Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
администрации Тамбовской области
от 14 марта 1997 г. N 121
Положение
о резерве финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций
22 сентября 2000 г.
1. Настоящее положение определяет порядок создания, хранения, пополнения и использования резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резерв финансовых и материальных ресурсов) и регулирует отношения в данной области.
2. Резерв финансовых и материальных ресурсов является особым запасом продовольствия и пищевого сырья, медицинского имущества и медикаментов, средств связи и оповещения, строительных материалов, средств малой механизации и инструмента, основных видов топлива, средств индивидуальной защиты и предметов первой необходимости, а также иных материальных ценностей и финансовых ресурсов, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, снижения размеров ущерба от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и обеспечение эффективной работы привлеченных для ликвидации ЧС сил, формирований, общественных организаций и объединений, гражданского населения.
3. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
поставка материальных ценностей в резерв - закупка или отгрузка (доставка) материальных ценностей для хранения;
закладка материальных ценностей в резерв - принятие материальных ценностей для хранения в резерве;
выпуск материальных ценностей из резерва - безвозмездная или на определенных условиях передача материальных ценностей резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке;
освежение запасов резерва - выпуск материальных ценностей из резерва в связи с истечением установленного срока хранения материальных ценностей, тары, упаковки, а также вследствие возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимых материальных ценностей до истечения установленного срока их хранения, при одновременной поставке и закладке в резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;
заимствование материальных ценностей из резерва - выпуск материальных ценностей из резерва на определенных условиях с последующим возвратом в резерв равного количества аналогичных материальных ценностей;
разбронирование материальных ценностей резерва - выпуск материальных ценностей из резерва без последующего их возврата;
замена материальных ценностей в резерве - выпуск материальных ценностей из резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий;
накопление (прирост) материальных ценностей - пополнение резерва материальных ценностей до уровня, первоначально установленного органом или организацией, создавшими резерв;
ответственное хранение материальных ценностей - хранение материальных ценностей на не принадлежащих владельцу материальных ценностей предприятиях, в организациях и учреждениях (складах, базах) на договорной основе без предоставления им права пользования этими материальными ценностями;
содержание резерва материальных ресурсов (ценностей) - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранности исходных параметров хранящихся материальных ценностей, включая их обслуживание, освежение, замену, закладку.
4. Областную систему резерва финансовых и материальных ресурсов образуют:
резерв финансовых и материальных ресурсов администрации области, созданный за счет средств областного бюджета - областной резерв;
резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления, созданные за счет средств местного бюджета - местные резервы;
резервы финансовых и материальных ресурсов предприятий, учреждений и организаций (далее - организаций), созданные за счет средств организаций - объектовые резервы.
Допускается создание группой организаций по согласованию с органом местного самоуправления, коллективного резерва финансовых и материальных ресурсов.
5. Неготовность организаций, имеющих в своем составе потенциально опасные производства, к ликвидации возможных ЧС в связи с отсутствием резерва финансовых и материальных ресурсов в совокупности со снижением основных факторов безопасности может являться основанием для полной или частичной приостановки их деятельности.
Перечень таких организаций (независимо от форм собственности), утверждается органом местного самоуправления по согласованию с управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации области.
6. Запасы материальных ценностей и финансовых ресурсов, входящие в состав резервов для ликвидации ЧС, независимо от места их размещения, являются собственностью тех органов и организаций, на средства которых они созданы (приобретены).
7. Номенклатуру и объем материальных ценностей и размер финансовых ресурсов в резерве финансовых и материальных ресурсов определяют органы и организации, их создающие, с учетом оценки прогнозируемых видов и масштабов ЧС и предполагаемого объема работ по их ликвидации, при этом объем ресурсов областного, местного и объектового резерва должен обеспечивать ликвидацию соответственно территориальной, местной и объектовой ЧС (по классификации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 N 1094 согласно приложению).
8. В составе резерва финансовых и материальных ресурсов образуется неснижаемый их запас, который не может быть использован для выпуска на условиях заимствования или реализации.
9. Резерв финансовых и материальных ресурсов состоит из резерва финансовых ресурсов и резерва материальных ресурсов (материальных ценностей).
10. Резервы финансовых ресурсов формируются из средств расходной части областного и местных бюджетов, бюджетов организаций в объеме, обеспечивающем осуществление мероприятий, указанных в пункте 11 настоящего Положения.
11. Резервы финансовых ресурсов предназначены для возмещения расходов на перевозку сил, средств и материальных ресурсов, страхования спасателей, а также граждан, привлеченных к проведению аварийно-спасательных работ, приобретение (закупку) недостающих или отсутствующих материальных ценностей, аренду специальной техники, оплату труда и услуг привлеченных к ликвидации ЧС формирований, членов общественных организаций и объединений, гражданского населения, покрытие затрат, связанных с отселением и обеспечением жизнедеятельности населения, попавшего в зону воздействия опасных факторов ЧС, размещение и обеспечение питанием привлеченных для ликвидации ЧС людей.
Средства из резерва финансовых ресурсов используются также на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан и их имуществу в результате ЧС, погребение погибших (умерших) спасателей, закупку подлежащих возврату материальных ценностей, возврат полученных из резервов иных субъектов денежных средств, оплату штрафов за причиненный природной среде ущерб.
12. Оставшиеся после осуществления мероприятий, указанных в пункте 11 настоящего Положения, средства резерва финансовых ресурсов могут быть использованы для восстановления производственной деятельности и другие аналогичные цели.
13. Резерв финансовых ресурсов может быть частично, на определенное время по согласованию с комиссией по чрезвычайным ситуациям, использован в целях предупреждения ЧС, для стабилизации производственного процесса (приобретение сырья, оплата энергоресурсов, замена (ремонта) оборудования).
14. В рамках резерва финансовых ресурсов возможно создание страхового фонда для заключения договоров имущественного страхования и страхования ответственности за причинение вреда.
Затраты на создание такого фонда, в пределах до 1 процента объема реализуемой продукции (работ, услуг), могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) (постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 661).
15. Ежегодный объем накопления (пополнения) материальных ценностей в резерве материальных ресурсов при их фактическом наличии на хранении менее 75 процентов от установленного, должен быть не менее 25 процентов.
16. Управление областным и местными резервами финансовых и материальных ресурсов осуществляется специально уполномоченными на это органами или функции по управлению резервами возлагаются на структурные подразделения администрации области, городов, районов и мэрии г. Тамбова.
17. Органы, осуществляющие управление областным, местными и объектовыми резервами финансовых и материальных ресурсов (далее органы по управлению резервом):
17.1 совместно с комиссиями по чрезвычайным ситуациям (далее КЧС):
формируют предложения по номенклатуре и объему необходимых для ликвидации ЧС материальных ценностей в резерве, ежегодному объему их накопления, а также составляют смету расходов на очередной год на их приобретение;
готовят обоснования по объему финансовых средств, необходимых для выделения в резерв финансовых ресурсов;
определяют размеры расходов, связанных с хранением и содержанием материальных ценностей;
определяют места хранения материальных ценностей, отвечающие требованиям по условиям хранения и дислокация которых обеспечивает оперативность доставки материальных ценностей в места ликвидации ЧС;
17.2 самостоятельно:
осуществляют отбор (в том числе на конкурсной основе) поставщиков материальных ценностей в резерв;
заключают в объеме выделенных средств договора на поставку материальных ценностей в резерв, а также договора на ответственное хранение и содержание материальных ценностей;
заключают в соответствии с решением владельца резерва, договора займа на предоставление денежных средств и выпуск материальных ценностей на условиях заимствования;
организуют хранение, освежение, замену и обслуживание находящихся на хранении материальных ценностей;
осуществляют учет, контроль за наличием, состоянием, соблюдением условий хранения и выполнением мероприятий по содержанию находящихся на хранении материальных ценностей;
разрабатывают нормативную базу по закладке, хранению, учету, обслуживанию, освежению, замене, реализации, списанию и выдаче материальных ценностей.
Предложения органов по управлению резервом согласно подпункта 17.1 оформляются решением владельца резерва.
18. Органы по управлению резервом финансовых и материальных ресурсов и подразделения, на которые возложены их функции, вправе на договорной основе передавать иным органам и организациям часть своих функций по размещению заказов на поставку материальных ценностей в резерв и их ответственному хранению и содержанию.
19. Учет материальных ценностей, находящихся в областном и местных резервах, а также в резервах организаций, указанных в пункте 5 настоящего Положения, осуществляется управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации области, местных и объектовых резервов - штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов и районов.
20. Финансирование расходов на накопление (прирост) и содержание материальных ценностей в резерве, возмещение убытков от их замены, списания потерь от естественной убыли и уценки материальных ценностей, возмещение затрат предприятиям, организациям и учреждениям, осуществляющих их ответственное хранение, выделяются в бюджетах области, органов местного самоуправления, организаций отдельной статьей.
На эти цели также используются средства, получаемые от реализации материальных ценностей и от их выдачи на условиях заимствования, а также штрафных санкций за несоблюдение условий ответственного хранения и выпуска (выдачи), невыполнение обязательств по возврату заимствованных ресурсов.
21. Финансирование расходов на накопление (прирост) материальных ценностей осуществляется ежеквартально, по остальным статьям - ежемесячно.
22. Заказы на поставку (закупку) материальных ценностей размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
23. Поставляемые в резервы материальные ценности, если по ним установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья людей и окружающей среды, должны иметь сертификат соответствия этим требованиям на весь срок их хранения.
24. Хранение запасов материальных ценностей резерва может осуществляться на промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых и иных предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
25. Допускается вместо приобретения и хранения отдельных видов материальных ценностей (горюче-смазочные материалы, продовольствие, строительные материалы и другие) заключение специальных договоров на экстренную их поставку (продажу) с предприятиями, базами, складами, имеющими эти ценности в постоянном наличии или обращении.
В этом случае средства предназначенные на закупку, хранение и содержание этого вида материальных ценностей направляются целевым назначением в резерв финансовых ресурсов для использования их в случае необходимости для оплаты получаемых материальных ценностей согласно заключенным договорам.
26. Органы, заключившие договора, предусмотренные пунктом 25 настоящего Положения, осуществляют контроль за количеством, качеством и условиями хранения материальных ценностей и устанавливают в договорах на их экстренную поставку (продажу) ответственность предприятий (баз, складов), за своевременность выдачи, количество и качество поставляемых материальных ценностей в размере не ниже предусмотренного пунктами 27, 28, 29, 30 настоящего Положения.
27. За необеспечение количественной сохранности материальных ценностей предприятия, организации и учреждения, осуществляющие ответственное их хранение (далее - хранитель), уплачивают штраф в размере 100 процентов стоимости недостающих материальных ценностей, а также пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день до полного восстановления в резерве недостающих материальных ценностей.
28. В случае нарушений правил и условий хранения материальных ценностей, а также несвоевременного их освежения или замены, если это не привело к снижению качества хранящихся материальных ценностей, хранитель уплачивает штраф в размере 10 процентов стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.
29. При снижении качества хранящихся материальных ценностей по вине хранителя, хранитель обязан за свой счет произвести замену материальных ценностей несоответствующего качества, а также выплатить штраф в размере 20 процентов от стоимости подлежащих замене материальных ценностей и пеню в размере 0,5 процента за каждый день до полной замены материальных ценностей.
30. При задержке выпуска (выдачи) хранящихся материальных ценностей более чем на 3 часа, хранитель выплачивает штраф в размере 50 процентов стоимости подлежащих выпуску (выдаче) материальных ценностей и пеню в размере 0,5 процента за каждый, сверх 3 часов, час задержки.
31. Выпуск материальных ценностей из резерва осуществляется:
в связи с освежением и заменой;
в порядке разбронирования;
в порядке временного заимствования.
32. Освежение и замена материальных ценностей, хранящихся на условиях ответственного хранения, производится на основании решения органа по управлению резервом, за счет средств владельца резерва, если условиями договора не установлено иное.
33. Выпуск материальных ценностей в порядке разбронирования, осуществляется по решению руководителя ликвидации ЧС в случае их выдачи:
из объектового резерва - для ликвидации объектовой ЧС на данном объекте;
из местного резерва - для ликвидации местной ЧС на территории данного района;
из областного резерва - для ликвидации территориальной ЧС на территории области.
Разбронирование материальных ценностей в остальных случаях производится по решению владельца резерва.
34. Выпуск материальных ценностей и выдача финансовых средств из резерва для ликвидации ЧС на сопредельных и иных территориях и объектах производится, как правило, на условиях временного заимствования на срок до шести месяцев.
Постановлением администрации Тамбовской области от 22 сентября 2000 г. N 1020 в пункт 35 настоящего приложения внесены изменения
35. Выпуск материальных ценностей и выдача финансовых средств из резерва в порядке временного заимствования производится на основании ходатайства руководства органа или организации, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, по решению владельца резерва органом по управлению резервом.
К ходатайству прикладываются следующие документы:
протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям органа местного самоуправления или организации;
донесение о факте возникновения аварии или чрезвычайной ситуации по форме 2ЧС;
смета-заявка потребности в финансовых средствах на оказание помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации;
акты обследования на каждый пострадавший объект с указанием характера и объемов разрушений (повреждений) с приложением сметы расходов на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ;
основные сведения о прямом материальном ущербе;
справки страховых организаций;
справки соответствующих государственных надзорных органов о факте чрезвычайной ситуации и ее характере;
справка территориальных органов гидрометеоцентра о факте стихийного гидрометеорологического явления;
кино-фотодокументы;
при проведении аварийно-спасательных работ - договоры и счет-фактуры с приложением расчетов произведенных затрат.
36. В случае, когда развитие ЧС угрожает жизни и здоровью населения и нарушению условий их жизнедеятельности, а также нанесением ущерба окружающей среде и собственных ресурсов не достаточно, руководителем работ по ликвидации ЧС принимается обязательное для исполнения руководством органа или организации решение о заимствовании финансовых и материальных ресурсов.
37. Выпуск материальных ценностей и выдача финансовых средств из резерва в порядке временного заимствования осуществляется на основе контрактов (договоров), заключенных органом по управлению резервом с получателем (заемщиком), которым определяются порядок, сроки и условия возврата заимствованных средств и ответственность за несоблюдение оговоренных договором условий.
38. За заимствование материальных ценностей и финансовых средств из резерва устанавливается плата. Размер этой платы устанавливается в договоре займа, но он не может превышать размера ставки банковского процента в месте нахождения заимодавца.
39. За несвоевременный возврат заимствованных материальных ценностей и финансовых средств получатель уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости невозвращенных материальных ценностей или финансовых средств и пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства, независимо от уплаты процентов за заимствование.
Примечание: ответственность за несоблюдение условий ответственного хранения и выпуска (выдачи), невыполнение обязательств по возврату заимствованных материальных ценностей и финансовых ресурсов в размерах, указанных в пунктах 27, 28, 29, 30, 38, 39 настоящего Положения наступает в случае, если это оговорено условиями договора.
40. Материальные ценности, выпускаемые из резерва для ликвидации ЧС принимаются к перевозке транспортными предприятиями и организациями в первоочередном порядке без предварительной оплаты по предъявлении груза, за счет средств получателя.
41. Органы местного самоуправления и организации, создающие резервы финансовых и материальных ресурсов, на основании данного Положения, разрабатывают свои положения и другие нормативно-правовые документы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.