Постановление Мэра города Тамбова от 14 сентября 1994 г. N 1876
"О правилах работы торговых предприятий на территории города Тамбова"
18 марта 1996 г.
Постановлением мэра города Тамбова от 11 февраля 1998 г. N 276 и постановлением администрации города Тамбова от 1 апреля 2010 г. N 2640 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях улучшения организации работы предприятий, осуществляющих торговую деятельность на территории города Тамбова, постановляю:
1. Утвердить "Правила работы предприятий, осуществляющих торговую деятельность на территории города Тамбова" согласно приложению.
2. Пресс-службе мэрии (Чепурнова Л.В.) настоящее постановление в изложении опубликовать в еженедельнике "Новая Тамбовская газета" и других средствах массовой информации.
3. Правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность, ввести в действие на территории города через десять дней со дня опубликования
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-мэра Калинова Н.Ф.
Мэр г. Тамбова |
В.Н.Коваль |
Правила
работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории г. Тамбова
(утв. постановлением мэра города Тамбова от 14 сентября 1994 г. N 1876)
18 марта 1996 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила определяют, в соответствии с действующим законодательством, распоряжениями мэра, городской Думы, порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую деятельность на территории города Тамбова независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, форм торговли, а также объемов данной деятельности в иной уставной деятельности предприятий.
1.2. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами, при наличии условий для их реализации; обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на совершение покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение правил и интересов покупателей в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
1.3. Утратил силу.
См. текст пункта 1.3.
1.4. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием торгового профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования на русском языке.
На входной двери магазина помещается табличка или делается трафаретная надпись с информацией о режиме работы, юридическом адресе его собственника.
1.5. Товарный профиль (тип) и специализация предприятия торговли определяются его Уставом. Изменение товарного профиля осуществляется по согласованию с органами местной администрации.
1.6. Торговое предприятие должно соблюдать архитектурные нормы и требования к рекламно-художественному оформлению, освещению витрин (особенно в ночное время), содержанию фасадов торгового предприятия и прилегающей территории.
1.7. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним территория (не менее 5 м), находящиеся в его ведении палатки, киоски и другая мелкорозничная сеть, витрины, оборудование и торговый инвентарь, а также работа предприятия должны отвечать правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего профиля (типа), за что руководитель предприятия несет ответственность.
1.8. Режим работы предприятия торговли устанавливается по согласованию с органами городской администрации. Любые изменения режима работы предприятия должны согласовываться с органами городской администрации.
1.9. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
1.10. В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.
1.11. Закрытие предприятий на санитарный день, ремонт, переоборудование и т.п. согласовывается с органами городской администрации, о чем покупатели извещаются не позднее чем за 5 дней до его закрытия специальным объявлением, в котором также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.
1.12. Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной проверке органами Государственной метрологической службы не реже 1 раза в год. Положительные результаты проверки средства измерений удостоверяются соответствующим клеймом и свидетельством о проверке на каждый прибор.
Документы находятся у администрации магазина и предъявляются по первому требованию лицам уполномоченным для проверки.
1.13. В предприятиях должна быть составлена следующая информация для покупателей:
указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров;
фамилия и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках;
перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
адреса и телефоны госторгинспекции и местных органов администрации.
1.14. В предприятиях на доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная подписью и печатью руководителя администрации района, на чьей территории данное предприятие находится. Книга подлежит ежегодной перерегистрации.
Покупателям, желающим сделать запись в книге, создаются необходимые для этого условия.
2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.1. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях торговли должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика, а также другими необходимыми документами.
2.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию.
В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества) в текстовой части товарного отчета по итогам прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.
2.3. При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны соблюдать принципы торгового соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям, предъявляемым к условиям хранения товаров, содержащихся в нормативно-технических документах, и не допускать снижения качества товаров.
2.4. Товар перед поступлением в торговый зал должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (освобожден от тары, одежда отутюжена, куски ткани оправлены, велосипеды, мопеды, мотоциклы и другие изделия из металла собраны, очищены от смазки, продовольственные товары зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д., бутылки и консервные банки протерты).
3. Продажа товаров
3.1. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, согласованный с органом городской администрации и центром Госсанэпиднадзора, действующие правила работы предприятия, санитарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.
3.2. Продажа товаров в торговом предприятии должна проводится всем гражданам на общих основаниях. Предприятие должно обеспечивать льготами, представленными законодательством и правительством, отдельные категории населения, а также организацию специальных видов торгового обслуживания по решению органов управления города Тамбова.
3.3. Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
3.4. К моменту открытия торговое предприятие должно быть подготовлено к работе: в торговом зале обеспечена выкладка товаров в полном ассортименте, имеющемся в магазине, поддерживаемом в течение всего рабочего дня; подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы; контрольно-кассовые машины; товары снабжены правильно оформленными ценниками (наименование товара, его сорт, цена за все или единицу товара, подпись ответственного лица за ценообразование, дата оформления ценника).
3.5. Гастрономические товары, яйцо, мясо, птица, рыба, сельди, сыпучие, метражные и другие товары, не имеющие фабричной упаковки, обязательно должны отпускаться покупателю в упакованном виде (бумаге, бумажных пакетах, пергаменте), стоимость за которые с покупателя не взимается. По желанию покупателя товар может быть отпущен в целлофановой или полиэтиленовой упаковке, стоимость которой оплачивается им дополнительно.
Продавцы обязаны бесплатно нарезать отпускаемые гастрономические товары по просьбе покупателя.
3.6. Магазины, реализующие живую рыбу, должны быть оснащены аквариумом. Срок реализации живой рыбы установлен 2 суток. Без воды живая рыба должна находиться не более 10 - 15 минут. Снулая рыба реализуется по ценам сформированным как на прочую продукцию.
3.7. Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в чистую тару покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости. При взвешивании не допускается отлив жидких продуктов из тары покупателя в тару магазина.
3.8. В магазине самообслуживания товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются с учетом свойств товаров и спроса покупателей в специально выделенном и оборудованном для этой цели помещении в зависимости от свойств товаров упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, сетчатую тару, пакеты, коробки и т.д.
На упаковке фасуемых в магазине товаров или накладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указываются наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фасовщика.
Капуста кочанная свежая, арбузы, дыни, тыква, кабачки, ананасы и другие аналогичные товары перед продажей взвешиваются и расцениваются. При этом их стоимость указывается на самом товаре или на прикрепленном к нему ярлыке цен (ценнике).
3.9. В торговом зале магазина (отдела) самообслуживания товары должны быть размещены на стационарном оборудовании, поддонах, в проволочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре и таре - оборудовании.
Ценники на товары закрепляются в ценникодержателях, вмонтированных в оборудование или установленных на специальных стойках. В тех случаях, когда наименование товара, вес и сорт указаны на упаковке, могут применяться ценники, указывающие только стоимость единицы товара.
3.10. При продаже товаров по методу самообслуживания в магазинах (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производится только в инвентарные корзины и тележки, которые покупатель обязан взять при входе в зал самообслуживания.
3.11. Работникам магазина (отдела) самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других магазинах товаров, ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупателя оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан и т.п. магазин обязан обеспечить их сохранность.
3.12. Продажа товаров (оружие, боеприпасы, комиссионные товары и др.) должна осуществляться в соответствии с утвержденными особыми правилами, а также требованиями настоящих правил.
3.13. На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятие торговли должно иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.
3.14. Категорически запрещается продажа товаров с истекшими сроками реализации. Руководитель предприятия несет ответственность за качество реализуемых товаров, в т.ч. за своевременное продление сроков реализации в органах саннадзора.
3.15. Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.
3.16. При комплектовании подарочных наборов квалифицированными специалистами торгового предприятия учитываются эстетические требования, характер и назначение основного подарка и соответствующих ему предметов (мужская сорочка и галстук; дамская сумочка и перчатки; брошь, кольцо и серьги; авторучка и записная книжка и т.д.).
При отсутствии в этих магазинах в отдельной продаже, входящих в наборы, по просьбе покупателей такие наборы должны быть раскомплектованы (кроме наборов фабричного изготовления).
Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
3.17. Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также до начала и по окончании установленных часов работы магазина.
3.18. В торговом зале продовольственных магазинов не доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные весы, овоскоп;
в предприятиях торгующих тканями - контрольные метры.
Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Администрация предприятия обязана создавать для этого необходимые условия.
3.19. Непродовольственные товары, отобранные покупателем, могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более 1 часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до 2 часов.
3.20. Покупателю должна быть предоставлена возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3 суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
3.21. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
3.22. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
печатает чек на контрольно-кассовой машине, на котором указываются наименование предприятия, номер кассового аппарата, дата, стоимость покупки;
объявляет покупателю общую стоимость покупок;
называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком;
после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
Запрещается закрытие касс в рабочее время для подсчета выручки при наличии очередей.
3.23. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
3.24. При продаже товаров покупателю в обязательном порядке выдается кассовый (товарный) чек. При продаже технически сложных товаров в паспорте на изделие проставляются наименование магазина, дата продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
3.25. Расчеты за все товары, приобретаемые в магазинах самообслуживания, производятся только в едином узле расчета. Покупателю при расчете в обязательном порядке вручается кассовый чек, подтверждающий покупку товара в данном магазине, который должен сохраняться покупателем до выхода из магазина.
Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверку правильности оплаты покупки), а также проверять их личные сумки, портфели и т.п.
3.26. Обмен приобретенных в розничной торговой сети непродовольственных товаров и возврат уплаченных за них денег производятся в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
3.27. Покупатель обязан возместить торговому предприятию стоимость товара и имущества, поврежденного или уничтоженного по его вине.
4. Требования, предъявляемые к продавцам
4.1. В торговом зале продавцы должны находиться в единой форменной одежде, соответствующей рабочей обстановке и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям.
4.2. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в торговом зале согласно ассортиментному перечню, своевременно пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.
4.3. При осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предусмотрительным, вежливо и корректно относиться к покупателям.
В торговом зале иметь объявление "Благодарим за покупку".
4.4. Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.
4.5. Продавец может уходить с рабочего места только в случае замены его другим продавцом.
4.6. Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием пищи, курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.
Покупателям также запрещается курить в торговом зале магазина.
4.7. Продавец, осуществляющий продовольственную торговлю, обязан знать порядок работы торгового предприятия; правила торговли товарами ценной группы, правила подготовки товаров к продаже; приемы показа и упаковки товаров; принципы размещения, выкладки товаров и оформление витрин; правила хранения товаров и сроки их реализации; правила взвешивания товаров; установки, регулировки, проверки весов и ухода за ними; сроки клеймения мер, весов, гирь; правила работы кассовой машины и уходе за ней; виды торгового оборудования, инвентаря, инструментов и правила пользования ими; признаки платежеспособности государственных денежных знаков; установленный порядок приема и сдачи денег; правила обращения с тарой; правила санитарии и гигиены; правила техники безопасности и противопожарные мероприятия.
Продавец скоропортящихся товаров должен знать также правила пользования холодильным оборудованием.
4.8. Продавец непродовольственных товаров обязан осуществлять предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними, ценах; предложение взаимозаменяемых товаров, новых и сопутствующих товаров; примерку, отмеривание, отрез, взвешивание, демонстрацию товаров и т.д.; подсчет стоимости покупки, выписку (печатание) чека, получение денег; оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования, упаковку товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль, обмен товаров.
4.9. Продавец обязан производить полную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку, осмотр внешнего вида изделий, переборку, протирку, очистку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и т.д.); производить продажу товаров только при наличии правильно оформленных ярлыков цен или ценников на товары; размещать и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы; сообщать администрации о случаях обнаружения товаров, не соответствующих маркировке.
4.10. Продавец обязан знать ассортимент, классификацию, характеристику, назначение товаров данной группы, способы пользования и ухода за ними; правила расшифровки артикула и маркировки, розничные цены; приемы подбора, примерки, отмеривания, отреза, комплектации товаров; шкалы размеров изделий и правила их определения; основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров и способы их распознания, основные требования к качеству товаров; виды брака; гарантийные сроки пользования товарами.
5. Контроль за соблюдением настоящих правил
5.1. Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законами Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями мэра Тамбова в пределах своей компетенции.
К проверкам соблюдения настоящих Правил могут привлекаться специалисты, а также представители общественных организаций по защите прав потребителей.
5.2. Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлению служебного удостоверения, а для внештатных сотрудников надлежаще оформленных документов (скрепленных подписью ответственного лица и печатью организации) с указанием срока полномочий на право проверки предприятия.
5.3. В торговом предприятии ведется контрольный журнал установленной формы, в которой проверяющими вносятся записи о результатах проверки. Журнал подлежит ежегодной перерегистрации в администрации района по месту нахождения торгового предприятия.
Вице-мэр г. Тамбова |
Н.Д.Тихонова |
Вице-мэр г. Тамбова |
Н.Ф.Калинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Мэра города Тамбова от 14 сентября 1994 г. N 1876 "О правилах работы торговых предприятий на территории города Тамбова"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением мэра города Тамбова от 11 февраля 1998 г. N 276 и постановлением администрации города Тамбова от 1 апреля 2010 г. N 2640 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэра города Тамбова от 18 марта 1996 г. N 674