Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286, в соответствии с письмом Центральной избирательной комиссии от 19.09.2003 г. N 05-11/3407 провело повторную (дополнительную) юридическую экспертизу Закона Тамбовской области от 27.03.2003 г. N 107-З "О выборах главы администрации Тамбовской области" (в редакции Закона Тамбовской области от 23.07.2003 г. N 139-З)
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона являются правоотношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов главы администрации Тамбовской области, что в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы.
Указанная область общественных отношений регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 4.07.2003 г. N 102-ФЗ, от 4.07.2003 г. N 97-ФЗ, от 23.06.2003 г. N 83-ФЗ, от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ, от 27.09.2002 г. N 119-ФЗ), Уставом (Основным Законом) Тамбовской области (в редакции от 27.06.2003 г.).
В результате проведения юридической экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству.
Пункт 2 статьи 6 Закона Тамбовской области устанавливает, что избирательное объединение - это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное (областное) отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом и настоящим законом право участвовать в выборах главы администрации. Вместе с тем, по смыслу пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" в выборах вправе участвовать только политические партии и их региональные отделения. Соответственно из указанной нормы следует исключить слова "или иное структурное подразделение политической партии".
Пункт 6 статьи 23 Закона Тамбовской области предусматривает возможность принятия судом решения о расформировании областной избирательной комиссии в период избирательной кампании по выборам главы администрации области. Вместе с тем, областная избирательная комиссия на выборах главы администрации является комиссией, организующей эти выборы (пункт 1 статьи 14 Закона Тамбовской области) и в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" она не может быть расформирована в период избирательной кампании.
Пункты 2 и 7 статьи 26 и подпункт "б" пункта 23 статьи 28 Закона предусматривают выдвижение кандидатов на должность главы администрации области не только политическими партиями, но и иными общественными объединениями, что противоречит пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которому политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое имеет право самостоятельно выдвигать кандидатов на выборные должности в органах государственной власти.
Пункт 3 статьи 27 Закона и приложение N 1 к Закону содержат положение о том, что в подписном листе указывается место жительства кандидата. Однако согласно статье 11 Федерального закона от 20.02.1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" такая информация является конфиденциальной (персональные данные). Исходя из изложенного, слова "адрес места жительства кандидата" полагаем целесообразным заменить словами "район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата".
Пунктом 9 статьи 47 Закона Тамбовской области на редакции муниципальных периодических печатных изданий возлагается обязанность публиковать сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, передаваемые им областной избирательной комиссией. Исходя же из требований пункта 8 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" такая обязанность возлагается на редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов. Следовательно, редакции муниципальных периодических печатных изданий не обязаны публиковать подобные сведения, поскольку выборы главы администрации Тамбовской области осуществляются не на муниципальном, а на областном уровне.
Согласно пункту 9 статьи 47 Закона Тамбовской области объем подлежащих опубликованию сведений (о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов) устанавливается областной избирательной комиссией. Данная норма противоречит пункту 8 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом.
При проведении юридической экспертизы настоящего нормативного акта выявлены нарушения правил и приемов юридической техники. В частности, обнаружены пробелы в законодательном регулировании данном сферы общественных отношений. Так, не предусмотрен порядок включения некоторых категорий граждан, находящихся в местах временного пребывания в связи с условиями работы и военной службы, в списки избирателей по месту их временного пребывания (пункт 5 статьи 11 Закона области); в статье 15 Закона области не определены сроки приема предложений по составу территориальных и участковых избирательных комиссий; в пункте 11 статьи 31 Закона области не предусмотрена возможность для кандидата в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств снять свою кандидатуру менее чем за три дня до голосования (постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 г. N 10-П); в статье 35 Закона области отсутствует норма, согласно которой муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации (пункт 7 статьи 50 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"); не установлен порядок предоставления организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной продукции; в статьях 39 и 40 Закона области не указаны сроки проведения жеребьевки, не определен порядок регистрации уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам; в пункте 8 статьи 44 и пункте 3 статьи 46 Закона области не определен размер денежных средств, выделяемых областной избирательной комиссией; в пункте 2 статьи 63 Закона области не установлены сроки хранения подписных листов с подписями избирателей и открепительных удостоверений.
В тексте Закона Тамбовской области обнаружены и иные нарушения правил и приемов юридической техники. Так, из совокупности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 7 статьи 56 Закона Тамбовской области следует, что строка 13 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования заполняется дважды. Срок проведения повторных выборов главы администрации Тамбовской области, установленный пунктом 1 статьи 60 Закона Тамбовской области, не соответствует в совокупности сроку назначения повторных выборов главы администрации Тамбовской области (пункт 1 статьи 60 Закона Тамбовской области) и сроку проведения голосования со дня принятия решения о назначении выборов главы администрации Тамбовской области (пункт 2 статьи 3 Закона Тамбовской области).
В подпункте "и" пункта 11 статьи 28 Закона Тамбовской области допущена ошибочная ссылка на пункт 9 вместо пункта 8 данной статьи Закона Тамбовской области. Кроме того, в Законе Тамбовской области обнаружено дублирование норм и иные недостатки редакционного характера (например, пункт 11 статьи 24 и пункт 2 статьи 28, второе предложение пункта 26 статьи 28 и пункт 8 статьи 24, пункты 5 и 8 статьи 48 Закона Тамбовской области).
Предлагаем привести указанные положения нормативно-правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
Начальник Управления
Государственный советник
юстиции 2 класса |
Н.С.Ельцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 8 октября 2003 г. N 349 на Закон Тамбовской области от 27.03.2003 г. N 107-З "О выборах главы администрации Тамбовской области" (в редакции Закона Тамбовской области от 23.07.2003 г. N 139-З)
Подготовлено начальником Управления государственным советником юстиции 2 класса Н.С.Ельцовым