Закон Тамбовской области от 14 апреля 1998 г. N 9-З
"О взаимодействии органов государственной власти и
органов местного самоуправления Тамбовской области"
(принят Тамбовской областной Думой 14 апреля 1998 г.)
См. экспертное заключение Управления юстиции по Тамбовской области от 7 февраля 2002 г. N RU 68000199800003 на настоящий Закон
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1-2)
Глава 2. Взаимоотношения органов государственной (ст.ст. 3-6)
власти и органов местного самоуправления
области
Глава 3. Основные формы осуществления полномочий (ст.ст. 7-14)
органами государственной власти и органами
местного самоуправления области
Глава 4. Ответственность органов государственной (ст. 15)
власти и органов местного самоуправления
области за невыполнение требований настоящего
закона
Глава 5. Заключительные положения (ст. 16)
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом области "О местном самоуправлении в Тамбовской области" устанавливает общие принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Тамбовской области в целях эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития области и муниципальных образований в интересах населения.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления области осуществляется на основе принципов:
законности;
сочетания интересов населения области и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций;
самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении вопросов, требующих совместного решения;
обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при осуществлении вопросов, требующих совместного решения;
добровольности заключения договоров и соглашений;
взаимной ответственности;
гласности.
Статья 2. Правовая основа взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области
Правовую основу взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и другие федеральные законы, Устав области, Закон области "О местном самоуправлении в Тамбовской области", настоящий Закон, другие законы и нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Глава 2. Взаимоотношения органов государственной власти
и органов местного самоуправления области
Статья 3. Основные формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области
1. Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление, способствуют обеспечению гарантий осуществления органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения, принимают программы поддержки местного самоуправления, создают и развивают систему подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом области отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области вправе заключать между собой договоры и соглашения.
4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области осуществляют межбюджетные отношения.
5. Представительные органы местного самоуправления области обладают правом законодательной инициативы в областной Думе.
6. При принятии нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления органы государственной власти области учитывают мнение органов местного самоуправления, равно как органы местного самоуправления должны учитывать мнение органов государственной власти области при принятии правовых актов по вопросам, требующим их совместного решения.
7. Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти области, к которым они направлены. Соответственно обращения органов государственной власти области в обязательном порядке подлежат рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к которым они адресованы.
8. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области осуществляют организационное и информационное взаимодействие.
9. На заседаниях законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти области и их органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов местного самоуправления области или лица, уполномоченные ими.
10. На заседаниях органов местного самоуправления области вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов государственной власти области или лица, уполномоченные ими, в соответствии с уставом муниципального образования либо с согласия органов местного самоуправления.
11. В целях взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области могут быть использованы и другие формы взаимоотношений.
Статья 4. Межбюджетные отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления области
1. Органы государственной власти области в целях содействия развитию местных финансов:
1) регулируют отношения между областным и местными бюджетами;
2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения региональных программ, распределяют средства, выделяемые для финансирования данных программ и иных мероприятий между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
3) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
3) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов:
4) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области одновременно передают им материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий;
5) осуществляют другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.
2. Межбюджетные отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления области осуществляются в соответствии с федеральными законами и законами области на основе:
применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;
выравнивания доходов муниципальных образований;
компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
принятия мер для максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков, повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов.
3. Органы государственной власти области в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
Статья 5. Организационное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления области
Органы государственной власти и органы местного самоуправления области для решения вопросов социально-экономического развития области и муниципальных образований, разработки и реализации долгосрочных планов и программ, организации постоянного взаимодействия могут создавать совместные координационные, консультативные, совещательные и иные рабочие органы как временные, так и постоянно действующие. Их состав и порядок работы определяется постановлением (распоряжением руководителя) соответствующего органа государственной власти, принимаемым по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Статья 6. Информационное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления области
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области с целью повышения уровня информированности, ответственности, правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих формируют банк данных по вопросам местного самоуправления на основе создания, изучения, сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Источниками комплектования банка данных служат наряду с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, различными публикациями, касающимися вопросов местного самоуправления, документы, принимаемые областной Думой и главой администрации области, местная пресса, нормативные правовые акты и другие документы представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
2. Органы государственной власти области в пределах их полномочий периодически обобщают практику исполнения законов и других нормативных правовых актов области в муниципальных образованиях и разрабатывают на этой основе методические рекомендации для органов местного самоуправления по ее совершенствованию.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области создают условия для эффективного и качественного информационного обеспечения решения перспективных и текущих задач социального и экономического развития области и муниципальных образований.
Глава 3. Основные формы осуществления полномочий
органами государственной власти и органами местного
самоуправления области
Статья 7. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления области
1. К предметам ведения области и полномочиям органов государственной власти области относятся предметы ведения и полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области.
2. К предметам ведения муниципальных образований и полномочиям органов местного самоуправления относятся предметы ведения и полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области, уставами муниципальных образований и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами области.
Статья 8. Вопросы, требующие совместного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления области
1. Вопросы, требующие совместного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления области, устанавливаются настоящим Законом, иными законами области, исходя из действующего федерального законодательства, Устава области по согласованию с органами местного самоуправления.
2. К вопросам, требующим совместного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления области относятся:
обеспечение комплексного социально-экономического развития территорий муниципальных образований и области;
реализация областных целевых программ;
обеспечение стабильности местных бюджетов, регулирование отношений между областным и местным бюджетами;
рациональное использование земель, сохранение и восстановление других природных ресурсов, охрана окружающей среды, улучшение экологической среды;
социальная защита и содействие занятости населения;
обеспечение законности, охраны общественного порядка;
формирование и использование информационных ресурсов;
иные вопросы, требующие совместного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательными актами области, договорами и соглашениями между органами государственной власти и органами местного самоуправления области.
3. По вопросам, указанным в части второй настоящей статьи, принимаются законы области, другие нормативные правовые акты органов государственной власти, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Статья 9. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области
1. Отдельными государственными полномочиями области могут наделяться законом области органы местного самоуправления всех муниципальных образований, определенной категории или группы муниципальных образований, а также отдельного муниципального образования на неопределенный или определенный срок.
2. Органы государственной власти области содействуют осуществлению органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий путем:
координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области по вопросам осуществления переданных государственных полномочий;
учета и реализации предложений органов местного самоуправления по вопросам выполнения ими государственных полномочий;
оказания целевой организационной, материальной, финансовой помощи органам местного самоуправления;
предоставления органам местного самоуправления по их запросам необходимых для реализации государственных полномочий документов и информации;
изучения, обобщения и распространения опыта работы органов местного самоуправления;
методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления и осуществления мер по подготовке и повышению квалификации муниципальных служащих.
3. При невозможности надлежащего исполнения переданных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению возникших препятствий и своевременно проинформировать органы государственной власти области о сложившемся положении.
4. Контроль за реализацией переданных полномочий осуществляется областной Думой и администрацией области по вопросам их ведения.
Контроль со стороны органов государственной власти области ограничивается исключительно сферой переданных полномочий и не может служить основанием для вмешательства в иную деятельность органов местного самоуправления, нарушения их самостоятельности.
5. Споры, возникающие по поводу осуществления органами местного самоуправления области отдельных государственных полномочий, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном порядке.
Статья 10. Принципы передачи материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления
1. Передача материальных и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления осуществляется в порядке и сроки, установленные соответствующим законом области.
2. Материальные средства, которыми наделяются органы местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, безвозмездно передаются в муниципальную собственность или в хозяйственное ведение органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
3. Финансовые средства, предназначенные для осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований переданных им отдельных государственных полномочий, включаются в бюджет муниципального образования и выделяются отдельными позициями в доходной и расходной частях бюджета.
4. Остатки финансовых средств, не использованные в текущем финансовом году, зачисляются в счет поступлений первого квартала следующего финансового года.
5. Органы местного самоуправления вправе исполнять отдельные государственные полномочия, переданные им в установленном законом порядке, за счет собственных материальных и финансовых средств.
6. Контроль целевого использования материальных и финансовых средств, предназначенных для осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований переданных им государственных полномочий, осуществляется в порядке, установленном законом области, наделяющим органы местного самоуправления муниципальных образований указанными полномочиями.
Вмешательство контролирующих органов в деятельность органов местного самоуправления не допускается.
Статья 11. Порядок осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий
1. Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с законами области.
2. Порядок осуществления переданных органам местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального образования, который должен содержать:
1) исчерпывающий перечень и сроки исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления данного муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами области;
2) полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по осуществлению соответствующих государственных полномочий, перечень мероприятий по подготовке и организации их выполнения, виды ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение;
3) порядок использования материальных и финансовых средств, переданных органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий;
4) порядок контроля осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления.
3. Представительный орган местного самоуправления и уполномоченные им органы и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять контроль исполнения переданных им отдельных государственных полномочий, а также оказывать содействие органам государственной власти в осуществлении указанного контроля.
Статья 12. Основания и порядок прекращения исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления
1. Досрочное прекращение исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления осуществляется законом области.
2. Основаниями прекращения исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления являются:
истечение срока действия закона области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
выполнение задач, в связи с которыми были переданы государственные полномочия.
3. Решение о досрочном прекращении исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления принимается также в случаях:
неисполнения или ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления переданных государственных полномочий;
использования не по назначению переданных материальных, финансовых и иных средств и объектов собственности, необходимых для реализации переданных государственных полномочий;
нарушения действующего законодательства органами местного самоуправления при реализации переданных им государственных полномочий:
досрочного прекращения полномочий органа местного самоуправления.
4. В случае, если исполнение государственных полномочий органом местного самоуправления в полном объеме невозможно в связи с их необеспеченностью материальными и финансовыми средствами, а также по другим причинам, не зависящим от органа местного самоуправления, он вправе поставить перед органом государственной власти области вопрос о невозможности дальнейшего осуществления переданных полномочий.
Статья 13. Порядок заключения договоров и соглашений
1. Договор, соглашение могут конкретизировать полномочия областной Думы, администрации области и органов местного самоуправления области по вопросам, требующим совместного решения с учетом экономических, социальных и иных особенностей муниципальных образований.
2. Сторонами договора и соглашения являются органы государственной власти и местного самоуправления области в пределах предоставленных им полномочий.
3. Предметами договора и соглашения могут быть:
конкретизация вопросов, требующих совместного решения;
условия и порядок осуществления вопросов, требующих совместного решения;
формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора и соглашения;
иные вопросы, связанные с исполнением договора и соглашения.
4. Договор, соглашение заключаются на определенный срок. Они могут предусматривать положения о продлении срока их действия или о досрочном прекращении.
5. Орган государственной власти или орган местного самоуправления области, проявивший инициативу по заключению договора, соглашения разрабатывает и вносит его проект на рассмотрение договаривающейся стороны, которая в течение 15 дней либо подписывает договор, соглашение либо отклоняет его, о чем сообщает инициатору заключения договора, соглашения.
6. В случае, если к проекту договора, соглашения имеются дополнения, изменения, соответствующий орган составляет протокол разногласий и направляет его договаривающейся стороне. При согласии с предлагаемыми изменениями инициатор заключения договора, соглашения подписывает его и передает для подписания другой стороне.
7. Финансирование решения вопросов, требующих совместного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется в порядке, предусмотренном договором, соглашением из средств местного и областного бюджетов в пределах сумм, предусмотренных соответствующими бюджетами.
8. Договор, соглашение может предусматривать ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений договора, соглашения, а также одностороннее расторжение договора, соглашения и обязанность возмещения ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим их исполнением.
9. Договор, соглашение вступает в силу после его ратификации областной Думой и соответствующими представительными органами местного самоуправления.
Статья 14. Разрешение споров
1. Споры между органами государственной власти и органами местного самоуправления области по вопросам, требующим совместного решения, разрешаются заинтересованными сторонами путем проведения переговоров и использования иных согласительных процедур.
2. В случае необходимости стороны договора, соглашения могут создавать согласительные комиссии.
3. В случае недостижения согласованного решения разрешение спора может быть передано на рассмотрение суда.
Глава 4. Ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления области
за невыполнение требований настоящего закона
Статья 15. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления области за невыполнение требований настоящего Закона
Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления области, их должностных лиц за невыполнение требований настоящего Закона наступает в порядке, установленном законами области.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Тамбовской области |
А.И.Рябов |
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
г. Тамбов
14 апреля 1998 г.
N 9-З
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 14 апреля 1998 г. N 9-З "О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 14 апреля 1998 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 13 мая 1998 г. N 93 (21537)
Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. N 684-З настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий Закон внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 28 октября 2005 г. N 372-З
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Закон Тамбовской области от 27 октября 2004 г. N 238-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тамбовской области от 24 мая 2002 г. N 24-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона