Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2000 г. N 233, провело юридическую экспертизу Закона Тамбовской области N 21-З от 23.07.1995 г. "О контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона является определение правового статуса Контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы, что в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы.
Указанная область общественных отношений регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31.07.1995 г. N 119-ФЗ, Уставом (Основным законом) Тамбовской области, Законом Тамбовской области от 25.07.2001 г. N 204-З "О Реестре государственных должностей Тамбовской области", Законом Тамбовской области от 28.02.1996 г. N 55-З "О государственной службе Тамбовской области".
В результате проведения юридической экспертизы обнаружены следующие несоответствия федеральному законодательству.
С принятием Закона Тамбовской области от 25.07.2001 г. N 204-З "О Реестре государственных должностей Тамбовской области" и Закона Тамбовской области от 28.11.2001 г. N 224-З "О внесении изменений и дополнений в Законы Тамбовской области "О государственной службе Тамбовской области" и "О Контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы" изменился правовой статус председателя и инспекторов Контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы, которые стали государственными служащими государственной службы категории "В". В то же время, часть 1 статьи 5 и часть 2 статьи 6 Закона Тамбовской области предусматривают назначение на должность и освобождение от должности председателя Контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы, а также назначение на должность и освобождение от должности инспекторов Контрольно-счетной комиссии председателем Тамбовской областной Думы по представлению председателя Контрольно-счетной комиссии. Таким образом, указанные нормы Закона нарушают порядок назначения на государственные должности государственной службы категории "В", установленный пунктом 7 статьи 21 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 07.11. 7. 2000 г.) и пунктом 9 статьи 21 Закона Тамбовской области от 28.02.1996 г. N 55-З "О государственной службе Тамбовской области".
В абзаце 1 статьи 26 Закона Тамбовской области установлено, что Председатель Контрольно-счетной комиссии и инспекторы Контрольно-счетной комиссии не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности на территории Тамбовской области без согласия областной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления. Однако, Федеральным Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" в пункте 5 статьи 14 определено, что государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан. Кроме того, в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации уголовно-процессуальное право относится к исключительному ведению Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Установление уголовно-процессуальной нормы не относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
В абзаце 4 статьи 26 определено, что председатель и инспекторы Контрольно-счетной комиссии могут быть досрочно освобождены от должности только постановлением областной Думы в случаях: личного заявления об отставке; признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда; принятия постановления областной Думой нового созыва, при этом постановление о досрочном прекращении полномочий председателя Контрольно-счетной комиссии может быть принято областной Думой нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала ее работы, если за такое постановление проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Тамбовской областной Думы. Однако статьей 25 Федерального Закона Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации" предусмотрен более широкий перечень оснований для прекращения государственной службы. Предлагаем привести указанные положения нормативно-правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
Начальник Управления
Государственный советник
юстиции 2 класса |
Н.С.Ельцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение от 7 февраля 2002 г. N RU 68000199500004 на Закон Тамбовской области N 21-З от 23 июля 1995 г. "О контрольно-счетной комиссии Тамбовской областной Думы" (в редакции Закона Тамбовской области N 224-З от 28 ноября 2001 г.)
Подготовлено начальником Управления Государсвтенным советником юстиции 2 класса Н.С. Ельцовым