Закон Тамбовской области от 16 января 1995 г. N 11-З
"О выборах депутатов Тамбовской областной думы"
(принят Тамбовской областной Думой 16 января 1995 г.)
Закон Тамбовской области "О выборах депутатов Тамбовской областной Думы" обеспечивает реализацию гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в представительный орган государственной власти - Тамбовскую областную Думу.
Закон действует на всей территории Тамбовской области, является нормативным актом прямого действия.
В случае изменения норм федерального законодательства, регулирующего порядок выборов органов представительной власти субъектов Российской Федерации, изменения и дополнения в настоящий Закон вносятся Тамбовской областной Думой.
1. Общие положения
Статья 1. Пределы действия Закона
Настоящий Закон гарантирует избирательные права граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Тамбовской области, устанавливает порядок и условия организации и проведения выборов представительного (законодательного) органа государственной власти - Тамбовской областной Думы.
Статья 2. Основные термины, используемые в Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие термины:
- Выборы в областную думу - понятие включает в себя действия граждан, постоянно проживающих в Тамбовской области, избирательных объединений, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления по регистрации избирателей, составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия;
- Избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти;
- Активное избирательное право - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти;
- Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти;
- Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;
- Гарантии избирательных прав граждан - организационные, правовые, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации;
- Избирательные комиссии - комиссии, образованные в установленном законом порядке для организации проведения выборов депутатов в Тамбовскую областную Думу;
- Кандидат - гражданин, зарегистрированный в установленном порядке для занесения в списки претендентов на право быть избранным депутатом Тамбовской областной Думы;
- Избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, созданное и зарегистрированное в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской областной Думы не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;
- Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской областной Думы для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;
- Предвыборная агитация - публичное изложение мнения граждан, общественных избирательных объединений в допускаемой законом форме и методах за или против кандидата в депутаты, высказываемое в период со дня регистрации кандидата до начала выборов.
- Должностные лица - главы администраций и их заместители, руководители структурных подразделений администраций области, районов, городов, районов в городах и их заместители.
Статья 3. Принципы участия гражданина в выборах
Граждане Российской Федерации, проживающие постоянно на территории Тамбовской области, участвуют в выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Статья 4. Избирательное право граждан
Право избирать в областную Думу принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на день голосования 18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории Тамбовской области.
Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории Тамбовской области не менее одного года и обладающий избирательным правом.
Избиратели участвуют в выборах в областную Думу на равных основаниях.
Избиратель голосует за или против кандидатов непосредственно.
Голосование на выборах в областную Думу является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.
Не могут избирать и быть избранными граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Депутатами областной Думы не могут быть глава администрации области, должностные лица администрации области, главы местных администраций, судьи, прокуроры, депутаты иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления. В случае избрания указанных лиц депутатами областной Думы они должны сложить с себя обязанности, не совместимые со статусом депутата областной Думы.
Статья 5. Численный состав Тамбовской областной Думы
В соответствии с Уставом Тамбовской области в состав областной Думы избирается 50 депутатов.
Статья 6. Выборы депутатов областной Думы
Депутаты областной Думы избираются сроком на четыре года на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на территории Тамбовской области на основе единой нормы представительства.
Областная Дума не может принять решение об изменении числа депутатов, избираемых в Думу, избирательной системы в период деятельности депутатов Думы текущего созыва. Такое решение может быть принято в отношении Думы нового созыва.
Статья 7. Дата выборов
Выборы депутатов Тамбовской областной Думы и дата их проведения определяются областной Думой не позднее чем за 90 дней до дня выборов.
2. Списки избирателей
Статья 8. Составление списков избирателей
Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами администраций районов, городов, районов в городах.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка.
Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, проживающих на территории воинских частей, составляется на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Периодическое уточнение списков зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Соответствующие списки избирателей направляются в избирательные комиссии не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.
Списки избирателей, составленные по каждому избирательному участку, подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
В списки избирателей включаются все граждане, постоянно проживающие на территории Тамбовской области, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам,на основании адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания(адрес) избирателя. В отношении граждан, которым на день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются число и месяц рождения. Избиратели, прибывшие к новому месту жительства на территории Тамбовской области после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления либо в силу различных обстоятельств не включенные в основной список избирателей, включаются в день выборов по их просьбе и по предъявлении ими паспорта или заменяющего его документа в дополнительный список избирателей на избирательном участке по месту их постоянного проживания. Дополнительный список избирателей составляется участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов.
Соответствующая администрация (в период проведения избирательной кампании - участковая избирательная комиссия) обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
3. Избирательные округа и избирательные участки
Статья 9. Образование избирательных округов
Для проведения выборов депутатов областной Думы на территории области областной избирательной комиссией образуются 50 избирательных округов на основании данных, представляемых Администрацией области.
Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются областной избирательной комиссией и утверждаются Тамбовской областной Думой не позднее чем за 60 дней до выборов.
Исходная средняя норма представительства избирателей на избирательный округ устанавливается областной избирательной комиссией путем деления общего числа избирателей в области на 50 одномандатных избирательных округов.
На территории районов и городов области с числом избирателей меньше одной исходной средней нормы представительства образуется по одному избирательному округу.
На территории районов и городов области с числом избирателей более одной исходной средней нормы представительства избирательные округа образуются с учетом уточненной средней нормы представительства, которая устанавливается областной избирательной комиссией путем деления общего числа избирателей в этих районах и городах области на оставшееся число избирательных округов.
При проведении выборов в областную Думу избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:
- должно соблюдаться примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым отклонением от средней нормы представительства не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местах не более 15 %;
- избирательный округ образует единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий;
- при образовании округов должно учитываться административно-территориальное деление.
Схема избирательных округов утверждается и публикуется в средствах массовой информации областной избирательной комиссией не позднее чем за 55 дней до дня выборов.
Статья 10. Образование избирательных участков
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах депутатов областной Думы главой администрации района, города, района в городе по согласованию с окружной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня выборов образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:
- число избирателей на одном избирательном участке должно быть не более 3000 человек;
- границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях не позднее чем за пять дней до выборов. Такие участки входят в округа по месту их расположения.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии.
Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов участковых избирательных комиссий публикуются соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
4. Избирательные комиссии
Статья 11. Система избирательных комиссий
Для организации и подготовки выборов депутатов областной Думы образуются избирательные комиссии:
- областная избирательная комиссия;
- окружные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии;
Статья 12. Статус избирательных комиссий
Областная и окружные избирательные комиссии являются юридическими лицами, имеют печати и бланки со своим наименованием. Областная и окружные избирательные комиссии вправе в установленном порядке открывать расчетные счета в банке.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Акты избирательных комиссий обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий.
Статья 13. Образование областной избирательной комиссии
Областная избирательная комиссия формируется Тамбовской областной Думой и Администрацией области на основе предложений трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, выборных органов местного самоуправления общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям в количестве 17 членов не позднее чем за 90 дней до дня выборов. При этом 10 членов комиссии назначаются областной Думой, а 7 членов - представляются администрацией области. Члены областной избирательной комиссии на своем первом заседании из своего состава избирают председателя, заместителя председателя и секретаря.
Председатель и состав областной избирательной комиссии утверждаются областной Думой.
Статья 14. Образование окружных избирательных комиссий
Окружные избирательные комиссии образуются в городах, районах и районах в городах.
Окружная избирательная комиссия формируется областной избирательной комиссией по предложениям органов местного самоуправления, трудовых коллективов предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям в количестве 5-11 членов не позднее чем за 55 дней до дня выборов.
Члены окружной избирательной комиссии на первом заседании избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.
Председатель и состав окружной избирательной комиссии утверждаются областной избирательной комиссией.
Статья 15. Образование участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии формируются окружной избирательной комиссией по предложениям органов местного самоуправления на основе предложений трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям в количестве 5-17 членов не позднее чем за 45 дней до дня выборов.
Члены участковой избирательной комиссии избирают на первом заседании из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.
Председатель и состав участковой избирательной комиссии утверждаются окружной избирательной комиссией.
Статья 16. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
В состав избирательных комиссий каждым избирательным объединением и каждым кандидатом могут быть назначены члены комиссии с правом совещательного голоса.
Решения избирательной комиссии публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в 5-дневный срок.
В день голосования на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, группами избирателей, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели.
Статья 17. Статус члена избирательной комиссии
Члены избирательной комиссии, назначенные в соответствии со статьями 13, 14 и 15 и имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты и их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:
- заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
- вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
- вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
- вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) и без их согласия переведены на другую работу или уволены с работы.
Члены избирательной комиссии во время проведения выборов не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
Члены избирательной комиссии имеют право выступать в средствах массовой информации с заявлениями и информацией о работе соответствующей избирательной комиссии.
Статья 18. Полномочия областной избирательной комиссии
Областная избирательная комиссия:
- обеспечивает контроль за единообразным исполнением настоящего Закона и дает разъяснения о порядке его применения;
- образует избирательные округа;
- формирует и утверждает окружные избирательные комиссии;
- руководит работой окружных избирательных комиссий;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
- издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам организации выборов;
- обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого из кандидатов;
- осуществляет контроль за законностью проведения выборов в Думу;
- устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их изготовления и хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий;
- обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими окружных избирательных комиссий;
- распределяет выделенные из бюджета средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование;
- рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
- получает от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов в депутаты и публикует сообщения о зарегистрированных кандидатах в депутаты Думы;
- получает от окружных избирательных комиссий протоколы с результатами выборов депутатов Думы по округам;
- подводит итоги выборов в целом по области и публикует их в печати, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов в архивы;
- регистрирует избранных депутатов областной Думы, выдает им удостоверения об избрании, публикует в печати сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов областной Думы;
- составляет списки лиц, избранных депутатами Думы, и передает документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, мандатной комиссии Думы;
- решает вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов;
- обеспечивает порядок и сроки хранения избирательных документов, установленные областной Думой;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и выносит по ним окончательные решения;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Решения областной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц.
Областная избирательная комиссия действует до образования областной избирательной комиссии в новом составе в соответствии с настоящим Законом.
Статья 19. Полномочия окружных избирательных комиссий
Окружные избирательные комиссии:
- формируют и утверждают участковые избирательные комиссии;
- осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона на территории своего избирательного округа;
- заслушивают сообщения участковых избирательных комиссий по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимают по ним решения;
- регистрируют кандидатов и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;
- обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;
- распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными областной избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;
- утверждают текст бюллетеня для голосования по избирательному округу и снабжают бюллетенями участковые избирательные комиссии;
- устанавливают и публикуют в печати результаты выборов по избирательному округу и передают их в областную избирательную комиссию,
- обеспечивают передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;
- контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
- организуют проведение повторных выборов и выборов депутатов вместо выбывших;
- рассматривают заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий областной избирательной комиссии.
Статья 20. Полномочия участковых избирательных комиссий
Участковые избирательные комиссии:
- организуют составление списков избирателей по участку;
- проводят ознакомление избирателей со списком избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решают вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
- оповещают население о дне выборов и месте голосования;
- контролируют размещение предвыборных агитационных материалов на территории участка в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом.
- обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
- организуют на своем избирательном участке голосование в день выборов;
- проводят подсчет голосов, определяют результаты голосования на участке и обеспечивают передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в окружную избирательную комиссию;
- рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения;
- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации в окружную избирательную комиссию.
Статья 21. Организация работы избирательных комиссий
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок.
Инструкции и иные решения областной избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса.
Нормативные решения областной избирательной комиссии подлежат опубликованию.
Председатель, заместитель председателя, секретарь, иные члены областной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать на постоянной основе.
По решениям окружных избирательных комиссий, утверждаемым областной избирательной комиссией, председатель и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.
Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий.
При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Решения избирательных комиссий, имеющие нормативный характер, оформляются в форме постановления комиссии. На каждом заседании комиссии ведется протокол. Протокол должен содержать данные, позволяющие установить правомочность каждого принятого комиссией решения. Протокол и постановления подписываются председательствующим на заседании и секретарем комиссии, а в случае отсутствия секретаря - председательствующим и одним из присутствующих членов комиссии.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и иным нормативным правовым актам Тамбовской областной Думы, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий ,подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица, обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач.
Статья 22. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
5. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 23. Право выдвижения кандидатов в областную Думу
Выдвижение кандидатов начинается со дня официального опубликования постановления областной Думы о назначении выборов в областную Думу и заканчивается не позднее 30 дней до дня выборов.
Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Статья 24. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями
Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются на съездах (конференциях) областных избирательных объединений. Решения о выдвижении кандидатов принимаются тайным голосованием и направляются в трехдневный срок в окружную избирательную комиссию.
Избирательные объединения могут выдвигать кандидатов в депутаты областной Думы, не состоящих членами входящих в них политических партий и общественных объединений.
Избирательное объединение может выступить в блоке с другими избирательными объединениями области. В этом случае выдвижение кандидатов проводится на съездах (конференциях) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Блоки избирательных объединений подлежат регистрации в областной избирательной комиссии.
В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений, собираются подписи избирателей в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.
Статья 25. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, и по месту жительства.
Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом в окружную избирательную комиссию. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Заявление должно быть подписано не менее 50 избирателями, проживающими в данном избирательном округе.
Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в окружную избирательную комиссию и от имени группы избирателей, проживающих в данном избирательном округе, численностью не менее 50 человек. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей.
Не позднее чем через три дня после получения заявления о выдвижении кандидата окружная избирательная комиссия выдает кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменное подтверждение о принятии документов. Отказ в выдаче письменного подтверждения о принятии документов может быть обжалован в областную избирательную комиссию или в суд.
Для регистрации кандидата в избирательном округе по выборам в областную Думу требуется, чтобы в его поддержку были собрано подписей не менее двух процентов от общего количества избирателей округа ( по состоянию списков избирателей на день последних по времени выборов или день голосования).
Статья 26. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата
Сбор подписей начинается со дня выдвижения кандидата в депутаты областной Думы. Правом сбора подписей обладает любой житель Тамбовской области.
Подписи должны собираться только в таких местах, в такое время и таким образом, которые гарантируют отсутствие принуждения.
При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 1(*) и 2(*) к настоящему закону.
Если подписи собираются в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением в избирательном округе, кроме указанных данных в подписном листе может указываться принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта (удостоверения личности). Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера паспорта (удостоверения личности) и лицом. за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта, либо заменяющего его документа.
Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня выдачи окружной избирательной комиссией кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждения о приеме документов.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства.
Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов.
Статья 27. Регистрация кандидатов в депутаты областной Думы
Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты областной Думы только в одном избирательном округе.
Для регистрации кандидатов, баллотирующихся в избирательных округах от избирательных объединений, уполномоченные представители этих объединений или сами кандидаты представляют в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному округу, а также решение избирательного объединения о выдвижении этого кандидата по данному избирательному округу.
Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями округа, вносит в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу.
Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов.
Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, а также кандидаты, выдвинутые в избирательных округах.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах или достоверности подписей избирателей, избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.
Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение одних суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.
В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению областной избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Лицо, являющееся членом избирательной комиссии и зарегистрированное кандидатом в депутаты, освобождается от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты.
О регистрации кандидата в депутаты окружная избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлениями кандидатов в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и учетной карточкой кандидата представляется в областную избирательную комиссию.
В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа.
Основаниями для отказа в регистрации кандидата в депутаты являются:
- нарушение процедуры выдвижения кандидата в депутаты, установленной статьями 24 и 25 настоящего Закона;
- недостающее для регистрации количество подписей, собранных в поддержку кандидата;
- отсутствие письменного заявления кандидата в депутаты о согласии баллотироваться в депутаты областной Думы;
- наличие подложных подписных листов или данных в них, если при этом число подписей с ошибочными данными превышает три процента от общего числа собранных подписей и оставшееся количество подписей менее числа подписей, необходимого для регистрации кандидата.
Если в период после завершения регистрации кандидатов в депутаты областной Думы и до дня выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению областной избирательной комиссии на 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов в депутаты и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Законе.
Статья 28. Права и обязанности кандидатов в депутаты областной Думы и их доверенных лиц
Все кандидаты в депутаты областной Думы обладают равными правами и несут равные обязанности.
Кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
Кандидаты после их регистрации в окружной избирательной комиссии по личному заявлению освобождаются от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока избирательная комиссия из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию.
Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу.
Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.
Кандидат, должность или род занятий которого несовместимы со статусом депутата областной Думы, дает письменное обязательство избирательной комиссии об оставлении занимаемой должности в случае избрания его депутатом Думы.
Несоблюдение требований части шестой настоящей статьи влечет за собой признание избрания соответствующего кандидата недействительным.
Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты областной Думы по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход кандидата в депутаты, исчисленный за предшествующие дате регистрации в размере, не превышающем 7-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату в депутаты зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.
Кандидат в депутаты имеет право на возмещение расходов, возникших в связи с пользованием общественным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта, в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется, из средств соответствующей избирательной комиссии.
Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на бесплатное пользование общественным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта, при поездках на территории города.
Кандидат, постоянно проживающий вне пределов территории избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет право на возмещение расходов, возникших в связи с пользованием общественным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта, от поездок в избирательный округ и обратно, оплачиваемые из средств соответствующей избирательной комиссии.
Право на возмещение расходов, возникших в связи с пользованием общественным транспортом, действует со дня регистрации кандидата в депутаты и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется областной избирательной комиссией.
Кандидат в депутаты не может быть на территории Тамбовской области привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
Кандидат не может быть призван на военную службу или военные сборы до дня опубликования результатов выборов включительно.
Кандидат в депутаты Думы может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На период избирательной кампании работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную кампанию.
Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отозвать любого выдвинутого им кандидата и, если не истек установленный настоящим Законом срок регистрации, внести на регистрацию в окружную избирательную комиссию новую кандидатуру с соблюдением процедуры избирательных действий, предусмотренных настоящим Законом. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную кампанию.
Информация о выбытии и (или) замене кандидатов в депутаты областной Думы не позднее 3 дней публикуется окружной избирательной комиссией в средствах массовой информации.
Статья 29. Право на участие в предвыборной агитации
Граждане Российской Федерации, избирательные и общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты областной Думы.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях.
Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Статья 30. Порядок проведения предвыборных мероприятий
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями.
Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.
Предвыборные митинги вне помещений организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию окружных избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями.
Статья 31. Предвыборная агитация через средства массовой информации
В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы или органы местного самоуправления, организации, учреждения, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, областного бюджета или средств местного бюджета (органов местного самоуправления), обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех зарегистрированных кандидатов в депутаты областной Думы. Кандидаты в депутаты имеют право на одно бесплатное выступление в этих средствах массовой информации.
Со дня регистрации кандидата окружной избирательной комиссией и не позднее чем за три недели до дня выборов время вещания предоставляется соответствующему кандидату, избирательному объединению за плату.
Кандидат в депутаты областной Думы, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.
Распространители теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, обязаны до начала предвыборной кампании публично объявлять (декларировать) размеры платы за распространение предвыборной агитации.
При установлении платы за время вещания телерадиокомпания должна исходить исключительно из необходимости покрытия своих убытков, возникших в связи с предоставлением кандидатам, избирательным объединениям времени вещания для этих целей.
Кандидат, избирательное объединение имеют право обратиться в суд с требованием уменьшить чрезмерно завышенную телерадиокомпаниями плату за время вещания. Обязанность доказывания обоснованности размера платы за время вещания лежит на телерадиокомпании.
Кандидат в депутаты имеет право выступать в средствах массовой информации. Порядок указанных выступлений кандидатов в депутаты устанавливается областной избирательной комиссией по согласованию с руководством средств массовой информации и должен обеспечивать получение равного доступа (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям) к средствам массовой информации.
В период проведения избирательной кампании средства массовой информации не должны оказывать предпочтения тем или иным кандидатам, избирательным объединениям, предвыборным программам (платформам).
Если редакция средства массовой информации, периодического печатного издания, подпадающего под действие части 2 настоящей статьи, предоставила одному из кандидатов, избирательному объединению место на полосе, то она не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах.
Журналист либо лицо, входящее в состав руководящего органа средств массовой информации и являющееся кандидатом в депутаты, либо доверенным лицом кандидата, должно приостановить свое участие в подготовке программ на телевидении и радио в качестве журналиста.
Журналист, являющийся кандидатом в депутаты либо доверенным лицом кандидата, либо участвовавший в подготовке политической рекламы, выступления кандидата, представителя избирательного объединения, либо открыто поддержавший в период избирательной кампании в своей программе или выступлениях, в других телерадиопрограммах кандидата, избирательное объединение, приостанавливает свое участие в информационных программах, в которых распространяется предвыборная информация.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных материалов запрещается.
Статья 32. Органы, обеспечивающие гарантии равного доступа к средствам массовой информации
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Для обеспечения гарантий равного доступа к средствам массовой информации для кандидатов в депутаты областной Думы и избирательных объединений создаются:
- Третейский информационный суд (далее - Суд);
- комиссии или иные органы по средствам массовой информации, создаваемые при окружных избирательных комиссиях из числа ее членов.
Третейский информационный суд образуется с целью разрешения наиболее сложных споров, вызванных несоблюдением редакциями средств массовой информации, журналистами, ведущими, кандидатами, избирательными объединениями и избирательными комиссиями требований законодательства, предъявляемых к освещению избирательной компании в средствах массовой информации.
Третейский информационный суд действует до избрания областной Думы в полном составе.
Третейский информационный суд состоит из 7 членов, назначаемых Тамбовской областной Думой из числа специалистов, не являющихся членами какого-либо избирательного объединения, кандидатами в депутаты областной Думы либо их доверенными лицами по представлению избирательных объединений. Председатель или один из членов суда может работать на постоянной основе в период избирательной кампании.
Член Третейского информационного суда должен на период своих полномочий приостановить свое членство в общественных объединениях.
Полномочия члена Третейского информационного суда прекращаются с истечением срока деятельности Суда.
Полномочия члена Третейского информационного суда могут быть прекращены до истечения срока деятельности Суда по личному заявлению члена Суда либо по решению Суда в случае неисполнения членом Суда требований части шестой настоящей статьи, в случае уклонения без уважительной причины от участия в работе Суда в течение 10 дней, либо неоднократного отказа от исполнения обязанностей члена Суда, а также в случае совершения проступка, подрывающего авторитет Суда.
Порядок работы Третейского информационного суда устанавливается настоящим Законом и Положением, утверждаемым областной Думой.
Третейский информационный суд вправе:
- давать редакциям средств массовой информации, избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям рекомендации по совершенствованию практики освещения избирательной кампании в средствах массовой информации и содержанию предвыборной агитации;
- рассматривать жалобы на деятельность телерадиокомпаний, журналистов по освещению избирательной кампании, а также на деятельность ведущих программ новостей, предвыборных дебатов, иных форм предвыборной агитации, и предлагать телерадиокомпаниям применить к журналисту, ведущему, нарушившему требования законодательства и этики, предъявляемые к освещению избирательной кампании, санкции в соответствии с законодательством и правилами соответствующих телерадиокомпаний;
- давать разъяснения по применению положения о выборах депутатов областной Думы (в части, касающейся осуществления предвыборной агитации с использованием средств массовой информации), а также издаваемых в соответствии с ними актов областной избирательной комиссии;
- в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо по решению суда представлять в суд экспертные заключения по вопросам, возникшим в ходе рассмотрения жалоб, связанных с проведениям предвыборной агитации с использованием средств массовой информации.
Третейский информационный суд вправе принять к своему рассмотрению жалобы на решения и рекомендации советов по средствам массовой информации при избирательных комиссиях, а также отменять их решения и рекомендации.
Третейский информационный суд вправе направить поступившую ему жалобу, за исключением жалобы на деятельность совета по средствам массовой информации, для рассмотрения в соответствующий совет по средствам массовой информации.
Комиссии по средствам массовой информации избирательных комиссий осуществляют свои полномочия в отношений редакций средств массовой информации, распространяемых исключительно в пределах соответствующих избирательных округов либо на территории, примерно совпадающей с ними.
Статья 33. Выпуск агитационных печатных материалов
Избирательные объединения, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты областной Думы вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и материалов окружные избирательные комиссии действуют в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов.
Статья 34. Сроки проведения агитационной кампании
Агитационная кампания кандидатов в депутаты областной Думы и избирательных объединений проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов.
В день выборов любая публичная и иная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
6. Финансовое обеспечение организации
подготовки проведения выборов
Статья 35. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в областную Думу проводятся за счет средств, выделяемых из бюджета области.
Средства, выделенные из областного бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение областной избирательной комиссии немедленно после ее формирования и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.
Избирательные комиссии представляют областной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им областной избирательной комиссией средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Статья 36. Избирательные фонды
Избирательные объединения и кандидаты в депутаты областной Думы вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
- средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией;
- собственных средств кандидата, которые не могут превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые не могут превышать стократный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов;
- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда и 15-кратного - в фонд избирательного объединения.
Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать установленного законом размера минимальной оплаты труда соответственно более чем в 100 и 10000 раз.
При внесении добровольных пожертвований в избирательный фонд избирательного объединения кандидата в депутаты наличными деньгами лицо, их вносящее, должно указать свою фамилию, имя и отчество, место постоянного жительства и данные паспорта или удостоверения личности.
Если добровольные денежные средства поступили в избирательные фонды избирательных объединений и кандидатов в депутаты от физических и юридических лиц в суммах, превышающих определенные настоящим Законом, то полная сумма платежа возвращается этим лицам избирательными объединениями и учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации с указанием причины возврата.
Предельная сумма расходов из избирательного фонда кандидата не может превышать пятисоткратный размер минимальной оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов.
Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30 процентов, российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта Российской Федерации, а также международных организаций и международных общественных объединений. Не допускаются перечисления средств также со стороны юридических лиц, в состав учредителей которых входят государственные органы или органы местного самоуправления.
В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом.
Соответствующая избирательная комиссия обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках образования избирательных фондов на основании сведений, предоставляемых кандидатом или избирательными объединениями.
Статья 37. Порядок создания избирательных фондов
Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения или кандидата в депутаты областной Думы, перечисляются на специальный временный счет в Сберегательном банке, который открывается избирательным объединением или кандидатом с письменного разрешения областной и окружной избирательной комиссии соответственно после регистрации избирательного объединения и кандидата в депутаты. Доходы по этим счетам не начисляются.
Все поступающие денежные средства на счета избирательных фондов зачисляются в рублях. Перечисление указанных средств в иностранной валюте запрещается.
Учреждения банков обязаны по письменному запросу областной или окружной избирательных комиссий предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на временных счетах избирательных фондов, избирательных объединений и кандидатов.
Все финансовые операции с временными счетами избирательных фондов прекращаются через десять дней после дня выборов.
Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит кандидатам в депутаты областной Думы и уполномоченным избирательных объединений.
Со дня открытия счета информация о поступлении денежных средств должна быть доступной для ознакомления любым заинтересованным лицам.
Статья 38. Порядок расходования средств избирательных фондов
Денежные средства избирательных фондов, выделенные из средств избирательных комиссий, могут направляться на выпуск и распространение агитационных материалов, оплату объявлений, помещаемых в средствах массовой информации, выступлений кандидатов в депутаты, а также на другие целевые мероприятия по предвыборной агитации.
Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается областной избирательной комиссией.
Не позднее 30 дней после окончания выборов по округу избирательное объединение или кандидат в депутаты обязаны представить в областную и соответственно окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается областной избирательной комиссией по согласованию с финансовым управлением администрации Тамбовской области. Областная избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.
Остатки денежных средств избирательного фонда после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц осуществившим перечисления и пожертвования.
При отзыве избирательным объединением зарегистрированного им кандидата в депутаты или снятии кандидатом своей кандидатуры без вынуждающих к тому обстоятельств соответствующая избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения или кандидата в депутаты часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные на предвыборную агитацию. Избирательное объединение или кандидат в депутаты обязаны возвратить выплаченные суммы, выделенные из бюджетных ассигнований, в том числе средства за период неоплачиваемого отпуска, проезд на общественном транспорте, другие расходы на предвыборную кампанию в течение 10 дней после отзыва кандидата в депутаты или снятия его кандидатуры. Невозвращенные средства взыскиваются в соответствии с действующим законодательством.
7. Порядок голосования. Подсчет голосов избирателей.
Установление результатов выборов и их опубликование
Статья 39. Помещения для голосования
Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной или городской администрацией. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящее здание у частных собственников. Оплата и возмещение убытков проводятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования (кабины должны иметь конструкцию, которая бы обеспечивала лишь невозможность контроля за тайной волеизъявления избирателя), либо пригодные для тайного голосования комнаты (с аналогичным требованием к их устройству). Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам, должны находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован стенд с информацией обо всех избирательных объединениях и всех выдвинутых ими кандидатах, а также обо всех кандидатах, баллотирующихся в соответствующих избирательных округах, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых настоящим Законом.
Статья 40. Избирательный бюллетень
Для выборов депутатов в областную Думу каждый избиратель получает один избирательный бюллетень.
В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные по округу кандидаты в депутаты областной Думы с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения; для лиц, получивших право быть избранными в год проведения выборов,- и год рождения; для всех остальных лиц - занимаемой должности (рода занятия) и постоянного места жительства (населенного пункта) каждого кандидата в депутаты. Если кандидат в депутаты был выдвинут избирательным объединением, в его данных указывается наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата в депутаты. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Избирательный бюллетень печатается на листах формата не более А3 на одной стороне листа.
В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Текст указания утверждается областной избирательной комиссией.
Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
Избирательные бюллетени для выборов печатаются по распоряжению областной избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 10 дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий по выборам в Думу избирательные бюллетени не позднее чем за 3 дня до дня выборов.
По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На лицевой стороне каждого листа полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.
В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов после изготовления бюллетеней окружные или участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготавливают новые избирательные бюллетени.
Статья 41. Порядок голосования
Голосование на выборах депутатов областной Думы проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами областной Думы.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны письменно известить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения.
Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 22 часов по московскому времени.
Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия, по согласованию с окружной избирательной комиссией, может прекратить голосование ранее 22 часов. При этом в пределах избирательного округа хотя бы один избирательный участок должен продолжать работу до 22 часов.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии, либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии по выборам в Думу передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.
В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
Избиратель расписывается за получение избирательного бюллетеня, а член комиссии расписывается за его выдачу. Член комиссии или сам избиратель, по его желанию, вносит в список избирателей серию и номер паспорта избирателя, получившего бюллетень или заменяющего его документа.
Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо иной другой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случае нарушения порядка он вправе обратиться к представителям правоохранительных органов с требованием о наведении порядка. Его распоряжения для всех присутствующих в помещении для голосования обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть больше двух на участке. Устное заявление избирателя регистрируется в специальном журнале членом участковой комиссии, принявшим устное заявление. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне избирательных участков, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче.
Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией.
Статья 42. Подсчет голосов на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках.
Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
При подсчете голосов, поданных по избирательному округу, прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени не установленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых любой знак(знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.
В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При подсчете голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии определяют и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные:
- число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
- число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
- число погашенных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
- число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
- число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
- число действительных избирательных бюллетеней;
- число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
- число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов".
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в окружную избирательную комиссию.
Статья 43. Определение результатов выборов в областную Думу
Окружная избирательная комиссия по получении протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа проводит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.
Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично.
По результатам подсчета голосов окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
- общее число избирателей зарегистрированных по округу, и общее число избирателей, дополнительно внесенных в списки в целом по округу;
- общее число избирательных бюллетеней, полученных окружной избирательной комиссией;
- общее число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
- общее число погашенных избирательных бюллетеней;
- общее число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
- общее число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
- общее число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
- общее число действительных избирательных бюллетеней;
- общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
- общее число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
- общее число голосов, поданных "против всех кандидатов";
- одно из следующих решений:
- признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей;
- признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона являются существенными и не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
- признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 35 процентов зарегистрированных избирателей;
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола вместе с протоколами участковых избирательных комиссий незамедлительно направляется в областную избирательную комиссию, а другой хранится в комиссии .
Вся документация избирательных комиссий, включая бюллетени, подлежит хранению в течение сроков:
- избирательные бюллетени - не менее одного года;
- протоколы избирательных комиссий - до объявления даты следующих выборов.
Установление результатов выборов, суммирование результатов голосования в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется непосредственно членами соответствующих избирательных комиссий на основании подлинных протоколов в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, и иностранных (международных) наблюдателей.
При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Статья 44. Опубликование итогов голосования и результатов выборов
Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе областной избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, должны представляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.
Областная избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В избирательных округах, выборы в которых не состоялись, областная Дума по предложению областной избирательной комиссии назначает новые выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Областная избирательная комиссия может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
Статья 45. Регистрация избранных депутатов
Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом областной Думы. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный депутатом областной Думы, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата областной Думы.
В случае, если избранный по округу кандидат не выполнит в трехдневный срок требование о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата областной Думы, областная избирательная комиссия распределяет освободившийся депутатский мандат в порядке, предусмотренном статьей 51 настоящего Закона.
Областная избирательная комиссия на основании поступивших в нее протоколов окружных избирательных комиссий и сообщений комиссий о выполнении кандидатом, избранным депутатом, требований части 1 настоящей статьи публикует в печати сообщение об итогах выборов.
После опубликования итогов выборов в Думу областная избирательная комиссия производит выдачу депутату удостоверения об избрании.
8. Разрешение жалоб и споров
Статья 46. Оспаривание списков избирателей
Гражданин Российской Федерации, имеющий право избирать в Думу, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Статья 47. Оспаривание отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата
В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов в депутаты областной Думы или отмены регистрации избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному им лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивами отказа может являться только невыполнение или нарушение требований настоящего Закона.
Отказ в регистрации или отмену регистрации отдельного кандидата в депутаты областной Думы или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, избирательное объединение либо кандидат могут обжаловать в трехдневный срок в областную избирательную комиссию или в суд в установленном законом порядке.
Статья 48. Оспаривание границ избирательных округов
В течение 5 дней после опубликования списка одномандатных избирательных округов по выборам в областную Думу границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Законом, могут быть оспорены. Жалоба подается главой администрации либо органом местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы или избирательным объединением в областную избирательную комиссию, которая в течение 5 дней проводит проверку жалобы и либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
Отклонение жалобы областной избирательной комиссией или невыполнение ею обязанности, предусмотренной в части 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
Статья 49. Последствия фальсификации подписных листов
В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает 3 процента собранных подписей и если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям настоящего Закона, регистрация отдельного кандидата аннулируется соответствующей избирательной комиссией. Если фальсификация в указанных размерах устанавливается после выборов, соответствующие мандаты аннулируются решением областной Думы по представлению мандатной комиссии.
Статья 50. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах в депутаты областной Думы либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов в депутаты областной Думы, а равно лица, нарушающие статус доверенных лиц кандидатов в депутаты областной Думы, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей или условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.
9. Повторные выборы и выборы депутатов вместо выбывших
Статья 51. Повторные выборы
Выборы депутатов областной Думы по отдельному избирательному участку могут быть признаны недействительными, если в день голосования были выявлены следующие нарушения:
- количество избирательных бюллетеней, оказавшихся в ящиках для голосования, превышает более чем на два процента количество бюллетеней, выданных для проведения голосования;
- неоднократные случаи выдачи избирательных бюллетеней членами избирательной комиссии без подтверждения факта выдачи бюллетеня подписью избирателя, без проверки документа, удостоверяющего личность избирателя, или выдачи избирателю нескольких избирательных бюллетеней ;
- неоднократные факты голосования на дому без регистрации в участковой избирательной комиссии устного или письменного заявления избирателей;
- совершение действий со стороны членов избирательной комиссии, наблюдателей, представителей кандидатов и избирательных объединений, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей во время голосования.
Решение о признании недействительными выборов может быть принято окружной избирательной комиссией на основании документов, подтверждающих факты нарушений настоящего Закона.
Если выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, областная Дума по предложению областной избирательной комиссии принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной и участковой избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.
Повторные выборы проводятся не позднее чем через 90 дней после общих выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты областной Думы, другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.
Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.
Статья 52. Замещение вакантных депутатских мандатов
В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам, областная Дума по предложению областной избирательной комиссии назначает в течение тридцати дней в соответствующем избирательном округе новые выборы, которые проводятся согласно настоящему Закону. Если до окончания срока полномочий Думы остается менее 6 месяцев, новые выборы не проводятся.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
А.И.Рябов |
г.Тамбов
16 января 1995 г.
N 11-З
------------------------------------
Текст приложений 1 и 2 к настоящему Закону не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 16 января 1995 г. N 11-З "О выборах депутатов Тамбовской областной думы" (принят Тамбовской областной Думой 16 января 1995 г.)
Законом Тамбовской области от 16 июля 1999 г. N 77-З настоящий Закон признан утратившим силу
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 27 января 1995 г. N 17 - 18 (20711 - 20712)