Для упорядочения подготовки, принятия и введения в действия нормативных правовых актов органов местного самоуправления г. Тамбова, в соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 21 Закона "О местном самоуправлении в Тамбовской области", ст. 3 (п. 3) Закона Тамбовской области "О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления", ст. 22 Устава г. Тамбова,
Тамбовская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение "О нормативных правовых актах органов местного самоуправления г. Тамбова" (прилагается).
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по законодательным инициативам, соблюдению законности, обеспечению безопасности личности.
3. Решение подлежит публикации и вступает в силу с 1 мая 1997 года.
Председатель Тамбовской
городской Думы |
В.А.Земцов |
Приложение
к решению
Тамбовской городской Думы
от 9 апреля 1997 г. N 48
Положение
"О нормативных правовых актах органов
местного самоуправления г. Тамбова"
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 13)
Глава II. Основы нормативного правотворчества (ст.ст. 14 - 16)
г. Тамбова
Глава III. Планирование нормативного правотворчества (ст.ст. 17 - 18)
Глава IV. Статус и виды нормативных правовых актов (ст.ст. 19 - 28)
правотворческих органов г. Тамбова
Глава V. Издание нормативных правовых актов (ст.ст. 29 - 36)
правотворческими органами г. Тамбова
Глава VI. Основные требования, предъявляемые (ст.ст. 37 - 42)
к нормативным правовым документам
правотворческих органов г. Тамбова
Глава VII. Порядок подготовки нормативных правовых (ст.ст. 43 - 49)
актов правотворческими органами
г. Тамбова
Глава VIII. Вынесение проектов нормативных правовых (ст.ст. 50 - 52)
актов на рассмотрение правотворческих
органов
Глава IХ. Порядок принятия, опубликования и (ст.ст. 53 - 66)
вступления в силу нормативных правовых
актов правотворческих органов г. Тамбова
Глава Х. Сроки действия правовых актов (ст.ст. 66 - 67)
правотворческих органов г. Тамбова
Глава ХI. Толкование нормативных правовых актов (ст.ст. 68 - 71)
Глава ХII. Порядок отмены, внесения изменений и (ст.ст. 72 - 76)
дополнений в нормативные правовые акты
правотворческих органов г. Тамбова
Глава ХIII. Обеспечение защиты нормативных правовых (ст. 77)
актов
Глава ХIV. Систематизация нормативных правовых актов (ст. 78)
Глава ХV. Финансирование разработок нормативных (ст. 79)
правовых актов
Настоящее Положение определяет порядок осуществления правотворческой деятельности органов местного самоуправления г. Тамбова и устанавливает правила подготовки нормативных правовых актов г. Тамбова, действия и толкования.
Положение призвано способствовать качественному и эффективному правотворчеству органов местного самоуправления г. Тамбова и их структурных подразделений.
Глава I. Общие положения
Статья 1.
Настоящее Положение устанавливает систему и статус нормативных правовых актов органов местного самоуправления г. Тамбова, порядок их подготовки, принятия, вступления в законную силу и отмены.
Статья 2.
Проект нормативного правового акта г. Тамбова - документ, содержащий текст нормативного правового акта г. Тамбова и внесенный в установленном порядке на рассмотрение правотворческого органа г. Тамбова.
Статья 3.
Нормативный правовой акт - официальный правовой документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм и обладающий обязательной юридической силой.
Статья 4.
Правовая норма - принятое правотворческим органом правило, регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и предприятий. Регулирующая роль правовой нормы выражается в действиях субъектов права в соответствии с ее предписаниями.
Статья 5.
Научная экспертиза в правотворчестве - специальное исследование, проведенное учеными и специалистами по поручению правотворческого органа г. Тамбова с целью оценки качества нормативного правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия.
Статья 6.
Юридическая техника - средства и приемы, при помощи которых обеспечивается юридическое содержание нормативного правового акта и его словесно-документальное изложение (построение).
Статья 7.
Правотворческими органами г. Тамбова являются - Тамбовская городская Дума (далее - Дума), мэрия г. Тамбова, районные администрации, органы территориального общественного самоуправления.
Статья 8.
В рамках правотворческой деятельности органов местного самоуправления г. Тамбова осуществляются:
- прогнозирование правотворчества;
- планирование правотворческих работ;
- подготовка проектов нормативных правотворческих актов;
- научная экспертиза нормативных правовых актов;
- рассмотрение и принятие нормативных правовых актов;
- опубликование нормативных правовых актов;
- толкование нормативных правовых актов;
- оценка эффективности действия нормативных правовых актов.
Статья 9.
1. Правотворческие органы г. Тамбова обязаны принимать меры по обеспечению эффективности своей правотворческой деятельности.
2. Эффективность правотворчества обеспечивается качеством, законностью, научной обоснованностью, системностью и своевременностью принятия (изменения либо отмены) нормативных правовых актов.
Статья 10.
1. Нормативные правовые акты г. Тамбова образуют в своей совокупности единую, целостную и дифференцированную систему нормативных правовых актов г. Тамбова.
2. Устав г. Тамбова является основным нормативным правовым актом города. Иные нормативные правовые акты города не должны противоречить Уставу г. Тамбова.
3. Нормативные правовые акты, принятые городским референдумом, обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими нормативными правовыми актами г. Тамбова. Изменение либо отмена нормативного правового акта, принятого городским референдумом, возможны только путем городского референдума.
4. Нормативный правовой акт, принятый Думой, является источником для нормативного правотворчества и деятельности иных правотворческих органов г. Тамбова. Нормативные правовые акты, принятые Думой в пределах ее компетенции, обладают более высокой юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами, принятыми другими правотворческими органами местного самоуправления г. Тамбова.
5. Нормативные правовые акты принимаются мэрией и главами администраций г. Тамбова в порядке вторичного правотворчества на основании и во исполнение федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, законов области, решений, принятых городской Думой.
Статья 11.
Нормативные правовые акты правотворческих органов г. Тамбова принимаются с целью:
- формирования нормативной правовой базы г. Тамбова;
- нормативного регулирования различных сторон экономической и социальной жизни на территории г. Тамбова;
- реализации федеральных законов и иных правовых актов федеральных органов власти, государственных органов власти Тамбовской области.
Статья 12.
Нормативный правовой акт принимается соответствующим правотворческим органом, сфера его деятельности ограничивается территорией г. Тамбова, района или соответствующей территорией органа общественного самоуправления.
Статья 13.
Субъекты права г. Тамбова - дееспособные граждане Российской Федерации, проживающие на территории г. Тамбова; предприятия, организации, учреждения и общественные объединения, органы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления.
Глава II. Основы нормативного правотворчества г. Тамбова
Статья 14.
Нормативные правовые акты разрабатываются на основании Конституции Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации, Устава и Законодательства Тамбовской области, Устава г. Тамбова.
Статья 15.
1. В случае противоречия между федеральным законом, принятым в пределах Конституции Российской Федерации и нормативным правовым актом г. Тамбова действует федеральный закон.
2. В случае противоречия между законом Тамбовской области, принятым в пределах компетенции субъекта федерации, и нормативным правовым актом г. Тамбова действует закон Тамбовской области.
Статья 16.
Нормативные правовые акты не могут ограничивать установленный Конституцией Российской Федерации объем прав и свобод человека и гражданина.
Глава III. Планирование нормативного правотворчества
Статья 17.
1. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется на плановой основе с учетом правовых прогнозов.
2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов вне плана.
3. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов могут быть краткосрочными (квартальными), среднесрочными (годичными) и долгосрочными (на период депутатских полномочий).
4. В целях оперативного руководства нормативно-правотворческими работами могут разрабатываться и утверждаться Думой ежеквартальные и полугодовые рабочие планы (планы-графики) подготовки нормативных правовых актов.
Статья 18.
1. Планы подготовки нормативных правовых документов утверждаются Думой.
2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов могут публиковаться в средствах массовой информации.
Глава IV. Статус и виды нормативных правовых актов
правотворческих органов г. Тамбова
Статья 19.
Устав г. Тамбова - нормативный правовой акт, принимаемый Думой или населением непосредственно и устанавливающий основные принципы организации местного самоуправления в г. Тамбове по предметам ведения муниципального образования, а также по отдельным государственным полномочиям, которыми органы местного самоуправления могут наделяться федеральным и областным законодательством.
Статья 20.
Решение - нормативный правовой акт Думы, принятый в рамках ее полномочий и содержащий правовые нормы.
Решения принимаются собранием (сходом) граждан в пределах их полномочий.
Статья 21.
Постановление - правовой акт мэрии г. Тамбова и глав районных администраций, содержащий решение вопросов, входящих в компетенцию соответствующего правотворческого органа.
Статья 22.
Распоряжение - правовой акт, принимаемый председателем Думы, мэром и главами администраций районов г. Тамбова, в рамках их полномочий и содержащий правовые нормы.
Статья 23.
Регламент - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности правотворческого органа.
Статья 24.
Программа - нормативный правовой акт, определяющий механизм достижения конкретных целей развития г. Тамбова.
Статья 25.
Положение - нормативный правовой акт, принимаемый в соответствии с законодательством и регулирующий деятельность субъектов права, находящихся в ведении органов местного самоуправления г. Тамбова.
Статья 26.
Правила - правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо вида деятельности.
Статья 27.
Приказ - правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции органа исполнительной власти, издаваемый его руководителем.
Статья 28.
Решения, постановления, распоряжения и приказы могут носить индивидуальный (не нормативный) характер, устанавливающий конкретные права и обязанности для конкретных субъектов права г. Тамбова.
Глава V. Издание нормативных правовых актов
правотворческими органами г. Тамбова
Статья 29.
Решения принимаются Думой и собраниями (сходами) граждан.
Статья 30.
Постановления принимаются:
- мэром г. Тамбова;
- главами администраций районов г. Тамбова.
Статья 31.
Распоряжения принимаются:
- председателем Думы;
- мэром г. Тамбова;
- главами администраций районов г. Тамбова.
Статья 32.
Регламенты утверждаются:
- Думой;
- собранием (сходом) граждан.
Статья 33.
Программы утверждаются:
- Думой;
- мэром г. Тамбова;
- главами администраций районов г. Тамбова;
- собраниями (сходами) граждан.
Статья 34.
Положения утверждаются:
- Думой;
- мэром г. Тамбова;
- собраниями (сходами) граждан.
Статья 35.
Правила утверждаются:
- мэром г.Тамбова;
- главами администраций районов г.Тамбова.
Статья 36.
Приказы издаются:
- руководителями управлений и комитетов мэрии г. Тамбова.
Глава VI. Основные требования, предъявляемые к нормативным
правовым документам правотворческих органов г. Тамбова
Статья 37.
Нормативный правовой акт должен быть оформлен в соответствии с правилами юридической техники и иметь:
- правильный выбор вида акта;
- логически выстроенную структуру;
- единство терминологии (один и тот же термин употребляется в одном и том же смысле);
- общепризнанность терминов;
- наличие реквизитов.
Статья 38.
1. Нормативный правовой акт содержит следующие реквизиты:
- полное наименование органа, принявшего акт;
- правовой статус (вид) акта;
- заголовок, обозначающий предмет регулирования;
- регистрационный номер;
- дату подписания, подпись полномочного лица, печать.
2. Нормативный правовой акт может содержать:
- пояснительную часть, оглавление;
- обоснование необходимости принятия акта и/или перечень нормативных актов во исполнение которых принят данный акт;
- собственно постановляющую часть;
- указание исполнителей и ответственных лиц;
- срок действия акта;
- срок вступления в силу акта;
- санкции за невыполнение и нарушение акта;
- смету расходов, приложения.
Статья 39.
1. В нормативных правовых актах правовые нормы излагаются в виде статей, обозначаемых словом "статья" и арабской цифрой, в иных нормативных правовых актах - в виде пунктов, обозначаемых арабской цифрой. Статьи, пункты имеют единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами.
2. Статьи (пункты) близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов объединяются в главы. В необходимых случаях нормативные правовые акты могут делиться на разделы, а они в свою очередь - на главы. Разделы и главы имеют заголовки и нумерацию.
Статья 40.
1. Нормативные правовые акты не должны содержать каких-либо сокращений (кроме оговоренных в самом тексте), аббревиатур или иных символов, затрудняющих прочтение текста.
2. Текст нормативного правового акта излагается простым и ясным литературным языком. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов и метафор. В акте даются определения юридических, технических и других специальных терминов.
Статья 41.
1. В случае необходимости в нормативном правовом акте воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты.
2. В проект не включаются повторно правовые нормы, помещенные в ранее принятых актах той же юридической силы, если не предполагается соответствующие правовые нормы таких актов, после включения их в проект, признать утратившими силу.
3. Ссылки в статьях (пунктах) акта на другие его статьи (пункты), а также на иные действующие нормативные правовые акты или их части применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений.
Статья 42.
1. Если для развития и конкретизации положений готовящегося проекта нормативного правового акта необходимо принятие других нормативных правовых актов, в основном проекте или в проекте акта о введении его в действие, предусматривается поручение соответствующим органам подготовить и принять в установленные правотворческим органом сроки такие акты.
2. Если в связи с принятием нормативного правового акта необходимо внести изменения или дополнения в ранее принятые нормативные правовые акты, в конце проекта в качестве самостоятельных статей (пунктов) излагается текст таких изменений и дополнений.
Глава VII. Порядок подготовки нормативных правовых актов
правотворческими органами г. Тамбова
Статья 43.
1. Субъекты права г. Тамбова вправе вносить в соответствующий правотворческий орган предложения по разработке нормативных правовых актов.
2. Порядок реализации народной правотворческой инициативы устанавливается специальным Положением.
3. Письменное предложение субъекта права г. Тамбова о разработке нормативного правового акта на имя руководителя соответствующего правотворческого органа (руководителя структурного подразделения правотворческого органа) подлежит обязательному рассмотрению руководителем правотворческого органа (руководителем структурного подразделения) в 30 - дневный срок с момента получения предложения.
4. Письменное предложение о разработке нормативного правового акта на имя соответствующего руководителя правотворческого органа (руководителя структурного подразделения) должно содержать:
- вид (статус) предлагаемого к разработке нормативного правового акта;
- обоснование необходимости принятия данного нормативного правового акта.
5. По итогам рассмотрения предложения о разработке нормативного правового акта руководитель соответствующего правотворческого органа (руководитель структурного подразделения) принимает одно из следующих решений:
- о разработке проекта предлагаемого нормативного правового акта или о направлении на рассмотрение данного предложения структурным подразделениям соответствующего правотворческого органа;
- о нецелесообразности разработки соответствующего нормативного акта с мотивированным обоснованием.
Статья 44.
1. Разработка проектов нормативных правовых актов организуется правотворческими органами на основе сбора информации, проведения расчетов, социологических исследований, оценки вариантов решения и выбора наилучшего.
2. Правотворческие органы обязаны информировать заинтересованных субъектов права г. Тамбова о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов и вправе привлекать их представителей к подготовке проектов.
3. Заинтересованные субъекты права вправе вносить в соответствующий правотворческий орган альтернативные проекты нормативных правовых актов, предложения о дополнениях и изменениях.
4. Порядок и сроки информирования и привлечения заинтересованных субъектов права, рассмотрение их предложений, предусматриваются в регламентах и положениях соответствующих правотворческих органов, регламентирующих их деятельность.
Статья 45.
1. Правотворческий орган может поручить подготовку первоначального проекта нормативного правового акта подведомственным ему подразделениям, учреждениям, организациям или заказать его подготовку на договорной основе научным учреждениям, отдельным ученым.
2. Правотворческий орган вправе поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям, организациям, лицам или заключить с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект.
Статья 46.
При разработке проектов нормативных правовых актов правотворческими органами могут проводиться публичные слушания по данным проектам с привлечением заинтересованных субъектов права. Запротоколированные предложения и замечания по итогам публичных слушаний учитываются при доработке проектов.
Статья 47.
Проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы населения г. Тамбова, могут выноситься соответствующими правотворческими органами на обсуждение через средства массовой информации. Поступившие письменные предложения и замечания в адрес соответствующего правотворческого органа учитываются при доработке проекта.
Статья 48.
1. Проекты нормативных правовых актов должны учитывать все ранее принятые правовые акты по данному вопросу.
2. Проект нормативных правовых актов об утверждении бюджета г. Тамбова, о введении или отмене местных городских налогов, освобождении от их уплаты, других актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджет г. Тамбова, подготавливаются при положительном заключении мэра г. Тамбова.
3. Проекты нормативных правовых актов комплексного межотраслевого характера и других важнейших актов должны подвергаться юридической, финансово-экономической, экологической и иной специализированной экспертизе.
4. Проекты нормативных правовых актов должны проверяться с точки зрения их законности и визироваться юридическими службами соответствующих правотворческих органов.
Статья 49.
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающие интересы органов территориального общественного самоуправления, подлежат предварительному согласованию с соответствующими органами территориального общественного самоуправления.
Глава VIII. Вынесение проектов нормативных правовых актов
на рассмотрение правотворческих органов
Статья 50.
Проекты нормативных правовых актов вносятся на рассмотрение Думы по инициативе:
- мэрии г. Тамбова;
- депутата (группы депутатов) Думы;
- постоянной депутатской комиссии Думы;
- в порядке народной правотворческой инициативы;
- органов территориального общественного самоуправления.
Статья 51.
Проекты нормативных актов вносятся на рассмотрение мэра г. Тамбова по инициативе:
- Думы;
- главы администрации района;
- руководителя управления, комитета, отдела мэрии г. Тамбова;
- органов территориального общественного самоуправления.
Статья 52.
Проекты нормативных правовых документов, внесенные на рассмотрение правотворческого органа, перечисленные в статьях 50, 51 настоящего Положения, считаются официальными и подлежат рассмотрению в течение 30 дней с момента получения соответствующим правовым органом.
Глава IХ. Порядок принятия, опубликования и вступления
в силу нормативных правовых актов правотворческих
органов г. Тамбова
Статья 53.
1. Правотворческие процедуры в Думе устанавливаются Регламентом Думы, настоящим Положением и другими нормативными актами.
2. Правотворческие процедуры в мэрии и в районных администрациях устанавливаются постановлениями мэра и глав районных администраций в соответствии с настоящим Положением.
Статья 54.
По итогам рассмотрения проектов нормативных правовых актов правотворческие органы принимают одно из следующих решений:
- о принятии данного нормативного акта;
- о доработке данного нормативного правового акта с указанием порядка и сроков;
- об отклонении данного нормативного правового акта с мотивированным обоснованием.
Статья 55.
1. Принятие нормативных правовых актов Думы осуществляется коллегиально.
2. Принятие нормативных правовых актов мэром, главами администраций г. Тамбова, руководителями структурных подразделений мэрии осуществляется соответствующими руководителями единолично.
Статья 56.
1. Нормативные правовые акты не имеют обратной силы.
2. Придание нормативному правовому акту обратной силы допускается, если это улучшает положение заинтересованных лиц.
Статья 57.
1. Датой принятия нормативного правового акта Думой, органами территориального общественного самоуправления, собранием (сходом) граждан считается день принятия его в окончательной редакции соответствующим органом, что подтверждается контрольным экземпляром данного акта с подписями должностных лиц соответствующего правотворческого органа и протоколом сессии (собрания, схода).
2. Датой принятия иных нормативных правовых актов считается день подписания акта руководителем соответствующего правотворческого органа или руководителем структурного подразделения соответствующего правотворческого органа.
Статья 58.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается:
- первая его публикация в средствах массовой информации, учредителями или соучредителями которых являются на договорных началах правотворческие органы;
- первое вывешивание в специально отведенных местах (для территориального общественного самоуправления).
Статья 59.
Средства массовой информации вправе опубликовывать нормативные правовые акты без согласия правотворческого органа, но с обязательной ссылкой на источник их официального опубликования.
Статья 60.
При опубликовании нормативного правового акта:
- указываются его реквизиты;
- не допускается изменение и сокращение его текста.
Статья 61.
Опубликованные в официальном порядке нормативные правовые акты, после вступления их в силу, подлежат применению всеми органами местного самоуправления г. Тамбова, а также исполнению другими организациями и физическими лицами независимо от факта рассылки их на места каким-либо органом.
Статья 62.
Нормативный правовой акт правотворческих органов, в который были внесены изменения и дополнения, должен быть повторно официально опубликован в полном объеме или должны быть официально опубликованы изменения и дополнения к нему.
Статья 63.
1. При необходимости широкого и немедленного обнародования нормативного правового акта их тексты могут доводиться до всеобщего сведения электронными средствами массовой информации, переданы по каналам связи, распространены в машинописной форме.
2. Немедленное обнародование нормативного правового акта осуществляется по решению правотворческого органа либо его руководителя.
Статья 64.
1. Нормативные правовые акты Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
2. Иные нормативные правовые акты правотворческих органов вступают в силу с момента подписания (дата принятия), если самими актами не предусмотрен иной срок вступления их в силу.
Статья 65.
1. Органы и должностные лица, ответственные за исполнение нормативного правового акта обязаны:
- знакомить с нормативным правовым актом исполнителей (в необходимых случаях - под расписку);
- при необходимости снабжать исполнителей копиями или выписками из нормативного акта, вывесить нормативный правовой акт на видных местах, обеспечивать иные формы доведения нормативного правового акта до сведения органов, организаций и лиц, на которых распространяется его действие.
2. Списки рассылки нормативных правовых актов утверждаются руководителями соответствующих правотворческих органов.
Глава Х. Сроки действия правовых актов
правотворческих органов г. Тамбова
Статья 66.
1. Нормативные правовые акты не прекращают своего действия с истечением срока полномочий, реорганизации или упразднения правотворческого органа (структурного подразделения правотворческого органа), его издававшего.
2. Нормативный правовой акт утрачивает свою силу с момента вступления в силу нормативного правового акта, по новому регулирующего правовые нормы ранее действующего акта.
Статья 67.
1. Нормативные правовые акты, изданные на определенный срок, прекращают свое действие после истечения этого срока и не подлежат специальной отмене.
2. Нормативные правовые акты, не ограниченные определенным сроком, действуют до их отмены.
Глава ХI. Толкование нормативных правовых актов
Статья 68.
1. Толкование нормативных правовых актов - это деятельность по установлению содержания нормативного правового акта для его практической реализации.
2. Толкование нормативных правовых актов осуществляется в правоприменительных, правотворческих и исследовательских целях.
3. Результатом толкования нормативных правовых актов должна быть полная определенность смысла интерпретируемого акта или его предписания.
4. Толкование нормативных правовых актов может быть официальным и неофициальным.
Статья 69.
1. Официальное толкование нормативных правовых актов - это обязательное разъяснение нормативных правовых актов (их предписаний) правомочным правотворческим или судебном органом.
2. Официальное толкование нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании нормативного правового акта, неправильной или противоречивой практики их применения.
3. Официальное толкование нормативного правового акта производится в форме актов-разъяснений.
4. Официальные акты-разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъясняемые нормативные правовые акты.
5. В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Распространительное и ограничительное толкование допускается лишь в случаях явного расхождения смысла и текста нормативного правового акта или его предписания.
Статья 70.
С представлением в правотворческий орган власти о необходимости официального толкования соответствующего нормативного акта могут обратиться органы прокуратуры, правосудия, арбитражный суд, органы территориального общественного самоуправления, иные организации и должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность. Представление о необходимости официального толкования нормативного правового акта рассматривается правотворческим органом в двухнедельный срок.
Статья 71.
Неофициальное толкование нормативных правовых актов, то есть толкование, производимое организациями и лицами, не имеющими права официального толкования, не носит юридически обязательного характера.
Глава ХII. Порядок отмены, внесения изменений и дополнений в
нормативные правовые акты правотворческих органов г. Тамбова
Статья 72.
Порядок подачи предложений правотворческими органами и субъектами права г. Тамбова об отмене нормативного правового акта и о внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт соответствующего правотворческого органа аналогичен порядку внесения проектов нормативных правовых актов и их рассмотрения.
Статья 73.
Правотворческими органами (руководителями правотворческих органов, руководителями структурных подразделений правотворческих органов) внесение изменений и дополнений в нормативный правовой акт, отмена нормативного правового акта осуществляется исключительно актом, имеющим статус изменяемого (отменяемого) правового акта.
Статья 74.
Нормативные правовые акты Думы отменяются:
- решением Думы;
- в судебном порядке.
Статья 75.
Нормативные правовые акты мэра г. Тамбова отменяются:
- постановлением мэра г. Тамбова;
- в судебном порядке.
Статья 76.
1. Нормативные правовые акты глав администраций районов, органов территориального общественного самоуправления, собраний (сходов) граждан отменяются:
- собственным решением перечисленных в настоящей статье руководителей и органов;
- в судебном порядке.
2. При передаче органам местного самоуправления отдельных полномочий органами государственной власти Тамбовской области может быть установлен порядок отмены нормативных правовых актов органов местного самоуправления г. Тамбова органом государственной власти Тамбовской области, передавшим соответствующие полномочия.
Глава ХIII. Обеспечение защиты нормативных правовых актов
Статья 77.
1. Нарушение нормативных правовых актов влечет за собой административную, гражданско-правовую и иную ответственность, предусмотренную федеральными и областными законами.
2. Защита нормативных правовых актов г. Тамбова на его территории обеспечивается системой правоохранительных органов.
Глава ХIV. Систематизация нормативных правовых актов
Статья 78.
1. Нормативные правовые акты подлежат систематизации в правотворческих органах г. Тамбова, то есть распределение их по системе общественных правоотношений, для регулирования которых они были приняты.
2. Систематизация нормативных правовых актов осуществляется для более эффективного их изучения и более точного применения их на практике.
Глава ХV. Финансирование разработок нормативных правовых актов
Статья 79.
1. Разработка проектов нормативных правовых актов и экспертизы по ним подлежит финансированию за счет городского бюджета в пределах сумм, предусмотренных на эти цели.
2. Основанием финансирования является план разработки нормативных правовых актов и договоры с участниками разработки нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тамбовской городской Думы от 9 апреля 1997 г. N 48 (второй созыв пятое заседание) "О Положении "О нормативных правовых актах органов местного самоуправления г. Тамбова" (с изменениями и дополнениями)
Настоящее решение вступает в силу с 1 мая 1997 г.
Текст решения официально опубликован не был
Решением Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2008 г. N 629 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящее решение внесены изменения следующими документами:
Решение Тамбовской городской Думы от 26 июня 2002 г. N 222
Решение Тамбовской городской Думы от 26 ноября 1997 г. N 246