Закон Тамбовской области
от 29 марта 1996 г. N 60-З
"Об охране окружающей природной среды Тамбовской области"
(принят Тамбовской областной Думой 29 марта 1996 г.)
Настоящий Закон определяет правовые основы охраны окружающей природной среды Тамбовской области в интересах настоящего и будущих поколений.
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Нормативное обеспечение деятельности
по охране окружающей природной среды
Раздел 3. Экологические требования к хозяйственной
деятельности
Раздел 4. Информационное и научное обеспечение
деятельности по охране окружающей
природной среды. Экологическое воспитание
и образование
Раздел 5. Экономическое регулирование охраны
окружающей природной среды и
природопользования
Раздел 6. Механизм обеспечения выполнения
экологических требований законодательства
Раздел 7. Ответственность за правонарушения в
области охраны окружающей природной среды
и природопользования
Раздел 8. Сотрудничество области с другими субъектами
Российской Федерации
Раздел 9. Заключительные положения
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Задачи Закона
Задачей настоящего Закона является реализация конституционного права жителей Тамбовской области на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных экологических и связанных с ними экономических последствий хозяйственной и иной деятельности путем совместного с Российской Федерацией ведения организационно-управленческой деятельности в области охраны окружающей природой среды и рационального природопользования.
Статья 2. Основные понятия и определения
В целях настоящего Закона Тамбовской области используются следующие понятия и определения:
1. Окружающая природная среда - совокупность природных и природно-антропогенных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное воздействие на человека.
2. Охрана окружающей природной среды - система мер, обеспечивающих сохранение и восстановление природных ресурсов и предупреждающих прямое или косвенное отрицательное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.
3. Благоприятное качество окружающей природной среды - состояние совокупности природных компонентов, определяемых по измеряемым параметрам и отвечающих потребностям общества по обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
4. Хозяйствующий субъект - юридическое или физическое лицо, осуществляющее в соответствии с требованиями законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы и/или при ее осуществлении оказывается воздействие на окружающую природную среду.
5. Обосновывающая документация - документация (предплановая, предпроектная, проектная и другая) по реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подготовленная в установленном порядке.
6. Инициатор/заказчик - хозяйствующий субъект, ответственный за подготовку обосновывающей документации.
7. Экологические требования - общие процедурные нормы и правила организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием отдельных видов природных ресурсов и/или воздействием на окружающую природную среду, закрепленные в законодательных и иных нормативах правовых актах.
8. Экологические условия - количественные ограничения, которые обусловлены нормами качества окружающей природной среды, социально-экономическими и природными особенностями территории, где намечено или ведется осуществление хозяйственной и иной деятельности.
9. Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
10. Экологический контроль - проверка хозяйственной и иной деятельности на соответствие экологическим нормам.
11. Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование отдельных видов природных ресурсов и/или оказывается воздействие на компоненты окружающей природной среды.
12. Лицензия (разрешение) на природопользование - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование определенным видом природного ресурса и/или на определенное воздействие на окружающую природную среду в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий, в том числе экологических.
13. Загрязняющее вещество - любой (природный и антропогенный) физический агент, химическое вещество и биологический вид, попадающий в окружающую среду или возникающий в ней в количествах, выходящих за рамки обычного содержания предельных естественных колебаний или среднего природного фона в рассматриваемое время.
14. Загрязнение - принесение в среду или возникновение в ней, обычно не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня (в пределах его крайних колебаний) концентраций перечисленных агентов в окружающей природной среде.
15. Трансграничное загрязнение - загрязнение источник которого расположен на территории другого государства или субъекта Российской Федерации.
16. Воздействие на окружающую природную среду (отрицательное антропогенное воздействие на окружающую природную среду) - любые потоки вещества и энергии, поступающие в окружающую природную среду или изъятые из нее в результате антропогенной деятельности и приводящие к изменениям окружающей природной среды и последствиям этих изменений.
17. Экологический мониторинг - проводимые по определенной программе наблюдения за компонентами природной среды, природными ресурсами, растительным и животным миром и другими природными объектами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду; оценка состояния указанных объектов наблюдения; прогноз их изменений.
Статья 3. Правовое регулирование охраны окружающей природной среды
1. Правовая основа охраны окружающей природной среды Тамбовской области обеспечивается Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством в области охраны окружающей природной среды, использования и охраны соответствующих видов природных ресурсов, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Уставом Тамбовской области, настоящим Законом и разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления.
2. После принятия федеральных законов в области природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности законы и иные нормативные правовые акты Тамбовской области в данной сфере приводятся в соответствие с федеральными законами.
В случае противоречия областных норм федеральным, применяются федеральные правовые нормы.
Статья 4. Предмет регулирования
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с воздействием на окружающую природную среду при подготовке и ведении хозяйственной и иной деятельности на территории Тамбовской области.
Статья 5. Основные принципы охраны окружающей природной среды
При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, органы государственной власти области и местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, включая иностранные юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
приоритета охраны жизни и здоровья человека - обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
сохранения качества природной среды, уровень которого является неопасным для здоровья человека и его жизнедеятельности;
замены деятельности, которая сопровождается неблагоприятными воздействиями на здоровье человека, вызывает разрушение и деградацию окружающей природной среды и истощение природных ресурсов, на другой вид деятельности с меньшим экологическим ущербом, даже если ее осуществление имеет более высокую стоимость;
предотвращения экологического ущерба хозяйствующими субъектами за счет обязательных профилактических мероприятий, исключающих или уменьшающих возможный экологический ущерб;
сохранения биологического разнообразия, сложившегося в районе осуществления хозяйственной и иной деятельности;
разрешительности воздействия на окружающую природную среду на основе обязательного специального разрешения на ведение хозяйственной и иной деятельности;
платности за воздействие на окружающую природную среду, являющееся следствием его хозяйственной деятельности;
ответственности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления, граждан за экологические и связанные с ним социальные, экономические и другие неблагоприятные последствия их деятельности;
доступности информации об окружающей природной среде для всех граждан;
участия граждан и общественных организаций в принятии решений, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду.
Статья 6. Объекты природы, подлежащие охране
К объектам природы, подлежащим охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения относятся: атмосферный воздух, включая озоновый слой атмосферы, водные объекты, растительный и животный мир, микроорганизмы, земля, недра и рекреационные ресурсы.
Особой охране подлежит природно-заповедный фонд области, состав которого определяется законодательством Тамбовской области.
Статья 7. Государственное управление охраной окружающей природной среды и природопользованием
Государственное управление охраной окружающей природной среды и природопользованием на территории Тамбовской области осуществляется путем:
обеспечения выполнения федеральных нормативных актов по охране окружающей природной среды и природопользованию;
формирования единой областной политики и планов действия в области охраны окружающей природной среды;
разработки и совершенствования нормативных актов в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
разработки и обеспечения выполнения программ по охране окружающей природной среды;
установления экологических требований к ведению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду;
введения областных норм качества окружающей природной среды;
установления порядка нормирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
управления федеральными и местными природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством;
ведения кадастров природных ресурсов Тамбовской области;
установления правил пользования отдельными видами федеральных и местных природных ресурсов;
установления правил отчуждения и перехода от одного юридического или физического лица к другому земли и других природных ресурсов;
принятия мер для предотвращения аварийных ситуаций и ликвидации экологических последствий техногенных аварий и катастроф;
установления особого правового режима на территориях с неблагополучной экологической обстановкой;
формирования нормативной правовой базы экологического аудирования;
проведения экологической экспертизы;
лицензирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
осуществления контроля за выполнением экологических нормативов, а также установления санкций за их нарушение;
организации деятельности единой государственной системы экологического мониторинга, стандартизации методов мониторига;
создания и обеспечения работы областной информационно - аналитической системы оценки воздействия на окружающую природную среду;
предоставления достоверной информации о состоянии окружающей природной среды;
создания правовых основ обеспечения компенсации вреда жизни и здоровью населения Тамбовской области, убытков, ущерба, включая упущенную выгоду, причиненных в результате загрязнения и иных воздействий на окружающую природную среду;
ограничения, приостановления, прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением экологических норм и правил;
создания и обеспечения работы системы непрерывного экологического образования и воспитания населения;
принятия мер для сохранения уникальных природных объектов и территорий.
Статья 8. Полномочия областной Думы в области охраны окружающей природной среды и природопользования
Областная Дума в области охраны окружающей природной среды и природопользования:
1. Принимает законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования.
2. Определяет основные направления охраны окружающей природной среды.
3. Утверждает областные экологические программы и программы по охране и воспроизводству отдельных природных ресурсов.
4. Устанавливает порядок использования природных ресурсов, отнесенных к областной собственности.
5. Объявляет находящиеся на территории области природные и иные объекты, имеющие экологическую, культурную и научную ценность, охраняемыми государством памятниками природы и культуры, устанавливает в соответствии с федеральным законодательством порядок охраны объектов природного и культурного наследия на территории области.
6. Учреждает Красную книгу области.
7. Устанавливает льготы по взиманию платы за природопользование в пределах средств, поступающих в областной бюджет.
8. Определяет условия и порядок взимания платы за пользование природными ресурсами в случаях, предусмотренных федеральными законами.
9. Утверждает перечень особо ценных для области продуктивных земель.
10. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
Статья 9. Полномочия Администрации области в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования
К полномочиям Администрации области в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования относятся:
1. Распоряжение и управление объектами природопользования, находящимися в собственности области.
2. Участие в разработке федеральных программ по охране окружающей природной среды в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Разработка и реализация областной экологической программы и программ по охране и воспроизводству отдельных видов природных ресурсов.
4. Организация проведения мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию.
5. Организация и финансирование строительства природоохранных объектов за счет средств областного и федерального бюджетов.
6. Формирование, определение направления расходования областного экологического фонда, обеспечение использования средств фонда в соответствии с его целевым назначением.
7. Содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды.
8. Организация учета и оценки объектов окружающей природной среды, состояния и использования природных ресурсов, ведения кадастровой документации.
9. Организация координации природоохранной деятельности в области.
10. Согласование условий при лицензировании использования отдельных видов природных ресурсов.
11. Заключение договоров на комплексное природопользование с хозяйствующими субъектами.
12. Изъятие и представление земельных участков для строительства объектов, имеющих федеральное, региональное и областное значение.
13. Предоставление объектов природопользования для государственных и муниципальных нужд в особое пользование в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
14. Осуществление государственного экологического контроля в пределах своей компетенции.
15. Принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований.
16. Принятие решений о признании территории лечебно - оздоровительной местностью или курортом регионального значения с установлением границ и режима округов санитарной охраны.
17. Принятие решений об образовании заказников, ботанических садов, дендрологических парков.
18. Установление территориальных правил, лимитов и нормативов природопользования и охраны окружающей природной среды в пределах своей компетенции.
19. Введение ограничений на использование объектов окружающей природной среды с целью их охраны и воспроизводства.
20. Заключение соглашений со специально уполномоченными государственными органами управления использованием отдельных видов природных ресурсов о восстановлении и об охране трансграничных объектов природопользования.
21. Организация экологического воспитания, образования и просвещения.
22. Обеспечение населения необходимой экологической информацией.
23. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды и природопользования
В ведении органов местного самоуправления находится:
1. Учет и оценка состояния окружающей природной среды, объемов отходов производства и потребления субъектов хозяйствования.
2. Согласование условий при лицензировании использования отдельных видов природных ресурсов.
3. Заключение договоров на комплексное природопользование с предприятиями и учреждениями.
4. Организация утилизации и переработки бытовых отходов.
5. Организация учета использования природных ресурсов и осуществление контроля за их рациональным использованием и охраной.
6. Организация выполнения мероприятий в области охраны окружающей природной среды.
7. Осуществление контроля за выполнением экологических требований и условий.
8. Принятие мер для сохранения уникальных природных объектов и территорий.
9. Распоряжение и управление объектами природопользования, находящимися в муниципальной собственности.
10. Определение условий общего пользования природными объектами в пределах своей компетенции.
11. Предоставление достоверной информации о состоянии окружающей природной среды.
12. Осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
Статья 11. Полномочия государственных органов в области охраны окружающей природной среды и природопользования
1. К государственным органам, осуществляющим управление охраной окружающей природной среды, регулирование природопользования и обеспечение экологической безопасности относятся:
а) специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды - Тамбовский областной комитет по охране природы и подчиненные ему органы;
б) специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов:
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, Тамбовское территориальное управление геологии и использования недр, Управление лесами Тамбовской области и подчиненные ему органы, Управление охотничьего хозяйства Администрации области, Государственная инспекция по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства по Тамбовской области, Тамбовский комитет по водному хозяйству;
в) Тамбовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды;
г) Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Тамбовской области и подведомственные ему органы.
2. К общим полномочиям указанных в части первой настоящей статьи специально уполномоченных государственных органов относится:
а) участие в разработке проектов законов и иных нормативных актов области, регулирующих отношения в области охраны окружающей природной среды в целом, использования и охраны природных объектов и представление заключений по ним;
б) участие в разработке и реализации государственных и областных целевых программ по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов области;
в) учет и оценка состояния окружающей природной среды, природных ресурсов области, ведение кадастровой документации;
г) осуществление государственного экологического контроля;
д) принятие решений в пределах своей компетенции об ограничении, приостановлении, прекращении эксплуатации объектов и работ, не отвечающих экологическим требованиям и условиям;
е) организация экологического образования и воспитания;
ж) обеспечение населения необходимой информацией о состоянии окружающей природной среды в целом и ее компонентов.
3. Кроме общих полномочий, указанных в п.2 настоящей статьи:
областной комитет по охране природы и подчиненные ему органы:
а) координируют деятельность специально уполномоченных органов управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и граждан в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
б) обеспечивают организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
в) выдают лицензии на комплексное природопользование, на осуществление видов деятельности, связанных с работой (услугами) природоохранного назначения;
г) организуют природно-заповедное дело;
д) ведут Красную книгу области;
е) производят расчеты платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в окружающую природную среду;
ж) обеспечивают формирование экологических фондов.
Тамбовское территориальное управление геологии и использования недр:
а) осуществляет организационное обеспечение государственной системы лицензирования предоставления недр в пользование на территории области;
б) организует формирование и работу областного геологического фонда;
в) согласовывает условия экологически безопасного захоронения вредных веществ (отходов, сточных вод) в недра области;
г) участвует в проведении государственной экспертизы геологической информации.
Тамбовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:
а) осуществляет лицензионную деятельность при проведении мониторинга окружающей природной среды, работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
б) организует проведение экспертизы результатов наблюдений за загрязнением окружающей природной среды.
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Тамбовской области и подчиненные ему органы:
а) осуществляют контроль за соблюдением гигиенических нормативов качества окружающей природной среды;
б) осуществляют анализ показателей состояния здоровья населения в связи с влиянием факторов окружающей среды;
в) разрабатывают мероприятия, направленные на снижение влияния окружающей среды на здоровье населения.
Статья 12. Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды
1. Граждане Тамбовской области имеют право:
на такое качество окружающей природной среды, которое не создает угрозу для их здоровья и жизнедеятельности;
создавать экологические общественные объединения, фонды, иные общественные объединения;
принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях и референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
запрашивать государственные органы власти об информации, характеризующей состояние окружающей природной среды и меры по ее охране;
требовать в административном или судебном порядке отмены решений о реализации хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий;
ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических лиц и граждан за нарушение экологических требований и условий, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
2. Граждане обязаны:
соблюдать экологические требования законодательства Российской Федерации и области;
принимать участие в осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды;
повышать экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию.
Раздел 2. Нормативное обеспечение деятельности по охране
окружающей природной среды
Статья 13. Система норм, нормативов и правил деятельности по охране окружающей природной среды
В целях управления качеством окружающей природной среды Тамбовской области устанавливается система норм, нормативов, правил и других ограничений на ведение хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду, которая включает:
нормы качества окружающей природной среды;
правила природопользования;
нормативы воздействия на окружающую природную среду.
Статья 14. Нормы качества окружающей природной среды
1. Нормы качества окружающей природной среды представляют собой научно обоснованные количественные границы свойств и характеристик ее компонентов, которые комплексно характеризуют благоприятное состояние окружающей природной среды и используются для установления предельно допустимых нормативов воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.
К нормам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые концентрации вредных веществ ( в том числе радиоактивных и биологических) в атмосферном воздухе, воде, почве.
2. Нормы качества природной среды устанавливаются по результатам испытаний, проводимых специализированными организациями, и утверждаются специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, в области управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов и/или органами санитарноэпидемиологического надзора и иными государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией в данной сфере.
3. В целях сохранения уникальных природно-климатических особенностей отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) и природных комплексов Администрация области по согласованию со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов а также органами санитарно-эпидемиологического надзора может устанавливать более жесткие, по сравнению с федеральными, нормы качества окружающей природной среды.
Статья 15. Правила природопользования
1. Правила природопользования представляют собой утвержденные в установленном порядке правила по подготовке, организации и ведению хозяйственной деятельности, в результате применения которых воздействие этой деятельности на окружающую природную среду находится полностью под контролем природопользователя.
2. Разработка и утверждение правил природопользования осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и Тамбовской области по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, санитарно-эпидемиологического надзора.
Статья 16. Нормативы воздействия на окружающую природную среду
1. Нормативы воздействия представляют собой научно обоснованные количественные ограничения на привнесение или изъятие вещества и/или энергии по отношению к окружающей природной среде, использование которой в процессе осуществления хозяйственной деятельности не приводит к нарушению федеральных и региональных норм качества природной среды.
2. Нормативы воздействия на окружающую природную среду применяются для регулирования хозяйственной деятельности отдельных природопользователей, а также регулирования природопользования в целом в пределах административно-территориальных образований области.
3. Нормативы воздействия на окружающую природную среду устанавливаются в виде территориальных и производственных нормативов.
4. Территориальные нормативы воздействия на окружающую природную среду представляют собой величины предельно возможного привнесения или изъятия вещества и/или энергии в окружающую природную среду от всех природопользователей в пределах административно-территориальных образований и устанавливаются с учетом федеральных и/или региональных норм качества природной среды для данного и сопредельных с ним административно-территориальных образований.
5. Производственные нормативы воздействия на окружающую природную среду представляют собой количественные ограничения на привнесение или изъятие вещества и/или энергии по отношению к окружающей природной среде отдельным природопользователем.
6. Производственные нормативы воздействия на окружающую природную среду включают:
объем предельного использования или изъятия компонента окружающей природной среды;
предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
предельно допустимые сбросы вредных веществ в водные объекты;
нормативы объемов отходов, размещаемых в окружающей природной среде;
нормативные уровни шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий производств или предприятий на окружающую среду;
нормативы предельно допустимого применения агрохимикатов в сельском и лесном хозяйствах;
нормативы потерь отдельных видов природных ресурсов.
7. Порядок разработки, утверждения, введения в действие и изменения территориальных и производственных нормативов воздействия на окружающую природную среду устанавливаются Правительством Российской Федерации и Администрацией области.
Статья 17. Лимитирование природопользования
1. Текущая хозяйственная и иная деятельность, связанная с воздействием на окружающую природную среду (природопользование) ограничивается с помощью системы менее жестких, по сравнению с производственными нормативами воздействия, временных ограничений (лимитов), специально устанавливаемых хозяйствующим субъектам на:
использование или изъятие отдельных видов природных ресурсов;
величины выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение в ней отходов производства и потребления, величины иных вредных физических воздействий.
2. Лимиты на природопользование разрабатываются и используются для поэтапного достижения природопользователем в процессе текущей хозяйственной деятельности установленных ему в соответствии с настоящим Законом производственных нормативов воздействия.
3. Лимиты на природопользование утверждаются хозяйствующему субъекту областным комитетом по охране природы, территориальными органами специально уполномоченных государственных органов управления использования и охраной отдельных видов природных ресурсов по согласованию с Администрацией области.
4. Сроки достижения природопользователями нормативов воздействия на окружающую природную среду с помощью лимитов на природопользование по годам определяются в соответствии с утвержденными показателями государственных (отраслевых и территориальных) целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды.
5. Порядок разработки, утверждения, введения в действие и отмены лимитов на природопользование устанавливается Правительством Российской Федерации и Администрацией области.
Раздел 3. Экологические требования к хозяйственной
деятельности
Статья 18. Учет экологических требований при подготовке хозяйственных решений
1. Разработка и реализация мер по предупреждению неблагоприятных экологических и других последствий реализации хозяйственных решений осуществляется заказчиком на каждом этапе подготовки документации, обосновывающей социально-экономическое, отраслевое и территориальное развитие.
2. Выполнение экологических требований к ведению хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду, обеспечивается при подготовке обосновывающей документации с помощью процедур оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС).
3. Проверка обосновывающей документации на соответствие экологическим требованиям и условиям осуществляется при проведении экологической экспертизы.
Статья 19. Оценка воздействия на окружающую природную среду
1. В системе подготовки и принятия решений по развитию хозяйственной и иной деятельности применяется оценка воздействия на окружающую природную среду, направленная на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социально-экономических и других последствий.
2. В процессе хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности оценка воздействия на окружающую природную среду осуществляется систематически на всей территории Тамбовской области. Перечень объектов и видов деятельности, при которых она проводится в обязательном порядке, устанавливается Правительством Российской Федерации. Этот перечень может быть дополнен постановлением Администрации области.
3. Целесообразность проведения ОВОС (или продолжения начатых работ) для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется Администрацией области по представлению областного комитета по охране природы. При несогласии с предложением областного комитета по охране природы Администрация области принимает решение с учетом заключения Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
4. ОВОС проводится при подготовке:
проектов концепций, программ и планов отраслевого и территориально-экономического развития;
схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
градостроительной документации (генеральных планов населенных пунктов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);
документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;
технико-экономических обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и/или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных объектов и комплексов;
иной обосновывающей документации по решению органов исполнительной власти, санкционирующих ведение хозяйственной или иной деятельности, связанной с природопользованием.
5. ОВОС, организуемая инициатором/заказчиком хозяйственной и иной деятельности, осуществляется разработчиком обосновывающей документации.
6. Решение о ведении хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду, принимается только на основании результатов ОВОС.
7. Порядок проведения ОВОС устанавливается специально уполномоченным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и Администрацией области.
Статья 20. Экологические требования к организации и ведению хозяйственной деятельности
1. Хозяйствующий субъект обязан:
выполнять порядок подготовки хозяйственных решений, установленный настоящим Законом;
размещать объекты хозяйственной деятельности с учетом их возможного воздействия на окружающую природную среду;
разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия, меры по обеспечению радиационной безопасности населения, предотвращению экологически опасной деятельности при строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности;
оснащать технологические процессы и оборудование измерительной аппаратурой для контроля уровня их воздействия на окружающую природную среду;
соблюдать технологические режимы, обеспечивать надежную, эффективную работу очистных сооружений, установок и средств контроля обезвреживания и утилизации отходов;
предоставлять достоверную информацию в справочно-информационную экологическую систему области об использованных в технологических процессах материалов, переработка или создание которых сопровождается процессами воздействия на окружающую природную среду;
осуществлять комплексное развитие территории с учетом необходимости создания благоприятной для населения окружающей природной среды;
предоставлять в случаях аварий и стихийных бедствий своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и принимаемых мерах по ликвидации экологических и связанных с ними экономических последствий органам государственной власти;
предоставлять возможность участия граждан и общественности в обсуждении подготавливаемых хозяйственных решений, реализация которых может оказать воздействие на окружающую природную среду территории их проживания.
3. Природопользователю запрещается:
а) осуществление хозяйственной деятельности:
при отсутствии разрешения на природопользование;
экологические последствия которой непредсказуемы;
в пределах зон санитарной охраны водных объектов и санитарно - защитных зеленых зон населенных пунктов и территорий;
приводящей к захламлению, загрязнению, деградации земель, гибели растительного покрова и вызывающей эрозию почвы;
на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, противоречащей их целевому назначению или причиняющей вред особо охраняемым природным объектам;
б) инвестирование в объекты, не прошедшие государственную экологическую экспертизу, создание и использование которых не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим и другим требованиям законодательства Российской Федерации и Тамбовской области;
в) разработка и реализация проектов развития хозяйственной деятельности, связанных с нарушением или разрушением естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других необратимых последствий;
г) размещение, проектирование, строительство объектов химической промышленности, атомных объектов (в том числе электростанций) на территориях с большой плотностью населения;
д) пользование (добыча) недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи без осуществления специальных мер охраны от вредного влияния горных разработок;
е) хранение нефти и газа, захоронение вредных веществ и отходов производства и потребления, сброс сточных вод в водоносные горизонты, которые могут быть использованы для питьевого водоснабжения, бальнеологических целей, а также в пласты-коллекторы, которые не обеспечивают предотвращение загрязнения недр;
ж) разработка и производство новых химических веществ, применение которых способствует разрушению озонового слоя;
з) применение токсичных химических веществ и препаратов, не подвергающихся распаду;
и) использование пестицидов и иных токсичных химических веществ, срок действия которых истек или которые применяются с нарушениями требований к их применению;
к) применение, разведение, расселение биологических видов, не свойственных природы Тамбовской области, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения;
л) выбросы вредных веществ в атмосферный воздух с превышением производственных нормативов и лимитов на природопользование;
м) сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственных, бытовых и других видов отходов в водоемы всех видов пользования, на берега и лед этих водоемов, на рельеф местности;
н) производство и импорт продукции, не имеющей технологии ее переработки, обезвреживания и утилизации после использования;
о) ввоз отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных, для складирования, захоронения и ликвидации на территории Тамбовской области, а также для промышленного использования, приводящего к образованию других опасных отходов;
п) сжигание различных видов мусора и отходов производства и потребления, в том числе токсичных, открытым способом и без организации очистки отходящих газов;
р) добывание, сбор, заготовка, продажа, скупка, приобретение, обмен, пересылка, вывоз за границу и ввоз из-за границы объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минеральных коллекций с нарушением установленных порядка и правил;
с) изъятие:
земель природно-заповедного фонда области, историко-культурного назначения;
лесов 1 группы;
прибрежных полос рек и озер и других особо охраняемых территорий;
особо ценных для области угодий, в том числе продуктивных земель, опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.
Статья 21. Экологические требования к созданию и использованию технологий и оборудования
1. При создании и использовании технологий (процессов), в том числе импортных, хозяйствующий субъект обязан:
отдавать предпочтение процессам, потребляющим наименьшее количество природных ресурсов и продуцирующих наименьшее количество отходов на единицу производимого продукта;
использовать только те технологии, отходы которых могут быть переработаны, обезврежены и экологически безопасно утилизированы.
2. С целью оценки технологий и оборудования при подготовке документации, обосновывающей развитие объектов хозяйственной деятельности, устанавливаются технологические нормативы вредных веществ и энергии на единицу продукции.
3. Технические нормативы вредных веществ и энергии на единицу продукции разрабатываются природопользователями по каждому виду оборудования, технологии и/или производства и утверждаются специально уполномоченным государственным органом Российской федерации в области охраны окружающей природной среды.
4. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность с применением экологически опасной технологии, обязан в дополнение к экологическим требованиям, приведенным в статьях 26, 27 п.1 настоящего Закона:
соблюдать требования по обеспечению безопасности, установленные специальным законодательством;
информировать соответствующие органы государственной власти области о всех фактах аварий и технологических сбоев.
5. Для деятельности, осуществляемой с применением экологически опасных технологий и веществ, органами государственной власти и местного самоуправления области могут устанавливаться дополнительные экологические требования и условия.
6. Перечень объектов и видов хозяйственной деятельности, относящихся к категории экологически опасных или особо опасных определяется Администрацией области по представлению областного комитета по охране природы.
Статья 22. Экологические требования к созданию продукции
1. Хозяйствующий субъект, создавая продукцию (вещества и материалы), предназначенную для использования на потребительском рынке обязан:
исключить содержание в продукции веществ, оказывающих токсичные, канцерогенные и иные опасные воздействия, устойчивых к разложению (распаду) и аккумулирующихся в живых организмах;
предусматривать возможность переработки, обезвреживания и экологически безопасной утилизации намечаемой к производству продукции;
соблюдать при транспортировке и хранении требования об обязательной, отвечающей нормам, маркировке и упаковке продукции, а также предусматривать специальные условия для транспортировки с указанием видов транспортных средств, маршрутов, времени движения и хранения.
2. Опасные вещества и препараты, а также продукты, которые содержат или могут выбрасывать опасное вещество или препарат, должны быть классифицированы согласно различным классам опасности.
По-видимому, в названии нижеследующей статьи допущена опечатка. Вместо слов "Экологические сертификации" следует читать "Экологическая сертификация"
Статья 23. Экологические сертификации
1. С целью защиты здоровья населения и качества окружающей природной среды осуществляется сертификация технологии, оборудования и продукции на предмет соответствия экологическим требованиям законодательства Российской Федерации и Тамбовской области.
2. Перечень технологий, оборудования и продукции, подлежащих экологической сертификации, а также порядок ее проведения утверждается правовыми актами Российской федерации и Тамбовской области.
Статья 24. Лицензирование природопользования
1. Хозяйствующий субъект, а также инициатор/заказчик оформляет лицензию на природопользование, если осуществляемая им деятельность оказывает воздействие на окружающую природную среду.
2. Лицензии оформляются на пользование отдельными видами природных ресурсов, отдельные виды воздействия на окружающую природную среду и на комплексное природопользование.
3. Лицензирование использования отдельных видов природных ресурсов осуществляется специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.
4. Лицензия на комплексное природопользование выдается областным комитетом по охране природы при наличии лицензий на пользование теми видами природных ресурсов, которые необходимы для осуществления намечаемой деятельности.
5. Областной комитет по охране природы определяет перечень природопользователей, обязанных получить лицензию на комплексное природопользование. Критериями отнесения природопользователей к указанному перечню служат масштаб хозяйственного воздействия природопользователя на окружающую природную среду, использование им нескольких видов природных ресуросов и степень экологической безопасности вида деятельности.
6. Полнота учета экологических условий и требований в обосновании деятельности, осуществляемой на основании лицензии, определяется государственной экологической экспертизой.
7. При подготовке обосновывающей документации лицензия на комплексное природопользование выдается областным комитетом по охране природы на основании положительного заключения по результатам государственной экологической экспертизы на стадии утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре.
8. При подписании акта о приемке объекта хозяйственной деятельности в эксплуатацию наличие лицензии на комплексное природопользование является обязательным условием.
9. В случае нарушения хозяйствующим субъектом условий природопользования, включая экологические требования, действие лицензий приостанавливается или аннулируется в установленном порядке.
10. Порядок выдачи, приостановки действия и аннулирования лицензий на природопользование регулируется законодательством Российской Федерации, Тамбовской области и правовыми актами Администрации области.
Статья 25. Договорное регулирование природопользования
1. Лицензия на природопользование служит основанием для заключения Договора на природопользование между Администрацией области или органами местного самоуправления и владельцем лицензии.
2. В Договоре на природопользование:
закрепляется право хозяйствующего субъекта или инициатора/заказчика на природопользование на условиях, установленных в лицензии;
устанавливаются размеры платежей за природопользование, за воздействие на окружающую природную среду и порядок внесения указанных платежей;
определяется перечень, объемы и сроки выполнения природоохранных мероприятий, осуществляемых природопользователем;
устанавливаются другие условия пользования, не противоречащие действующему законодательству.
3. Контроль за выполнением условий договора на природопользование осуществляется исполнительными органами местного самоуправления, Администрацией области, областной комитет по охране природы.
Статья 26. Лицензирование видов деятельности, относящихся к разряду работ (услуг) природоохранного назначения
1. К разряду работ (услуг) природоохранного назначения относятся работы (услуги), направленные на обеспечение экологических требований федерального и областного законодательства при осуществлении охраны окружающей природной среды и природопользования.
2. Государственным лицензированием видов деятельности природоохранного назначения является процедура аккредитации субъектов предпринимательства и выдачи лицензий юридическим и физическим лицам на право их осуществления.
3. Порядок выдачи и аннулирования лицензий, а также перечень видов деятельности, относящихся к работам (услугам) природоохранного назначения устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Лицензии на право осуществления видов деятельности природоохранного назначения выдаются областным комитетом по охране природы.
5. Государственный контроль за выполнением условий действия лицензий и осуществлением разрешенных видов деятельности природоохранного назначения осуществляется областным комитетом по охране природы, а также другими специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.
Раздел 4. Информационное и научное обеспечение деятельности
по охране окружающей природной среды. Экологическое
воспитание и образование
Статья 27. Система информационного обеспечения
1. Информационное обеспечение деятельности по охране окружающей природной среды и регулированию природопользования включает:
ведение отраслевых и территориальных кадастров природных ресурсов и природных объектов;
статистический учет использования/изъятия отдельных компонентов природной среды, воздействий на окружающую природную среду;
инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных объектов и территорий;
2. Банк данных состояния окружающей природной среды создается Комитетом природных ресурсов по Тамбовской области на основе обязательной информации, подаваемой хозяйствующими субъектами и территориальными органами специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, органами санэпиднадзора. Характер информации, ее периодичность и форма определяются областным комитетом по охране природы на основании научно обоснованных рекомендаций и состояния информационной базы хозяйствующих субъектов области.
3. Органы государственной власти области и местного самоуправления обязаны в месячный срок предоставлять, по запросу, юридическим лицам и гражданам области информацию о состоянии воды, воздуха, почвы, флоры и фауны, земли и участков дикой природы, о хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду, а также о деятельности и мерах, предназначенных для ее охраны.
4. Порядок представления и отказ в представлении запрошенной информации об окружающей природной среде определяется законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Статья 28. Отраслевые и территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов
1. С целью обеспечения экологически обоснованного территориального и отраслевого развития области разрабатываются кадастры природных ресурсов и природных объектов (территориальные и отраслевые), которые представляют собой систематизированный свод данных об отдельных видах природных ресурсов и природных объектов, а также о природноресурсном потенциале конкретной территории и его использовании.
2. Ведение отраслевых и территориальных кадастров природных ресурсов области осуществляют территориальные специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Статья 29. Государственный статистический учет и отчетность
1. Данные об уровнях воздействия на окружающую природную среду, а также изменения качества природных компонентов подлежат государственному статистическому учету.
2. Сбор данных об уровнях воздействия на окружающую природную среду, а также изменения качества природных компонентов осуществляется органами государственной статистики в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
3. Государственная статистическая отчетность распространяется на природопользователей независимо от формы собственности по представлению специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей среды, областного комитета по охране природы, а также специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.
Статья 30. Экологический мониторинг
1. Информационное обеспечение управления деятельностью по регулированию использования и охране окружающей природной среды формируется и развивается в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
2. Функционирование ЕГСЭМ на территории области осуществляется на базе служб специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, в соответствии с их компетенций, по наблюдению за состоянием:
атмосферы;
водных объектов поверхностных вод суши, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод, подземных вод;
недр (геологической среды), опасных геологических процессов;
земель, почвенного покрова;
наземной флоры и фауны (кроме лесов);
лесов;
природной среды (фоновый мониторинг);
источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
4. Координация деятельности указанных органов в рамках функционирования ЕГСЭМ на территории области осуществляется областным комитетом по охране природных ресурсов.
5. Информация, получаемая в рамках ЕГСЭМ, является государственной собственностью и используется органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами для выработки, принятия и контроля исполнения хозяйственных решений в соответствии с возложенными на них задачами и функциями, а также информирования населения области.
Порядок организации и функционирования, а также передачи информации, получаемой в рамках ЕГЭСМ, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 31. Научное обеспечение деятельности по охране окружающей природной среды
1. Научное обеспечение деятельности по охране окружающей природной среды осуществляется с целью создания необходимых условий для реализации государственной экологической политики, экологических требований законодательства Российской Федерации и области в системе подготовки и принятия хозяйственных и иных решений, осуществления государственного экологического контроля, совершенствования системы экологического воспитания и образования населения.
2. Заказчиками научных исследований являются:
природопользователи;
Администрация области и исполнительные органы местного самоуправления;
специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды;
специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов;
общественные организации.
3. Финансирование научных исследований в области охраны окружающей природной среды проводится за счет средств соответствующих бюджетов.
4. Результаты научных исследований в области охраны окружающей природной среды являются открытыми и доступными за исключение информации, составляющей государственную тайну.
Статья 32. Особо охраняемые природные территории и объекты
1. К особо охраняемым территориям и объектам области относятся государственные природные заповедники, государственные природные заказники, национальные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу области, пригородные зеленые зоны, курортные, лечебно-оздоровительные зоны.
2. Порядок образования особо охраняемых природных территорий и объектов определяется законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Статья 33. Экологическое воспитание и образование
1. С целью повышения экологической культуры населения устанавливается система комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации.
2. Во всех образовательных учреждениях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности в соответствии с государственными стандартами и базисными учебными планами обеспечивается преподавание основ экологических знаний.
3. Распространение экологических и эколого-правовых знаний осуществляется государственными органами, общественными объединениями, средствами массовой информации.
Раздел 5. Экономическое регулирование охраны окружающей
природной среды и природопользования
Статья 34. Методы экономического регулирования охраны окружающей природной среды и природопользования
1. Экономическое регулирование в области природопользования осуществляется с целью формирования у хозяйствующего субъекта экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства.
2. Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется посредством:
установления платы за природопользование;
экономического стимулирования хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с учетом экологических требований;
экологического страхования;
формирования внебюджетных экологических фондов и фонда воспроизводства природных ресурсов.
3. Законодательством Российской Федерации, законами и правовыми актами Тамбовской области могут быть установлены иные методы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды.
Статья 35. Плата за природопользование
1. Природопользование является платным, кроме случаев, когда законодательством предусмотрено бесплатное пользование.
2. Плата за природопользование включает плату за:
использование (изъятие) отдельных видов природных ресурсов;
за воздействие на окружающую природную среду.
3. Плата за использование (изъятие) природных ресурсов взимается:
за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование (изъятие) природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
4. Плата за воздействие на окружающую природную среду взимается за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов, объема размещения отходов, уровней иных видов воздействия;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение веществ и отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
5. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения перечисляется природопользователем в бесспорном порядке:
90% - на специальные счета государственных экологических фондов;
10% - в доход федерального бюджета.
6. Порядок исчисления и применения нормативов платы за природопользование определяется Правительством Российской Федерации.
7. Внесение платы за природопользование не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Статья 36. Экологические фонды
1. Для решения неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач создается областной экологический фонд.
2. Экологический фонд образуется из средств, поступающих от физических и юридических лиц в виде платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;
сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;
50% средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
полученных в виде дивидендов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств в деятельности предприятий и иных юридических лиц;
валютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.
3. Средства, поступающие от предприятий и граждан, указанных в п.2 настоящей статьи, аккумулируются на специальном счете областного бюджета и распределяются в следующем порядке:
60% - на реализацию природоохранных мероприятий местного значения;
30% - на реализацию природоохранных мероприятий областного значения;
10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.
4. Средства экологического фонда расходуются на оздоровление окружающей природной среды, проведение мероприятий и выполнение программ по ее охране, воспроизводству природных ресурсов, научные исследования, в том числе связанные с изучением влияния состояния окружающей природной среды на здоровье населения, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.
5. Запрещается расходование средств экологического фонда на цели, не связанные с охраной окружающей природной среды.
6. Экологический фонд освобождается от налогообложения.
7. Законодательством Тамбовской области может предусматриваться создание других фондов экологической направленности.
Статья 37. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды и рационального природопользования
1. Стимулирование охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляется путем:
установления налоговых и иных льгот, предоставляемых хозяйствующим субъектам при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии, осуществления другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы хозяйствующим субъектам для реализации мер по гарантированному снижению уровня неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду;
установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;
применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
введение специального налогообложения экологически опасной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасной технологии;
применение льготного кредитования хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды;
формирование рынка работ (услуг) природоохранного назначения.
2. Порядок экономического стимулирования охраны окружающей природной среды определяется федеральным и областным законодательством.
Статья 38. Целевые программы по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию
1. В целях обеспечения государственной поддержки осуществления мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию в области разрабатываются и реализуются целевые программы.
2. Заказчиками целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды могут быть Администрация области, администрации районов и городов.
3. Финансирование государственных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:
целевых средств федерального бюджета;
средств областного бюджета;
средств хозяйствующих субъектов;
средств экологических фондов;
средств фондов экологического страхования;
кредитов банков;
добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан;
средств, поступающих из других источников финансирования.
4. Финансирование государственных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды в областном и местном бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается в порядке, установленном для государственного заказа.
5. Порядок разработки территориальных целевых программ по использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды областного значения устанавливается законодательством Тамбовской области.
Раздел 6. Механизм обеспечения выполнения экологических
требований законодательства
Статья 39. Государственная экологическая экспертиза
1. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы на территории Тамбовской области является областной комитет по охране природы, который осуществляет организацию и проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
2. Объектом государственной экологической экспертизы является выполненная в соответствии с нормативными требованиями обосновывающая документация, перечень видов которой определяется законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Тамбовской области.
3. Положительное заключение по результатам государственной экологической экспертизы является основанием для выдачи лицензии на природопользование и принятие решения о реализации объекта экологической экспертизы, а также одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования объекта экспертизы.
4. Порядок проведения государственной экологической экспертизы определяется нормативными правовыми актами Российской федерации и Тамбовской области.
Статья 40. Общественная экологическая экспертиза
1. Общественная экологическая экспертиза осуществляется по инициативе общественных объединений независимо от государственной экологической экспертизы.
2. Заключение по результатам общественной экологической экспертизы направляется Администрации области или исполнительному органу местного самоуправления, областному комитету по охране природы и заказчику документации, для рассмотрения и учета при принятии решения о реализации намечаемой деятельности. О результатах рассмотрения должно быть сообщено общественному объединению, организовавшему проведение общественной экологической экспертизы.
3. Заключение по результатам общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным органом по проведению экологической экспертизы. Финансирование проведения общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественности, а также целевых денежных взносов граждан, хозяйствующих субъектов и иных источников.
4. Порядок проведения общественной экологической экспертизы определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.
Статья 41. Государственный экологический контроль
1. Государственный экологический контроль осуществляется с целью предотвращения, выявления и пресечения нарушений заказчиками хозяйственной и иной деятельности и хозяйствующими субъектами экологических требований, проверки выполнения ими программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды.
2. Государственный экологический контроль на территории Тамбовской области осуществляется областным комитетом по охране природы, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора области, специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов в соответствии с их компетенцией.
3. Координация государственного экологического контроля на территории Тамбовской области осуществляется областным комитетом по охране природы.
4. Полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, определяется законодательством и правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области.
5. Действия и решения должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде.
Статья 42. Производственный экологический контроль
1. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой хозяйствующих субъектов.
2. Задачами производственного экологического контроля являются проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства.
3. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется Положением о службе экологического контроля, утвержденным хозяйствующим субъектом.
Статья 43. Общественный экологический контроль
1. Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами области.
2. Полномочия общественных объединений и граждан по проведению экологического контроля должны быть подтверждены органами государственной власти и/или местного самоуправления.
3. Заключения по фактам нарушений экологических требований и условий, выявленных при общественном экологическом контроле, передаются в органы, осуществляющие государственный экологический контроль для принятия соответствующих мер. О принятых мерах по фактам нарушений сообщается общественным объединениям и гражданам, осуществляющим экологический контроль.
4. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется законодательством об общественных объединениях.
Раздел 7. Ответственность за правонарушения в области охраны
окружающей природной среды и природопользования
Статья 44. Виды ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении экологических требований и условий и в других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность, а юридические лица - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 45. Уголовная ответственность за экологические преступления
Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т.е. общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской федерации правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.
Статья 46. Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования
1. Должностные лица и граждане, хозяйствующие субъекты, виновные в совершении следующих правонарушений:
несоблюдении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды; невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
нарушении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;
загрязнении окружающей природной среды и причинении вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц; порче, повреждении, уничтожении природных объектов, истощении и разрушении природно - заповедных комплексов и естественных экологических систем;
нарушении установленного порядка и правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза из-за границы объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;
невыполнении обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
неподчинении предписаниям органов, осуществляющих экологический контроль;
нарушении экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию и захоронению производственных и бытовых отходов;
несоблюдении экологических требований при использовании и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;
превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушении порядка хранения и использования микроорганизмов и биологических веществ;
производстве и использовании запрещенных химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли;
незаконном расходовании средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;
несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке;
нарушении установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории государственных природных заповедников, национальных парков, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, и иных особо охраняемых природных территорий, их охранных зон;
самовольном занятии земельных участков;
самовольном строительстве;
захламлении земель;
загрязнении земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражении бактериально - паразитическими и карантинными вредными организмами;
порче и уничтожении плодородного слоя почвы;
нарушении сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
искажении сведений о состоянии и использовании земель;
нарушении сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков и сокрытии информации о наличии свободного земельного фонда;
уничтожении межевых знаков;
нарушении утвержденной градостроительной документации при отводе земель;
противоправных действиях, повлекших за собой самовольное занятие земель;
нарушении установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
в нерациональном использовании сельскохозяйственных земель, невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и использовании других процессов, ухудшающих состояние почв, использовании земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, систематическом невнесении платежей за землю;
уклонении от исполнения или несвоевременном исполнении предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием земель;
предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным законодательством о недропользовании;
нарушении установленного порядка пользования недрами;
самовольном пользовании недрами;
выборочной (внепроектной) обработке месторождений и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и порче месторождений;
нарушении стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождения полезных ископаемыхо в состояние, непригодное для эксплуатации;
нарушении правил собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности;
самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;
необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами;
уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских геодезических знаков, систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами;
невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время консервации;
неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
загрязнении и засорении вод, нарушении водоохранных режимов на водосборах, вызывающих их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;
заборе воды с нарушением планов водопользования, самовольном производстве гидротехнических работ, бесхозяйственном использовании воды, нарушении правил ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;
нарушении порядка пользования животным миром;
нарушении правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов животного мира;
нарушении правил транспортировки, хранения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру;
уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или совершении иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;
нарушении правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;
ввозе в Российскую Федерацию и вывозе за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;
нарушении требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;
уничтожении или повреждении аншлагов и других знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;
нарушении установленного порядка представления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания;
сокрытии или искажении информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания - несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Статья 47. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением
1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, экономике хозяйствующих субъектов загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением и нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями возмещают его в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел 8. Сотрудничество области с другими субъектами
Российской Федерации
Статья 48. Порядок осуществления сотрудничества
Сотрудничество области с другими субъектами Российской Федерации по вопросами охраны окружающей природной среды осуществляется на основе двух или многосторонних договоров, заключаемых областной Думой или Администрацией области в пределах своей компетенции, а также утверждаемых сторонами соответствующих комплексных программ и других взаимно согласованных документов.
Раздел 9. Заключительные положения
Статья 49. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
г. Тамбов
29 марта 1996 г.
N 60-З
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 29 марта 1996 г. N 60-З "Об охране окружающей природной среды Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 29 марта 1996 г.)
Текст Закона официально опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 11 апреля 1996 г. N 72 (21016)
Законом Тамбовской области от 11 октября 2002 г. N 58-З настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий Закон внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 27 июня 2001 г. N 194-З