Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации Тамбовской области
от 22 августа 2001 г. N 784
Методические рекомендации
о порядке проведения проверок субъектов ценообразования по соблюдению государственной дисциплины цен
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 55 "О мерах по либерализации цен" (п. 11), от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146.6, 224.8), принятым 20 июня 1984 года постановлением Верховного Совета РСФСР, Порядком применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденным 1 декабря 1992 года Государственным комитетом цен N 01-17/030-23, Министерством финансов Российской Федерации N 112, Государственной налоговой службой Российской Федерации N ВЗ6-05/410, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 1992 года N 101, Законом Тамбовской области от 27 мая 1997 года N 109-З "О государственном регулировании цен и тарифов в Тамбовской области" и постановлением администрации области от 20 ноября 1997 года N 706 "О государственном регулировании цен и тарифов на территории Тамбовской области".
1. Общие положения
1.1. Настоящими Методическими рекомендациями должны руководствоваться специалисты комитета по ценам Тамбовской области (далее по тексту комитета по ценам) в целях обеспечения единства форм и методов организации и проведения проверок правильности формирования и применения цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), на которую, согласно законодательству, осуществляется государственное регулирование, а также проведения проверок правильности формирования и применения свободных (договорных) цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги).
1.2. Объектами проверок являются хозяйствующие субъекты независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее субъекты ценообразования), реализующие продукцию (товары, услуги) на территории Тамбовской области.
1.3. Проводимые проверки подразделяются на комплексные, тематические и разовые.
1.3.1. Комплексные проверки проводятся в соответствии с координационными планами контрольных работ с участием специалистов комитета по ценам и других контрольных служб.
1.3.2. Тематические проверки проводятся по плану работ комитета по ценам по отраслям народного хозяйства (или по отдельным группам продукции (товаров, услуг).
1.3.3. Разовые проверки проводятся по указаниям и поручениям руководства, а также по заявлениям и письмам ведомств (департаментов, управлений и т.п.), организаций (в т.ч. контролирующих) и населения, выступлениям в печати.
1.4. Сроки проведения проверок и состав групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности объекта проверки.
Проверки проводятся за период деятельности предприятия, следующий за проверенным при предыдущей проверке, но не более 3-х лет. При необходимости, при наличии постановления уполномоченных органов, проверки проводятся за более длительный период. При этом решение об изъятии излишне полученной суммы принимается за период не более 3-х лет.
2. Порядок проведения проверки
2.1. Проверка субъектов ценообразования проводится на основании предписания, подписанного председателем комитета по ценам. В предписании должно содержаться полное наименование организации, в которой будет проводиться проверка, период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка, основание для проведения проверки, тема проверки, Ф.И.О. проверяющих специалистов комитета по ценам.
2.2. По прибытии на место проведения проверки проверяющие специалисты комитета по ценам обязаны предъявить руководителю организации (в случае его отсутствия - заместителю) служебное удостоверение, предписание и объяснить цель и задачи проверки.
2.3. Должностные лица организации обязаны предоставить плановую, отчетную документацию, включая главную книгу, а также другую необходимую для проверки документацию.
2.4. Проверку необходимо начинать с изучения структуры организации, Устава или Положения, приказа об учетной политике, коллективного договора, форм бухгалтерской и статистической отчетности о составе затрат, прибыли, численности работающих и средней заработной плате (ф. N 2 к балансу, статистические отчеты: 5-3 "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)", 1-Т "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", ф. 2 "Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации", ф. 4 "Отчет об исполнении сметы по специальным средствам" и другие отчеты в соответствии с отраслевыми особенностями) и проведения первичного сравнительного анализа финансовых результатов производственной деятельности, объемных показателей, численности персонала.
2.5. Провести анализ действующих (установленных) цен по отчетным данным в динамике, за период проведения проверки, определить рентабельность по видам деятельности. Провести анализ фактической себестоимости по видам затрат в сравнении со статьями затрат, запланированными в действующих ценах (тарифах) с учетом фактического выполнения работ (услуг) в натуральных показателях и себестоимости единицы продукции, отразив причины их отклонений. Определить размер прибыли, исключив необоснованные расходы по статьям себестоимости и прибыли.
2.6. При проверке органов исполнительной власти и бюджетных организаций, оказывающих платные услуги, следует проанализировать плановую смету расходов в сравнении с отчетной, отразить фактическую в отчетном периоде и утвержденную в плане сумму средств, выделенных из бюджета. Проанализировать плановую смету специального (внебюджетного) фонда и отчет о ее исполнении, отчет о численности и заработной плате персонала.
2.7. Определить порядок формирования и применения цен (тарифов):
обоснованность отнесения затрат на себестоимость (издержки производства, обращения) продукции (работ, услуг);
соответствие элементов затрат в плановой себестоимости (издержки обращения) действующим нормативам;
правильность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат вспомогательных цехов;
правильность включения в свободную отпускную цену прибыли или применения предельного уровня рентабельности для продукции (работ, услуг), цены на которую регулируются предельным уровнем рентабельности;
определить долю (в процентах) элементов затрат в цене (себестоимости) продукции (работ, услуг). При этом необходимо обратить внимание на элементы затрат, занимающие в себестоимости наибольший удельный вес и провести по ним более детальный анализ. Сравнить затраты, включенные в плановую себестоимость продукции (работ, услуг), с фактически отраженными затратами за соответствующий период.
В случае выявления нарушений в порядке формирования и применения цен следует произвести расчет цены в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами по ценообразованию и определить сумму дополнительно полученного дохода за период применения неправильно установленной цены, а также подготовить предложения по изменению расчетной себестоимости и действующей цены (тарифа).
2.8. По продукции (товарам, услугам), цена на которую регулируется предельным уровнем рентабельности, рассчитать фактическую рентабельность. В случае превышения фактической рентабельности ее предельного уровня, определить сумму необоснованно полученного дохода, указать причины превышения.
2.9. Сплошным порядком или выборочно проверить по счетам-фактурам, платежным поручениям, приходным кассовым ордерам, квитанциям правильность расчетов с юридическими и физическими лицами. В случае выявления завышения (занижения) цен отдельным потребителям или выставления в счетах дополнительных сборов и надбавок к установленным ценам, необходимо рассчитать объемы продукции и суммы необоснованно полученного дохода (потери дохода).
3. Порядок оформления акта (справки) проверки и приложений к нему
По результатам проверок соблюдения государственной дисциплины цен (тарифов) специалисты комитета по ценам, осуществлявшие проверку, оформляют акт или справку проверки.
3.1. При отсутствии нарушений дисциплины цен в части формирования и применения цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) составляется справка с указанием наименования организации, ее подчиненности, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о соблюдении организацией дисциплины цен. Справка подписывается специалистами комитета по ценам (проводившими проверку), руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации.
3.2. При установлении нарушений дисциплины цен оформляется:
акт, в котором отражают выявленные в процессе проверки нарушения законодательства о государственной дисциплине цен и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного Решения по результатам проверки;
Протокол об административном правонарушении на должностное лицо (согласно приложению 1);
3.2.1. Акт проверки должен удовлетворять следующим требованиям:
должен быть оформлен в 2-х экземплярах на бумажном носителе и иметь сквозную нумерацию страниц;
заполнение реквизитов должно быть четким, полным, без каких-либо сокращений (месяц указывается прописью); фамилии, имена, отчества полностью;
размеры завышения (занижения) цен (тарифов) проставляются цифрами и повторяются прописью;
помарки и неподтвержденные исправления не допускаются;
нормативно-правовые документы, на которые в тексте делаются ссылки, должны иметь полное название с указанием даты, месяца, года их регистрации (утверждения);
исправления и добавления, в случае необходимости их внесения, оговариваются в конце акта проверки за подписями лиц, подписавших его.
3.2.2. В случае использования в тексте акта сокращенных наименований и аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры используемых в тексте.
3.2.3. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю (заместителю) проверяемой организации.
3.2.4. Акт проверки должен состоять из трех частей: вводной, основной и итоговой.
3.2.4.1. Вводная часть акта проверки.
3.2.4.1.1. Вводная часть акта проверки оформляется по форме (согласно приложению 2) и должна содержать:
полное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам, адрес;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), банковские реквизиты;
дату начала и окончания проверки.
Датой начала проверки считается дата предъявления руководителю (его заместителю) проверяемой организации предписания на проведение проверки. Датой окончания проверки - дата подписания акта специалистами, проводившими проверку и должностными лицами проверяемой организации;
цель проверки, период деятельности организации, за который проведена проверка;
фамилии, имена, отчества должностных лиц проводивших проверку;
фамилии, имена, отчества должностных лиц проверяемой организации - руководителя, главного бухгалтера, главного экономиста, либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;
сведения из Устава, Положения - основные виды деятельности, регистрационный номер, дата, форма собственности, учредители;
сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер, дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
сведения об учетной политике проверяемой организации;
кем установлены цены и период их действия.
3.2.4.1.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации проводится для характеристики ее финансового положения, оценки ее финансовой устойчивости и платежеспособности.
Оценка финансового положения организации осуществляется на основании данных бухгалтерской отчетности (ф. N 1, N 2, N 5 к балансу).
Проводится сопоставление финансовых результатов (ф. N 2) текущего периода с аналогичным предшествующим периодом и делаются выводы об изменениях основных показателей (с чем связаны произошедшие изменения).
3.2.4.2. Основная часть акта проверки содержит:
3.2.4.2.1. Информацию о самостоятельно выявленных организацией нарушениях государственной дисциплины цен.
В случае предоставления руководством организации информации о самостоятельно выявленных нарушениях дисциплины цен в справке проверки должны быть указаны:
сумма, выявленная организацией и расчет данной суммы;
номер и дата платежного поручения, отметка банка о дате перечисления суммы, выявленной организацией (копия платежного поручения должна быть приложена к акту проверки).
Организация, допустившая нарушения государственной дисциплины цен и получившая при этом излишнюю выручку, вносит эту сумму в бюджет без оплаты штрафа в том случае, если это нарушение выявлено и оплачено организацией самостоятельно.
В случае, если самостоятельное перечисление излишне полученной выручки организацией произведено во время проверки, штрафные санкции к организации применяются в установленном порядке и отражаются в акте проверки.
3.2.4.2.2. Информацию о предыдущих проверках организации контролирующими службами области с указанием характера нарушений и сумм излишне полученной выручки, а также фактического их перечисления (номер и дата платежного поручения).
3.2.4.2.3. Систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений государственной дисциплины цен, выявленных в ходе проверки, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки или указание на отсутствие таковых.
Отразить в акте факты нарушений, являющиеся результатом тщательно проведенной проверки, исключить фактические неточности, обеспечить полноту вывода о несоответствии законодательству в области государственной дисциплины цен, так, например:
завышение (занижение) установленных или регулируемых цен и тарифов на продукцию (товары и услуги), фиксированных и предельных цен и тарифов, предельных коэффициентов изменения цен и тарифов, предельных уровней рентабельности и др.;
завышение установленных или регулируемых надбавок (наценок) к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредставление или представление в уменьшенном размере установленных скидок;
завышение цен и тарифов на продукцию и услуги, оплачиваемые за счет средств областного бюджета и внебюджетных фондов, а также других источников;
включение в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этой продукции (товаров, услуг), а также применение цен, установленных договором на комплектную продукцию, при поставке некомплектной продукции;
завышение цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), у которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);
нецелевое использование денежных средств, различного рода субсидий, включая налоговые льготы, льготные кредиты и заемные средства, предоставляемые для обеспечения заданного уровня регулируемых цен и тарифов;
включение организациями, цены на продукцию (товары, услуги) которых регулируются государством, в себестоимость продукции, товаров и услуг отчислений, не предусмотренных действующим законодательством;
прочие нарушения порядка формирования и применения цен и тарифов, к которым могут быть применены нормы, регулирующие сходные нарушения, если это не противоречит Гражданскому Кодексу Российской Федерации.
3.2.4.2.4. По каждому отраженному в акте факту нарушения должно быть четко изложено:
вид нарушений со ссылкой на соответствующие первичные бухгалтерские документы с указанием нарушенных норм права нормативно-правовых актов;
выявленные факты однородных нарушений группируются в ведомости (таблицы и другие справочные материалы) по разделам или отдельным пунктам и прилагаются к акту проверки;
суммарная оценка вида нарушения с приложением необходимых расчетов и документов оформляется подписями ответственных должностных лиц проверяемой организации и проверяющих.
Ведомости, таблицы и другие справочные материалы должны содержать полный перечень нарушений дисциплины цен с указанием: проверяемого периода; наименования, даты и номера документа, на основании которого установлено нарушение; характера и размера нарушения; наименования нормативно-правового акта, который был нарушен проверяемой организацией.
3.2.4.2.5. После анализа характера выявленных нарушений основная часть акта завершается выводом о завышении (занижении) цен, получения необоснованного дохода (потери дохода) в соответствии с законодательными правовыми актами.
3.2.4.3. Итоговая часть акта проверки (заключение) содержит:
выводы о выявленных нарушениях;
сведения о сумме необоснованно полученной выручки в результате выявленных нарушений государственной дисциплины цен;
предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений с обязательным указанием срока исполнения и предоставления информации об устранении нарушений.
4. Порядок подписания и вручения акта проверки
4.1. Акт проверки должен быть подписан специалистами комитета по ценам, проводившими проверку, а так же руководителем, главным бухгалтером (главным экономистом) проверяемой организации или лицами их замещающими.
4.2. Один экземпляр подписанного акта проверки вручается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) организации, о чем на последней странице экземпляра, остающегося у проверяющих, делается запись:
"Один экземпляр акта с ... (указывается количество приложений) приложениями на .... листах получен ... (указывается ФИО руководителя (лица, исполняющего его обязанности) организации, получившего акт, и дата получения акта)". Запись визируется руководителем или лицом его замещающим.
4.3. При отказе руководителя (лица, исполняющего его обязанности) организации от подписания акта проверяющими на последней странице акта делается запись: "От подписи отказался" и заверяется подписями проверяющих (не менее двух).
4.4. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, руководитель (лицо, исполняющее его обязанности) организации подписывает акт с обязательным приложением письменных объяснений (возражений) и документов, подтверждающих эти возражения, причем в акте руководитель (лицо, исполняющее его обязанности) организации рядом со своей подписью может сделать запись "С замечаниями", "С разногласиями", "С возражениями" и о предоставлении письменных объяснений в согласованный срок.
Правильность и достоверность фактов, изложенных в объяснениях проверяется и по ним дается письменное заключение проверяющих.
4.5. В случае предоставления проверяемой организацией письменных объяснений или возражений по акту о результатах рассмотрения этих материалов сообщается письменно.
4.6. По выявленным нарушениям государственной дисциплины цен составить и приложить к материалам проверки Протокол об административном правонарушении (в 2-х экземплярах), за которые должностное лицо проверяемой организации, допустившее административное правонарушение, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 146.6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях,
4.7. Один экземпляр протокола об административном правонарушении выдается виновному должностному лицу, о чем в протоколе делается отметка о дате вручения и заверяется подписью лица, которому вручается протокол. В случае отказа от подписи, проверяющими делается соответствующая запись: "От подписи отказался" и ставятся свои подписи (не менее двух проверяющих).
4.8. При составлении протокола об административном правонарушении виновному в допущении нарушения разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается запись: "Права и обязанности разъяснены" и подтверждается подписью виновного должностного лица.
5. Порядок принятия решения по результатам проведенной проверки
5.1. По результатам рассмотрения материалов проверки не позднее чем в 15-ти дневной срок со дня окончания проверки принимается соответствующее решение:
1) о применении к проверяемой организации экономических и штрафных санкций за нарушение государственной дисциплины цен в соответствии с установленным Порядком;
2) о неприменении к проверяемой организации экономических и штрафных санкций за нарушение государственной дисциплины с указанием причин.
5.2. При принятии решения председателем комитета по ценам о применении к проверенной организации экономических и штрафных санкций за выявленные нарушения, начальником отдела, специалистами которого проводилась проверка, подготавливается в двух экземплярах решение о взыскании в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен. Подписанное решение заверяется гербовой печатью комитета по ценам и регистрируется в журнале учета решений по экономическим санкциям.
Один экземпляр решения с сопроводительным письмом высылается оn почте проверенной организации для исполнения. Второй экземпляр решения вместе с актом проверки ставится на контроль. Если организация самостоятельно перечисляет необоснованно полученную сумму дохода в бюджеты соответствующих уровней, то акт проверки с приложением платежных поручений после заключения начальника отдела комитета по ценам списывается в дело с соответствующей резолюцией председателя комитета по ценам.
В случае отказа от самостоятельного перечисления экономических и штрафных санкций нарушителями государственной дисциплины цен решение об изъятии в доход бюджета незаконно полученной прибыли рассматривается в порядке, установленном действующим законодательством.
5.3. Решение о наложении административного взыскания принимается председателем комитета на основании протокола об административном правонарушении и оформляется в виде постановления (согласно приложению 3) после принятия решения о применении экономических и штрафных санкций к проверяемой организации.
Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение трех дней после рассмотрения протокола вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, если высылается копия, об этом делается соответствующая запись в деле.
5.4. В случае неуплаты штрафа нарушителем в течение 15 дней со дня вручения ему копии постановления, к нему применяется порядок принудительного исполнения постановления о наложении штрафа для его удержания из заработной платы или иного заработка в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
5.5. Решение об освобождении нарушителя от административной ответственности оформляется Постановлением о прекращении дела производством (согласно приложению 4), которое остается в материалах дела, нарушителю на руки не выдается.
5.6. Контроль за исполнением принятых Решений о применении экономических и штрафных санкций осуществляют начальники отделов, специалистами которого проводилась проверка.
<< Назад |
Приложение 1. >> Протокол об административном правонарушении |
|
Содержание Постановление Администрации Тамбовской области от 22 августа 2001 г. N 784 "Об утверждении Методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.