2. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по социальной политике (Коваль Н.А.).
3. Решение вступает в силу после подписания и подлежит опубликованию в газете "Наш город Тамбов".
Председатель Тамбовской
городской Думы |
Т.И.Козлова |
Городская целевая программа
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии
в городе Тамбове на 2004-2006 годы"
(утв. решением Тамбовской городской Думы
от 4 февраля 2004 г. N 492)
Паспорт городской целевой программы "Профилактика
и лечение артериальной гипертонии в городе Тамбове
на 2004-2006 годы"
I. Содержание проблемы и обоснование программы
II. Основные цели и задачи
III. Организация управления и контроль
за реализацией программы
IV. Система программных мероприятий
V. Оценка социально-экономической эффективности
реализации программы
VI. Мероприятия по реализации Программы и их финансирование
Паспорт
городской целевой программы "Профилактика
и лечение артериальной гипертонии в городе
Тамбове на 2004-2006 годы"
Наименование Программы - Городская целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в городе Тамбове на 2004 - 2006 годы"
Основание для разработки Программы - Постановление мэра города Тамбова от 21.10.2003 N 6244 "О городских целевых программах на 2004-2006 годы"
Заказчик Программы - Мэр города Тамбова
Разработчик Программы - Управление здравоохранения мэрии города Тамбова
Исполнители Программы - Управление здравоохранения мэрии города Тамбова, Руководители муниципальных лечебно-профилактических учреждений, Городской Центр медицинской профилактики, Станция скорой медицинской помощи
Цели Программы - Уменьшение распространенности, заболеваемости, инвалидности и смертности от артериальной гипертонии, других сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений
Сроки реализации Программы 2004-2006 годы
Объемы и источники финансирования Программы - Городской бюджет - 9 987, 6 тыс. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - Уменьшение распространенности, заболеваемости, инвалидности и смертности от артериальной гипертонии, других сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений, что приведет к снижению расходов на лечение, улучшению качества и увеличению продолжительности жизни населения в городе Тамбове
Система организации контроля за исполнением Программы - Контроль за реализацией Программы осуществляется управлением здравоохранения мэрии города Тамбова, постоянной депутатской комиссией по социальной политике Тамбовской городской Думы
I. Содержание проблемы и обоснование программы
В городе Тамбове, как и во многих других регионах Российской Федерации, сохраняется неблагоприятная медико-демографическая ситуация: при низких показателях рождаемости - 7,4% о (промилей) (2002 г.), показатель общей смертности составляет 14,8% о (2001 г.) - 15,0% о (2002 г.). В структуре причин общей смертности населения на долю болезней системы кровообращения приходится в 2002 году в городе Тамбове - 55,9 % и, прежде всего, на осложнения артериальной гипертонии - острое нарушение мозгового кровообращения, острый инфаркт миокарда - 86,4%. Распространенность артериальной гипертонии (далее - АГ) среди населения в возрасте от 15 лет и старше составляет около 40%. Тем не менее, по данным официальной статистики, распространенность АГ в Российской Федерации составляет 40 обращений на 1 тыс. населения, в городе Тамбове - 32 обращения, т.е. выявляется каждый десятый пациент с АГ. Отмечается рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности лиц, страдающих гипертонической болезнью. Так, в 2001 году было зарегистрировано 3074 случая заболевания с числом дней нетрудоспособности - 46469, в 2002 году - 3427 случаев заболевания с 51510 днями нетрудоспособности. В структуре первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста болезни сердечно-сосудистой системы находятся на первом месте и составили в 2002 году 359 человек (32,4% от всех лиц, вышедших впервые на инвалидность). В связи с различными факторами в настоящее время многие больные АГ не получают адекватной медицинской помощи и не меняют своего отношения к образу жизни. Не всегда при лечении АГ и ее осложнений назначаются современные высокоэффективные препараты, что объясняется социальными причинами: низкий прожиточный уровень населения, дороговизна лекарств.
Только 37,1% мужчин и 58% женщин знают о наличии у них АГ. Должным образом контролируют уровень артериального давления лишь 8% больных. На конец 2002 г. в среднем по городу Тамбову на диспансерном учете находилось 64,2% больных АГ.
Большая роль в Программе отводится проведению профилактических мероприятий, т.к. результативность популяционного профилактического подхода при сердечно-сосудистых заболеваниях была доказана в многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях, а эффект от них в отношении заболеваемости гипертонической болезнью и смертности сопоставим с эффектом от медикаментозной терапии. Новые подходы к профилактике сердечно-сосудистых заболеваний необходимы как в непрерывном постдипломном обучении врача с акцентом на профилактику, так и в образовании пациентов по факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний и основам здорового образа жизни. Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (СМИ, реклама, медицинская и популярная литература и т.д.). Наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей при этом являются медицинские работники. Информирование пациентов, повышение его ответственности за сохранение здоровья - основы современных подходов к профилактике заболеваний.
Учитывая медико-социальную значимость проблемы сердечно-сосудистых заболеваний, управлением здравоохранения мэрии разработана настоящая Программа с учетом накопленного в Российской Федерации опыта работы, в соответствии с Федеральной целевой программой "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в РФ", утвержденной Постановлением Правительства N 540 от 17.07.2001 и областной целевой Программой "Профилактика артериальной гипертонии и ее осложнений в Тамбовской области на 2002-2008 годы".
II. Основные цели и задачи
Основной целью Программы является уменьшение распространенности, заболеваемости, инвалидности и смертности от АГ, других сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- улучшение выявления артериальной гипертонии, других сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений;
- создание автоматизированной системы персонифицированного учета больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и лиц с повышенным риском развития их осложнений;
- улучшение профилактики артериальной гипертонии, других сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений;
- совершенствование организации кардиологической службы;
- повышение квалификации врачебных кадров в сфере кардиологии, улучшение лечения и реабилитации пациентов с артериальной гипертонией и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- укрепление материально-технической базы кардиологической службы города.
III. Организация управления и контроль
за реализацией программы
Данная Программа реализуется мэрией города Тамбова и ее структурными подразделениями.
Руководитель Программы определяется Заказчиком. Он несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных финансовых средств.
Контроль за реализацией Программы осуществляют управление здравоохранения мэрии города Тамбова, постоянная депутатская комиссии по социальной политике Тамбовской городской Думы.
Финансирование Программы осуществляется из средств городского бюджета.
IV. Система программных мероприятий
1. Раннее выявление сердечно-сосудистых заболеваний
Предлагаемая Программа имеет, прежде всего, профилактическую направленность и предусматривает комплекс мероприятий по повышению эффективности профилактики и раннему выявлению сердечно-сосудистых заболеваний.
Первоочередной задачей здравоохранения города Тамбова следует считать активное выявление больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями силами участковых терапевтов, персоналом доврачебных кабинетов, кабинетов и отделений профилактики, студентами медицинского колледжа. Практическое решение этой задачи предусматривает посещение на дому участковыми врачами и медицинскими сестрами жителей своих территориальных участков, обследование учащихся школ и профтехучилищ, студентов средних и высших учебных заведений на здравпунктах силами среднего медицинского персонала.
Кроме того, Программой предусмотрено проведение анкетирования среди указанных категорий населения и организация платных пунктов измерения артериального давления. Для проведения этих мероприятий будут привлечены студенты медицинского колледжа.
2. Создание автоматизированной системы учета больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и лиц с повышенным риском развития их осложнений
Результатом широкомасштабного обследования населения и выявления пациентов со скрытой кардиоваскулярной патологией, субклиничекими# проявлениями сердечно-сосудистых расстройств и высоким уровнем факторов риска станет улучшение учета, динамического наблюдения и контроля за кардиологическими больными, а также прогнозирование ситуации по сердечно-сосудистым заболеваниям.
Программа предполагает разработку и создание городского регистра, автоматизированной системы персонифицированного учета больных и системы мониторирования основных сердечно-сосудистых заболеваний в городе. Введение персонифицированного учета кардиологических больных и стратификация их по степени риска сердечно-сосудистых осложнений позволит оптимизировать тактику диспансерного наблюдения и оздоровления в условиях ограниченного финансирования и недостатка врачебных кадров.
3. Улучшение профилактики артериальной гипертонии, других сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений
Раннему выявлению сердечно-сосудистых заболеваний способствует гигиеническое обучение и повышение образовательного медицинского уровня населения. Образовательные программы должны стать основой первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и направлены на устранение или снижение уровня факторов риска, способствующих повышению артериального давления и развитию болезней системы кровообращения (курение, потребление алкоголя, повышенное потребление соли, продуктов с высоким содержанием холестерина, пониженная физическая активность).
Основными направлениями профилактической работы станут проведение образовательных программ среди населения в средствах массовой информации, посвященных профилактике АГ, подготовка текстов лекций по предупреждению артериальной гипертензии и сердечно-сосудистых заболеваний для врачей отделений профилактики и инструкторов по профилактической работе поликлиник области, проведение семинаров, конференций среди медицинских работников по проблемам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, разработка учебных программ и проведение ежегодных занятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и учащихся различных учебных заведений, подготовка и издание программ, методических рекомендаций по организации школ здоровья для лиц с факторами риска артериальной гипертонии и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями, санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на ограничение вредных привычек.
Основная роль в выполнении образовательных профилактических программ отводится кабинетам и отделениям медицинской профилактики в составе амбулаторно-поликлинических учреждений города и городскому Центру медицинской профилактики.
4. Совершенствование организации кардиологической службы
Важную роль Программа отводит совершенствованию организационной структуры кардиологической службы города, что повысит эффективность ее работы.
Для этого необходимо:
- провести доукомплектование поликлиник города кардиологами;
- обеспечить своевременное повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала на курсах усовершенствования;
- проведение научно-практических конференций с участием ведущих кардиологов страны;
- проведение тематических терапевтических обществ по актуальным вопросам кардиологии;
- организация городского ежегодного конкурса профессионального мастерства с награждением победителей грамотами мэра и премиями.
V. Оценка социально-экономической эффективности
реализации программы
Реализация мероприятий Программы позволит уменьшить распространенность, заболеваемость, инвалидность и смертность от артериальной гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваний.
Ожидается снижение заболеваемости населения мозговыми инсультами на 16-18% и ишемической болезнью сердца на 13-15%, снижение инвалидности населения от сердечно-сосудистых заболеваний на 4-6%, снижение смертности населения от мозговых инсультов на 14-16% и ишемической болезни сердца на 10-12%, что будет способствовать стабилизации демографической ситуации в городе, повысит продолжительность и качество жизни населения города Тамбова и приведет к экономии средств, затрачиваемых на лечение и реабилитацию пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Таким образом, экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
VI. Мероприятия по реализации Программы и их финансирование
N | Мероприятия | Исполнители | Объем финансирования | Источник финансиро вания |
||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. Раннее выявление артериальной гипертонии, других сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений |
||||||
1.1 | Выявление больных с артериальной гипертонией при обращении в амбулаторно- поликлиническое учреждение силами врачей терапевтического профиля на амбулаторном приеме и силами среднего медицинского персонала в доврачебных кабинетах |
Руководители муниципальных лечебно- профилактических учреждений (МЛПУ) |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
1.2 | Выявление больных с АГ на территориальных участках силами участковых терапевтов |
Руководители МЛПУ |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
1.3 | Выявление больных с АГ путем обследования учащихся школ и профтехучилищ, студентов средних и высших учебных заведений на здравпунктах силами среднего медицинского персонала |
Руководители МЛПУ |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
1.4 | Выявление больных с АГ при проведении профилактических осмотров на промышленных предприятиях |
Руководители МЛПУ |
За счет средств работодателя | |||
2. Создание автоматизированной системы персонифицированного учета больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и лиц с повышенным риском развития их осложнений |
||||||
2.1 | Приобретение компьютеров для организации персонифицирован- ного учета кардиологических больных и стратификации их по степени риска сердечно- сосудистых осложнений |
Управление здравоохранения города Руководители МЛПУ |
60,0 (2 шт по 30,0 т.р.) |
60,0 (2 шт по 30,0 т.р.) |
60,0 (2 шт по 30,0 т.р.) |
Платные услуги МЛПУ |
3. Улучшение профилактики артериальной гипертонии, других сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений |
||||||
3.1 | Проведение семинаров, конференций среди медицин- ских работников по проблемам профилактики сердечно- сосудистых заболеваний |
Городской Центр медицинской профилактики Управление здравоохранения мэрии |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
3.2 | Подготовка текстов лекций по предупреждению артериальной гипертонии и сердечно-сосудис- тых заболеваний для врачей отделений профилактики и инструкторов по профилактичес- кой работе поликлиник |
Городской Центр медицинской профилактики |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
3.3 | Проведение образовательных программ среди населения в средствах массовой информации (выпуск статей в газетах, буклетов, памяток, организация выступлений на телевидении и радио), посвященных профилактике артериальной гипертонии |
Руководители МЛПУ Управление здравоохранения мэрии Городской Центр медицинской профилактики |
15,0 | 15,0 | 15,0 | Городской бюджет |
3.4 | Проведение ежегодных занятий по профилактике артериальной гипертонии и сердечно- сосудистых заболеваний среди детей дошкольного возраста и учащихся различных учебных заведений города |
Городской центр медицинской профилактики |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
3.5 | Проведение занятий с сотрудниками органов внутренних дел по освоению навыков оказания реанимацион- ных мероприятий |
Городской Центр медицинской профилактики Станция скорой медицинской помощи (ССМП) |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
3.6 | Подготовка и издание программ, методических рекомендаций по организации школ здоровья для лиц с факторами риска артериальной гипертонии и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями |
Управление здравоохранения мэрии Городской Центр медицинской профилактики |
3,0 | 3,0 | 3,0 | Городской бюджет |
3.8 | Приобретение и тиражирование видео фильмов по профилактике артериальной гипертонии в школах здоровья |
Управление здравоохранения мэрии Городской Центр медицинской профилактики |
3,0 | 3,0 | 3,0 | Городской бюджет |
3.9 | Проведение анкетного мониторинга информированности населения о роли факторов риска в развитии сердечно- сосудистых заболеваний |
Управление здравоохранения мэрии Городской Центр медицинской профилактики |
- |
- |
- |
- |
4. Совершенствование организационной структуры кардиологической службы в г. Тамбове | ||||||
4.1 | Постоянный мониторинг статистических показателей сердечно-сосудистых заболеваний и материально- технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений города |
Управление здравоохранения мэрии Руководители МЛПУ |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
4.2 | Увеличение числа больных, находящихся на диспансерном учете в амбулаторно- поликлинических учреждениях города |
Управление здравоохранения мэрии Руководители МЛПУ |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
4.3 | Анализ случаев смерти от сердечно-сосудистых заболеваний вне стационаров |
Управление здравоохранения мэрии Руководители МЛПУ |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
4.4 | Приобретение автомобилей для бригады интенсивной терапии Станции скорой медицинской помощи |
Управление здравоохранения мэрии |
- | 550,0 | - | Городской бюджет |
4.5 | Разработка и стандартизация показаний к стационарному лечению больных с сердечно- сосудистыми заболеваниями и контроль за их исполнением |
Управление здравоохранения мэрии |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
5. Повышение квалификации врачебных кадров в сфере кардиологии, улучшение лечения и реабилитации пациентов с артериальной гипертонией, другими сердечно-сосудистыми заболеваниями и их осложнениями |
||||||
5.1 | Обучение врачебных кадров на выездных циклах усовершенство- вания по кардиологии с периодичностью 1 раз в 2 года |
Управление здравоохранения мэрии Руководители МЛПУ |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
5.2 | Проведения тематических терапевтических обществ по кардиологии |
Управление здравоохранения мэрии |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
5.3 | Проведения научно-практических конференций по актуальным вопросам кардиологии |
Управление здравоохранения мэрии |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
5.4 | Обучение порядку установления причин смерти при основных заболеваниях органов кровообращения и анализ записей во врачебных свидетельствах смерти |
Управление здравоохранения мэрии Руководители МЛПУ |
В дополнительном финансировании не нуждается |
|||
6. Укрепление материально-технической базы кардиологической службы города | ||||||
6.1 | Приобретение медицинского оборудования для МЛПУ города и ССМП |
Управление здравоохранения мэрии Руководители МЛПУ |
258,0 | 3919,8 | 4396,8 | Городской бюджет |
6.2 | Приобретение систем суточного мониторирования артериального давления в отделения функциональной диагностики МЛПУ "Городская больница N 3", МЛПУ "Городская больница N 4", МЛПУ "Городская больница им. Арх. Луки", МЛПУ "Городская поликлиника N 5" |
Руководители МЛПУ Управление здравоохранения мэрии |
400,0 | 400,0 | Городской бюджет |
|
Итого по всем разделам: | 339,0 | 4950,8 | 4877,8 | |||
В том числе из средств городского бюджета: |
279,0 | 4890,8 | 4817,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тамбовской городской Думы от 4 февраля 2004 г. N 492 (третий созыв тридцать седьмое заседание) "Об утверждении городской программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в городе Тамбове на 2004-2006 годы"
Текст решения опубликован в газете "Наш город Тамбов" от 9 февраля 2004 г. N 6 (126)