В целях наведения порядка в работе предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на территории области и, руководствуясь ст. 84 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", ст. ст. 6, 15, 24, 42, 146 и 147 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях", а также Законом Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", малый Совет Тамбовского областного Совета народных депутатов и администрация Тамбовской области постановляют:
1. Утвердить представленные администрацией области временные Правила работы предприятий торговли, Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, временные Правила бытового обслуживания населения на территории области согласно приложениям 1, 2, 3.
2. Установить административную ответственность хозяйствующих субъектов всех форм собственности за невыполнение (нарушение) временных Правил работы предприятий торговли, указанных в пунктах 15, 20, 24, Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания - в пунктах 16, 19, 20, временных Правил бытового обслуживания населения - в пунктах 29, 30 - в виде штрафа, равного одному минимальному месячному размеру оплаты труда.
За невыполнение (нарушение) временных Правил работы предприятий торговли, указанных в пунктах 17, 22, Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания - в пунктах 12, 13 - в виде штрафа, равного от 1/2 до одного минимального месячного размера оплаты труда.
За невыполнение (нарушение) временных Правил работы предприятий торговли, указанных в пунктах 3, 5, 6, 7, 8, 17, 18, 21, 29, Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания - в пунктах 10, 14, 30, 31, 32, временных Правил бытового обслуживания - в пунктах 4, 12, - в виде штрафа, равного от 1/3 до одного минимального месячного размера оплаты труда.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего постановления допущена опечатка. Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания содержат 25 пунктов
За невыполнение (нарушение) временных Правил работы предприятий торговли, указанных в пунктах 14, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, - в виде штрафа, равного 1/2 минимального месячного размера оплаты труда.
За невыполнение (нарушение) временных Правил бытового обслуживания населения, указанных в пункте 28, - в виде штрафа в размере одного процента стоимости работы или заказа.
Материалы по проверкам нарушений вышеуказанных Правил направляются в административные комиссии администраций городов и районов.
3. Администрациям городов и районов, департаменту торговли, платных услуг и регулирования потребительского рынка администрации области (Садовникова), государственной инспекции по качеству товаров и торговле (Солодкова), управлению внутренних дел области (Пучнин), областному центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Пико) принять к исполнению настоящее постановление.
4. Администрациям городов и районов оказывать необходимую помощь территориальным органам, обеспечивающим государственный контроль за соблюдением временных Правил работы предприятий торговли, Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, временных Правил бытового обслуживания населения области, в осуществлении полномочий при реализации требований настоящего постановления.
Обеспечить информацию для населения, используя средства массовой информации, печать, о введении вышеуказанных Правил на территории области и мерах ответственности за их нарушение.
5. Постановление администрации области от 12.03.93 N 79 "О временных Правилах работы магазинов, Правилах производства и реализации продукции (услуг) общественного питания и Правилах бытового обслуживания населения области" считать утратившим силу.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент торговли, платных услуг и регулирования потребительского рынка администрации области (Садовникова).
Председатель Тамбовского областного
Совета народных депутатов |
А.И.Рябов |
Глава администрации
Тамбовской области |
В.Д.Бабенко |
Приложение 1. Временные правила работы предприятий торговли
Приложение 2. Правила производства и реализации продукции
(услуг) общественного питания
Приложение 3. Временные правила бытового обслуживания населения
Тамбовской области
Приложение 1
малого Совета Тамбовского
областного Совета народных
депутатов и администрации Тамбовской области
от 13 мая 1993 г. N 102/186
Временные правила работы предприятий
торговли
I. Общие положения
II. Подготовка товаров к продаже
III. Продажа товаров
IV. Основные санитарные требования
к содержанию торгового предприятия
и его работникам
V. Контроль за работой предприятия
1. Общие положения
1. Настоящие Правила регулируют основные вопросы работы предприятия торговли (в дальнейшем предприятие), независимо от форм собственности.
2. Основными задачами предприятия являются: осуществление розничной торговли товарами народного потребления в широком ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшей затратой ими времени на совершение покупок.
3. Товарный профиль (тип) предприятия определяется для муниципальных предприятий, а также приватизированных предприятий на конкурсной основе местными органами исполнительной власти, для предприятий иных форм собственности - собственником с учетом обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах.
4. Предприятия обязаны в наглядной и доступной форме довести до покупателей необходимую и достоверную информацию, отражающую его товарную специализацию, номер, которые указываются на вывеске, помещенной на фасаде строения. На вывеске также указывается форма собственности и полное название организации, в состав которой входит предприятие.
На входной двери предприятия помещается табличка или делается трафаретная надпись по режиму времени работы предприятия.
5. Режим времени работы предприятий устанавливается государственным (муниципальным) местным органом исполнительной власти, а предприятиям иных форм собственности - собственником. Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
6. Запрещается прекращать доступ покупателей в предприятия до начала обеденного перерыва или окончания времени его работы. При закрытии предприятия на обед или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях, не имеющих кассовых аппаратов, обслуживание покупателей прекращается с наступлением времени обеденного перерыва и закрытия предприятия.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.
За 5-10 минут до прекращения обслуживания работники предприятия предупреждают об этом покупателей.
7. Используемые в предприятиях всех форм собственности весы, гири и другие измерительные приборы должны иметь хорошо видимое поверительное клеймо и свидетельство органов государственного центра метрологии, стандартизации и сертификации о проверке, быть исправными, чистыми, правильно установленными, применяться по назначению и обеспечивать единство и достоверность измерений.
8. Закрытие предприятия муниципальной собственности для проведения санитарных мероприятий, на ремонт допускается только с разрешения местных органов исполнительной власти. О закрытии предприятия независимо от форм собственности покупатели извещаются специальным объявлением, вывешиваемым в магазине не позднее чем за 5 дней до его закрытия.
В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
9. В предприятии в целях улучшения обслуживания и экономии времени покупателей должны постоянно совершенствоваться методы продажи товаров и формы обслуживания, и в частности, широко внедряться самообслуживание, продажа товаров с открытой выкладкой, по образцам, по предварительным заказам, на дому у покупателей, а также оказываться дополнительные услуги (доставка товаров на дом, временное их хранение, раскрой тканей, подгонка одежды по фигуре, гравировка изделий и т.д.) в зависимости от типа предприятия и его специализации.
10. Работники предприятия должны поддерживать в надлежащем санитарном состоянии закрепленную за предприятиями территорию.
11. Помещение предприятия должно отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для торгового предприятия соответствующего типа.
12. В предприятии должны рационально использоваться площадь торгового зала, складских и подсобных помещений, обеспечиваться наиболее эффективное размещение и использование оборудования. Помещение предприятия, оборудование и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарно-техническом состоянии.
13. В витринах предприятия выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже. Каждый образец товара снабжается четко оформленным ярлыком цен (ценником). По мере необходимости с учетом сезонности поступления новых товаров и в зависимости от других конкретных условий работы предприятия витрины обновляются.
Образцы товаров, находящихся в витрине, должны продаваться по требованию покупателя с учетом времени, необходимого для проверки их качества.
Образцы товаров, используемые как элементы композиционного оформления витрины или являющиеся инвентарем магазина, продаже не подлежат.
II. Подготовка товаров к продаже
14. Работники предприятия обязаны обеспечивать сохранность товаров и принимать необходимые меры к недопущению снижения их качества.
При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговом зале работники предприятия обязаны строго соблюдать правила торгового соседства, санитарные правила, нормы складирования.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен соответствовать свойствам товаров, предусмотренным в стандартах и технических условиях.
Складские и другие помещения предприятия оснащаются необходимыми противопожарными и механическими средствами защиты, а также соответствующей сигнализацией.
15. До подачи товаров в торговый зал производится проверка их качества, маркировка и подготовка к продаже: освобождение от тары, чистка и утюжка одежды; оправка кусков тканей, очистка обуви от пыли, сборки и очистка от смазки хозяйственных машин, велосипедов, мопедов, мотоциклов и других изделий из металла, протирка бутылок и консервных банок, зачистка, нарезка, предварительная расфасовка некоторых товаров и т.д.
III. Продажа товаров
16. Перед открытием предприятия пополняются товарные запасы в торговом зале, обновляются выкладка товаров, витрины, проверяется наличие правильно, в соответствии с установленными реквизитами, и четко оформленных и заверенных ценников, а также соответствующего инвентаря, подготавливаются упаковочные материалы, нарезается бумага, выполняется другая работа, обеспечивающая нормальное функционирование предприятия.
17. Продажа товаров в предприятии производится всем гражданам на общих основаниях за наличный расчет и путем безналичного перечисления средств через учреждения банка или государственные трудовые сберегательные кассы.
Расчеты с населением за проданные товары производятся через контрольно-кассовые аппараты в предприятиях розничной торговли, для которых это условие является обязательным.
Продажа товаров детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Торговля алкогольными напитками производится в установленные для отдельных видов часы в соответствии с решением местной исполнительной власти. На право торговли алкогольными напитками предприятие обязано иметь соответствующее разрешение и лицензию.
18. Предприятия обязаны предоставлять отдельным категориям покупателей льготы, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации и местными исполнительными органами.
19. Товары, на которые установлены предельные нормы отпуска одному покупателю, продаются в предприятиях с соблюдением этих норм.
20. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе акцизных, для которых установлены специальные правила торговли, осуществляется с соблюдением этих правил.
21. В торговом зале рационально и удобно для покупателей выкладываются (выставляются) в полном ассортименте имеющиеся в предприятии товары в количествах, обеспечивающих широкий их выбор. Особое внимание уделяется информации покупателей о поступлении в продажу новых товаров, а также культуре обслуживания покупателей.
22. Покупателю предоставляется возможность проверить правильность веса и меры отпущенных ему товаров как самостоятельно, так и с помощью работников предприятия. В торговых залах предприятий по торговле продовольственными товарами устанавливаются на доступном для покупателей месте контрольные весы, а в торговых залах предприятий, торгующих тканями, - контрольные метры.
23. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах предприятия или другой соответствующей свойствами# товара упаковке. По просьбе покупателей продавцы обязаны производить нарезку отпускаемых гастрономических товаров. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателя по весу или с применением стандартной мерной емкости согласно установленным правилам продажи таких товаров.
24. Запрещается продажа товаров недоброкачественных, не имеющих должного товарного вида, с истекшими сроками реализации, а также поступающих без установленной документации по качеству.
25. В предприятии самообслуживания товары, поступающие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются с учетом спроса покупателей и сроком реализации товаров в специально выделенном и оборудованном для этой цели помещении и в зависимости от свойств товара упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную или оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке фасуемых в предприятии товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указываются наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фасовщика.
26. В торговом зале предприятия (отдела) самообслуживания товары размешаются на стандартном оборудовании, поддонах, в проволочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре и таре-оборудовании с учетом максимального использования площади торгового зала. На стандартном оборудовании товары размещаются, как правило, по вертикали на отведенных для каждого вида товаров местах.
Не рекомендуется выкладка товаров пирамидой, спиралью и другими способами, затрудняющими их отбор, а также выкладка товаров в поврежденной и деформированной упаковке.
Четко оформленные ценники на товары закрепляются в ценнико-держателях, вмонтированных в оборудование или установленных на специальных стойках. В тех случаях, когда наименование товара, вес и сорт указаны на упаковке, могут применяться ценники, указывающие только стоимость единицы товара.
27. Предприятия (отделы) самообслуживания обеспечиваются корзинами, тележками, лотками (для мелких товаров), щипцами и другим инвентарем для отбора покупателями товаров.
28. При продаже товаров по методу самообслуживания в предприятиях по торговле продовольственными товарами (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, которые покупатель обязан взять при входе в зал самообслуживания. В предприятиях по торговле непродовольственными товарами (где это целесообразно) отбор товаров производится также в соответствующую свойствам данного товара инвентарную тару.
С покупателями, не выполняющими требования настоящего пункта, не должны производиться расчеты.
При желании покупателя оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан и т.п. предприятие обязано обеспечить их сохранность, для чего устанавливается соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.). В предприятиях (отделах) самообслуживания вывешиваются извлечения из настоящих Правил, касающиеся порядка отбора товаров и расчета за них. Покупатели обязаны соблюдать установленный порядок.
29. Обмен купленных в розничной торговой сети промышленных товаров или возврат уплаченных за них денег производится в установленном действующими правилами порядке. При обмене промышленных товаров или возврате уплаченных за них денег не разрешается требовать от покупателей предъявления документов, удостоверяющих личность.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обратно от покупателей, как правило, не принимаются и не обмениваются. В случаях установления скрытых дефектов товаров или несоответствия наименованию и сорту, по которым они были проданы, товары подлежат обмену.
30. При продаже сложно-технических изделий (телевизоры, радиоприемники, пианино, баяны, аккордеоны, холодильники, бытовые машины и др.), а также некоторых других промышленных товаров (ткани, одежда, трикотаж, обувь, ковры, мебель и др.) на отобранные покупателем товары предприятием выписывается товарный чек, в котором указывается номер или название предприятия, наименование и сорт изделия, его цена, дата пропажи#, фамилия продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из них выдается покупателю.
При продаже товаров методом самообслуживания товарный чек не выписывается: покупателю при расчете в обязательном порядке вручается кассовый чек, подтверждающий покупку товара в данном предприятии. Чек должен сохраняться покупателем для решения вопроса по обмену или сдаче товара в случае необходимости по месту покупки.
31. Непродовольственные товары, отобранные покупателем, могут храниться на контроле до оплаты их стоимости в течение 30 минут, по истечении которых они вновь подаются в продажу. В отдельных случаях срок хранения неоплаченного товара может быть продлен администрацией, но не более чем на 2 часа, а отдельные товары хранятся до их получения в течение 24 часов (без учета выходных дней). В этом случае на товарном чеке администрацией делается отметка: "Оплата по безналичному расчету" и проставляется дата и время выписки чека.
32. Покупателям предоставляется возможность оставить в предприятии на хранении купленные и оплаченные ими громоздкие товары (мебель, пианино, холодильники, стиральные машины, телевизоры, радиоприемники и др.) на срок не более суток. Эти товары хранятся по сохранной квитанции отдельно от непродовольственных товаров. Не разрешается хранить в предприятии товар с табличкой "продано" без сохранной квитанции.
33. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также по начала и по окончании установленных часов работы предприятия.
IV. Основные санитарные требования к содержанию
торгового предприятия и его работникам
34. Санитарное состояние предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами государственного санитарного надзора, а в предприятии по торговле продовольственными товарами - также и специальным санитарным правилам для таких предприятий.
35. Все помещения должны содержаться в чистоте, для чего производится ежедневная тщательная их уборка: подметание влажным способом и мытье полов, удаление пыли и паутины, протирка окон, дверей, панелей, оборудования, инвентаря. Для проведения текущей уборки используется в первую очередь время обеденного перерыва предприятия. По окончании работы предприятия все помещения должны оставаться только в полном санитарном порядке.
В предприятиях по торговле продовольственными товарами один раз в неделю производится уборка помещений с применением мыльно-щелочного раствора, хлорной извести. Один раз в месяц во всех предприятиях назначается санитарный день для осуществления мероприятий в соответствии с санитарными правилами.
36. Все работники предприятия во время исполнения своих служебных обязанностей должны быть опрятно одеты, соблюдать правила личной гигиены. Работникам предприятий по торговле продовольственными товарами запрещается находиться на рабочих местах без санитарной одежды и фирменных головных уборов.
Верхнее платье и личные вещи работников предприятий должны храниться в отдельном помещении, в предназначенных для этой цели шкафах.
37. В предприятиях оборудуются умывальники с мылом и полотенцами, туалеты, гардеробные и другие помещения, обеспечивающие соблюдение работниками правил личной гигиены.
Предприятие обеспечивается необходимыми для соблюдения установленного санитарного режима моющими и дезинфицирующими средствами.
38. Работникам предприятий запрещается на рабочих местах прием пищи и курение, для этого выделяется отдельное помещение или место. Покупателях# также запрещается курить в торговом зале предприятия.
39. Вновь поступающие на работу в торговое предприятие лица до предоставления соответствующего заключения лечебного учреждения к работе не допускаются. Лица, работающие в продовольственном предприятии, в установленные сроки и порядке проходят медицинское обследование.
40. На рабочем месте продавцов продовольственного предприятия (за прилавки) и в места хранения продуктов не допускаются лица, не имеющие специального разрешения санитарной службы и без санитарной одежды.
41. Ответственность за соблюдение правил личной гигиены и содержание своего рабочего места в надлежащем санитарном состоянии несет каждый работник предприятия. Обязанности по организации необходимых для этого мероприятий возлагаются на директора (заведующего) предприятия и его заместителя, которые несут персональную ответственность за санитарное состояние предприятия в целом.
V. Контроль за работой предприятия
42. Контроль за работой предприятия любой формы собственности в части соблюдения правил торговли и цен, качества продаваемых товаров, выполнением санитарных и противопожарных требований; законности применения мер и весоизмерительных приборов, правильности пользования ими и их содержания осуществляют в пределах своей компетенции и полномочий центр стандартизации, метрологии и стандартизации Комитета Российской Федерации, государственная инспекция по торговле и качеству товаров Комитета Российской Федерации по торговле, федерального санитарно-эпидемиологического надзора и другие государственные органы.
Приложение 2
малого Совета Тамбовского
областного Совета народных
депутатов и администрации Тамбовской области
от 13 мая 1993 г. N 102/186
Правила
производства и реализации продукции
(услуг) общественного питания
I. Общие положения
II. Организация обслуживания и взаимоотношения
предприятий общественного питания
с потребителями
III. Организация производства и реализация
продукции общественного питания
IV. Контроль за работой предприятий общественного
питания (граждан-предпринимателей)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила регламентируют основные требования к работе всех хозяйствующих субъектов (предприятий, граждан-предпринимателей) в сфере общественного питания на территории Российской Федерации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766).
2. Хозяйствующий субъект в сфере общественного питания - это предприятие, выполняющее функции по изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной продукции и предоставлению услуг, а также гражданин-предприниматель, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью в области общественного питания.
3. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности осуществляют свою деятельность как в торговых залах предприятий, так и за их пределами на основании устава, а также при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания и сертификата на данный вид продукции (работы, услуги). Граждане-предприниматели осуществляют свою деятельность при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания, а также необходимых сертификатов на продукцию (работы, услуги).
Лицензия выдается предприятию общественного питания (гражданину-предпринимателю) после прохождения им регистрации в установленном порядке.
4. Предприятия общественного питания подразделяются на типы (ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная и т.д.), а рестораны и бары также и на классы (люкс, высший, первый), которые определяются собственником. Подтверждение соответствия предприятия выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке.
5. Критерии, предъявляемые к производственным и торговым помещениям, оборудованию, инвентарю, перечню предоставляемых услуг, технологическим режимам производства продукции, устанавливаются государственными стандартами для предприятий общественного питания, санитарными нормами, правилами техники безопасности, противопожарными и другими требованиями.
Используемые на предприятии измерительные приборы (весы, гири и др.) должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клейма и представляться на поверку в установленные сроки согласно действующему порядку.
6. Предприятие общественного питания может самостоятельно устанавливать дополнительные условия для посетителей, не противоречащие действующему законодательству.
7. Предприятия общественного питания обязаны в наглядной и доступной форме довести до потребителей необходимую и достоверную информацию: о наименовании, типе, классе предприятия, его адресе (местонахождении собственника), режиме работы, об ассортименте предлагаемой продукции, перечне предоставляемых услуг, о содержании отдельных положений настоящих Правил, касающихся прав потребителей, а также о дополнительных условиях для посетителей.
8. Государственным (муниципальным) предприятиям общественного питания режим работы устанавливается по решению местных органов исполнительной власти, а предприятиям иных форм собственности - собственником. Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
В случае закрытия предприятия общественного питания (для проведения плановых санитарных мероприятий, ремонта и др.) предприятие обязано не менее чем за неделю сообщить органам местной исполнительной власти и потребителям о дате и сроках закрытия.
9. Штаты предприятий общественного питания, связанных непосредственно с производством и реализацией продукции, независимо от форм собственности, укомплектовываются кадрами, имеющими специальную подготовку.
В предприятиях общественного питания классов "люкс" и "высший" должен работать персонал, знакомый со спецификой кулинарии и обслуживания в других государствах.
II. Организация обслуживания и взаимоотношения
предприятий общественного питания с потребителями
10. Формы и методы обслуживания потребителей определяются предприятием исходя из минимальных требований к данному типу и классу предприятия общественного питания.
11. Обслуживание потребителей официантами применяется в обязательном порядке в ресторанах классов "люкс" и "высший" и, как правило, в кафе и барах.
При комбинированном обслуживании в зале предприятия выделяется зона раздачи продукции, где потребителями самостоятельно подбираются холодные закуски, напитки, десерты либо эта продукция отпускается барменом (буфетчиком). Горячие блюда и напитки, винно-водочные изделия отпускаются официантом по заказу.
12. В предприятиях общественного питания классов "люкс", "высший" и "первый" (за исключением баров) в процессе подготовки зала к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов.
В столовых, а также других предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, допускается упрошенная сервировка столов (приборы со специями, бумажные салфетки).
13. Допускается ограничивать вход посетителей в предприятия общественного питания, работающие с официантами, за 30 минут до их закрытия, а в предприятия, работавшие по методу самообслуживания, - за 15 минут до их закрытия.
14. В предприятиях общественного питания используются различные способы расчетов за питание: предварительный, оплата после отбора блюд, оплата после приема пиши, саморасчет. Формы расчетов за питание определяются в зависимости от метода обслуживания, специфики обслуживаемого контингента, типа предприятия и его специализации.
В предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, в магазинах (отделах) кулинарии при расчетах потребителю вручается кассовый чек.
Там, где обслуживание осуществляется официантами, оплата отпущенной продукции производится по выданному официантом счету.
В столовых, обслуживавших постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), может использоваться расчет по индивидуальным или групповым абонементам.
15. Наряду с основной деятельностью предприятия общественного питания должны оказывать дополнительные услуги, перечень которых индивидуален для каждого типа и класса предприятий и определяется стандартом.
Стоимость дополнительных услуг должна быть указана в меню или прейскурантах.
Вне торгового зала посетителям должна быть предоставлена возможность ознакомиться с меню, прейскурантами вин и дополнительными условиями обслуживания, установленными предприятием.
В торговых залах посетитель в обязательном порядке информируется о стоимости блюд и изделий, емкости бутылки алкогольного напитка, цене всей емкости, 50 и 100 г алкогольного напитка. В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), в меню, кроме того, указывается выход кулинарной продукции, а в других типах предприятий по просьбе посетителей эта информация дается обслуживающим персоналом.
В предприятиях классов "люкс", "высший" все виды печатной рекламы (обложки и вкладыши меню, прейскуранты вин, пригласительные карточки, проспекты и пр.) изготавливаются на высокохудожественном уровне.
16. Предприятие самостоятельно разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, а также стандартов для данного типа и класса предприятий и согласовывает его с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Перечень блюд, закусок, винно-водочных изделий, указанных в меню в прейскурантах, должен выдерживаться в течение всего времени работы торгового зала предприятия.
17. В предприятиях общественного питания при гостиницах, вокзалах, аэропортах, по месту работы и учебы, а также в предприятиях, обслуживавших социально незащищенные группы населения, наряду с традиционными формами реализации продукции может применяться продажа комплексных завтраков, обедов, ужинов, разнообразных по дням недели с учетом рациональных норм и особенностей питания.
18. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности должны предоставить потребителю возможность проверки меры и веса проданной ему кулинарной продукции, товаров, а также соответствия реализуемого изделия (услуги) требованиям нормативной документации. Лица, занимающиеся изготовлением и продажей продукции общественного питания в порядке индивидуальной трудовой деятельности, должны по просьбе потребителя предъявить ему лицензию на право производства и реализации указанной продукции, а также сертификат на продукцию (услуги).
При обнаружении недостатков в качестве кулинарной продукции (оказываемой услуги), недовесов или обсчетов предприятие общественного питания обязано по выбору потребителя:
безвозмездно устранить установленные недостатки;
уменьшить размер оплаты за кулинарную продукцию (услугу);
без дополнительной оплаты изготовить аналогичное блюдо, кулинарное изделие (повторно выполнить услугу);
полностью возместить расходы потребителя, связанные с приобретением некачественной кулинарной продукции (выполнением услуги).
В процессе обслуживания в предприятиях общественного питания по желанию потребителей готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая винно-водочные изделия, могут отпускаться на вынос в соответствующей упаковке.
19. При приеме предварительного заказа на обслуживание предприятие должно гарантировать его выполнение в сроки, установленные взаимными обязательствами. В случае невозможности выполнения такого заказа по независящим от предприятия причинам оно обязано обеспечить проведение этого мероприятия в другом предприятии общественного питания без ущемления интересов потребителя, поставив его об этом в известность не менее чем за 7 дней.
В случае отказа от обслуживания, поступившего на предприятие в день проведения мероприятия, по инициативе заказчика, последний обязан выкупить заказанную им продукцию (товары), которая не может быть реализована другим потребителям.
III. Организация производства и реализация
продукции общественного питания
20. Продукция предприятий общественного питания подлежит обязательной сертификации в установленном порядке. Изготовители кулинарной продукции обязаны соблюдать:
санитарные правила, включая систематическое проведение медицинских осмотров, мероприятий по повышению санитарной грамотности работников;
технологические режимы производства продукции (совместимость продуктов, их взаимозаменяемость, режим холодной и тепловой обработки сырья и др.), определенные действующей нормативной документацией (сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, стандарты предприятий, технические условия и др.).
При производстве изготовитель вправе вносить в рецептуры блюд указанных сборников некоторые изменения, расширять перечни компонентов, не допуская при этом нарушений санитарных правил, технологического режима производства продукции, ухудшения ее потребительских свойств и качества.
Повара и кондитеры должны обеспечиваться на рабочих местах и руководствоваться при производстве продукции технологическими картами с указанием рецептур на изделия и краткой технологии.
21. Блюда должны приготавливаться такими партиями, чтобы реализация могла осуществляться в строго определенные санитарными правилами сроки. Категорически запрещается использовать оставшиеся от предыдущего дня мясные, рыбные рубленые изделия, макароны, соусы, крупяные изделия.
На раздаче должна поддерживаться требуемая температура всех блюд, изделий, применяться мерный инвентарь для отпуска жира, сметаны, соусов, гарниров, супов и т.п.
22. Порядок реализации продукции предприятий общественного питания (граждан-предпринимателей) в специально отведенных для этого местах определяется местными органами исполнительной власти.
Запрещается продажа с машин, лотков, рук особо скоропортящейся кулинарной продукции, перечень которой утверждается территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
23. Каждая партия продукции общественного питания, реализуемая вне торгового зала предприятия-изготовителя, должна иметь удостоверение качества с указанием наименования предприятия-изготовителя, нормативной документации, в соответствии с которой она производилась, даты изготовления, конечного срока реализации, массы упаковочной единицы, а также документ, содержащий информацию о цене одной штуки (килограмма) изделия.
Если установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения, транспортировки продукция может причинить вред его жизни, здоровью, изготовитель (предприятие, гражданин-предприниматель) обязан немедленно приостановить ее производство и прекратить реализацию. Аналогичные меры принимаются и при обнаружении нарушений технологического процесса производства продукции.
Если причины, наносящие вред, устранить невозможно, изготовитель обязан снять такую продукцию с производства и реализации.
24. Продажа винно-водочных изделий в предприятиях общественного питания независимо от форм собственности осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого местными органами исполнительной власти по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора, и документа, содержащего сведения об изготовителе этой продукции, а также в соответствии с порядком торговли винно-водочными изделиями, действующим на территории Российской Федерации.
IV. Контроль за работой предприятий общественного
питания (граждан-предпринимателей)
25. Контроль за безопасностью продукции на всех этапах технологического цикла ее изготовления, а также контроль за соблюдением норм и правил предприятиями общественного питания (гражданами-предпринимателями) осуществляют в пределах своей компетенции органы Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Комитета Российской Федерации по торговле и другие органы государственного управления.
За невыполнение настоящих Правил предприятия общественного питания (граждане-предприниматели) несут ответственность согласно действующему законодательству.
Настоящие Правила разработаны на основании Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, утвержденых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 332.
Приложение 3
малого Совета Тамбовского
областного Совета народных
депутатов и администрации Тамбовской области
от 13 мая 1993 г. N 102/186
Временные правила
бытового обслуживания населения Тамбовской области
I. Общие положения
II. Прием и оформление заказов
III. Выполнение и выдача заказа
IV. Расчеты с заказчиком
I. Общие положения
1. Правила бытового обслуживания населения в области регулируют отношения между гражданами и предприятиями, объединениями, организациями, оказывающими бытовые услуги населению, независимо от их форм собственности.
2. По отдельным видам услуг и работ обслуживание граждан осуществляется в соответствии с типовыми договорами бытового заказа (в том числе по абонементному обслуживанию).
3. Предприятия по бытовому обслуживанию населения любой формы собственности действуют в соответствии с их уставами и организуют работу по обслуживанию населения применительно к настоящим Правилам.
4. В помещениях предприятий, где осуществляется прием и выдача заказов, в удобном для обозрения населением месте должны быть:
Правила бытового обслуживания населения в области;
прейскуранты (или выписки из них) на оказываемые услуги;
перечень основных видов предоставляемых услуг;
свидетельство о присвоении предприятию разряда или диплома;
витрины и альбомы с утвержденными образцами изделий и видов работ, выполняемых предприятием, журналы мод;
образцы предлагаемых заказчику материалов и фурнитуры с указанием их цены;
книга отзывов;
образцы договоров, квитанций, расписок и других документов, удостоверяющих прием заказа, * и примерная форма их заполнения;
информация о режиме работы, установленных сроках выполнения обычных и срочных заказов, сроках гарантий на выполненные работы и услуги, днях и часах приема граждан руководителем предприятия.
5. Право на внеочередное обслуживание предоставляется отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
II. Прием и оформление заказов
6. Предприятие принимает к исполнению любой заказ на выполнение услуг (работ), соответствующий профилю его деятельности, за исключением заказов:
на выделку и переработку мехового сырья из шкурок домашних животных (при отсутствии документа о ветеринарном обследовании);
на изготовление любых видов боевых припасов, взрывчатых веществ;
на изготовление химических и парфюмерно-косметических изделий, ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;
на переработку золота, серебра и платины в слитках, пластинах и россыпью, различных изделий из этих металлов неювелирного характера (промышленного назначения);
на изготовление и ремонт любых видов оружия (кроме ремонта охотничьих ружей с разрешения соответствующих органов);
на изготовление множительных и копировальных аппаратов, штампов, штемпелей, печатей, шрифтов (при отсутствии разрешения на их изготовление);
на медицинское обслуживание, кроме услуг, разрешенных органами здравоохранения;
на другие услуги, если их оказание в сфере бытового обслуживания населения запрещено законодательством Российской Федерации.
7. Заказы и заявки на бытовые услуги и работы принимаются непосредственно в приемных пунктах на территориях, по месту работы, учебы, отдыха и жительства граждан, а также по телефону.
8. Прием заказов на изготовление изделий производится по журналам мод или утвержденным образцам, а также по эскизам заказчика. По желанию заказчика могут быть сделаны согласованные с предприятием отступления от утвержденных образцов и технологии изготовления изделия, которые он подтверждает подписью в документе установленной формы.
Заказчику оказывается квалифицированная консультация в выборе модели, фасона или конструкции изделия, расцветки и структуры материала, а также в составлении эскиза изделия.
9. Заказ на бытовые услуги оформляется договором, в котором заполняются все указанные в нем реквизиты. Услуги, выполняемые в присутствии заказчика и по методу самообслуживания, могут оформляться путем выдачи жетона, талона, кассового чека и т.п.
Оформление заказа может производиться без участия приемщика по методу взаимного доверия. В этих случаях заказчик заполняет бланк-заказ или другой соответствующий документ.
10. В договоре указываются виды материалов (сырья, изделий), которые предоставляются заказчиком или предприятием для выполнения заказа.
Количество материала (сырья, изделий), необходимого для выполнения услуг (работ), определяется по взаимному согласованию заказчика с предприятием.
11. Предприятие обязано своевременно предупредить заказчика:
о непригодности или недоброкачественности материала (сырья, изделия), полученного от заказчика;
о том, что соблюдение указаний заказчика грозит годности или прочности выполняемой работы;
о наличии иных, не зависящих от предприятия обстоятельств, грозящих годности или прочности выполняемой работы;
если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны предприятия, в соразмерный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал (сырье, изделие), не изменит указаний о способе выполнения работы либо не устранит иных обстоятельств, грозящих годности или прочности работы, предприятие вправе отказаться от договора и изыскать понесенные им убытки.
Если предприятие не предупредило заказчика о непригодности или недоброкачественности материала (сырья, изделий), невозможности соблюдения указаний заказчика о способе выполнения работы, а также о наличии иных, не зависящих от предприятия обстоятельств, грозящих годности или прочности выполняемой работы, и не указано об этом в документе установленной формы, оно несет ответственность за ненадлежащее исполнение заказа.
III. Выполнение и выдача заказа
12. Предприятие обеспечивает:
максимальные удобства для населения в получении услуг (работ);
предоставление услуг (работ) высокого качества;
техническое обслуживание и ремонт изделий, транспортных средств в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, действующей на предприятии, условиями договора и пожеланиями заказчика;
выполнение гарантийных обязательств на изготовление и отремонтированные им изделия, транспортные средства;
соблюдение срока исполнения заказов;
высокую культуру обслуживания;
сохранность принятых от заказчика материалов (сырья, изделий).
13. В соответствии со статьями 353 и 354 Гражданского кодекса РСФСР:
предприятие обязано выполнить работу, обусловленную договором, из своего материала и своими средствами, поскольку иное не установлено законом или договором;
предприятие, выполняющее работу из своего материала, отвечает за его качество и обязано за свой счет заменить его по требованию заказчика, если материал окажется недоброкачественным;
если работа выполняется из материала предприятия, материал оплачивается при заключении договора полностью или в части, указанной в соответствующем типовом договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной предприятием работы.
Если работа выполняется полностью или частично из материала заказчика, предприятие отвечает за неправильное использование этого материала. При завершении работ или аннулировании заказа предприятие обязано представить заказчику отчет в израсходовании материала и возвратить остаток материала.
Заказчику возвращаются также замененные за плату неисправные узлы и детали.
Если работа выполняется из материалов заказчика, в договоре должны быть указаны точное наименование материалов и их оценка по соглашению сторон. В таком же порядке осуществляется оценка сдаваемых заказчиком изделий для выполнения ремонтных и других работ.
14. Предприятие выполняет наказы на бытовые услуги (работы) в сроки, согласованные с заказчиком и указанные в договоре.
В соответствии со статьями 72 и 76 Гражданского кодекса РСФСР течение срока исполнения заказа начинается на следующий день после календарной паты приема заказа.
Если последний день срока выполнения заказа приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
15. При выполнении услуг на дому у заказчика или в другом месте (садовом участке, гараже и т.д.) предприятие обеспечивает явку работника в согласованное с заказчиком время, а заказчик обязан создать необходимые условия для выполнения услуг (работ).
16. Доставка материала (сырья, изделий) заказчика по его желанию осуществляется предприятием за дополнительную плату или самим заказчиком.
При выходе из строя по вине предприятия изготовленного или отремонтированного на предприятии изделия, узла, агрегата в период гарантийного срока их доставка на предприятие и к заказчику осуществляется за счет предприятия.
17. Заказчик имеет право в процессе выполнения заказа по согласованию с предприятием вносить в него частичные изменения, если их исполнение технически и технологически возможно. Все принятые изменения вносятся в договор.
18. В соответствии со статьями 360 и 364 Гражданского кодекса РСФСР заказчик имеет право;
а) при наличии уважительных причин во всякое время до окончания работы отказаться от договора, уплатив предприятию вознаграждение за выполненную часть работы и возместив ему убытки, причиненные расторжением договора, с учетом того, что предприятие сберегло вследствие расторжения договора;
б) отказаться от договора и потребовать возмещения убытков, если предприятие не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
в) назначить предприятию соразмерный срок для устранения недостатков, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, а при неисполнении предприятием этого требования в назначенный срок отказаться от договора, либо потребовать возмещения убытков, либо поручить исправление работы третьему лицу за счет предприятия;
г) по своему выбору требовать безвозмездного исправления в соразмерный срок допущенных отступлений от условий договора, ухудшивших работу, или устранения иных недостатков в работе, или возмещения понесенных заказчиком необходимых расходов по исправлению своими средствами недостатков работы, если договором предусмотрено такое право заказчика, или соответственного уменьшения вознаграждения за работу;
д) требовать расторжения договора и возмещения убытков при наличии в работе существенных отступлений от договора либо иных существенных недостатков;
е) по своему выбору требовать либо изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества, либо расторжения договора и возмещения убытков.
При расторжении договора расчеты с заказчиком производятся в случае повышения цены на сырье и услуги на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости сырья, услуг на момент оформления заказа.
19. Маркировка и упаковка изготовленных и отремонтированных предприятием изделий производится в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, действующей на предприятии.
20. В соответствии со статьей 361 Гражданского кодекса РСФСР заказчик обязан:
принять работу, выполненную предприятием и осмотреть ее. Если заказчик не заявит немедленно предприятию об отступлениях от условий договора, ухудшивших работу, или иных недостатках в работе, он теряет право в дальнейшем ссылаться на эти отступления от условий договора или недостатки в работе;
сообщать предприятию об отступлениях от условий договора, и иных недостатках в работе, которые не могли быть обнаружены при обычном способе ее принятия, немедленно по их обнаружении.
21. Заказчик подтверждает подписью в договоре оплату выполненных услуг (получение изделия).
На работах, где учетные документы не применяются, письменное подтверждение заказчика об оплате услуг (получении изделия) не требуется.
22. При выдаче исполненного заказа предприятие письменно информирует заказчика о гарантийных сроках на выполненные услуги (работы).
Гарантийные сроки на изготовленные и отремонтированные предприятием изделия, транспортные средства определяются действующими стандартами, техническими условиями, другой нормативно-технической документацией и исчисляются со дня получения заказа, а в случае несвоевременного их получения по вине заказчика - со дня установленного договором срока исполнения заказа.
23. При утере договора заказчик обязан известить об этом предприятие, принявшее заказ.
В этом случае указанное в договоре изделие выдается по письменному заявлению заказчика с предъявлением паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность, а при утере договора на ремонтируемые транспортные средства предъявляется также технический паспорт на транспортное средство.
24. В соответствии со статьей 366 Гражданского кодекса РСФСР в случае неявки заказчика за получением вещи, изготовленной по договору бытового обслуживания, предприятие вправе по истечении шести месяцев со дня, когда согласно договору вещь должна была быть сдана заказчику, и последующего двукратного письменного предупреждения заказчика продать вещь в установленном порядке, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся предприятию платежей, внести в депозит нотариальной конторы на имя заказчика.
IV. Расчеты с заказчиком
25. Бытовые услуги и работы оплачиваются заказчиком по ценам предприятия на дату принятия заказа.
26. В соответствии со статьей 362 Гражданского кодекса РСФСР заказчик обязан оплатить выполненную предприятием работу по сдаче всей работы, если иное не установлено законом или договором.
27. Заказчик вправе предъявить предприятию претензии, если оно допустило отступление от условий договора, ухудшившее работу, или иные недостатки в работе.
Претензии заказчика должны быть рассмотрены предприятием безотлагательно, а требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней со дня поступления претензии.
28. Предприятие обязано исполнить заказ в срок, предусмотренный в договоре.
29. Заказы должны исполняться качественно соответствующим ГОСТам и другой нормативно-технической документации.
30. Предприятие, утратившее (повредившее) полностью или частично принадлежащий заказчику материал (сырье, изделие), обязано в трехдневный срок заменить его однородным материалом (сырьем, изделием), а при отсутствии такового - возместить заказчику понесенные убытки - стоимость утраченного (поврежденного) материала (сырья, изделия), а также расходы, понесенные заказчиком.
По желанию заказчика предприятие обязано возобновить вне очереди заказ и изготовить изделие из однородного материала в кратчайший срок.
31. Споры, возникшие между предприятием и заказчиком, разрешаются в судебном порядке.
В соответствии со статьей 365 Гражданского кодекса РСФСР:
иск по поводу отступлений предприятия от условий договора, ухудшивших работу, или иных недостатков в работе может быть предъявлен заказчиком в течение 6 месяцев со дня принятия работы, а если недостатки не могли быть обнаружены при обычном способе принятия работы, - в течение одного года со дня принятия работы;
иск по поводу таких недостатков в строении или сооружении, которые не могли быть обнаружены при обычном способе принятия работы, если одной из сторон является гражданин, может быть предъявлен заказчиком в течение трех лет со дня принятия работы;
если в договоре предусмотрен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня заявления о недостатках.
* - в дальнейшем именуются договором
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление малого Совета Тамбовского областного Совета народных депутатов и Администрации Тамбовской области от 13 мая 1993 г. N 102/186 "Об утверждении временных Правил работы предприятий торговли, Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, временных Правил бытового обслуживания населения на территории области и административной ответственности за их нарушение"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Тамбовской областной Думы от 31 октября 2008 г. N 1252 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Тамбовской области от 17 сентября 1997 г. N 562