Закон Тамбовской области
от 1 августа 1995 г. N 29-З
"О выборах в органы местного самоуправления Тамбовской области"
(принят Тамбовской областной Думой 1 августа 1995 г.)
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава 2. Списки избирателей (ст. 7)
Глава 3. Избирательные округа и избирательные (ст.ст. 8 - 9)
участки
Глава 4. Избирательные комиссии (ст.ст. 10 - 21)
Глава 5. Выдвижение, регистрация и статус (ст.ст. 22 - 27)
кандидатов
Глава 6. Предвыборная агитация (ст.ст. 28 - 32)
Глава 7. Финансирование выборов (ст.ст. 33 - 36)
Глава 8. Порядок голосования (ст.ст. 37 - 39)
Глава 9. Подсчет голосов избирателей и (ст.ст. 40 - 44)
установление результатов выборов
Глава 10. Разрешение жалоб. Ответственность за (ст.ст. 45 - 46)
нарушение избирательного
законодательства
Глава 11. Повторные работы, выборы депутатов и (ст.ст. 47 - 49)
главы местной администрации вместо
выбывших
Приложение 1. Подписной лист
Приложение 2. Подписной лист
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Законодательство о выборах в органы местного самоуправления
Законодательство о выборах в органы местного самоуправления Тамбовской области составляют Конституция РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", Устав (Основной Закон) Тамбовской области, настоящий закон и другие федеральные и областные законы.
Статья 2. Территории, в границах которых проводятся выборы в органы местного самоуправления
Выборы в органы местного самоуправления проводятся на территориях муниципальных образований: в городах, районах, рабочих поселках (поселковых округах). Выборы могут проводиться на территориях других муниципальных образований; в районах города Тамбова, а также в сельских населенных пунктах по инициативе их жителей.
Статья 3. Основные принципы выборов
1. Граждане РФ, проживающие постоянно на территории Тамбовской области, участвуют в выборах в органы местного самоуправления на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Статья 4. Избирательные права граждан
1. Право избирать в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории соответствующего местного самоуправления (муниципального образования) Тамбовской области.
2. Право быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления принадлежит гражданину РФ, обладающему избирательным правом, достигшему ко дню голосования 18-летнего возраста и постоянно проживающему на территории области не менее одного года. Право быть избранным главой местной администрации принадлежит гражданину, отвечающему вышеперечисленным требованиям, но достигшему ко дню голосования 21 года.
3. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Депутатами представительных органов местного самоуправления не могут быть глава Администрации Тамбовской области, должностные лица Администрации области, главы местных администраций и их заместители, судьи, прокуроры, депутаты иных представительных органов государственной власти. В случае избрания указанных лиц депутатами органов местного самоуправления они должны сложить с себя обязанности, не совместимые со статусом депутата органа местного самоуправления.
Статья 5. Состав представительного органа местного самоуправления
1. В представительные органы местного самоуправления избираются: в районный, городской (городов областного значения) не менее 15 депутатов; во все остальные - не менее 7 депутатов.
2. Конкретное количество депутатов определяется соответствующим представительным органом местного самоуправления. В случае, если на данной территории выборный представительный орган местного самоуправления отсутствует, количество депутатов определяет Тамбовская областная Дума по предложения глав администраций районов, городов областного значения.
Статья 6. Порядок назначения и проведения выборов
1. Очередные выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и глав местных администраций назначаются Тамбовской областной Думой не позднее чем за 90 дней до дня выборов. Сообщение об этом публикуется в газете "Тамбовская жизнь" не позднее семи дней со дня принятия соответствующего постановления областной Думы.
2. Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления могут проводиться одновременно в выборами главы местной администрации. При этом одно и тоже лицо не может баллотироваться в депутаты и на должность главы местной администрации.
3. Депутаты представительного местного самоуправления избираются по мажоритарной системе по одномандатным или многомандатным избирательным округам либо по единому общетерриториальному избирательному округу.
4. Решение о количестве избирательных округов и числе депутатов, избираемых от них, принимается представительным органом соответствующего местного самоуправления, а в случае, если на данной территории выборный представительный орган местного самоуправления отсутствует, областной Думой по предложениям глав администраций районов, городов областного значения.
5. Выборы главы местного самоуправления проводятся по единому общетерриториальному избирательному округу.
Глава 2. Списки избирателей
Статья 7. Список избирателей и его составление
1. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации.
2. В список избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка.
3. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают на территории воинских частей, составляется на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
4. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
5. Периодическое уточнение списков зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Соответствующие данные направляются в избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
6. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основании адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и место проживания (адрес) избирателя.
7. Списки избирателей составляются в двух экземплярах и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
8. Основной список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
9. Со дня представления основного списка избирателей для всеобщего ознакомления и до окончания голосования в день выборов избиратели, не включенные в список в силу каких-либо обстоятельств, включаются по их заявлению и предъявлении паспорта (либо заменяющего его документа) в дополнительный список избирателей. Дополнительный список избирателей составляется и дополняется участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем.
10. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов запрещается.
11. Гражданин РФ, имеющий право избирать в органы местного самоуправления, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке и неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
Глава 3. Избирательные округа и избирательные участки
Статья 8. Образование избирательных округов
1. Избирательные округа по выборам депутатов представительны органов местного самоуправления образуются соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
2. Избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:
примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов;
избирательный округ составляет единую территорию - не допускается создание избирательных округов из не граничащих между собой территорий.
При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.
3. Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей публикуется территориальными избирательными комиссиями в местной печати, либо доводятся до сведения избирателей иным способом не позднее чем за 55 дней до дня выборов.
Статья 9. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации главой администрации района, города областного значения, района в городе Тамбове по согласованию с территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 55 дней до дня выборов образуются избирательные участки.
2. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:
на одном избирательном участке должно быть не более 3000 избирателей;
границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательны округов.
3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Такие участки входя в округа по месту их расположения.
4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии.
5. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов участковых избирательных комиссий публикуются соответствующей территориальной избирательной комиссией в местной печати, а также доводятся до сведения избирателей иным способом не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Глава 4. Избирательные комиссии
Статья 10. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляют:
территориальные (районные, городские, районные в городе Тамбове, поселковые и сельские) избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии, областная избирательная комиссия Тамбовской области.
Статья 11. Статус избирательных комиссий
1. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до выборов и в день выборов - немедленно, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий.
Статья 12. Формирование территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия формируется в количестве 5 - 9 членов не позднее чем за 60 дней до дня выборов в районах, городах, районах города Тамбова, рабочих поселках (поселковых округах), сельсоветах (сельских округах) выборными органами местного самоуправления. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в установленный срок или если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии (районной, районной в г. Тамбове, городской города областного значения) производится областной избирательной комиссией, а иной территориальной избирательной комиссии - соответствующей территориальной избирательной комиссией района или города областного значения.
2. При определении кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии.
4. Каждый зарегистрированный кандидат в выборные органы местного самоуправления вправе назначить по одному члену территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Статья 13. Формирование окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия формируется соответствующим выборным органом местного самоуправления в количестве 5 - 9 членов не позднее чем за 60 дней до дня выборов. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав окружной избирательной комиссии в установленный срок либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией.
2. При определении кандидатур в состав окружной избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
3. Председатель, заместитель председателя, секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосование на ее первом заседании из числа членов комиссии.
4. Каждый зарегистрированный кандидат в представительный орган местного самоуправления вправе назначить по одному члену окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
5. Окружная избирательная комиссия не образуется при проведении выборов глав местных администраций и выборов депутатов представительных органов местного самоуправления по единому общетерриториальному избирательному округу. Функции окружной избирательной комиссии в этих случаях выполняет соответствующая территориальная избирательная комиссия. Окружная избирательная комиссия не образуется также при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в случае, если территория избирательного округа меньше или равна территории избирательного участка. Функции окружной избирательной комиссии в этом случае выполняет участковая избирательная комиссия того избирательного участка, в состав которого входит территория данного избирательного округа.
Статья 14. Формирование участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия формируется выборным органом местного самоуправления района, города областного значения в количестве 5 - 10 членов не позднее чем за 44 дня до дня выборов. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответственно районной, районной в г. Тамбове, городской (города областного значения) избирательной комиссией.
2. При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии учитываются предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
4. Каждый зарегистрированный кандидат в выборный орган местного самоуправления вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию избирательного округа, по которому он баллотируется. В день голосования каждый кандидат, каждое общественное, избирательное объединение вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии по одному наблюдателю, которые имеют право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования.
Статья 15. Статус члена избирательной комиссии
1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
2. В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты в выборные органы местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
3. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать по ним голосования;
вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов.
4. При принятии решения члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока ее полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии гражданства РФ;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
6. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
7. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов в соответствии с федеральными законами не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
8. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенного кандидатом, победившим на выборах, продолжаются до окончания регистрации кандидатов при очередных выборах на следующий срок. Полномочия остальных членов территориальной, избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования результатов выборов. Срок полномочий членов окружной и участковой избирательной комиссий с правом совещательного голоса истекает одновременно со сроком полномочий этих избирательных комиссий.
Статья 16. Полномочия территориальной избирательной комиссии
1. Территориальная избирательная комиссия:
а) руководит деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий;
б) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав местных администраций;
в) образует избирательные округа;
г) утверждает составы окружных и участковых избирательных комиссий в случаях, указанных в настоящем законе;
д) регистрирует выдвинутых кандидатов на должность главы местной администрации и кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления в случае проведения выборов по единому общетерриториальному избирательному округу, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
е) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех избирательных объединений и кандидатов;
ж) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и контролирует их целевое использование;
з) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
и) устанавливает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их изготовления и хранения;
к) утверждает текст бюллетеня по выборам главы местной администрации и депутатов представительного органа местного самоуправления в случае проведения выборов по единому общетерриториальному избирательному округу;
д) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими окружных и участковых избирательных комиссий;
м) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов и публикует сообщения о зарегистрированных кандидатах в представительные органы местного самоуправления и на должность главы местной администрации;
н) получает от окружных (участковых) избирательных комиссий протоколы о результатах выборов (об итогах голосования) в органы местного самоуправления;
о) подводит итоги выборов в целом и публикует их в местной печати;
п) выдает избранным депутатам представительного органа местного самоуправления и главе местной администрации соответствующие удостоверения;
р) обеспечивает проведение повторных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, главы местной администрации в установленных настоящим законом случаях;
с) обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;
т) рассматривает заявления (жалобы) на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
у) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
2. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии четыре года.
Статья 17. Полномочия окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия:
а) координирует деятельность участковых избирательных комиссий;
б) осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на территории своего избирательного округа;
в) регистрирует кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов и контролирует их целевое использование;
е) утверждает текст бюллетеня для голосования по соответствующему избирательному округу;
ж) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
з) получает от участковых избирательных комиссий протоколы об итогах голосования и определяет результаты выборов;
и) организует проведение повторных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления вместо выбывших;
к) рассматривает заявления (жалобы) на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов.
Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии
1. Участковая избирательная комиссия:
а) оповещает население о месте нахождения, телефоне участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
б) составляет списки избирателей по избирательному участку;
в) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов на территории участка в порядке и объемах, предусмотренных настоящим законом;
д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;
е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;
ж) проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в окружную или территориальную избирательную комиссию;
з) рассматривает заявления (жалобы) по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает после официального опубликования результатов выборов.
Статья 19. Полномочия областной избирательной комиссии Тамбовской области
Областная избирательная комиссия:
издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Закона;
утверждает образцы печатей избирательных комиссий;
оказывает территориальным избирательным комиссиям методическую помощь;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 20. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
2. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
3. Решения избирательной комиссии публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в пятидневный срок.
4. В день голосования на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии и до окончания оформления документов об итогах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные кандидатами, избирательными объединениями, а также иностранные (международные) наблюдатели. Предварительного уведомления о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется.
5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным, избирательным объединением, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта (удостоверения личности, его заменяющего).
6. Наблюдатели вправе:
знакомиться со списками избирателей;
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии или к заместителю председателя с предложениями и замечаниями;
присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
обжаловать действия (бездействия) участковой избирательной комиссии в вышестоящиу избирательную комиссию.
7. Вмешательство наблюдателей и иных лиц, указанных в настоящей статье, в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей и иных лиц, указанных в настоящей статье, рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии.
Статья 21. Организация работы избирательный комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса.
3. Решения окружной (территориальной) избирательной комиссии о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об установлении результатов выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов принимаются на заседаниях комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
4. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования также принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. Решения комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Член избирательной комиссии, не согласный с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме изложить особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов - немедленно.
6. При принятии решений избирательными комиссиями в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
7. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии.
8. Решение избирательной комиссии, противоречащее законам либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
9. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий.
10. Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии на период подготовки и проведения выборов могут в установленном порядке привлекать для работы в них до двух членов комиссии (включая председателя, заместителя председателя и секретаря), а также создавать временный аппарат. Оплата труда в этом случае производится в пределах выделенных избирательным комиссиям на их содержание бюджетных средств.
11. На каждом заседании комиссии ведется протокол. Протокол должен содержать данные, позволяющие установить правомочность каждого принятого комиссией решения. Протокол и постановления подписываются председательствующим на заседании и секретарем комиссии, а в случае отсутствия секретаря - председательствующим и одним из присутствующих членов комиссии.
Глава 5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов
Статья 22. Право выдвижения кандидатов
1. Выдвижение кандидатов в представительные органы местного самоуправления начинается со дня образования окружных избирательных комиссий и заканчивается не позднее 18 часов за 30 дней до дня выборов.
2. Выдвижение кандидатов на должность главы местной администрации начинается со дня опубликования постановления Тамбовской областной Думы о назначении выборов, если к этому времени сформированы территориальные избирательные комиссии (либо со дня их образования).
3. Право выдвижения кандидатов принадлежит и избирательным объединениям и избирателям непосредственно, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Статья 23. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями
1. Решения о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации от избирательных объединений принимаются на собраниях местных отделений этих избирательных объединений с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат.
2. Решение избирательного объединения о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием и заверяется его печатью (в случае ее отсутствия - печатью вышестоящего органа избирательного объединения) и в трехдневный срок направляется в соответствующую территориальную или окружную избирательную комиссию.
3. Избирательные объединения могут выдвигать кандидатами в депутаты представительного органа местного самоуправления и на должность главы местной администрации лиц, не являющихся членами этих объединений.
4. Избирательное объединение вправе выдвигать в каждом из избирательных округов количество кандидатов, не превышающие числа мандатов в них.
Статья 24. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
1. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены действующим законодательством. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата.
2. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляют избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата.
Статья 25. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата
1. Сбор подписей начинается со дня выдвижения кандидата в депутаты органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации. Правом сбора подписей обладает любой избиратель соответствующего избирательного округа.
2. Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.
3. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата.
4. Если подписи собираются в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, кроме указанных данных в подписном листе может указываться принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению.
5. Избиратель, ставя подпись на подписном листке, указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц), адрес, серию и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
6. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
7. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.
8. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 1 и 2 к настоящему закону.
Статья 26. Регистрация кандидатов
1. Для регистрации кандидатов требуется собрать в его поддержку не менее двух процентов подписей от общего количества избирателей округа.
2. Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации только в одном избирательном округе.
3. Кандидаты регистрируются соответственно окружной или территориальной избирательной комиссий по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, а также самих кандидатов при наличии заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Одновременно в соответствующую комиссию представляется не менее установленного настоящим законом количества подписей в поддержку кандидата. Необходимые для регистрации кандидатов материалы должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию до 18 часов не позднее 30 дней до дня выборов.
4. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии откладываются на 30 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
5. Подписные листы представляются в избирательные комиссии в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю избирательного объединения или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов.
6. Окружная или территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
7. При проверке избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, а также кандидаты, выдвинутые в избирательных округах.
8. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует и проводит дополнительную проверку подписных листов в течение 15 дней. При выявлении недостоверных данных в подписных листах или недостоверных подписей избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата.
9. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение одних суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.
10. Лицо, являющееся членом избирательной комиссии и зарегистрированное кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации, освобождается от обязанностей члена комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации.
11. О регистрации кандидата избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и учетной карточкой кандидата представляется в территориальную избирательную комиссию.
12. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа.
Мотивом отказа может служить только невыполнение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" и настоящего закона.
13. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. В случае, если это сделано после регистрации без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия может отнести на его счет соответствующую часть расходов на предвыборную компанию.
14. В случае, если в период после регистрации кандидатов и до дня выборов в избирательном округе число кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Статья 27. Права и обязанности кандидатов и их доверенных лиц
1. Все кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления или на должность главы местной администрации обладают равными правами и несут равные обязанности.
2. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
3. Кандидаты после регистрации и до официального опубликования результатов выборов по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем: трехкратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда для кандидатов в выборные органы местного самоуправления района, города областного значения, района в городе Тамбове; минимальной месячной оплаты труда для кандидатов других выборных органов местного самоуправления.
4. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу.
5. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации.
6. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
7. Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата.
8. На период избирательной кампании работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их личным заявлениям неоплачиваемый отпуск.
9. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
Глава 6. Предвыборная агитация
Статья 28. Общие условия проведения предвыборной агитации
1. Граждане РФ, общественные и избирательные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации.
2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
3. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации.
4. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях, товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
5. В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
6. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных с другими кандидатами основаниях.
7. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Статья 29. Проведение предвыборных собраний, встреч с избирателями
1. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для встреч кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации и их доверенных лиц с избирателями.
2. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.
3. Предвыборные митинги вне помещений организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Проведение агитации в помещениях избирательных комиссий и избирательных участков запрещается.
Статья 30. Предвыборная агитация через средства массовой информации
1. Кандидат в представительный орган местного самоуправления или на должность главы местной администрации имеет право выступать в средствах массовой информации.
2. Порядок указанных выступлений кандидатов устанавливается территориальной избирательной комиссией по согласованию с руководством средств массовой информации и должен обеспечивать получение равного доступа (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям) к средствам массовой информации.
3. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы или органы местного самоуправления, организации, учреждения, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет средств федерального, областного или местного бюджетов обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех зарегистрированных кандидатов.
4. Распространители теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, обязаны до начала предвыборной кампании публично объявлять (декларировать) размеры платы за распространение предвыборной агитации.
5. Если редакция периодического печатного издания, подпадающего под действие настоящей статьи, предоставила одному из кандидатов место на полосе, то она вправе отказать другому кандидату в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах.
Статья 31. Распространение агитационных печатных материалов
1. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации, избирательные объединения, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных материалов запрещается.
3. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности РФ, возбуждающих социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду. При распространении таких программ и материалов окружные или территориальные избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата.
5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов.
Статья 32. Сроки проведения агитационной кампании
1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации и прекращается за один день до дня выборов.
2. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.
3. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Глава 7. Финансирование выборов
Статья 33. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в представительные органы местного самоуправления и на должность главы местной администрации проводятся за счет средств, выделяемых из соответствующего местного бюджета.
2. Средства, выделенные из местного бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.
3. Территориальная избирательная комиссия представляет отчет о расходовании средств, выделенных из местного бюджета, представительному органу местного самоуправления не позднее одного месяца после официального опубликования результатов выборов.
Статья 34. Избирательные фонды кандидатов
1. Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
собственных средств кандидата;
средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
2. Сумма пожертвования одного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
3. Сумма пожертвования одного юридического лица не может превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда более чем в 100 раз.
4. Не допускаются пожертвования кандидатам со стороны иностранных государств, организаций и граждан; лиц, не имеющих гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов юридических лиц, зарегистрированных на территории другого субъекта РФ; международных организаций и международных общественных движений; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций; воинских частей, военных учреждений и организаций; благотворительных организаций и религиозных объединений.
5. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз.
6. При внесении пожертвований в избирательный фонд кандидата наличными деньгами лицо, их вносящее, должно указать свою фамилию, имя и отчество, место постоянного жительства и данные паспорта или удостоверения личности.
7. Если добровольные пожертвования поступили в избирательный фонд кандидатов от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования либо в превышающих предусмотренные настоящей статьей размерах, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата.
Статья 35. Порядок создания избирательных фондов
1. Средства избирательных фондов должны содержаться на специальных временных счетах в учреждениях Сберегательного банка РФ. Право распоряжаться средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно сформировавшему этот фонд кандидату.
2. Учреждения Сберегательного банка РФ открывают зарегистрированным кандидатам на основе письменного сообщения из соответствующей избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не включаются.
3. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата.
4. Все поступившие денежные средства на счета избирательных фондов зачисляются в рублях. Перечисление указанных средств в иностранной валюте запрещается.
5. Учреждения банков обязаны по письменному запросу территориальной или окружной избирательной комиссии предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на временных счетах избирательных фондов кандидатов.
6. Все финансовые операции со специальными временными счетами избирательных фондов прекращаются в день выборов. Территориальная избирательная комиссия может на основании ходатайства продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов.
7. Со дня открытия счета информация о поступлении денежных средств должна быть доступной для ознакомления любым заинтересованным лицам.
Статья 36. Порядок расходования средств избирательных фондов кандидатов
1. Денежные средства избирательных фондов, поступившие на специальный временный счет в учреждение Сберегательного банка, могут направляться на выпуск и распространение агитационных материалов, оплату объявлений, помещаемых в средствах массовой информации, выступлений кандидатов, а также на другие целевые мероприятия по предвыборной агитации.
2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается территориальной избирательной комиссией.
3. Не позднее 30 дней после окончания выборов кандидат обязан представить в территориальную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации.
4. Форма финансового отчета устанавливается в соответствии с законодательством. Территориальная избирательная обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его направления в избирательную комиссию.
5. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда возвращаются территориальной избирательной комиссии в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных кампании из соответствующего бюджета.
6. Невозвращенные средства взыскиваются в соответствии с действующим законодательством.
Глава 8. Порядок голосования
Статья 37. Помещения для голосования
1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежности. Применение для этих целей карандашей не допускается.
3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, информационные материалы обо всех баллотирующих кандидатах, а также об избирательных объединениях, выдвинувших зарегистрированных соответствующими избирательными комиссиями кандидатов. В информационных материалах не должны содержаться агитационные призывы. Образец заполненного избирательного бюллетеня не должен содержать фамилии кандидатов.
Статья 38. Избирательный бюллетень
1. Для выборов в органы местного самоуправления каждый избиратель получает установленное число избирательных бюллетеней.
2. Избирательные бюллетени содержат в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов, даты их рождения, занимаемые ими должности (род занятий), места жительства кандидатов, а также записи о принадлежности кандидатов к каким-либо избирательным объединениям или о их независимом статусе.
3. Справка против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустых квадратом.
4. Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
5. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 20 дней до дня выборов.
6. Участковые избирательные комиссии получают от соответствующих избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня до дня выборов.
7. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента.
8. В правом верхнем углу лицевой стороны избирательного бюллетеня ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. Незаверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
9. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию соответственно территориальной или окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.
Статья 39. Порядок голосования
1. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны письменно известить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения.
2. Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 22 часов по местному времени.
3. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной, окружной (за 15 - 4 дня до дня выборов), участковой (за 3 дня до дня выборов) избирательной комиссии. При этом не должна быть нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует досрочно, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются печатью данной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной, окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются печатью. Территориальная или окружная избирательная комиссия передают список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня выборов.
4. В случае досрочного голосования секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями и списка проголосовавших избирателей из территориальной или окружной избирательной комиссии, делает в соответствующей строке списка избирателей запись "досрочное".
5. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего пригашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
6. Сам избиратель или по его желанию член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносит в список избирателей серию и номер паспорта избирателя, получившего бюллетень.
7. Избиратель расписывается за получение избирательного бюллетеня, а член комиссии расписывается за его выдачу.
8. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.
9. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
10. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо другой знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательный ящик должен находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
11. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случае нарушения порядка он вправе обратиться к представителям правоохранительных органов с требованием о наведении порядка. Его распоряжения для всех присутствующих в помещении для голосования обязательны.
12. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.
13. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Количество переносных избирательных ящиков на избирательном участке определяется территориальной избирательной комиссией.
14. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования (на дому) должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После подписания заявления избиратель получает избирательный бюллетень, делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись.
15. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.
16. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывая до начала подсчета голосов избирателей.
Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключить возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
17. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией.
Глава 9. Подсчет голосов избирателей и установление
результатов выборов
Статья 40. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках.
3. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать письменных заявлений от избирателей с просьбами проведения голосования вне избирательного участка (на дому).
4. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования (на дому), все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. Это факт с указанием фамилии членов комиссии, обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
5. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени не установленной формы, то есть не изготовленные официально, не заверенные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
6. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительными. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
7. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.
8. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
9. При подсчете голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии определяют и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные:
а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
г) число погашенных избирательных бюллетеней;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования (на дому);
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
з) число действительных избирательных бюллетеней;
и) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
к) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
л) число голосов, поданных против всех кандидатов.
10. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании протокола об итогах голосования член участковой избирательной комиссии, не согласованный с его содержанием, вправе изложить в письменной форме особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
11. Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
12. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
13. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в соответствующую окружную или территориальную избирательную комиссию. К нему прилагаются заявления (жалобы) о нарушении настоящего закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения комиссии.
14. Второй экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации и вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до истечения срока ее полномочий.
15. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального опубликования результатов выборов.
Статья 41. Определение результатов выборов
1. Окружная избирательная комиссия на основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления путем сложения в них данных лично устанавливает результаты выборов по избирательному округу. О результатах выборов составляется в двух экземплярах протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. В протокол заносятся следующие данные: о числе участковых избирательных комиссий в округе; числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составлен данный протокол; числе бюллетеней, полученных окружной избирательной комиссией; суммарные данные по позициям протоколов участковых избирательных комиссий, установленные частью 9 статьи 40 настоящего закона; признание избранным кандидата, получившего наибольшее число голосов; признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей округа, внесенных в списки.
2. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной или территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе изложить в письменной форме особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
3. Один экземпляр протокола окружной избирательной комиссии вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, заявлениями (жалобами) о нарушении настоящего закона, поступившими в окружную избирательную комиссию, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, а другой - предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации и вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении результатов выборов, хранится в окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий.
4. В тех случаях, когда функции окружной избирательной комиссии выполняет территориальная или участковая избирательная комиссия, она составляет протокол только окружной избирательной комиссии.
Статья 42. Установление и опубликование результатов выборов
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, общие результаты выборов в органы местного самоуправления в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
2. Территориальные избирательные комиссии направляют общие данные о результатах выборов по избирательным округам в средства массовой информации в течение 15 дней после окончания выборов.
3. Территориальная избирательная комиссия может признать выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Статья 43. Использование автоматизированной информационной системы
1. В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.
2. С момента начала голосования и до момента подписания протокола соответствующей территориальной избирательной комиссией автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям.
3. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.
4. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
5. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной системы и лицом, ответственным за введение информации.
Статья 44. Регистрация избранных депутатов и глав местных администраций
1. Окружная (или соответственно территориальная) избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов извещают об этом кандидата, избранного депутатом представительного органа местного самоуправления (или главой местной администрации).
2. В соответствии с требованиями настоящего закона кандидат в трехдневный срок после получения извещения о его избрании обязан в письменном виде сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата или главы местной администрации.
3. После опубликования итогов выборов окружная (территориальная) избирательная комиссия производит при условии соблюдения требований, установленных частью второй настоящей статьи, выдачу избранному депутату или главе местной администрации удостоверения об избрании.
Глава 10. Разрешение жалоб. Ответственность за нарушение
избирательного законодательства
Статья 45. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
1. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.
2. Решения по заявлениям (жалобам), поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлениях (жалобах), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в пятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу заявления (жалобы).
Статья 46. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан и законодательства о выборах
Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов или установления результатов выборов или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ своих избирательных прав, либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы местной администрации, либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие статус доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей или условия проведения предвыборной агитации, либо совершающие иные законодательства о выборах, несут административную или уголовную ответственность.
Глава 11. Повторные работы, выборы депутатов и главы
местной администрации вместо выбывших
Статья 47. Повторные работы
1. Если выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. При этом она может принять решение о необходимости формирования окружной и участковой избирательных комиссий в новом составе.
2. Голосование проводится на тех же избирательных участках по спискам избирателей, составленным для проведения первоначальных выборов.
3. Повторные выборы проводятся не позднее чем через 60 дней после первоначальных выборов. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления или на должность главы местной администрации и другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим законом, с сокращением сроков избирательных действий на одну треть.
4. Повторные выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 15 процентов избирателей округа.
5. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.
Статья 48. Выборы вместо выбывших депутатов и глав местных администраций
1. В случае досрочного прекращения полномочий депутатов и избранных глав местных администраций территориальная избирательная комиссия назначает в течение тридцати дней в соответствующем избирательном округе выборы депутатов или главы местной администрации вместо выбывших.
2. Если до окончания установленного срока полномочий представительного органа местного самоуправления или главы местной администрации остается менее 6 месяцев, досрочные выборы депутатов или глав местной администрации не проводятся.
Статья 49. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской
областной Думы |
А.И.Рябов |
г. Тамбов
1 августа 1995 г.
N 29-З
Приложение 1
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным
объединением ____________________________________________________________
кандидатом ______________________________________________________________
(указывается: в депутаты соответствующего представительного
органа местного самоуправления либо на должность главы соответствующей
местной администрации)
гражданина ______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
родившегося _____________________________________________________________
работающего _____________________________________________________________
проживающего в __________________________________________________________
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рожде- ния |
Адрес места жительства |
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа |
Дата подпи- сания |
Подпись |
1 | ||||||
2 |
Подписной лист удостоверяю: ________________________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или
заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный избирательного объединения __________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место работы, серия и номер паспорта или
заменяющего его документа уполномоченного избирательного объединения)
(Подпись и дата)
Приложение 2
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатов
_________________________________________________________________________
(указывается: в депутаты соответствующего представительного органа
местного самоуправления либо на должность главы соответствующей местной
администрации)
гражданина ______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
родившегося _____________________________________________________________
работающего _____________________________________________________________
проживающего в __________________________________________________________
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рожде- ния |
Адрес места жительства |
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа |
Дата подпи- сания |
Подпись |
1 | ||||||
2 |
Подписной лист удостоверяю: ________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или
заменяющего его документа лица, собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный инициативной группы избирателей или кандидат ________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или
заменяющего его документа)
(Подпись и дата)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 1 августа 1995 г. N 29-З "О выборах в органы местного самоуправления Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 1 августа 1995 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 9 августа 1995 г. N 153 (20847)
Законом Тамбовской области от 16 июля 1999 г. N 74-З настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий Закон внесены изменения следующими документами:
Закон Тамбовской области от 18 марта 1997 г. N 99-З
Закон Тамбовской области от 23 июля 1996 г. N 73-З
Закон Тамбовской области от 13 октября 1995 г. N 35-З