Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286, провело юридическую экспертизу Закона Тамбовской области от 23.07.2003 г. N 138-З "О референдуме Тамбовской области".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Закона являются правоотношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Тамбовской области, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Закона относится к компетенции Тамбовской областной Думы.
Указанная область общественных отношений регулируется Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 4.07.2003 г. N 102-ФЗ, от 4.07.2003 г. N 97-ФЗ, от 23.06.2003 г. N 83-ФЗ, от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ, от 27.09.2002 г. N 119-ФЗ.
В результате проведения юридической экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлена норма, противоречащая федеральному законодательству.
Пункт 2 статьи 10 рассматриваемого закона устанавливает, что количество представленных подписей (в поддержку инициативы проведения референдума) может превышать необходимое их количество, но не более чем на 15 процентов. Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов. Законом не может быть установлено иное предельное количество подписей, участников референдума, представляемых для назначения референдума.
Кроме того, в тексте Закона Тамбовской области обнаружено нарушение правил и приемов юридической техники.
В пункте 10 статьи 20 рассматриваемого нормативного акта содержится норма, согласно которой председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член комиссии референдума с правом решающего голоса не может быть подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Тамбовской области. Тем не менее, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ вместо термина "административное взыскание" употребляется термин "административное наказание". В пункте 18 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также говорится о том, что член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Предлагаем привести указанные положения нормативно-правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения экспертного заключения.
И.о начальника Управления
Советник юстиции 1 класса |
А.П.Летнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 25 сентября 2003 г. N 342 на Закон Тамбовской области от 23.07.2003 г. N 138-З "О референдуме Тамбовской области"
Подготовлено и.о. начальника Управления государственным советником юстиции 1 класса А.П.Летневым