Региональный законодательный процесс завершается подписанием, обнародованием и вступлением в силу закона субъекта РФ. В ряде зарубежных государств эта стадия называется промульгацией, однако субъекты РФ не используют указанный термин.
Получив в соответствии с Конституцией РФ 1993 года право принимать свои законы (статьи 5, 76) субъекты РФ встали перед необходимостью нормативно урегулировать процедуру их подготовки и принятия. Поэтому региональные законы, регламентирующие законодательный процесс в субъектах РФ или его отдельные стадии, стали приниматься в числе первых. В Тамбовской области комментируемый Закон, регламентирующий заключительную стадию законодательного процесса, был принят вторым по счету. Аналогичные законы приняты в подавляющем большинстве регионов России. Все эти законы (в том числе данный Закон Тамбовской области) учитывают положения Федерального закона от 14 июня 1994 г. года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Закон (статья 1) устанавливает, что в Тамбовской области применяются только те законы области и иные нормативные правовые акты, которые официально опубликованы. Данная норма полностью соответствует предписанию пункта 3 статьи 15 Конституции РФ. Официальное опубликование является важнейшей формой обнародования законов субъектов РФ, заключающейся в объявлении от имени органов государственной власти субъекта РФ полного и точного текста принятого регионального закона со всеми его формальными атрибутами (реквизитами) в официально уполномоченном на то общедоступном печатном издании. Значение официального опубликования заключается в том, что не опубликованные региональные законы не применяются.
Следует также учитывать, что в государстве действует презумпция знания закона. Однако указанной презумпции корреспондирует обязанность государства официально публиковать вновь принятые нормативные правовые акты, чтобы сделать их доступными для ознакомления. Кроме того, для реального действия закона необходимы его официальные копии, которые и создаются официальным опубликованием текста закона.
До официального опубликования региональные законы должны быть подписаны уполномоченным лицом (лицами). В большинстве субъектов РФ таковым является руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ либо высшее должностное лицо субъекта РФ. В Тамбовской области, однако, в соответствии со статьей 3 комментируемого Закона, законы области подписываются председателем Тамбовской областной Думы.
Несмотря на то, что в Законе области "О порядке опубликования и вступления в силу законов области, правовых актов нормативного характера, постановлений областной Думы" ничего не говорится о подписании областных законов главой администрации области, глава администрации области обладает данным правом в соответствии со статьей 55 Устава (Основного закона) Тамбовской области и Регламентом Тамбовской областной Думы, и на практике осуществляет данное право.
Председатель законодательного органа субъекта РФ подписывает региональные законы наряду с главой администрации (президентом) субъекта РФ не только в Тамбовской области, но также в Оренбургской, Тульской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Примечательно, что в Читинской области глава администрации не был наделен правом подписания закона субъекта Федерации, что было признано Конституционным судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации (постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П). Думается, что подписание регионального закона председателем областной Думы наряду с главой администрации области вполне логично, так как закон является наиболее значимым нормативным правовым актом, и в его принятии участвуют все ветви государственной власти при решающей роли именно законодательного органа.
В статье 4 комментируемого Закона устанавливается периодическое издание, которое осуществляет официальное опубликование законов области. В качестве такового издания определена газета "Тамбовская жизнь". При этом четко фиксируется, что официальным опубликованием является первая публикация полного текста. Статья 7 также содержит перечень реквизитов закона, которые должны указываться при официальной публикации (наименование, дата принятия, должностное лицо, его подписавшее, место и дата принятия, регистрационный номер).
Статья 5 Закона устанавливает также иные формы обнародования региональных законов: опубликование в иных печатных изданиях, доведение до всеобщего сведения по телевидению и радио, рассылка государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передача по каналам связи, распространение в машиночитаемой форме. Указанные формы обнародования имеют субсидиарный характер и служат целям правового информирования населения. С их помощью достигается широкое и оперативное ознакомление населения области с принятыми региональными законами, но они не отменяют официального опубликования и не влияют на срок вступления областных законов в силу.
Большое значение имеет статья 6 Закона в которой установлено общее правило, согласно которому закон области и иные правовые акты нормативного характера вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Таким образом, возможны два варианта вступления закона в силу:
1) в обычном порядке - по истечении определенного срока со дня официального опубликования;
2) в исключительном порядке - с даты определенной в самом акте.
Подобный подход законодателя представляется правильным, однако на практике, к сожалению, возобладало введение областных законов в действие в исключительном порядке, т.е. в подавляющем большинстве областных законов содержатся нормы о вступлении его в силу с того или иного момента (как правило, со дня официального опубликования).
Заведующий кафедрой теории и истории
государства и права ТГУ им. Г.Р. Державина;
Начальник отдела по ведению Федерального
регистра и правовой работе Управления
Министерства юстиции РФ по Тамбовской
области; кандидат юридических наук, доцент | А.В.Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тамбовской области от 8 августа 1994 г. N 2-З "О порядке опубликования и вступления в силу законов области, правовых актов нормативного характера, постановлений областной Думы"
Подготовлен заведующим кафедрой теории и истории государства и права ТГУ им.Г.Р.Державина; начальником отдела по ведению Федерального регистра и правовой работе Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области; кандидатом юридических наук, доцентом А.В. Кочетковым