Экспертное заключение от 6 сентября 2001 г. N RU 68000199600012
на Закон Тамбовской области от 24 мая 1996 г. N 66-3
"О статусе выборного должностного лица местного
самоуправления в Тамбовской области"
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2000 г. N 233, провело юридическую экспертизу Закона Тамбовской области N 66-3 от 24 мая 1996 г. "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона является определение прав, обязанностей и ответственности выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области, чгго в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации. Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы.
Указанная область общественных отношений регулируется Федеральным законом N 124-ФЗ от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 30 марта 1999 г.). Федеральным законом N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 4 августа 2000 г.), Федеральным законом N 8-ФЗ от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изменениями от 13 апреля 1999 г.), Уставом (Основным законом) Тамбовской области от 30 ноября 1994 г. (с изменениями от 28 ноября 2000 г.). Законом Тамбовской области N 22-3 от 23 июня 1995 г. "О местном самоуправлении в Тамбовской области" (с изменениями от 26 ноября 1998 г.). Законом Тамбовской области N 59-3 от 29 марта 1996 г. "О муниципальной службе в Тамбовской области" (с изменениями от 18 июня 1998 г.).
В результате проведения юридической экспертизы обнаружены нормы, не соответствующие федеральному законодательству.
Частями 3, 8 статьи 1 устанавливается такое требование к избирателям главы администрации района, города, главы поссовета, сельсовета как постоянное проживание на территории соответствующего муниципального образования. Однако, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 124-ФЗ от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права ни участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 30 марта 1999 г.), законы субъектом РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской федерации, как постоянно прожившощим на территории соответствующего субъекта Российской федерации либо муниципального образования, так и преимущественно.
Частью 9 статьи 1 Закона предусмотрено, что главой администрации района, города главой поссовета, сельсовета может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории области не менее одного года. Однако ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией РФ. Кроме того, установление федеральным законом, законом субьекта РФ продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на территории субъекта РФ, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается (пункт 5 статьи 4 Федеральный закон N 124-ФЗ от 19 сентября 1999 г.).
Частью 4 статьи 18 Закона установлено, что выборное должностное лицо местного самоуправления в течение года после окончания своих полномочий, не может быть. по инициативе администрации уволено с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключено из кооператива, акционерного общества и т.п., учебного заведения или переведено на нижеоплачиваемую работу без согласия соответствующего исполнительного или представительного органа местного самоуправления. Однако предметом регулирования данного Закона являются права, обязанности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области и Закон не распространяется на лиц, утративших указанный статус. В последнем случае действует общий порядок увольнения работника, установленный Кодексом законов о труде Российской Федерации.
Необходимо отметить, что текст указанного Закона не соответствует правилам и приемам юридической техники. Так, часть 10 статьи 1 и пункт "и" части 1 статьи 4 не соотносятся друг с другом по срокам представления письменного обязательства о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом главы администрации района, города поссовета, сельсовета, в случае избрания его депутатом иного представительного органа местного самоуправления или представительного органа государственной власти. В части 10 статьи 1 указан трехдневный срок, а в пункте "и" части 1 статьи 4 - месячный срок.
В части 4 статьи 9 неверно дана ссылка на части 3 и 4 настоящей статьи, поскольку необходимо было сделать ссылку только на часть 3.
На основании вышеизложенного предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
Начальник Управления
Государственный советник
юстиции 2 класса |
Н.С.Ельцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение от 6 сентября 2001 г. N RU 68000199600012 на Закон Тамбовской области от 24 мая 1996 г. N 266 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области"
Подготовлено начальником Управления Государсвтенным советником юстиции 2 класса Н.С. Ельцовым