областной Думы |
В.Н.Карев |
Глава администрации
Тамбовской области |
О.И.Бетин |
г. Тамбов
28 мая 2004 г.
N 215-З
Областная целевая программа
"Содействие занятости населения Тамбовской области
на 2004 - 2005 годы"
(утв. Законом Тамбовской области от 25 мая 2004 г. N 215-З)
1. Обоснование разработки программы
Настоящая целевая программа "Содействие занятости населения Тамбовской области на 2004 - 2005 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями на 10 января 2003 года), распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 568-р "Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы", методическими рекомендациями по разработке территориальных программ содействия занятости населения, утвержденными постановлением Минтруда России от 15.11.2000 N 83, а также в соответствии с письмом Минтруда России от 12.08.2003 N 517-12 "О разработке и согласовании территориальных программ содействия занятости населения на 2004 год и последующие годы".
Программа определяет цели и задачи государственной политики занятости населения на 2004 - 2005 годы. Сохраняющаяся в настоящее время в связи с процессами реструктуризации отраслей экономики и прогнозируемая на 2004 - 2005 годы сложная ситуация на рынках труда области, городов с моноэкономической структурой, ряда сельских территорий, значительная дифференциация уровней общей и регистрируемой безработицы свидетельствуют о необходимости разработки и реализации системы мер государственного регулирования рынка труда, совместных эффективных действий органов исполнительной власти федерального и областного уровней, органов местного самоуправления, службы занятости, работодателей и заинтересованных общественных организаций.
В программе учтены основные направления реализации действующих федеральных, областных целевых программ, оказывающих регулирующее влияние на социально-трудовую сферу, особенности социально-экономического развития области на период до 2005 года, состояние областного, территориальных рынков труда, предложения органов федеральной, областной исполнительной власти, администраций городов и районов, работодателей, профсоюзов, других социальных партнеров, в компетенции которых находятся различные аспекты регулирования занятости населения.
Программа содержит основные направления и приоритеты деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, службы занятости по совершенствованию системы управления сферой занятости, смягчению ситуации, диспропорций и дискриминационных явлений на региональном и локальных рынках труда, предотвращению на них критических ситуаций, обеспечению социальной поддержки безработных граждан.
Программа сохраняет преемственность ранее принятых и реализованных программ (1998 - 2003 годы). Ее положения и основные действия содержатся в соответствующих разделах, которые предполагается реализовать путем выполнения перспективных планов социально-экономического развития области, городов и районов, а также территориальных программ содействия занятости населения на 2004 - 2005 годы.
Финансирование мероприятий настоящей Программы планируется осуществлять, в основном, за счет средств федерального и областного бюджетов.
Программа рассмотрена и согласована в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.
Ежегодно будет производиться корректировка программных мероприятий и численности их участников после утверждения федерального и областного бюджетов на соответствующий финансовый год.
Заказчик Программы - администрация Тамбовской области.
2. Ключевые проблемы на рынке труда
Анализ сферы занятости и рынка труда области свидетельствует, что трудовая сфера по своим основным характеристикам не в полной мере соответствует требованиям функционирующего рынка труда. К числу основных проблем развития сферы занятости, решение которых составляет содержание и направленность областной Программы содействия занятости населения на 2004 - 2005 годы, относятся:
обострение качественных диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, изношенность основных фондов, низкий уровень заработной платы в отдельных отраслях экономики области, усиление дифференциации городских и сельских рынков труда по условиям обеспечения занятости, составу безработных и уровню общей и регистрируемой безработицы;
значительная численность уволенных работников в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики, неполной, неэффективной занятости, низкая трудовая мобильность работников, увеличение масштабов занятости в неформальном секторе экономики ввиду медленных структурных сдвигов в экономике;
ограниченность сферы приложения труда в сельской местности, дефицит высококвалифицированных кадров на селе, отток сельской молодежи в города;
усложнение трудоустройства молодежи (в том числе выпускников профессиональных учебных заведений), женщин, бывших военнослужащих и членов их семей, инвалидов ввиду ужесточения требований работодателей к рабочей силе, усиления дискриминации при приеме их на работу и увольнении - с одной стороны, а с другой стороны - возрастание требований безработных к условиям и оплате труда, соблюдению работодателями норм трудового законодательства о режиме и охране труда.
Прогнозируется уменьшение численности трудовых ресурсов в связи со сложившейся демографической ситуацией: в 2005 году их численность составит около 718 тыс. человек (в 2003 году - 722 тыс. человек), будет сокращаться число занятых в экономике области с 514 тыс. человек в 2003 году до 508 тыс. человек в 2005 году, что составит 88,6 процента к экономически активному населению. Наибольшее сокращение возможно в сельском хозяйстве, машиностроении, строительной отрасли. Вследствие реструктуризации отдельных отраслей экономики может быть высвобождено до 10 тысяч работающих, часть из них пополнит ряды безработных. Будет иметь место неполная занятость, переток рабочей силы в неформальный сектор экономики.
Сложной будет оставаться ситуация на рынке труда в городах с моноэкономической структурой: Уварово, Котовске, Рассказово, а также в крупных сельских территориях, таких как Моршанский, Тамбовский, Сосновский, Кирсановский районы.
Определенное давление на рынок труда могут оказать лица трудоспособного возраста, ранее не работавшие, а также лица старше трудоспособного возраста, инвалиды, подростки.
По прогнозным оценкам предложение рабочей силы будет расти, превышая темпы спроса на нее, и составит более 255 тыс. человек, в том числе 127 тыс. человек в 2004 году. Наибольшую их часть составят граждане, уволенные по собственному желанию - 147 тыс. человек; безработные, не зарегистрированные в службе занятости, и высвобожденные работники - около 50 процентов, молодежь, впервые ищущая работу, выпускники профессиональных учебных заведений - до 4 процентов, а также инвалиды, освобожденные из мест лишения свободы, бывшие военнослужащие и члены их семей.
Исходя из прогноза ситуации на общем рынке труда, численность безработных, определяемая по методологии Международной организации труда, несколько возрастет и составит от 60 до 64,3 тыс. человек в 2005 году или 11,2 процента экономически активного населения.
Уровень регистрируемой службой занятости безработицы будет колебаться в пределах 2,5 - 2,6 процента и к концу 2005 года может составить около 16 тыс. человек.
3. Основные цели и задачи Программы
Главной целью Программы содействия занятости населения является безусловное обеспечение гарантий по реализации конституционных прав граждан, проживающих на территории области, на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, социальную защиту от безработицы.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
повышение эффективности действий законодательных и исполнительных органов власти области, местного самоуправления, службы занятости населения, профсоюзов по регулированию рынка труда на основе совершенствования нормативно-правовой базы в сфере занятости, партнерских отношений и расширения информационно-методического обеспечения потребностей ищущих работу граждан и работодателей;
обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на территориальных рынках труда на основе анализа потребностей отраслей экономики в кадрах, развитие и совершенствование системы профессиональной подготовки рабочей силы для предприятий, испытывающих наибольшую потребность в рабочих кадрах, расширение объемов профподготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
ориентация экономически активного населения на новые формы и виды занятости, формирование навыков и мотивации у незанятого населения и безработных граждан к активному самостоятельному поиску работы, их адаптация к рынку труда;
увеличение объемов и повышение качества предоставляемых услуг по трудоустройству населения, профилактика безработицы, предупреждение роста длительной безработицы;
создание условий для сокращения численности граждан, находящихся за чертой бедности, за счет общественных работ и вторичной занятости;
внедрение форм и методов работы, обеспечивающих эффективную занятость, рациональное использование иностранной рабочей силы, граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
формирование и целевое использование финансовой базы для реализации мероприятий активной и пассивной политики занятости.
4. Ресурсное обеспечение Программы
В 2004 - 2005 годах мероприятия по содействию занятости населения области будут осуществляться в основном за счет средств федерального и областного бюджетов. Объемы средств определяются федеральным законодательством о федеральном бюджете на соответствующий год и Законами Тамбовской области "Об областном бюджете на 2004 год" и "Об областном бюджете на 2005 год".
Общие затраты составят:
в 2004 году - 208,8 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета - 1,0 млн. рублей; в 2005 году - 218,4 млн. рублей, в том числе 1,0 млн. рублей - средства областного бюджета.
В ходе реализации настоящей Программы ее показатели, мероприятия, объемы и источники финансирования могут корректироваться в соответствии с изменениями ситуации на рынке труда, а также в соответствии с федеральным и областным бюджетами.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Выполнение программных мероприятий при условии систематического их финансирования на уровне не ниже среднего по Центральному Федеральному округу (из расчета величины средних затрат на одного участника программы) будет способствовать:
стабилизации ситуации на регистрируемом рынке труда, сдерживанию при продолжающейся реструктуризации производств ряда отраслей экономики области уровня безработицы на допустимом (не вызывающем социального взрыва) уровне, частичному сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
увеличению объема трудоустройства граждан через создание новых производств, оздоровление экономики в целом, развитие сферы сервисных услуг, малого и среднего бизнеса;
обеспечению большей занятости категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, снижению их дискриминации;
снижению социальной напряженности посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, а также смягчению последствий продолжительной безработицы;
повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Расчеты показывают, что последовательная реализация областной Программы на 2004 - 2005 годы позволит:
сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,5 - 2,6 процента; повысить показатель сдерживания безработицы до 5,5 процента (без соответствующих мер по сдерживанию уровень достиг бы 10,0%);
повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы путем сбора и заполнения 60 - 70 тыс. вакансий, в том числе 30 - 35 тыс. - в 2004 году;
оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе 40 тыс. чел., в том числе 20 тыс. - в 2004 году;
обеспечить трудоустройство на общественные работы не менее 4,3 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 2,1 тыс. человек;
организовать временное трудоустройство 9 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе в 2004 году - 4,5 тыс. чел.;
организовать и провести 160 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест;
направить на профессиональное обучение 6,5 тыс. безработных граждан профессиям и специальностям, конкурентоспособным на рынке труда;
оказать профориентационные услуги 60 тыс. гражданам, в том числе 29,5 тыс. - в 2004 году;
поддержать предпринимательскую инициативу 2 тыс. безработных;
оказать материальную поддержку 13,9 тыс. безработным гражданам ежемесячно (пособие по безработице, стипендии на период прохождения профобучения).
6. Система мероприятий программы "Содействие занятости
населения Тамбовской области на 2004 - 2005 годы"
N пп |
Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения |
Источники финансирования |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Подготовить проект закона области: "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об областной целевой программе "Содействие занятости населения Тамбовской области на 2004 - 2005 годы". |
Администрация области |
4 кв. 2004 г. |
|
2. | Подготовить проекты постановлений администрации области: "Об утверждении объемов общественных работ в Тамбовской области"; "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков". |
Администрация области Администрация области |
I кв. 2004 г., I кв. 2005 г. I кв. 2004 г., I кв. 2005 г. |
|
3. | Осуществлять контроль за выполнением Регионального соглашения между органами исполнительной власти Тамбовской области, областным объединением работодателей и областным объединением организаций профсоюзов на 2002 - 2004 годы. Подготовить проект Регионального соглашения между органами исполнительной власти Тамбовской области, областным объединением работодателей и областным объединением организаций профсоюзов на 2004 - 2005 годы. |
Администрация области Администрация области |
2004 г. 4 кв. 2004 г. |
|
4. | Обеспечить сбор информации о 70 тыс. вакансиях для областного и территориальных банков вакансий. Создать специализированные банки по видам работ для инвалидов, бывших военнослужащих, высококвалифицированных специалистов. |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, городские и районные центры занятости населения |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет |
5. | Осуществлять посреднические услуги в трудоустройстве безработных граждан через программы социальной адаптации "Клуб ищущих работу", курс "Новый старт" и другие. |
Городские и районные центры занятости населения |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет |
6. | Расширить практику проведения массовых мероприятий в целях повышения эффективности использования вакансий. Провести 160 ярмарок, мини- ярмарок вакансий, в т.ч. не менее 30 специализированных, для: женщин, бывших военнослужащих, выпускников профессиональных образовательных учреждений, инвалидов. |
Администрация области, объединения профсоюзов, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, городские и районные центры занятости населения |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет |
7. | Отработать технологию оказания эффективной помощи при трудоустройстве различных категорий граждан через их профилирование. Совершенствовать внедрение методов интенсивного поиска вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения граждан. |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, городские и районные центры занятости населения |
2004-2005 гг. | |
8. | Осуществлять на договорной основе взаимодействие центров занятости и работодателей по организации временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, с выплатой поддержки доходов из средств федерального бюджета. |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, городские и районные центры занятости населения |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет, областной бюджет |
9. | Организовать обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности, профессиям, способствующим работе в сфере малого бизнеса, а также самозанятости, осуществлять правовую организационно- методическую помощь начинающим предпринимателям из числа безработных и незанятых граждан. |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, городские и районные центры занятости населения |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет |
10. | Оказать консультационные услуги по организации собственного дела 2000 безработным, в том числе 100 безработным - с предоставлением финансовой помощи; вовлечь в обучающие программы "Дорога в бизнес", "Деловая женщина", "Как стать предпринимателем". |
Городские и районные центры занятости населения |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет |
11. | Осуществлять подготовку и переподготовку безработных, незанятого населения массовым профессиям для предприятий агропромышленного комплекса, организации фермерского хозяйства. Сформировать государственный заказ для высших и средних специальных учебных заведений на 2005 год на обучение и переобучение работников сельского хозяйства. |
Администрация области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения Тамбовской области |
2004-2005 гг. | |
12. | Содействовать в трудоустройстве, вовлечении в различные виды занятости, в том числе в общественные работы не менее 60 процентов безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, зарегистрированных в службе занятости. Осуществлять контроль за исполнением размеров квот организаций области для трудоустройства инвалидов, условий труда на рабочих местах. |
Городские и районные центры занятости населения Администрация области |
2004-2005 гг. 2004-2005 гг. |
Федеральный бюджет, областной бюджет |
13. | Проводить профессиональное профилирование инвалидов, их информирование, профессиональное консультирование и личностную диагностику с целью подбора оптимальных вариантов подходящей работы, вовлекать в социально-адаптационные программы; обеспечить приоритетное направление на профессиональное обучение в соответствии с заключением МСЭ. |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, городские и районные центры занятости населения, городские и районные бюро медико- социальной экспертизы |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет |
14. | Обеспечить создание и функционирование во всех городах и районах области Бирж труда молодежи; реализовать обращение Минтруда России и Координационного Совета объединений работодателей России об участии в организации временной занятости подростков, стимулировании деятельности по наставничеству работодателей и объединений работодателей Российской Федерации. |
Администрация области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, городские и районные центры занятости населения |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет, областной бюджет |
15. | Проводить в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях области "Дни службы занятости". |
Администрация области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, городские и районные центры занятости населения |
Апрель - май, ноябрь - декабрь 2004-2005 гг. |
|
16. | Сформировать перечень организаций, на которых предполагается прохождение альтернативной гражданской службы, а также банка данных профессий, должностей и видов работ, на которых могут быть заняты граждане. |
Администрация области | 2004-2005 гг. | |
17. | Обеспечить работу призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы, участие в них представителей органов областной службы занятости населения. |
Областной, городские и районные военные комиссариаты, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области, городские и районные центры занятости населения |
2004-2005 гг. | |
18. | Организовать выдачу разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы, обеспечить контроль по квоте, проверку юридических и физических лиц, привлекающих иностранную рабочую силу. |
УВД Тамбовской области | 2004-2005 гг. | |
19. | Разработать и реализовать областную программу профессионального обучения и профессиональной ориентации граждан на 2004 - 2005 годы. |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет, областной бюджет |
20. | Обеспечить систематическую выплату пособий по безработице, материальной помощи безработным и членам их семей на период поиска подходящей работы, а также стипендий безработным гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку. |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области |
2004-2005 гг. | Федеральный бюджет |
Итого: федеральный бюджет в т.ч. содержание службы занятости областной бюджет |
N пп |
Наименование мероприятий | Средства (тыс. руб.) | Примечание | ||
Всего | 2004 г. | 2005 г. (прогноз) |
|||
1 | 2 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Подготовить проект закона области: "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "Об областной целевой программе "Содействие занятости населения Тамбовской области на 2004 - 2005 годы". |
||||
2. | Подготовить проекты постановлений администрации области: "Об утверждении объемов общественных работ в Тамбовской области"; "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков". |
||||
3. | Осуществлять контроль за выполнением Регионального соглашения между органами исполнительной власти Тамбовской области, областным объединением работодателей и областным объединением организаций профсоюзов на 2002 - 2004 годы. Подготовить проект Регионального соглашения между органами исполнительной власти Тамбовской области, областным объединением работодателей и областным объединением организаций профсоюзов на 2004 - 2005 годы. |
||||
4. | Обеспечить сбор информации о 70 тыс. вакансиях для областного и территориальных банков вакансий. Создать специализированные банки по видам работ для инвалидов, бывших военнослужащих, высококвалифицированных специалистов. |
414,8 | 194,3 | 220,5 | |
5. | Осуществлять посреднические услуги в трудоустройстве безработных граждан через программы социальной адаптации "Клуб ищущих работу", курс "Новый старт" и другие. |
142,5 | 69,0 | 73,5 | Обеспечение трудоустройства 3162 безработных граждан |
6. | Расширить практику проведения массовых мероприятий в целях повышения эффективности использования вакансий. Провести 160 ярмарок, мини- ярмарок вакансий, в т.ч. не менее 30 специализированных, для: женщин, бывших военнослужащих, выпускников профессиональных образовательных учреждений, инвалидов. |
306,5 | 148,5 | 158,0 | |
7. | Отработать технологию оказания эффективной помощи при трудоустройстве различных категорий граждан через их профилирование. Совершенствовать внедрение методов интенсивного поиска вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения граждан. |
||||
8. | Осуществлять на договорной основе взаимодействие центров занятости и работодателей по организации временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, с выплатой поддержки доходов из средств федерального бюджета. |
1137,3 170,0 |
557,3 120,0 |
580,0 50,0 |
Организовать временное трудоустройство 1064 безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите |
9. | Организовать обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности, профессиям, способствующим работе в сфере малого бизнеса, а также самозанятости, осуществлять правовую организационно- методическую помощь начинающим предпринимателям из числа безработных и незанятых граждан. |
2352,0 | 1120,0 | 1232,0 | Обучить 800 безработных граждан основам предпринима- тельства для последующей организации собственного дела |
10. | Оказать консультационные услуги по организации собственного дела 2000 безработным, в том числе 100 безработным - с предоставлением финансовой помощи; вовлечь в обучающие программы "Дорога в бизнес", "Деловая женщина", "Как стать предпринимателем". |
131,3 | 63,0 | 68,3 | |
11. | Осуществлять подготовку и переподготовку безработных, незанятого населения массовым профессиям для предприятий агропромышленного комплекса, организации фермерского хозяйства. Сформировать государственный заказ для высших и средних специальных учебных заведений на 2005 год на обучение и переобучение работников сельского хозяйства. |
||||
12. | Содействовать в трудоустройстве, вовлечении в различные виды занятости, в том числе в общественные работы не менее 60 процентов безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, зарегистрированных в службе занятости. Осуществлять контроль за исполнением размеров квот организаций области для трудоустройства инвалидов, условий труда на рабочих местах. |
4629,6 250,0 |
2051,6 100,0 |
2578,0 150,0 |
Организовать проведение общественных работ для 8 тысяч граждан |
13. | Проводить профессиональное профилирование инвалидов, их информирование, профессиональное консультирование и личностную диагностику с целью подбора оптимальных вариантов подходящей работы, вовлекать в социально-адаптационные программы; обеспечить приоритетное направление на профессиональное обучение в соответствии с заключением МСЭ. |
220,0 | 105,0 | 115,0 | Содействовать повышению конкурентоспос обности на рынке труда 100 инвалидов, имеющих показания к труду |
14. | Обеспечить создание и функционирование во всех городах и районах области Бирж труда молодежи; реализовать обращение Минтруда России и Координационного Совета объединений работодателей России об участии в организации временной занятости подростков, стимулировании деятельности по наставничеству работодателей и объединений работодателей Российской Федерации. |
3851,9 380,0 |
1721,4 180,0 |
2130,5 200,0 |
Организация временного трудоустройства более 8 тысяч несовершеннолет- них граждан |
15. | Проводить в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях области "Дни службы занятости". |
||||
16. | Сформировать перечень организаций, на которых предполагается прохождение альтернативной гражданской службы, а также банка данных профессий, должностей и видов работ, на которых могут быть заняты граждане. |
||||
17. | Обеспечить работу призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы, участие в них представителей органов областной службы занятости населения. |
||||
18. | Организовать выдачу разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы, обеспечить контроль по квоте, проверку юридических и физических лиц, привлекающих иностранную рабочую силу. |
||||
19. | Разработать и реализовать областную программу профессионального обучения и профессиональной ориентации граждан на 2004 - 2005 годы. |
14210,0 1200,0 |
7150,0 600,0 |
7060,0 600,0 |
Организовать профессиональное обучение 6652 безработных граждан. Оказать профориентацион- ные услуги 50920 гражданам. |
20. | Обеспечить систематическую выплату пособий по безработице, материальной помощи безработным и членам их семей на период поиска подходящей работы, а также стипендий безработным гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку. |
310412,0 | 150870,0 | 159542,0 | Обеспечить социальную поддержку в период временной безработицы 35490 гражданам. |
Итого: федеральный бюджет в т.ч. содержание службы занятости областной бюджет |
427235,9 425235,9 90000,0 2000,0 |
208825,1 207825,1 45000,0 1000,0 |
218410,8 217410,8 45000,0 1000,0 |
7. Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной
системы УИН Минюста России по Тамбовской области и содействие
трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы
1) Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Опыт работы в условиях рыночных отношений показал, что промышленный потенциал предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания, позволяет, в целом, самостоятельно решать основные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой: это обеспечение трудовой занятости спецконтингента, привитие осужденным трудовых навыков с целью дальнейшей их социальной адаптации.
Анализ выполнения мероприятий "Региональной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы", которая вошла как составная часть в "Программу содействия занятости населения Тамбовской области на 2001 - 2003 годы", утвержденную Законом Тамбовской области от 13.04.2001 г. N 179-З, объективно показал, что комплексный подход к решению задач, определенных уголовно-исполнительным законодательством, является оптимальным с точки зрения достижения конечного результата.
Интеграция производственного и человеческого потенциала уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) в промышленную инфраструктуру области позволила не только стабилизировать положение дел в уголовно-исполнительной системе, но и обеспечить платежи в областной бюджет.
Так, темпы роста объемов производства продукции, выпускаемой предприятиями УИС Тамбовской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах ежегодно составляют, в среднем, 8 - 10%. Практически вдвое снижено число осужденных, неработающих из-за непредставления работы, более чем втрое вырос заработок осужденных.
Благодаря улучшению своего финансового состояния предприятия уголовно-исполнительной системы области пошли на реструктуризацию задолженности в бюджеты разных уровней, производится погашение задолженности прошлых лет за топливно-энергетические ресурсы.
Благодаря плодотворному сотрудничеству областных структур и УИС области была проведена газификация отдаленных поселков при учреждениях, исполняющих уголовные наказания, совместно осуществлен ряд природоохранных мероприятий.
Помимо этого весьма немаловажным является то, что большинство лиц, отбывающих наказания в исправительных колониях Тамбовской области, являются местными жителями наиболее трудоспособного возраста, и результаты их социальной реабилитации положительно скажутся на улучшении криминальной обстановки в области.
Все это свидетельствует о масштабности проблемы реформирования промышленного сектора УИС и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по обеспечению трудовой занятости осужденных на основе целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти области, организаций и предприятий уголовно-исполнительной системы.
2) Цели, задачи, сроки реализации
Раздел программы по вопросам реформирования промышленного сектора уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области и содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период 2004 - 2005 года (далее - раздел Программы) призван создать необходимые условия для выполнения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению эффективной трудовой занятости осужденных, соблюдения режима отбывания наказания в местах лишения свободы.
Для достижения поставленной цели предусматривается реализация комплекса мер, способствующих загрузке имеющихся производственных мощностей предприятий УИС на изготовление конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудоустройства осужденных, а также меры государственной поддержки на региональном уровне.
3) Основные мероприятия раздела Программы и механизм
их реализации
а) Увеличение производства продукции для государственных нужд
за счет расширения действующих и организации новых производств.
Создание дополнительных мощностей по производству и переработке
сельхозпродукции
Министерством юстиции России определен перечень продукции для собственных нужд, заказы на поставку которой должны размещаться только на предприятиях уголовно-исполнительной системы. Это позволит довести объемы производства продукции для нужд системы до 25 % от общих объемов промышленного производства.
В существующих условиях хозяйствования экономически целесообразно расширять собственное производство хлебобулочных и макаронных изделий, подсолнечного масла, а также создавать мощности по переработке зерна, производству овощей для обеспечения продуктами питания осужденных и личного состава учреждений, исполняющих уголовные наказания, при максимальном использовании для этих целей производственного потенциала предприятий Управления исполнения наказаний (далее - УИН).
Реализация этих мероприятий позволит дополнительно трудоустроить 170 осужденных.
б) Техническое перевооружение производства и выпуск
новых видов продукции на предприятиях УИН
Для повышения технического уровня производства на предприятиях уголовно-исполнительной системы области, экономии материально-технических ресурсов, улучшения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции в планируемом периоде предполагается освоить производство 45 новых видов продукции.
Общая численность осужденных, которая может быть дополнительно трудоустроена за счет реализации указанных мероприятий, составит 230 человек.
в) Использование производственного потенциала УИН для реализации
программ социально-экономического развития области
Производственный потенциал УИС, являясь частью промышленного потенциала области, позволяет удовлетворить потребности региональных потребителей в части отдельных видов грузоподъемного оборудования, светотехнического оборудования, металлической тары. Кроме того, на имеющихся мощностях есть возможность организовать выпуск ритуальных принадлежностей и товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. За счет реализации указанных мероприятий может быть трудоустроено 150 человек.
д) Охрана труда и окружающей среды на предприятиях УИН
Планируемый комплекс работ по охране труда на предприятиях УИН за счет принимаемых мер по соблюдению технологической и производственной дисциплины в подведомственных учреждениях в целях предупреждения промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний позволит сэкономить оборотных средств предприятий на сумму 2,3 млн. рублей.
Предусматривается реализация комплекса мероприятий, имеющих целью улучшение экологической обстановки в местах дислокации подразделений уголовно-исполнительной системы и включающих в себя проведение работ по капитальному ремонту и реконструкции имеющихся, а также по строительству новых сооружений, имеющих конечной целью прекращение загрязнения рельефа местности и воздушной среды.
е) Увеличение доходов учреждений, исполняющих
уголовные наказания
Сокращение непроизводительных расходов предприятий УИН за счет льготного налогообложения позволит получить экономию оборотных средств предприятий на сумму 130 тыс. рублей и направить эти средства на модернизацию существующего производства, поддержание социальной инфраструктуры и организацию дополнительных рабочих мест.
4) Материальное и финансовое обеспечение
Финансирование программы предполагается осуществить в основном за счет собственных средств предприятий уголовно-исполнительной системы и инвестиций коммерческих организаций, а также за счет средств федерального и областного бюджетов.
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации данного раздела программы оценивается в 29,53 млн. рублей, в том числе:
(млн. рублей)
Направления расходов и источники финансирования |
Всего (2004 - 2005 годы) |
2004 год | 2005 год Прогноз |
Всего | 29,53 | 14,4 | 15,06 |
в том числе: | |||
Федеральный бюджет | 10,52 | 5,56 | 4,96 |
областной бюджет | 3,16 | 0,065 | 3,1 |
Внебюджетные источники из них: - собственные средства предприятий; - средства инвесторов |
15,84 10,2 5,6 |
8,83 5,37 3,45 |
7,0 4,85 2,15 |
Содержание мероприятий программы и объемы их финансирования могут корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке, исходя из возможностей доходной части областного бюджета на соответствующий год, и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта областного бюджета.
5) Механизм организации управления и реализации раздела
Программы и контроля за ходом ее выполнения
Управление реализацией раздела Программы возлагается на Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области, которое несет ответственность за выполнение программы в установленные сроки, рациональное использование выделяемых бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку материальных ресурсов и оборудования.
Отчеты о ходе реализации раздела Программы ежегодно представляются в областную Думу и администрацию области.
6) Оценка социально-экономической эффективности и последствий
от реализации раздела Программы
Реализация программы позволит сохранить и развить положительные тенденции, наметившиеся в производственно-хозяйственной сфере деятельности уголовно-исполнительной системы Тамбовской области.
Численность работающих осужденных предполагается увеличить на 550 человек. Ежегодный рост объемов промышленного производства за период реализации программы должен составить не менее 5 - 7 процентов. Объемы производства продукции для внутрисистемных нужд, нужд органов внутренних дел и внутренних войск и иных государственных потребителей составят 30 - 35% от общего объема производства.
8. Основные мероприятия по реформированию промышленного сектора
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской
Федерации по Тамбовской области и содействию трудовой занятости
осужденных к наказанию в виде лишения свободы
Мероприятия, наименование продукции |
Исполнитель | Срок исполнения |
Источники финансирования |
Стоимость (в тыс. руб., в ценах 2003 г.) |
||
Всего |
2004 год |
2005 год Прогноз |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1) Дополнительное трудоустройство осужденных за счет увеличения объемов производства продукции для государственных нужд на предприятиях УИН. Расширение действующих производств по выпуску продукции для внутрисистемных потребителей органов внутренних дел и спецконтингента: а) Форменное обмундирование куртка форменная брюки форменные пилотка форменная костюм х/б камуфлированный костюм х/б утепленный рубашка форменная б) Вещевое имущество для спецконтингента костюм х/б куртка ватная летний головной убор комплект постельного белья шапка зимняя рукавицы изготовление мыла хозяйственного в) Прочая продукция сетка "Рабица" замки проходные и камерные перегородки коридорные оконные решетки спецсредство "Егоза" контейнеры металлические для внутрицеховых перевозок контейнеры для мусора г) Увеличение оборотных средств предприятий в результате высвобождения средств за счет: льготного налогообложения |
УИН Министер- ства юстиции России по Тамбовской области (далее УИН) УИН УИН |
2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. |
Всего: в том числе федеральный бюджет (ФБ) областной бюджет (ОБ) средства предприятий УИН (СП) средства инвесторов (СИ) ФБ ФБ ФБ ФБ ФБ ФБ ФБ ФБ ФБ ФБ ФБ ФБ СП СП СИ ОБ |
7100 6345 130 350 275 1181 759 250 194 150 200 1250 668 133 950 300 310 10 340 275 130 |
3801 3297 65 239 200 591 411 125 97 100 750 348 70 500 150 155 10 229 200 65 |
3299 3048 65 111 75 590 348 125 97 150 100 500 320 63 450 150 155 111 75 65 |
2) Создание дополнительных мощностей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в Исправительной колонии-поселении N 2 (ИКП-2) а) расширение производства масла из семян подсолнечника б) организация производства мясных консервов в) организация производства сушки овощей и фруктов г) увеличение объемов производства макаронных изделий |
УИН ИКП-2 ИКП-2 ИКП-2 ИКП-2 |
2004 - 2005 г.г. 2004 2004 2004 2004 - 2005 г.г. |
Всего, в т.ч. ФБ СП СИ ФБ СП СИ СП СИ СП СИ |
1120 348 302 470 348 150 250 100 150 52 70 |
885 174 276 435 174 150 250 100 150 26 35 |
235 174 26 35 174 - - - - 26 35 |
3) Техническое перевооружение производства и выпуск новых видов продукции на предприятиях УИН: а) освоение производства 45 наименований новой конкурентоспособной продукции б) расширение, модернизация и техническое перевооружение предприятий УИС в) освоение новых производств на договорной основе совместно с предприятиями различных форм собственности: полиэтиленовой пленки светотехнического оборудования комплектующих изделий для шаровых кранов поддоны металлические для резино-технических изделий полета прочие заказы (ИК-3,7) |
УИН УИН |
2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 г. 2004 - 2005 г.г. 2004 г. 2005 г. 2004 г. 2004 - 2005 г.г. |
Всего, в т.ч. ФБ СП СИ ФБ СП СИ СП СИ СИ СИ СИ СП СП СП СИ |
8500 350 3636 4514 350 1100 650 835 1970 100 226 20 30 35 1636 1548 |
4886 350 1888 2648 350 600 500 435 1080 100 174 20 - 35 818,3 774,8 |
3614 - 1748 1866 - 500 150 400 890 - 52 - 30 - 818,3 774,8 |
4) Использование производственного потенциала УИН для реализации программ социально-экономического развития области: а) выпуск продукции для агропромышленного комплекса. Реконструкция действующего производства и увеличение объемов выпуска: металлических шкафов светильников НПП - 03 - 100 - 001 М светильников ПСХ - 60 МУ3 прочих изделий по заказам агропромышленного сектора области б) выпуск изделий для оборудования ПТУ и школ верстаки слесарные ВУС - 1 |
УИН УИН УИН УИН УИН |
2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 г. |
Всего в т.ч. СП ОБ СИ СП ОБ СП ОБ СП ОБ СИ СП |
5439 4736 350 353 2908 200 1262 100 560 50 353 6 |
2545 2371 - 174 1454 - 631 - 280 - 174 6 |
2894 2365 350 179 1454 200 631 100 280 50 179 - |
5) Охрана труда и окружающей среды на предприятиях а) проведение обучения по охране труда руководителей и специалистов учреждений в "ОГУП "Учебный комбинат по профессиональной подготовке кадров для жилищно- коммунального хозяйства" б) подготовка специалистов, занятых обслуживанием, ремонтом, эксплуатацией и надзором за объектами повышенной опасности, подконтрольных окружной инспекции технического надзора в) проведение технического диагностирования специализированной организацией * паровых и водогрейных котлов * вертикальных воздухосборников * козловых, мостовых и автомобильных кранов г) проведение аттестации вновь организованных рабочих мест в соответствии с требованиями стандартов ССБТ на договорной основе лабораторией УИН Белгородской области д) проведение работ по оборудованию КПО и деревообрабатывающего оборудования защитными устройствами и приспособлениями е) строительство канализационного коллектора в ИК-3, 8 ж) строительство станции биологической очистки сточных вод в Исправительной колонии-поселении N 2 з) капитальный ремонт станции биологической очистки сточных вод в Исправительной колонии N 7 |
УИН УИН УИН УИН УИН |
2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. 2004 - 2005 г.г. |
Всего, в т.ч. ФБ ОБ СП СП ФБ СП СП СП СП ФБ ОБ СП ФБ ОБ СП ФБ ОБ СП |
7364,14 3482,24 2679,0 1202,9 3,9 2,24 8,4 214 16 21,6 696 417 156 1740 2088 505 1044 174 278 |
2342,29 1741,04 - 602,25 1,95 1,04 4,2 125,3 8 10,8 348 - 69 870 244 522 139 |
5020,85 1741,2 2679,0 600,65 1,95 1,2 4,2 88,7 8 10,8 348 417 87 870 2088 261 522 174 139 |
Затраты на реализацию мероприятий программы: Федеральный бюджет Областной бюджет Средства предприятий управления исполнения наказаний Средства инвесторов |
10525,2 3159 10227 5612 |
5562,0 65 5376 3457,2 |
4963,2 3094 4850,6 2155 |
|||
Всего: | 29523,2 | 14460,2 | 15062,8 | |||
Примечание: финансирование мероприятий программы рассматривается ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год. |
Мероприятия, наименование продукции |
Ожидаемые конечные результаты реализации раздела Программы (в расчете на год) |
1 | 8 |
1) Дополнительное трудоустройство осужденных за счет увеличения объемов производства продукции для государственных нужд на предприятиях УИН. Расширение действующих производств по выпуску продукции для внутрисистемных потребителей органов внутренних дел и спецконтингента: а) Форменное обмундирование куртка форменная брюки форменные пилотка форменная костюм х/б камуфлированный костюм х/б утепленный рубашка форменная б) Вещевое имущество для спецконтингента костюм х/б куртка ватная летний головной убор комплект постельного белья шапка зимняя рукавицы изготовление мыла хозяйственного в) Прочая продукция сетка "Рабица" замки проходные и камерные перегородки коридорные оконные решетки спецсредство "Егоза" контейнеры металлические для внутрицеховых перевозок контейнеры для мусора г) Увеличение оборотных средств предприятий в результате высвобождения средств за счет: льготного налогообложения |
Обеспечение трудоустройства 137 осужденных. Увеличение объемов выпускаемой продукции до 10 %. Получение дополнительной прибыли 70 тыс. рублей Обеспечение трудоустройства 30 человек осужденных Обеспечение трудоустройства 30 человек осужденных Обеспечение трудоустройства 77 человек осужденных Экономия оборотных средств предприятий на сумму 130 тыс. руб. |
2) Создание дополнительных мощностей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в Исправительной колонии-поселении N 2 (ИКП-2) а) расширение производства масла из семян подсолнечника б) организация производства мясных консервов в) организация производства сушки овощей и фруктов г) увеличение объемов производства макаронных изделий |
Обеспечение трудоустройства 33 человек осужденных |
3) Техническое перевооружение производства и выпуск новых видов продукции на предприятиях УИН: а) освоение производства 45 наименований новой конкурентоспособной продукции б) расширение, модернизация и техническое перевооружение предприятий УИС в) освоение новых производств на договорной основе совместно с предприятиями различных форм собственности: полиэтиленовой пленки светотехнического оборудования комплектующих изделий для шаровых кранов поддоны металлические для резино-технических изделий полета прочие заказы (ИК-3,7) |
Обеспечение трудоустройства 230 человек осужденных Прибыль 907 тыс.руб. Обеспечение трудоустройства 48 человек осужденных Прибыль 270 тыс. руб. Обеспечение трудоустройства 40 человек осужденных Прибыль 249 тыс. руб. Обеспечение трудоустройства 20 человек осужденных Прибыль 10 тыс. руб. Обеспечение трудоустройства 52 человек осужденных Прибыль 200 тыс. руб. Обеспечение трудоустройства 20 человек осужденных Прибыль 100 тыс. руб. Обеспечение трудоустройства 20 человек осужденных Прибыль 18 тыс. руб. Обеспечение трудоустройства 30 человек осужденных Прибыль 60 тыс. руб. |
4) Использование производственного потенциала УИН для реализации программ социально-экономического развития области: а) выпуск продукции для агропромышленного комплекса. Реконструкция действующего производства и увеличение объемов выпуска: металлических шкафов светильников НПП - 03 - 100 - 001 М светильников ПСХ - 60 МУ3 прочих изделий по заказам агропромышленного сектора области б) выпуск изделий для оборудования ПТУ и школ верстаки слесарные ВУС - 1 |
Обеспечение трудоустройства 150 человек осужденных Прибыль 47 тыс. руб. Обеспечение трудоустройства 40 чел. осужденных Обеспечение трудоустройства 30 чел. осужденных Обеспечение трудоустройства 30 чел. осужденных Обеспечение трудоустройства 30 чел. осужденных Обеспечение трудоустройства 20 чел. осужденных |
5) Охрана труда и окружающей среды на предприятиях а) проведение обучения по охране труда руководителей и специалистов учреждений в "ОГУП "Учебный комбинат по профессиональной подготовке кадров для жилищно- коммунального хозяйства" б) подготовка специалистов, занятых обслуживанием, ремонтом, эксплуатацией и надзором за объектами повышенной опасности, подконтрольных окружной инспекции технического надзора в) проведение технического диагностирования специализированной организацией * паровых и водогрейных котлов * вертикальных воздухосборников * козловых, мостовых и автомобильных кранов г) проведение аттестации вновь организованных рабочих мест в соответствии с требованиями стандартов ССБТ на договорной основе лабораторией УИН Белгородской области д) проведение работ по оборудованию КПО и деревообрабатывающего оборудования защитными устройствами и приспособлениями е) строительство канализационного коллектора в ИК-3, 8 ж) строительство станции биологической очистки сточных вод в Исправительной колонии-поселении N 2 з) капитальный ремонт станции биологической очистки сточных вод в Исправительной колонии N 7 |
Экономия оборотных средств на сумму 2,3 млн. рублей. Прекращение загрязнения рельефа местности сточными водами. Улучшение степени очистки сточных вод |
Затраты на реализацию мероприятий программы: Федеральный бюджет Областной бюджет Средства предприятий управления исполнения наказаний Средства инвесторов |
|
Всего: | |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Тамбовской области от 28 мая 2004 г. N 215-З "Об областной целевой программе "Содействие занятости населения Тамбовской области на 2004 - 2005 годы" (принят Тамбовской областной Думой 28 мая 2004 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тамбовская жизнь" от 11 июня 2004 г. N 113 (23057)