Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 31. Регистрация кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления
1. Для регистрации кандидата в депутаты в окружную избирательную комиссию не позднее 18 часов за 35 дней до дня голосования представляются подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно сообщаются сведения об изменениях в данных о кандидате, представленных в соответствии с пунктом 4 статьи 27 настоящего Закона. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу, письменного заявления-обязательства в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, и сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности в соответствии с пунктом 5 статьи 27 настоящего Закона.
2. Утратила силу.
См. текст части 2 статьи 31
3. Количество представленных для регистрации кандидата подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать их число, установленное в пункте 2 или 3 статьи 30 настоящего Закона, более чем на 25 процентов.
4. Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов окружная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю кандидата, избирательного объединения, избирательного блока письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.
5. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата.
6. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании окружной избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты в депутаты или их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком присутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки на подписных листах.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в окружную избирательную комиссию, если это ими специально отмечено в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в окружную избирательную комиссию.
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна такая подпись.
9. Окружная избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочую группу из числа членов окружной избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены вышестоящей и нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в подписных листах.
10. По результатам проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, либо недостоверной или недействительной.
11. Недостоверными подписями считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.
12. Недействительными подписями считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи;
б) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения своей подписи;
в) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
г) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если эти исправления специально не отмечены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно;
д) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
Законом Тамбовской области от 19 июля 2004 г. N 227-З подпункт "е" части 12 статьи 31 настоящего Закона изложен в новой редакции
е) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) подписью кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, и (или) подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока имеются исправления, специально не отмеченные лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока;
ж) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования) о выдвижении кандидата;
з) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат;
и) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи;
к) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Закону.
13. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках).
14. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных.
15. Специально отмеченные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недостоверной, если не установлена ее недостоверность в соответствии с пунктами 8 и 12 настоящей статьи.
16. В случае обнаружения среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного количества достоверных подписей для регистрации соответствующего кандидата окружная избирательная комиссия отказывает кандидату в регистрации.
17. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, окружные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципального образования, вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
18. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату в депутаты составляется протокол, который подписывается членом (членами) окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в окружную избирательную комиссию для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются: количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата; количество представленных подписей избирателей; количество (и процент) проверенных подписей; количество подписей, признанных недостоверными и недействительными (с указанием оснований признания этих подписей недостоверными и недействительными); количество достоверных и действительных подписей. Протокол прилагается к соответствующему решению окружной избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения окружной избирательной комиссией не допускается.
О результатах соответствующей проверки кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Если в результате проверки установлено, что представленных подписей недостаточно или превышена предельная величина доли (более 25 процентов) недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи признаны недостоверными или недействительными.
19. По решению кандидата сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты не проводится, а регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога.
20. Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации кандидата на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
21. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходовании средств избирательного фонда кандидата на выборах соответствующего представительного органа местного самоуправления. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Закона. В случае регистрации кандидата в депутаты на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.
22. Окружная избирательная комиссия после приема подписных листов (поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии муниципального образования) и приема иных необходимых для регистрации кандидата в депутаты документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и не позднее 5 дней принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
23. Регистрация кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
24. Регистрация кандидата в депутаты, выдвинутого в соответствии с пунктом 4 статьи 30 настоящего Закона осуществляется на основании протокола собрания избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства, заявления кандидата о своем выдвижении, документов, указанных в пунктах 4 - 6 статьи 27 настоящего Закона.
25. В случае отказа в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, иным общественным объединением:
несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" и пунктом 2 статьи 29 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, среди подписей, подвергшихся проверке;
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 5 статьи 27 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (если его создание обязательно);
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом пункта 1 статьи 45 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
м) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах.
26. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению комиссии, установленный пунктом 25 настоящей статьи, является исчерпывающим.
27. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных законом.
Законом Тамбовской области от 19 июля 2004 г. N 227-З в часть 28 статьи 31 настоящего Закона внесены изменения
28. При регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
29. Зарегистрированному кандидату в депутаты выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются средствам массовой информации для обнародования.
Законом Тамбовской области от 19 июля 2004 г. N 227-З в часть 30 статьи 31 настоящего Закона внесены изменения
30. Каждый кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до голосования в зарегистрировавшую его избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств менее чем за три дня до дня голосования. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации. К обстоятельствам, вынуждающим кандидата к снятию своей кандидатуры относятся: тяжкая болезнь, стойкое расстройство здоровья кандидата, его близких родственников и другие аналогичные обстоятельства, препятствующие дальнейшей реализации кандидатом пассивного избирательного права.
31. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному или многомандатному избирательному округу по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока.
Отзыв может быть произведен не позднее чем за пять дней до дня голосования.
32. Если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случая, указанного в пункте 34 настоящей статьи.
Законом Тамбовской области от 19 июля 2004 г. N 227-З в часть 33 статьи 31 настоящего Закона внесены изменения
33. При наступлении указанных в пункте 32 настоящей статьи условий в результате снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры без вынуждающих к тому обстоятельств, отмены его регистрации в соответствии с частью 1 статьи 69 настоящего Закона, отзыва зарегистрированного кандидата избирательным объединением, избирательным блоком все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией, в связи с этим при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.
Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
34. В случае наступления указанных в пункте 32 настоящей статьи обстоятельств голосование в одномандатном избирательном округе проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.