В целях стабилизации и развития системы профессионального образования, отвечающей требованиям социально-экономического развития области и индивидуальным потребностям личности, постановляю:
1. Утвердить областную программу "Развитие профессионального образования в Тамбовской области" на 1999-2003 годы согласно приложению.
2. Рекомендовать администрациям городов и районов области, мэрии города Тамбова, учреждениям профессионального образования области разработать план действий по реализации программы.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области по управлению и социальным вопросам Гуркина Ю.Н.
Глава администрации
Тамбовской области |
А.И.Рябов |
Приложение
Администрации Тамбовской области
от 8 июля 1999 г. N 486
Областная программа
Развитие профессионального образования
в Тамбовской области на 1999-2003 годы
Паспорт программы
I. Введение
II. Концепция развития системы профессионального
образования Тамбовской области
1. Проблемный анализ состояния системы профессионального
образования Тамбовской области
2. Стратегия развития системы профессионального
образования области
3. Управление стратегией развития и качеством
профессионального образования области
3.1. Управление качеством профессионального образования
3.2. Развитие государственно-общественных форм управления
профессиональным образованием
3.3. Контроль за деятельностью учреждений
профессионального образования
III. План действий по реализации Концепции до 2003 года
Приложение 1. К областной программе "Развитие профессионального
образования в Тамбовской области" на 1999-2003 годы
Перечень профессий и специальностей учреждений
профессионального образования области
Приложение 2. К областной программе "Развитие профессионального
образования в Тамбовской области" на 1999-2003 годы
Профессии и специальности, перспективные на
региональном рынке труда (по данным департамента
государственной федеральной службы занятости
населения по области)
Словарь сокращений к областной программе "Развитие профессионального
образования в Тамбовской области" на 1999-2003 годы
Паспорт программы:
Наименование программы:
Областная программа "Развитие профессионального образования в Тамбовской области" на 1999-2003 годы (система начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов) (далее - Программа).
Дата принятия решения о разработке Программы:
распоряжение администрации области от 14.10.98 N 433-р "О формировании рабочей группы по разработке областной программы "Развитие профессионального образования в Тамбовской области".
Программа разработана в соответствии с основными законодательными, нормативными правовыми актами в области образования, социальной защиты, трудоустройства и занятости населения, в частности, с Федеральной программой "Развитие образования в России" (система среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования) на 1995-2000 годы; на основе анализа отечественного и зарубежного опыта, тенденций развития профессионального образования с учетом современного уровня социально-экономического состояния России, Центрально-Черноземного региона и Тамбовской области.
Программа представляет собой комплекс основных целей, задач, стратегических направлений, конкретных мероприятий по реформированию и развитию профессионального образования, а также средств и механизмов, обеспечивающих их практическую реализацию в Тамбовской области.
Целевое назначение Программы
Основной целью Программы является формирование областной системы профессионального образования как части единого профессионального образовательного пространства России, отвечающей требованиям социально-экономического развития области и индивидуальным потребностям личности.
Целями Программы также выступают:
развитие системы профессионального образования области с учетом региональных особенностей и потребностей;
создание и развитие организационных основ, правовых, экономических и управленческих механизмов осуществления государственной политики в области профессионального образования;
сохранение правовых и экономических гарантий функционирования и развития системы профессионального образования в области;
обеспечение общедоступного и бесплатного профессионального образования (для учреждений среднего и высшего профессионального образования - на конкурсной основе) в пределах государственных образовательных стандартов;
обеспечение высокой социальной и экономической эффективности профессионального образования;
осуществление структурно-содержательных преобразований в системе профессионального образования области;
обеспечение высокого качества и конкурентоспособности профессионального образования;
создание единого информационного пространства системы профессионального образования;
кадровое обеспечение развития профессионального образования, стимулирование творческой активности преподавательских кадров;
обеспечение социальной защиты участников образовательного процесса в системе профессионального образования.
Структура программы:
I Введение.
II Концепция развития системы профессионального образования Тамбовской области.
1. Проблемный анализ состояния системы профессионального образования Тамбовской области.
2. Стратегия развития системы профессионального образования области.
3. Управление стратегией развития и качеством профессионального образования области.
III План действий по реализации Концепции до 2003 года.
1. Развитие инфраструктуры профессионального образования области.
2. Развитие элементов социального партнерства системы профессионального образования области.
3. Обеспечение условий для получения качественного профессионального образования и занятости молодежи.
4. Взаимодействие системы профессионального образования с фундаментальной наукой.
5. Развитие системы социальной и правовой защиты обучающихся и работников учреждений профессионального образования области.
6. Нормативно-правовое обеспечение стратегии развития профессионального образования области.
Организация управления Программой и
контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом выполнения программных мероприятий осуществляется администрацией области через координационный совет по развитию образования при администрации области, который решает следующие задачи:
периодически рассматривает ожидаемые результаты, затраты по программным мероприятиям, уточняет механизм реализации Программы;
координирует взаимодействие всех исполнителей и участников Программы и обмен опытом их работы;
разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации;
информирует общественность о состоянии и перспективах профессионального образования области, ходе реализации данной Программы.
Исполнителями и участниками Программы являются областная Дума, структурные подразделения администрации области, Совет ректоров высших учебных заведений области, Совет директоров средних специальных учебных заведений области, учреждения профессионального образования области независимо от их организационно-правовых форм.
В реализации Программы могут принять участие все заинтересованные в развитии профессионального образования государственные и общественные организации и учреждения, представители деловых кругов, фондов, работники социально-культурной сферы, учащиеся, родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
совершенствование областной нормативно-правовой базы функционирования и развития профессионального образования;
эффективное функционирование учебных заведений профессионального образования в период социально-экономического реформирования;
скоординированность инициатив субъектов образования всех уровней по организации сотрудничества;
усиление кооперации и сотрудничества в учебно-воспитательной, исследовательской, управленческой деятельности, выполнение совместных образовательных проектов;
расширение и сбалансированность рынка образовательных услуг;
развитие современных технологий обучений, в том числе информационных; вхождение в международные, федеральные и региональные компьютерные сети;
повышение объемов и результативности научно-исследовательской деятельности учреждений профессионального образования, создание структур, обеспечивающих внедрение результатов научных исследований в практику;
укрепление и расширение социальных гарантий участников образовательного процесса, повышение уровня их благосостояния;
открытость информации о состоянии и перспективах системы профессионального образования области.
I. Введение.
Возникновение и развитие принципиально новых взаимоотношений между производственными и учебными коллективами приводят к изменению материальных и социально-педагогических основ функционирования профессиональной школы. Возникает объективная необходимость подготовки рабочих и специалистов нового типа, способных к перемене трудовой деятельности, конкурентоспособных в рыночных отношениях, обладающих широким кругозором, высоким уровнем культуры и профессионального мастерства. Появилась настоятельная потребность в переходе к осуществлению единого и непрерывного процесса образования и повышения квалификации на протяжении всего трудового и жизненного пути человека.
Единое образовательное пространство области характеризуется общностью целей и принципов государственной политики в области образования, согласованностью государственных стандартов и учебных программ, равными возможностями и реализацией прав граждан на получение образования в учреждении профессионального образования на территории области.
Этим объясняется необходимость рассмотрения совокупности учреждений профессионального образования всех уровней и типов в качестве единой системы профессионального образования области, отвечающих требованиям преемственности и непрерывности, многопрофильности и многоуровневости профессиональной подготовки, возможности повышения квалификации, освоения новых технологий и технологического оборудования, совмещения профессий.
Настоящая Программа определяет образовательную политику в Тамбовской области и предназначена для объединения усилий органов исполнительной и законодательной властей области, сотрудников учреждений профессионального образования всех типов и уровней, представителей научной общественности, жителей области по стабилизации и развитию системы профессионального образования.
Программа состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части представлена Концепция развития системы профессионального образования области, определяющая основные направления деятельности. Вторая часть представляет собой конкретные мероприятия по реализации Концепции.
II. Концепция развития системы профессионального
образования Тамбовской области
1. Проблемный анализ состояния системы профессионального
образования Тамбовской области
Система профессионального образования области включает учреждения начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Послевузовское профессиональное образование может быть получено гражданами в аспирантурах и докторантурах. Образовательную деятельность осуществляют также филиалы государственных и негосударственных образовательных учреждений как по программам начального, среднего, высшего профессионального образования, так и в виде краткосрочной подготовки по отдельным специальностям.
Обучение в учреждениях начального профессионального образования осуществляется по 66 профессиям и 100 специальностям, в учреждениях среднего профессионального образования - по 51 направлениям и специальностям. Подготовка высококвалифицированных специалистов в вузах осуществляется по 60 направлениям и специальностям. Данные свидетельствуют, что система профессионального образования области в состоянии обеспечить потребности практически всего народнохозяйственного комплекса в квалифицированных рабочих и специалистах согласно приложению 1.
Однако, в результате сокращения промышленного и сельскохозяйственного производства, распада традиционных экономических структур и связей возникли и обострились проблемы безработицы, вынужденной миграции, увеличилась доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. Особенно остро проблемы безработицы и социальной незащищенности ощущаются в молодежной среде.
Изучение спроса рынка труда на профессии и специальности в течение нескольких лет показывает, что безработная молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 30-40 процентов от численности всех безработных, а 20-25 процентов из их числа - выпускники учреждений профессионального образования. Аналитические данные областной службы занятости населения свидетельствуют о существующей тенденции сохранения достаточно большого количества невостребованных рабочих и специалистов.
Рыночная экономика диктует необходимость развития сферы услуг и создание именно в ней новых рабочих мест. Уже сейчас имеется потребность в профессиях, связанных с "помощью людям", в сервисных профессиях, связанных с выявлением и формированием объективных общественных потребностей (общественные связи, маркетинг, продвижение), консультированием (финансы, экология, юриспруденция), с обеспечением функционирования производства (учет, контроль, страхование, банковское дело), с обеспечением жизнедеятельности людей (спорт, отдых, туризм, питание) согласно приложению 2.
Анализ сложившейся ситуации в сфере профессионального образования области, социальной защиты и занятости молодежи дает основание выделить ключевые проблемы профессионального образования области.
а. Начальное профессиональное образование: сохранение и развитие сети учреждений начального профессионального образования; оптимизация структуры подготавливаемых профессий и специальностей; обеспечение единства учебной, учебно-производственной, научно-методической, воспитательной и коммерческой деятельности; обновление содержания образования на основе государственных стандартов.
б. Среднее профессиональное образование: сохранение и развитие его основных образовательных, культурных, профессиональных и иных функций; качественное обновление содержания, перевод его на разноуровневость и вариативность образовательных программ.
в. Высшее и послевузовское профессиональное образование: сохранение и развитие образовательного и научного потенциала высшей школы; формирование рынка образовательных, научных, культурно-просветительских услуг; повышение результативности научно-исследовательской деятельности на основе развития научных школ.
г. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации): сохранение государственной монополии в сфере повышения квалификации специалистов; повышение статуса профессорско-преподавательского состава; осуществление всех видов подготовки на основе договоров со службой занятости; разработка и совершенствование личностно-ориентированных моделей подготовки, переподготовки и повышения квалификации; развитие сети экспериментальных площадок для апробации результатов научных исследований в области повышения квалификации.
Для всех уровней профессионального образования общими являются проблемы: обеспечение социальной защиты обучающихся и работников, формирование многоуровневой и многоканальной систем финансирования, поддержка и развитие материально-технической базы профессиональных учебных заведений.
Анализ состояния, ключевые проблемы формирования образовательной инфраструктуры области с учетом современного уровня социально-экономического развития дают возможность обосновать основные стратегические направления совершенствования системы профессионального образования.
2. Стратегия развития системы профессионального
образования области
Ведущей идеей развития системы профессионального образования области является идея о всеобщей профессионализации населения путем создания дифференцированной профессиональной школы на основе федеральных, областных, муниципальных, государственных и негосударственных образовательных учреждений, способных удовлетворить как потребности заказчиков рабочей силы, так и потребности в профессиональном образовании каждого жителя области.
Основными принципами реализации этой идеи выступают:
непрерывность развития личности, совершенствование профессионального мастерства;
обеспечение доступности образования для широких слоев населения;
стандартизация содержания профессионального образования и повышение его качественных показателей;
многоуровневость и вариативность профессиональных образовательных программ;
развитие государственно-общественных форм управления профессиональным образованием.
В квалификационной структуре профессионального образования области ярко выражены три основные профессиональные сферы деятельности: педагогика, сельское хозяйство, промышленность.
а. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, в том числе в области музыкального искусства, осуществляется двумя учреждениями среднего, тремя учреждениями высшего профессионального образования и областным институтом повышения квалификации работников образования. Тем самым созданы условия для проектирования единой системы непрерывного педагогического образования в области, основанной на принципах сохранения типового многообразия образовательных учреждений, вариативности и преемственности педагогического образования с предшествующими и последующими звеньями в системе непрерывного образования, многоуровневость, отвечающая образовательным потребностям региона, скоординированность учебных планов, программ, направлений научной и научно-методической деятельности.
В перспективе требуется разработка региональной концепции непрерывного педагогического образования.
б. Аграрно-промышленный комплекс (АПК) составляет значительную часть всего народнохозяйственного комплекса области, что обусловливает возрастающую роль его кадрового обеспечения. В области подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов для АПК занимаются два учреждения высшего профессионального образования (одно из них - сельскохозяйственного профиля), шесть учреждений среднего профессионального и десять учреждений начального профессионального образования, а также Тамбовский институт переподготовки кадров агробизнеса.
С целью оптимизации сети учебных заведений сельскохозяйственного профиля и образовательных программ, рационального использования материально-технической базы, преподавательских кадров, финансовых средств представляется целесообразным создание единого Центра аграрного образования и разработка программы "Агрокадры Тамбовской области", определяющей политику области по подготовке квалифицированных специалистов широкого профиля, способных качественно изменить ситуацию в АПК, адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования.
в. Основу технического образования в области составляет подготовка по рабочим специальностям в 14 профессиональных училищах и лицеях, специалистов со средним специальным образованием технического профиля - в 8 техникумах и колледжах, инженерных кадров - в техническом университете. В настоящее время наметилась тенденция к повышению спроса населения на получение инженерно-технических специальностей. Возобновляющие работу промышленные предприятия, развивающееся производство малых предприятий требуют отказа от узкоотраслевого принципа подготовки кадров за счет введения более широких по профилю направлений базового образования. Одним из подходов, позволяющих экономически обоснованно обеспечить потребности области в достаточно большой номенклатуре инженерно-технических специальностей при сравнительно небольшом количестве специалистов по каждой из них, является реализация многоступенчатого профессионального образования, заложенного в системе государственных стандартов, открытие новых межотраслевых, общетехнических специальностей, расширение спектра специализаций существующих специальностей.
Наряду с перечисленными, сохраняется достаточно высокий уровень потребности граждан в овладении профессиями и специальностями экономического, юридического, управленческого профиля. Обучение по данным направлениям ведется в трех государственных учреждениях высшего профессионального образования, в пяти филиалах негосударственных учреждений высшего профессионального образования, в 12 учреждениях среднего профессионального образования, в 6 учреждениях начального профессионального образования. Кроме этого, целый ряд организаций и учреждений осуществляет краткосрочную подготовку. В целях защиты прав граждан на получение качественного профессионального образования необходимо усилить государственный контроль учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по данным направлениям в части соблюдения ими лицензионных условий и выполнения Государственных стандартов на профессии.
Стратегические направления развития системы профессионального образования области сопрягаются с "Комплексом мер по стабилизации и развитию экономики области на 1999-2001 годы".
Профессионально-квалификационная структура системы профессионального образования, объемы подготовки по различным направлениям, профессиям и специальностям находятся в прямой зависимости от реализуемых в области отраслевых программ развития производства, в том числе: Президентской программы "Развитие газификации Центрально-Черноземного региона Российской Федерации"; областных программ "Развитие топливно-энергетического комплекса области до 2010 года", "Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности в 1998-2000 годах", "Жилище", дальнейшего развития и улучшения бытового обслуживания населения Тамбовской области на 1999-2001 годы, поддержки предприятий текстильной и легкой промышленности, селекционно-племенной работы и воспроизводства стада сельскохозяйственных животных в хозяйствах области на 1999-2000 годы.
Разрабатываются: концепции развития производства автомобильной техники и запасных частей для нее на промышленных предприятиях области, реформирования убыточных сельскохозяйственных предприятий, областная программа поддержки и развития малого предпринимательства в Тамбовской области на 1999-2001 годы, областная целевая инвестиционная программа и ряд инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение предприятий (АО "Уваровский химический завод", АО "ТАГАТ", АО "Синтез", АО "Экспериментальный завод легких металлоконструкций", ОАО "Пивоваренный завод "Моршанский"), на размещение государственного заказа и ввод в действие дополнительных мощностей (завод "Октябрь", ПК "Котовский лакокрасочный завод", АО "Кондитерская фирма "ТАКФ", ОАО "Кочетовские соки и концентраты", АО "Моршанская табачная фабрика"), на создание новых производств (АО "Пигмент", АО "Мичуринский завод "Прогресс", АО "Тамбовмаш", АО "Алмаз", ОАО "Завод "Комсомолец", АО "Пищекомбинат "Тамбовский", АО "Тамбовский завод ЖБИ").
В 1999-2001 годах предполагается начать работу по освоению титан-циркониевого месторождения "Центральное".
Планируется ряд мероприятий, направленных на восстановление заготовительной деятельности и производства продуктов питания на промышленных предприятиях системы потребительской кооперации.
В области реализуется "Программа профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения Тамбовской области на 1999-2000 годы".
В соответствии с этим предполагается в 1999-2003 годах начать обучение по новым направлениям и специальностям, расширять спектр специализаций.
Открытие новых специальностей в образовательных учреждениях предусмотрено преимущественно за счет сокращения приема на специальности, не являющиеся дефицитными в настоящее время. Потребуется и дополнительное развитие материальной базы образовательных учреждений.
Структурно-содержательные изменения затронут образовательную, научно-исследовательскую и научно-методическую деятельности профессиональных учебных заведений. Разнообразие образовательных программ должно сопровождаться соблюдением образовательных стандартов, обеспечивающих возможность академической мобильности обучаемых, а также непрерывным обновлением их содержания путем постоянной трансформации научных знаний в учебные на основе различных форм интеграции научного и учебного процессов, стимулирования активного творчества преподавателей и обучающихся в этом направлении.
Постепенно будет осуществляться переход от дисциплинарной к системной модели содержания образования, фундаментализация его в гуманитарной и естественнонаучной составляющих, что потребует развития новых технологий обучения на основе всестороннего оснащения и переоснащения материально-технического базы учебного процесса.
Диверсификация образовательных программ, гибкость образовательных структур приводят к значительным изменениям в распределении контингента обучающихся, преподавательских кадров, финансовых и материальных ресурсов системы профессионального образования области по различным уровням обучения. Это приводит к необходимости укрепления системы централизованного научно-методического и методического обеспечения деятельности и усиления государственно-общественного контроля за выполнением государственных образовательных стандартов. Общесистемными стратегическими направлениями деятельности выступают:
1. Создание условий для реализации программ профессионального образования всех уровней, обеспечивающих свободное развитие личности обучаемого в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями и задачами развития экономики региона.
2. Оптимизация профессионально-квалификационной структуры профессионального образования области на основе имеющихся прогнозов социально-экономического развития.
3. Разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов и системы контроля за их реализацией.
4. Развитие различных форм интеграции начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования.
5. Разработка механизма опережающего заказа на подготовку перспективных профессий и специальностей.
3. Управление стратегией развития и качеством
профессионального образования области
3.1. Управление качеством профессионального образования
Новые социально-экономические условия развития производства, расширение процессов интеллектуализации труда и человеческой деятельности предъявляют все более высокие требования к качеству профессионального образования.
Под "качеством профессионального образования" в настоящей Программе понимается системная совокупность свойств интеллектуального и профессионального развития человека, приобретенных им при получении соответствующего уровня профессионального образования.
Управление качеством профессионального образования в значительной степени должно обеспечиваться государственными стандартами профессионального образования, в связи с чем предстоит апробация и внедрение в практику системы критериев и показателей оценки качества профессионального образования обучающихся, программно-методических комплексов, включающих диагностический инструментарий. Актуальной является проблема разработки региональных компонентов Государственных образовательных стандартов и механизмов контроля за их реализацией, что позволит реально решать вопросы сопряжения общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, избежать многих проблем при переходе студентов из одного учебного заведения в другое в пределах области и страны в целом, обеспечить единство требований к качеству образования, сохраняя при этом сеть учебных заведений, реализующих разнообразные образовательные услуги.
3.2. Развитие государственно-общественных форм управления
профессиональным образованием
Совершенствование управления образованием предполагает переход от государственного к государственно-общественному управлению, развитие самоуправления, замену административно-командных методов управления методами социально-экономического и педагогического управления.
Комплексное регулирование и управление развитием системы профессионального образования должно осуществляться на основе программно-целевого подхода, при котором участие в разработке и обсуждении программ принимают педагогическая общественность, заинтересованные организации и учреждения, общественные организации, союзы и т.п.
В систему управления образованием активно включаются различные общественные структуры: Совет ректоров высших учебных заведений области, Совет директоров средних специальных учебных заведений области, общественные ассоциации, союзы, попечительские советы, родительские комитеты. В связи с этим требуется разработка правового обеспечения по вопросам легитимности различных общественных ассоциаций, профессиональных объединений, союзов и определение их роли в управленческой системе, механизма их взаимодействия с государственными органами исполнительной власти.
3.3. Контроль за деятельностью учреждений
профессионального образования
Государственный контроль за деятельностью учреждений профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области профессионального образования, повышение качества подготовки рабочих и специалистов, рациональное использование бюджетного финансирования.
Единая система оценки деятельности учреждений профессионального образования включает государственную аттестацию, государственную аккредитацию, инспектирование, общественную аккредитацию.
Рост числа негосударственных учреждений, осуществляющих профессиональное образование определенного уровня или краткосрочную профессиональную подготовку, непроработанность действующего законодательства приводят к ослаблению государственной политики контроля и гарантий качества образования. Необходимо, чтобы в состав аттестационных и инспекторских комиссий по проверке деятельности учреждений профессионального образования как государственных, так и негосударственных, входили представители администрации области, органов местного самоуправления, Совета ректоров высших учебных заведений и/или Совета директоров средних специальных учебных заведений области.
Является перспективной методика рейтинговой оценки качества деятельности сотрудников учреждений профессионального образования, разработанная и апробированная в областном институте повышения квалификации работников образования.
III. План действий по реализации Концепции до 2003 года
1. Развитие инфраструктуры профессионального образования области
2. Развитие элементов социального партнерства системы
профессионального образования области
3. Обеспечение условий для получения качественного
профессионального образования и занятости молодежи
4. Взаимодействие системы профессионального
образования с фундаментальной наукой
5. Развитие системы социальной и правовой защиты обучающихся
и работников учреждений профессионального образования области
6. Нормативно-правовое обеспечение стратегии развития
профессионального образования области
/-----------------------------------------------------------------------------\
| NN | Содержание намечаемых | Сроки | Исполнители и |
| | мероприятий | | участники |
| | | | реализации |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 1. Развитие инфраструктуры профессионального образования области |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| | | | |
|1.1. |Создание единого Центра | 1999- |Учреждения |
| |аграрного образования | 2000 |профессионального |
| | | |образования |
| | | |сельскохозяйственного |
| | | |профиля |
| | | | |
|1.2. |Развитие сети учреждений | 1999- |Администрация области |
| |начального и среднего | 2003 |Совет директоров средних |
| |профессионального образования в | |специальных учебных |
| |аспекте реорганизации лучших | |заведений области |
| |профессиональных училищ в лицеи, | | |
| |техникумов - в колледжи | | |
| | | | |
|1.3. |Создание служб маркетинга | 1999 |Учреждения |
| |по выявлению потребности | |профессионального |
| |населения области в | |образования |
| |образовательных услугах | |области |
| | | | |
|1.4. |Создание при вузах области | 1999- |Учреждения высшего |
| |факультетов повышения | 2003 |профессионального |
| |квалификации и переподготовки | |образования области |
| |специалистов соответствующей | | |
| |отрасли, преподавателей | | |
| |учреждений начального и среднего | | |
| |профессионального образования | | |
| | | | |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 2. Развитие элементов социального партнерства системы |
| профессионального образования области |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| | | | |
|2.1. |Разработка и заключение | 2000 |Администрация области |
| |соглашений между администрацией | | |
| |области, министерствами и | | |
| |ведомствами, в ведении которых | | |
| |находятся профессиональные | | |
| |учебные заведения области | | |
| | | | |
|2.2. |Заключение учредительных | 2000- |Учреждения |
| |договоров между министерствами и | 2002 |профессионального |
| |ведомствами и профессиональными | |образования |
| |учебными заведениями | |области |
| | | | |
|2.3. |Изучение вопроса о | 1999 |Учреждения |
| |возможности и целесообразности | |профессионального |
| |создания попечительских советов | |образования |
| |учреждений профессионального | |области |
| |образования | | |
| | | | |
|2.4. |Организация | 1999 |Администрация области |
| |межведомственной комиссии при | |Департамент федеральной |
| |администрации области по | |государственной службы |
| |вопросам подготовки рабочих и | |занятости населения по |
| |специалистов с учетом спроса на | |Тамбовской области |
| |рынке труда | |Совет ректоров вузов |
| | | |Совет директоров ссузов |
| | | |области |
| | | | |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 3. Обеспечение условий для получения качественного |
| профессионального образования и занятости молодежи |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| | | | |
|3.1. |Создание областных | 2000- |Совет ректоров вузов |
| |учебно-методических объединений | 2002 | |
| |с наделением их правами | | |
| |осуществления экспертизы | | |
| |региональных компонентов | | |
| |государственных образовательных | | |
| |стандартов, активного участия в | | |
| |процедурах лицензирования и | | |
| |аттестации учебных заведений | | |
| |области | | |
| | | | |
|3.2. |Разработка квалификационных | посто- |Учреждения высшего и |
| |требований и учебных планов для | янно |среднего профессионального |
| |специальностей среднего | |образования области |
| |профессионального образования, | | |
| |сопряженных с программами | | |
| |соответствующего высшего | | |
| |образования | | |
| | | | |
|3.3. |Проведение мониторинговых | посто- |Администрация области |
| |исследований о состоянии и | янно |Совет ректоров вузов |
| |качестве профессионального | |Совет директоров ссузов |
| |образования в области | |области |
| | | | |
|3.4. |Разработка областного | 2000- |Администрация области |
| |перечня профессий и | 2003 |Совет ректоров вузов |
| |квалификационных требований к | |Совет директоров ссузов |
| |ним по всем уровням | |области |
| |профессионального образования | | |
| | | | |
|3.5. |Развитие взаимодействия и | 1999- |Учреждения |
| |сотрудничества учреждений | 2003 |профессионального |
| |профессионального образования с | |образования области |
| |промышленными и | | |
| |сельскохозяйственными | | |
| |предприятиями для практического | | |
| |обучения учащихся и студентов | | |
| | | | |
|3.6. |Разработка перспективного | 1999 |Вузы области (по |
| |плана международного обмена | |согласованию с |
| |студентами, преподавателями и | |Минобразованием России) |
| |научными сотрудниками | | |
| | | | |
|3.7. |Разработка рекомендаций по | 1999- |Администрация области |
| |участию местных органов АККОР в | 2000 |Учреждения |
| |защите и поддержке выпускников | |профессионального |
| |профессиональных учебных | |образования |
| |заведений, желающих организовать | |сельскохозяйственного |
| |крестьянские и фермерские | |профиля, Ассоциация |
| |хозяйства | |крестьянских, фермерских |
| | | |хозяйств и кооперативов |
| | | |России (АККОР) |
| | | | |
|3.8. |Проведение социологических | 1999- |Департамент федеральной |
| |исследований, выявление | 2003 |государственной службы |
| |тенденций перспективного спроса | |занятости населения по |
| |на рабочих и специалистов | |Тамбовской области |
| | | | |
|3.9. |Разработка модели | 1999 |Департамент федеральной |
| |профессионального | |государственной службы |
| |консультирования | |занятости населения по |
| |несовершеннолетних граждан, | |Тамбовской области |
| |стоящих на учете в службе | | |
| |занятости населения. Проводить | | |
| |изучение трудовой мотивации этой | | |
| |части молодежи | | |
| | | | |
|3.10.|Совершенствование системы | 1999- |Департамент федеральной |
| |переподготовки и повышения | 2000 |государственной службы |
| |квалификации безработных граждан | |занятости населения по |
| |и незанятого населения из числа | |Тамбовской области |
| |молодежи | |Учреждения |
| | | |профессионального |
| | | |образования области |
| | | | |
|3.11.|Разработка информационной | 1999- |Департамент федеральной |
| |системы учета рабочих мест на | 2000 |государственной службы |
| |предприятиях, в учреждениях и | |занятости населения по |
| |организациях области для | |Тамбовской области |
| |привлечения выпускников, | | |
| |студентов и учащихся, | | |
| |информирование населения области | | |
| | | | |
|3.12.|Разработка и осуществление | 1999- |Департамент федеральной |
| |системы мер по восстановлению | 2003 |государственной службы |
| |внутрипроизводственной системы | |занятости населения по |
| |обучения и повышения | |Тамбовской области |
| |квалификации кадров, содействие | |Администрация области |
| |предприятиям в подготовке | | |
| |персонала на производстве | | |
| | | | |
|3.13.|Проведение конференций, | 1999- |Администрация области |
| |конкурсов, фестивалей (по | 2003 |Учреждения |
| |отдельному плану) | |профессионального |
| | | |образования области |
| | | | |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 4. Взаимодействие системы профессионального |
| образования с фундаментальной наукой |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| | | | |
|4.1. |Участие в конкурсах | посто- |Учреждения |
| |проектов по различным отраслям | янно |профессионального |
| |науки, техники, культуры и | |образования области |
| |искусства для привлечения | | |
| |средств Российского Фонда | | |
| |фундаментальных исследований, | | |
| |других российских и | | |
| |зарубежных фондов | | |
| | | | |
|4.2. |Создание банка данных о | 1999 |Учреждения высшего |
| |фундаментальных, прикладных | |профессионального |
| |исследованиях и проектах, | |образования области |
| |осуществляемых в области (на | |Научные организации области|
| |базе Центра новых информационных | | |
| |технологий ТГТУ) | | |
| | | | |
|4.3. |Создание и эксплуатация | до |Институт повышения |
| |информационной базы | 2001 |квалификации работников |
| |"Образование" с выходом на | |образования |
| |Российские и международные | | |
| |образовательные сети | | |
| | | | |
|4.4. |Проведение фундаментальных, | посто- |Учреждения высшего |
| |научно-прикладных исследований | янно |профессионального |
| |(по планам вузов) | |образования области |
| | | | |
|4.5. |Организация в | 1999 |Учреждения высшего и |
| |образовательных учреждениях | |среднего профессионального |
| |области центров по пропаганде и | |образования области |
| |распространению научных знаний | | |
| | | | |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 5. Развитие системы социальной и правовой защиты обучающихся |
| и работников учреждений профессионального образования области |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| | | | |
|5.1. |В средствах массовой | 1999 |Администрация области |
| |информации организовать: | | |
| | рубрики по основам правовых | | |
| |знаний в области | | |
| |профессионального образования; | | |
| | публикацию результатов работы | | |
| |экспертных и аттестационных | | |
| |комиссий по результатам | | |
| |аттестаций учреждений | | |
| |профессионального образования | | |
| | | | |
|5.2. |Осуществление контроля за | посто- |Администрация области |
| |деятельностью профессиональных | янно |Органы местного |
| |образовательных учреждений по | |самоуправления (в пределах |
| |оказанию платных образовательных | |компетенции) |
| |услуг | | |
| | | | |
|5.3. |Анализ и приведение в | II кв. |Учреждения |
| |соответствие с Конституцией | 1999 |профессионального |
| |Российской Федерации, | |образования области |
| |федеральным и областным | | |
| |законодательством в области | | |
| |образования нормативно-правовой | | |
| |базы (устав, договор о | | |
| |сотрудничестве со школами, | | |
| |лицеями, гимназиями; правила | | |
| |приема и др.) | | |
| | | | |
|5.4. |Развитие системы | 2000 |Учреждения |
| |внутриобластных взаимных | |профессионального |
| |стажировок | |образования области |
| | | | |
|5.5. |Создание банка данных о | 2000 |Институт повышения |
| |научных и научно-педагогических | |квалификации работников |
| |кадрах области | |образования |
| | | | |
|5.6. |Совершенствование | посто- |Управление образования |
| |содержания и механизма | янно |администрации области |
| |проведения аттестации | |Институт повышения |
| |педагогических кадров | |квалификации работников |
| | | |образования |
| | | | |
|5.7. |Приведение в соответствие с | 1999 |Финансовое управление |
| |федеральным законодательством | |администрации области |
| |размеров стипендий для детей- | |Учреждения |
| |сирот и детей, оставшихся без | |профессионального |
| |попечения родителей, а также | |образования области |
| |всех льгот, предусмотренных | | |
| |законом для граждан этой | | |
| |категории | | |
| | | | |
|5.8. |Изучение вопроса о | 1999 |Комитет по начальному |
| |возможности открытия на базе | |профессиональному |
| |одного или нескольких | |образованию администрации |
| |профессиональных училищ групп | |области |
| |для обучения детей с | | |
| |отклонениями в развитии, | | |
| |инвалидов | | |
| | | | |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 6. Нормативно-правовое обеспечение стратегии развития |
| профессионального образования области |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| | | | |
|6.1. |Разработать и внести на | |Администрация области |
| |рассмотрение областной Думы | |Областная Дума |
| |Законы области: | |Органы местного |
| | "Об образовании в Тамбовской | август |самоуправления |
| |области" | 1999 |Совет ректоров вузов |
| | "О начальном профессиональном | ноябрь |области |
| |образовании в Тамбовской | 1999 |Совет директоров ссузов |
| |области" | |области |
| | | | |
|6.2. |Подготовить нормативные | |Администрация области |
| |правовые акты администрации | |Областная Дума |
| |области и областной Думы по | |Органы местного |
| |вопросам: | |самоуправления |
| | о квотировании рабочих мест | май |Департамент федеральной |
| |для выпускников учреждений | 2000 |государственной службы |
| |профессионального образования | |занятости населения по |
| | о выделении дополнительных | август |Тамбовской области |
| |квот в учреждениях начального | 1999 |Совет ректоров вузов |
| |профессионального образования | |области |
| |для приема на обучение незанятых | |Совет директоров ссузов |
| |подростков по направлениям служб | |области |
| |занятости населения сверх | | |
| |установленных планов | | |
| | о негосударственном секторе |после | |
| |образования |принятия | |
| | |соот- | |
| | |ветст- | |
| | |вующего | |
| | |федера- | |
| | |льного | |
| | |закона | |
| | о совершенствовании работы в |после | |
| |области повышения квалификации и |принятия | |
| |переподготовки кадров |соот- | |
| | |ветст- | |
| | |вующего | |
| | |постанов-| |
| | |ления | |
| | |Прави- | |
| | |тельства | |
| | |РФ | |
| | о распространении на научно- | декабрь | |
| |педагогических работников | 1999 | |
| |областного института повышения | | |
| |квалификации работников | | |
| |образования льгот, социальных | | |
| |гарантий, надбавок, | | |
| |установленных для научно- | | |
| |педагогических работников | | |
| |учреждений высшего | | |
| |профессионального образования | | |
| | | | |
| | об оказании адресной помощи | май | |
| |учащимся, студентам и | 2000 | |
| |преподавателям учреждений | | |
| |профессионального образования | | |
| |области | | |
| | | | |
| | о предоставлении льгот по | ноябрь | |
| |оплате коммунальных услуг, | 2000 | |
| |электро-, теплоэнергии | | |
| |учреждениям начального | | |
| |профессионального образования и | | |
| |инженерно-педагогическим | | |
| |работникам сельских | | |
| |профессиональных училищ | | |
| | | | |
| | об освобождении | январь | |
| |образовательных учреждений от | 2001 | |
| |части или всех налогов в | | |
| |областной бюджет за уставную | | |
| |непредпринимательскую | | |
| |деятельность | | |
| | | | |
| | о предоставлении налоговых | апрель | |
| |льгот для инвестиций, | 2001 | |
| |осуществляемых в образование | | |
\-----------------------------------------------------------------------------/
Приложение 1
к областной программе
"Развитие профессионального образования
в Тамбовской области" на 1999-2003 годы
Перечень профессий и специальностей учреждений
профессионального образования области
А. Высшее профессиональное образование
Б. Среднее профессиональное образование
В. Начальное профессиональное образование
А. Высшее профессиональное образование
/------------------------------------------------------------------------\
| Наименование | Код спе- | Образовательные |
| направления, |циальности | учреждения |
| специальности | | |
|------------------------------------------+-----------+-----------------|
| | | |
|Юриспруденция | 021100 | ТГУ, ТГТУ |
|Финансы и кредит | 060400 | ТГУ,ТГТУ,МГАУ |
|Бухгалтерский учет и аудит | 060500 | ТГУ,ТГТУ,МГАУ |
|Коммерция | 061400 | ТГТУ,МГАУ |
|Информационные системы в экономике | 071900 | ТГТУ |
|Информационные системы в социальной | 071900 | ТГУ |
|сфере | | |
|Связи с общественностью | 022000 | ТГТУ |
|Экономика и управление на предприятии | 060800 | ТГТУ |
|Стандартизация и сертификация | 072000 | ТГТУ |
|(по отраслям) | | |
|Электроснабжение промышленных | 100400 | ТГТУ |
|предприятий | | |
|Технология машиностроения | 120100 | ТГТУ |
|Машины и аппараты химических производств | 170500 | ТГТУ |
|и предприятий строительных материалов | | |
|Машины и аппараты пищевых производств | 170600 | ТГТУ |
|Проектирование и технология | 200800 | ТГТУ |
|радиолектронных средств | | |
|Автоматизация технологических процессов | 210200 | ТГТУ |
|и производств | | |
|Системы автоматизированного проектирования| 220300 | ТГТУ |
|Архитектура | 290100 | ТГТУ |
|Промышленное и гражданское | 290300 | ТГТУ |
|строительство | | |
|Механизация сельского хозяйства | 311300 | ТГТУ |
|Электрификация и автоматизация | 311400 | ТГТУ |
|сельского хозяйства | | |
| | | |
|Плодоовощеводство и виноградорство | 310300 | МГАУ |
|Технология хранения и переработки | 270200 | МГАУ |
|растениеводческой продукции | | |
|Селекция и генетика сельскохозяйственных | 310600 | МГАУ |
|культур | | |
|Товароведение и экспертиза качества | 061600 | МГАУ |
|потребительских товаров | | |
|Агрономия | 310200 | МГАУ |
|Агроэкология | 320400 | МГАУ |
|Механизация переработки | 311500 | МГАУ |
|сельскохозяйственной продукции | | |
|Зоотехния | 310700 | МГАУ |
|Технология сельскохозяйственного | 311200 | МГАУ |
|производства | | |
|Экономика и управление аграрным | 060900 | МГАУ |
|производством | | |
| | | |
|Педагогика | 540500 | ТГУ |
|Математика | 010100 | ТГУ |
|Физика | 010400 | ТГУ |
|Химия | 011000 | ТГУ |
|Биология | 011600 | ТГУ, МГПИ |
|География | 012500 | ТГУ |
|Социология | 020300 | ТГУ |
|Психология | 020400 | ТГУ |
|Культурология | 020600 | ТГУ |
|История | 020700 | ТГУ |
|Журналистика | 021400 | ТГУ |
|Филология (русский язык и литература) | 021700 | ТГУ, МГПИ |
|Филология (романо-германские языки) | 021700 | ТГУ |
|Социальная работа | 022100 | ТГУ |
|Физическая культура и спорт | 022300 | ТГУ |
|Музыкальное образование | 030700 | ТГУ |
|Валеология | 040700 | ТГУ |
|Актерское искусство | 050100 | ТГУ |
|Библиотековедение и библиография | 052700 | ТГУ |
|Музейное дело и охрана памятников | 052800 | ТГУ |
|Народное художественное творчество | 053000 | ТГУ |
|Социально-культурная деятельность | 053100 | ТГУ |
|Государственное и муниципальное | 061000 | ТГУ |
|управление | | |
|Менеджмент | 061100 | ТГУ |
|Документоведение и документальное | 061300 | ТГУ |
|обеспечение управления | | |
| | | |
|Педагогика и методика начального | 031200 | МГПИ |
|образования | | |
|Дошкольная педагогика и психология | 030900 | МГПИ |
| | | |
|Музыкальное искусство. Инструментальное | 050900 | ТГМПИ |
|исполнительство (по направлениям) | | |
|Дирижирование (хоровое) | 051100 | ТГМПИ |
|Музыковедение | 051400 | ТГМПИ |
\------------------------------------------------------------------------/
Б. Среднее профессиональное образование
/----------------------------------------------------------------\
| Наименование направления, | Код спе- |
| специальности | циальности |
|---------------------------------------------------+------------|
| | |
|Правоведение | 0201 |
|Правоохранительная деятельность | 0203 |
|Физическая культура | 0307 |
|Труд | 0309 |
|Музыкальное образование | 0310 |
|Преподавание в начальных классах | 0312 |
|Дошкольное образование | 0313 |
|Социальная педагогика | 0314 |
|Лечебное дело | 0401 |
|Акушерское дело | 0402 |
|Лабораторная диагностика | 0407 |
|Сестринское дело | 0408 |
|Исполнительское искусство | 0501 |
|Хоровое дирижирование | 0503 |
|Теория музыки | 0504 |
|Библиотечное дело | 0517 |
|Социально-культурная деятельность и народное | 0518 |
| художественное творчество | |
|Экономика, бухгалтерский учет и контроль | 0601 |
|Менеджмент | 0602 |
|Финансы | 0603 |
|Маркетинг (по отраслям) | 0607 |
|Коммерция (по отраслям) | 0608 |
|Технология машиностроения | 1201 |
|Техническое обслуживание и ремонт промышленного | 1701 |
| оборудования | |
|Техническое обслуживание и ремонт автомобилей | 1705 |
| и двигателей | |
|Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт | 1707 |
| подвижного состава железных дорог | |
|Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт | |
| электрического и электромеханического оборудования| 1806 |
|Электронные приборы и устройства | 2002 |
|Техническая эксплуатация радиоэлектронного | 2010 |
| оборудования | |
|Автоматизация технологических процессов и | 2101 |
| производств | |
|Автоматизированные системы обработки информации | 2202 |
| и управления | |
|Организация движения и управление автотранспортом | 2401 |
|Химическая технология органических веществ и | 2501 |
| высокомолекулярных соединений | |
|Технология высокомолекулярных и высокоэффективных | 2511 |
| соединений и устройств | |
|Хлебопекарное, макаронное и кондитерское | 2702 |
| производство | |
|Технология сахаристых продуктов | 2703 |
|Технология бродильных производств в виноделии | 2704 |
|Технология консервирования | 2707 |
|Технология мясных и птицепродуктов | 2708 |
|Технология производства продуктов общественного | 2711 |
| питания | |
|Прядильное производство | 2802 |
|Ткацкое производство | 2803 |
|Химическая технология отделочного производства | 2806 |
|Архитектура | 2901 |
|Строительство и эксплуатация зданий и сооружений | 2902 |
|Агрономия | 3102 |
|Зоотехния | 3103 |
|Ветеринария | 3104 |
|Механизация сельского хозяйства | 3106 |
|Электрификация и автоматизация сельского | 3107 |
| хозяйства | |
|Охрана окружающей среды и рациональное | 3201 |
| использование природных ресурсов | |
\----------------------------------------------------------------/
В. Начальное профессиональное образование
Радиомеханик (радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования (вычислительной техники), радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники)
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (газосварщик электросварщик ручной сварки, электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах, электросварщик)
Слесарь (слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник (ремонт машин и оборудования различного назначения)
Слесарь по КИП и А
Станочник (металлообработка) (станочник широкого профиля)
Токарь-универсал (токарь)
Фрезеровщик
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электорооборудования#
Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию
Лаборант-эколог (широкого профиля) (лаборант по анализу газов и пыли, лаборант-полярографист, лаборант-эколог, лаборант за контролем окружающей среды, лаборант химического анализа, лаборант спектрального анализа, лаборант химико-бактериологического анализа, лаборант-микробиолог, пробоотборщик)
Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ) (программист)
Электоромонтажник-схемщик#
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) (монтажник РЭА и приборов, контролер РЭА и приборов)
Аппаратчик-оператор (оператор в производстве изделий из пластмасс)
Машинист экструдера
Машинист технологических компрессоров и насосов
Мастер отделочных строительных работ (маляр строительный, штукатур, облицовщик-плиточник, облицовщик синтетическими материалами, облицовщик-мозаичник)
Мастер общестроительных работ (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, столяр стротиельный, плотник, паркетчик, стекольщик)
Машинист дорожных и строительных машин (слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов)
Машинист подъемно-транспортных и строительных машин (машинист крана автомобильного)
Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (монтажник санитарно-технического оборудования)
Слесарь по монтажно-строительным работам (слесарь строительный, слесарь по сборке металлоконструкций, электрослесарь строительный)
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования (электромонтажник по освещению и осветительным сетям)
Электромонтажник-наладчик
Мастер столярного и мебельного производства (столяр)
Автомеханик (слесарь по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств)
Помощник машиниста локомотива (помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза)
Слесарь по ремонту подвижного состава
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электросекций) (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования)
Оператор связи
Телеграфист
Оператор текстильного производства (прядильщик (шерстяное пр-во)
Ткач (ткач (шерстяное пр-во)
Помощник мастера
Оператор вязально-швейного производства (швея)
Пошивщик кожгалантерейных изделий
Оператор швейного оборудования (швея)
Портной (портной (женской легкой одежды с умением производить раскрой), портной (мужской, женской, детской верхней одежды с умением производить раскрой), портной (женской верхней одежды), портной (женской легкой одежды)
Закройщик
Наладчик машин и оборудования (слесарь-ремонтник)
Изготовитель хлебобулочных изделий (пекарь, тестовод, машинист тесторазделочных машин)
Повар, кондитер
Коммерческая деятельность (коммерсант)
Продавец, контролер-кассир (продавец непродовольственных товаров, продавец продовольственных товаров, кассир торгового зала)
Художник (художник росписи по дереву)
Приемщик заказов комплексного приемного пункта
Секретарь-референт
Секретарь-машинистка
Мастер растениеводства (плодоовощевод, цветовод-декоратор)
Хозяйка усадьбы (бухгалтер сельскохозяйственного производства, мастер машинного доения, повар)
Мастер сельскохозяйственного производства (фермер) (тракторист-машинист широкого профиля, слесарь-ремонтник, водитель автотранспортных средств)
Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка (мастер-наладчик по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, слесарь-ремонтник, тракторист, водитель автотранспортных средств)
Переработка скота и мяса (обвальщик мяса, жиловщик мяса и мясопродуктов, формовщик колбасных изделий, переработка скота и мяса)
Оператор процессов колбасного производства (формовщик колбасных изделий)
Мастер производства молочной продукции (аппаратчик пастеризации и охлаждения молока, маслодел)
Пчеловод
Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
Мастер сельского строительства
Механизатор животноводческих комплексов и механизированных ферм
Администратор офиса
Столяр по ремонту грузовых вагонов
Владелец малых предприятий по производству молочных продуктов
Бухгалтер
Прядильщица
Приложение 2
к областной программе
"Развитие профессионального образования
в Тамбовской области" на 1999-2003 годы
Профессии и специальности, перспективные на
региональном рынке труда (по данным департамента
государственной федеральной службы занятости
населения по области)
Направление - Администрирование
Профессии:
административный менеджер (служащий городской, районной администрации);
секретарь со знанием не менее двух иностранных языков;
менеджер культуры;
офицер-охранник;
офицер-милиционер (место работы: местные органы правопорядка, охранные структуры и подразделения, сыскные агентства, частные фирмы);
служащий по наблюдению за освобожденными из мест лишения свободы (нанимают на работу суды);
инспектор по налогам.
Направление - Компьютерная техника, программное обеспечение
Профессии:
сборщик персональных компьютеров;
дизайнер электронных плат;
мастер по компьютерам;
программист.
Направление - Строительство
Профессии:
мастер по очистке зданий;
координатор по строительству;
инженер по строительству;
строитель-эколог;
инженер по отопительным системам.
Направление - Консультирование
Профессии:
менеджер по недвижимости;
менеджер по франчайзингу;
менеджер по связям с общественностью;
агент по продаже недвижимости;
менеджер по безопасности.
Направление - Образование
мастер производственного обучения (по приглашению фирм, обучение в коллективе);
мастер по менеджменту;
педагог - средняя школа (для системы дополнительного развивающего и профессионального обучения);
педагог - профессиональный колледж
Направление - Производство
Профессии:
контролер;
менеджер по материально-техническому обеспечению;
менеджер по маркетингу;
директор по развитию человеческих ресурсов;
финансовый директор;
менеджер по качеству;
менеджер по товару;
директор по исследованию и развитию.
Кроме этого, будут перспективы развития таких сфер деятельности, как: "Здоровье", "Семья", "Информация", "Деньги", "Исследования", "Туризм, отдых, путешествия", "Торговля", "Окружающая среда".
Словарь
сокращений к областной программе "Развитие профессионального
образования в Тамбовской области" на 1999-2003 годы
АККОР - Ассоциация крестьянских, фермерских хозяйств и
кооперативов России
ИПКРО - Институт повышения квалификации работников
образования
МГАУ - Мичуринский государственный аграрный
университет
МГПИ - Мичуринский государственный педагогический
институт
ТГУ - Тамбовский государственный университет
им. Г.Р.Державина
ТГТУ - Тамбовский государственный технический
университет
ТГМПИ - Тамбовский государственный музыкально-
педагогический институт
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тамбовской области от 8 июля 1999 г. N 486 "Об областной программе "Развитие профессионального образования в Тамбовской области" на 1999-2003 годы"
Текст постановления официально опубликован не был