Постановление Администрации Тамбовской области
от 18 декабря 2003 г. N 961
"Об утверждении Концепции региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг"
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 июля 2010 г. N 912 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения выпуска предприятиями области высококачественных и конкурентоспособных товаров, внедрения менеджмента качества и экологического менеджмента на предприятиях области и на этой основе успешной интеграции экономики области в российский и мировой рынки постановляю:
1. Утвердить Концепцию региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг (далее Концепция) согласно приложению.
2. Координационно-методическому совету по проблемам качества и повышения конкурентоспособности продукции администрации области определить необходимость разработки программ и планов по повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг, включающих в себя мероприятия, направленные на реализацию Концепции.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области, председателя комитета по управлению имуществом области И.Т. Щеглова.
Глава администрации |
О.И.Бетин |
Концепция
региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 18 декабря 2003 г. N 961)
Концепция региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг (далее Концепция) - система взглядов на роль качества продукции и услуг (далее продукции) в реализации интересов населения Тамбовской области, как части национальных интересов России.
Основной целью Концепции является улучшение качества продукции, выпускаемой предприятиями области, для достижения ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечение на этой основе устойчивого развития экономики области.
1. Общие положения
1.1. Понятие качества
Для целей настоящей Концепции взято определение качества, данное Международной организацией по стандартизации (ИСО): степень соответствия присущих отличительных свойств (характеристик) потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными.
1.2. Качество и конкурентоспособность продукции
Конкурентоспособность является интегральной характеристикой продукции, обусловливающей возможность ее сбыта. На конкурентоспособность продукции оказывают влияние ее качество, как приоритетный фактор, а также цена, стоимость эксплуатации, удобство технического обслуживания, имидж изготовителя, его способность соблюдать договорные сроки поставки и иные факторы.
Приоритетность факторов конкурентоспособности зависит от уровня социально-экономического развития общества, характеристик рынков, на которых реализуется продукция, особенностей конкретных потребителей.
1.3. Качество продукции и ее безопасность
Безопасность продукции (для человека, имущества, окружающей среды) является составляющей ее качества. Степень безопасности продукции, соответствующая уровню социально-экономического развития страны, регулируется и гарантируется государством, использующим для этой цели экономические и административные рычаги.
2. Цели настоящей концепции
2.1. В сфере экономики
Обеспечение устойчивого развития экономики Тамбовской области путем:
содействия предприятиям и организациям региона в формировании условий для расширения масштабов производства и реализации качественной и конкурентоспособной продукции;
определения новой импортозамещающей и экспортно-ориентированной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
привлечения инвестиций в развитие производства.
2.2. В социальной сфере
Обеспечение высокого уровня жизни граждан путем координации деятельности предприятий по увеличению выпуска качественной и востребованной продукции, приводящему к подъему экономики, увеличению занятости населения, росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса.
2.3. В информационной сфере
Обеспечение устойчивых каналов информирования предприятий и потребителей по вопросам качества, безопасности продукции, а также защиты прав потребителей.
2.4. В экологической сфере
Обеспечение координации деятельности предприятий и организаций Тамбовской области в целях:
выпуска продукции, отвечающей обязательным экологическим требованиям;
соблюдения требований к охране окружающей среды;
содействия внедрению на предприятиях и организациях региона экологически чистых технологий и рециклинга отходов производства и потребления;
освоения современных способов утилизации отходов;
создания эффективных систем управления окружающей средой, в том числе объединенных с другими элементами административного управления для содействия достижению экологических и экономических целей.
3. Основные направления региональной политики в области качества продукции
Основные направления региональной политики в области качества продукции формируются на базе принципов, определяющих необходимость:
осознания широкими слоями населения, руководителями и работниками всех уровней роли качества в решении экономических, социальных и иных проблем, вытекающих из интересов области и национальных интересов России;
овладения методами менеджмента качества руководителями и специалистами всех уровней исходя из того, что менеджмент качества является специальной отраслью знаний, содержащей эффективные универсальные методы, применимые в разных секторах экономики и сферах деятельности;
создания правовых, экономических, социальных и организационно-технических условий, обеспечивающих предприятиям и организациям возможность успешно решать задачи в области качества;
формирования действенного механизма защиты потребителей от недоброкачественной продукции, побуждающего все предприятия и организации производить и реализовывать качественную продукцию;
учета возможных негативных последствий для предприятий, в том числе малого бизнеса, продукция которых может оказаться несоответствующей требованиям потребителей при вступлении России в ВТО, и принятие соответствующих мер для их предотвращения.
3.1. Пропаганда идей и стимулирование качества продукции
Реализация основных направлений (принципов) региональной политики в области качества должна способствовать формированию общей культуры качества в регионе.
В пропаганде и разъяснении этой идеи необходимо использовать возможности всех средств массовой информации.
С целью популяризации идей качества и повышения имиджа тамбовской продукции необходимо организовывать и содействовать участию предприятий и организаций Тамбовской области в ежегодных конкурсах на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества, во Всероссийской Программе "100 лучших товаров России" и других конкурсах на соискание региональных и отраслевых премий по качеству, премий общественных организаций и движений, направленных на воспитание культуры качества.
Необходимо обеспечить функционирование и развитие областной информационной системы по вопросам качества, подтверждения соответствия и защиты прав потребителей.
Стимулирование выпуска качественной и конкурентоспособной продукции необходимо осуществлять путем организации и проведения конкурсных торгов по реализации продукции для государственных нужд и нужд региона.
3.2. Внедрение на предприятиях эффективных систем менеджмента качества
Создание и внедрение эффективных систем менеджмента качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента качества, является залогом устойчивого положения предприятий на рынке.
Широкому внедрению систем менеджмента качества должна способствовать разработка системы мер в образовательной и консультационной сферах деятельности, а также мер по стимулированию внедрения систем менеджмента качества.
Политика в образовательной сфере
Внедрение эффективных систем менеджмента качества требует высокого профессионализма, знания работниками и руководителями всех уровней методов и способов менеджмента качества, принципов проектирования систем менеджмента качества, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте и международных стандартах.
Политика в этой области имеет целью формирование непрерывной системы образования и подготовки кадров в области качества. Необходимо готовить специалистов по организации и обеспечению производства качественной продукции, обучать работников предприятий и организаций области основам менеджмента качества.
Система непрерывного образования при подготовке специалистов в области качества должна объединять в себе традиционные средства обучения и современные технологии, предоставляемые Интернет, а также телекоммуникационные и учебно-методические ресурсы различных регионов страны.
Политика в области развития консультационной деятельности
Для оказания помощи предприятиям во внедрении систем менеджмента качества и систем управления окружающей средой, а также в целях повышения эффективности этих систем необходимо развивать сеть консультационных организаций, обладающих необходимым уровнем квалификации и подготовки.
В целях организации работ по обеспечению разработки и внедрения систем менеджмента качества на малых предприятиях и снижения расходов предприятий в этой области необходима пропаганда и содействие созданию саморегулируемых организаций.
Политика в области внедрения эффективных систем менеджмента качества
При разработке программ и положений о проведении торгов и конкурсов необходимо включать в критерии оценки предприятий и продукции наличие систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента, сертификатов соответствия, полученных в результате проведения добровольной сертификации.
3.3. Политика создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих улучшению качества продукции
Политика в области технического регулирования и метрологии
Одним из основных направлений работ по техническому регулированию в области должно стать стимулирование добровольного применения национальных стандартов в качестве доказательной базы выполнения обязательных требований технических регламентов с целью закрепления на областном рынке передовых разработок, технологий и опыта, позволяющих достигать максимального экономического эффекта.
Необходимо оказывать содействие для создания условий развития материально-технической и организационно-методической баз предприятий и организаций с целью обеспечения единства измерений на территории Тамбовской области, получения точных, воспроизводимых, объективных результатов измерений в процессе контроля, производства, реализации, потребления продукции, тем самым обеспечивая выполнение требований потребителей к качеству и безопасности продукции, защиту прав и законных интересов граждан от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Политика в области развития информационной инфраструктуры и
информационных услуг
Развитие информационной инфраструктуры и информационных услуг должно быть направлено на:
формирование баз данных о законодательных и нормативных требованиях к качеству продукции в области, стране и за рубежом, новых прогрессивных технологиях, учитывая передовой отечественный и зарубежный опыт;
доступ к этим базам данных предприятий и организаций области (на коммерческой или некоммерческой основе);
развитие современных информационных технологий (включая технологии САLS), обеспечивающих возможность применения компьютерных методов проектирования, прогрессивных электронных методов оформления и передачи документации, формирования и передачи информационных ресурсов.
Политика в области защиты рынка от недоброкачественной и
фальсифицированной продукции
Под недоброкачественной продукцией в данной Концепции понимается продукция, которая не соответствует требованиям к качеству и безопасности, установленным в нормативной и (или) технической документации на данную продукцию. Фальсифицированная продукция - продукция, умышленно измененная (поддельная) и (или) имеющая скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.
Для защиты потребителя от недоброкачественной и фальсифицированной продукции осуществляется координация деятельности государственного и общественного контроля и надзора, позволяющая своевременно выявлять такую продукцию, пресекать ее реализацию и изымать из оборота; обеспечивается оперативный обмен информацией о фактах выявления недоброкачественной и фальсифицированной продукции; оказывается содействие эффективному взаимодействию контролирующих, правоохранительных и судебно-исполнительных органов по вопросам принятия мер. Обеспечивается действие оперативной, лишенной бюрократизма процедуры рассмотрения жалоб потребителей.
Необходимо осуществлять стимулирование предприятий и организаций устанавливать устойчивые связи с надежными поставщиками качественной продукции посредством информирования о лучших отечественных и зарубежных производителях путем привлечения их к участию региональных, всероссийских и международных выставках, ярмарках, программах.
Методами предотвращения попадания на рынок недоброкачественной продукции являются также:
стимулирование развития добровольной сертификации продукции, осуществляемой по желанию заявителей (изготовителей, продавцов) и являющейся рыночным механизмом подтверждения качества продукции и стабильности ее производства;
организация и осуществление контроля за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями на осуществление видов деятельности, определенных законодательством Российской Федерации;
аккредитация предприятий и организаций на право поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания;
проведение защитных мер, включающих в себя проверку качества и безопасности продукции, предназначенной для реализации на территории области;
своевременное информирование потребителей области о выявлении недоброкачественной и фальсифицированной продукции.
Разумный баланс между разными механизмами защиты потребительского рынка от недоброкачественной продукции определяется основными критериями: минимизация риска и экономическая целесообразность.
3.4. Политика учета фактора качества продукции при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики
Учитывая неблагоприятные стартовые условия на многих предприятиях, предполагается осуществить меры региональной поддержки для развития секторов экономики, опережающее развитие которых должны обеспечить подъем экономики области в целом, используя механизмы инвестирования, кредитования, бюджетного финансирования через целевые программы, инновационный и иные механизмы.
Политика учета факторов качества заключается в том, что при выборе предприятий и организаций, которым предполагается оказать государственную поддержку в любой форме, необходимо руководствоваться способностью этого предприятия или организации обеспечить за период действия региональной поддержки конкурентоспособное качество продукции или его необходимый уровень. Предприятия, в свою очередь, должны защитить право на использование мер региональной поддержки путем разработки и доказательств реальности собственных программ повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.
Целевые программы должны содержать четкие задания по обеспечению необходимого уровня качества продукции, метрологическому и иному ресурсному обеспечению, а также по созданию на предприятиях систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и, при необходимости, подтверждению их соответствия.
Принятие решений по вопросам развития экономики должно происходить на основе развития и внедрения в регионе новых видов и форм контроля (инспекции) количества, качества и цен сырья, материалов и комплектующих изделий и продукции.
4. Реализация региональной политики в области качества продукции
4.1. Региональная политика в области качества должна реализовываться с учетом состояния и развития рынка, а также динамики интеграции экономики области в российский рынок.
Реализация политики в области качества осуществляется путем разработки планов и программ по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции по конкретным направлениям деятельности, видам промышленного производства. Планы разрабатываются с учетом и на основе планов предприятий и организаций области и включают в себя мероприятия, направленные на реализацию настоящей Концепции.
4.2. Координационно-методический совет по проблемам качества и повышения конкурентоспособности продукции при администрации области определяет задачи стратегического характера в области качества и осуществляет мониторинг работ по реализации Концепции с целью оценки эффективности выполнения мероприятий программ Тамбовской области по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
4.3 Областная информационная система по вопросам качества, подтверждения соответствия и защиты прав потребителей должна обеспечить своевременное информирование населения области о проблемах и достижениях в деятельности предприятий, организаций области по повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг в Тамбовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Тамбовской области от 18 декабря 2003 г. N 961 "Об утверждении Концепции региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением администрации Тамбовской области от 30 июля 2010 г. N 912 настоящее постановление признано утратившим силу