Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2000 года N 233, провело юридическую экспертизу Закона Тамбовской области от 8.09.2000 г. N 135-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона являются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Тамбовской области, а также в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Тамбовской области, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, что в соответствии с частью 2 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к ведению субъектов Российской Федерации. Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы. Указанная область общественных отношений регулируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.08.2000 г. N 116-ФЗ), Федеральным законом от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.08.2000 г. N 115-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации".
В результате проведения юридической экспертизы обнаружены следующие несоответствия федеральному законодательству.
1. Абзац 21 пункта 2 статьи 42 предоставляет финансовому управлению администрации области право взыскивать в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета денежные средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению. Поскольку, согласно статье 215 Бюджетного Кодекса РФ и абзацу 1 статьи 69 рассматриваемого Закона в Тамбовской области вводится казначейское исполнение бюджетов всех уровней, то в соответствии с пунктом 1 и абзацем 2 пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса РФ правом применения мер принуждения обладают руководители органов Федерального казначейства.
2. В абзаце 3 пункта 7 статьи 76 Закона слова "Министерством финансов Российской Федерации" следует заменить словами "Федеральным казначейством", поскольку в соответствии с частью 3 статьи 256 Бюджетного кодекса РФ план счетов, на основании которого ведется главная книга, подлежит утверждению Федеральным казначейством.
Необходимо также отметить, что текст Закона Тамбовской области в части не соответствует правилам и приемам юридической техники:
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Речь идет не об абзаце 12, а об абзаце 15 статьи 6 Бюджетного кодекса. Слово "Закона", вероятно, напечатано по ошибке
- в абзаце 16 статьи 2 Закона содержится определение государственных социальных стандартов, тогда как абзац 12 статьи 6 Закона Бюджетного кодекса РФ содержит определение "минимальные государственные социальные стандарты". Кроме того, в пункте 1 статьи 24 рассматриваемого Закона также содержится термин "минимальные государственные социальные стандарты".
На основании вышеизложенного абзац 16 статьи 2 Закона перед словами "государственные социальные стандарты" необходимо дополнить словом "минимальные";
- часть 15 статьи 12 и пункт 4 статьи 48 Закона содержит термин "главные распорядители кредитов", тогда как статья 152 Бюджетного кодекса РФ в перечне участников бюджетного процесса указывает "главных распорядителей бюджетных средств", а статья 158 Бюджетного кодекса РФ и статья 45 рассматриваемого Закона Тамбовской области дают определение "главного распорядителя бюджетных средств";
- в абзаце 2 пункта 4 статьи 13 Закона после слов "законодательных (представительных)" следует дополнить словами "и исполнительных" и далее по тексту, поскольку согласно абзацу 2 статьи 31, абзацу 4 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ и абзацу 3 статьи 39 рассматриваемого Закона администрация Тамбовской области как исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является участником бюджетного процесса;
- в абзаце 3 пункта 3 статьи 79 слово "фонды" необходимо заменить словом "факты", руководствуясь абзацем 3 пункта 4 статьи 231 Бюджетного кодекса РФ.
На основании вышеизложенного предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
Начальника Управления
Государственный советник
юстиции 2 класса |
Н.С.Ельцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение от 7 февраля 2002 г. N RU 68000200000024 на Закон Тамбовской области от 8 сентября 2000 г. г. N 135-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области"
Подготовлено начальником Управления Государсвтенным советником юстиции 2 класса Н.С. Ельцовым