Создание института мировых судей было предусмотрено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Пункт 4 статьи 4 указанного Федерального конституционного закона предусматривает, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ, а пункт 8 статьи 13 предусматривает, что полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливается федеральным законом и законом субъекта РФ. Указанные нормы послужили правовой основой принятия комментируемого Закона Тамбовской области.
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, но, в то же время, входят в единую судебную систему Российской Федерации. Мировые судьи обладают статусом судьи и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (статьи 1, 4 комментируемого Закона, статьи 1, 2 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации").
Мировым судьей может стать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его проступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Тамбовской области. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям, движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Указанные требования, предъявляемые к мировому судье в статье 5 Закона Тамбовской области от 24 марта 2000 г. N 104-З, дублируют положения статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и соответствуют статьям 3 и 4 Федерального закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
Статья 4 Закона Тамбовской области повторяет положения статьи 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и определяет компетенцию мирового судьи. Согласно данной статье мировой судья рассматривает уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятьсот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что подсудность гражданских дел мировому судье зафиксирована также в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (статья 113).
Статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Тамбовской области составляет 57. Количество мировых судей и судебных участков в конкретных административно-территориальных образованиях Тамбовской области определяется статьей 5 комментируемого Закона Тамбовской области. В частности, для Октябрьского района города Тамбова предусмотрено 7 мировых судей, для Советского района - 5, для Ленинского - 3, для Тамбовского района и г. Мичуринска - по 5, для большинства районов области - по 1-му.
Следует отметить, тот факт, что Законом Тамбовской области "О границах судебных участков мировых судей на территории области" был упразднен судебный участок мирового судьи в Токаревском районе Тамбовской области. Хотя отсутствие в районе мирового судьи нарушает положение статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", а также установленный статьей 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" принцип единства судебной системы Российской Федерации.
Кроме того, нарушаются конституционные права граждан, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрении его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Мировые судьи назначаются на должность Тамбовской областной Думой по представлению председателя областного суда, основанному на положительном заключении квалификационной коллегии судей Тамбовской области сроком на 3 года. По истечении трехлетнего срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру на эту же должность, назначение на которую производится в том же порядке (статьи 6, 7 Закона области).
Заведующий кафедрой теории и истории | А.В. Кочетков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к Закону Тамбовской области от 24 марта 2000 г. N 104-З "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Тамбовской области"
Подготовлен заведующим кафедрой теории и истории государства и права ТГУ им. Г.Р. Державина; начальником отдела по ведению Федерального регистра и правовой работе Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области; кандидатом юридических наук, доцентом А.В. Кочетковым