Закон Тамбовской области от 27 марта 2003 г. N 109-З
"О Программе содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования на 2003 - 2005 годы"
(принят Тамбовской областной Думой 27 марта 2003 г.)
23 декабря 2003 г., 23 декабря 2004 г., 25 ноября 2005 г.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
В.Н.Карев |
Глава администрации
Тамбовской области |
О.И.Бетин |
г. Тамбов
27 марта 2003 г.
N 109-З
Программа
содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников
учреждений профессионального образования Тамбовской области
на 2003 - 2005 годы
(утв. Законом Тамбовской области от 27 марта 2003 г. N 109-З)
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа содействия трудоустройству и адаптации выпускников учреждений профессионального образования Тамбовской области на 2003 - 2005 годы. |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение главы администрации Тамбовской области от 13.11.2001 N 465-р; Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8.06.2000 N 153; Приказ Министерства образования Российской Федерации и Министерства труда и социального развития РФ от 24.07.2000 N 2285/187 "О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования". |
Государственные заказчики Программы |
Администрация Тамбовской области |
Основные исполнители Программы |
Управление образования области Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области Органы местного самоуправления Тамбовской области; Комитет по начальному профессиональному образованию области; Совет ректоров высших учебных заведений области; Совет директоров средних специальных учебных заведений области. |
Основные разработчики Программы |
Управление образования Тамбовской области; Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области. |
Цель Программы | Содействие занятости выпускников учреждений профессионального образования Тамбовской области посредством их профессиональной ориентации, развития профессионального образования и социальной адаптации. |
Система контроля | Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет областная Дума. |
I. Введение
Безработица среди молодежи - предмет особого внимания со стороны государственных и общественных органов многих стран. Психологически неустойчивая подверженная воздействию негативного социального влияния безработная молодежь является питательной средой для роста наркомании, преступности, социальных конфликтов. В особенности опасна высокая доля безработных среди специалистов, окончивших учреждения профессионального образования. Молодые люди, получившие профессиональное образование, не имеют возможности применять свои навыки на практике.
В условиях перехода к рыночным отношениям молодежь стала одной из наиболее слабозащищенных категорий населения. В целом, сравнительно низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена следующими факторами:
- недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, вызывающих у работодателей сомнения относительно производительности труда молодого человека, претендующего на получение работы;
- нежеланием работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением или переобучением молодых людей, не имеющих нужной предприятию профессии;
- необходимостью предоставления ряда льгот для молодежи, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
- низкой стартовой оплатой труда молодых работников;
- инфантилизмом определенной части молодежи.
В Тамбовской области 57 профессиональными образовательными учреждениями ежегодно выпускаются свыше 11 тысяч молодых специалистов для различных отраслей экономики, однако, только около 60 процентов из них реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности. Остальные находят работу, не связанную с полученной специальностью, или регистрируются в качестве безработных.
Вместе с тем, в ряде предприятий и организаций промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг области весьма остро стоит проблема обновления кадров.
Органы исполнительной и законодательной власти области, служба занятости, органы местного самоуправления немало делают по решению этой проблемы. Однако, их действия зачастую разрознены, не носят системного характера. Разработка и реализация такой Программы будет способствовать созданию целостной системы содействия трудоустройству молодых специалистов и адаптации их к рынку труда и позволит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования и снизить уровень напряженности на территориях рынка труда.
Действие Программы рассчитано на граждан в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих на территории области и предусматривает оказание им содействия в течение 5 лет после окончания учреждения профессионального образования, в соответствии с Законом Тамбовской области "О государственной молодежной политике Тамбовской области".
II. Состояние и проблемы занятости выпускников учреждений
профессионального образования
По данным городских и районных центров занятости населения области на 1 января 2002 года на учете в службе занятости состояло 1066 выпускников различных высших, средних специальных, начальных профессиональных учебных заведений области, что составило 7,5% от численности всех зарегистрированных службой занятости области безработных граждан.
Всего в 2001 году выпуск дневных отделений всех учебных заведений области составил 11063 человека, в том числе высших - 2526, средних специальных - 4169, начальных профессиональных - 4368, что составило 100,5% к выпуску 2002 года.
Информация предоставленная Департаменту занятости учебными заведениями свидетельствует, что из общего выпуска дневной формы обучения вузов 1377 специалистов направлены на работу или устроились самостоятельно, 209 человек продолжают обучение в аспирантуре, 279 призваны на военную службу.
Из числа выпускников средних специальных учебных заведений - 2127 человек получили направление на работу или устроились самостоятельно; 534 выпускника продолжают обучение в высших учебных заведениях; 886 - призвано на военную службу.
1884 выпускника учебных заведений начального профессионального образования получили направление на работу или нашли работу самостоятельно, 599 - продолжают обучение в высших и средних специальных учебных заведениях области; 1392 - служат в Российской Армии.
В службе занятости области в период с июля по декабрь 2001 года было зарегистрировано в качестве безработных 1025 выпускников дневных отделений высших, средних специальных и начальных профессиональных учебных заведений области. Это больше уровня 2000, 1999 годов соответственно на 1,6% и 2,3%.
Данные свидетельствуют о том, что произошло увеличение численности безработных выпускников. В первую очередь за счет молодых специалистов среднего звена на 2,1%, высшего звена на 1,7% и начальной профессиональной подготовки на 0,8%.
Основное количество безработных выпускников учреждений высшего профессионального образования по следующим специальностям: "Методика начального обучения" (28%), "Биология" (26,5%), "Русский язык" (21,3%), "Менеджмент" (20,7%), "Социально культурная деятельность" (17,6%), "Финансы и кредит" (17,5%), "История" (16,9%), "Бухгалтерский учет и аудит" (16,7%), "Физика" (16,3%), (Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина).
"Селекция и генетика сельскохозяйственных культур" (40,9%), "Плодоовощеводство и виноградарство" (72,2%), (Мичуринский государственный аграрный университет).
"Промышленное и гражданское строительство" (18,7%), "Юриспруденция" (10,4%), "Финансы и кредит" (10,7%), "Машины и аппараты химических производств и предприятий стройматериалов" (10,3%), (Тамбовский государственный технический университет).
Среди специальностей учебных заведений среднего профессионального образования наиболее невостребованными на рынке труда остаются "Экономика, бухгалтерский учет и контроль" - 70%, "Правоведение" - 52,4%, "Маркетинг" - 24,4%, "Социальная педагогика" - 32%, "Коммерция" - 20%.
Необходимо отметить, что среди безработных граждан нет выпускников Тамбовского базового медицинского колледжа, Тамбовского колледжа искусств, Тамбовского автотранспортного техникума, Кирсановского колледжа гражданской авиации и Мичуринского медицинского училища.
Удельный вес выпускников учебных заведений начального профессионального образования, состоящих на учете в службе занятости в качестве безработных составляет 5,1%.
III. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является содействие занятости выпускников учреждений профессионального образования Тамбовской области посредством их профессиональной ориентации, развития профессионального образования и социальной адаптации, обеспечивающей:
- создание в системе профессионального образования сети территориальных и вузовских Центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также службы профориентации;
- ежегодное определение потребности предприятий и организаций различных отраслей экономики Тамбовской области в молодых специалистах;
- создание системы взаимосвязанного прогнозирования областного рынка труда и образовательных услуг по схеме "спрос - предложение";
- обеспечение систематической координации объемов и профилей подготовки кадров в учреждениях профессионального образования с учетом потребностей рынка труда, работодателей, развивающихся отраслей экономики области;
- создание информационной системы, обеспечивающей абитуриентов, обучающихся выпускников учреждений профессионального образования данными о вакансиях учебных и рабочих мест;
- на существующей в области базе системы начального профессионального и дополнительного образования совершенствование практики переподготовки учащихся и выпускников учреждений профессионального образования по новым специальностям, повышающим их конкурентоспособность на рынке труда;
- организацию профессиональной переподготовки преподавательских кадров по присвоению им квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам (менеджмент, предпринимательство, практический психолог, социальная работа и другие).
Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:
1. Определить потребности предприятий и организаций Тамбовской области в молодых специалистах в настоящее время и в перспективе;
2. Учесть баланс выпускников учреждений профессионального образования Тамбовской области и изменения количества рабочих мест на предприятиях и в организациях области;
3. Создать информационную систему, обеспечивающую обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о наличии вакансий и специалистов;
4. Организовать взаимодействие руководителей предприятий, организаций и учреждений профессионального образования Тамбовской области по проблемам занятости молодых специалистов;
5. Корректировать учебные планы, номенклатуру специальностей учреждений профессионального образования Тамбовской области в соответствии с текущими и планируемыми потребностями экономики региона;
6. Вести профориентацию и психологическое консультирование абитуриентов и учащихся учреждений профессионального образования Тамбовской области;
7. Разработать программы дополнительного профессионального образования для незанятых выпускников учреждений профессионального образования.
IV. Сроки реализации Программы
Реализация областной Программы рассчитана на 3 года (2003 - 2005 годы) в течение которых предусматривается реализация ее мероприятий.
V. Программные мероприятия
Программа представляет собой совокупность мер, позволяющих организовать на базе существующих и вновь создаваемых в районе (городе) государственных, ведомственных и общественных организаций и учреждений, занимающихся вопросами образования, труда и занятости молодежи, систему консультирования, информационного и образовательного содействия трудоустройству учащихся и незанятых выпускников учреждений профессионального образования на основе широкого взаимодействия с работодателями в регионе. Это позволяет не только решать проблемы трудоустройства молодых специалистов, но и создает условия для формирования инструментов гибкого регулирования занятости со стороны местных органов исполнительной власти. Необходимым условием является участие в реализации Программы Совета ректоров вузов области, Совета директоров учреждений среднего профессионального образования области, Союза работодателей и предпринимателей области, областных профсоюзов.
При реализации Программы необходимо не только наладить взаимодействие уже существующих организаций и учреждений, занимающихся вопросами труда и занятости, но и создать новые, в тех случаях, когда это необходимо.
Система программных мероприятий предусматривает 5 основных разделов:
1. Разработка и создание информационной системы, обеспечивающей абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг.
Раздел 1 включает в себя мероприятия по созданию информационной системы, для обеспечения обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда.
Выполнение мероприятий, предусмотренных данным разделом# позволит создать информационную систему, обеспечивающую обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования данными о вакансиях и кандидатурах специалистов, которые обеспечат заполнение вакантных мест. Разработанная система создаст представление о состоянии занятости, динамике спроса и предложения на областном рынке труда для органов исполнительной власти.
2. Создание регионального Центра содействия трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда.
Раздел 2 включает в себя мероприятия по созданию регионального Центра содействия занятости выпускников в форме государственного учреждения. Задача этого государственного учреждения - обеспечить баланс потребности в кадрах и их подготовки и переподготовки. Методическое сопровождение, нормативно-правовая база деятельности Центра обеспечивается органами исполнительной власти области во взаимодействии с территориальными органами, федеральными органами власти и объединениями работодателей, учреждениями профессионального образования.
Предусматривается изучение высшими и средними специальными учебными заведениями, учреждениями начального профессионального образования спроса на специальности, востребуемые на рынке труда, и введение в учебный план учреждений профессионального образования специализаций, необходимых при подготовке специалистов для экономики области.
3. Разработка механизмов правовой и социальной защиты абитуриентов, обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования.
Раздел 3 предусматривает мероприятия по анализу опыта работы по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования области в региональном Центре.
4. Организация системы дополнительного профессионального образования незанятых выпускников профессиональных образовательных учреждений.
В данном разделе предусматриваются мероприятия, направленные на переподготовку безработных выпускников, зарегистрированных в службе занятости, ориентированные на профессии, конкурентоспособные на рынке труда.
VI. Финансовое обеспечение Программы
На реализацию программных мероприятий предусматриваются ассигнования из областного бюджета в размере 279 тыс. руб. Часть мероприятий Программы будет проводиться с привлечением средств федерального бюджета в размере 97 тыс. руб.
Ежегодно при формировании проектов областного бюджета на 2003 - 2005 гг. необходимо уточнять размер выделяемых на реализацию указанной Программы ассигнований, с учетом возможности областного бюджета.
Объемы и источники финансирования:
Общая сумма 0,376 млн. рублей
Федеральный бюджет 0,097 млн. рублей
Областной бюджет 0,279 млн. рублей
Областной бюджет Федеральный бюджет
По годам:
2003 год 0,093 млн. рублей 2003 год 0,097 млн. рублей
2004 год 0,093 млн. рублей
2005 год 0,093 млн. рублей
VII. Ожидаемые результаты от реализации Программы
К концу 2003 года предусматривается отработка необходимого нормативно-правового, методического, информационного и организационного обеспечения системы; механизмов взаимодействия работодателей, органов управления образованием, органов службы занятости.
К концу 2004 года предусматривается построение и функционирование системы содействия абитуриентам, обучающимся, выпускникам учреждений профессионального образования, включающей в себя профориентацию, информирование о вакантных рабочих местах, механизм правовой и социальной защиты незанятых выпускников.
К концу 2005 года будут доработаны все задействованные механизмы с учетом опыта работы на предыдущих этапах реализации Программы. К этому времени система должна выйти на режим самофинансирования.
VIII. Механизм реализации Программы
Данная Программа реализуется администрацией области, ее структурными подразделениями, органами местного самоуправления городов и районов области путем выполнения основных мероприятий Программы.
IХ. Основные мероприятия
Программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда
выпускников учреждений профессионального образования Тамбовской
области на 2003 - 2005 годы
NN пп |
Наименование мероприятий и проектов | Исполнители, соисполнители | Сроки реализации |
Стоимость тыс. руб. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
1. Разработка и создание информационной системы, обеспечивающей абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей данными о рынках труда и образовательных услуг |
||||
1.1. | Разработка проекта информационной системы мониторинга рынка труда и образовательных услуг |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, управление образования области |
2003 г. | |
1.2. | Издание в области информационного бюллетеня по имеющимся образовательным услугам, с указанием реального трудоустройства по специальности |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области |
2003 - 2005 г. |
|
1.3. | Предоставление информации органам управления образованием, образовательным профессиональным учебным заведениям о состоянии занятости, динамике спроса и предложения на областном рынке труда, а также о потребности в работниках по новым профессиям и специальностям, о квалификационных требованиях к рабочим профессиям, должностям руководителей, специалистам и служащим |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, комитет по труду области |
2003 - 2005 г. |
|
1.4. | Ежегодное издание сборника "Куда пойти учиться?" для выпускников образовательных учреждений с целью получения ими профессионального образования |
Управление образования области |
2003 - 2005 г. |
|
1.5. | Изучение профессионального состава безработных выпускников, стоящих на учете в центрах занятости, систематическое информирование администрации области, областной Думы, профессиональных учебных заведений о востребованности выпускников на рынке труда области, а также о динамике спроса и предложения на рынке труда |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области |
2003 - 2005 г. |
|
1.6. | Использование базы данных по вакансиям работников образования не только Тамбовской области, но и близлежащих регионов (Липецк, Пенза, Воронеж, Рязань и др.) |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области |
2003 - 2005 г. |
|
2. Создание регионального Центра содействия трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда | ||||
2.1. | Создание и организация деятельности регионального Центра содействия занятости выпускников (государственного учреждения) |
Администрация области, управление образования области, Тамбовский государственный технический университет |
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2003 г. |
Областной бюджет 93 93 93 Федеральный бюджет 97 |
2.2. | Формирование системы взаимодействия Центра с профессиональными учебными заведениями, союзом промышленников и предпринимателей области по адаптации выпускников к рынку труда |
Региональный Центр содействия трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда, Совет ректоров ВУЗов области, Совет директоров ССУЗов области, комитет по начальному профессиональному образованию области, управление образования области |
2003 г. 2004 г. 2005 г. |
|
2.3. | Разработка и утверждение нормативно- правового обеспечения деятельности Центра |
Органы исполнительной власти области |
2003 г. | |
2.4. | Проведение мероприятий по трудоустройству выпускников высшей, средней и начальной профессиональной школы: ярмарок рабочих мест, презентаций молодых специалистов, встреч с работодателями и работниками кадровых служб предприятий, организаций, Дней карьеры и др. |
Комитет по начальному профессиональному образованию области, Тамбовский государственный технический университет |
2003 - 2005 г. |
|
2.5. | Введение в учебный план высшими учебными заведениями области, средними специальными учебными заведениями области, техническими училищами специализаций, необходимых регионам, в ближайшие 5 лет, установление молодым людям дополнительных гарантий в сфере труда, занятости, содействие их предпринимательской деятельности |
Совет ректоров высших учебных заведений области, совет директоров средних специальных учебных заведений, комитет по начальному профессиональному образованию области |
2003 г. | |
3. Разработка механизмов правовой и социальной защиты абитуриентов, обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования. |
||||
3.1. | Распространение успешных моделей и механизмов социальной поддержки выпускников. Оказание правовых консультаций безработным выпускникам профессиональных учреждений |
Управление образования области, региональный Центр содействия занятости выпускников |
2003 - 2005 г. |
|
3.2. | Проведение анализа опыта работы по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования Центром содействия трудоустройству выпускников, подготовка предложений о внедрении наиболее эффективных методов организации работы |
Региональный Центр содействия трудоустройству, управление образования области |
2003 - 2005 г. |
|
3.3. | Формирование региональных реестров незанятых выпускников |
Региональный Центр содействия трудоустройству |
2003 - 2005 г. |
|
3.4. | Организация работы регионального Центра содействия трудоустройству с учащимися и студентами учреждений профессионального образования по профориентации, информации о тенденциях спроса на востребуемые специальности на рынке труда, организация соответствующих исследований |
Управление образования области, региональный Центр содействия трудоустройству |
2003 - 2005 г. |
|
4. Организация системы дополнительного профессионального образования незанятых выпускников профессиональных образовательных учреждений. |
||||
4.1. | Введение в учебные планы учреждений профессионального образования курсов, ориентирующих обучающихся на активную и самостоятельную роль в поиске работы |
Совет ректоров высших учебных заведений области, совет директоров средних специальных учебных заведений области, комитет по начальному профессиональному образованию области |
2003 г. | |
4.2. | Обеспечение профессиональной переподготовки безработных выпускников, зарегистрированных в службе занятости, в системе дополнительного профессионального образования профессиям, конкурентоспособным на рынке труда |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, управление образования области, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования, комитет по начальному профессиональному образованию области |
2003 - 2005 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 27 марта 2003 г. N 109-З "О Программе содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования на 2003 - 2005 годы" (принят Тамбовской областной Думой 27 марта 2003 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона (без приложения) опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 15 апреля 2003 г. N 76 - 77 (22770 - 22771)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 25 ноября 2005 г. N 386-З
Действие настоящего Закона приостановлено на 2006 г.
Закон Тамбовской области от 23 декабря 2004 г. N 275-З
Действие настоящего Закона было приостановлено на 2005 г.
Закон Тамбовской области от 23 декабря 2003 г. N 182-З
Действие настоящего Закона было приостановлено на 2004 г.