Закон Тамбовской области от 6 декабря 1996 г. N 82-З
"О пожарной безопасности в Тамбовской области"
(принят Тамбовской областной Думой 6 декабря 1996 г.)
28 февраля 1997 г.
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 3)
Глава 2. Пожарная охрана (ст.ст. 4 - 16)
Глава 3. Полномочия органов государственной власти (ст.ст. 17 - 19)
в области пожарной безопасности
Глава 4. Обеспечение пожарной безопасности (ст.ст. 20 - 29)
Глава 5. Права, обязанности и ответственность в (ст.ст. 30 - 39)
области пожарной безопасности
Глава 6. Заключительные положения (ст.ст. 40 - 41)
Настоящий Закон разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О пожарной безопасности" и определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Тамбовской области, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами с учетом специфических условий области.
Требования данного Закона распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, Тамбовской области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
первоочередные аварийно - спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия подразделений пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Статья 2. Законодательство Тамбовской области о пожарной безопасности
Законодательство Тамбовской области о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О пожарной безопасности", других федеральных законах и включает в себя настоящий Закон, принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты органов государственной власти области, регулирующие вопросы пожарной безопасности на территории области.
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности в области
Система обеспечения пожарной безопасности в области - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности в области являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности в области:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.
Глава 2. Пожарная охрана
Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны в области
Пожарная охрана области подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба;
муниципальная пожарная служба;
ведомственная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана;
объединения пожарной охраны.
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация предупреждения пожаров;
тушение пожаров.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Статья 5. Управление Государственной противопожарной службы Тамбовской области
Управление Государственой противопожарной службы Тамбовской области является самостоятельным оперативным структурным подразделением управления внутренних дел Тамбовской области и руководит деятельностью дислоцированных на территории области подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
Управление Государственной противопожарной службы:
организует разработку и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области пожарной безопасности;
организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории области;
организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и организаций от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности;
обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;
осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных подразделений;
координирует деятельность других видов пожарной охраны;
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.
Подразделениями Государственной противопожарной службы на территории области являются:
территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;
объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в организациях;
специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.
Предприятия Государственной противопожарной службы - предприятия, созданные в порядке, установленном действующим законодательством, в целях выполнения возложенных на Государственную противопожарную службу задач.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области определяется положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Государственный пожарный надзор Тамбовской области
Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами управления и подразделений Государственной противопожарной службы УВД области в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Начальник управления Государственной противопожарной службы управления внутренних дел области по должности является главным государственным инспектором Тамбовской области по пожарному надзору.
Должностные лица управления и подразделений Государственной противопожарной службы УВД области при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:
организовывать разработку, утверждать совместно с Администрацией области обязательные для исполнения нормативные акты по пожарной безопасности;
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности Администрацией области, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
вносить в органы государственной власти области и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей;
участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
приостанавливать полностью или частично работу организаций (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара или безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении организаций, зданий, сооружений и других объектов;
производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной форме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами;
вызывать в управление и подразделения Государственной противопожарной службы УВД области должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.
Должностные лица управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.
Государственный пожарный надзор в лесах Тамбовской области осуществляется органами управления лесами Тамбовской области, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ - госгортехнадзором.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц управления и подразделений Государственной противопожарной службы области обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.
Статья 7. Личный состав Государственной противопожарной службы
Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
- лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее - сотрудники);
- военнослужащих;
- лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы.
На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, федеральными и областными законами.
Личный состав Государственной противопожарной службы в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов может объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.
В своей деятельности личный состав управления и подразделений Государственной противопожарной службы УВД области не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Сотрудники управления и подразделений Государственной противопожарной службы в соответствии со своими должностными обязанностями или по письменному поручению своих прямых начальников в установленном законодательством Российской Федерации и Тамбовской области порядке участвуют в управлении деятельностью предприятий Государственной противопожарной службы, предприятий, созданных с участием Государственной противопожарной службы, объединений пожарной охраны, созданных с участием Государственной противопожарной службы, а также в управлении деятельностью фондов пожарной безопасности, создаваемых в соответствии с частью четвертой статьи 28 Федерального Закона "О пожарной безопасности".
Личный состав Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
Работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), до вступления в силу Федерального Закона "О пожарной безопасности".
Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и Тамбовской области, ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел, органами местного самоуправления, а также организациями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные организации на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.
Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения Государственной противопожарной службы.
Личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также попутным транспортом в сельской местности.
Личному составу Государственной противопожарной службы, использующему в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют право на получение беспроцентной ссуды на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и погашением 75 процентов предоставленной ссуды за счет средств федерального бюджета или средств областного бюджета.
Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника, военнослужащего, работника, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
Органы государственной власти Тамбовской области, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право устанавливать иные гарантии правовой и социальной защиты личного состава управления Государственной противопожарной службы.
На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.
Статья 9. Обязательное государственное личное страхование и возмещение ущерба в случае гибели (смерти) сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы или получения ими увечья
Сотрудники, военнослужащие и работники управления и подразделений Государственной противопожарной службы области подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели при исполнении служебных обязанностей либо смерти вследствие получения в связи с исполнением ими служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания. Обязательное государственное личное страхование указанных лиц осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, а также средств организаций, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.
В случае гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, работника управления и подразделений Государственной противопожарной службы области в связи с исполнением им служебных обяязанностей семье погибшего (умершего), а также его иждивенцам выплачивается за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, а также средств организаций, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания указанного лица с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
При получении сотрудником, военнослужащим, работником Государственной противопожарной службы в связи с исполнением им служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, указанному лицу выплачивается за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, а также средств организаций, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, не облагаемое налогом единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Единовременные пособия, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, выплачиваются в срок не позднее трех месяцев со дня гибели (смерти) сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы или со дня представления в установленном порядке документов, подтверждающих факт получения им травмы, ранения, контузии, увечья, заболевания.
Ущерб, причиненный имуществу личного состава управления и подразделений Государственной противопожарной службы области в связи с исполнением им служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, а также средств организаций, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение в области пожарной безопасности
Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности по целевым программам планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
Финансирование управления и подразделений Государственной противопожарной службы УВД Тамбовской области (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Распределение указанных средств производит федеральый орган управления Государственной противопожарной службы. В случае необходимости могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.
Объектовые подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с организациями, содержатся за счет средств этих организаций, а в случае необходимости также и за счет дополнительных средств других источников финансирования.
Специальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные ею на основе договоров с организациями, содержатся на долевых началах за счет средств федерального бюджета и средств этих организаций. Перечень и порядок содержания этих подразделений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Территориальные подразделения Государственной противопожарной службы области, созданные ею на основе договоров с Администрацией области, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения.
Органы государственной власти Тамбовской области и органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы.
Законом Тамбовской области от 28 февраля 1997 г. N 98-З в абзац 7 статьи 10 настоящего Закона внесены изменения
Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению организаций, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Материально-техническое обеспечение органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области осуществляется ими самостоятельно, а также в порядке и по нормам, которые определяются Правительством Российской Федерации, через систему материально-технического и военного снабжения, систему специальных поставок Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками.
Статья 11. Имущество пожарной охраны области
Имущество пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке федеральным органом управления Государственной противопожарной службы.
Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с управлением Государственной противопожарной службы области и администрациями области,городов и районов.
При отказе собственника от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, в случае если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны управления Государственной противопожарной службы области и администраций области, городов и районов, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Администрация Тамбовской области и органы местного самоуправления, а также организации, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.
Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с управлением Государственной противопожарной службы области.
Ведомственная пожарная охрана имеет право:
составлять административные протоколы на нарушителей противопожарного режима и правил пожарной безопасности обслуживаемого объекта, с представлением их на рассмотрение в органы государственного пожарного надзора;
давать письменные и устные предложения должностным лицам обслуживаемого объекта для устранения выявленных нарушений противопожарного режима и правил пожарной безопасности;
вносить предложения администрации обслуживаемого объекта об усилении пожарной безопасности.
Ведомственная пожарная охрана обязана:
организовывать выполнение требований противопожарных норм, правил, инструкций, устранять причины и условия возникновения пожаров, подготовку рабочих, инженерно-технических работников и служащих к профилактике и тушению пожаров;
осуществлять периодически проверки состояния пожарной безопасности объекта в целом и его отдельных участков;
обеспечивать постоянный контроль за своевременным выполнением предложенных мероприятий;
постоянно контролировать выполнение противопожарных требований норм и правил на объектах нового строительства, при реконструкции и техническом перевооружении цехов, складов, зданий и сооружений;
осуществлять контроль за техническим состоянием установок пожаротушения и сигнализации, первичных средств пожаротушения и противопожарного водоснабжения;
систематически контролировать соблюдение правил пожарной безопасности при проведении огневых и других пожароопасных работ;
проводить инструктажи, беседы и специальные занятия с рабочими, инженерно-техническими работниками и служащими объектов по вопросам пожарной безопасности (также с рабочими других организаций, временно прибывающими на объект) и другие мероприятия по противопожарной пропаганде и агитации;
готовить личный состав боевых расчетов для проведения профилактической работы и тушения возможных пожаров, к ликвидации аварий;
принимать участие в составе комиссий территориальных (местных) органов государственного пожарного надзора при проведении пожарно-технических обследований и осуществлять контроль за выполнением меропритий, предлагаемых предписаниями органов государственного пожарного надзора;
осуществлять мероприятия по оборудованию цехов, складов, помещений, установок, отдельных агрегатов системами пожарной автоматики;
осуществлять контроль за соблюдением на обслуживаемом объекте стандартов по вопросам пожарной безопасности;
проводить работу по снижению пожарной опасности технологических процессов и отдельных операций путем замены легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на пожаробезопасные растворы и препараты;
при обнаружении непосредственной угрозы возникновения пожара или гибели людей при пожаре принимать меры по устранению этой опасности и докладывать об этом руководству;
ежеквартально информировать руководство обслуживаемого объекта о его противопожарном состоянии, а также ежегодно местные органы государственного пожарного надзора.
Статья 13. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах и в организациях.
Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению или тушению пожаров.
Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается управлением Государственной противопожарной службы УВД области. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с управлением Государственной противопожарной службы УВД области. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы организаций по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Предельная численность добровольных пожарных которые несут службу в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления.
Все расходы по содержанию добровольных пожарных дружин (команд) производятся за счет местных бюджетов и объектов, на которых они организуются. В случае, если добровольная пожарная дружина (команда) осуществляет охрану учреждений и объектов других организаций, то вопрос о размерах долевого участия этих организаций в содержании добровольной пожарной дружины (команды) должен решаться на договорных основах.
Добровольная пожарная дружина (команда), имеющая на вооружении пожарную технику, включается в расписание выездов подразделений пожарной охраны, при этом обязательно ежедневно сообщает в местные органы государственной противопожарной службы о состоянии и изменении своей боеготовности.
Органы местного самоуправления и организации, которые имеют добровольные пожарные дружины (команды), обязаны:
производить оплату труда членам добровольных пожарных дружин (команд) за время участия их в ликвидации пожара или аварии в рабочее время, а также за дежурства в подразделениях пожарной охраны в нерабочее время и в период прохождения необходимого пожарно-технического обучения, установленного положением, из расчета среднемесячного заработка на производстве;
производить обязательное страхование жизни всем членам добровольных пожарных дружин (команд) на случай смерти, увечья или травмы, происшедших в результате работы по ликвидации пожаров или аварий, в размере 50 минимальных заработных плат на каждого человека;
выдавать при получении членами добровольной пожарной дружины (команды) инвалидности при работе по тушению пожаров, ликвидации аварий, следовании на происшествие и обратно единовременное пособие в размерах:
при первой группе инвалидности, установленной врачебной трудовой экспертной комиссией, - 50 минимальных заработных плат;
при второй группе инвалидности, установленной врачебной трудовой экспертной комиссией, - 40 минимальных заработных плат;
при третьей группе инвалидности, установленной врачебной трудовой экспертной комиссией, - 20 минимальных заработных плат;
в случае смерти члена добровольной пожарной дружины (команды), наступившей в течение года со дня происшедшего несчастного случая, как его прямого последствия, семье выдавать единовременное пособие в размере 100 минимальных заработных плат, независимо от ранее выданного ему пособия по инвалидности;
обеспечивать членов добровольных пожарных дружин (команд), осуществляющих дежурство на пожарной технике, комплектом спецодежды.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и другие льготы, стимулирующие деятельность добровольных пожарных дружин (команд).
Статья 14. Муниципальная пожарная служба
Муниципальная пожарная служба создается и функционирует в соответствии с Законами Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О пожарной безопасности", как совокупность сил и средств, предназначенных для предупреждения пожаров и их тушения в виде подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны, содержащихся за счет местных бюджетов, а нормативное регулирование ее деятельности осуществляется управлением Государственной противопожарной службы УВД области.
Подразделения муниципальной пожарной службы находятся в оперативном подчинении Государственной противопожарной службы области.
Руководители муниципальной пожарной службы назначаются главами администраций муниципальных образований по согласованию с Государственной противопожарной службой области.
Муниципальная пожарная служба является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, самостоятельный баланс, текущий и иные счета, владеет и распоряжается обособленным движимым и недвижимым имуществом на правах полного хозяйственного ведения в пределах, установленных законодательством, приобретает от своего имени имущественные и неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражных и третейских судах.
Муниципальная пожарная служба отвечает по своим обязательствам самостоятельно.
Муниципальная пожарная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с возложенными на нее задачами во взаимодействии с заинтересованными подразделениями и службами органов внутренних дел, другими правоохранительными органами, предприятиями, организациями, общественными формированиями.
Статья 15. Группы внештатных пожарных инспекторов
Группы внештатных пожарных инспекторов создаются в муниципальных образованиях, на предприятиях, в организациях и иными юридическими лицами на основе положений, разработанных и утвержденных органами местного самоуправления или руководителями объектов и согласованных с органами Государственной противопожарной службы.
Группы внештатных пожарных инспекторов могут создаваться на добровольной или возмездной основе за счет средств местного бюджета и организаций.
Основной обязанностью внештатного пожарного инспектора является проведение проверок противопожарного состояния жилых домов, хозяйственных построек, гаражей и квартир.
Статья 16. Объединения пожарной охраны
Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.
Городские и районные советы Тамбовского областного добровольного пожарного общества, являясь общественными объединениями, представляют и защищают законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили их на это.
Глава 3. Полномочия органов государственной власти
в области пожарной безопасности
Статья 17. Полномочия областной Думы в вопросах пожарной безопасности
К полномочиям областной Думы в вопросах пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование, в том числе деятельности пожарной охраны, в пределах своей компетенции;
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и Тамбовской области о пожарной безопасности;
осуществление в пределах ее компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами.
Статья 18. Полномочия Администрации области в вопросах пожарной безопасности
К полномочиям Администрации области в вопросах пожарной безопасности относятся:
создание, реорганизация и ликвидация органа управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета;
установление численности пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств областного бюджета;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности разработка и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ "Пожарная безопасность и социальная защита";
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе (в отставке), а также членов их семей;
официальный статистический учет пожаров и их последствий;
содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;
разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности, в соответствии с налоговым законодательством;
содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;
обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
Глава 4. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 20. Нормативное правовое регулирование по вопросам пожарной безопасности в области.
Нормативное правовое регулирование по вопросам пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.
Органы государственной власти области вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.
Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает управление Государственной противопожарной службы области.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Меры пожарной безопасности для области и муниципальных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности.
Статья 22. Тушение пожаров
Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается управлением Государственной противопожарной службы области.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется управлением Государственной противопожарной службы области и утверждается:
на областном и местном уровнях - соответственно Администрацией области и органами местного самоуправления.
Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации. При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Тушение пожаров подразделениями Государственной противопожарной службы осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
Статья 23. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожара организаций и населенных пунктов на договорной основе;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно - технической продукции;
выполнение проектных, изыскательских работ;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
огнезащитные и трубо-печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы.
Статья 24. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование населения о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой. Органами управления образования и пожарной охраны могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Государственной противопожарной службой.
Статья 25. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Информационное обеспечение в вопросах пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.
Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются федеральными законами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Администрации области, метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
Средства массовой информации области обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию управления Государственной противопожарной службы оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно - технических знаний.
Статья 26. Учет пожаров и их последствий
В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.
Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.
Порядок учета пожаров и их последствий определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статья 27. Противопожарное страхование
Противопожарное страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
Организации, иностранные юридические лица, организации с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Тамбовской области, должны проводить обязательное противопожарное страхование:
имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;
гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;
работ и услуг в области пожарной безопасности.
Порядок и условия обязательного противопожарного страхования устанавливаются федеральным законом. Перечень организаций, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации.
В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создаются фонды пожарной безопасности, формируемые за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм. Управление фондами пожарной безопасности осуществляет Государственная противопожарная служба на основе типового устава, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Контроль за перечислением страховыми организациями сумм отчислений в фонд пожарной безопасности осуществляется налоговыми органами и управлением Государственной противопожарной службы УВД области.
Договоры страхования имущества и гражданской ответственности, заключенные исключительно на случай причинения ущерба объекту страхования в результате пожара, в том числе действий по его тушению, признаются договорами противопожарного страхования.
Договоры страхования имущества и гражданской ответственности, заключенные на случай наступления нескольких страховых рисков, включая риск пожара, признаются договорами противопожарного страхования в части связанной с риском пожара, в том числе действий по его тушению.
Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование организациями, иностранными юридическими лицами, организациями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Тамбовской области, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.
При противопожарном страховании страхователям предоставляются скидки со страховых тарифов с учетом состояния пожарной безопасности страхуемого имущества. Размер скидок со страховых тарифов определяется страховщиками самостоятельно.
Статья 28. Налоговые льготы в области пожарной безопасности
Управление и подразделения Государственной противопожарной службы УВД области при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды, за исключением уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования, установленных по отношению к начисленной оплате труда работников Государственной противопожарной службы.
Не подлежат налогообложению прибыль и доходы организаций, объединений пожарной охраны от производства пожарно-технической продукции, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.
Прибыль организаций, объединений пожарной охраны, подлежащая налогообложению, уменьшается на суммы:
направляемые на организацию производства или закупку пожарно-технической продукции;
затрат на содержание пожарной охраны;
взносов и пожертвований в фонды пожарной безопасности.
От налога на добавленную стоимость освобождается:
пожарно-техническая продукция;
работы и услуги в области пожарной безопасности;
материалы, приборы и оборудование, приобретаемые для производства пожарно - технической продукции, выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.
Не подлежат налогообложению:
земли, используемые пожарной охраной;
средства и имущество граждан и юридических лиц, передаваемых пожарной охране на безвозмездной основе в собственность (пользование);
доходы предприятий Государственной противопожарной службы и объединений пожарной охраны, направляемые на противопожарные цели;
отчисления страховых организаций, направляемые в фонды пожарной безопасности в соответствии с Федеральным Законом "О пожарной безопасности" и настоящим Законом.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности.
Статья 29. Особый противопожарный режим
В случае повышения пожарной опасности решением Администрации области или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с управлением Государственной противопожарной службы.
Статья 30. Лицензирование
Федеральным Законом "О пожарной безопасности" и настоящим Законом устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.
Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется Правительством Российской Федерации. Администрация области с учетом местных условий может устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию.
Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой. Порядок лицензирования определяется Государственной противопожарной службой. При этом размер лицензионного сбора устанавливается по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Финансовые средства, получаемые управлением Государственной противопожарной службы в результате лицензирования, направляются в соответствующие фонды пожарной безопасности.
Осуществление организацией или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности (работ, услуг).
Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, в случае получения отрицательного заключения управления Государственной противопожарной службы обязаны приостановить действие выданной лицензии или аннулировать ее.
Статья 31. Сертификация
Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой.
По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.
Порядок организации и проведения сертификации определяется Государственной противопожарной службой по согласованию Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.
В случае несоответствия продукции сертификационному образцу управление Государственной противопожарной службы управления внутренних дел области вправе самостоятельно приостанавливать или вносить в другие органы по сертификации предложения о приостановке, запрещении изготовления, поставке, реализации и использовании отдельных видов продукции, в том числе и импортируемой.
Глава 5. Права, обязанности и ответственность
в области пожарной безопасности
Статья 30. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статья 33. Обязанности Администрации области в вопросах пожарной безопасности
Администрация области обязана:
организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на государственных предприятиях и территории области;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов управление и подразделения пожарной охраны;
оказывать необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создавать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
организовывать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществлять финансирование научно-технических разработок в области пожарной безопасности.
В целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности на территории области в установленном порядке создается комиссия Администрации области по пожарной безопасности.
Статья 34. Обязанности органов местного самоуправления в вопросах пожарной безопасности
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:
организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;
принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с управлением Государственной противопожарной службы УВД области;
организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
Статья 35. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
Организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с управлением Государственной противопожарной службы УВД области;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших в организациях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с управлением Государственной противопожарной службы УВД области;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях организаций необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты организаций;
предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в организациях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных.
Статья 34. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:
- 50 процентов - в федеральный бюджет;
- 50 процентов - в областной фонд пожарной безопасности.
Статья 37. Административная ответственность организаций
Организации за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности по постановлению должностных лиц управления Государственной противопожарной службы УВД области уплачивают в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации штраф в размере до двух процентов соответствующих месячных фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности - в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Основания и порядок привлечения организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Статья 38. Административная ответственность за нарушение и неисполнение настоящего Закона
Невыполнение настоящего Закона влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде налагаемого штрафа:
на должностных лиц - в размере до 50 минимальных месячных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одного минимального размера оплаты труда;
на граждан - в размере до 20 минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одной второй минимального размера оплаты труда.
Административные взыскания за нарушение и неисполнение настоящего Закона налагаются должностными лицами управления и подразделений Государственной противопожарной службы.
Статья 39. Должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов государственного пожарного надзора вправе:
Главный государственный инспектор Тамбовской области по пожарному надзору и его заместители:
на предприятия - в виде штрафа в размере до двух процентов соответствующих месячных фондов оплаты труда и за отдельные нарушения от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - в виде предупреждения или штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже двух минимальных размеров оплаты труда;
на граждан - в виде предупреждения или штрафа в размере до 20 минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одного минимального размера оплаты труда.
Старшие государственные инспектора по пожарному надзору:
на предприятия - в виде штрафа в размере до одного процента соответствующих месячных фондов оплаты труда и за отдельные нарушения от 25 до 50 минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - в виде предупреждения или штрафа в размере до 30 минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже двух минимальных размеров оплаты труда;
на граждан - в виде предупреждения или штрафа в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одного минимального размера оплаты труда.
Государственные инспектора по пожарному надзору:
на должностных лиц - в виде предупреждения или штрафа в размере до 15 минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одного минимального размера оплаты труда;
на граждан - в виде предупреждения или штрафа в размере до 5 минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одной второй минимального размера оплаты труда.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон Тамбовской области вступает в силу со дня его опубликования.
Статья 41. Приведение нормативных правовых актов области в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты органов государственной власти Тамбовской области, органов местного самоуправления, ведомственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Законом Тамбовской области в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
Глава администрации
Тамбовской области |
А.И.Рябов |
г. Тамбов
6 декабря 1996 г.
N 82-З
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 6 декабря 1996 г. N 82-З "О пожарной безопасности в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 6 декабря 1996 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 9 января 1997 г. N 4 (21198)
Законом Тамбовской области от 25 ноября 2005 г. N 393-З настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий Закон внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 29 октября 2003 г. N 155-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тамбовской области от 25 апреля 2003 г. N 118-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Тамбовской области от 28 февраля 1997 г. N 98-З
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона