Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о патронатной семье
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 29 марта 2004 г. N 220)
1. Общие положения
1.1. Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя.
1.2. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.
1.3. На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
1.4. При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением.
1.5. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области.
1.6. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.
2. Принципы организации патронатного воспитания
Патронатное воспитание основывается на следующих принципах:
признания важности и уникальности для каждого ребенка опыта воспитания в родной семье;
использования всех возможностей для оставления ребенка в родной семье;
планирования мер по защите интересов каждого ребенка, передаваемого на патронатное воспитание;
обеспечения эффективного партнерства лиц и организаций, участвующих в принятии решений о мерах помощи семье и ребенку;
осуществления государственных мер защиты интересов ребенка в сотрудничестве с кровными родителями, если это не противоречит интересам ребенка;
учета мнения ребенка (выраженного в доступной для него форме) в процессе планирования мер по защите его интересов, ознакомления ребенка со всеми возможными способами защиты его интересов;
признания труда патронатного воспитателя по воспитанию ребенка социально значимым, квалифицированным трудом, подлежащим оплате;
необходимости подготовки и обучения патронатных воспитателей;
запрета на применение телесных наказаний к ребенку, устроенному на патронатное воспитание, на применение таких мер воздействия, как отказ в удовлетворении его разумных потребностей в пище, еде, сне, одежде, в предоставлении контактов с родственниками и друзьями.
3. Порядок организации патроната
3.1. Патронатными воспитателями, принимающими ребенка в семью, могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
кровных родителей;
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя), приемного родителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности по воспитанию детей;
лиц, имеющих на момент обращения судимость.
3.2. Гражданин, желающий стать патронатным воспитателем и взять ребенка на воспитание в семью, обращается в учреждение. Учреждение проводит информационные собрания для обратившихся граждан, проводит первичное собеседование с ними и ведет журнал первичного учета граждан, желающих стать патронатными воспитателями.
При первичном собеседовании выявляются мотивы, побудившие граждан стать патронатными воспитателями, пожелания к помещаемому ребенку, а также дается дополнительная информация о патронатном воспитании и других формах семейного устройства.
3.3. Лица, желающие стать патронатными воспитателями, подают в органы опеки и попечительства по месту нахождения учреждения по патронату заявление с просьбой о подготовке заключения о возможности быть патронатным воспитателем.
К заявлению должны быть приложены:
копия трудовой книжки;
справка об отсутствии судимости;
копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги;
копия свидетельства о браке (в случае, если лицо состоит в браке);
медицинская справка установленного образца о состоянии здоровья лица, желающего стать патронатным воспитателем, для желающих взять ребенка на воспитание в семью;
медицинская справка о возможности работать с детьми в детском образовательном учреждении для лиц, желающих заниматься социальным патронатом;
справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающих членов семьи инфекционных заболеваний в открытой форме;
письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с кандидатом;
фамилии, имена, отчества, адреса и телефоны трех человек (друзей, сослуживцев, соседей), которые согласны дать устную характеристику заявителю.
Лицо, обращающееся с просьбой о даче заключения о возможности быть патронатным воспитателем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, документ, его заменяющий.
3.4. Для дачи заключения о возможности быть патронатным воспитателем орган опеки и попечительства проводит комплексное углубленное обследование семьи заявителя, в которое включается оценка различных сторон семейной организации.
При подготовке этого заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание:
личные качества и мотивы гражданина, изъявившего желание стать патронатным воспитателем;
жилищно-бытовые условия;
способность к самообразованию;
способность работать в сотрудничестве с социальными работниками и специалистами службы, осуществившей устройство ребенка на воспитание:
семейную динамику и структуру семьи;
готовность обеспечить контакты ребенка с его кровными родителями и родственниками;
мнение кровных детей заявителя (выраженное ребенком, достигшим 10-летнего возраста, в письменной форме либо, для ребенка, не достигшего этого возраста, - доступным для него способом).
В заключении указывается:
количество детей, которых можно передать на воспитание в семью заявителя;
сроки устройства ребенка на воспитание в семью заявителя;
возрастные группы передаваемых детей, состояние их здоровья и развития.
Заключение о возможности быть патронатным воспитателем дается в месячный срок после завершения обследования семьи.
Заключение подписывает руководитель органа опеки и попечительства, проводивший углубленное обследование семьи.
Заявитель, получивший заключение о возможности быть патронатным воспитателем, становится кандидатом в патронатные воспитатели и зачисляется в резерв патронатных воспитателей. Учреждение ведет учет (банк данных) кандидатов в патронатные воспитатели.
3.5. Заключение о возможности быть патронатным воспитателем является основанием для принятия главой администрации района (города) области постановления о назначении кандидата патронатным воспитателем. На основании данного постановления с кандидатом заключается договор о патронатном воспитании ребенка по форме согласно приложению.
3.6. Договор о патронатном воспитании заключается между учреждением по патронату в лице его руководителя, органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем.
Срок патроната устанавливается в договоре о патронатном воспитании индивидуально, исходя из конкретных нужд несовершеннолетнего и в соответствии с планом по защите прав ребенка.
Патронатному воспитателю выдается удостоверение установленного образца.
3.7. Заключение о возможности быть патронатным воспитателем для кандидатов, в семью которых не был помещен ребенок, действительно в течение одного года со дня его подписания. Для подготовки заключения по истечении указанного срока проводится повторное обследование семьи.
4. Порядок передачи ребенка на патронат
4.1. При направлении ребенка на патронат проводится комплексная диагностика состояния здоровья и развития этого ребенка и готовится заключение по ее итогам.
4.2. При решении вопроса учреждением по патронату о помещении ребенка на патронатное воспитание в семью для него специально подбирается совместимая с ним семья из числа кандидатов в патронатные воспитатели для наиболее полного удовлетворения его интересов.
4.3. Передача ребенка на патронат производится учреждением по патронату по месту фактического нахождения ребенка на основании договора.
4.4. Для передачи ребенка на патронат должны быть представлены следующие документы:
решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или о его передаче на полное государственное обеспечение;
свидетельство о рождении;
правовые документы по каждому родителю, подтверждающие статус ребенка как нуждающегося в государственной защите;
история болезни ребенка или выписка из поликлиники;
медицинская форма Ф-63 (прививки);
сведения о наличии жилой площади и ее закреплении (выписка из домовой книги, финансово-лицевой счет текущего года);
сведения об имуществе (опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность);
пенсионная книжка на ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов (если имеется), документ, подтверждающий право на пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке.
4.5. Личное дело ребенка, переданного на патронат, хранится в учреждении по патронату. Патронатному воспитателю выдаются медицинская карта и страховой полис обязательного медицинского страхования ребенка, а также, по требованию, необходимые копии других документов.
4.6. Лечебно-профилактическая помощь детям, переданным на патронатное воспитание, оказывается учреждениями здравоохранения на общих основаниях по месту жительства (нахождения) ребенка, переданного на патронатное воспитание.
5. Разграничение прав и обязанностей между субъектами патроната
5.1. Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, учреждением по патронату, патронатным воспитателем.
5.2. Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление главы администрации района (города) области о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком.
5.3. Объем прав и обязанностей субъектов патроната устанавливается в договоре о патронатном воспитании.
5.4. Патронатный воспитатель имеет право:
на уважительное отношение и соблюдение личного достоинства, на получение информации о своих правах;
самостоятельно определять распорядок дня, решать текущие вопросы жизни воспитанника в соответствии с договором о патронатном воспитании;
обжаловать в установленном порядке действия сторон, участвующих в реализации плана по защите прав ребенка.
Патронатный воспитатель обязан:
воспитывать ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя быт, досуг, взаимопомощь, создавая необходимые условия для получения им (ими) образования, заботиться о его (их) здоровье, защищать права и интересы ребенка (детей);
не применять телесных наказаний к ребенку;
не вывозить воспитанника за пределы Тамбовской области без разрешения учреждения по патронату;
сообщать учреждению по патронату об изменении состояния здоровья и психики ребенка, о его незапланированном уходе из дома воспитател
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.