Главе администрации
Тамбовской области
Бетину О.И.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286, провело юридическую экспертизу постановления администрации Тамбовской области от 18.02.2003 г. N 115 "Об утверждении порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядка изготовления и выдачи региональных специальных марок на территории Тамбовской области".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Постановления являются правоотношения по установлению порядка выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядка выдачи региональных специальных марок, что в соответствии с подпунктом "и" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Указанная область общественной жизни регулируется Федеральным законом от 7.01.1999 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 25.07.2002 г.), постановлением Правительства РФ от 1.10.2002 г. N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок", постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. N 1428 "О маркировке алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации" (в ред. от 30.01.2001 г.).
В результате проведения юридической экспертизы выявлено следующее несоответствие требованиям и нормам федерального законодательства.
Пункт 4 Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Тамбовской области в качестве необходимого условия выдачи разрешения на учреждение акцизного склада устанавливает осуществление организацией деятельности в качестве участника оптового рынка алкогольной продукции на территории области не менее 6 месяцев.
Пункт 5 указанного Порядка устанавливает также в числе необходимых документов, представляемых для выдачи разрешения, декларацию об объемах оборота алкогольной продукции, подтверждающую осуществление организацией деятельности в качестве участника оптового рынка алкогольной продукции не менее 6 месяцев.
Установление такого условия противоречит статье 7 Закона РСФСР от 22.01.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается издавать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации, регламентирующее учреждение акцизных складов, указанных ограничений не содержит. Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Соответственно администрация области не вправе подменить собой федерального законодателя.
Пункт 5 Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Тамбовской области устанавливает в качестве документа, необходимого для получения разрешения на учреждение акцизного склада, справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
Указанное положение также нарушает статью 7 Закона РСФСР от 22.01.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29. 11.2001 г. N КАС 01-440 признан недействительным подпункт "г" пункта 3 Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. N 1026), устанавливающий как условие для выдачи разрешения отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов и сумм пеней в бюджеты всех уровней.
Таким образом, администрация Тамбовской области с превышением имеющихся у нее полномочий неправомерно установила не предусмотренные законом условия (ограничения) для получения хозяйствующими субъектами разрешения на учреждение акцизного склада.
Предлагаем привести указанные положения нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Государственный советник
юстиции 2 класса |
Н.С.Ельцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 25 апреля 2003 г. N 168 на постановление администрации Тамбовской области от 18 декабря 2003 г. N 115 "Об утверждении порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядка изготовления и выдачи региональных специальных марок на территории Тамбовской области"
Подготовлено начальником Управления государственным советником юстиции 2 класса Н.С.Ельцовым