Думы от 26 сентября 2001 г. N 72 (третий созыв пятое заседание) "О методико-педагогической... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.