Решение Тамбовской городской Думы от 22 мая 2002 г. N 191
(третий созыв пятнадцатое заседание)
"Об утверждении Программы развития образования
в г. Тамбове на 2002 - 2005 гг."
Решением Тамбовской городской Думы от 22 февраля 2006 г. N 144 настоящее решение признано утратившим силу
Рассмотрев представленный мэром г. Тамбова Ильиным А.Ю. проект Программы развития образования в г. Тамбове на 2002 - 2005 гг., в соответствии со ст. 18 Устава города Тамбова, Положением "О порядке формирования, утверждения и реализации городских программ" и с учетом мнения постоянной депутатской комиссии по социальной политике,
Тамбовская городская Дума решила:
1. Утвердить Программу развития образования в г. Тамбове на 2002 - 2005 гг. (прилагается).
2. Контроль за выполнением городской Программы возложить на мэра г.Тамбова и постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Коваль Н.А.).
3. Решение вступает в силу со дня его опубликования.
Председатель Тамбовской
городской Думы |
Т.И.Козлова |
Программа
развития образования в городе Тамбове на 2002 - 2005 годы
(утв. решением Тамбовской городской Думы от 22 мая 2002 г. N 191)
Введение
Назначение Программы. Программа развития образования в городе Тамбове на 2002 - 2005 годы (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области" является организационной основой реализации государственной политики в области образования на территории города Тамбова. Программа определяет стратегию развития городской системы образования на период 2002 - 2005 годов и меры по ее практическому воплощению. Основные цели и задачи Программы состоят в переориентации законодательного и исполнительного органов местного самоуправления и городского органа управления образованием с приоритетного обеспечения функционирования муниципальной системы образования на обеспечение ее системного развития.
Замысел Программы. Настоящая Программа должна стать средством совершенствования управления образованием на муниципальном уровне. Программа должна создать действенные механизмы для обеспечения развития муниципальной образовательной системы, учитывающие как государственные требования, так и местные социально-экономические и культурно-исторические особенности развития. Программа должна сориентировать всю систему образования города на целевые приоритеты модернизации российского образования и реализацию национальной образовательной доктрины. Программа должна способствовать проектированию структуры управления, как в условиях целостной городской образовательной системы, так и в каждом конкретном образовательном учреждении, содействовать развитию начал самоуправления в образовательной отрасли города и нацеливать всю систему образования города на конечные результаты.
Структура Программы. Программа состоит из трех частей.
1. анализ состояния городской системы образования.
2. Концептуальные основы стратегии развития городской образовательной системы.
3. Основные направления развития городской системы образования в 2002 - 2005 годах.
В первой части Программы отражены проблемы, возникшие в реализации в городе Тамбове законодательных нормативных актов в области образования, современное состояние городской системы образования и прогноз ее развития на указанный в Программе период.
Во второй части Программы сформулированы стратегические основы развития городской системы образования в предстоящий период, выраженные в форме концептуальных подходов к проведению приоритетных системных изменений. В этой части также представлены достигнутые к настоящему моменту городской системой образования показатели конечных результатов ее деятельности, которые предполагается считать исходной точкой для проведения последующих изменений и критериями оценки эффективности реализации Программы.
В третьей части Программы представлены основные направления развития дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего (полного), дополнительного и специального образования в городе Тамбове на 2002 - 2005 годы и важнейшие на этот период направления формирования в городе действенной системы управления качеством образования. Третья часть Программы включает в себя ключевые действия и мероприятия по подготовке городской системы образования к переходу в новое состояние, соответствующее современным общественным тенденциям построения образования как целостной системы.
Исполнители и соисполнители Программы. Исполнителями и соисполнителями Программы являются: мэрия города Тамбова, районные территориальные управления мэрии г. Тамбова, Управление образования мэрии г. Тамбова, структурные подразделения социальной сферы г. Тамбова, городской информационно-методический Центр, образовательные учреждения города всех типов и видов, попечительские советы, заинтересованные предпринимательские структуры и общественные организации, все участники образовательного процесса.
Часть I. Анализ состояния городской системы образования
Закон Российской Федерации "Об образовании",
Закон Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области" и проблемы их реализации в г. Тамбове.
Принятый в 1992 году Закон Российской Федерации "Об образовании" обозначил концептуальные, содержательные и организационные задачи в образовательной сфере общества, определил принципы государственной политики в области образования и позволил выйти на новый уровень деятельности образовательных учреждений и управления ими. Закон Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области", принятый в 1999 году, определил цели, задачи и стратегические направления реформирования и развития образования в Тамбовской области с учетом региональной специфики системы образования.
Реформирование сферы образования в г. Тамбове, способствующее реализации в городской системе образования положений и нормативов законодательства об образовании, позволило накопить определенный опыт организации образовательного процесса в учреждениях образования города, выявить основные тенденции развития образовательной системы и установить механизмы взаимодействия субъектов образования в рамках всей образовательной системы. Исходя из современной ситуации, сложившейся в сфере образования г. Тамбова за период действия федерального и регионального Законов об образовании, органы управления образованием определяют для себя в настоящее время ряд проблем, требующих управленческих действий.
1. Необходимость расширения демократических начал в сфере образования, обеспечение государственно-общественного характера управления всей системой образования и ее отдельными компонентами, рациональное сочетание автономизации учебных заведений с централизованным управлением их развития.
2. Обострение проблемы интеллектуального, культурного и физического развития молодежи, реального обеспечения доступности различных форм получения образования, потребность в формировании системы непрерывного образования как фактора самореализации личности.
3. Обеспечение гарантий выбора содержания образования всеми участниками образовательного процесса, стандартизация образования на муниципальном уровне, определение критериальных подходов к аттестации образовательных учреждений, усиление гуманитарной составляющей образовательного процесса.
4. Формирование устойчивых интеграционных взаимосвязей между образовательными учреждениями различных уровней, содействие возникновению учебных комплексов и ассоциаций, обеспечение научно-методического обеспечения образования.
5. Поиск новых форм коллективного воспитания и механизмов содействия возникновению общественных объединений школьников, организация психологической и социальной поддержки учащихся.
6. Совершенствование подготовки и переподготовки современных педагогических кадров, оптимизация структуры профессиональных компонентов повышения квалификации педагогов, обогащение профессионально-технологического арсенала педагогических работников.
Современное состояние системы образования в г. Тамбове.
Город Тамбов основан 17 апреля 1636 года по указу царя Михаила Федоровича и освящен 1 октября 1637 года. За свою историю город Тамбов был уездным центром Азовской губернии, возглавлял обширное Тамбовское наместничество, был центром одного из округов Центрально-черноземной области, входил в состав Воронежской области. С 1937 года город Тамбов является областным центром. В современных границах его площадь составляет 120 квадратных километров. Население города составляет 309 тысяч человек. Национальный состав населения города достаточно однороден - русское население составляет 94%. Город Тамбов поделен на три района: Ленинский, Советский и Октябрьский. Октябрьский район города - самый крупный, в нем сосредоточен основной промышленный комплекс города. Ленинский район города выполняет административно-культурную роль. На его территории расположены областные и городские административные учреждения и культурные центры города. Советский район города - это его внешние ворота. Он обеспечивает связи с другими городами и экономическими районами страны. Его системообразующим звеном являются товарные станции железной дороги и пассажирский железнодорожный вокзал. Район является менее благоустроенным, чем остальные, и менее компактным. В городе Тамбове сконцентрировано 40% промышленного производства области и 39% ее населения. Исполнительные органы местного самоуправления на территории города представлены мэрией города Тамбова и ее территориальными управлениями в районах.
Город Тамбов располагает развитой сетью учебных заведений всех уровней и типов. Высшая школа представлена 2 государственными учебными заведениями. Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина и Тамбовским государственным техническим университетом, и 7 негосударственными высшими учебными заведениями. В Тамбове также действуют 2 высших учебных заведения Министерства обороны РФ: Тамбовский военный авиационно-инженерный институт и Тамбовский филиал Московского военного университета радиационной, химической и биологической защиты. Среднее специальное образование осуществляют в городе 10 техникумов, училищ и колледжей, музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова и Тамбовский филиал Московского юридического института МВД РФ. Ежегодно вузы города выпускают почти 2 тысячи студентов 56 специальностей. Специалистами среднего звена становятся ежегодно еще 2100 выпускников средних специальных учебных заведений города. Начальное профессиональное образование в городе осуществляют 7 профессионально-технических училищ, которые готовят своих выпускников по 100 специальностям. В культурном развитии города важное место занимают отделение Союза художников России, 24 клубных учреждения, краеведческий музей и 7 народных музеев.
Сложившаяся за последние годы городская система среднего образования включает в себя в настоящее время 59 дошкольных образовательных учреждений, 11 начальных школ-детских садов, 2 прогимназии, 2 основные школы, 25 средних школ, 2 гимназии, 6 лицеев, 3 школы-интерната, из них 1 для детей с проблемами развития, 1 специально-коррекционную школу, 1 детский приют для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 детских дома, их них 2 для детей с отклонениями в развитии, 4 сменных общеобразовательных школы и 21 учреждение дополнительного образования: 3 центра детского творчества, 2 станции юннатов, 1 биоэкологический центр, 1 водно-спортивный клуб, 8 детско-юношеских спортивных школ, Центр православной культуры, Центр развития и социально-психологической адаптации детей, 1 фильмотеку, 3 загородных оздоровительных лагеря. Контингент воспитанников дошкольных образовательных учреждений составляет 7611 человек. В общеобразовательных учреждениях города обучаются 35933 школьника. Всеми видами учреждений дополнительного образования охвачено 16269 учащихся. В учреждениях специального коррекционного образования получают образовательные услуги 756 детей школьного возраста.
За последние годы в общем контексте глубочайших социальных, экономических и политических перемен, произошедших в нашей стране, система среднего образования города Тамбова коренным образом изменила свой облик и внутренний строй, претерпела значительные качественные и количественные изменения. Сеть городских образовательных учреждений существенно дифференцировалась. На всех уровнях городской системы образования, наряду с традиционными, появились инновационные образовательные учреждения. В системе дошкольного образования это учебно-воспитательные комплексы "начальная школа-детский сад" и прогимназии. С учетом имеющихся в городе возможностей получения высшего образования в системе общего среднего образования несколько общеобразовательных школ были реорганизованы в лицеи и гимназии, был создан муниципальный военный лицей, появилась первая в городе авторская школа, ставшая сейчас лицеем, носящим имя ее создателя Н.А. Рябова. Развитие сети инновационных общеобразовательных учреждений привело к появлению образовательных комплексов типа "Лицей-Вуз" и "Детский сад-Лицей-Вуз". Расширилась сеть интернатных общеобразовательных учреждений, позволяющих получать общее среднее образование в областном центре не только проживающим в нем детям, но и школьникам области. Стремление управленческих структур города к оптимизации городской образовательной среды проявило себя в создании общеобразовательных учреждений, находящихся на совместном с областью финансировании (муниципально-областной лицей с интернатом для одаренных детей при ТГТУ, общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой им. М.М. Расковой), в передаче на областной баланс общеобразовательных учреждений, обладающих перспективным потенциалом развития на региональном уровне (муниципальный военный лицей, преобразованный в государственное учреждение общеобразовательную школу-интернат - кадетскую школу-интернат "Тамбовский кадетский корпус им. Л.С. Демина"). Качественные изменения коснулись и системы специального коррекционного образования. Единственная в городе общеобразовательная школа для детей с отклонениями в развитии была реорганизована в специальную общеобразовательную трудовую школу, что позволило в большей степени сориентировать ее на социализацию личности учащихся, их адаптацию к жизни в обществе и реабилитацию с целью возможного возвращения в условия массовой общеобразовательной школы. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тамбове был открыт городской детский приют. Система дополнительного образования города также пополнилась нетрадиционными образовательными учреждениями. Основным из них стал Центр развития и социально-психологической адаптации детей, который сумел за годы своего существования не только создать систему медико-педагогической и психологической помощи школьникам города, но и разработать методику психологической диагностики различных направлений эффективности образовательного процесса.
За последние годы предприняты серьезные попытки перестроить управление образовательным процессом. Совершенствование системы управления образованием шло по пути разграничения компетенции между органами управления образованием различных уровней и руководителями образовательных учреждений, расширения практики применения гибких механизмов управления. В настоящее время образовательная деятельность во всех учреждениях образования города лицензирована. Все образовательные учреждения города прошли государственную аккредитацию. В городе утвердилась разработанная городским Управлением образования методика аттестации муниципальных образовательных учреждений. Система инспектирования подведомственных образовательных учреждений стала в большей степени ориентироваться на соуправление образовательным процессом. На уровне городской исполнительной власти идет активный поиск путей демократизации межличностных отношений участников образовательного процесса, внедрения нового многоканального механизма финансирования системы образования. Изменились организационные и правовые основы деятельности городского Управления образования и муниципальных образовательных учреждений, сформировались принципы их взаимоотношений с органами местного самоуправления. Усложнившаяся структура муниципальной образовательной системы стала стимулом развития координационных функций органа управления образованием, укрепления в его работе позиций консультирования и экспертизы подведомственных объектов. Удалось обеспечить развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях. Сложилась система трансляции актуальной научно-методической информации между Управлением образования и городской методической службой, с одной стороны, и образовательными учреждениями, с другой. При муниципальных органах управления созданы различные коллегиальные органы, способствующие более эффективному решению стоящих перед образовательной отраслью задач и реализации государственно-общественного характера управления системой образования. Все это позволило, несмотря на трудности периода социально-политических преобразований, совместными усилиями городской исполнительной власти, органов управления образованием и общественности города не только сохранить городскую образовательную систему, не только поддерживать ее стабильное функционирование, но и сообщить ей импульс реального развития.
Вместе с тем необходимо констатировать, что указанные позитивные изменения в организации и содержании управления городской системой образования можно рассматривать лишь как положительные тенденции, которые могут стать необратимыми процессами только при условии целенаправленного управленческого воздействия на них. В настоящее время среди первостепенных задач в области образования в городе Тамбове, требующих управленческих решений в ближайший период, можно назвать:
- совершенствование правового регулирования деятельности городской системы образования;
- формирования оптимального спектра образовательных услуг;
- научно-методическое обновление содержания образования;
- формирование системы гражданского воспитания учащихся;
- организация досуга школьников;
- усовершенствование системы переподготовки и повышения квалификации кадров;
- социальная защита участников образовательного процесса;
- завершение перестройки системы управления образованием в городе.
Определяя данные задачи в качестве целевых установок дня принятия управленческих решений, нельзя не заметить, что в них нуждаются как управляющая, так и управляемая системы. В такой ситуации важными становятся изменения не только в организационных структурах управления, но и в технологии принятия и реализации управленческих решений. Этот фактор становится особенно очевидным, так как муниципальная система образования города Тамбова, являясь частью региональной и государственной системы образования, будет находиться в отведенный для выполнения Программы период на подготовительном этапе к реализации общефедеральной программы модернизации образования и переходу на новую структуру общего среднего образования.
Прогноз развития городской системы образования на 2002 - 2005 годы.
В современном состоянии российского общества предпосылки его стабилизации видятся только на пути перехода к регулируемой рыночной экономике. Учитывая исторический опыт становления и развития рыночных экономических отношений, можно утверждать, что стабилизация экономики и последующий экономический рост в решающей степени предопределяются качеством населения, в основе которого лежит состояние здоровья и уровень образованности членов общества. Общепризнанным фактором, работающим на экономику, является предоставление гражданам права на получение образования. Поэтому сегодня, как никогда, образование выполняет роль чистых инвестиций в экономику. Как следствие этого, судьбы демократического общества в России напрямую связаны с возможностью получения оптимального образования и качеством обучения прежде всего на базовом уровне.
Исходя из этого, органы местного самоуправления, принимающие на себя ответственность за управление развитием сферы образования в городе Тамбове, ставят перед городской системой образования на современном этапе конкретные цели достижения. В обозначенный Программой период в городской системе образования должно быть завершено формирование единого муниципального образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную сеть услуг, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения города. В городской системе образования должна сложиться устойчивая практика формирования социализации личности и система ее воспитания на ценностях национальной культуры. Главенствующим вектором развития сферы образования в городе в предстоящие годы должно стать ее превращение в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие всех участников образовательного процесса, а также развитие местных общественных систем в условиях корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами города.
Подобный прогноз развития городской системы образования на 2002 - 2005 годы предполагает решение строго конкретных практических задач:
1. Обеспечение качества традиционного образования на уровне государственных образовательных стандартов.
2. Изучение реальных образовательных потребностей разных социальных слоев населения города и предоставление им соответствующих образовательных услуг.
3. Сотрудничество с семьями учащихся с целью формирования у населения города ценностных образовательных ориентиров.
4. Формирование собственного местного компонента образования.
5. Проведение перспективных разработок новых типов содержания образования и новых типов образовательных учреждений.
Реализация этих задач будет осуществляться через стандартизацию образования на муниципальном уровне и отработку механизмов создания в городской системе образования реальных рычагов управления качеством образовательных услуг. Достижению намеченных качественных сдвигов в городской системе образования будет способствовать комплексно-целевой подход к ее управлению, воплощенный в данной Программе, которая позволяет и определить концепцию предстоящего развития, и привлечь для ее реализации адекватное структурное, содержательное, кадровое и материально-ресурсное обеспечение. Выполнение Программы должно обеспечить единство целевых установок деятельности управляющей и управляемой подсистем, устранить дисбаланс в управленческих циклах на различных уровнях управления и повысить конструктивные и результативные возможности управляемого объекта.
Часть II. Концептуальные основы стратегии развития
городской образовательной системы
Муниципальные образовательные стандарты и их научно-методическое обеспечение.
Наиболее эффективным способом управления качеством образования является создание стандартов или стандартизация образования. Под муниципальным стандартом образования в Программе подразумевается минимальный объем предоставляемых бесплатно образовательных услуг в рамках государственного стандарта образования. Муниципальный образовательный стандарт призван определять обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений города. Цель внедрения в практику городской системы образования муниципальных образовательных стандартов - закрепление демократических начал в образовании, защита интересов ребенка и творчества учителя, обеспечение необходимого обществу уровня образования и сохранение единого образовательного пространства. Муниципальный стандарт образования будет предоставлять всем участникам образовательного процесса право на свободу выбора типа образовательного учреждения, учебных планов, программ, учебников и технологий. Соотнесение достигнутого уровня качества образования с муниципальным образовательным стандартом должно гарантировать оптимальный уровень образовательных услуг, снижение которого может привести к негативным последствиям.
На муниципальном уровне образование как процесс предполагается стандартизировать по следующим направлениям:
- стандарт образовательного учреждения.
Муниципальный стандарт содержания образования.
Исходным моментом в определении муниципального стандарта содержания образования должно стать его качественное обновление как во всей городской системе образования в целом, так и в каждом отдельном образовательном учреждении, являющемся конкретной составляющей данной системы. Принципиальным отличием нового содержания образования, должны стать его разноуровневость и вариативность, зафиксированные в программе развития муниципального образовательного учреждения. Образование, построенное на принципах разноуровневости и вариативности, обеспечит дифференциацию обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом образовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание направлениям, отвечающим его склонностям.
Реализации муниципального стандарта образования будет способствовать создание стандартов учебных планов и стандартов учебных программ. Государственный стандарт содержания образования на сегодня определяется типовыми учебными планами и программами. В муниципальных образовательных учреждениях, наряду с программами, отражающими базовый компонент образования, гарантируемый всеми типами образовательных учреждений, должна поощряться разработка программ, в разной мере углубляющих содержание базового образования или расширяющего его в соответствии с потребностями избранного профиля.
Муниципальным стандартом учебного плана будет служить Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации с включенными в него региональным и школьным компонентами. Однако, конструктивным обоснованием всего разнообразия учебных планов, разработанных муниципальными образовательными учреждениями, должен стать необходимый учет социально-экономических особенностей города, потребностей сложившегося в нем рынка труда, возможностей самого образовательного учреждения, достигнутого общегородского уровня качества обучения и квалификации кадрового педагогического состава.
Муниципальный стандарт выпускника.
Выпускник общеобразовательного учреждения г. Тамбова - это российский человек, знающий и уважающий свою родословную, чтущий обычаи предков и их историю. Тамбовский выпускник - это человек свободный, способный жить в условиях демократии, самоопределяться по отношению к окружающей действительности, признавать права других людей и их убеждения.
Исходя из запросов общества на современном этапе, выпускник общеобразовательного учреждения г. Тамбова должен:
- знать основы конституционного строя Российской Федерации;
- знать этические и правовые нормы, регулирующие взаимоотношения человека с другими людьми, с обществом и окружающей средой;
- знать основные учения в области гуманитарных, естественно-математических и социально-экономических наук, уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать научную методологию в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- иметь целостное представление о процессах и явлениях живой и неживой природы, о методах ее познания, владеть методами научного познания на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;
- владеть культурой мышления, знать его общие законы, уметь в письменной и устной форме правильно оформить его результаты;
- уметь на научной основе организовать свой труд, овладеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;
- уметь в условиях изменяющейся социальной практики переоценить накопленный опыт, проанализировать свои возможности и быть готовым продолжать образование на протяжении всей жизни:
- иметь представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования.
Муниципальный стандарт педагога.
Педагог, работающий в муниципальном образовательном учреждении г. Тамбова, должен владеть обязательными навыками по всем аспектам своей деятельности:
1. Культурологический аспект (владение общей, нравственной и профессиональной педагогической культурой, знание молодежной субкультуры).
2. Профессиональный аспект (педагогическая компетентность, владение педагогической техникой, умение организовать педагогическое взаимодействие, искусство убеждать, высокая специальная и методическая подготовка).
3. Психологический аспект (знание возрастной психологии, психологическая интуиция, способность принять адекватное психолого-педагогическое решение, навыки психорегуляции, владение приемами снятия психического напряжения).
Стандарт муниципального образовательного учреждения.
Параметры стандартизации муниципальных образовательных учреждений в г. Тамбове будут вырабатываться на основе результатов их лицензирования, аттестации и аккредитации. Параметры стандартизации будут устанавливаться по следующим направлениям:
- соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области образования;
- соблюдение положений Устава образовательного учреждения и договора с учредителем;
- качество образовательных услуг и оценка их результатов, соответствие качества обучения показателям муниципального образовательного стандарта;
- сохранность контингента обучающихся;
- преемственность структуры образовательных услуг;
- состояние методической и материально-технической базы;
- разработка нетиповых учебных программ;
- квалификация преподавательского состава;
- условия образовательной деятельности, состояние санитарии, гигиены, охраны труда.
Система управления качеством предоставляемых образовательных услуг.
Управление качеством образовательных услуг предусматривает целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на составляющие его элементы в целях достижения наибольшего соответствия достигнутых параметров необходимым требованиям, нормам и стандартам. Оценка эффективности системы управления качеством образовательных услуг будет производиться как с позиции оценки внешней эффективности по отношению ко всей городской системе образования в целом, так и с позиций оценки внутренней эффективности по отношению ко всем компонентам педагогического процесса. Критериальный аппарат системы управления качеством образовательных услуг включает в себя целый комплекс различных направлений развития образовательного процесса. Однако в период, обозначенный настоящей Программой, системообразующими критериями, обеспечивающими решающее влияние на формирование системы управления качеством образовательных услуг, должны стать следующие направления деятельности:
- совершенствование системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров;
- социальная защита педагогов;
- развитие материально-технической базы городской системы образования.
Критерии и показатели оценки эффективности реализации
Программы развития образования.
Основные целевые блоки и направления развития, способствующие созданию условий для реализации Программы, должны ориентироваться на достижение оптимального уровня показателей, определяющих конечные результаты деятельности городской системы образования. Эти показатели будут контролироваться ежегодно в период действия настоящей Программы. Исходными показателями на момент принятия Программы необходимо считать:
6. Формирование здоровья и здорового образа жизни.
- количество учащихся, занимающихся во II смену - 26%
- наполняемость классов - 25,6: I ступень - 24,1
II ступень - 26,0 III ступень - 27,2
- количество обучающихся в школах для детей с недостатками умственного и физического развития - 274
- количество обучающихся в классах коррекции общеобразовательных школ - 302
- количество учащихся, обучающихся по медицинским показаниям на дому - 487
- количество детей-инвалидов - 271
- количество учащихся, занимающихся в специальных медицинских физкультурных группах - 927
7. Уровень воспитанности и социализации детей и подростков.
- количество учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования - 16269
- количество общественных объединений школьников - 34
- охват учащихся внеурочной воспитательной работой в общеобразовательных учреждениях города - 18260
- количество учащихся, состоящих на учете в ИДН - 302
- количество учащихся, состоящих на профилактическом учете в школе - 119
- количество нетрудоустроенных учащихся после окончания основной школы - 30
- количество нетрудоустроенных учащихся после окончания средней школы - 72
- количество классов для детей из семей беженцев и переселенцев - 1
8. Уровень базового и дополнительного образования.
- качество обучения на I ступени общего среднего образования - 73%
- качество обучения на II ступени общего среднего образования - 54%
- качество обучения на III ступени общего среднего образования - 58%
- качество обучения по результатам итоговой государственной аттестации выпускников основной школы - 79%
- качество обучения по результатам итоговой государственной аттестации выпускников средней школы - 89%
- количество учащихся, награжденных по окончанию школы золотыми и серебряными медалями - 291
- количественный показатель муниципального образовательного стандарта для общеобразовательных школ - 51%
- количественный показатель муниципального образовательного стандарта для инновационных общеобразовательных учреждений - 64%
9. Уровень подготовки к непрерывному продолжению образования и труду в рыночных условиях.
- количество выпускников основной школы, продолжающих образование - 98%
- количество выпускников основной школы, продолжающих образование в 10-ом классе общеобразовательных школ - 66%
- количество выпускников общеобразовательных школ, продолжающих образование в 10-ом классе инновационных образовательных учреждений - 18%
- количество выпускников основной школы, продолжающих обучение в средних специальных учебных заведениях - 12%
- количество выпускников основной школы, продолжающих образование в профессионально-технических училищах - 16,7%
- количество выпускников основной школы, продолжающих образование в ОСОШ - 3%
- количество выпускников средней школы, продолжающих образование - 93,3%
- количество выпускников средней школы, продолжающих образование в вузах - 61,8%
- количество выпускников средней школы, продолжающих образование в средних специальных учебных заведениях - 18%
- количество выпускников средней школы, продолжающих образование в профессионально-технических училищах - 7%
- количество выпускников средней школы, получивших квалификационный разряд по окончании УПК - 424
- количество специальностей в учреждениях начального профессионального образования - 23
- динамика обновления перечня специальностей в учреждениях начального профессионального образования - 10%
10. Уровень готовности к жизни в семье и в обществе.
- социальный состав семей учащихся: рабочие - 36%
служащие - 38% военнослужащие - 10% предприниматели - 12% пенсионеры - 4%
- количество семей учащихся, где есть безработные - 18%
- количество родителей, участников локальных вооруженных конфликтов - 8
- образовательный уровень родителей: с высшим образованием - 36% со средним специальным образованием - 39% со средним образованием - 25%
- количество неблагополучных семей - 339
- количество малообеспеченных семей - 3321
- количество многодетных семей - 1203
- количество неполных семей - 7664
- количество семей беженцев и вынужденных переселенцев - 221
- количество родителей, лишенных родительских прав - 15
- количество детей-сирот и детей, находящихся под опекой - 296
11. Формирование муниципального образовательного пространства, динамика изменения спектра образовательных услуг, удовлетворяющего потребности жителей города.
- количество традиционных образовательных учреждений в системе дошкольного образования - 42
- количество инновационных образовательных учреждений в системе дошкольного образования - 13
- количество традиционных образовательных учреждений в системе общего среднего образования - 43
- количество инновационных образовательных учреждений в системе общего среднего образования - 11
- количество традиционных образовательных учреждений в системе дополнительного образования - 14
- количество нетрадиционных образовательных учреждений в системе дополнительного образования - 7
- количество традиционных образовательных учреждений в системе коррекционного образования - 7
- количество нетрадиционных образовательных учреждений в системе коррекционного образования - 1
- количество образовательных учреждений, имеющих статус городской экспериментальной площадки - 3
- количество образовательных учреждений, имеющих статус областной экспериментальной площадки - 14
- количество образовательных учреждений, имеющих статус федеральной экспериментальной площадки - 4
- количество классов с углубленным преподаванием отдельных предметов в общеобразовательных школах - 190
- количество специализаций в классах с углубленным изучением отдельных предметов - 7
- количество профильных классов в общеобразовательных школах - 182
- количество специализаций в профильных классах - 16
- количество классов компенсирующего обучения - 36
- количество классов развивающего обучения - 52
- количество учащихся, изучающих 2 иностранных языка - 4%
- количество учащихся, получающих образование по альтернативным формам обучения - 68
Ведущими приоритетами городской системы образования в обозначенный Программой период будут целевые блоки, направленные на стабилизацию уровня базового и дополнительного образования и формирование муниципального образовательного пространства, удовлетворяющего потребности жителей города.
Часть III. Основные направления развития городской системы
образования в 2002 - 2005 годах
Дошкольное образование
Проблемы (задачи, направления) |
Ключевые действия (мероприятия) |
Организаторы, исполнители, сроки |
Ожидаемые результаты | Объемы финансиро- вания (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Модификация деятельности ДОУ на основе современной нормативно- правовой базы |
Разработка положения о Совете по дошкольному образованию |
Управление образования 2002 г. |
Совершенствование системы управления системой |
|
Разработка нормативных документов для нетрадиционных ДОУ |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Оптимизация условий функционирования ДОУ |
||
Заключить договоры о сотрудничестве с ИПКРО, педколледжем N 1, педучилищем N 2, медкол-леджем, ТГУ, Московским институтом коррекционной педагогики |
Управление образования, ГИМЦ 2002 - 2003 г.г. |
Усиление координации дея- тельности |
||
Разработать положение о попечительском совете ДОУ |
Управление образования 2002 г. |
Привлечение допол- нительных финансовых средств |
||
Разработать положение о городском совете руководителей ДОУ |
Управление образования 2002 г. |
Совершенствование системы управления |
||
Разработать положение о школе молодого руководителя ДОУ |
ГИМЦ 2003 г. | Создание резерва руководящих кадров |
||
Разработать положение о микрорайоном центре национальной культуры |
Управление образования, ГИМЦ 2003 г. |
Реализация историко- культурных традиций обучения |
||
Создание устойчивого механизма кадрового обеспе- чения ДОУ |
Разработать заказ на подготовку для ДОУ кадров воспитателей узкой специализации |
Управление образования, ГИМЦ 2002 г. |
Повышение профессио- нальной компетенции педагогических кадров |
|
Определить базовые площадки для реализации новой модели организации повышения квалификации |
Управление образования, ГИМЦ 2003 г. |
Создание условий для распространения передового опыта |
||
Создать базу данных коррекционных, парциальных и сквозных образова- тельных программ |
ГИМЦ 2002 - 2005 г.г. |
Расширение возможностей обновления содержания образования |
||
Организовать эффек- тивный мониторинг качества современного дошкольного образования |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Стандартизации дошколь- ного образования |
||
Обеспечение необходимого уровня научно- методической подготовки всех категорий педаго- гических и руководящих кадров ДОУ |
Продолжать сотруд- ничество с ведущими специалистами системы образования, здравоохранения и науки |
Управление образования, ГИМЦ 2002 - 2005 г.г. |
Формирование единого научно-методического пространства |
|
Продолжать обобщение педагогического опыта по основным направлениям деятельности ДОУ |
ГИМЦ 2002 - 2005 г.г. |
Оказание практической помощи руководителям, педагогам и специалистам ДОУ |
||
Разработать пакет программ, направ- ленных на социальную адаптацию детей дошкольного возраста |
Управление образования, ГИМЦ 2002 г. |
Расширение возможностей социальной адаптации детей |
||
Разработать программы, направ- ленные на взаимо- действие семьи и ДОУ |
Управление образования, ГИМЦ 2003 г. |
Реализация социально- правовой защиты детей |
||
Разработать программы, направ- ленные на формиро- вание у детей навыков здорового образа жизни |
Управление образования, ГИМЦ 2004 г. |
Укрепление здоровья воспитанников ДОУ |
||
Рационализация единой системы раннего выявления и коррекции развития детей дошкольного и младшего школьного возраста |
Открытие специали зированных групп для детей с нарушением интеллекта |
Управление образования, 2002 г. |
Создание эффективной реабилитационной службы |
154 тыс. рублей 2002 г. |
Открытие специали- зированных групп для детей с нарушением речи |
Управление образования 2003 г. |
Повышение эффективности логопедической помощи |
42 тыс. рублей 2003 г. |
|
Открытие специали- зированных групп для детей с нарушением слуха |
Управление образования, 2004 г. |
Включение в штат ДОУ сурдопедагогов |
40 тыс. рублей 2004 г. |
|
Формирование единых подходов к проблеме преемственности дошкольного образования и начальной школы |
Открытие городской экспериментальной площадки на базе прогимназии "Радуга" |
Управление образования, ГИМЦ 2002 г. |
Отработка модели учебного комплекса |
15 тыс. рублей 2002 г. |
Создание мотивации для активизации деятельности ДОУ |
Внедрение в городских ДОУ новых форм конкурсного и фестивального творчества |
Управление образования, 2002 - 2005 г.г. |
Активизация деятельности ДОУ |
|
Расширение информационно- педагогического поля в системе дошкольного образования |
Издание информацион- но-педагогических материалов по основным направлениям деятельности ДОУ |
ГИМЦ 2002 - 2005 г.г. |
Повышение психолого- педагогической грамотности населения города |
2002 - 2 тыс. руб., 2003 - 2 тыс. руб., 2004 - 2 тыс. руб., 2005 - 2 тыс. руб. |
Освещение в СМИ структурных изменений в системе дошкольного образования |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Выработка современных ценностных ориентаций у населения города |
||
Осуществление творческих контактов с научными органи- зациями города |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Научно-методическое обеспечение деятельности ДОУ |
||
Осуществление дальнейшей дифференциации ДОУ |
Содействовать разви- тию ДОУ, направленных на интеллектуальное развитие детей |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Расширение сферы обра- зовательных услуг для населения города |
|
Открыть в ДОУ группы кратковременного пребывания |
Управление образования 2003 г. |
Доильное образование детей, не посещающих ДОУ |
||
Расширить сферу платных дополни- тельных образова- тельных услуг |
Управление образования 2004 г. |
Внедрение механизмов многоканального финансирования |
Начальное общее образование
Проблемы (задачи, направления) |
Ключевые действия (мероприятия) |
Организаторы, исполнители, сроки |
Ожидаемые результаты | Объемы финансиро- вания (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием |
Выстроить преемст венные линии в содержании образования |
Управление образования 2002 - 2805 г.г. |
Устранение раннего изучения и дублирования школьных программ |
|
Подготовка детей к обучению в школе |
Разработать реко- мендации по подготовке к школе детей, не посещающих ДОУ |
Управление образования, ГИМЦ 2003 г.г. |
Систематическое образование детей 5 - 6 летнего возраста |
|
Сохранение единства муниципального образовательного пространства |
Разработать требования к выпускникам начальной школы |
Управление образования 2004 г. |
Создание модели выпускника начальной школы |
|
Оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении |
Объединить усилия учреждений социа- льной сферы города для решения проблем реабилитационной защиты детей |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Создание в общеобразо- вательных учреждениях коррекционно-развивающей службы |
|
Сохранение и укрепление здоровья младших школьников |
Разработать систему укрепления здоровья младших школьников |
Управление образования 2003 г. |
Обеспечение психолого- педагогического сопровождения обучения |
|
Обеспечение личност- но-ориентированного образования |
Разработать рекомендации по организации 6-го развивающего дня |
Управление образования 2003 г. |
Внедрение новых форм организации образова- тельного процесса |
|
Сохранение в основной школе позитивного потенциала, заложенного в начальной школе |
Разработать сквозные преемственные программы обучения по развивающим системах |
Управление образования, ГИМЦ 2004 г. |
Обеспечение преемственности между начальной и основной школой |
|
Внедрять преемст- венные технологии обучения по развивающим системам |
ГИМЦ 2002-2005 г.г. | Расширение технологического арсенала педагогов |
Основное общее образование
Проблемы (задачи, направления) |
Ключевые действия (мероприятия) |
Организа- торы, исполнители, сроки |
Ожидаемые результаты |
Объемы финанси- рования (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Совершенствование организационно- педагогических условий преемст- венности обучения в начальной и основной школе |
Разработать нормативные документы, обеспечивающие преемственный переход в основную школу |
Управление образования 2003 г. |
Рост качества обучения по показателям индивидуального развития |
|
Подготовка к осуществлению профильного образования |
Содействовать развитию профильного обучения |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Оптимизация спектра образовательных услуг |
|
Обеспечить оперативность образовательных программ в каждом ДОУ |
Руководители образова- тельных учреждений 2004 г. |
Внедрение вариативности обучения на II ступени общего образования |
||
Совершенствование механизма получения альтернативных форм образования |
Разработать положения о семейном образовании, самообразовании и экстернате |
Управление образования 2002 г. |
Реализация прав на получение различных форм образования |
|
Развитие практической направленности общего образования |
Разработать программу повышения грамотности учащихся |
ГИМЦ 2003 г. | Улучшение муниципальных показателей по русскому языку |
|
Развитие возможностей для образования одаренных детей |
Оптимизировать структуру городских предметных олимпиад |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Обеспечение развития инди- видуальности учащихся |
|
Расширить сферу действия международной программы "Дебаты" |
Управление образования 2004 г.г. |
Создание перспектив для получения элитного образования |
||
Содействовать участию школьников города в международных образовательных проектах |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Создание условий для получения образования за рубежом |
||
Совершенствование механизмов проведения итоговой аттестации выпускников школы |
Продолжить практику проведения обязательных муниципальных экзаменов |
Управление образования 2003 - 2005 г.г. |
Улучшение показателей муниципальных образовательных стандартов |
|
Систематизиро- вать контроль за проведением различных форм итоговой аттестации |
Управление образования 2003 - 2004 г.г. |
Стандартизация контроля за качеством образования на муниципальном уровне |
||
Внедрить тестирование в текущий контроль качества образования |
Управление образования 2002 - 2004 г.г. |
Обеспечение готовности учащихся к общероссийскому тестированию |
||
Стандартизиро- вать систему мониторинга качества образования |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Возрастание объективности показателей качества обучения |
||
Способствовать участию выпускников основной школы в централизо- ванном тестировании |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Создание оптимальных условий для самоопределения учащихся |
Среднее общее (полное) образование
Проблемы (задачи, направления) |
Ключевые действия (мероприятия) |
Организаторы, исполнители, сроки |
Ожидаемые результаты | Объемы финансирования (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Укрепление правовой базы общеобразовательных учреждений |
Привести все правовые акты в полное соответствие с федеральным и отраслевым законодательством |
Управление образования 2002 - 2003 г.г. |
Реальное обеспечение на территории города Тамбова права граждан на образование |
|
Создать совет руководителей общеобразовательных учреждений города |
Управление образования 2002 г. |
Правовая обоснован- ность принятия и реализации управлен- ческих решений |
||
Оптимизация сети общеобразовательных учреждений города |
Установить на уровне местного самоуправления социальные нормы функционирования ОУ |
Управление образования 2002 г. |
Учет образовательных потребностей и демографических процессов |
|
Определить параметры муниципального образовательного стандарта для инновационных ОУ |
Управление образования 2003 г. |
Выравнивание качест- венных характеристик лицейского и гимназического образования |
||
Осуществить единый порядок финансирования инновационных ОУ |
Управление образования 2003 г. |
Равные стартовые возможности для учащихся города |
||
Развивать ОУ, имеющие в своем составе только старшие классы |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Приближение школьной системы подготовки к вузовской |
||
Апробировать создание модели университетской ассоциации |
Управление образования 2003 г. |
Появление новых моделей ОУ |
||
Радикальное обновление содержания образования |
Ускорить внедрение в практику работы ОУ новых государствен- ных стандартов общего (полного) образования |
Управление образования, ГИМЦ 2002 - 2003 г.г. |
Приведение содержания общего образования в соответствие с современными потреб- ностями общества |
|
Ликвидировать дисбаланс в структуре классов с углубленным изучением предметов и профильных классов |
Управление образования 2004 г. |
Усиление гуманитарной составляющей общего (полного) среднего образования |
||
Подготовка к переходу на новую структуру общего среднего образования |
Обеспечить материальную и научно-методическую поддержку ОУ, участвующих в федеральном эксперименте |
Управление образования, ГИМЦ 2002 - 2005 г.г. |
Апробирование учебных программ и учебников для 12-летней школы |
2002 - 75 тыс. руб., 2003 - 175 тыс., 2004 - 175 тыс., 2005 - 175 тыс. |
Обеспечить сверхнормативное финансирование ОУ, имеющих статус ФЭП |
Управление образования 2002 - 2004 г.г. |
Отработка новых методов и технологий образовательного процесса |
2002 - 281 тыс. руб., 2003 - 645 тыс., 2004 - 645 тыс., 2005 - 645 тыс. |
|
Сохранение единого муниципального образовательного процесса |
Провести поэтапную экспертизу всех модифицированных и авторских учебных программ |
ГИМЦ 2002 - 2003 г.г. |
Обеспечение обяза- тельного минимума содержания образования |
|
Провести мониторинг результативности обучения в профиль- ных классах ОУ |
Управление образования 2004 - 2005 г.г. |
Повышение качества преподавания на продвинутом уровне |
||
Соблюдать в учебных планах ОУ баланс федерального, регионального, муниципального и школьного компонентов |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Нормализация учебной нагрузки учащихся |
||
Информатизация образовательного процесса в городских общеобразовательных учреждениях |
Приобретать ежегодно для ОУ компьютерные классы |
Мэрия города Тамбова 2002 - 2005 г.г. |
Обеспечение совре- менных средств доступа к информации |
2002 - 1000 тыс., 2003 - 1200 тыс., 2004 - 1200 тыс., 2005 - 1200 тыс. |
Создание городского компьютерного центра на базе МОУ Лицея N 14 |
Установить льготные тарифы на подключение к сети Интернет для ОУ города |
Мэрия города Тамбова 2004 г.г. |
Увеличение объема учебной информации |
180 тыс. рублей 2004 г. |
Усиление воспита- тельного потенциала образовательного процесса |
Разработать городскую концепцию воспитательной работы |
Управление образования 2003 г. |
Определение приорите- тов образовательной идеологии |
|
Ориентация общеобразовательных учреждений начальной профессиональной подготовки на социально- экономические потребности города |
Обновлять специализации подготовки учащихся в УПК и ОСОШ |
Управление образования 2005 г. |
Удовлетворение кадровых потребностей города |
|
Возобновить шефские связи ОУ с промышленными предприятиями города |
Управление образования 2002 г. |
Модернизация сети ОУ за счет привлечения средств |
||
Организовать на базе ОУ переподготовку незанятого населения города |
Управление образования, городской центр занятости 2003 - 2005 г.г. |
Обеспечение работой высвобождающихся педагогов |
Дополнительное образование
Проблемы (задачи, направления) |
Ключевые действия (мероприятия) |
Организаторы, исполнители, сроки |
Ожидаемые результаты | Объемы финансиро- вания (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Упорядочение норма- тивно-правовой базы учреждений дополни- тельного образования |
Выстроить систему взаимодействия УДО с другими ОУ города на договорной основе |
Управление образований 2002 г. |
Нормативно-правовое обеспечение развития УДО |
|
Организация научно- методического обеспечения деятельности УДО |
Создать научно- методический совет по учебно- исследовательской деятельнсоти учащихся в УДО |
Управление образования 2003 г. |
Повышение уровня образовательной подготовки в УДО |
|
Разработать и апробировать критерии оценки дея- тельности педагогов дополнительного образования |
Управление образования 2004 г. |
Совершенствование системы аттестации педагогических кадров УДО |
||
Упорядочение программно-методи- ческого обеспечения образовательного процесса в УДО |
Разработать положение о городском экспертном совете по рецензиованию авторских программ |
Управление образования, ГИМЦ 2005 г. |
Совершенствование программного обеспечения образовательного процесса в УДО |
|
Обновление содержания дополни- тельного образования |
Провести мониторинг результативности учебно- воспитательного процесса в УДО |
Управление образования 2002 - 2003 г.г. |
Определение критери- ев качественного образования в УДО |
|
Создать банк передового педагогического опыта по всем направлениям деятельности УДО |
Управление образования, ГИМЦ 2005 г. |
Внедрение накопленно го передового опыта |
||
Диверсификация учреждений дополнительного образования |
Апробировать и моделировать новые формы работы в УДО |
Управление образования 2002 - 2004 г.г. |
Оптимизация условий для творческого развития детей |
|
Открыть на базе ГЦДЮТ городскую экспериментальную площадку |
Управление образования 2002 г. |
Выявление параметров результативности работы УДО |
15 тыс. рублей |
|
Совершенствование управления системой дополнительного образования |
Создать совет руководителей УДО |
Управление образования 2002 г. |
Усиление координации деятельности УДС |
|
Обеспечить взаимодействие с институтами социальной сферы города |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Усиление координации в решении общих задач |
||
Провести мониторинг профессиональной компетентности руководителей и педагогов УДО |
Управление образования 2003- 2004 г.г. |
Определение возмож ностей кадрового потенциала |
||
Обеспечение информа- ционно-методической поддержки инноваций |
Создать базовые УДО | Управление образования 2003 г. |
Внедрение новых форм организации дополнительного образования |
Специальное коррекционное образование
Проблемы (задачи, направления) |
Ключевые действия (мероприятия) |
Организаторы, исполнители, сроки |
Ожидаемые результаты | Объемы финансирования (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Создание детям с ограниченными возможностями здоровья условий для получения адекватного образования |
Оборудовать на базе муниципальной трудовой школы сенсорную комнату |
Управление образования 2002 - 2003 г.г. |
Улучшение технического оснащения психолого- медико-педагогичес- кого сопровождения учащихся |
2002 - 50 тыс., 2003 - 100 тыс. |
Создать из струк- турных подразделений мэрии Совет по координации развивающего пространства |
Управление образования 2004 г. |
Формирование в городе реабилита- ционной службы |
||
Создать механизмы социального сопровождения выпускников интернатных учреждений |
Управление образования 2003 - 2004 г.г. |
Формирование ресурс- ной базы помощи детям с ограничен- ными возможностями здоровья |
||
Переоборудовать загородный лагерь "Заречный" для пребывания в зимних условиях |
Управление образования 2004 г. |
Укрепление здоровья учащихся коррекцион- ных учреждений |
400 тыс. рублей, 2004 г. |
|
Отработать программу обучения детей- имбецилов |
Школа-интернат N 3 2004 г. |
Программное обеспечение коррекционного образования |
||
Перепрофилировать одно из городских ДОУ под приют для детей старшего возраста |
Управление образования 2005 г. |
Расширение возмож- ностей реабилитации беспризорных детей |
400 тыс. рублей, 2005 г. |
|
Разработать программу реа- билитационных мер для семей, попавших в сложную социальную ситуацию |
Центр развития и социально- психологической адпатации детей 2003 г. |
Обеспечение опере жающего развития службы психологи ческой реабилитации |
Совершенствование системы повышения квалификации
педагогических и руководящих кадров
Проблемы (задачи, направления) |
Ключевые действия (мероприятия) |
Организаторы, исполнители, сроки |
Ожидаемые результаты | Объемы финансирования (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Совершенствование организационно- педагогических условий обеспечения качества образова- тельных услуг |
Разработать систему оценки качества образовательных услуг, предоставля- емых ОУ города |
Управление образования 2002 г. |
Стандартизация качества образова- тельных услуг для различных видов ОУ |
|
Создать нормативно- правовую модель системы управления качеством образования в городе |
Управление образования 2002 - 2004 г.г. |
Упорядочение текущей и рубежной диагностики качества образования |
||
Проводить мониторинг системы управления качеством образования |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Коррекция показате- лей эффективности системы управления качеством образования |
||
Формировать информационно- аналитическую среду системы управления качеством образования |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Соотнесение достиг- нутых результатов с муниципальными, региональными и государственными стандартами |
||
Определение стимулирующих аспектов системы управления качеством образования |
Разработать положение о ранжировании образо- вательных учреждений |
Управление образования 2003 г. |
Внедрение муниципа- льного стандарта образовательного учреждения |
|
Разработать положение о вручении грантов руководителям и педагогам городских ОУ |
Управление образования 2004 г. |
Совершенствование стимулирования высококачественного педагогического труда |
27 тыс. рублей 2004 г. |
|
Внести изменения в городское положение о доплатах и надбавках руководителям ОУ |
Управление образования 2005 г. |
Формирование специального фонда стимулирования руководителей |
1525 тыс. рублей 2005 г. |
|
Качественное изменение системы повышения квалифика- ции педагогических и руководящих кадров |
Провести комплексное исследование существующей в городе системы повышения квалифика- ции. Внедрить в городскую систему повышения квалификации психолого- педагогический практикум для педагогических и руководящих кадров |
ГИМЦ, 2002 г. | Выработка программы системных изменений в повышении квали- фикации городских педагогов |
|
Создать проблемные группы и ВТК, разрабатывающие различные аспекты управления качеством образования |
ГИМЦ 2002 - 2004 г.г. |
Выработка методичес- ких рекомендаций по проблемам управления качеством образования |
||
Оптимизировать систему повышения квалификации |
Усиление востребо- ванности проводимых мероприятий |
|||
Обеспечить регуляр ное обучение педагогов инновационных ОУ |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Повышение показателей уровня квалификации |
2002 - 20 тыс., 2003 - 60 тыс., 2004 - 60 тыс., 2005 - 60 тыс. |
|
Разработать дидактические основы организации преемст- венности учебно- воспитательного процесса |
ГИМЦ 2003 г. | Обеспечение преемст- венных связей учебных программ разных уровней |
||
Разработать методическое обеспечение информатизации образовательного процесса |
ГИМЦ 2004 г. | Внедрение информационных технологий в процесс обучения и управления |
||
Установить диапазоны соотношений муниципальных образовательных стандартов и требований к уровню подготовки абитуриентов |
ГИМЦ 2003 г. | Обеспечение преемст венности до- вузовской подготовки школьников и вузовских учебных программ |
||
Внедрять наиболее эффективные педаго гические технологии |
ГИМЦ 2002 - 2005 г.г. |
Улучшение динамики показателей качества обучения |
||
Создать на базе ГИМЦ редакционно- издательский комплекс |
Управление образования, ГИМЦ 2005 г. |
Совершенствование информационно- методического обеспечения ОУ |
150 тыс. рублей 2005 г. |
|
Систематизировать научно-исследова- тельскую деятель- ность учащихся |
ГИМЦ 2004 г. | Создание системы отбора и развития наиболее одаренных детей |
Социальная защита педагогов
Проблемы (задачи, направления) |
Ключевые действия (мероприятия) |
Организаторы, исполнители, сроки |
Ожидаемые результаты | Объемы финансирования (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Развитие социального партнерства в трудовых коллективах |
Разработать план мероприятий по реализации Коллек- тивного соглашения на 2002 - 2003 г.г. |
Управление образования, ГК профсоюза 2002 г. |
Целевая социальная поддержка работников образования города |
|
Проводить заседания трехсторонней комиссии с анализом выполнения взаимных обязательств |
Мэрия города Тамбова, управление образования, ГК профсоюза 2002 - 2003 г.г. |
Повышение социального статуса педагогических работников |
||
Готовить для ОУ методические рекомендации по использованию Коллективного соглашения |
ГК профсоюза 2002 - 2003 г.г. |
Повышение правовой грамотности профсоюзного актива |
||
Проводить регулярный анализ выполнения Коллективных договоров |
ГК профсоюза 2002 - 2003 г.г. |
Реализация прав работников образования на установленные зако- нодательством льготы |
||
Обеспечение нормативного финан- сирования образова- тельных учреждений |
Установить обязательный фиксированный надтарифный фонд |
Мэрия города Тамбова, управление образования 2003 г. |
Законодательное закрепление гарантированного фонда оплаты труда |
|
Реализация мер по созданию стартовых условий для молодых педагогов |
Сохранить ежемесяч- ные надбавки молодым специалистам |
Мэрия города Тамбова 2002 - 2003 г.г. |
Повышение обществен- ного престижа педагогического труда |
|
Реализация закона о медицинском обслуживании работ- ников образования |
Выполнять план- график углубленного медосмотра педагогов |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Снижение уровня заболеваемости педагогов |
2002 - 329 тыс., 2003 - 685 тыс., 2004 - 685 тыс., 2005 - 685 тыс. |
Разработать отраслевую программу "Здоровье" |
ГК профсоюза 2003 г. | Реализация социальных гарантий работников образования |
||
Организовать работу городской комиссии по социальному страхованию |
Управление образования 2002 г. |
Улучшение условий оздоровлений и отдыха педагогов |
||
Утвердить городскую целевую программу по охране труда |
Управление образования 2003 г. |
Реализация в образовательных учреждениях города федерального закона |
Развитие материально-технической базы городской
системы образования
Проблемы (задачи, направления) |
Ключевые действия (мероприятия) |
Организаторы, исполнители, сроки |
Ожидаемые результаты | Объемы финансирования (тыс. рублей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Создание условий для нормального функционирования образовательных учреждений |
Осуществить строи- тельство нового здания основной школы N 15 |
МУ "Инвестиционно- строительный центр" 2002 - 2004 г.г. |
Улучшение условий обучения в школе |
2002 - 3000 тыс., 2003 - 7200 тыс., 2004 - 7300 тыс. |
Осуществить строи- тельство столовой в загородном лагере "Сосновый бор" |
МУ МСУ 2002 - 2004 г.г. |
Улучшение условий отдыха детей |
2002 - 300 тыс., 2003 - 850 тыс., 2004 - 850 тыс. |
|
Осуществить рекон- струкцию корпуса N 2 школы-интерната N 1 |
Управление образования, администрация интерната 2003 - 2004 г.г. |
Расширение контингента воспитанников |
2002 - 450 тыс., 2003 - 1000 тыс., 2004 - 1350 тыс. |
|
Осуществить капитальный ремонт кровель, перекрытий, систем отопления |
Управление образования, руководители общеобразовательных учреждений 2002 - 2005 г.г. |
Выполнение графика проведения капитального ремонта |
2002 - 4000 тыс., 2003 - 8600 тыс., 2004 - 8700 тыс., 2005 - 8700 тыс. |
|
Приобрести ученическую мебель, оборудование и спортивный инвентарь |
Управление образования, руководители общеобразовательных учреждений 2002 - 2005 г.г. |
Укрепление материально- технической базы учреждений образования |
2002 - 500 тыс., 2003 - 1000 тыс., 2004 - 1000 тыс., 2005 - 1500 тыс. |
|
Приобрести оборудование для пищеблоков образовательных учреждений |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Улучшение условий организации горячего питания |
2002 - 200 тыс., 2003 - 300 тыс., 2004 - 300 тыс., 2005 - 400 тыс. |
|
Укрепление материальной базы образовательной области "Технология" |
Приобрести компьютерные классы и технологическое оборудование для них |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Повышение уровня обеспеченности компьютерной техникой |
2002 - 1150 тыс., 2003 - 1150 тыс., 2004 - 1150 тыс., 2005 - 1150 тыс. |
Укрепление материальной базы образовательных учреждений всех типов и видов |
Приобрести учебники для социально- незащищенных категорий учащихся |
Управление образования, ГИМЦ 2002 - 2005 г.г. |
Обеспечение условий внедрения современных учебно- методических комплексов |
2002 - 600 тыс., 2003 - 600 тыс., 2004 - 600 тыс., 2005 - 600 тыс. |
Приобрести обору- дование и спортивный инвентарь для ДЮСШ города |
Управление образования 2002 - 2005 г.г. |
Расширение возможностей для организации физкультурной работы |
2002 - 300 тыс., 2003 - 400 тыс., 2004 - 400 тыс., 2005 - 400 тыс. |
|
Укрепить материаль- ную базу загородных оздоровительных лагерей |
Управление образования, руководители лагерей 2002 - 2005 г.г. |
Выполнение разработанной поэтапной программы |
2002 - 400 тыс., 2003 - 1000 тыс., 2004 - 1000 тыс., 2005 - 1000 тыс. |
|
Выделить помещение для станции юных натуралистов Советского района |
Управление образования 2004 г. |
Создание нормальных условий для функционирования |
100 тыс. руб. 2004 г. |
|
Приобрести мягкий инвентарь для воспитанников детских домов, приюта и интернатов |
Управление образования, руководители учреждений 2002 - 2003 г.г. |
Увеличение оснащенности образовательно- воспитательного процесса |
2002 - 300 тыс., 2003 - 900 тыс. |
|
Улучшение условий труда педагогов |
Приобрести аптечки, спецодежду, средства индивидуальной защиты |
Управление образования, руководители учреждений 2002 - 2003 г.г. |
Выполнение установленных нормативов |
2002 - 100 тыс., 2003 - 100 тыс. |
Итого: | 84006 т. р., в т ч.: 2002 - 13241 т. р. 2003 - 26009 т. р. 2004 - 26164 т. р. 2005 - 18592 т. р. |
Основные документы и источники
1. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.91 г. N 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" (в редакции от 14.02.2001 г.).
2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 г. N 3266-1 (в редакции от 13.02.2002 г.).
3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (в редакции от 21.07.93., с изменениями от 10.09.93.)
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.92 г. N 244 "О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.92 г. N 787 "Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования".
6. Закон Российской Федерации "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ.
7. Закон Тамбовской области "Об образовании в Тамбовской области" N 96-З (в редакции от 28.11.2001 г.).
8. Постановление Тамбовской областной Думы от 14.09.2001 г. N 1064 "О Программе развития образования в Тамбовской области на 2001-2003 годы".
9. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика, под ред. П.И. Третьякова, М., Новая школа, 2001.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тамбовской городской Думы от 22 мая 2002 г. N 191 (третий созыв пятнадцатое заседание) "Об утверждении Программы развития образования в г. Тамбове на 2002 - 2005 гг."
Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования
Текст решения опубликован в газете "Наш город Тамбов" от 10 июня 2002 г. N 23 (38)
Решением Тамбовской городской Думы от 22 февраля 2006 г. N 144 настоящее решение признано утратившим силу