Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Обязательное
Территориальные Строительные Нормы
Тамбовской области N 12-301-97
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 23 декабря 1997 г. N 764)
Приемка и ввод в эксплуатацию законченных
строительством объектов. Основные положения
Введение
Правила приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов разработаны с целью защиты прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства.
Главная цель правил - установление единых принципов объективной, всесторонней и независимой оценки готовности законченных строительством объектов к нормальной эксплуатации, а также установлением общих процедур приемки, ввода и их документального оформления.
1. Область применения
1.1. Настоящие нормы устанавливают порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных новым строительством, расширением, реконструкцией, техническим перевооружением (в дальнейшем - строительством) объектов производственного и непроизводственного назначения независимо от источников финансирования, кроме жилых домов и вспомогательных построек индивидуальных застройщиков.
1.2. Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, учреждений, организаций и объединений, юридических и физических лиц независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Тамбовской области.
2. Определения
В настоящих территориальных строительных нормах применены термины в соответствии с приложением А (обязательным) "Термины системы нормативных документов в строительстве и их определения" СНиП 10-01-94, а также нижеследующие:
"новое строительство" - строительство на новых площадях вновь создаваемых предприятий, зданий, сооружений, а также филиалов и новых производств, которые будут находиться на самостоятельном балансе после ввода в эксплуатацию.
К новому строительству относится также строительство на новой площадке предприятия взамен ликвидируемого;
"реконструкция объекта" - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) или его назначения, в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг;
"реконструкция предприятия" - переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом, в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих;
"расширение предприятий" - строительство дополнительных производств на действующем предприятии, а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей;
"техническое перевооружение" - комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Техническое перевооружение проводится, как правило, без расширения производственных площадей;
"инвестор" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций на строительство объекта и обеспечивающее их целевое использование;
"заказчик" - инвестор, а также любое физическое или юридическое лицо, уполномоченное инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта по строительству и подготовке к вводу в эксплуатацию объекта за счет инвестора с привлечением подрядчика на основе договора подряда для выполнения строительно-монтажных работ и имеющий лицензию на выполнение функций заказчика;
"подрядчик" - юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию на право ведения работ, принимающее на себя по договору подряда с заказчиком обязательство своими силами и под свою ответственность выполнить строительно-монтажные работы, обеспечивающие полную реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта;
"объект" - предусмотренный утвержденной в установленном порядке проектной документацией комплекс зданий и сооружений, отдельное здание или сооружение или его автономная часть в составе, допускающем возможность ее самостоятельной эксплуатации по назначению в соответствии с требованиями нормативных документов;
"законченный строительством объект" - объект, на котором выполнены и приняты в соответствии с проектом и требованиями нормативных документов все строительно-монтажные, пуско-наладочные и другие работы для подготовки его к вводу в эксплуатацию;
"приемка законченного строительством объекта" - комиссионная проверка и документальное подтверждение готовности объекта к вводу в эксплуатацию;
"ввод объекта в эксплуатацию" - юридическое действие, осуществляемое инвестором и состоящее из государственной регистрации, включения объекта в государственную статистическую отчетность, начала использования объекта по назначению;
"приемочная комиссия" - временный коллегиальный орган, проводящий проверку и документально подтверждающий соответствие законченного строительством объекта утвержденной в установленном порядке проектной документации и требованиям нормативных документов, а также готовность его к вводу в эксплуатацию.
3. Общие положения
3.1. Объект, законченный строительством, должен быть предъявлен к приемке приемочной комиссии и введен в эксплуатацию в установленном данными нормами порядке.
3.2. Объект должен соответствовать проекту и требованиям нормативных документов, действовавших на момент передачи заказчиком подрядчику проектной документации.
В случае введения в действие после указанного момента новых нормативных требований, их предъявляют к вводимому объекту, если эксплуатация объекта соответствующая требованиям ранее действовавших норм, может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. Обязательность соответствия принимаемого объекта новым требованиям устанавливается решением соответствующего органа надзора. В случае разногласий окончательное решение принимается органом исполнительной власти, принявшим новые нормы.
3.3. Заказчик имеет право предъявлять инвестору для приемки, инвестор - назначить приемочную комиссию, а приемочная комиссия - принять только законченный строительством объект и при наличии документации, перечень которой приведен в п. 4.3.
3.4. Инвестор имеет право ввести в эксплуатацию только законченный строительством и только принятый приемочной комиссией объект при наличии документации в соответствии с перечнем приведенным в п. 4.3.
3.5. При приемке объектов в зимнее время по решению приемочной комиссии допускается переносить сроки выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных дорог к зданиям, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, отделке элементов фасадов зданий на ближайший благоприятный период, но не позднее 1 июня, со сдачей их приемочной комиссии в установленном данными нормами порядке.
3.6. Запрещается заселение жилых домов и использование непроизводственных и производственных объектов без оформления в установленном настоящими нормами документации о вводе объекта в эксплуатацию.
Временное использование отдельных зданий и помещений до ввода объекта в эксплуатацию может быть допущено заказчиком, если это не создает угрозу для жизни, здоровья и имущества пользователей и населения, и окружающей среды.
4. Порядок приемки и ввода в эксплуатацию
законченных строительством объектов
4.1. Приемку законченных строительством объектов от подрядчика производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо в соответствии с условиями договора подряда на строительство, которым должны быть регламентированы требования к приемке.
Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества и других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях рабочие комиссии.
4.2. После приемки объекта от подрядчика заказчик должен подготовить объект к вводу в эксплуатацию. При этом объект должен быть:
укомплектован эксплуатационными кадрами;
обеспечен сырьем, энерго- и другими материально - техническими ресурсами;
выполнено комплексное опробование оборудования;
проведены пуско-наладочные работы и начат выпуск продукции (оказание услуг) в объеме, предусмотренном договором подряда на строительство;
получены разрешения на эксплуатацию объектов и оборудования в соответствующих органах государственного надзора;
внешние наружние коммуникации переданы соответствующим территориальным или другим эксплуатирующим организациям.
4.3. Законченный строительством и подготовленный к вводу в эксплуатацию объект заказчик должен предъявить инвестору для приемки приемочной комиссией, представив следующую документацию:
4.3.1. Документация, представляемая подрядчиком:
перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ с указанием видов выполненных ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, и данных о наличии соответствующих лицензий;
комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и изделий, применяемых при производстве строительно-монтажных работ;
акты об освидетельствовании скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций и узлов (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций и т.п.);
акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования;
акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств, а также об испытаниях сварных соединений;
акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);
акты об испытаниях наружных электроустановок и электросетей, сертификаты соответствия электроустановок жилых домов и общественных зданий;
акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрыво - пожаробезопасность и молниезащиту;
акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
4.3.2. Документация, представляемая заказчиком:
заявление заказчика о готовности объекта к вводу в эксплуатацию с просьбой о назначении приемочной комиссии;
документ, подтверждающий приемку объекта заказчиком от подрядчика;
заключение территориального управления государственной вневедомственной экспертизы;
утвержденный проект;
документы об отводе земельных участков;
разрешения на производство строительно-монтажных работ, выдаваемые органами Госархстройнадзора;
документы на специальное водопользование;
документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
документы о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод и экологических изысканиях, паспорта на установленное оборудование;
справки территориальных или других эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;
документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора Российской Федерации в случаях, когда выдача таких разрешений предусмотрена положениями об этих органах;
акты о комплексном испытании оборудования;
акт о начале выпуска продукции (оказания услуг), предусмотренной проектом, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период;
исполнительная учетно-техническая документация на законченный строительством объект, составленная организациями технической инвентаризации;
проект акта приемочной комиссии.
4.4. Инвестор обязан после получения заявки заказчика заблаговременно в зависимости от характера и сложности объекта, но не позднее чем за 30 дней до предлагаемого срока при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения и за 15 дней - объектов непроизводственного назначения назначить приемочную комиссию либо дать в письменной форме мотивированный отказ в ее назначении.
4.5. Приемочная комиссия назначается распоряжением или приказом инвестора с указанием в нем цели и задачи комиссии, полное наименование и адрес подлежащего приемке объекта, персонального состава комиссии, даты начала и окончания работы комиссии.
Персональный состав комиссии устанавливается инвестором по согласованию с органами, представители которых должны включаться в ее состав.
Замена представителей (в случае необходимости) может производиться органами, представители которых заменяются, что должно быть подтверждено доверенностью, оформленной в установленном порядке.
4.6. В состав приемочной комиссии должны быть включены представители: инвестора (председатель), заказчика, исполнительного органа местного самоуправления (представитель архитектурной службы), подрядчика, проектной и эксплуатирующей организации, инспекции Госархстройнадзора, территориальных органов Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, Госкомэкологии России.
В состав приемочной комиссии также включаются при приемке:
объектов производственного и гражданского назначения - представитель территориального органа Рострудинспекции;
объектов оросительных и осушительных систем, рекультивированных земель, защитных лесных насаждений, противоэрозионных гидротехнических сооружений и других объектов, сооружаемых в целях повышения плодородия и охраны земель, - представители территориального органа Роскомзема;
объектов атомной энергетики, производства, переработки, хранения ядерных материалов и других объектов, подконтрольных Госатомнадзору России, - представители этого органа;
автомобильных дорог и других объектов, подконтрольных ГАИ, - представители инспекции ГАИ УВД;
железных и автомобильных дорог, аэродромов, других объектов автомобильного, воздушного и водного транспорта, всех объектов имеющих в своем составе подземные пути, посадочные площадки терминалы, пристани и т.п. элементы, входящие в транспортно-дорожный комплекс федерального значения, - представители отделения Ространсинспекции;
объектов со встроенными сооружениями (помещениями) гражданской обороны или отдельно стоящие сооружения гражданской обороны - представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
объектов и сооружений связи и телевидения - представители территориального органа Госсвязьнадзора;
объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, - представители этого территориального органа;
объектов, связанных с производством, переработкой и хранением продуктов животноводства, средств защиты животных от болезней, крестьянских (фермерских) хозяйств - представители территориальных органов государственной ветеринарной службы.
В состав комиссии могут включаться и представители других органов государственного и ведомственного надзора и контроля, других заинтересованных органов и организаций.
4.7. Приемочная комиссия должна проверить законченность строительством и готовность объекта к вводу в эксплуатацию в соответствии с проектной документацией и требованиями нормативных документов.
4.8. Приемочная комиссия самостоятельно устанавливает программу проверки, назначает в необходимых случаях контрольные испытания, опробования и проверки, вплоть до вскрытия отдельных узлов и конструкций.
4.9. Приемка законченного строительством объекта оформляется актом приемочной комиссии, который должен быть подписан всеми членами комиссии и в установленный для работы комиссии срок представлен инвестору.
Акт приемки объекта составляется по форме, приведенной в приложении в трех экземплярах, по одному для инвестора, заказчика и подрядчика.
4.10. Право подписи акта имеют лица, персонально назначенные в состав приемочной комиссии в соответствии с п. 4.6.
4.11. В случае отказа отдельных членов приемочной комиссии от подписи акта, они должны представить председателю комиссии мотивированные заключения в письменной форме с изложением замечаний, входящих в полномочия органов, давших заключения, и имеющих отношение к исполнению требований проектной документации принимаемого объекта и нормативных документов.
Эти требования должны быть выполнены или сняты с участием давших замечания органов.
Объекты, по которым не сняты или не выполнены такие требования в установленный для работы комиссии срок, должны быть признаны комиссией не подготовленными к приемке.
4.12. Приемочная комиссия при установлении неподготовленности объекта к приемке составляет мотивированное заключение об этом и в установленный для работы комиссии срок представляет его инвестору, заказчику и подрядчику.
4.13. Объекты, по которым акты не подписаны в установленном п. 4.9. порядке, считаются не принятыми и по ним должна быть назначена приемочная комиссия повторно.
4.14. Рассмотрение актов о приемке законченных строительством объектов и их утверждении инвестором, назначившим комиссию следует производить:
по объектам производственного назначения - в срок не более месяца;
по объектам непроизводственного назначения - в срок не более 7 календарных дней после подписания актов.
Объекты, по которым истекли указанные сроки, считаются не принятыми и по ним назначаются комиссии повторно.
4.15. Акты о приемке законченных строительством объектов утверждаются приказом (постановлением) инвестора, назначившего комиссию.
4.16. После утверждения акта приемки объекта инвестор должен поставить его на учет в органах технической инвентаризации и получить документацию в установленном порядке.
4.17. По получении документации и постановке объекта на учет инвестор обязан осуществить его государственную регистрацию, а уполномоченные органы произвести регистрацию с выдачей соответствующих документов в установленном порядке.
4.18. В статистическую отчетность введенный в действие объект включается за тот отчетный период, в котором произведена его государственная регистрация.
5. Ответственность участников приемки
и ввода объектов в эксплуатацию
5.1. Заказчики, подрядчики, органы надзора, проектные организации и другие участники приемки и ввода в эксплуатацию объектов в пределах своей компетенции несут в установленном законом порядке ответственность за ущерб, нанесенный жизни, здоровью и охраняемым законом правам или интересам физических, юридических лиц и государства вследствие нарушения требований настоящих норм.
5.2. Привлечение к ответственности не освобождает виновных от исправления допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.