Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 1. Характеристика и анализ основных показателей
системы образования области
Система образования области включает в себя 825 общеобразовательных учреждений, 332 дошкольных образовательных учреждений, 36 интернатных учреждений и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 18 школ-интернатов общего типа и специальных (коррекционных), 85 учреждений дополнительного образования детей. Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров осуществляется на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, Мичуринского государственного педагогического института, Тамбовского педагогического колледжа N 1 им. К.Д.Ушинского, Тамбовского педагогического училища N 2, Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.
В общеобразовательных учреждениях области обучаются 139,8 тыс. человек, дошкольные образовательные учреждения посещают 23,6 тыс. детей, учреждения дополнительного образования - 60,7 тыс. детей и подростков. Общая тенденция сокращения численности населения обусловила сокращение численности обучающихся за последние три года на 14 тыс. человек, в том числе на 2 тыс. человек сократилось количество первоклассников.
За последние 3 года система дошкольного образования претерпела существенные количественные и качественные изменения. Сеть дошкольных учреждений сократилась на 21 единицу, в том числе в сельской местности - на 17 единиц. В настоящее время охват детей 1-6 лет дошкольным образованием составляет 41,1% (по сельской местности - 31,1%) и является самым низким показателем по Центральному Федеральному округу.
Вместе с тем, именно в дошкольном возрасте происходит формирование основных свойств и качеств личности, становление субъектности ребенка, овладение основными правилами и нормами поведения, отношения к окружающему миру и людям, что непосредственно оказывает влияние на формирование как интеллектуальных, так и нравственных качеств личности.
Первоочередной выступает задача обеспечения гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всеми детьми дошкольного возраста, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этого необходимо разработать систему мер поддержки социально незащищенных категорий граждан, имеющих детей дошкольного возраста. Обновление содержания общего образования предполагает обновление содержания дошкольного образования на основе личностно-ориентированного подхода к развитию способностей и интересов каждого ребенка. Гарантии получения качественного дошкольного образования могут быть обеспечены только при выполнении всего комплекса финансовых, материально-технических, кадровых условий.
Основополагающим значением дошкольного образования в процессе воспитания и развития личности обусловлена необходимость разработки и включения в "Программу модернизации системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы" целевой подпрограммы "Дошкольное образование и воспитание".
Наиболее существенные изменения происходят в системе общего образования, которое является базовым звеном всей системы образования. Качественные изменения касаются совершенствования структуры и содержания общего образования, механизмов контроля и оценки качества образования, оптимизации учебной нагрузки, введения профильного обучения. В настоящий момент в области имеются определенные условия для реализации заявленных направлений модернизации российского образования. Так, область входит в число участников федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего (среднего) образования. На базе 36 инновационных образовательных учреждений проводится апробация современных образовательных и воспитательных методик и технологий, новых форм организации учебной деятельности и технологий управления образовательными учреждениями. В образовательных учреждениях области открыто 287 классов с углубленным изучением предметов, 387 профильных классов. Сеть инновационных образовательных учреждений выступает базой для организации качественного профильного обучения старшеклассников.
Вместе с тем, остается много нерешенных проблем, связанных с реализацией основных направлений модернизации образования, в частности:
- недостаточны материально-технические и кадровые ресурсы для реализации предпрофильного и профильного обучения;
- отсутствует нормативно-правовая база и не созданы материальнотехнические, организационные условия для проведения единого государственного экзамена;
- учителя начальных классов не готовы к преподаванию информатики и иностранного языка в начальной школе и др.
Наибольшее количество проблем сконцентрировано в сельской школе. Количество образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, составляет 82% от общего числа школ области, в них обучается 52,8% всех школьников и работает 57% педагогов. За три последних года количество общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, сократилось на 21 и насчитывает в настоящий момент 713 единиц, причем постоянно увеличивается количество малочисленных и малокомплектных школ. В большинстве таких школ при высоком уровне затрат на обучение (из расчета на 1 учащегося) уровень обученности и качество обучения ниже среднего значения по области. Основными причинами этого являются низкий уровень материально-технической оснащенности, вынужденное преподавание одним учителем нескольких самых разных учебных предметов, "старение" педагогических кадров и невозможность создать условия для привлечения на работу выпускников высших учебных заведений.
Для сельской школы в качестве приоритетной выступает задача создания максимально возможных условий для получения сельскими детьми полноценного качественного образования, в том числе на основе информационных и телекоммуникационных технологий.
Пути реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования отражены в целевых подпрограммах "Совершенствование структуры и содержания общего образования" и "Сельская школа".
В области создана система государственных и муниципальных учреждений, обеспечивающих социальную помощь и поддержку детей, требующих особой заботы. Статистика свидетельствует, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается стабильно высоким. В системе образования области работают 36 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучаются и воспитываются 3642 ребенка, в том числе 426 детей-инвалидов. Кроме этого в области функционируют 18 учреждений для детей, которым по другим причинам необходима помощь государства (школы-интернаты). 19 образовательных учреждений являются специальными (коррекционными) для детей с нарушениями интеллекта (14 учреждений) и с недостатками физического развития (5 учреждений).
В области создано 9 приемных семей, в которых воспитываются 39 детей. Развитие сети приемных семей, патронатного воспитания выступают приоритетными направлениями в вопросах защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако этот процесс сдерживается ограниченными финансовыми возможностями муниципальных бюджетов, которые не позволяют производить выплаты на подопечных детей регулярно и в полном объеме.
Еще одна категория детей, которая требует постоянной поддержки и заботы как со стороны государства, так и всего общества - дети-инвалиды. Актуальной задачей остается развитие системы ранней диагностики дефектов развития ребенка и профилактики детской инвалидности, а также разработка программ физической и психологической реабилитации детей-инвалидов.
Большая социальная значимость проблем защиты прав детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и требующих особой заботы обусловила необходимость разработки целевой подпрограммы "Социальная защита детей, требующих особой заботы".
Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования детей. В области работают 85 учреждений дополнительного образования детей по различным направлениям и профилям: спортивное, эколого-биологическое, техническое творчество, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое развитие, музыкальное и др. Их посещает более 60 тыс. учащихся. Ежегодно увеличивается количество кружков и объединений дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях области, которые в настоящее время посещает свыше 90 тыс. учащихся. Очевидна высокая востребованность в программах дополнительного образования. В городах области у детей имеется возможность получить дополнительное образование практически по всем перечисленным выше направлениям. Вместе с тем, в сельской местности ситуация значительно сложнее. В 7-ми городах области сосредоточено 45 учреждений дополнительного образования детей, а остальные 40 приходятся на 23 сельских района. Только 16 тыс. детей, живущих в сельской местности, посещают секции, кружки, клубы соответственно своим склонностям и интересам.
В соответствии с этим определены перспективные направления развития дополнительного образования детей, заключающиеся в открытии филиалов учреждений дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, переходе общеобразовательных школ на работу в режиме полного дня и других мероприятиях, ставших основой целевой подпрограммы "Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи".
Общество обеспокоено состоянием здоровья подрастающего поколения. По данным медицинских обследований менее 10% выпускников средних школ можно признать абсолютно здоровыми. Значительная часть учащихся приобретает заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает как развитие учреждений физкультурно-спортивной направленности, так и усиление оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях на основе здоровьесберегающих технологий. Наиболее сложная задача - сформировать у детей устойчивую потребность в здоровом образе жизни средствами физической культуры и спорта. Целевая подпрограмма "Спорт, физкультура и здоровье" направлена на решение именно этой задачи, является межведомственной и может быть реализована только при совместном участии всех заинтересованных сторон.
Крайне актуальное значение имеют проблемы обеспечения безопасности здоровья и жизни работников, учащихся и воспитанников образовательных учреждений. В настоящее время состояние образовательных учреждений по этому показателю можно признать неудовлетворительным. Снижение уровня безопасности образовательных учреждений в последние годы вызвано тем, что 60% школ размещены в ветхих зданиях, требующих капитального ремонта, 40% не имеют водопровода, практически все сельские школы не имеют систем пожарной сигнализации, не оснащены в достаточной мере первичными средствами пожаротушения. На протяжении многих лет средства на эти цели образовательным учреждениям или не выделялись, или выделялись крайне мизерные суммы. Как следствие, в 2001-2003 годах в образовательных учреждениях области произошло 15 пожаров без человеческих жертв. Общий материальный ущерб составил около 500 тыс. руб. За этот же период было зафиксировано 1370 случаев травматизма учащихся и работников образовательных учреждений. Вместе с тем, анализ пожаров и несчастных случаев свидетельствует о том, что кроме технических причин имеют место и несоблюдение правил безопасности, снижение контроля со стороны руководителей, личная недисциплинированность.
Реализация мероприятий по усилению безопасности образовательных учреждений требует больших финансовых вложений, а следовательно консолидации усилий и бюджетов всех уровней, привлечения дополнительных средств как из федерального бюджета, так и внебюджетных источников, что нашло свое отражение в одноименной целевой программе. #
Неотъемлемой составной частью системы образования является система педагогического образования, которая в условиях модернизации российского образования должна выйти на качественно новый уровень своего развития. В учреждениях образования занято около 23 тыс. педагогических работников, из них свыше 14 тыс. учителей, около 4 тыс. работников дошкольных учреждений, 970 педагогов дополнительного образования, 563 тренера-преподавателя и свыше 3 тыс. других работников (педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, старшие воспитатели и др.). Высшее образование имеют 87,8% учителей (что выше среднероссийского на 20%), высшую и первую категорию имеют 58,2% учителей и руководителей образовательных учреждений.
Анализ возрастного ценза педагогов области говорит о неуклонном "старении" педагогических кадров. Так, за три последних года процент работников пенсионного возраста увеличился на 1,5 и составляет в настоящий момент 10,5.
В области 539 (3,7%) учителей работают не по базовой специальности, в сельских школах многие учителя ведут несколько предметов (иногда 5-6 предметов). Такое положение дел не может способствовать повышению качества образования. Кроме этого, работающими педагогами и студентами отмечается, что в педагогических вузах недостаточна практическая подготовка, мало внимания уделяется изучению современных образовательных и воспитательных технологий, не учитываются специфические условия работы в малокомплектной сельской школе. Все это приводит к методической и психологической неготовности части выпускников учреждений высшего профессионального образования к работе в школе. Кроме этого, педагогический труд потерял свою престижность вследствие низкой заработной платы, социальной незащищенности педагогов. Ежегодно из прибываемых к месту работы выпускников вузов и ссузов остаются 60-70%. В этой ситуации необходимо создать систему отбора, подготовки, "выращивания" учащихся, имеющих выраженные склонности к педагогической деятельности и потребность в ней. Именно поэтому необходимо создавать и развивать педагогические классы, совершенствовать систему целевых направлений на обучение в учреждения высшего и среднего профессионального образования. Работающие педагоги должны иметь возможность пройти переподготовку на право осуществления нового вида деятельности, что становится определенной социальной гарантией для самих педагогов в случае возможного высвобождения и определенной гарантией повышения качества обучения по смежным предметам.
Все сказанное выше свидетельствует о необходимости разработки целевой подпрограммы "Развитие непрерывного педагогического образования".
Грамотная кадровая политика в системе образования предполагает не только повышение профессионализма работников образования, но и меры по их социальной защите. В области приняты и действуют нормативные правовые акты, направленные на социальную поддержку молодых специалистов, но этого крайне недостаточно. Педагог должен быть социально защищен на протяжении всего профессионального пути и при выходе на пенсию. Кроме финансовой и материальной поддержки необходимо разработать систему морального стимулирования, повышения престижа педагогического труда. Именно на решение этих вопросов направлена целевая подпрограмма "Социальная защита работников образования".
Модернизация образования невозможна без структурных и содержательных изменений на всех уровнях системы управления образованием. Управление образованием в области осуществляется на основе программно-целевого метода, предполагает широкое межведомственное взаимодействие при решении наиболее сложных проблем образования. Вместе с тем, эффективность управленческих воздействий резко снижается в результате низкого управленческого профессионализма руководителей всех уровней, неразработанности нормативной правовой базы, финансово-экономических механизмов, отсутствия общественной составляющей в системе управления образованием.
Экономические вопросы функционирования общеобразовательных школ достаточно сложные. С одной стороны, в консолидированном бюджете области планируется ежегодное увеличение средств, выделяемых на образование (2002 г. - 1818,7 млн. руб., 2003 г. - 2002,6 млн. руб.), с другой стороны - постоянный рост тарифов на тепло-, энергоносители вытеснял на протяжении ряда лет расходы на приобретение учебных пособий, средств обучения, расходных материалов, связанных с учебным процессом, обеспечивая в полном объеме расходы на отопление, освещение, водоснабжение.
Возможности консолидированного бюджета по области по сложившемуся в 2003 году экономическому нормативу, в составе которого фонд оплаты труда с начислениями составляет в среднем по общеобразовательным учреждениям 95,6% и фонд материального обеспечения - 4,4%, позволяют говорить о бюджетном нормативе как средстве исполнения бюджета, цель которого привести в соответствие соотношение этих видов расходов.
Таким образом, проблемы, связанные с повышением качества управления образованием, группируются в 4 блока:
- повышение уровня профессионализма руководителей всех уровней в сфере управленческого менеджмента, системного проектирования, психологии управления и т.п.;
- совершенствование нормативной правовой базы образования;
- модернизация экономических механизмов системы образования, включая переход на нормативное финансирование образовательных учреждений;
- развитие государственно-общественных форм управления образованием.
Пути решения обозначенных проблем раскрываются в целевой подпрограмме "Модернизация системы управления образованием".
Укрепление и развитие материально-технической базы системы образования выступает одним из системообразующих направлений, без которого невозможно обеспечить доступность, качество и эффективность современного образования. На протяжении последних трех лет в области наблюдается рост объемов капитальных вложений, инвестиций, направляемых в серу образования. За последние три года на 40 млн. руб. увеличилась сумма средств, выделенных из областного и местных бюджетов, на капитальное строительство и в 2002 г. составила 55,2 млн. руб. Проведена газификация более 100 котельных, введены в строй новые школы на 2621 ученическое место.
Вместе с тем, имеет место высокий уровень износа основных фондов образовательных учреждений, использование морально устаревшего оборудования, 18 школ являются аварийными, имеет место перегруженность отдельных школьных зданий в городах и рабочих поселках области (12,6% школьников обучаются во вторую смену). Отсутствует инфраструктура, обслуживающая систему образования области, что приводит к необоснованному повышению затрат на ремонт и строительство зданий, организацию питания, закупку оборудования и инвентаря, транспортные расходы и др.
Целевая подпрограмма "Укрепление и развитие материально-технической базы" предполагает привлечение значительных средств из федерального бюджета в рамках федеральных программ, консолидацию средств областного и местных бюджетов, а также привлечение внебюджетных средств.
Оптимизация расходов на обслуживание образовательных учреждений предполагается путем создания сети специализированных предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.